Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — люди, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это инвалиды, или люди, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Основной проблемой неуспеваемости людей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы человека в системе обучения специализированного учреждении.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для людей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью является создание гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации обучающихся с ОВЗ и последующей интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном обществе.
Расписание учебных занятий на неделю
Понедельник | Вторник | Среда |
1.Профильный труд | 1.Математика | |
2.Профильный труд | 2.Природоведение | 2.Природоведение |
3.Письмо | 3.Профильный труд | |
4.Чтение | 4.Профильный труд | |
5.Физкультура | 5.Письмо | 5.ИЗО |
6.Физкультура | 6.Чтение /Логопедия | 6.ОБЖ |
Четверг | Пятница |
1.Письмо | 1.Музыка |
2.Чтение | 2.Математика |
3.Математика | 3.Письмо |
4.Геометрия | 4.Чтение |
5.ОСЖ | 5.ИЗО |
6.Школа здоровья /Логопедия | 6.Черчение |
Форма обучения – 5 класс
Индивидуальный реабилитационный маршрут предусматривает решение основных задач
обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
расширение материальной базы и ресурсного обеспечения образовательного учреждения для организации обучения людей с ОВЗ.
Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации
Принцип индивидуального подхода
Принцип системности
Принцип интегрированного подхода
Принцип непрерывности
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП
Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе.
Организационные условия
Психолого-педагогическое обеспечение включает
оптимальный режим учебных нагрузок; -
коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
учёт индивидуальных особенностей учащегося;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий;
оздоровительный и охранительный режим;
профилактику физических, умственных и психологических нагрузок;
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
участие всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Кадровое обеспечение
Обучение людей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение
наличие перил;
приобретение универсальной цифровой техники для обучения;
установка направляющих без перепадов и разрывов;
расширение дверных проемов.
Информационное обеспечение
создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
создание системы широкого доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Технологии, формы и методы обучения людей с ОВЗ
Информационные (компьютерные) технологии
Проблемное обучение
Игровые технологии
(в основном познавательные и деловые игры)
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Технологии современного традиционного обучения
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
итоговой аттестации в соответствии с нормативными документами по проведению квалифицированного экзамена
текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами
При разработке индивидуального реабилитационного маршрута учащегося (слушателя) с ОВЗ, мы опираемся на следующие принципы:
принцип опоры на обучаемость;
принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
принцип соблюдения интересов;
принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения учащегося (явления, ситуации);
принцип непрерывности;
принцип отказа от усредненного нормирования.
Методы, используемые в работе
беседы, ситуативные игры, занятия, чтение профильной литературы;
деловые игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально - личностной и поведенческой сфер;
релаксационные психогимнастические упражнения.
Предполагаемый результат
развитие социальной и профессиональной компетентности;
развитие коммуникативных навыков;
коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
развитие чувства самоценности;
коррекция имеющихся у учащегося социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуального реабилитационного маршрута, траекторий развития людей с ОВЗ, мы обеспечиваем нашим учащимся успешную интеграцию в современном обществе.
Программа индивидуального реабилитационного маршрута в отношении несовершеннолетнего ученика 5 класса (образец)
№ | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
Взаимодействие с учителями - предметниками | |||
1. | Контроль за посещением уроков, за деятельностью подростка на уроках. | Понедельник - пятница | Классный руководитель, учителя - предметники |
2. | Индивидуальная работа с подростком по учебному предмету. | По мере необходимости | Учителя - предметники |
3. | Ежедневный контроль за внеурочной деятельностью | Ежедневно | Классный руководитель |
4. | Отслеживание взаимоотношений с педагогами, работниками школы, коррекция | Постоянно | Классный руководитель |
№ | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
Взаимодействие с подростком | |||
Цель: коррекция поведения подростка, предупреждение его противоправных действий. | |||
1. | Отслеживание взаимоотношений со сверстниками. | Постоянно | Классный руководитель |
2. | Организация помощи при подготовке домашнего задания. | По мере необходимости | Учителя - предметники |
3. | Контроль за внешним видом подростка. | Ежедневно | Классный руководитель |
4. | Нормализация эмоционального поведения, создание атмосферы безопасности. | Постоянно |
№ | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственный |
5. | Изучение и направление интересов подростка, профориентационная работа | Ежемесячно | Классный руководитель |
6. | Проведение индивидуальных бесед с подростком о правилах поведения в школе, в общественных местах. | Еженедельно | Классный руководитель |
7. | Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений. | Постоянно | Классный руководитель |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.