Программа гражданско-патриотического воспитания « Я рожден в России»
Оценка 4.6
Работа в классе
zip
классное руководство
7 кл—9 кл
16.04.2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2009-2012г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2012г», Уставом МБОУ СОШ № 4, локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
• умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
• знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
• умение принимать и защищать свои решения;
• готовность к участию в общественных делах;
• готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
• патриотизм и любовь к Родине;
• права и свобода человека и гражданина;
• символика Российской Федерации;
• национальное самосознание;
• уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
• создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
• обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
• вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
• в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
• в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ Название направления Формы занятий Подведение итогов
1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. «Растим патриота и гражданина России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. « Я и семья» Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Анкетирование детей и родителей
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.
План мероприятий
по реализации программы
гражданско-патриотического воспитания
«Я рождён в России»
СЕНТЯБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( противопожарная безопасность и безопасность дорожного движения)
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
« Почему нужно знать закон о безопасности дорожного движения».
( познавательная программа).
« Дисциплина на дороге-путь к дорожной безопасности».
( викторина) « Бытовым привычкам не место на дорогах».
( видеосюжеты) «О культуре поведения пешехода».
( устный журнал)
Направление
«Гражданин и патриот»
«Международное законодательство о правах ребёнка»
(лекторий)
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Озеленение классной комнаты.
Направление
«Нравственность»
Направление
«Общение» «Ещё раз о дружбе»
(конкурсно-игровая программа)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Неделя самоопределения «Дело по душе» (запись в детские творческие объединения) «Всё о футболе»
(слайд-фильм)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Индивидуальные беседы-консультации с родителями:
Денисултанова С.В.
Филякова Н.В. Собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».
(информационное)
ОКТЯБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Направление
«Гражданин и патриот»
« Достоин будь награды русской».
(конкурсная познавательная программа о символах отличия)
24 октября
День ООН
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
«Мини-викторины на знание учебных предметов»
Направление
«Нравственность»
«Духовная мудрость православия».
(урок - диспут)
Направление
«Общение»
Поздравление педагогов
(выпуск стенгазет) «Время, события, люди».
(информационный час)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
«Давайте говорить друг другу комплименты» (тренинг по развитию коммуникативных способностей)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Индивидуальные беседы-консультации с родителями:
Оруджев С.Г.
Исаев Ф.С.
Собрание: «Культурные ценности и их значение для ребёнка». (Беседа с участием психолога)
НОЯБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ПРОПАГАНДЫ ПРИОРИТЕТОВ ЗОЖ
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Курить-здоровью вредить»
(урок-спектакль)
Направление
«Гражданин и патриот»
«Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия».
(лекторий с показом видеофильма)
4 ноября-День народного единства
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
«Эрудит-круиз».
(интеллектуальный марафон)
Направление
«Нравственность»
День Матери.
«Главное слово в нашей судьбе».
(праздничная программа)
Направление
«Общение»
16 ноября –
День Толерантности
Направление
«Семья»
Урок, посвящённый
20-летиюпринятия генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребёнка. Конкурс рисунков, посвящённый Дню Матери.
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Работа с родителями, с родительским комитетом
Заседание общешкольного родительского комитета. Консультация педагогов-предметников с родителями. Собрание: «Роль общения в жизни школьника».
(лекция)
ДЕКАБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК «МОЙ ДОМ _ МОЯ ШКОЛА!»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье».
(лекторий)
Направление
«Гражданин и патриот»
12 декабря –
День Конституции
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Направление
«Нравственность»
Беседа по ПДД. «Правила поведения в общественных местах».
(урок-практикум)
Направление
«Общение»
«Тренировка памяти».
(психологическая игра)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
«Празднование Нового года в разных странах».
(выпуск газеты) «Новый год шагает по планете».
(праздник)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Участие родителей в проведении новогоднего праздника. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника».
(обучающий семинар)
ЯНВАРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
АККЦИЯ « ЖИВИ, КНИГА!»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Символы российского государства».
(брейн-ринг)
20.01.1705.-День российского флага.
Направление
«Гражданин и патриот»
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Направление
«Нравственность»
«Делать добро спешите»
(час-размышление)
Направление
«Общение»
Экскурсия в телекомпанию «РАКУРС». Посещение ледового дворца.
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
«Мир моих увлечений».
(презентация) «Мы за чаем не скучаем».
(чайный вечер отдыха)
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Семейные проблемы. Как их решать?»
(дискуссия)
ФЕВРАЛЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК ВОЕННО – СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Направление
«Гражданин и патриот»
Встреча с военнослужащими
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Выставка детского рисунка «Равнение на отвагу отцов»
Направление
«Нравственность»
«Великие полководцы».
(видеофильм)
Направление
«Общение»
«Мальчишки-девчонки».
(шутливое соревнование)
Направление
«Семья»
«Наши папы бравые солдаты».
(фотопанорама, устный журнал)
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Посещение ОВД
г. Покачи Посещение выставочного зала.
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Педагогический такт…родителей»
(вечер ответов и вопросов)
МАРТ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК «ТВОРЧЕСКАЯ ВЕСНА»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Викторина «Перекрёсток»
(Что? Где? Когда?) «Происшествие на сказочной дороге»
(театрализованное представление) Конкурс: «Письмо водителю».
Направление
«Гражданин и патриот»
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Направление
«Нравственность»
«Женщины в истории России»
(видеофильм) «Великие русские художники».
(лекторий с использованием слайдов)
Направление
«Общение»
Праздник наших мам
(конкурсная программа)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Экскурсия на градообразующие предприятия города.
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Полезные советы на каждый день
(вечер вопросов и ответов)
АПРЕЛЬ
A.
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК «БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ!»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Физкультуру не любить-под собою сук рубить»
(спортивная игра)
7 апреля - Всемирный
День Здоровья
Направление
«Гражданин и патриот»
«Из тысячи планет-Земли прекрасней нет» (видеоконференция)
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
«Мир энциклопедий».
(интеллектуально-познавательная игра)
Направление
«Нравственность»
12 апреля
«День Космонавтики».
(праздничное соревнование)
Направление
«Общение»
«Праздник смеха и шуток».
(юмористическая программа)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Конкурс рисунков:
«Здоровый я, здоровая семья, здоровая Россия». «Поле чудес»
Легенды и были о цветах.
(игра-викторина)
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Уроки этики поведения детей и родителей».
(дискуссионный клуб)
МАЙ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК « РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Направление
«Гражданин и патриот»
«Навеки в памяти народной» (оформление альбома о ветеранах-родственниках учащихся)
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Пифагор и его школа».
(устный журнал)
Направление
«Нравственность»
«В стране вежливых наук».
(игровой турнир)
Направление
«Общение»
«Моя рука в твоей руке» - шефство над одинокими ветеранами войны
Направление
«Семья»
15 мая – День семьи «Памятные даты моей семьи».
(поисково-проектная работа)
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Встреча с ветеранами в канун Дня Победы (праздничная программа) «АРХИВ 8-В»
(самопрезентация, слайд-фильм)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Школе мы не говорим «Прощай!, мы говорим: «До новой встречи!»
(праздник)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2009-2012г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2012г», Уставом МБОУ СОШ № 4, локальными правовыми актами. - Законом РФ « Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
• умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
• знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
• умение принимать и защищать свои решения;
• готовность к участию в общественных делах;
• готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
• патриотизм и любовь к Родине;
• права и свобода человека и гражданина;
• символика Российской Федерации;
• национальное самосознание;
• уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
• создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
• обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
• вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
• в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
• в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление « Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Направление « Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3.Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4.Участие в тематических конкурсах, выставках.
5.Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
№ Название направления Формы занятий Подведение итогов
1. « Связь поколений» Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. «Растим патриота и гражданина России» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. «Мой край родной» Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. « Я и семья» Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Анкетирование детей и родителей
Используемая литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.
План мероприятий
по реализации программы
гражданско-патриотического воспитания
«Я рождён в России»
СЕНТЯБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( противопожарная безопасность и безопасность дорожного движения)
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
« Почему нужно знать закон о безопасности дорожного движения».
( познавательная программа).
« Дисциплина на дороге-путь к дорожной безопасности».
( викторина) « Бытовым привычкам не место на дорогах».
( видеосюжеты) «О культуре поведения пешехода».
( устный журнал)
Направление
«Гражданин и патриот»
«Международное законодательство о правах ребёнка»
(лекторий)
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Озеленение классной комнаты.
Направление
«Нравственность»
Направление
«Общение» «Ещё раз о дружбе»
(конкурсно-игровая программа)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Неделя самоопределения «Дело по душе» (запись в детские творческие объединения) «Всё о футболе»
(слайд-фильм)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Индивидуальные беседы-консультации с родителями:
Денисултанова С.В.
Филякова Н.В. Собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».
(информационное)
ОКТЯБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Направление
«Гражданин и патриот»
« Достоин будь награды русской».
(конкурсная познавательная программа о символах отличия)
24 октября
День ООН
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
«Мини-викторины на знание учебных предметов»
Направление
«Нравственность»
«Духовная мудрость православия».
(урок - диспут)
Направление
«Общение»
Поздравление педагогов
(выпуск стенгазет) «Время, события, люди».
(информационный час)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
«Давайте говорить друг другу комплименты» (тренинг по развитию коммуникативных способностей)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Индивидуальные беседы-консультации с родителями:
Оруджев С.Г.
Исаев Ф.С.
Собрание: «Культурные ценности и их значение для ребёнка». (Беседа с участием психолога)
НОЯБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ПРОПАГАНДЫ ПРИОРИТЕТОВ ЗОЖ
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Курить-здоровью вредить»
(урок-спектакль)
Направление
«Гражданин и патриот»
«Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия».
(лекторий с показом видеофильма)
4 ноября-День народного единства
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
«Эрудит-круиз».
(интеллектуальный марафон)
Направление
«Нравственность»
День Матери.
«Главное слово в нашей судьбе».
(праздничная программа)
Направление
«Общение»
16 ноября –
День Толерантности
Направление
«Семья»
Урок, посвящённый
20-летиюпринятия генеральной ассамблеи ООН Конвенции о правах ребёнка. Конкурс рисунков, посвящённый Дню Матери.
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Работа с родителями, с родительским комитетом
Заседание общешкольного родительского комитета. Консультация педагогов-предметников с родителями. Собрание: «Роль общения в жизни школьника».
(лекция)
ДЕКАБРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК «МОЙ ДОМ _ МОЯ ШКОЛА!»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Что мы едим? Пищевые добавки и здоровье».
(лекторий)
Направление
«Гражданин и патриот»
12 декабря –
День Конституции
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Направление
«Нравственность»
Беседа по ПДД. «Правила поведения в общественных местах».
(урок-практикум)
Направление
«Общение»
«Тренировка памяти».
(психологическая игра)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
«Празднование Нового года в разных странах».
(выпуск газеты) «Новый год шагает по планете».
(праздник)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Участие родителей в проведении новогоднего праздника. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника».
(обучающий семинар)
ЯНВАРЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
АККЦИЯ « ЖИВИ, КНИГА!»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Символы российского государства».
(брейн-ринг)
20.01.1705.-День российского флага.
Направление
«Гражданин и патриот»
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Направление
«Нравственность»
«Делать добро спешите»
(час-размышление)
Направление
«Общение»
Экскурсия в телекомпанию «РАКУРС». Посещение ледового дворца.
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
«Мир моих увлечений».
(презентация) «Мы за чаем не скучаем».
(чайный вечер отдыха)
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Семейные проблемы. Как их решать?»
(дискуссия)
ФЕВРАЛЬ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК ВОЕННО – СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Направление
«Гражданин и патриот»
Встреча с военнослужащими
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Выставка детского рисунка «Равнение на отвагу отцов»
Направление
«Нравственность»
«Великие полководцы».
(видеофильм)
Направление
«Общение»
«Мальчишки-девчонки».
(шутливое соревнование)
Направление
«Семья»
«Наши папы бравые солдаты».
(фотопанорама, устный журнал)
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Посещение ОВД
г. Покачи Посещение выставочного зала.
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Педагогический такт…родителей»
(вечер ответов и вопросов)
МАРТ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК «ТВОРЧЕСКАЯ ВЕСНА»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Викторина «Перекрёсток»
(Что? Где? Когда?) «Происшествие на сказочной дороге»
(театрализованное представление) Конкурс: «Письмо водителю».
Направление
«Гражданин и патриот»
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Направление
«Нравственность»
«Женщины в истории России»
(видеофильм) «Великие русские художники».
(лекторий с использованием слайдов)
Направление
«Общение»
Праздник наших мам
(конкурсная программа)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Экскурсия на градообразующие предприятия города.
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Полезные советы на каждый день
(вечер вопросов и ответов)
АПРЕЛЬ
A.
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК «БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ!»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
«Физкультуру не любить-под собою сук рубить»
(спортивная игра)
7 апреля - Всемирный
День Здоровья
Направление
«Гражданин и патриот»
«Из тысячи планет-Земли прекрасней нет» (видеоконференция)
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
«Мир энциклопедий».
(интеллектуально-познавательная игра)
Направление
«Нравственность»
12 апреля
«День Космонавтики».
(праздничное соревнование)
Направление
«Общение»
«Праздник смеха и шуток».
(юмористическая программа)
Направление
«Семья»
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Конкурс рисунков:
«Здоровый я, здоровая семья, здоровая Россия». «Поле чудес»
Легенды и были о цветах.
(игра-викторина)
Работа с родителями, с родительским комитетом
«Уроки этики поведения детей и родителей».
(дискуссионный клуб)
МАЙ
1 неделя месяца
2 неделя месяца 3 неделя месяца 4 неделя месяца
Общешкольные мероприятия
МЕСЯЧНИК « РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
Направление
«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
Направление
«Гражданин и патриот»
«Навеки в памяти народной» (оформление альбома о ветеранах-родственниках учащихся)
Направление
«Интеллект и трудолюбие»
Пифагор и его школа».
(устный журнал)
Направление
«Нравственность»
«В стране вежливых наук».
(игровой турнир)
Направление
«Общение»
«Моя рука в твоей руке» - шефство над одинокими ветеранами войны
Направление
«Семья»
15 мая – День семьи «Памятные даты моей семьи».
(поисково-проектная работа)
Направление
«Культурно-образовательный досуг»
Встреча с ветеранами в канун Дня Победы (праздничная программа) «АРХИВ 8-В»
(самопрезентация, слайд-фильм)
Работа с родителями, с родительским комитетом
Школе мы не говорим «Прощай!, мы говорим: «До новой встречи!»
(праздник)
Я рождён в России.zip
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.