Программа. Фитнес-аэробика

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность данной программы, заключается, в том, что достижения научно-технической революции ХХ в. привели к тому, что человек почти полностью освобожден от физического труда в повседневной жизни. В настоящее время по данным ученых, только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое снижение двигательной активности стало причиной того, что на смену инфекционным заболеваниям пришли заболевания сердечно - сосудистой системы, которые приобрели глобальный характер. Наиболее оправданный путь увеличения адаптации возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой деятельности- занятия физической культурой и спортом.Актуальность данной программы, заключается, в том, что достижения научно-технической революции ХХ в. привели к тому, что человек почти полностью освобожден от физического труда в повседневной жизни. В настоящее время по данным ученых, только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое снижение двигательной активности стало причиной того, что на смену инфекционным заболеваниям пришли заболевания сердечно - сосудистой системы, которые приобрели глобальный характер. Наиболее оправданный путь увеличения адаптации возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой деятельности- занятия физической культурой и спортом.
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_0.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе ст. 12, п:4 Федерального закона «Об  образовании в Российской федерации» № 273­ФЭ; письма от 11.12.2006 года  №06­1844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного  образования детей». Программа «Фитнес и аэробика» физкультурно­спортивной  направленности, адаптированная, составленная на основе базовых упражнений  классической аэробики фитнеса, адаптирована для детей и подростков в возрасте от 10­21 года.  Актуальность программы Актуальность данной программы, заключается, в том, что достижения  научно­технической революции ХХ в. привели к тому, что человек почти  полностью освобожден от физического труда в повседневной жизни. В настоящее  время по данным ученых, только 20% населения экономически развитых стран  занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей  необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии  значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.   Резкое снижение двигательной активности стало причиной того, что на  смену инфекционным заболеваниям пришли заболевания сердечно ­ сосудистой  системы, которые приобрели глобальный характер. Наиболее оправданный путь  увеличения адаптации возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной культурой и спортом.   трудовой деятельности­ занятия физической  В настоящее время оздоровительными тренировками занимаются миллионы людей. Наиболее распространенные из них – оздоровительная аэробика, которая  имеет огромное количество модификаций (степ­аэробика, аква ­аэробика, кик ­  аэробики и т.д.). Это объясняется тем, что именно занятия аэробной  направленности оказывают гармоничное воздействие на организм занимающихся,  на сердечно ­ сосудистую, дыхательную, мышечную системы организма, а так же  на улучшение эластичности связочного аппарата. Однако не все знают и  представляют, что такое оздоровительная аэробика и какую пользу она может  принести здоровью человека.   Педагогическая целесообразность В общеобразовательных школах у учащихся старших классов постоянно  увеличивается учебная нагрузка, вследствие чего, ученики вынуждены долгими  часами находиться в сидячем положении, что вызывает гиподинамию и  искривление позвоночника (а так ряд других соматических заболеваний). Уроков  по физической культуре в школе, часто бывает не  достаточно, для того что бы  исправить данное положение, и мотивировать молодежь вести здоровый и  подвижный образ жизни. В результате вышеизложенного, у учащихся школ,   снижается успеваемость, повышается утомляемость, исчезает желание к  обучению. В школьные и студенческие годы происходит закрепление и  сознательное формирование жизненно важных привычек, которые в дальнейшемпомогут вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, максимально  реализовать свои способности и уменьшить риск возникновения заболеваний.  Занятия аэробикой и фитнесом позволят воспитанникам не только укрепить свое  здоровье, выровнять осанку, но и помогут приобрести привычку вести здоровый  образ жизни.  Программа объединения «Фитнес и аэробика», разработана таким образом,  что включает в себя не только физические упражнения, но и теоретические  знания, направленные на изучение правил и техник занятия различными видами  аэробики и фитнеса. Посещая занятия по фитнесу и аэробики,  воспитанники  смогут не только поддержать, но и повысить уровень своей физической  подготовленности, что позволит им успешно сдать зачеты, экзамены, а так же,  укрепить свое здоровье.  Новизна данной программы заключается в том, что она включает новые  разнообразные виды аэробных тренировок, в основе которых лежат два принципа: безопасность и эффективность. Данная программа позволить укрепить здоровье  учащихся и повысить их успеваемость в школе.  Цель программы:  мотивация к здоровому образу жизни учащихся с  помощью занятий аэробными тренировками.  Основные задачи Обучающие ­формирование знаний о фитнесе и аэробике; ­ изучение базовых шагов и элементов классической аэробики и степ аэробики; ­ изучение основных направлений фитнесса и силовых тренировок; ­ изучение основ техники безопасности при построении урока;  ­ формирование музыкально­двигательных навыков и умений; ­ привитие опыта участия воспитанников в соревнованиях. Воспитательные  ­ воспитание морально – волевых и эстетических качеств; ­ воспитание спортивного трудолюбия;  ­ формирование мотивации вести здоровый образ жизни. Развивающие ­ развитие музыкального слуха; ­ развитие двигательной и физической активности;  ­ развитие умений и навыков составлять аэробную (танцевальную) связку;  ­ развитие способностей к постановке и реализации  поставленных целей;  ­развитие лидерских качеств и способностей преодолевать трудности; ­ развитие способности к самоконтролю и к самоорганизации. Для реализации поставленных задач необходимо выполнение  следующих  условий: четкое планирование учебного процесса; поэтапное составление уроков,  с учетом физических и моральных качеств учащихся; мотивация учащихся кактивному участию на занятиях путем использования современной музыки,  разнообразных комбинаций танцевальных движений; необходимо заинтересовать  учащихся, используя видеоматериал и другие дидактические материалы.  Возраст учащихся в объединении от 10 до 21 года. Количество учащихся в группе не должно превышать 8 человек. В объединение записываются все  желающие. Во время записи в объединение, с воспитанником происходит  собеседование, в ходе которого выясняется его личное желание заниматься  аэробикой и фитнесом, а также оценивается его физическое состояние  (особенности строения тела, наличие избыточного веса или его недостаток).  Выполнение программы рассчитано на 2 года обучения. Программа  первого года обучения рассчитана на 144 часа (2раза в неделю по 2 часа),  программа 2 года обучения рассчитана на 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).  Программа предусматривает 2 этапа обучения: теоретические занятия и  практические.  Формы и режим занятий. Данная программа специально составлена на основе базовых упражнений  аэробики и фитнеса. С целью привлечения  учащихся  к занятиям аэробикой, а  так же для побуждения их мотивации к занятиям, используются определенные  формы и методы обучения. Занятия происходят в групповой и индивидуальной  форме, под руководством педагога. Рекомендуется использовать лекции –  демонстрации, когда педагог демонстрирует, а учащиеся  вместе выполняют  упражнения, с сопровождением специальной музыки. Занятия состоят из  теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя  лекции по техники безопасности при проведении занятий, правила и способы  составления танцевальных связок. Теоретические занятия, направлены на  мотивацию учащихся  вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься  спортом, иметь активную жизненную позицию. Для практической части имеется ряд медицинских противопоказаний, а  именно: заболевания сердечно ­ сосудистой системы (порок сердца, гипертония,  ишемическое заболевание сердца и т.д.), травмы или последствия травм опорно ­  двигательного аппарата, в частности позвоночника (компрессионный перелом  позвоночника, травмы тазобедренного сустава); ожирение (патологическая  полнота).  Учащиеся  овладевают основными навыками, изучая основные (базовые)  шаги по классической и степ ­ аэробики, методы составления связок и способы  составления комбинаций под специальную музыку, опираясь на соблюдение  основных позиций аэробики и фитнеса, это ­ безопасность и эффективность.  Для успешного овладения базовыми знаниями и навыками аэробики и  фитнеса, необходимо соблюдать общие принципы физического воспитания,  которые складываются из трех составляющих:Принцип всестороннего гармонического развития личности ­ этот  принцип подразумевает, что все средства оздоровительной тренировки должны  быть направлены на развитие основных физических качеств, способствовать  укреплению и развитию функциональных систем организма, профилактики  заболеваний. Принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью.  Прикладная роль оздоровительной физической тренировки, заключается в том,  чтобы с помощью физических упражнений готовить учащихся  к учебной и  трудовой деятельности, развивать в первую очередь те физические качества,  которые могут пригодиться в процессе работы и учебы.  Принципа оздоровительной направленности физических упражнений.  Укрепление здоровья учащихся, является первоочередной задачей. Для этого  необходимо с осторожностью подходить к выбору средств  физического  воспитания (упражнений), а так же планировать и регулировать интенсивность  нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося.  Необходим врачебно­педагогический контроль, для того, чтобы исключить  неблагоприятное воздействие физических упражнений на организм  занимающихся.  Меры предосторожности  Факторы, обеспечивающие безопасность на занятиях аэробикой: Внешние:  спортивный зал и подсобные помещения должны соответствовать  гигиеническим нормам;  необходим правильный выбор оздоровительной программы;  обеспечение безопасным спортивным инвентарем воспитанников;  у воспитанников должна быть соответствующая и комфортная спортивная  одежда и обувь;  не использовать при тренировке запрещенные упражнения. Внутренние:  отсутствие болезненного состояния и заболеваний сердечно ­ сосудистой  системы;  отсутствие травм и мед.заключение о восстановлении после травм;  достаточная общая натренированность;  правильная техника движения;  соблюдение рекомендаций по систематичности тренировки и величине  двигательной нагрузки. Структура занятия Согласно плану  занятие состоит из теоретической и практической части 1. Теоретическая часть ­ включает в себя небольшую лекцию, по теории  тренировки, основным формам и методам базовой аэробики и фитнеса. Учащиесякратко делают пометки и фиксируют основные понятия в свои учебные тетради.  Длительность теоретической части составляет 1 час. 2.      Практическая часть:  Разминка  продолжительностью 7­10 минут. Она решает следующие задачи:  подготовка сердечно­сосудистой, мышечной и дыхательной системы организма к  интенсивной физической нагрузке,  подготовка опорно­ двигательного аппарата к предстоящей работе, снижение  риска возникновения травм. Основная часть  длится 20­40 минут и делится на аэробную и силовую часть. Аэробная часть длится не менее 20 минут, и ,как правило, включает в себя  изучение танцевальной связки. Задачами аэробной части является повышение  работоспособности организма воспитанников за счет увеличения нагрузки на  различные системы организма. Даная часть включает в себя три фазы развития: 1.  аэробная разминка; 2. аэробный пик; 3. аэробная заминка. Аэробная заминка  может быть продолжена на кардиотренажерах, в зависимости от характера урока. Силовая часть длится 15 ­ 20 минут. Сюда входят упражнения для мышц,  спины, ягодиц, рук ног и т.д. На данной части урока используются тренажеры,  гантели и другой спортивный инвентарь.     Заключительная часть (заминка) включает в себя упражнения глубокого  стретчинга и релаксации. Они направлены на растягивание мышц, и в первую  очередь тех, которые участвовали в предыдущей работе. Эти упражнения  выполняются в медленном темпе, и их длительность на занятии составляет 2­5  минут.  Музыкальное сопровождение в классической аэробике, степ­аэробике Музыка на занятиях по аэробике не просто средство, создающее  положительный эмоциональный фон, но и неотъемлемая, важная часть занятий.  Музыкальный ритм создает темп выполняемым  движениям, вызывает у учащихся стремление выполнять упражнения более энергично, что усиливает  оздоровительный эффект тренировки в целом. Музыкальное сопровождение  будет эффективно только в случае  выполнения следующих требований: 1. Музыкальные произведения, подобранные к отдельным частям  занятия должны соответствовать задачам занятия в целом. 2. Характер, темп и ритм музыки подбирается соответственно  характеру, темпу и ритму выполняемых упражнений и их интенсивности. 3. Музыкальные произведения необходимо подбирать в соответствии с  возрастом и физической подготовленностью учащихся. 4. Музыку необходимо регулярно менять, для поддержания интереса  учащихся. 5. 6. Сила звучания 64­68 децибелов. Содержание музыкальной программы должно быть разнообразным.Темп музыкального сопровождения при занятиях аэробикой должен  составлять 90­130 ударов в минуту.  Ожидаемые результаты   Повышение общей физической подготовки и выносливости  воспитанников.   Желание вести здоровый образ жизни  Присутствие у воспитанников способности к самоорганизации и  самоконтролю.  Способность продемонстрировать уровень спортивно­технической,  физической и интеллектуальной готовности. Первый год обучения Должны знать: ­ понятия и виды базовой аэробики, степ аэробики, силовых тонировок,  общие тренировочные принципы; ­ этапы занятия по аэробике; ­ основные запрещенные упражнения и соблюдение техники безопасности на занятиях; ­  технику выполнения основных базовых шагов в аэробике; ­ способы и методы разучивания хореографических комбинаций; ­ основы и основные стратегии силового тренинга. Должны уметь ­ самостоятельно составить занятие по аэробике; ­ составлять хореографическую связку  под музыкальное сопровождение и  использовать его на занятии; ­ использовать спортивный инвентарь, тренажеры и оборудование; ­ использовать на занятии различные упражнения силового тренинга на  разные группы мышц; ­ соблюдать требования техники безопасности на занятии по аэробике и  фитнесу. Второй год обучения Должны знать: ­ понятия и виды основных направлений аэробики (танцевальная, силовая,  аквааэробика, аэробика с мячом) ­ особенности и отличия при проведения занятий разных видов аэробики ­особенности составления хореографических связок разных видов аэробики ­ понятие пауэр лифтинга, этапы и принципы проведения занятий по  бодибилдингу, пауэр лифтингу.  ­ особенности питания при занятии различными видами тренировок.  Должны уметь­самостоятельно составить и провести занятие по танцевальной аэробике и  пауэр лифтингу; ­ использовать силовые  тренажеры и оборудование для бодибилдинга ­ соблюдать технику безопасности  в работе  с силовыми тренажерами.  Способы определения результативности  К методам тестирования физического развития относятся  антропометрические измерения, позволяющие получить объективные данные о  важных морфофункциональных параметрах тела ­ длине, массе тела, толщине  кожно­жировых складок и др. Важным показателем являются измерения  охватных размеров с помощью сантиметровой ленты. По измерениям показателей легко проследить влияние оздоровительной тренировки на корректировку  строения тела. Наиболее показательными являются следующие замеры: обхват  груди, обхват плеча, обхват предплечья, обхват талии, обхват бедер. Оценка  работоспособности занимающихся напрямую связана с состоянием сердечно ­  сосудистой системы. Так же имеет место тестирование развития гибкости и  силовой подготовленности.  Анализ техники выполнения производится методом наблюдения за  учащимся, в процессе проведений пробных тренировочных занятий. Учащийся  показывает группе основные базовые элементы тренировки, с использованием  различных методов составления хореографической связки. Занимающиеся  должны повторить элементы связки, и разучить их совместно с тестируемым  учащимся. На данном этапе определения результативности, оценивается  правильность выполнения аэробных упражнений, актуальность использования  того или иного метода разучивания хореографической связки, попадание  учащегося в темп и ритм  музыки.  Формы подведения итогов реализации Основной формой подведения итогов реализации дополнительной  образовательной программы являются физкультурные праздники, фестивали и  соревнования.