Факультативный курс по физике – 9 класс
«Решение задач повышенной трудности».
(1 час в неделю, 34 часа)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их естественнонаучных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.
Факультативный курс «Решение задач повышенной трудности» входит в образовательную область «Естествознание» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ГИА.
Учащиеся, выбравшие данный факультатив изучают физику по программе
общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю.Факультативный курс по физике – 9 класс
«Решение задач повышенной трудности».
(1 час в неделю, 34 часа)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их естественнонаучных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.
Факультативный курс «Решение задач повышенной трудности» входит в образовательную область «Естествознание» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ГИА.
Учащиеся, выбравшие данный факультатив изучают физику по программе
общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю.
Управление образования города Кузнецка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 города Кузнецка.
Принято: Утверждаю:
на заседании Директор школы МБОУ СОШ №17
педагогического совета _________________(Гаранина Н.В.)
МБОУ СОШ № 17 Приказ № от 27.08.2018г.
Протокол №1 от 27.08.2018г.
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
факультативного курса по физике
факультативного курса по физике
9 10 класс
9 10 класс
«Решение задач повышенной трудности»
«Решение задач повышенной трудности»
Учитель: Любимова О.Н.
1Кузнецк, 2018г.
Факультативный курс по физике – 9 класс
Факультативный курс по физике – 9 класс
« Решение задач повышенной трудности».
(1 час в неделю, 34 часа)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и
сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых
в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества,
достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому
наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает
формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их
естественнонаучных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом
связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.
Факультативный курс «Решение задач повышенной трудности» входит в образовательную
область «Естествознание» и представляет углубленное изучение теоретического материала
укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно
подготовиться к ГИА.
Учащиеся, выбравшие данный факультатив изучают физику по программе
общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю.
2.Цель данной программы:
1) развитие интереса к физике, к решению физических задач;
2) совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3) формирование представлений о методах решения школьных физических
задачах.
3.Содержание курса.
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
1. Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и
решение задач.
2. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания,
способу решения. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения задач (3 ч)
1. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической
задачи.
2. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач.
3.
Изучение примеров решения задач.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы, метод размерностей, графические решения.
Динамика и статика (8ч)
21. Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные
2.
3.
4.
законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения.
Решение задач на движение материальной точки под действием нескольких сил в
горизонтальном направлении.
Решение задач на движение тела по окружности.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Законы сохранения (7 ч)
1. Импульс тела. Закон сохранения импульса.
2.
3.
4.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Работа и мощность. Механическая энергия.
Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на закон
сохранения энергии.
Механические колебания и волны (5 ч)
1. Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения движения
колеблющегося тела.
2. Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии в колебательном
движении.
Распространение колебаний в упругой среде. Уравнение волны.
3.
4. Волновые свойства – интерференция, дифракция, дисперсия.
5.
6.
Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение.
Землетрясения. Сейсмические волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (5 ч)
1. Магнитное поле Характеристики магнитного поля – магнитная индукция и
магнитный поток. Правило буравчика и левой руки.
2. Открытие Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.
3. Связь между переменным электрическим полем и переменным магнитным полем.
Опыты Герца.
4. Электромагнитные волны.
5. Электромагнитная природа света.
Физика атома и атомного ядра (4 ч)
1. Состав ядра атома. Ядерные силы. Понятие о дефекте массы и энергии связи.
2. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Тематическое планирование.
№ Содержание.
Физическая задача. Классификация задач
1
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая
теория и решение задач.
Количество
часов
2
1
32
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу
задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения задач.
3
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения
физической задачи.
4
5
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических
задач. Изучение примеров решения задач.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы,
аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические
решения.
Динамика и статика.
67 Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на
основные законы механики: Ньютона, законы для сил тяготения,
упругости, трения.
8
9
10
11
12
13
Решение задач на движение материальной точки под действием
нескольких сил в горизонтальном направлении.
Решение задач на движение тела по окружности.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах
отсчета.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Работа и мощность. Механическая энергия.
Законы сохранения
14
15
16
17
18
19
20
Решение задач на определение работы и мощности. Решение задач на
закон сохранения энергии.
Механические колебания и волны.
21
22
Колебательное движение. Гармонические колебания. Уравнения
движения колеблющегося тела.
Свободные и вынужденные колебания. Превращения энергии в
колебательном движении.
1
3
1
1
1
8
1
3
1
2
7
3
2
2
5
2
423
24
25
Распространение колебаний в упругой среде. Уравнение волны.
Волновые свойства – интерференция, дифракция, дисперсия.
Звуковые волны. Эхо. Инфразвук. Ультразвук и его применение.
Землетрясения. Сейсмические волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
26
27
28
29
Открытие Фарадея.
Самоиндукция.
Магнитное поле Характеристики магнитного поля – магнитная
индукция и магнитный поток. Правило буравчика и левой руки.
Явление электромагнитной индукции.
30
Связь между переменным электрическим полем и переменным
магнитным полем.
Электромагнитные волны.
Электромагнитная природа света.
Опыты Герца.
Физика атома и атомного ядра.
31
32
Состав ядра атома. Ядерные силы. Понятие о дефекте массы и энергии
связи.
Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
33
34
1
1
1
5
3
1
1
4
2
2
5