Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний по различным вопросам биологической науки, развитии интереса к биологии, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования; обеспечении формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и понимании материального единства живой природы; способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, проведению мероприятий по охране природы, формированию бережного отношения и любви к природе родного края.
Программа факультатива
Экология Удмуртии
Для учащихся 8 классов
Пояснительная записка.
Задачи факультатива состоят в расширении и углублении знаний по различным
вопросам биологической науки, развитии интереса к биологии, способствовать выбору
учащимися путей дальнейшего продолжения образования; обеспечении формирования
диалектикоматериалистического мировоззрения учащихся и понимании материального
единства живой природы; способствовать решению задач экологического воспитания
учащихся, проведению мероприятий по охране природы, формированию бережного
отношения и любви к природе родного края.
В процессе изучения каждого раздела важное место занимают практические работы и
решение задач, которые развивают биологическое и экологическое мышление учащихся,
умение ставить опыты и проводить наблюдения. Использование разнообразных форм
организации учебновоспитательного процесса – лекций, семинаров, лабораторных работ,
экскурсий позволит связать изучаемый курс с жизнью, с практикой охраны природы.
Работа учащихся с литературой, подготовка рефератов, проведение конкурсов на лучший
из них будет способствовать развитию навыков самообразования.
В конце изучения данного курса учащиеся готовят рефераты по наиболее
заинтересовавшему их вопросу.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Учебнотематический план.
Последовательность занятий в
теме.
Количе
ство
часов
Количес
тво
лекций
Количество
прак
тических
занятий
Семинары Формы контроля
1. Географическое положение
Удмуртии.
2. Почвы Удмуртии.
3. Растительность Удмуртии.
4. Деревья в зимнем сне.
5. Растительное сообщество.
6. Растения Удмуртии в быту и
медицине.
7. Экскурсия «В гости к
травознаю».
8. Редкие и исчезающие виды
растений Удмуртии.
9. Животный мир Удмуртии.
Система «Общество –
10. Они должны жить.
10. Мир примет.
11.
природа» в зеркале истории.
12.
искусственные биоценозы.
13.
биоценозы.
14.
Типы
взаимодействий.
Естественные
экологических
и
Влияние человека на
1
2
4
2
2
2
1
2
5
2
2
3
2
2
2
1
1
2
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
Сообщения
Сообщения
1
Сообщения
Написание
рефератаСодержание
Особенность географического положения Удмуртии.
Почвы. Образование почвы. Виды почв Удмуртии.
Многообразие растений.
Особенность растений в зимний период.
Растительное сообщество. Взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы.
Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д.
Взаимосвязь человека с миром зеленых растений. Сведения о лечебных и других полезных
свойствах растений.
Многообразие животного мира. Общие планы строения позвоночных и беспозвоночных
животных, связь строения и функций организма. Влияние на животных факторов живой и
неживой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность
животных. Значение животных в жизни человека, использование и охрана животного мира.
Взаимосвязь местообитания и строения животных. Определение животных по следам их
жизнедеятельности.
Охрана животного мира.
Приметы, их многообразие.
Проблемы взаимодействия человеческого общества и природы. История взаимоотношения
природы и человека в Удмуртии.
Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера.
Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм.
Охрана редких и исчезающих видов растений.
Учебно — методическое обеспечение курса
Интернет — ресурсы.
Список литературы для учащихся
1. О. А, Филичкина. «Ботаника для любознательных». М.: Тобол, 1995 г.
2. Е. Н. Демьянков. «Биология в вопросах и ответах». М.: Просвещение, 1996
3. А. Г. Банников, А. К. Рустамов, А. А, Вакулин. «Охрана природы». М.:
Агропромиздат, 1985 г.
Список литературы для учителя
1. Биология: под редакцией В.А Глумовой; Ижевск: «Удмуртский Университет»,
2002.
2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
3. П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. «Современная ботаника». М.: Мир, 1990 г.
4. В.К. Медведцева. «Ботаника». М.: медицина, 1985.
5. М. С, Шляров, Д. А. Криволуцкий. Жизнь в почве. М.: Молодая гвардия, 1985
6. С. Ю. Модестов. Сборник творческих задач. СанктПетербург, изд. Акцидент, 1998
г.7. А. Г. Банников, А. К, Рустамов, А. А. Вакулин. Охрана природы. М.: Агропромиздат,
1985 г.
8. А. Н. Большаков. Биология, занимательные факты и тесты. СПетербург: Паритет,
1999 г.
9. Л. В. Ребров, Е. В. Прохорова. Активные формы и методы обучения биологии. М.:
Просвещение, 1997 г.
10. Е. Н. Анашкин. 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль: «Академия», 1998 г.
11. А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина. Биология: Человек. М.: Просвещение, 1994
12. А. С. Батуев, М. А. Гуленкова. Биология. М.: Дрофа, 2000 г.
13. В. В. Ксенофонтова, В. В. Евстафьев. Анатомия. М.: Московский Лицей, 1997 г.