Программа гражданско-патриотического воспитания « Я рожден в России»
Оценка 4.6

Программа гражданско-патриотического воспитания « Я рожден в России»

Оценка 4.6
Работа в классе
zip
классное руководство
7 кл—9 кл
16.04.2017
Программа гражданско-патриотического  воспитания « Я рожден  в России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2009-2012г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2012г», Уставом МБОУ СОШ № 4, локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Цель и задачи Программы Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников; • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. Форма реализации Программы Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Принципы, положенные в основу массовых мероприятий Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Этапы реализации Программы I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города. 4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы. 6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. Механизм реализации Программы Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах. Оценка эффективности реализации Программы Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: 1. Сформированность гражданских навыков: • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; • умение принимать и защищать свои решения; • готовность к участию в общественных делах; • готовность к образованию. 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: • патриотизм и любовь к Родине; • права и свобода человека и гражданина; • символика Российской Федерации; • национальное самосознание; • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность. Количественные параметры: - включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; - проведение мероприятий. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В учреждении, как в образовательной системе: • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию; • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: • в познавательной сфере: развитие творческих способностей; • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа включает в себя следующие направления: 1.Направление « Связь поколений» Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2. Направление « Растим патриота и гражданина России» Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. Направление «Мой край родной» Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1.Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3.Формировать экологическое поведение. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 4. Направление «Я и семья» Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: 1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: 1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. 2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. 3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. 4.Участие в тематических конкурсах, выставках. 5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями. Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению № Название направления Формы занятий Подведение итогов 1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2. «Растим патриота и гражданина России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 4. « Я и семья» Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Анкетирование детей и родителей Используемая литература: 1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006. 7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год. План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России» СЕНТЯБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( противопожарная безопасность и безопасность дорожного движения) Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» « Почему нужно знать закон о безопасности дорожного движения». ( познавательная программа). « Дисциплина на дороге-путь к дорожной безопасности». ( викторина) « Бытовым привычкам не место на дорогах». ( видеосюжеты) «О культуре поведения пешехода». ( устный журнал) Направление «Гражданин и патриот» «Международное законодательство о правах ребёнка» (лекторий) Направление «Интеллект и трудолюбие» Озеленение классной комнаты. Направление «Нравственность» Направление «Общение» «Ещё раз о дружбе» (конкурсно-игровая программа) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» Неделя самоопределения «Дело по душе» (запись в детские творческие объединения) «Всё о футболе» (слайд-фильм) Работа с родителями, с родительским комитетом Индивидуальные беседы-консультации с родителями: Денисултанова С.В. Филякова Н.В. Собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». (информационное) ОКТЯБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Направление «Гражданин и патриот» « Достоин будь награды русской». (конкурсная познавательная программа о символах отличия) 24 октября День ООН Направление «Интеллект и трудолюбие» «Мини-викторины на знание учебных предметов» Направление «Нравственность» «Духовная мудрость православия». (урок - диспут) Направление «Общение» Поздравление педагогов (выпуск стенгазет) «Время, события, люди». (информационный час) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» «Давайте говорить друг другу комплименты» (тренинг по развитию коммуникативных способностей) Работа с родителями, с родительским комитетом Индивидуальные беседы-консультации с родителями: Оруджев С.Г. Исаев Ф.С. Собрание: «Культурные ценности и их значение для ребёнка». (Беседа с участием психолога) НОЯБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ПРОПАГАНДЫ ПРИОРИТЕТОВ ЗОЖ Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Курить-здоровью вредить» (урок-спектакль) Направление «Гражданин и патриот» «Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия». (лекторий с показом видеофильма) 4 ноября-День народного единства Направление «Интеллект и трудолюбие» «Эрудит-круиз». (интеллектуальный марафон) Направление «Нравственность» День Матери. «Главное слово в нашей судьбе». (праздничная программа) Направление «Общение» 16 ноября – День Толерантности Направление «Семья» Урок, посвящённый 20-летиюпринятия генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребёнка. Конкурс рисунков, посвящённый Дню Матери. Направление «Культурно-образовательный досуг» Работа с родителями, с родительским комитетом Заседание общешкольного родительского комитета. Консультация педагогов-предметников с родителями. Собрание: «Роль общения в жизни школьника». (лекция) ДЕКАБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК «МОЙ ДОМ _ МОЯ ШКОЛА!» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье». (лекторий) Направление «Гражданин и патриот» 12 декабря – День Конституции Направление «Интеллект и трудолюбие» Направление «Нравственность» Беседа по ПДД. «Правила поведения в общественных местах». (урок-практикум) Направление «Общение» «Тренировка памяти». (психологическая игра) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» «Празднование Нового года в разных странах». (выпуск газеты) «Новый год шагает по планете». (праздник) Работа с родителями, с родительским комитетом Участие родителей в проведении новогоднего праздника. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». (обучающий семинар) ЯНВАРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия АККЦИЯ « ЖИВИ, КНИГА!» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Символы российского государства». (брейн-ринг) 20.01.1705.-День российского флага. Направление «Гражданин и патриот» Направление «Интеллект и трудолюбие» Направление «Нравственность» «Делать добро спешите» (час-размышление) Направление «Общение» Экскурсия в телекомпанию «РАКУРС». Посещение ледового дворца. Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» «Мир моих увлечений». (презентация) «Мы за чаем не скучаем». (чайный вечер отдыха) Работа с родителями, с родительским комитетом «Семейные проблемы. Как их решать?» (дискуссия) ФЕВРАЛЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК ВОЕННО – СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Направление «Гражданин и патриот» Встреча с военнослужащими Направление «Интеллект и трудолюбие» Выставка детского рисунка «Равнение на отвагу отцов» Направление «Нравственность» «Великие полководцы». (видеофильм) Направление «Общение» «Мальчишки-девчонки». (шутливое соревнование) Направление «Семья» «Наши папы бравые солдаты». (фотопанорама, устный журнал) Направление «Культурно-образовательный досуг» Посещение ОВД г. Покачи Посещение выставочного зала. Работа с родителями, с родительским комитетом «Педагогический такт…родителей» (вечер ответов и вопросов) МАРТ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК «ТВОРЧЕСКАЯ ВЕСНА» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Викторина «Перекрёсток» (Что? Где? Когда?) «Происшествие на сказочной дороге» (театрализованное представление) Конкурс: «Письмо водителю». Направление «Гражданин и патриот» Направление «Интеллект и трудолюбие» Направление «Нравственность» «Женщины в истории России» (видеофильм) «Великие русские художники». (лекторий с использованием слайдов) Направление «Общение» Праздник наших мам (конкурсная программа) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» Экскурсия на градообразующие предприятия города. Работа с родителями, с родительским комитетом «Полезные советы на каждый день (вечер вопросов и ответов) АПРЕЛЬ A. 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК «БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ!» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Физкультуру не любить-под собою сук рубить» (спортивная игра) 7 апреля - Всемирный День Здоровья Направление «Гражданин и патриот» «Из тысячи планет-Земли прекрасней нет» (видеоконференция) Направление «Интеллект и трудолюбие» «Мир энциклопедий». (интеллектуально-познавательная игра) Направление «Нравственность» 12 апреля «День Космонавтики». (праздничное соревнование) Направление «Общение» «Праздник смеха и шуток». (юмористическая программа) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» Конкурс рисунков: «Здоровый я, здоровая семья, здоровая Россия». «Поле чудес» Легенды и были о цветах. (игра-викторина) Работа с родителями, с родительским комитетом «Уроки этики поведения детей и родителей». (дискуссионный клуб) МАЙ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК « РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Направление «Гражданин и патриот» «Навеки в памяти народной» (оформление альбома о ветеранах-родственниках учащихся) Направление «Интеллект и трудолюбие» Пифагор и его школа». (устный журнал) Направление «Нравственность» «В стране вежливых наук». (игровой турнир) Направление «Общение» «Моя рука в твоей руке» - шефство над одинокими ветеранами войны Направление «Семья» 15 мая – День семьи «Памятные даты моей семьи». (поисково-проектная работа) Направление «Культурно-образовательный досуг» Встреча с ветеранами в канун Дня Победы (праздничная программа) «АРХИВ 8-В» (самопрезентация, слайд-фильм) Работа с родителями, с родительским комитетом Школе мы не говорим «Прощай!, мы говорим: «До новой встречи!» (праздник)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством». В.Г. Белинский Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2009-2012г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2012г», Уставом МБОУ СОШ № 4, локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Цель и задачи Программы Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач: • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников; • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. Форма реализации Программы Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Принципы, положенные в основу массовых мероприятий Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Этапы реализации Программы I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России». Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города. 4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы. 6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период. Механизм реализации Программы Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах. Оценка эффективности реализации Программы Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: 1. Сформированность гражданских навыков: • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; • умение принимать и защищать свои решения; • готовность к участию в общественных делах; • готовность к образованию. 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: • патриотизм и любовь к Родине; • права и свобода человека и гражданина; • символика Российской Федерации; • национальное самосознание; • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность. Количественные параметры: - включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; - проведение мероприятий. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В учреждении, как в образовательной системе: • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию; • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: • в познавательной сфере: развитие творческих способностей; • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа включает в себя следующие направления: 1.Направление « Связь поколений» Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи: 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев. 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2. Направление « Растим патриота и гражданина России» Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи: 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. Направление «Мой край родной» Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи: 1.Изучать историю родного края. 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3.Формировать экологическое поведение. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 4. Направление «Я и семья» Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи: 1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через: 1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. 2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики. 3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий. 4.Участие в тематических конкурсах, выставках. 5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями. Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению № Название направления Формы занятий Подведение итогов 1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2. «Растим патриота и гражданина России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 4. « Я и семья» Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Анкетирование детей и родителей Используемая литература: 1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006. 7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год. План мероприятий по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России» СЕНТЯБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( противопожарная безопасность и безопасность дорожного движения) Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» « Почему нужно знать закон о безопасности дорожного движения». ( познавательная программа). « Дисциплина на дороге-путь к дорожной безопасности». ( викторина) « Бытовым привычкам не место на дорогах». ( видеосюжеты) «О культуре поведения пешехода». ( устный журнал) Направление «Гражданин и патриот» «Международное законодательство о правах ребёнка» (лекторий) Направление «Интеллект и трудолюбие» Озеленение классной комнаты. Направление «Нравственность» Направление «Общение» «Ещё раз о дружбе» (конкурсно-игровая программа) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» Неделя самоопределения «Дело по душе» (запись в детские творческие объединения) «Всё о футболе» (слайд-фильм) Работа с родителями, с родительским комитетом Индивидуальные беседы-консультации с родителями: Денисултанова С.В. Филякова Н.В. Собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». (информационное) ОКТЯБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Направление «Гражданин и патриот» « Достоин будь награды русской». (конкурсная познавательная программа о символах отличия) 24 октября День ООН Направление «Интеллект и трудолюбие» «Мини-викторины на знание учебных предметов» Направление «Нравственность» «Духовная мудрость православия». (урок - диспут) Направление «Общение» Поздравление педагогов (выпуск стенгазет) «Время, события, люди». (информационный час) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» «Давайте говорить друг другу комплименты» (тренинг по развитию коммуникативных способностей) Работа с родителями, с родительским комитетом Индивидуальные беседы-консультации с родителями: Оруджев С.Г. Исаев Ф.С. Собрание: «Культурные ценности и их значение для ребёнка». (Беседа с участием психолога) НОЯБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ПРОПАГАНДЫ ПРИОРИТЕТОВ ЗОЖ Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Курить-здоровью вредить» (урок-спектакль) Направление «Гражданин и патриот» «Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия». (лекторий с показом видеофильма) 4 ноября-День народного единства Направление «Интеллект и трудолюбие» «Эрудит-круиз». (интеллектуальный марафон) Направление «Нравственность» День Матери. «Главное слово в нашей судьбе». (праздничная программа) Направление «Общение» 16 ноября – День Толерантности Направление «Семья» Урок, посвящённый 20-летиюпринятия генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребёнка. Конкурс рисунков, посвящённый Дню Матери. Направление «Культурно-образовательный досуг» Работа с родителями, с родительским комитетом Заседание общешкольного родительского комитета. Консультация педагогов-предметников с родителями. Собрание: «Роль общения в жизни школьника». (лекция) ДЕКАБРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК «МОЙ ДОМ _ МОЯ ШКОЛА!» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье». (лекторий) Направление «Гражданин и патриот» 12 декабря – День Конституции Направление «Интеллект и трудолюбие» Направление «Нравственность» Беседа по ПДД. «Правила поведения в общественных местах». (урок-практикум) Направление «Общение» «Тренировка памяти». (психологическая игра) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» «Празднование Нового года в разных странах». (выпуск газеты) «Новый год шагает по планете». (праздник) Работа с родителями, с родительским комитетом Участие родителей в проведении новогоднего праздника. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». (обучающий семинар) ЯНВАРЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия АККЦИЯ « ЖИВИ, КНИГА!» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Символы российского государства». (брейн-ринг) 20.01.1705.-День российского флага. Направление «Гражданин и патриот» Направление «Интеллект и трудолюбие» Направление «Нравственность» «Делать добро спешите» (час-размышление) Направление «Общение» Экскурсия в телекомпанию «РАКУРС». Посещение ледового дворца. Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» «Мир моих увлечений». (презентация) «Мы за чаем не скучаем». (чайный вечер отдыха) Работа с родителями, с родительским комитетом «Семейные проблемы. Как их решать?» (дискуссия) ФЕВРАЛЬ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК ВОЕННО – СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Направление «Гражданин и патриот» Встреча с военнослужащими Направление «Интеллект и трудолюбие» Выставка детского рисунка «Равнение на отвагу отцов» Направление «Нравственность» «Великие полководцы». (видеофильм) Направление «Общение» «Мальчишки-девчонки». (шутливое соревнование) Направление «Семья» «Наши папы бравые солдаты». (фотопанорама, устный журнал) Направление «Культурно-образовательный досуг» Посещение ОВД г. Покачи Посещение выставочного зала. Работа с родителями, с родительским комитетом «Педагогический такт…родителей» (вечер ответов и вопросов) МАРТ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК «ТВОРЧЕСКАЯ ВЕСНА» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Викторина «Перекрёсток» (Что? Где? Когда?) «Происшествие на сказочной дороге» (театрализованное представление) Конкурс: «Письмо водителю». Направление «Гражданин и патриот» Направление «Интеллект и трудолюбие» Направление «Нравственность» «Женщины в истории России» (видеофильм) «Великие русские художники». (лекторий с использованием слайдов) Направление «Общение» Праздник наших мам (конкурсная программа) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» Экскурсия на градообразующие предприятия города. Работа с родителями, с родительским комитетом «Полезные советы на каждый день (вечер вопросов и ответов) АПРЕЛЬ A. 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК «БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ!» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» «Физкультуру не любить-под собою сук рубить» (спортивная игра) 7 апреля - Всемирный День Здоровья Направление «Гражданин и патриот» «Из тысячи планет-Земли прекрасней нет» (видеоконференция) Направление «Интеллект и трудолюбие» «Мир энциклопедий». (интеллектуально-познавательная игра) Направление «Нравственность» 12 апреля «День Космонавтики». (праздничное соревнование) Направление «Общение» «Праздник смеха и шуток». (юмористическая программа) Направление «Семья» Направление «Культурно-образовательный досуг» Конкурс рисунков: «Здоровый я, здоровая семья, здоровая Россия». «Поле чудес» Легенды и были о цветах. (игра-викторина) Работа с родителями, с родительским комитетом «Уроки этики поведения детей и родителей». (дискуссионный клуб) МАЙ 1 неделя месяца 2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца Общешкольные мероприятия МЕСЯЧНИК « РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ» Направление «Здоровье и безопасность жизнедеятельности» Направление «Гражданин и патриот» «Навеки в памяти народной» (оформление альбома о ветеранах-родственниках учащихся) Направление «Интеллект и трудолюбие» Пифагор и его школа». (устный журнал) Направление «Нравственность» «В стране вежливых наук». (игровой турнир) Направление «Общение» «Моя рука в твоей руке» - шефство над одинокими ветеранами войны Направление «Семья» 15 мая – День семьи «Памятные даты моей семьи». (поисково-проектная работа) Направление «Культурно-образовательный досуг» Встреча с ветеранами в канун Дня Победы (праздничная программа) «АРХИВ 8-В» (самопрезентация, слайд-фильм) Работа с родителями, с родительским комитетом Школе мы не говорим «Прощай!, мы говорим: «До новой встречи!» (праздник)
Я рождён в России.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017