Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
11 кл
14.02.2018
Цель данного курса - систематизация и корректировка знаний в области правописания, создание лингвистической базы для языкового анализа. Функция курса - развитие орфографической,пунктуационной, языковой, коммуникативной компетенции учащихся. Теоретический материал построен по при нципу "от простого к сложному" , учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Рабочая программа учебного предмета.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса “Орфографический практикум” входит в
образовательную область «Филология».
Предмет изучения «Русский язык»
Объектами изучения являются:
разделы русского языка
Цель факультатива:
систематизация и корректировка знаний в области русского правописания;
создание лингвистической базы для языкового анализа;
Задачи:
формировать устойчивые орфографические навыки на базе обобщения и
теоретического осмысления знаний, полученных в 510 классах;
формировать навыки сознательной оценки письменного текста с точки зрения
действующих норм правописания;
овладеть способами действия с языковым материалом на основе понятий и
правил;
выработать навыки выполнения тестовых заданий по разделам курса русского
языка в соответствии с форматом ЕНТ;
прививать интерес и любовь к русскому языку.
Задачи решаются при использовании таких форм работы:
коллективная
групповая
индивидуальная
парная
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее
эффективными приёмами:
работа с обобщающими схемами и таблицами;
семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для
выражения смысла посредством письма;
работа с различными лингвистическими словарями.
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и
место программы в образовательном маршруте обучающегося:
учёт индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
комплексный подход при разработке занятий;
научность, связь теории и практики;
преемственность;
наглядность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения
Элементы применяемых технологий:
личностноориентированное обучение
элементы технологии сотрудничества
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному
содержанию образования по русскому языку, поэтому данный факультатив будет
способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений,
предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои
возможности по русскому языку.
Функции данного факультатива – развитие орфографической,
коммуникативной компетенции учащихся.
пунктуационной,
Предусматривает обучение учащихся грамотности. Программа имеет тесную связь
с основной программой «Русский язык» в 11 классе.
языковой,
Теоретический и практический материал программы построен по принципу
“от простого к сложному”, учитывает возрастные, индивидуальные особенности
учащихся.
Педагогическая целесообразность данного курса в том, что он способствует
повышению уровня общего развития учащихся, уровня их общей культуры,
ребёнок овладевает орфографическими, языковыми навыками. Данный курс
воспитывает культуру речи, учит быть конкурентно способной личностью.
Практикум поможет учащимся при подготовке к сдаче экзамена по русскому
языку в формате ЕНТ.
Актуальность заключается в том, что при тематическом планировании
учитывалось изучение основных разделов русского языка, основных орфограмм и
пунктуационных правил, которые встречаются в заданиях ЕНТ.
Специфика данного курса в том, что он способствует не только подготовке к
ЕНТ, но и повышению грамотности учащихся.
Значение курса в том, что через обучение осуществляется:
воспитание культуры речевого поведения;
воспитание бережного отношения к языку как главному условию приобщения к
культуре, искусству;
воспитание чувства гражданственности и человеческого достоинства;
овладение орфографическими и пунктуационными навыками.
Выбор методов обучения определяется назначением практикума, его целями.
Приоритетными являются практические методы, они сочетаются с частично
поисковым и исследовательским методом.
Факультативный курс “Орфографический практикум” имеет нормативный срок
реализации – 1 учебный год, общий объем – 34 часа, режим занятий – 1 учебный
час в неделю, форма занятий урок Ожидаемый результат: по окончании курса повышается орфографическая,
пунктуационная зоркость учащихся, расширяется их кругозор, развиваются
индивидуальные творческие способности. Предполагается коррекция
фонетических недостатков, развитие грамматической структуры речи, обогащение
словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной,
научной, терминологической и др.
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате обучения на основе данной учебной программы, обучающиеся
должны овладеть умениями:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
понимать информацию письменного сообщения;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официальноделовой
стили, язык художественной литературы;
определять функциональносмысловой тип речи;
определять лексическое значение слова и фразеологический оборот;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
определять принадлежность слова к определенной части речи по его
грамматическим признакам;
определять принадлежность предложения к определенной синтаксической
модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания.
выполнять синтаксический разбор словосочетания;
находить грамматическую основу предложения;
определять тип односоставных предложений;
уметь находить в тексте смысловые отрезки, обособлять уточняющие,
обособленные члены предложения;
расставлять знаки препинания в простом предложении, обособленном разными
синтаксическими конструкциями;
расставлять знаки препинания в сложном предложении;
выполнять синтаксический разбор сложного предложения. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
Материал представлен в виде тренировочных заданий, орфографических
диктантов, призванных проверить практические умения обучающихся, а также
знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил, морфологии,
словообразования, орфоэпических норм.
Фонетика и графика – 2 часа
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Слог. Ударение. Фонетический разбор.
Орфография – 10 часов
Правописание Ь и Ъ. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные
Ы, И после приставок. О и Е после шипящих. И, Ы после Ц.
Правописание приставок ПРЕ – ПРИ
Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.
Правописание числительных, наречий, производных предлогов.
НЕ с разными частями речи.
НЕ и НИ со словами.
Морфемика. Словообразование 2 часа
Основа слова и окончание. Корень и служебные морфемы в основе слова.
Однокоренные слова. Разбор слова по составу.
Морфологические способы образования слов. Словообразовательный разбор.
Лексика и фразеология – 3 часа
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Омонимы, синонимы, антонимы.
Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Диалектизмы и
профессионализмы.
Фразеологический оборот.
Тестконтроль – 1 час
Грамматика. Синтаксис. Пунктуация – 15 часов
Словосочетание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах. Однородные члены предложения. Обращение. Знаки препинания при однородных
членах предложения и обращении.
Обращения
Обособленные члены предложения
Знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Виды сложных предложений. Сложносочинённые. Сложноподчинённые.
Бессоюзные. Сложные синтаксические конструкции. Пунктуация в сложных
предложениях.
Тестконтроль. 1 час
Cписок литературы для педагога:
1.Брулева Ф.Г. и др. Русский язык: Учебник для 11 класса. Алматы: Мектеп,
2011.248с.
2.Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. — М., 1983.
3. Золотарева Л.Я., Алексеева И.В. Сборник тестовых заданий по русскому
языку. Для подготовки к ПГК . Кокшетау:Келешек – 2030, 2009.195с.
4. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
5.О.Д.Ивашова, Т.Н.Мамона, О.И.Сабынина, Е.В.Колесникова. Русский язык.
Эффективная подготовка к ЕГЭ. Москва, “Экзамен”, 2005.
6. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. — Новосибирск,
1992.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.
М.:Рольф, 1996.368 с.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. — Челябинск. 1994.
9. И.В. Текучева. Русский язык. Руководство для подготовки к экзаменам.
Москва, “Профиздат”, 2005.
10. Учебнотренировочные материалы для подготовки к ЕНТ. Русский язык.
Москва, “ИнтеллектЦентр”, 2003.
11. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. –М. Эксмо, 2010.
208с.
Cписок литературы для учащихся:
1.Баранов — М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М.,
1999.
2. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Русский язык в таблицах, схемах, алгоритмах.
Орфография. Пунктуация. — М., 1998.
3. 1.Брулева Ф.Г. и др. Русский язык: Учебник для 11 класса. Алматы: Мектеп,
2011.248с. 4.Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк.
41е изд. — М., 1990.
5. Розенталь Д.Э.Пособие для учащихся.М.,1992368 с.
Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Программа факультатива "Орфографический практикум" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.