Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико математического профиля, интересующихся математикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения по математике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту математического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы алгебры, геометрии и математического анализа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов, интересующихся математикой и
планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели
обучения по математике учащихся средней школы и соответствует государственному
стандарту математического образования. Материал излагается на теоретической основе,
включающей вопросы алгебры, геометрии и математического анализа. Курс «Решение
математических задач повышенного уровня сложности» рассчитан на 35 часа (1 час в неделю).
Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие
знания по математике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной
подготовке по выбранной специальности.
Данная программа выполняет две основные функции:
информационнометодическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
организационнопланирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов.
Программа представляет собой курс математики в объеме 35и учебных часов за
учебный год.
Общая характеристика курса
В данном курсе содержание образования, представленное в основной школе,
развивается в следующих направлениях: систематизация сведений о числах, формирование
представлений о расширении числовых множеств от натуральных до вещественных, как
способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира
и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений; развитие и
совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств
и их систем; систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование
графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в
объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать геометрические,
физические и другие прикладные задачи; совершенствование математического развития до
уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из
различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях.
Цели
Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как
универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями
и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин,
для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном
уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, развитие
математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне,
необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в
области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей
развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости
математики для общественного прогресса.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического
аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики; значение
идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения
моделей реальных процессов и ситуаций;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их
применимость в различных областях человеческой деятельности; различие требований,
предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально
экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на
аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для
практики;
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы,
применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной
степени, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться
оценкой и прикидкой при практических расчетах;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении
математических задач;
находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на
множители;
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени,
радикалы тригонометрические, показательную и логарифмическую функции.
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания
функции; строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций; решать
уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их
графические представления;
вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления
производных, используя справочные материалы; исследовать функции и строить их
графики с помощью производной; решать задачи с применением уравнения
касательной к графику функции; решать задачи на нахождение наибольшего и
наименьшего значения функции на отрезке;
решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и
логарифмические уравнения, их системы; доказывать неравенства; решать текстовые
задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с
учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с
двумя переменными и их систем; находить приближенные решения уравнений и их
систем, используя графический метод; решать уравнения, неравенства и системы с
применением графических представлений, свойств функций, производной.
использовать метод координат при решении задач.
Программа элективного курса «Решение математических задач повышенного
уровня сложности» по математике, 11 класс
(1 час в неделю, всего 35 часа)
Область определения иррациональных выражений. Графическое решение уравнений и
Тема 1. Степени и корни(4 часа)
неравенств. Иррациональные уравнения и неравенства. Степень с действительным
показателем. Иррациональные уравнения и неравенства с параметром.
Тема 2. Показательная и логарифмическая функции. Показательные уравнения и
неравенства(10 часов)
Преобразование и вычисление выражений, содержащих показательную и
логарифмическую величины. Область допустимых значений выражения, содержащего
логарифм. Логарифмические уравнения и методы их решений. Смешанные уравнения.
Логарифмические неравенства. Смешанные неравенства.Признаки делимости. Сравнения. Диофантовы уравнения.
Тема 4. Задачи теории чисел(5 часов)
Равносильность уравнений. Теоремы о равносильности. Отбор корней уравнения.
Тема 5. Задачи с параметром(6 часов)
Общие методы решения уравнений с одной переменной. Приемы решения задач с параметром.
Тема 6. Преобразование выражений(4 часа)
Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих тригонометрические,
степенные, показательную и логарифмическую функции.
Геометрические фигуры и их свойства. Вычисление геометрических величин. Решение
Тема 7. Геометрические задачи(4 часа)
планиметрических и стереометрических задач.
Резерв 2 часа.
Оценка знаний
Оценка « отлично» (5) – учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил
навыки в его применении при решении конкретных математических задач, имеющих
прикладной характер; в процессе работы над индивидуальными домашними заданиями ученик
продемонстрировал умение работать с литературными источниками; он отличался активным
участием в диспутах и обсуждениях проблем, поставленных и решаемых в данном курсе;
кроме того, ученик отличился творческим подходом и большой заинтересованностью как при
освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий. Он
научился работать в малых группах, очевиден и несомненен его интеллектуальный рост и рост
его общих умений.
Оценка « хорошо» (4) – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой
степени, что может справиться со стандартным заданием; выполнил (но без проявления явных
творческих способностей) домашние задания; можно сказать, что оценка «хорошо – это за
усердие и прилежание, которые привели к определенным положительным результатам,
свидетельствующим и об интеллектуальном росте, и о возрастании общих умений слушателя
курса.
Оценка « удовлетворительно» (3) – учащийся освоил наиболее простые идеи и методы
курса, в итоговой работе самого простого состава задач ученик справился с половиной задач.
Оценка « неудовлетворительно» (2) – ученик не проявил ни прилежания, ни
заинтересованности в освоении курса (скорее всего, выбор им этого элективного курса
оказался ошибкой), он халатно отнесся к выполнению индивидуальных домашних заданий;
дискуссии для ученика неинтересны, и он уклонялся от участия в них, в итоговой
контрольной работе самого простого состава задач он справился всего с 12 задачами.
Оценка «зачтено» соответствует оценкам 35, «не зачтено» — оценке 2.
Учебнотематическое планирование, 11 класс
(1 часа в неделю, всего 35 часов)
№
Тема
Степени и корни (4 часа)
Количест
во часов
Преобразование иррациональных и степенных выражений
Преобразование иррациональных и степенных выражений
Степенные функции, их свойства и графики
Решение уравнений графическим методом.
1
2
3
4
Показательная и логарифмическая функции. Показательные и логарифмические
1
1
1
1
уравнения и неравенства (10 часов)
5
6
7
8
Область определения функции. Область допустимых значений
уравнения и неравенства
Методы решения показательных уравнений
Решение показательных уравнений и неравенств
Решение показательных уравнений и неравенств
1
1
1
19
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Диагностическая работа «Показательные уравнения и неравенства»
Свойства логарифмов. Преобразование логарифмических выражений
Методы решения логарифмических уравнений и неравенств
Методы решения логарифмических уравнений и неравенств
Решение логарифмических уравнений и неравенств
Решение систем логарифмических уравнений и неравенств
Задачи теории чисел (5 часов)
Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 7, 11.
Решение уравнений в целых числах.
Решение задач типа С6 (теория чисел)
Решение задач типа С6 (теория чисел)
Решение задач типа С6 (теория чисел)
Задачи с параметром (6 часов)
Равносильность уравнений
Основные методы решения уравнений
Решение иррациональных уравнений и неравенств
Решение уравнений и неравенств с параметрами
Решение уравнений и неравенств с параметрами
Решение тригонометрических уравнений и их систем
Преобразование выражений (4 часа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выражения и преобразования
Уравнения и неравенства
Функции и их свойства
Числа и вычисления
26
27
28
29
Геометрические фигуры и их свойства. Измерения геометрических величин (4 часа)
30
31
32
33
Уравнение прямой и плоскости в пространстве
Задачи на определение углов между прямыми и плоскостями
Многоугольники
Решение различных геометрических задач
1
1
1
1
1
1
1
1
Резерв 2 часа.
Литература
1. Алгебра и начала математического анализа. 1011 классы. В 2 ч. Ч.1. Учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений(базовый уровень) / А. Г. Мордкович. – 9е
изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2008.
2. Алгебра и начала математического анализа. 1011 классы. В 2 ч. Ч.2. Задачник для
учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А. Г. Мордкович и др.];
под ред. А. Г. Мордковича. – 9е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2008.
3. Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). В двух книгах.
Книга 1. Алгебра/ Под ред. М. И. Сканави. – 9е изд., перераб. и доп. – М.: ООО
«Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.
4. Единый государственный экзамен: математика: контрольные измерительные
материалы: 2010. М.Просвещение, СПб:филиал издательства «Просвещение»