Актуальность данной программы, заключается, в том, что достижения научно-технической революции ХХ в. привели к тому, что человек почти полностью освобожден от физического труда в повседневной жизни. В настоящее время по данным ученых, только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое снижение двигательной активности стало причиной того, что на смену инфекционным заболеваниям пришли заболевания сердечно - сосудистой системы, которые приобрели глобальный характер. Наиболее оправданный путь увеличения адаптации возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой деятельности- занятия физической культурой и спортом.Актуальность данной программы, заключается, в том, что достижения научно-технической революции ХХ в. привели к тому, что человек почти полностью освобожден от физического труда в повседневной жизни. В настоящее время по данным ученых, только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое снижение двигательной активности стало причиной того, что на смену инфекционным заболеваниям пришли заболевания сердечно - сосудистой системы, которые приобрели глобальный характер. Наиболее оправданный путь увеличения адаптации возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой деятельности- занятия физической культурой и спортом.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе ст. 12, п:4 Федерального закона «Об
образовании в Российской федерации» № 273ФЭ; письма от 11.12.2006 года
№061844 «Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования детей».
Программа «Фитнес и аэробика» физкультурноспортивной
направленности, адаптированная, составленная на основе базовых упражнений
классической аэробики фитнеса, адаптирована для детей и подростков в возрасте
от 1021 года.
Актуальность программы
Актуальность данной программы, заключается, в том, что достижения
научнотехнической революции ХХ в. привели к тому, что человек почти
полностью освобожден от физического труда в повседневной жизни. В настоящее
время по данным ученых, только 20% населения экономически развитых стран
занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей
необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии
значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья.
Резкое снижение двигательной активности стало причиной того, что на
смену инфекционным заболеваниям пришли заболевания сердечно сосудистой
системы, которые приобрели глобальный характер. Наиболее оправданный путь
увеличения адаптации возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки
личности к плодотворной
культурой и спортом.
трудовой деятельности занятия физической
В настоящее время оздоровительными тренировками занимаются миллионы
людей. Наиболее распространенные из них – оздоровительная аэробика, которая
имеет огромное количество модификаций (степаэробика, аква аэробика, кик
аэробики и т.д.). Это объясняется тем, что именно занятия аэробной
направленности оказывают гармоничное воздействие на организм занимающихся,
на сердечно сосудистую, дыхательную, мышечную системы организма, а так же
на улучшение эластичности связочного аппарата. Однако не все знают и
представляют, что такое оздоровительная аэробика и какую пользу она может
принести здоровью человека.
Педагогическая целесообразность
В общеобразовательных школах у учащихся старших классов постоянно
увеличивается учебная нагрузка, вследствие чего, ученики вынуждены долгими
часами находиться в сидячем положении, что вызывает гиподинамию и
искривление позвоночника (а так ряд других соматических заболеваний). Уроков
по физической культуре в школе, часто бывает не достаточно, для того что бы
исправить данное положение, и мотивировать молодежь вести здоровый и
подвижный образ жизни. В результате вышеизложенного, у учащихся школ,
снижается успеваемость, повышается утомляемость, исчезает желание к
обучению. В школьные и студенческие годы происходит закрепление и
сознательное формирование жизненно важных привычек, которые в дальнейшемпомогут вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, максимально
реализовать свои способности и уменьшить риск возникновения заболеваний.
Занятия аэробикой и фитнесом позволят воспитанникам не только укрепить свое
здоровье, выровнять осанку, но и помогут приобрести привычку вести здоровый
образ жизни.
Программа объединения «Фитнес и аэробика», разработана таким образом,
что включает в себя не только физические упражнения, но и теоретические
знания, направленные на изучение правил и техник занятия различными видами
аэробики и фитнеса. Посещая занятия по фитнесу и аэробики, воспитанники
смогут не только поддержать, но и повысить уровень своей физической
подготовленности, что позволит им успешно сдать зачеты, экзамены, а так же,
укрепить свое здоровье.
Новизна данной программы заключается в том, что она включает новые
разнообразные виды аэробных тренировок, в основе которых лежат два принципа:
безопасность и эффективность. Данная программа позволить укрепить здоровье
учащихся и повысить их успеваемость в школе.
Цель программы: мотивация к здоровому образу жизни учащихся с
помощью занятий аэробными тренировками.
Основные задачи
Обучающие
формирование знаний о фитнесе и аэробике;
изучение базовых шагов и элементов классической аэробики и степ аэробики;
изучение основных направлений фитнесса и силовых тренировок;
изучение основ техники безопасности при построении урока;
формирование музыкальнодвигательных навыков и умений;
привитие опыта участия воспитанников в соревнованиях.
Воспитательные
воспитание морально – волевых и эстетических качеств;
воспитание спортивного трудолюбия;
формирование мотивации вести здоровый образ жизни.
Развивающие
развитие музыкального слуха;
развитие двигательной и физической активности;
развитие умений и навыков составлять аэробную (танцевальную) связку;
развитие способностей к постановке и реализации поставленных целей;
развитие лидерских качеств и способностей преодолевать трудности;
развитие способности к самоконтролю и к самоорганизации.
Для реализации поставленных задач необходимо выполнение следующих
условий: четкое планирование учебного процесса; поэтапное составление уроков,
с учетом физических и моральных качеств учащихся; мотивация учащихся кактивному участию на занятиях путем использования современной музыки,
разнообразных комбинаций танцевальных движений; необходимо заинтересовать
учащихся, используя видеоматериал и другие дидактические материалы.
Возраст учащихся в объединении от 10 до 21 года. Количество учащихся в
группе не должно превышать 8 человек. В объединение записываются все
желающие. Во время записи в объединение, с воспитанником происходит
собеседование, в ходе которого выясняется его личное желание заниматься
аэробикой и фитнесом, а также оценивается его физическое состояние
(особенности строения тела, наличие избыточного веса или его недостаток).
Выполнение программы рассчитано на 2 года обучения. Программа
первого года обучения рассчитана на 144 часа (2раза в неделю по 2 часа),
программа 2 года обучения рассчитана на 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).
Программа предусматривает 2 этапа обучения: теоретические занятия и
практические.
Формы и режим занятий.
Данная программа специально составлена на основе базовых упражнений
аэробики и фитнеса. С целью привлечения учащихся к занятиям аэробикой, а
так же для побуждения их мотивации к занятиям, используются определенные
формы и методы обучения. Занятия происходят в групповой и индивидуальной
форме, под руководством педагога. Рекомендуется использовать лекции –
демонстрации, когда педагог демонстрирует, а учащиеся вместе выполняют
упражнения, с сопровождением специальной музыки. Занятия состоят из
теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя
лекции по техники безопасности при проведении занятий, правила и способы
составления танцевальных связок. Теоретические занятия, направлены на
мотивацию учащихся вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься
спортом, иметь активную жизненную позицию.
Для практической части имеется ряд медицинских противопоказаний, а
именно: заболевания сердечно сосудистой системы (порок сердца, гипертония,
ишемическое заболевание сердца и т.д.), травмы или последствия травм опорно
двигательного аппарата, в частности позвоночника (компрессионный перелом
позвоночника, травмы тазобедренного сустава); ожирение (патологическая
полнота).
Учащиеся овладевают основными навыками, изучая основные (базовые)
шаги по классической и степ аэробики, методы составления связок и способы
составления комбинаций под специальную музыку, опираясь на соблюдение
основных позиций аэробики и фитнеса, это безопасность и эффективность.
Для успешного овладения базовыми знаниями и навыками аэробики и
фитнеса, необходимо соблюдать общие принципы физического воспитания,
которые складываются из трех составляющих:Принцип всестороннего гармонического развития личности этот
принцип подразумевает, что все средства оздоровительной тренировки должны
быть направлены на развитие основных физических качеств, способствовать
укреплению и развитию функциональных систем организма, профилактики
заболеваний.
Принцип связи физического воспитания с трудовой деятельностью.
Прикладная роль оздоровительной физической тренировки, заключается в том,
чтобы с помощью физических упражнений готовить учащихся к учебной и
трудовой деятельности, развивать в первую очередь те физические качества,
которые могут пригодиться в процессе работы и учебы.
Принципа оздоровительной направленности физических упражнений.
Укрепление здоровья учащихся, является первоочередной задачей. Для этого
необходимо с осторожностью подходить к выбору средств физического
воспитания (упражнений), а так же планировать и регулировать интенсивность
нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями каждого учащегося.
Необходим врачебнопедагогический контроль, для того, чтобы исключить
неблагоприятное воздействие физических упражнений на организм
занимающихся.
Меры предосторожности
Факторы, обеспечивающие безопасность на занятиях аэробикой:
Внешние:
спортивный зал и подсобные помещения должны соответствовать
гигиеническим нормам;
необходим правильный выбор оздоровительной программы;
обеспечение безопасным спортивным инвентарем воспитанников;
у воспитанников должна быть соответствующая и комфортная спортивная
одежда и обувь;
не использовать при тренировке запрещенные упражнения.
Внутренние:
отсутствие болезненного состояния и заболеваний сердечно сосудистой
системы;
отсутствие травм и мед.заключение о восстановлении после травм;
достаточная общая натренированность;
правильная техника движения;
соблюдение рекомендаций по систематичности тренировки и величине
двигательной нагрузки.
Структура занятия
Согласно плану занятие состоит из теоретической и практической части
1. Теоретическая часть включает в себя небольшую лекцию, по теории
тренировки, основным формам и методам базовой аэробики и фитнеса. Учащиесякратко делают пометки и фиксируют основные понятия в свои учебные тетради.
Длительность теоретической части составляет 1 час.
2. Практическая часть:
Разминка продолжительностью 710 минут. Она решает следующие задачи:
подготовка сердечнососудистой, мышечной и дыхательной системы организма к
интенсивной физической нагрузке,
подготовка опорно двигательного аппарата к предстоящей работе, снижение
риска возникновения травм.
Основная часть длится 2040 минут и делится на аэробную и силовую часть.
Аэробная часть длится не менее 20 минут, и ,как правило, включает в себя
изучение танцевальной связки. Задачами аэробной части является повышение
работоспособности организма воспитанников за счет увеличения нагрузки на
различные системы организма. Даная часть включает в себя три фазы развития: 1.
аэробная разминка; 2. аэробный пик; 3. аэробная заминка. Аэробная заминка
может быть продолжена на кардиотренажерах, в зависимости от характера урока.
Силовая часть длится 15 20 минут. Сюда входят упражнения для мышц,
спины, ягодиц, рук ног и т.д. На данной части урока используются тренажеры,
гантели и другой спортивный инвентарь.
Заключительная часть (заминка) включает в себя упражнения глубокого
стретчинга и релаксации. Они направлены на растягивание мышц, и в первую
очередь тех, которые участвовали в предыдущей работе. Эти упражнения
выполняются в медленном темпе, и их длительность на занятии составляет 25
минут.
Музыкальное сопровождение в классической аэробике, степаэробике
Музыка на занятиях по аэробике не просто средство, создающее
положительный эмоциональный фон, но и неотъемлемая, важная часть занятий.
Музыкальный ритм создает темп выполняемым движениям, вызывает у учащихся
стремление выполнять упражнения более энергично, что усиливает
оздоровительный эффект тренировки в целом. Музыкальное сопровождение
будет эффективно только в случае выполнения следующих требований:
1.
Музыкальные произведения, подобранные к отдельным частям
занятия должны соответствовать задачам занятия в целом.
2.
Характер, темп и ритм музыки подбирается соответственно
характеру, темпу и ритму выполняемых упражнений и их интенсивности.
3.
Музыкальные произведения необходимо подбирать в соответствии с
возрастом и физической подготовленностью учащихся.
4.
Музыку необходимо регулярно менять, для поддержания интереса
учащихся.
5.
6.
Сила звучания 6468 децибелов.
Содержание музыкальной программы должно быть разнообразным.Темп музыкального сопровождения при занятиях аэробикой должен
составлять 90130 ударов в минуту.
Ожидаемые результаты
Повышение общей физической подготовки и выносливости
воспитанников.
Желание вести здоровый образ жизни
Присутствие у воспитанников способности к самоорганизации и
самоконтролю.
Способность продемонстрировать уровень спортивнотехнической,
физической и интеллектуальной готовности.
Первый год обучения
Должны знать:
понятия и виды базовой аэробики, степ аэробики, силовых тонировок,
общие тренировочные принципы;
этапы занятия по аэробике;
основные запрещенные упражнения и соблюдение техники безопасности на
занятиях;
технику выполнения основных базовых шагов в аэробике;
способы и методы разучивания хореографических комбинаций;
основы и основные стратегии силового тренинга.
Должны уметь
самостоятельно составить занятие по аэробике;
составлять хореографическую связку под музыкальное сопровождение и
использовать его на занятии;
использовать спортивный инвентарь, тренажеры и оборудование;
использовать на занятии различные упражнения силового тренинга на
разные группы мышц;
соблюдать требования техники безопасности на занятии по аэробике и
фитнесу.
Второй год обучения
Должны знать:
понятия и виды основных направлений аэробики (танцевальная, силовая,
аквааэробика, аэробика с мячом)
особенности и отличия при проведения занятий разных видов аэробики
особенности составления хореографических связок разных видов аэробики
понятие пауэр лифтинга, этапы и принципы проведения занятий по
бодибилдингу, пауэр лифтингу.
особенности питания при занятии различными видами тренировок.
Должны уметьсамостоятельно составить и провести занятие по танцевальной аэробике и
пауэр лифтингу;
использовать силовые тренажеры и оборудование для бодибилдинга
соблюдать технику безопасности в работе с силовыми тренажерами.
Способы определения результативности
К методам тестирования физического развития относятся
антропометрические измерения, позволяющие получить объективные данные о
важных морфофункциональных параметрах тела длине, массе тела, толщине
кожножировых складок и др. Важным показателем являются измерения
охватных размеров с помощью сантиметровой ленты. По измерениям показателей
легко проследить влияние оздоровительной тренировки на корректировку
строения тела. Наиболее показательными являются следующие замеры: обхват
груди, обхват плеча, обхват предплечья, обхват талии, обхват бедер. Оценка
работоспособности занимающихся напрямую связана с состоянием сердечно
сосудистой системы. Так же имеет место тестирование развития гибкости и
силовой подготовленности.
Анализ техники выполнения производится методом наблюдения за
учащимся, в процессе проведений пробных тренировочных занятий. Учащийся
показывает группе основные базовые элементы тренировки, с использованием
различных методов составления хореографической связки. Занимающиеся
должны повторить элементы связки, и разучить их совместно с тестируемым
учащимся. На данном этапе определения результативности, оценивается
правильность выполнения аэробных упражнений, актуальность использования
того или иного метода разучивания хореографической связки, попадание
учащегося в темп и ритм музыки.
Формы подведения итогов реализации
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются физкультурные праздники, фестивали и
соревнования.