Программа элективного курса "Решение географических задач"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа элективного курса направлена на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ по географии. Основой успеха на экзамене является систематическое, последовательное повторение основных вопросов школьной географии, восстановление в памяти с помощью атласов представлений о положении на карте основных географических объектов. В основе курса лежит системно-деятельностный подход. Цель курса: подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по географии. Задачи курса:  Повторить курсы географии: начальный, географию материков и океанов, географию России, географию мира;  Научить применять полученные знания для решения практических задач;  Закрепить умение анализировать информацию, представленную на картах, графиках, в таблицах.  Научить вычерчивать топографический профиль и отмечать на нем контрольные точки. Курс рассчитан для изучения в 11 классе. Срок реализации - 1 год. Количество часов в неделю – 1, за год – 34. Содержание курса: Курс состоит из 4-х разделов: 1. Начальный курс физической географии. 2. География материков и океанов. (В данном разделе необходимо повторить основные знания о природе океанов, материков, народах, населяющих материки, их хозяйственную деятельность.) 3. География России. 4. География мира. Содержание данного курса обеспечивает комплексность и системность подготовки к ЕГЭ, так как включает в себя практические задания по отработке закрепления знаний и умений по всем темам, а также отрабатываются навыки чтения карт и развивают познавательный интерес у учащихся.
Иконка файла материала Программа элективного курса..doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ГЕОГРАФИИ»  Пояснительная записка Программа курса составлена с учетом требований ФГОС среднего (полного) общего образования.   Стандарт   определяет   требования   базового   и   углубленного   уровней     к предметным результатам освоения  курса географии.  В учебном плане школы на изучение предмета   география   отведен   1   час   в   10   классе   и   1   час   в   11   классе.   Этого   времени недостаточно   для   того,   чтобы   подготовить   учащихся   к   успешной   сдаче   выпускного экзамена.  В соответствии с требованиями Стандарта  к результатам освоения программы на базовом уровне выпускник должен: 1) владеть представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; 2)   владеть   географическим   мышлением   для   определения   географических   аспектов природных, социально­экономических и экологических процессов и проблем; 3)   сформировать   систему   комплексных   социально   ориентированных   географических знаний   о   закономерностях   развития   природы,   размещения   населения   и   хозяйства,   о динамике   и   территориальных   особенностях   процессов,   протекающих   в   географическом пространстве; 4) владеть умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами   и   явлениями,   их   изменениями   в   результате   природных   и   антропогенных воздействий; 5)   владеть   умениями   использовать   карты   разного   содержания   для   выявления закономерностей   и   тенденций,   получения   нового   географического   знания   о   природных социально­экономических и экологических процессах и явлениях; 6)   владеть   умениями   географического   анализа   и   интерпретации   разнообразной информации; 7)   владеть   умениями   применять   географические   знания   для   объяснения   и   оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; 8) сформировать представление и знать   основные проблемы взаимодействия природы и общества, о природных и социально­экономических аспектах экологических проблем.                         Содержание  контрольно­ измерительных материалов включает вопросы за курс средней   и   основной   школы,   а   также   географические   задачи,   для   отработки   навыков решения   которых   требуется     дополнительное,   внеурочное   время.   Основой   успеха   на экзамене   является   систематическое,   последовательное   повторение   основных   вопросов школьной   географии,   восстановление   в   памяти   с   помощью   атласов   представлений   о положении на карте основных географических объектов. В основе курса лежит системно­ деятельностный подход. Цель курса: подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по географии. Задачи курса: Повторить   курсы   географии:   начальный,   географию   материков   и   океанов, географию России, географию мира;  Научить применять полученные знания для решения практических задач;  Закрепить   умение   анализировать   информацию,   представленную   на   картах, графиках, в таблицах.  Научить вычерчивать топографический  профиль и отмечать на нем контрольные точки. Курс рассчитан для изучения в 11 классе. Срок реализации ­ 1 год.  Количество часов в неделю – 1, за год – 34. Содержание курса: Курс состоит из 4­х разделов: Начальный курс физической географии. 1. 2. География материков и океанов. (В данном разделе необходимо повторить основные знания о природе океанов,  материков, народах, населяющих материки, их хозяйственную деятельность.)  3. 4. Содержание данного  курса обеспечивает комплексность и системность подготовки к ЕГЭ, так как включает в себя практические задания по отработке закрепления знаний и умений по всем темам, а также отрабатываются навыки чтения карт и развивают познавательный интерес у учащихся. География России. География мира. Планируемые результаты. В конце курса учащиеся  научатся:  определять на карте местоположение географических объектов;  понимать географические явления и процессы в геосферах;  понимать   природные   и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических проблем;  понимать географические особенности природы материков и океанов, особенности природы России;  оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира;  оценивать уровни урбанизации отдельных территорий, знать и понимать основные направления миграций;  понимать различия в уровне и качестве жизни населения;  понимать   специализацию   стран   в   системе   международного   географического разделения труда;  понимать географическую специфику России и отдельных стран; понимать особенности населения России и разных стран;  выделять существенные признаки географических объектов и явлений;  определять   и   сравнивать   по   разным   источникам   информации   географические тенденции   развития   природных,   социально­экономических   и   геоэкологических объектов, процессов и явлений;  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для чтения карт различного содержания;  понимать  географические   особенности  отраслевой   и  территориальной  структуры мирового хозяйства,  размещения его основных отраслей;  определять   и   сравнивать   по   разным   источникам   информации   географические тенденции развития социально­экономических объектов, процессов и явлений;  оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;  объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;  объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;    использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде. УМК. 1. Учебник «География» 6 класс. Авторы Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. 2. Учебник «География» 7 класс. Авторы Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 3. Учебник «География» 8 класс. Автор Баринова И.И. 4. Учебник «География» 9 класс.  Авторы Дронов В.П., Ром В.Я. 5. Учебник «География» 10­11 классы. Автор Максаковский В.П. 6. Атласы 6,7,8,9,10 классов издательство «Дрофа» 7. Сборники заданий ЕГЭ (в действующей редакции). 8. Демоверсии КИМ по географии  9. Диск издательства «Физикон». Подготовка к ЕГЭ (В действующей редакции) Календарно­тематическое планирование: № урока 1 Тема урока Дата проведения урока Раздел I. Начальный курс физической географии. Чтение плана местности с помощью условных знаков.  Работа с планами местности2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Способы ориентирования на местности. Азимут.   Определение по плану местности азимута объекта Определение абсолютных и относительных высот.   По   плану   местности   определить   высоты   объектов, перепады, уклон местности и т.д Определение координат географических объектов. Практические задания:  Определение   по   градусной   сетке   направлений   на   карте России, полушарий;   Определение   расположения   географических   объектов относительно   друг   друга   (например,   что   расположено севернее: северная оконечность полуострова Таймыр или Чукотки);   Определение географических координат;   Определение географических объектов по предложенным координатам.  Практическая работа (по демоверсии).   Построение профиля. Нанесение контрольных точек. Практическая работа. Описание горных пород по образцам.  Соответствие горная порода – её тип Решение задач на определение  температуры воздуха. Например:  Какая температура воздуха будет на вершине горы, если у подножья она была +240, а высота горы 4000 м? Решение задач на определение атмосферного давления. Например:  На   метеостанциях,   расположенных   на   склоне   горы,   были одновременно   проведены   измерения   атмосферного давления.   Расположите   эти   метеостанции   в   порядке повышения  значений  атмосферного   давления   от  наиболее низкого к наиболее высокому. Решение задач  с использованием климатических карт. Например:  В   каком   климатическом   поясе   находится   территория, обозначенная на кате буквой А?  С   помощью   карты   сравните   среднегодовое   количество осадков в точках, обозначенных на карте буквами А, Б, В. Расположите эти точки в порядке увеличения количества осадков, выпадающих в них. Решение задач на определение типов климата. Например:  Для какой территории характерен муссонный тип климата?  Решение   задач   на   определение   высоты   Солнца   над   горизонтом. Например:   распределите   перечисленные   параллели   в   порядке увеличения   продолжительности   светового   дня   12   июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью 70с.ш., 270 с.ш., 570 с.ш.  Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 1 августа… Определение   по   картам   атласа   бассейнов   рек,   водоразделов, рассмотрение проблемных ситуаций. Например:  Что будет, если повернуть реки вспять? Раздел II. География материков и океанов. Африка. Например:   Верны ли следующие утверждения об Африке?.....  Сопоставь страна­столица… Австралия и Антарктида. Например:  Почему   население   Австралии   сосредоточено   на побережьях?  Почему   Антарктида   была   открыта   позже   других материков? (ответ подтвердите информацией с карты)  Верны ли следующие утверждения об Австралии?  В   каком   из   пунктов,   обозначенных   на   карте   Австралии буквами, в течение года выпадает наибольшее количество атмосферных осадков? Южная Америка. Например:  Установи соответствие между страной и ее столицей.  Какие природные зоны в Южной Америке отсутствуют?...  Из   какой   природной   зоны   в   какую   переместится   совершив   перелет   по   маршруту, путешественник, указанному на карте? Северная Америка. Например:  Установите соответствие между географическим объектом и цифрой, которой он обозначен на карте. Евразия. Например:  Наиболее   часто   землетрясения   в   Евразии   бывают   на полуострове….  Верны ли следующие утверждения о Норвегии…?  Какие   из   перечисленных   гор   Евразии   имеют   наибольшие абсолютные высоты? Тихий океан. Например:  Какие   способы   сокращения   площади   Тихоокеанского «мусорного» пятна  вы можете предложить? Атлантический океан. Например:  Перечислите внутренние и окраинные моря Атлантического океана. Индийский океан. Например:  Установите   соответствие   составных   частей   океана   и буквами, которыми они обозначены. 12 13 14 15 16 17 18 19 2021 22 Северный Ледовитый океан. Например:  Установите соответствие между морем и его обозначением на карте Раздел III.  География России. Решение задач с использованием таблиц по теме «Природа России» Например:   Самолет   вылетел   из   Владивостока   (IX  часовая   зона)   в Красноярск   (VI  часовая   зона)   в   10   часов   по   местному времени.   Расчетное   время   полета   составляет   5   часов. Сколько   времени   будет   в   Красноярске,   когда   самолет приземлится?  Установите соответствие между рекой и её обозначением на фрагменте карты России.   Расположите   перечисленные   периоды   геологической истории   Земли   в   хронологическом   порядке,   начиная   с самого раннего…  Какая   из   перечисленных   природных   зон   занимает наибольшую площадь на территории России? 23 Решение   задач   с   использованием   статистических   материалов   по теме «Население России» Например:   В   каком   из   перечисленных   регионов   России   средняя плотность населения наибольшая (наименьшая), почему?  Какой   из   перечисленных   городов   является   городом­ миллионером?...  Установите соответствие между республикой в составе РФ и её столицей…  Определите по графику, в каком году в России наблюдался наибольший естественный прирост населения?... Решение задач с использованием карт,  статистических материалов по теме «Хозяйство России» (Например: 24  В   пределах   какой   из   обозначенных   буквой   на   фрагменте карты   России   территорий   посевы   сахарной   свеклы занимают наибольшую площадь?  Какой   из   перечисленных   городов   Европейского   Юга является   наиболее   крупным   по   грузообороту   морским портом?...  В каком из перечисленных регионов густота автомобильных дорог наибольшая?... 25 Определение   по   описанию   субъекта   Российской   Федерации, природного,   географического   или   экономического   района. (Например:   Эта область расположена в лесной зоне. Особенностью её ЭГП   является   пограничное   положение   с   одной   из   странСНГ. По её территории проходят важнейшие транспортные магистрали,   связывающие   Россию   со     странами   Западной Европы.   Никаких   полезных   ископаемых,   кроме   торфа, строительных материалов и небольших запасов бурого угля, в   области   нет.   Основными   отраслями   промышленности являются машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность.   Энергией   хозяйство   области обеспечивает крупная современная АЭС. Решение   задач   с   использованием   карт   по   теме   «Политическая карта мира»  Например:  26 Раздел IV. География мира  Город   Брисбен   имеет   координаты   270  ю.ш   и   1530  в.д. Определите  на территории какого государства  находится город?  Перечислите   страны   –   наибольшие   (наименьшие)   по площади  территории,   имеющие  или   не имеющие   выход  к морям, расположенные на островах или полуостровах.  Классифицируйте страны по форме правления, приведите примеры.  Составьте   таблицу   (кластер)   стран   по   уровню экономического развития. 27 Решение   задач   с   использованием   статистических   материалов   по теме «Население мира». Например:   Определить страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Объяснить почему?  Расположите   страны   в   порядке   возрастания   в   них естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей)…  В   каком   из   следующих   утверждений   содержится информация об урбанизации?...  Проанализируйте   данные   таблицы,   определите   показатель естественного   прироста   в   %0  и   величину   миграционного прироста в Ленинградской области 2013 году . Решение   задач   с   использованием   статистических   материалов   по темам «Природные ресурсы», «Ресурсообеспеченность» Например: 28  Для какой страны характерна структура ВВП, показанная на диаграмме?  Верны ли следующие выводы об изменении доли отдельных стран   в   мировом   экспорте,   сделанные   на   основе   анализа данных таблицы?...  Какие   три   из   перечисленных   стран   мира   являютсякрупными производителями природного газа (и т д )?  Используя таблицу, сравните ресурсообеспеченность стран природным   газом.   Расположите   страны   в   порядке возрастания   в   них   показателя   ресурсообеспеченности, начиная   со   страны   с   наименьшим   значением   этого показателя. Решение   задач   с   использованием   статистических   материалов   по теме «Сельское хозяйство стран мира» Например: 29  Какое   соответствие   «с/х   культура   –   регион,   являющийся мировым лидером по ее производству», является верным?..  Какая   из   перечисленных   стран   относится   к   странам   с 30 31 аграрной структурой экономики?  Какая   из   перечисленных   стран   специализируется   на выращивании цитрусовых культур? Решение   задач   с   использованием   статистических   материалов   по теме «Транспорт мира». Например:  Для   какого   из   перечисленных   регионов   характерна наибольшая густота железнодорожной сети?... Определение по описанию страны мира. Например:   населяют данную страну арабские народы и туареги. Кроме того   здесь   живёт   много   французов.   Поэтому   языком общения является не только арабский, но и французский. В стране   добывают   нефть,   газ,   фосфаты.   Большая   южная часть страны представляет собой возвышенную равнину, а на   востоке   поднимается   нагорье,   часть   страны   занята пустыней,   где   сосредоточены   большие   запасы   подземных вод.   Население   занимается   оазисным   земледелием   и кочевым   скотоводством.   Основная   культура   оазисов   – финиковая пальма. (Алжир) 32 Работа с текстом. Нужно вставить пропущенные слова и  предложения и дать ответы на вопросы. Например:  В Восточной Европе стремительно сокращается  численность населения По состоянию на 2015 год в  Восточной Европе было зафиксировано 292 миллиона  жителей. Это на 18 миллионов меньше, чем в начале 90­х  годов. Восточные европейцы уезжали в Западную Европу,  вдохновлённые возможностью заработать больше и жить  лучше. То есть одной из причин сокращения численности  населения стала _________(А) из Восточной Европы. К  примеру, поляки, латвийцы и литовцы чаще всего уезжали в Великобританию и Ирландию. Эстонцы – в Финляндию;  румыны – в Италию и Испанию. В последнее время  популярной стала _________(Б) в Норвегию. Другая  причина сокращения населения – это уменьшение_________(В). Экономическая и политическая  неопределённость в постсоветскую эпоху сильно повлияла  на естественный прирост в совокупности с отсутствием  адекватной системы социального обеспечения.  Список слов (словосочетаний):  1) эмиграция  2) урбанизация  3) рождаемость  4) иммиграция  5) смертность  6) экономическая интеграция Решение  демонстационной версии ЕГЭ по географии. Зачет. 33 34