Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)
Оценка 5

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Оценка 5
Образовательные программы +1
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
18.02.2019
Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)
Закон «Об образовании» относит родителей и учителя к участникам образовательного процесса, в рамках которого осуществляется воспитание и обучение ребёнка. Поэтому на первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками. Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы. Большие возможности для решения поставленных задач – заложены в клубной работе. Нами была разработана и апробирована методика организации общения КОТ (клуб общения товарищей), которая, на наш взгляд, является интересной формой работы с младшими школьниками. Проведение клубных занятий способствует накоплению общественно ценного опыта учеников, формирует и сплачивает детский коллектив, позволяет получить школьникам позитивный социальный опыт общения, создаёт условия для сближения ценностей взрослых и детей, положительно воздействует на формирование личности ребёнка. Большинство семей активно участвуют в тематических заседаниях клуба.
Клуб общения товарищей в начальной школе.docx
Организация клубной работы  КОТ «Клуб общения товарищей в начальной школе» Цели: • создание клубов для реализации формулы «4 само + соразвитие»; • укрепление гуманистических ценностей ядра организационной  культуры школы. Задачи: • гуманизация микроклимата класса; • адаптация методики "КОТ" для учащихся младшего школьного  возраста; • реализация адаптационной и защитной функции класса. Содержание: I. Теоретическое обоснование. II. Диагностический комплекс: 2.1. Методика «Мои интересы» 2.2. Рисунчатый тест «Самолет» 2.3. Методика «Я так думаю..» III. Структурные компоненты КОТа. IV. Создание внешнего уровня организационной культуры клуба V. Методические рекомендации: 5.1. Открытие клуба 5.2. Совет Мудрейших 5.3. Этикет и этикетка 5.4. Веселая карусель 5.5. Заседание «Почемучек» VI. Литература VII. Приложение I. Теоретическое обоснование. За последние 15­20 лет изменилась страна и изменились ее самые  маленькие граждане. Наши дети живут в другой социальной среде.  Изменились нравственные устои, ликвидировались многие кружки, секции,  все переведено на коммерческую основу. Но, несмотря на это, ведущей  потребностью младших школьников остается общение со сверстниками. Но не всегда такое общение способствует развитию ребенка, как личность. Важно  отметить, что школа не должна готовить воспитанников для жизни ­ она сама  должна быть особой жизнью. В нашей школе сложилась традиция планировать внеурочную деятельность согласно «Школьной вертушке традиций».  Праздники стали общешкольными коллективными творческими делами,  объединяющими и детей, и учителей, и родителей. Но со временем стало понятно, что этого недостаточно.  Познакомившись с методикой организации общения КОТ («Клуб общения  товарищей») для подростков, разработанной В. Р. Ясницкой (к.п.н.), мы ее  адаптировали к младшему школьному возрасту. Клуб, на наш взгляд, является интересной формой работы с учащимися, который позволяет получить  школьникам позитивный социальный опыт общения; сформировать и сплотить ученический коллектив; развить кругозор, создать условия для сближения  ценностей взрослых и детей. В первом классе КОТ способствует созданию оптимальных условий для  полноценного вхождения ребенка в школьную жизнь, его адаптации к  школьной среде, гармоничному становлению психических функций и  формированию качеств самостоятельной и нравственной личности. Для  учащихся второго класса ­ это возможность раскрытия творческого  потенциала и приобретение социального опыта общения, и что немало важно ­ возможность взаимодействия взрослых и детей. Клубная работа ­ это не  просто встречи увлеченных людей; это традиции совместного общения, это  влияние на будущие поступки маленького человека, формирование его  культуры, характера. В таких клубах ребята объединены общими  увлечениями, интересами, которые не только сплачивают, но и формируют  совершенно иной мир взаимоотношений между ними. Увлечение литературой  и спортом, изучение мира растений и животных, музыка и живопись ­ все эти  интересы смогут стать основой создания клуба. Предлагаемая ниже  технология ­ один из вариантов организационного общения младших  школьников, наполнением которого является интеллектуальное и игровое  содержание. II. Диагностический комплекс. Для выявления интереса как мотива внеклассной деятельности, нами  был разработан диагностический комплекс. 2.1.Методика «Мои интересы» (С). Цель: выявить интересы детей для организации внеклассной  деятельности. Процедура. Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты: 1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? 2. Какие вопросы тебя интересуют? 3. Где бы ты хотел встречаться с друзьями, чтобы находить ответы на  интересующие тебя вопросы? 4. Что тебя больше привлекает: музыка, спорт, рисование, танцы?  Можешь дописать свое увлечение. Обработка. Количественная обработка заключается в подсчете повторов детских  высказываний. Интерпретация. По результатам обработки анкеты целесообразно составить таблицу,  позволяющую определить интересы учащихся и выявить их отношение к  взаимодействию друг с другом. Ф. И. Вопросы почемуч ек Рисован Спорт Танцы Жизнь Музыка Игры ие Выбор детей 2.2.Рисунчатый тест «Самолет» (С). Цель: выявить лидеров в классе, а также определить взаимоотношения  детей друг с другом. Процедура. Учащимся класса предлагается отправиться на воздушном лайнере в  путешествие. Для этого необходимо разместить весь класс в креслах  самолета, причем стоят по два кресла и в два ряда. Необходимо расположить  весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать свое  мнение. 1. Кого видят командиром корабля? 2. Место ребенка в салоне самолета: ­ впереди; ­ в центре; ­ в хвосте. 3. Окружение: ­ входит в состав экипажа; ­ находится в салоне самолета в паре; ­ сидит один. Обработка. Качественная обработка проводится через анализ расположения детей в транспорте. Интерпретация. По результатам обработки вопроса ?1­2 в классе были выделены  лидеры, по вопросу № 3 определен микроклимат и взаимоотношения детей  друг с другом, а также отношение ребенка к классному коллективу. 2.3.Методика «Я так думаю..» Цель: выявить потребность детей и родителей к неформальному  общению. Процедура. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты: 1. Испытывает ли ваш ребенок потребность в общении в коллективе? 2. Как можно организовать работу в классе, чтобы учитывать интересы  вашего ребенка? (Классные часы, утренники, кружки, клуб и т.д.) 3. Нравится ли вам идея создания клуба общения учащихся, как одна из  форм внеклассной работы? 4. Как вы относитесь к сотрудничеству учащихся и родителей в клубе? 5. Ожидаемый вами результат от подобной форму работы. Обработка. Качественная обработка проводится через анализ высказываний  родителей. Интерпретация. Обработка ответов позволяет определить позитивное или негативное  отношение родителей к клубной деятельности.  III. Структурные компоненты клуба. Для организации клуба мы выделили следующие структурные  компоненты: 1. «Совет Мудрейших». Цель: формирование опыта делового конструктивного взаимодействия. Содержание: обсуждение детьми и взрослыми актуальных проблем,  возникших в классе, коллективное планирование дел. 2. «Почемучка». Цель: формирование опыта интеллектуального взаимодействия. Девиз: «Часто и по­разному спрашивать ­ это и значит приобретать  точные знания». (Платон) Содержание: организация дискуссионного общения младших  школьников. 3. «Этикет и этикетка». Цель: формирование культуры поведения и межличностного общения Содержание: обучение нормам этикета через игровую деятельность. 4. «Веселая карусель». Цель: формирование гуманных взаимоотношений между субъектами  школьного воспитания. Содержание: эмоциональный настрой учащихся на взаимодействие друг  с другом. В связи с возрастом учащихся, их психологическими особенностями  невозможно включать все структурные компоненты в одно занятие. Их лучше чередовать между собой. Учителю при этом нужно опираться на интересы и  потребности класса, не забывая о принципах клубной работы: ­ добровольность; ­ системность; ­ доверительность; ­ открытость; ­ развитие кругозора. Частота клубных встреч ­ в среднем 1­2 раза в месяц, а больших  событий и праздников ­ раз в четверть. Временной интервал занятий клуба КОТ составляет от 20­30 минут до  одного часа. Обстановка предполагает обязательное проведение занятий в открытом  кругу и оформление встречи с атрибутикой клуба. Традиции клуба: эмоциональный настрой, наличие эмблемы, талисмана  клуба (в роли последнего выступает симпатичный кот­игрушка), ритуалы  начала и окончания встреч, законы клуба. Открытость предполагает добровольное участие детей во встречах  клуба, а также наглядную информацию об этих встречах, например, в лапках  кота ­ аппликации, выполненной ребятами и помещенной в классном уголке. Ниже предлагаем планирование работы КОТа на год. Сентябрь. • Выступление на родительском собрании. Анкетирование родителей. • Анкетирование учащихся. • Анализ анкет. Октябрь. • Организационное заседание клуба: выработка символики, эмблем,  законов. • Праздник «Рождения КОТа». Ноябрь. • Создание ящика «Почемучек». • «Совет Мудрейших» «Кто Я?». Декабрь. • «Почемучка». Экологическое мероприятие «Живи лес». • «Веселая карусель» в мастерской Деда Мороза. Январь. • «Совет Мудрейших» «Я и мое имя». Февраль. • «Этикет и этикетка». «Королевство внутреннего мира». • «Веселая карусель» у сильных, смелых и ловких. Март. • «Веселая карусель» на посиделках у самовара • «Почемучка» «Земля ­ наш дом». Апрель. • «Совет Мудрейших» «Человек ­ ценность, мера всех вещей». • «Этикет и этикетка». Этическая грамматика. Правила общения в  дружбе и деловое общение. Май. • «Совет Мудрейших». Праздник «Этот день мы приближали как  могли». • «Веселая карусель». Итоговое занятие клуба. Свою работу КОТ начал как место общения детей, родителей и  учителей. Мы поняли, что в атмосфере клуба может произойти сближение  всех членов школьного коллектива. Но тут же возникает много вопросов:  клуб ­ что это? кто это? зачем это? с кем это? как это? Мы попытались найти  ответы на все эти вопросы. Что это? Это клуб общения товарищей ­ КОТ. Кто это? Это МЫ ­ ученики 1Б и 2Б классов. Зачем это? Для общения и формирования социального опыта. С кем это? Ученики ­ учитель ­ родители вступают в сотворчество. Как это? Через заседания клуба. IV. Создание внешнего круга организационной культуры клуба. 1. Эмблема и девиз. Чтобы всем было ясно, что КОТ ­ это только наш клуб, ребята  предложили разработать свою эмблему. В каждом классе провели конкурс и  выбрали лучшую эмблему, на которую поместили следующие слова девиза  клуба: «Вместе всем нам веселее ­ обучаться, жить дружнее!» (Приложение  №1). А девизом стали такие стихи: Весь наш класс ­ Матроскин друг, Клуб общения подруг, И друзья приходят тоже, Кот товарищу поможет. Вместе всем нам веселее ­ Обучаться, жить дружнее! 2. Законы. Вместе вырабатывали и законы КОТа. На классном часе ребятам были  предложены варианты законов КОТа, которые дополнялись детьми. На доске  появляется список законов по количеству учащихся. Учитель предлагает  объединиться в группы по 4 человека и обсудить данные предложения,  сократив список до 8. При этом дети должны доказать свою точку зрения:  почему они оставляют именно эти. Итак, из предложенных высказываний отобрали следующие (8): 1. Клубная азбука начинается с «Мы». 2. Быть вежливым и тактичным в общении с товарищами. 3. Проявлять свою инициативу к делам и жизни клуба. 4. Уметь принимать критику в свой адрес. 5. Доброе слово ­ хорошо, а доброе дело ­ еще лучше. 6. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости. 7. Умей не только стать на место другого, но и достойно стоять на  своем месте. 8. Верить в себя. Потом эти законы записали в стихах. Любой человек Пусть кем бы он ни был, живет по законам Общения клуба. Каждый свой шаг Направляет он встрече: Дружбе и радости, Делу и чести. Инициативу свою прояви, Иными словами себя покажи. Критику в адрес свой принимай И за несчастье ее не считай! Эти советы усвоить несложно: Если ты друг ­ С друзьями жить можно! Талисманом клуба стал кот Матроскин (Приложение 2). Учителя  предложили ребятам придумать и ритуалы открытия и завершения каждого  заседания клуба. Вот здесь­то и пригодился талисман ­ кот­игрушка. Ритуалы КОТов: 1. Игра «Давайте поздороваемся». [3] Цель: создать эмоциональный  настрой. Методика: все встают в общий круг. Один хлопок в ладоши ­  здороваемся с соседом за руку, два хлопка ­ здороваемся плечиками, три  хлопка ­ здороваемся спинками, четыре хлопка ­ запрет на разговоры. 2. Игра «Ласковые лапки». [3] Цель: снять напряжение, снизить  агрессивность, развивить восприятие, способствует гармонизации отношений  между ребенком и взрослым. Методика: взрослый кладет на стол 6­7 мелких  предметов различной фактуры: кусочки меха, кисточку, стеклянный флакон,  бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Ведущий объясняет ему, что по руке будет ходить зверек ­ талисман клуба и касаться ласковыми  лапками. (Варианты: прикосновение к щеке, к ладони, к колену и т.д.) 3. Игра­концовка «Котовасия» (С). Цель: коллективный анализ  заседания с акцентом не только на рефлексии, но и на выявлении проблем в общении. Методика: передаем по кругу талисман­игрушку, каждый говорит о  том, комфортно ли было ему сегодня, что нового и интересного он узнал.  Задания можно усложнять: сказать товарищу о каком­то его человеческом  достоинстве, о его успехе за последнее время, задать приятный для него  вопрос и т.д. Общение в кругу дает и детям, и взрослым возможность  действительного равенства в общении. В кругу нет ни первых, ни последних.  Здесь точка зрения каждого имеет право на существование. Круг ­ это  сильнейший способ создания общего психологического пространства. Вместе с родителями сочинили и клятву КОТов: Будем мы всегда достойны Честь и дружбу защищать. И вполне делами сможем Жизнь Матроскину продлять. V. Методические разработки. 5.1 Открытие «КОТа» (В). Оформление: • выставка эмблем клуба, предложенных детьми; • большая эмблема ­ победитель; • девиз, клятва, законы клуба; • выставка книг о кошках; • игрушка кот; • рисунок «Кот Матроскин», кусочки меха, клей для аппликации; • магнитофон, фонограмма песен «Вместе весело шагать…», «Черный  кот»; •  м/ф «Каникулы в Простоквашино». Ход праздника: I Беседа о встречах, традициях. II Психологическая игра «Давайте поздороваемся». III Отгадывание загадок. [5] Мохнатенька, усатенька Сядет, песенки поет? ­ Кто это? ­ А эта о ком? Сидит на окошке похожий на кошку: И хвост как у кошки, И нос как у кошки, И ушки как у кошки, Но не кошка. Дети: О коте. Учитель: Действительно, все эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у  которого лапка мягонька, а коготок востер, который, как есть начнет ­  песенку поет. Зверь этот ­ кошка. IV Историческая справка. [5] • В разные времена и в разных странах к кошке относились по­разному.  В Древнем Египте ее боготворили, оказывали всякие почести. Смертная казнь  карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из стражей хлебных  амбаров. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали  дарами в виде высушенных мышей. • В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в  ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам, считалось, что они  приносят в дом несчастье. • В Японии в XVII в. существовала легенда: владельцу небольшой  чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили статуэтку кошечки. Она ожила и  стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, все больше людей  заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря этому торговля  пошла хорошо, и с тех пор во всех чайных Японии держат кошек. Может  быть, все это выдумки, но так или иначе, кошка живет рядом с человеком ни  одну тысячу лет и до сих пор остается существом загадочным и  таинственным. • У нее очень тонкий слух ­ она слышит малейший шорох, который  производят мыши. Она очень чистоплотная ­ вылизывает шерсть так  тщательно, что, кажется, не пропустит ни одного волоска. • У нее острое зрение. Она может спокойно ходить в полной темноте.  Помогают ей в этом вибрисы ­ длинные жесткие волоски, которые мы часто  называем усами. Этими волосками кошка как бы ощупывает все вокруг. Если  учесть, что вибрисы у нее не только на мордочке, но и на боках, даже на  лапах, то понятно, почему кошка так свободно себя чувствует в кромешной  тьме.  Ведущий: Много интересного можно узнать о кошках в книгах Натальи  Пожарицкой, Акимушкина, энциклопедии Брема и других книгах. V. Инсценировка стихотворения. (Читают 2 ученика). [5], (Приложение  3) ­ Говорит мне тихо кошка : ­ Пожалей меня немножко! ­ Не пойму я кошку эту: Я ей тычу в рот конфету, Я под самый кошкин нос Лучший свой значок поднес. Я обнял ее за шею: Вот как я тебя жалею! Ну чего ты хочешь, кошка? Говорит она: Немножко, хоть немножко пожалей, отпусти меня скорей! ­ Чего не понимает герой сценки? VI. Рефлексия. Дети и родители встают в один большой круг. Ведущий  передает игрушечного кота по кругу с добрыми пожеланиями, что зовет всех  поучаствовать в общей работе.  VII. Рождение КОТа.  ­ Вот и наш клуб называется КОТ. ­ КОТ ­ это что такое? ­ КОТ ­ это кто такой? Кот: ­ Это я! Мяу!!! Все: Кто сказал «Мяу»?! (Кот прячется за спинами). 1. КОТ ­ это сокращенно... 2. Красиво отрезанный торт! 3. Нет, это кошмар от табуретки! 1. Я вам сейчас подскажу: когда весело, все вместе и не ссорятся  совсем! 4. Все понятно, классный, обалденный танец! Все: Нет! Это Клуб общения товарищей! Кот: Это как? А я думал это такой (показывает) «Мяу»!!! Все: Кто сказал «Мяу»?!! Песня на мотив «Вместе весело шагать...» Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам. И, конечно, припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором! Спой­ка с нами, спой­ка с нами, кот в матросочке! Раз полоска, два полоска, будет кофточка! Раз мальчишка, два девчонка, будет весело! Раз словечко, два словечко, будет песенка! Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам. И, конечно, припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором! 1. А у нас и талисман есть! Все: Где? 1. Да вот он! (Показывает на кота). Кот (выглядывает): И совсем меня не Талисман зовут! Не узнали? Я теперь кот Матроскин!  Песня на мотив «Черный кот». Кот бездомный бродил за углом,  И кота ненавидел весь дом, Только песня совсем не о том, Жизнь без дружбы похожа на сон! Говорят, не повезет, Если кот твою дорогу перейдет, А у нас ­ наоборот, Веселее, когда с нами клубный кот! ­ А теперь послушайте замечательное стихотворение В. Кудрявцевой  «Сиамская кошка». [5] VII. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино». VIII. Изготовление талисмана­аппликации «Кот». ­ Давайте все вместе сделаем нашего кота, который всегда будет с нами  на всех наших клубных мероприятиях. (Коллективная работа детей и  родителей). ­ Какой замечательный кот у нас получился! Посмотрите, а что это у  него в лапках? (Дети забирают из лапок кота девиз, эмблемы, законы, клятву  клуба). (Показ эмблемы­победительницы, вручение всем ребятам аналогичной маленькой эмблемы.) Все дети хором говорят девиз клуба:  Весь наш класс ­ Матроскин друг,  Клуб общения подруг,  И друзья приходят тоже,  КОТ товарищу поможет. Вместе всем нам веселее ­ Обучаться, жить дружнее! ­ А еще у нашего клуба есть свои законы: Любой человек пусть кем бы он ни был, Живет по законам общения клуба. Каждый свой шаг направляет он встрече: Дружбе и радости, делу и чести. Инициативу свою прояви, иными словами ­ себя покажи. Критику в адрес свой принимай И за несчастье ее не считай! Эти советы усвоить не сложно: Если ты друг ­ С друзьями жить можно! ­ А теперь все вместе дадим клятву нашему КОТу: Будем мы всегда достойны Честь и дружбу защищать. И вполне делами сможем Жизнь Матроскину продлять. IX. Игровая программа. (Приложение 4) ­ Сегодня у нас в гостях наш любимый клоун дядя Владя (папа ученика  в костюме клоуна проводит с детьми игры и конкурсы). X. Рефлексия. Игра «Котовасия». Все участники праздника ­ ученики, учитель, родители встают в  большой круг и снова передают игрушку кота по кругу, выражая свое  собственное мнение и пожелания на будущее. XI. Чаепитие. После любого коллективного творческого дела наступает момент  анализа мероприятия. Наши дети после открытия КОТа на следующий день принесли свои творческие работы. *** Познакомились с КОТом. Дружно с ним мы заживем! Будем тут мы петь, играть, Мир вокруг нас познавать. Пригласим друзей с округи, Рассказать о нашем клубе. Будет здорово у нас: Просто супер, супер­класс! (Гончаров Артем, 2Б класс) *** Наш Матроскин ­ просто класс! Самый лучший он у нас! Он хороший, полосатый И ушастый, и усатый. (Толочманова Ксения, 1Б класс) *** Кот Матроскин самый классный, Шьет, готовит, убирает. Добрый он и очень ласковый, Гаврюшу воспитает. Кот Матроскин, ты ­ герой, Дядя Федор и Шарик с тобой. Нравится нам смотреть твой мультфильм, В нем ты лучше других! (Абасев Артем, 1Б класс) *** КОТ нам очень помогает И общаться, и дружить. Он научит нас, ребята, Крепкой дружбой дорожить. (Писнова Арина, 1Б класс) *** Нужно вместе нам учиться И дружить, и веселиться. Больше книжек прочитать И друзьями в школе стать. (Коробкин Денис, 1Б класс) *** Мы с Матроскиным все дружим И в жару, и в злую стужу. Вместе пляшем и поем, Очень весело живем! (Горшенин Андрей, 1Б класс) 5.2. «Совет Мудрейших» (С). Проводится очень оперативно в дружеской обстановке, не забывая  законы КОТа. Ведет Совет Мудрейших командир дежурной группы (можно  ввести ритуал передачи ведущего до следующего заседания). Учитель говорит последним, его мнение не имеет преимущества перед мнением детей.  Возможны различные формы проведения и тематика встреч. Тема. Кто Я? Цель: подтолкнуть процесс осознания ребенком своих социальных  ролей. Оборудование: листы белой бумаги, разноцветные бумажные салфетки, клей, ножницы, ящик «Почемучек». Содержание. 1. Разминка. Отгадывание загадки. Что за звездочки чудные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь ­ вода в руке. (Снежинки). Учитель предлагает детям взять салфетки, ножницы и вырезать  большую снежинку. ­ Теперь разверните салфетку. Посмотрите, что у каждого получилось,  и покажите друг другу. Есть ли среди них одинаковые? Почему они все  разные? (Дети высказывают свою точку зрения). 2. Беседа. ­ В жизни и в природе очень редко встречаются два абсолютно  одинаковых предмета, растения, даже здания, построенные по одному  проекту, отличаются друг от друга. Вот и все вы хоть и называетесь одним  словом ­ ученики, в чем­то не похожи друг на друга. Все вы разные. Как вы  думаете, чем люди отличаются друг от друга? ­ Внешним видом, ростом, цветом кожи, глаз, характером, именем,  фамилией, местом жительства и т.д. ­ Да, все люди разные. А как вам кажется, такое разнообразие это  хорошо или плохо? (Высказывания детей). 3. Индивидуальная работа. ­ Действительно, все люди разные, но каждый называет себя Я. Возьмите салфетки любых расцветок и вырежьте много разных снежинок. Наклейте их  на лист белой бумаги в форме буквы Я. А пока выполняете эту работу,  подумайте, что же обозначает это слово Я? (Дети самостоятельно работают). По окончании работы ребята показывают  получившиеся у них буквы друг другу, сравнивают их по цвету, размеру,  форме. Украшая букву, ребенок готовится к осознанию того, что у одного и  того же человека может быть разное настроение. Такие разные по величине и по форме снежинки внутри одной буквы подводят к идее, что внутри каждого человека много разных Я. 4. Работа со словарем. ­ А теперь ответим на поставленный вопрос: что такое Я? (Дети  высказывают свои предположения). ­ Уточним значение этого слова в толковом словаре. «Я обозначение  себя как личности». ­ А что такое личность? «Любой человек». ­ Понятия Я и ЛИЧНОСТЬ ­ серьезные научные понятия. 5. Актуализация понимания своих социальных ролей. ­ Итак, с помощью слова Я каждый из нас обозначает себя как человека.  В этом мы убедились, когда рассматривали все ваши буквы. 6. Вывод. Мы убедились, что нас Я много, все Я разные, одни  интересуются музыкой, другие спортом, третьи рисованием и т.д. Подумайте и предложите, как можно организовать общение, чтобы все Я существовали вместе. (Учитель поясняет, что дети занимаются разными видами деятельности вне  школы.) Ответы на вопрос: как организовать общение, чем бы вы хотели  заниматься вне учебной деятельности в школе положить в ящик «Почемучек». 6. Домашнее задание: ­ нарисуйте незнакомого человека любого возраста; ­ подумайте, что надо сделать, чтобы незнакомец стал близким  человеком; ­ написать цепочку слов «Кто Я». 5.3. ЭТИКЕТ И ЭТИКЕТКА Цели: • Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь». • Совершенствовать навыки культуры общения. • Воспитывать у учащихся такие нравственные качества как «честность» и «справедливость». Оформление: 1. Плакаты с пословицами: «Кто правдой живет, тот добро наживет», «Красивая ложь, да от правды не уйдешь», «Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь», «Шило в мешке не утаишь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет». 2. Слова­таблички: правда, истина, честность, справедливость, ложь,  неправда, вранье, обман. 3. Конверты с пословицами. Ход заседания I. Учитель. ­ Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку (С).  Кот Матроскин: За высокими горами, за зелеными лесами, синими  озерами и реками жили­были две кошки: белая и черная. Белую звали Правда, т.к. была она сильной, доброй, красивой и  правдивой. Черную кошку звали ­ Ложь. Она была изворотливой и лживой.  Где не появится Ложь, всем становится плохо от ее присутствия. Люди  обходили черную кошку стороной, собаки набрасывались на нее с громким  лаем. А Правду любили. Вот однажды решила Ложь отомстить Правде за хорошее отношение  людей к ней. Забралась к соседям в амбар, где хозяева держали большой  кусок мяса к празднику, наелась досыта сама и остаток отдала собакам, к  которым подлизывалась и набивалась в друзья, и своей сестре Правде. Пока  «будущие друзья» насыщались мясом, Ложь прибежала к соседям и  наговорила, что Правда выкрала у них мясо и угощает собак. Выбежали  хозяева, стали браниться, бить Правду и собак, которые были ни в чем не  виноваты. Правда корила, стыдила Ложь, а она знай себе, врет да обманывает.  Задумались хозяева: ведь Правда никогда их не обманывала, да и собаки их не подводили ни разу. Решили заглянуть в амбар, где лежало мясо. На полке  увидели следы кошки и несколько черных волосков. Поняли люди, что Ложь  решила их обмануть, выгнали ее из своего села. Теперь она бродит по свету и творит свои черные дела. А чтобы ее не  смогли отыскать, она поселилась среди таких же родичей, как и сама. Только  лгуньей среди черных кошек была она одна. До сих пор живет она с нами, и  никто не знает, как ее изжить с земли. Люди знают, что Ложь прячется,  поэтому стараются дружить только с Правдой. Но если человек хоть раз  распахнет свое сердце для Лжи, она у него и поселится, тогда трудно будет  избавиться от нее. Учитель:  ­ Может вы, ребята, знаете, как уберечься от Лжи? ­ Какой вы представляете себе Правду? Ложь? II. Групповые работы. (Дети рисуют Правду и Ложь. Затем дают ей еще  и словесную характеристику). (вывешиваются рисунки, выбирают лучшую Правду и самую страшную  Ложь). Учитель: ­ Теперь я открываю слова, близкие по значению словам  «ложь» и «правда», а вы помогите разместить их под вашими рисунками. правда честность ложь вранье неправда истина обман справедливость III. ­ А теперь Матроскин проведет свою анкету. Посмотрим, как вы с  нею справитесь. (Работа в группах). 1. Что значит быть честным? IV. Чтение рассказа В. Осеевой «Что легче». [8] ­ Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая,  правда, чем сладкая ложь»). Учитель: ­ Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого­то  ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте  рассказ, который так и называется ­ «Ябеда». [6] Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого  цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок  разбит. Начался урок. Учитель и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг  горшок развалился. ­ Кто разбил горшок? ­ спросила учительница. Все молчали. Вася  посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал: ­ Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок  разбился. Кто­то из ребят тихо сказал: «Ябеда...» ­ А вы как считаете, ребята? Справедливо обозвали Васю ябедой? Как бы вы поступили на месте Васи? А Саши? ­ Какому человеку легче жить на свете: честному или лживому? VII. Наше заседание близится к концу. Сегодня мы говорили о Правде и  Лжи, которые живут с человеком рядом, как добро и зло. Пока вы еще  школьники и не совсем полно осмысливаете эти понятия. Радостно то, что вы  понимаете, что нужно правды не бояться. Потому мы с Матроскиным сегодня удалим черную кошку из нашего  клуба, т.к. она нам не спутник в жизни. Мы будет дружить с Правдой, а Ложь  будем обходить стороной. Врать можно только лишь, как герои рассказа Н.  Носова «Фантазеры». Ну а если уж вам захочется много врать, то мы устроим  когда­нибудь «Конкурс веселых вралей», тем более этот веселый день в году  есть ­ это 1 апреля. Матроскин. ­ В заключении, ребята, я хочу почитать свое любимое  стихотворение о своих сестрах: Правде и Лжи 2. Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? Обосновать  свой ответ. 3. Какой сказочный герой часто прибегает к обману и лжи? 4. Как бы ты повел себя в данной ситуации: опоздал на урок; разбил мячом окно; получил двойку; разбил красивую вазу. Как об этом  рассказать родителям. (По 4 вопросу ситуация разыгрывается, ребята  показывают небольшую сценку). 5. А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом? V. Чтение и обсуждение пословиц на доске.  VI. Игра собери пословицу. 3 конверта. В каждом пословица, разрезанная на отдельные слова. Выигрывает та команда, которая  быстрее соберет пословицу, скажет ее хором, разъяснит, как понимают ее  смысл. I. Лучше Честный  Враг, Чем Глупый  Друг  II. Язык до добра не доведет лают, а труса III. На честного собаки кусают На свете так бывает, Порой не разберешь: С тобою, правда рядом  Иль вкрадчивая ложь. Как в этом разобраться? Как научиться жить. Чтоб только с правдой рядом,  А с ложью не дружить? Бывает ложь красива,  А, правда, так горька,  Но человеку честному  Та горечь не страшна! Давайте мы, ребята,  На свете честно жить,  Не будем лгать, а только  Правду говорить! 5.4. «Веселая карусель». (С) Младший школьный возраст ­ оптимальный период для активного  обучения социальному поведению, искусству общения между детьми,  усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрушения  социальных ситуаций. Разрабатывая программу КОТа для младших школьников, мы опирались на теоретические и опытно­экспериментальные разработки проблемы  обучения общению в педагогике и психологии (А.В. Мудрин, Л.А.  Петровская, Т.А. Репина, Л.А. Шустова, В.Р. Ясницкая и др.), учитывали, что  обучение общению ­ одно из составляющих в работе по управлению детским  общением. Программа руководства детским общением включает в себя  организацию, обучение и корректировку общения. Работа по обучению школьников общению включает в себя  теоретический аспект (сообщение необходимых теоретических знаний в  соответствии с возрастными возможностями) и практическую подготовку. В  качестве направлений работы по обучению младших школьников общению мы  выделили следующие задачи: формировать и развивать коммуникативные  умения, опыт и их использование в деятельности учащихся; развивать речевые умения общения среди сверстников, а также с взрослыми. Реализация этих задач проходит комплексно. Для этого мы разработали систему заседаний клуба, которые проходят  в определенные промежутки времени. Цели: • развитие любознательности, познавательных интересов, творческих  способностей; • обогащение содержания общения; • изменение характера общения на основе доверительности, открытости, выражении своего «Я»; • развитие коммуникативных качеств, речевых, игровых умений;  развитие интереса к общению, к человеку. Ведущей формой организации КОТа является игра, т.к. младший  школьник отдает предпочтение этому виду деятельности. Мы использовали  игры, в которых раскрывался творческий потенциал, воображение,  познавательный интерес ребят; развивались речевые умения, внимательное  отношение к товарищу, окружающим; интерес к сотрудничеству; адекватное  отношение к себе, способность поставить себя на место другого. Задача педагога ­ направить детей на обсуждение ситуаций,  предложенной темы; стимулировать их речевую активность, ненавязчиво  способствовать сплочению коллектива, дружеских отношений. Тематика игротеки «Веселая карусель» разнообразна: ролевые игры:  «Если б я был волшебником», «Мы ждем гостей и др.»; познавательные: , «Что? Где? Когда?», «Фантастический мир», «Колесо  чудес», «Земля ­ наш дом» и др.; развивающие: «Город Мастеров», «Мелочная лавка», «В мастерской Деда Мороза», «Устами младенца» и др.; игры­ викторины: «Знаешь ли ты?», «Знайка нашего класса» и др.; подвижные игры:  «Папа, мама, я ­ спортивная семья» и др.; психологические игры: «Давайте  знакомиться», «Давайте поздороваемся», «Котовасия» и т.д. Игра обеспечивает ребенку позицию творца, субъекта деятельности и  общения, поэтому игротека «Веселая карусель» выделяется нами как целыми  заседаниями клуба «КОТ», так и отдельными элементами включается в  каждое заседание клуба. Мы предлагаем один из вариантов игротеки «Веселой карусели» (Поле  чудес). На одной стороне доски написано «Поле чудес». На другой заготовлены карточки слов из разрезанных букв, где ведущий  будет открывать буквы. 3 ромашки по 7 лепестков. Разминка. «Играя вместе ­ жить научимся, Играя ­ научишься всему полезному, Играя ­ узнаешь друг друга, Играя ­ найдешь себе друга!» Жеребьевка. Каждый ученик открывает по 1 лепестку от ромашки. На нем написан  номер «пятерки», в которой он будет играть, а также свой порядковый номер  в своей «пятерке» (1а, 16, 1в, 1г, 1д; 2а, 2в, 2г, 2д…) Жюри избирается из родителей, которое ведет подсчет очков. Ведущий: Играет 1 команда игроков. В землю блошкой, Из земли лепешкой. (Репа) Рекламная пауза. Игра с родителями «Накорми друг друга» Вызывается 2 пары (1 родитель ­ его ребенок). Им связывают по одной руке, в другую  дают бананы. Кто быстрее накормит друг друга. Свой банан есть нельзя. (Выигравший ученик в 1 туре будет играть в финале. Остальные игроки  получают призы). II тур. Играет 2­я команда. «Красивый бычок Привязан на волосок» (Клюква) Рекламная пауза: Игра с родителями «Угадай своего ребенка»  (Угадывает 1 мама с завязанными глазами из числа 5 учеников). Ученик,  выигравший во 2 туре выходит в финал; остальные получают призы. III тур. Играет 3­я команда. «Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет, Как бы вырваться на свет» (Семя) Рекламная пауза. Игра с родителями «Угадай, что в мешке» (Одному из  родителей завязываются глаза, он достает из мешка овощ или фрукт и должен  назвать его). Ученик, выигравший в 3 туре выходит в финал. IV тур. Играет 4 команда. «В маленьком горшочке  Каша сладка» (Орех) Рекламная пауза. Каждая команда готовит экспресс номер художественной самодеятельности. Побеждает та команда, ­ чье исполнение вызовет бурю аплодисментов. V тур. Играют в финальном туре победившие игроки 1,2, 3, 4 тура. Жюри объявляет их очки. «Под землей птица Гнездо свила, Яиц нанесла» (Картофель) Все участники финальной игры получают призы, а финалисты суперприз. Игра «Поле чудес» заканчивается песней: «Настоящий друг». 5.5. Клуб «Почемучек». К каждому заседанию «Почемучки» ученики получают задания, которые выполняют индивидуально и коллективно. Задания самые разнообразные: • ответить на вопросы по заданной теме; • сочинить сказку, стихотворение; • отгадать, найти, узнать, нарисовать, выучить, подготовить интересные  сообщения. Родители тоже увлечены работой клуба. К каждому заседанию они  оформляют стенгазету: «Уголок Почемучек», в которой представлен  интересный материал; становятся активными участниками заседания  «Почемучек» , которые проводятся в форме игры­путешествия; устного  журнала, и т.д. Проводили одно из заседаний «Почемучек», где роль Лесовичка играла  мама. ОФОРМЛЕНИЕ. На доску 3 кармана (по числу команд), фланелеграф, гербарий,  природный материал, запись голосов птиц, куклы Надя и Сережа. Книжка­ раскладушка, географическая карта. Лесовичок Что такое, дети, лес? Это сосны до небес. Там березы и дубы.  Растут ягоды, грибы.  Там пригорки и низинки,  Есть звериные тропинки.  На суку сидит сова,  Всюду сочная трава.  Соловей там голосистый,  Воздух чистый, чистый, чистый.  Ручеек там озорной  С родниковою водой.  Вот со мной мои друзья ­ Медвежонок и лиса. Лиса. Хитрая плутовка:. Рыжая головка, Пышный хвост ­ краса, Это я ­ Лиса! В гости к вам пришла, друзья! Медвежонок. Вся семья моя, ребята, Мама медведица и медвежата. В лесной берлоге спать легли  В ожидании зимовья. Ну а мне же не до сна,  Торопился в школу я! Лесовичок. • Ребята, я вас приглашаю в лес. Давайте поможем навести в лесу  порядок.  Игра. «Кто быстрее наберет корзинку». 1 ­ с лисой собирают в корзину веточки, сучки. 2 ­ с медвежонком ­ собирают в корзинку листья, которые разбросал  ветер. 3 ­ с Лесовичком ­ болельщики. (Лесовичок подводит итог ­ игроки  получают жетон). Игра. «Прогулки по лесу с закрытыми глазами» Играют 10 человек. У  каждого по корзинке. Игрокам завязываются глаза. Задание ­ кто больше  соберет шишек? (Лесовичок подводит итог игры: кладет жетон выигравшей  команде). Лесовичок. ­ Все животные и растения, грибы, бактерии связаны в  природе пищевой цепочкой. Давайте поиграем с клубочком ниток и построим  пищевую цепочку, заодно узнаем, кто, сколько лет живет? Ребятам дают в руку клубок, который передают по цепочке.  Одновременно играющим Лесовичок надевает на головку маску и спрашивает, что интересного узнали о продолжительности жизни на земле растении и  животных. На эти вопросы ребята находили ответы дома самостоятельно. Трава ? олень ? волк ? бактерии ? трава. (Лесовичок показывает, как  важны все звенья в пищевой цепочке, например: при уничтожении волка ­  страдают сами же олени). • На основе этой игры разработана другая «Пищевая сеть» [2] а) трава ­ олень ­ волк ­ бактерии ­ трава ­ заяц ­ лиса ­ ворон ­ черви ­  бактерии ­ дерево ­ гусеница и т.д. Лесовичок. ­ А теперь ребята, мы проведем конкурс знатоков природы.  Для этого нужно разделиться на 3 команды, придумать название, выбрать  капитана. Жюри: Медвежонок, Лиса, родители. (Родители принимают участие только как члены жюри и болельщики). 1 конкурс. (по командам)  На школьной доске построить: (из частей растения) I команда ­ цветок II команда ­ дерево III команда ­ кустарник (Цель ­ назвать части растений и функции). Лесовичок подводит итог после каждого выступающего, показывает книжку­раскладушку или лэпбук. О ЦВЕТАХ [9] Трудно поверить, что цветок может вызвать приступ неудержимого  смеха. Но это так. На Аравийском полуострове (показ на карте), в Юго­ Западной Азии, есть растение, которое называется «цветок смеха». Его семя  размером с горошину способно вызвать у человека беспричинный приступ  смеха на протяжении 30­35 минут, после чего он засыпает. Местное население использует «зерно смеха» для утоления зубной боли. О КУСТАРНИКАХ [9] КЕТЕМФ ­ кустарник, который растет в тропических лесах Западной  Африки (показ на карте). Это растение является чемпионом среди  сверхсладких. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество ­тоуматин.  Оно слаще сахара в 100000 раз! Это вещество будет сладким если тоуматин  растворить в концентрации 10 г на тонну воды! В Индии живет интересное растение КАЛИР­КАНДА. Его еще    называют обмани     ­ желудок. И не без основания: съев 1­2 листка его, человек  чувствует себя сытым целую неделю, несмотря на то, что в этих листьях нет  никаких питательных веществ. Врачи исследуют это растение, настои из трав  КАЛИР­КАНДЫ рекомендуют людям, которые желают избавиться от  лишнего веса. О ДЕРЕВЬЯХ [9] Зеленые «небоскребы». Трудно представить Австралию (показ на карте) без эвкалиптов. Эти  зеленые гиганты превышают даже высоту 100м, со стволами свыше 30 м в  обхвате и 8 м толщиной. Название этого дерева не соответствует  действительности. «Эвкалипт» в переводе с греческого означает «я хорошо  покрываю», т.е. даю большую тень. Как раз наоборот. Почему так? Узкие  листочки всегда обращаются к солнцу не всей поверхностью, а ребрами; из­за  этого солнечные лучи проходят сквозь листья, как сквозь жалюзи. А еще одна  странность у этого дерева ­ они не сбрасывают своего зеленого наряда, как  другие растения, но вместо этого сбрасывают кору. Австралийские эвкалипты не уступают по высоте деревьям Северной  Америки (показ на карте) ­ секвойи. Высота их более 100м, при этом ствол  таких деревьев значительно толще: 46 м в обхвате и 15 м в диаметре. Секвойи сохранились на Земле в штате Калифорния. Средний возраст  этих деревьев, как и эвкалиптов, 3­4 тысячи лет.Известны случаи, когда  потребовалось спилить секвойю, то понадобилось 7­ метровая пила и пилили  ее 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных  платформ. На пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка, на которой разместился оркестр из 4­х человек, 16 танцевальных пар и еще 12  зрителей. Иногда в дуплах секвойи устраивались сувенирные магазины, а в одном  даже был оборудован гараж. В Нью­Йорке есть музей, где выставлена часть ствола секвойи, которую  отпилили в Калифорнии. Оно имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал,  где свободно размещается 150 человек. 1 конкурс. Определить растение по гербарию. I ­ береза, дуб, каштан II ­ клен, липа, ясень Ш ­ тополь, шиповник, рябина (Что интересного узнали о деревьях). 3 конкурс. Определить насекомых по коллекциям. I ­ жук ­ олень, бабочка ­ капустница II ­ стрекоза, муравей Ш ­ пчела, шмель. (Для чего нужны данные насекомые в природе?). 4 конкурс. Поделки из природного материала (Групповая работа,  подключаются и родители). Каждой команде даны шишки сосны, ели, лиственницы; крылатки клена, ясеня; желуди; орехи; семечки арбуза, тыквы,  подсолнуха; репейник; пластилин; рябина. Задание: Сделать поделку, объяснить из чего. 5 конкурс. Конкурс капитанов. а) С кем ты согласишься? И почему? Сережа и Надя пропалывали грядки. По моему ­ сказала Надя, ­ со всеми этими сорняками надо бы людям  разделаться не только в огороде, но и на всей земле, чтобы совсем их не было.  Вот здорово будет. А мне кажется, что ты не права, ­ ответил Сережа. ­ Делать этого ни в  коем случае нельзя. б) Узнай дерево Вид у него сердитый. Хвоинки топорщатся в разные стороны. Так и  кажется, что дерево говорит всем: «Не трогайте! Не трогайте меня! Уколю!»  Но тот, кто хорошо с этим деревом знаком, знает: совсем оно не страшное. Его хвоинки не колючие, а мягкие­мягкие.  Когда приходит осень, хвоинки желтеют и опадают. Все­все осыпаются с  дерева золотым дождем. Как называется это дерево? О ЛИСТВЕННИЦЕ [3] Лиственница ­ хвойное дерево, т.к. вместо листьев у нее хвоинки. А  названо так потому что, как и с лиственных деревьев, у нее опадает осенью  хвоя, на зиму она стоит «голая». Из древесины лиственницы делают чулки, искусственный шелк, сахар,  искусственный спирт, серу, канифоль и многое другое. Много лет назад человек оценил удивительное свойство древесины: она  никогда не гниет ­ ни в земле, ни в воде. В Эрмитаже (в г. Санкт­Петербурге)  можно увидеть бревна из лиственницы, которые пролежали 2500 лет в земле и  только чуть­чуть изменили свой цвет. Бревна из лиственницы в воде не гниют,  а становятся даже тверже. Петр I знал эти свойства лиственницы и поэтому во время строительства Петербурга (город строили на болоте) приказал вбивать  в землю бревна лиственницы. На них и стоит этот красивый город. Древесину лиственницы использовали для постройки кораблей. Ее и  сейчас используют в судостроении, самолетостроении, автомобилестроении. Вот какое оно, это доброе дерево лиственница. в) Подумай! Очень многие люди любят птиц. Как ты думаешь, чем птицы радуют  человека? г) Отгадай! Узнать голоса птиц (жаворонок зяблик соловей кукушка) д) Игротека «Веселая карусель» В посылке распиленный пенек. По нему нужно узнать, сколько лет было  дереву; где юг, а где север. (Если капитаны затрудняются с ответом, предложить командам, или  родителям). 6. Театральные сюжеты ­ задания для каждой команды Задание:  Придумать и показать сценку с куклами Надей и Сережей. I команда ­ «Не рвите в лесу цветы» II команда ­ «Не ломайте деревья» III команда ­ «Не бросайте мусор». (Родители активно участвуют в составлении сценок. Помогают  разместить на магнитной доске  декорации). Итог ­ игра «Котовасия». Коллективный анализ. После любого коллективного творческого дела наступает момент  анализа мероприятия. На этом этапе мы также используем разнообразные  игровые ситуации. Наши дети на следующий день после заседания клуба  приносят свои творческие работы. Это могут быть стихи, сказки, рассказы,  рисунки, сочинения. Здесь мы используем игру­концовку «Котовасия». По окончании учебного года мы предлагаем провести итоговую  диагностику­анализ среди родителей. 1. Произошли ли, на ваш взгляд, какие­либо изменения в детском  коллективе или нет после проведенной работы? 2. Какие заседания клуба вы посетили? 3. Какие заседания клуба вам запомнились больше всего? 4. Считаете ли вы необходимым продолжение этой работы в следующем учебном году ? 5.Ваши пожелания и предложения. Теперь мы можем утверждать: безусловно, состоялось рождение  совместной команды единомышленников; появился и прожил год КОТ! Литература 1. Акимушкин И Домашние животные. ­ М., Мысль, 1998. 2. Гринева Е., Павлова Ж. Занимательная экология. ­ Ульяновск, 1998. 3. Дмитриев А. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес. ­ М.,  Русский язык, 1991. 4. Зимин В., С. Ашурова. Русские пословицы и поговорки. ­ М., ­  Школа ­ Пресс, 1994. 5. Карымова В. Это загадочное животное. // Первое сентября. ­ 1999,  №26. 6. Коваленко Ж. В., Формирование нравственных понятий «правда» и  «ложь»// Начальная школа. ­ 2000, №10. 7. Монина Г., Лютова Е., Работа с «особым ребенком». ­ ППМС ­ центр  «Доверия», С­Пб, 1999 (интернет) 8. В. Осеева. Что легче. ­ М., Детская литература, 1980. 9. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. ­ Киев,  Альтерпресс, 1996. 10. Ясницкая В. Р. Любознайка. // Классный руководитель. ­ 2002, №7.

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)

Программа  "Клуб общения товарищей в начальной школе" (КОТ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019