Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.
Оценка 4.7

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Оценка 4.7
Документация
doc
правоведение
10 кл
20.02.2017
Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой жизни России. Обучение в современной школе создаёт условия для всестороннего развития личности, давая необходимые представления о государственно-правовом регулировании экономики.Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.
электив право 10 класс 34ч..doc
Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10­х  классов с профильным обучением.  Объём программы: 34 ч. Пояснительная записка. Содержание   данного   курса   представляет   собой  комплекс   знаний   о   роли   права   в условиях   рыночной   экономики.   Актуальность   проблем,   связанных   с   изучением   основ экономики в школе, обусловлена с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой жизни России. Обучение в современной школе создаёт условия для всестороннего развития   личности,   давая   необходимые   представления     о   государственно­правовом регулировании экономики. Данная программа разработана на основе программно­методических материалов, программы курса «Основы правовых знаний» для 10­х классов/В. В. Спасская, С. И. Володина,   Н.   Г.   Суворова   и   др.;   Российский   фонд   правовых   реформ.   Проект   «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита­Пресс, 2001 Цель курса  состоит в формировании у школьников адекватных  представлений  о роли права в условиях рыночной экономики. Воспитание правовой культуры и мышления. Знания и навыки, полученные при изучении права и экономики в школе может служить основой правового образования,   позволяет   её   выпускникам   сознательно   выбирать   свою   будущую   профессию, всесторонне изучив её основы. Курс направлен на решение следующих  задач:  развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа  мышления, способности к самоопределению и самореализации;  освоение системы знаний, необходимых для защиты прав человека и  гражданина;  отношений;  воспитание правовой культуры в условиях развития рыночных  формирование опыта применения полученных знаний типичных задач в  области государственно­правового регулирования экономики. Полученная сумма экономических знаний даёт выпускникам основу для понимания роли и прав   человека   в   обществе,   что   целенаправленно   воздействует   на   нравственное   развитие молодого   человека,   умение   ориентироваться   в   потоке   разной   информации   и   в   типичных жизненных ситуациях. Изучение курса рассчитано на 34 часа учебного времени.   Объём   изучаемого   материала   позволяет   преподавателю   проводить   проверку   знаний, используя разнообразные формы организации учебного процесса, включая современные методы обучения и педагогических технологий. Тематическое планирование элективного курса « Право и экономика в жизни общества» Тема Форма урока Кол­во часов I  Правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь  современной России. (5 ч) 1.Экономические свободы и роль государства в их  защите. 2.Рыночная экономика как объект воздействия  права. Лекция с последующей  дискуссией. Интегрированный урок. 3.Способы воздействия государства на экономику. Урок­исследование II Виды юридических форм организации бизнеса (4 ч). 1.Система частного предпринимательства. 2.Предпринимательский риск. 3.Основные формы организации малого бизнеса. 4.Влияние конкуренции на деятельность фирм. III Договоры и контракты на рынке (6 ч) 1.Виды договоров. 2.Основные механизмы оформления торговых  операций: IV V VI а) трудовые контракты. б) коллективные договоры (соглашения).  Практическое занятие. Ценные бумаги (2 ч). 1.Понятие и виды ценных бумаг. 2.Рынок ценных бумаг и его участники. Социальные проблемы рынка труда (6 ч). 1.Трудовое право. 2.Занятость и трудоустройство в Российской  Федерации. 3.Трудовой договор. 4.Безработица. 5.Виды страхования и пенсии. 6.Деловая игра. Трудовые правоотношения. Виды экономических споров и порядок их  рассмотрения  (4 ч). 1.Расторжение трудового договора. 2.Досудебный порядок рассмотрения споров. 3.Судебный порядок рассмотрения споров. 4. Практическое занятие. VII Социально­экономические права граждан Российской  Составление бизнес плана. Урок с элементами  моделирования ситуаций в  бизнесе. Обучающая деловая игра. Решение проблемных задач. Индивидуальная работа  (подготовка рефератов). Решение проблемных задач  по теме урока Контрольный тест Работа с правовыми,  нормативными  документами. Виртуальная экскурсия. Семинар. Практическое занятие:  «заполнение таблиц» Анализ явлений и событий,  происходящих в  современной экономике. Работа с документами  (статьи Конституции РФ). Семинарское занятие. 2 1 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Федерации и их защита (6 ч). 1.Гарантии права частной собственности. 2.Защита чести, достоинства. 3.Защита прав потребителей 4.Защита трудовых прав граждан и  несовершеннолетних. 5.Практическое занятие. Повторительно­обобщающий урок. Итого: Урок­конференция Деловая игра. Работа с правовыми  документами. Сочинение­эссе Контрольный тест по курсу «Экономика и право». 1 1 1 1 2 1 34 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ С КРАТКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. Правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь современной России. (5 ч) Роль   права   в   жизни   общества:   понятие   права,   значение   права   в   различных   сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной). Рыночная экономика как объект воздействия права: производящее хозяйство как этап в развитии человечества. Цели и функции государства в экономики. Основные типы структуры рынка: современная конкуренция, монополия, олигополия. Моторная и фискальная политика государства. Виды юридических форм организации бизнеса (4 ч).  Понятие и признаки предпринимательства   Формы предпринимательства    Индивидуальное   предпринимательство:   возраст,   необходимый   для   занятия;   правовой статус   индивидуального   предпринимателя   (его   права   и   обязанности),   экономическая   роль экономического бизнеса.  Юридические лица: понятие и признаки.  Виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.  Создание, реорганизация, ликвидация предпринимательских организаций   Банкротство предпринимателей: понятие банкротства. Договоры и контракты на рынке (6 ч)  Понятие договора и его содержание   Форма договора (устная, письменная и нотариальная)   Виды договоров. Краткая характеристика договоров (купли­продажи, мены,       дарения, аренды, подряда, перевозки, банковского вклада, хранения, поручения).     Порядок заключения договора и его стадии     Способы обеспечения исполнения договора (неустойка в виде штрафа или пени, залог, удержание, поручительства, задаток).         Гражданско­правовая ответственность за неисполнение договора. Меры гражданско­ правовой   ответственности   за   неисполнение   договора   (возмещение   убытков,   взыскание, неустойки). Основание наложения гражданско­правовой ответственности.     Практическое занятие  Ценные бумаги (2 ч). История возникновения ценных бумаг. Понятие и назначения ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг: понятие, его участники. Социальные проблемы рынка труда (6 ч). Законодательство о труде. Трудовое правоотношение: права и обязанности работников и работодателей.  Трудовой договор и его содержание. Форма трудового договора, основание увольнение работников.   Безработица. Регистрация безработных. Пособие по безработице. Страхование. Виды социальной помощи по государственному страхованию. Пенсионное дело. Деловая игра. Трудовые правоотношения. Виды экономических споров и порядок их рассмотрения (4 ч).    Экономические и гражданские правовые споры     Судебный порядок рассмотрения споров     Исковая давность    Подсудность имущественных споров. Сроки исковой давности.     Практическое занятие  Социально­экономические права граждан Российской Федерации и их защита (6 ч). Защита   прав   собственности   силами   самого   собственника   и   с   помощью   юридической ответственности.  Защита чести, достоинства и деловой репутации. Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних: трудоустройство; правила приёма на работу; нормы труда; заработная плата; увольнение. Трудовые споры и их виды. Программа данного курса связана с применением активных или интерактивных методов Способы деятельности. обучения.  Суть   его   состоит   в   том,   что   учебный   процесс   организован   на   основе   взаимодействия, диалога, в ходе которого оюучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения,   принимать   продуманные   решения,   участвовать   в   дискуссиях,   общаться   с   другими людьми.       Формы организации учебных занятий       Интерактивные лекции с последующими дискуссиями Семинары Уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми Виртуальные экскурсии Практикумы Нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.) Исследовательские проекты, ролевые и деловые игры Работа с документами и различными источниками информации, учебные     «мозговые штурмы», разнообразные творческие работы Внутрипредметные и межпредметные связи на уроке. Практическое занятие. Это форма занятия, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники   решают   познавательные   задачи,   представляют   результаты   своей   практической   и творческой  деятельности  или   осваивают   сложные   познавательные   приёмы,   необходимые  для серьёзного и активного изучения прошлого. Структура практического занятия по решению  познавательных задач. 1­й этап – организационный. Сообщается тема занятия, его задачи, условия проведения, формы   работы   учеников:   индивидуальная,   групповая,   фронтальная.   Если   необходимо, распределяются роли консультантов, спикеров, экспертов, формируются рабочие группы. 2­й этап – решение познавательных задач. 3­й этап – обсуждение готовых решений. 4­й этап – подведение итогов (Приложение 1) Материально­техническое оснащение курса В   качестве   средств   обучения   учитель   должен   использовать   средства   наглядности: электронные пособия, таблицы,  Интернет­ресурсы,  Методическая часть В результате изучения данного курса учащиеся должны усвоить теоретический материал и  уметь его применять при выполнении практических заданий. Ученик должен знать: Основные вопросы экономики и различные способы их решения. Типы (формы) собственности. Роль государства в компенсации слабых сторон рыночного механизма.  Цели и функции государства в экономике.  Основные источники доходов семьи.  Основные положения закона РФ «О защите прав потребителя». Устройство налоговой системы России. Механизм формирования заработной платы труда. Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда. Основные права и обязанности наёмных работников и работодателей. Виды безработицы. Система помощи безработным. Основные принципы управления предприятием. Содержание и значение правовых норм, регулирующих экономические  отношения. Ученик должен уметь:                       Описывать основные экономические понятия. Приводить примеры экономических отношений, ситуаций, регулируемых  различными видами правовых норм. Объяснять действие рыночного механизма на условных примерах; анализировать  статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты России.  Заполнять основные разделы налоговой декларации. Оценивать поведение людей в бизнесе с точки зрения правовых норм. Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,  отражающие типичные ситуации в жизни. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов ( заявления,  справки, договор). Научиться защищать свои права, разрешать споры и конфликты правовыми  способами. Критерии эффективности реализации программы, форма контроля и методы оценки      Чтобы оценить динамику усвоения учащимися теоретического материала и поставить  знаний, умений и навыков учащихся. учащегося перед необходимостью постоянно заниматься, добывать новые знания, расширить  свой интеллект психологически очень важно показать подростку объективную картину об  уровне его знаний и умений, а, значит, и об ожидающей его оценки. Знание учителем уровня  владения его учениками определённой темы позволяет ему вовремя внести определённые  коррективы в учебный план.      Данный курс очень широк, поэтому довольно много возможностей разнообразить  формы контроля за усвоением как теоретического, так и практического материала. Здесь можно предполагать и индивидуальные, самостоятельные работы по каждой теме,  тестирование, доклады, исследования, практические и творческие работы, использование  Интернет­ресурсов. Критерии выставления итоговых отметок  могут быть следующими: ­ оценка «отлично» «5» – учащийся идеально освоил теоретический материал курса,  блестяще применяет его при решении конкретных заданий, защиты доклада, реферата, работы  над индивидуальным домашним заданием. Продемонстрировал умение работать с информацией,  принимал самое активное участие во время дискуссии, научился добывать и использовать  информацию, рекомендованные как на бумажных, так и  на электронных носителях. Очевиден  его интеллектуальный рост и рост его общих умений. ­ оценка «хорошо «4» ­ учащийся усвоил идеи и методы данного курса в такой степени,  что может справиться со стандартными заданиями. Ученик может написать доклад, реферат, но  не проглядывается творческий подход. Выполнил индивидуальную работу, самостоятельную  работу, но с некорректными недочётами. То есть, оценка «хорошо» ­ это оценка за усердие и  прилежание, которые привели к положительным результатам, свидетельствующим об  интеллектуальном росте, и о возрастании общих умений. ­ оценка «удовлетворительно» «3» ­ учащийся усвоил простые идеи и методы курса, что  позволяет ему решать задания по данному курсу хорошо, в пределах школьной программы. ­ оценки «неудовлетворительно» «2» ­ считаю не следует ставить по той простой причине,  что таких учеников на элективных курсах нет. Можно оценивать и как «зачёт»/ «не зачёт». Рекомендуемая литература для учителя 1. Основная Липсиц И. В.: Экономика ­2 – е изд. дополненное – М.: Вита­Пресс 1996 Никитин А. Ф.: Право – 10 кл. – М., 2002. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. В 2­х кн.: Учебное пособие для  2. 3. 4. 10­11 кл. – М.: Вита­Пресс, 2000 5. экономика»: Пособие для учителя 10­11 кл. – М.: Вита­Пресс, 2000 6. 2000 Кашанина Т. В. , Кашанин А. В., Методическое пособие по курсу «Право и  Право и экономика: Хрестоматия для учащихся 10­11 классов. – М.: Вита­Пресс,  Дополнительная 1.Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 1998 2.Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя. – М., 1995 3.Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Основы российского права. – М., 1997 4.Никитин А. Ф. Основы государства и права. – М., 1999 5.Шилобод М. И. и др. Политика и право: Учебное пособие для старшеклассников. –  М., 1998 Приложение 1 Ролевая игра "Час суда" “Час суда” ­ один из вариантов итогового урока “Основы потребительских знаний”.  Продолжительность игры – 1,5 часа (2 урока). Материалы для рассмотрения в суде учащиеся  находят в периодической печати (например, газета “Российская газета” рубрика “Страничка  потребителя”). Игра состоит из трех этапов: подготовительного, основного и рефлексии. 1. Подготовительный этап В классе выбираются 4­5 человек – будущие судьи, остальные делятся на 2 группы:  потребители (истцы) и ответчики (производители, продавцы). В течение первой недели  потребители подают заявления секретарю суда, с описанием претензий к продавцам  (производителям). Секретарь выбирается из учащихся класса. Учителем назначаются ответчики  по рассматриваемым делам. Все 3 группы начинают подготовку к слушанью дел в суде.  Секретарь передает зарегистрированные заявления судьям. Задача судей: ознакомившись с  заявлениями, подготовиться к проведению судебного заседания. 2. Основной этап “Рассмотрение дел в суде” Продолжительность – 60­65 минут (по 15­17 минут на каждое дело). Примерный план “зала судебных заседаний”: Стулья для присутствующих “Судебное заседание” Судебное заседание начинается словами секретаря: “Встать! Суд идет!”. (все  присутствующие встают). Судья занимает свое место в “зале заседаний”, садиться и просит  истца сформулировать свою претензию к ответчику. По ходу рассмотрения дела судья задает  уточняющие вопросы ответчику и заявителю. Заслушав обе стороны, судья выносит решение в  соответствии с законом “О защите прав потребителя”. Его место занимает следующий судья и  так далее. На рассмотрение каждого дела отводится 15­17 минут, за занятие слушается примерно 4­5 дел. 3. Рефлексия Продолжительность – 20 минут. Все участники игры: судьи, заявители, ответчики, присутствующие садятся в круг и  говорят, какие чувства они испытывали во время игры, находясь в своей роли. После  высказывания каждого, учитель подводит итог игры. Литература, рекомендуемая ученикам для подготовки к игре “Час суда” 1. “Основы потребительских знаний” учебник, М, 1997 г. 2. Правила торговли отдельными видами товаров. – 6­ое издание., М: Ось­89, 2003 серия  (Библиотека потребителя). 3. “Закон о защите прав потребителей”. 4. Комментарии к закону “О защите прав потребителей”. Варианты ситуаций для рассмотрения в суде   Недавно купили телевизор. Не проработал и двух недель – сломался. Телевизор  достаточно дорогой, не хотелось бы пользоваться новой, но уже прошедшей ремонт вещью.  Продавец предлагает ремонт, деньги возвращать отказывается.   Полгода назад я купил часы стоимостью 30 тысяч рублей. Гарантия у часов 2 года. И вот по истечению 6 месяцев часы остановились. В магазине мне отказали в гарантийном ремонте или замене часов, так как упаковка утеряна. Хотя и паспорт и гарантийный талон и чек я продавцу  предоставил.   Живем в глубинке, газеты и журналы к нам приходят через 3­4 дня после их выхода.   Наталья купила шубу в ЦУМе. Придя, домой она увидела, что цвет не тот, который  хотелось. Да и фасон не слишком подходит. С заявлением и чеком она пришла в магазин. Шубу  приняли, в заявлении написали, что она находится в отделе, но деньги – 20 тыс. рублей отдать не торопились. Прошел 1 месяц.   Приобрела телевизор в кредит. Смущает цвет на экране, отливает зеленоватым  оттенком. В магазине поменять телевизор или вернуть деньги мне отказали.   Покупательница приобрела себе в магазине смеситель. Кран установили довольно  быстро, но он подтекал. Сантехник не мог найти причину течи. Покупательница предъявила  претензию магазину. Директор магазина предоставил сантехника своей организации. Тот тоже не смог разобраться, почему кран подтекает. Директор магазина рассмотрел претензию, пообещал  вернуть деньги, но передумал. Снова был приглашен уже другой сантехник, который устранил  течь, но покупательница уже не могла смотреть на кран спокойно потребовала вернуть ей  деньги. Директор магазина ответил ей отказом.   Покупательница приобрела туфли. Прогулка в них была не долгой – 5 дней.  Покупательница принесла их в магазин, но в обмене или в возврате денег ей отказали. Продавец  заявила: “Туфли качественные, просто вы носили их небрежно”.  Примерное распределение ролей в классе:   4­5 человек – “судьи”, в основном учащиеся готовящиеся поступать на юридические  факультеты.   1­2 человека – секретари суда: принимают и регистрируют заявления, помогает в  проведении судебного заседания судьям.   4­5 человек – ответчики.   4­5 человек ­ заявители.  ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭКОНОМИКА» Подберите единственно верное определение для приведенных ниже терминов (укажите  номер правильного ответа)  1.Абсолютно неэластичный спрос –  2.Спрос единичной эластичности –  3.Неэластичный спрос –  4.Эластичный спрос –  5.Взаимозаменяемые товары –  6.Товары низкого качества –  7.Взаимодополняемые товары –  8.Обычные товары – 1. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности выше единицы (т. е. объем  спроса изменяется в большей степени, чем цена).  2. Такие товары, для которых существует обратное соотношение между изменением цены  на один из них и изменением объема спроса на другой.  3. Величина %­ого изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном  изменении его цены.  4. Спрос, объем которого не меняется при изменении цены.  5. Величина %­ого изменения объема предложения товара при однопроцентном изменении  его цены.  6. Такие товары, для которых коэффициент эластичности спроса по доходу больше  единицы (потребление этих товаров растет быстрее дохода покупателя).  7. Величина %­ого изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном  изменении дохода потребителя.  8. Случай, при котором изменение объема спроса происходит при неизменной цене товара.  9. Величина %­ого изменения объема спроса на данный товар при изменении цены другого  товара.  10. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности равен единице, т. е. цена и  объем спроса изменяются в одинаковой степени.  11. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности меньше единицы, т. е.  величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена.  12. Товары, для которых существует прямое соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.  13. Товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителя.  ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Ученикам предлагается перечислить положительные и отрицательные стороны покупки  товаров в следующих местах ( в участии принимали 30 учеников): А) в супермаркете:     «+» ­ большой выбор, возможность осмотреть товар, не надо стоять в очереди в отдел;      «­» ­ вероятность импульсивных покупок, дороговизна; Б) в магазине с традиционным обслуживанием:     «+» ­ личный контакт с продавцом;     «­» ­ большие затраты времени на покупку; В) на вещевом рынке:     «+» ­ большой выбор, дешёвые цены;     «­» ­ неудобства (сложно мерить товар, много народу), отсутствие гарантий качества. Итог: А: 17;13           Б: 21; 9           В: 7; 23

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов с профильным обучением.

Программа элективного курса    «Право и экономика в жизни общества».  для 10-х  классов с профильным обучением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017
Посмотрите также: