Программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Физика в задачах» предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Она готовит учащихся для успешного усвоения курса физики и подготовки к сдаче ЕГЭ. Программа рассчитана на один год изучения для 10 класса по одному часу в неделю и на один год изучения для 11 класса по одному часу в неделю.
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл.docx
Программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Физика в
задачах» предназначена для подготовки учащихся 1011 классов, желающих приобрести
опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора
профильной направленности обучения в старшей школе. Она готовит учащихся для
успешного усвоения курса физики и подготовки к сдаче ЕГЭ. Программа рассчитана на один
год изучения для 10 класса по одному часу в неделю и на один год изучения для 11 класса
по одному часу в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач,
решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах
деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
1
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им
действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по
способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество
и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и
схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинноследственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ
компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в
таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
2
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция,
взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и
оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон
Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон
преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
3 Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение,
масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость её распространения), закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе
анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для
её решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости
справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь
решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и
ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
В результате реализации программы будут достигнуты результаты второго уровня –
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества (природа, мир, знания, труд), ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
4 Содержание программы 10 класса
Введение (1 час)
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач.
Кинематика (4 часа)
Основные законы и понятия кинематики. Решение расчетных и графических задач на
равномерное движение. Решение задач на равноускоренное движение. Движение по
окружности.
Динамика и статика (4 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы
динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение
задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием
нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики
движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Законы сохранения (6 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с
помощью законов сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Задачи на определение работы и мощности.
Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Составление задач на заданные объекты или явления.
Решение задач на законы сохранения.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно
кинетической теории.
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение
скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона,
характеристика критического состояния.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное
удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Графические и экспериментальные задачи, задачи
бытового содержания.
Основы термодинамики (2 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
Электрическое поле (5 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью.
5 Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью
потенциалов, энергией.
Решение задач на описание систем конденсаторов.
Постоянный электрический ток в различных средах (5 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках.
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний
приборов.
Итоговое повторение – 1ч
Содержание программы 11 класса
Механика – 5 ч
Задачи на расчет параметров равноускоренного движения. Решения графических задач на
движение. Применение законов динамики материальной точки. Задачи на движение тел под
действием нескольких сил. Законы сохранения в механических процессах.
Молекулярная физика – 6 ч
Задачи на строение и свойство газов. Особенности решения задач на агрегатные состояния
вещества. Составление уравнения теплового баланса. Задачи на расчет механического
напряжения, модуля Юнга. Применение законов термодинамики при решении задач.
Электродинамика – 15 ч
Особенности решения задач по электростатике. Задачи на применение принципа
суперпозиции полей. Задачи на применение законов постоянного тока. Расчет электрических
цепей. Применение закона Ома для полной цепи. Решение задач на расчет характеристик
магнитного поля. Задачи на расчет сил Ампера и Лоренца. Применение правил правой и
левой руки. Задачи на определение ЭДС индукции на применение правила Ленца.
Электромагнитные колебания. Расчет цепей переменного тока. Применение правил
дифференцирования при решении задач по теме «Электромагнитные колебания и волны».
Задачи на применение законов оптики.
Квантовая физика – 7 ч
Решение задач на законы фотоэффекта. Задачи на расчет энергии связи, дефекта масс.
Расчет энергетического выхода ядерных реакций. Задачи на закон радиоактивного распада.
Итоговое повторение – 1ч
Содержание программы реализуется через такие
виды деятельности:
чтение и обсуждение текста статей
познавательная, исследовательская, проектная,
интернетсайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач,
обсуждение способов решения (подготовка к ЕГЭ по физике).
Формы проведения учебных занятий:
Теоретические:
Беседа;
Лекции с элементами беседы;
Сообщения учащихся;
Просмотр книг, журналов.
6 Практические:
Решение экспериментальных и расчетных задач;
Наблюдения и опыты;
Проектная работа;
Практические работы исследовательского характера;
Домашний эксперимент.
Тематическое планирование 10 класс
№ Тема раздела
Колво час.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Введение
Кинематика
Динамика и статика
Законы сохранения
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел
Основы термодинамики
Электрическое поле
Постоянный электрический ток в различных средах
Итоговое повторение
Тематическое планирование 11 класс
№ Тема раздела
1 Механика
2 Молекулярная физика
3
4
5
Электродинамика
Квантовая физика
Итоговое повторение
7
1
4
4
6
5
2
5
5
1
Колво час.
5
6
15
7
1 8
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Программа кружка Физика в задачах 10-11кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.