Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
возраст: 11-13 лет
«Земля родная»Программа курса «Краеведение» составлена для работы с учащимися 5 класса и направлена на социокультурную адаптацию школьников, и их подготовку к гражданской и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.программа
конспект.docx
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
возраст: 1113 лет
«Земля родная»
1 Срок реализации – 1 год
20162017 учебный год
п.Пестяки
Пояснительная записка
Программа курса «Краеведение» составлена для работы с учащимися 5 класса и направлена на социокультурную адаптацию школьников, и их
подготовку к гражданской и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково исследовательской работе.
Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и
самостоятельное приобретение знаний.
В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес
к истории Вологодской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с культурными учреждениями района , историей возникновения и
развития малой родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои
теоретические, практические умения и навыки;
2 воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику
общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут
применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность
более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические
особенности детей, специфику курса « Родная земля» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии,
занятиявстречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к
культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее
форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо
расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики:
технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии,
краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
3 Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим
работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 2 академических часов.
Содержание программы
Тема 1: Введение (4ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад
выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(5 ч)
1.Территория и географическое положение района. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики,
составление кратких сообщений, сбор материалов.
Тема 3: “Моя малая Родина”.(5 ч)
1. Знакомство с историей образования района. Достопримечательности района.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Природа нашего края”.(6 ч)
1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ивановской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с коренной и
вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных
растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон;
растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
4 2. Памятники природы Пестяковского района.
3.Объекты природы.
4. Климат
Тема 5 “Что дает наш край стране”.(5 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Тема 6: “Наш край богат талантами”.(6 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего
населенного пункта.
Экскурсии в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 7:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. ( 6 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 8: “Герб муниципального района ”.(1 ч)
1. Лекция по геральдике.
2. Герб своего района
5 3. Творческая работа по созданию символа (герба) своей местности.
Тема 9: “Красная книга родного края”.(3 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Тема 10: “Я и моя семья ”.(4 ч)
Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Моя родословная нарисовать родословное древо.
Тема 11: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(6 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проектизготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 12: “Моя улица”.(6ч)
Урокэкскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты
Форма контроля: презентация «Прогулка по улицам моего поселка».
Тема 13: “Наша школа”. ( 5ч)
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники – дети заранее получают
творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Учебно тематическое планирование
Тема
1. Введение
всего часов
5
6 2. Мой край на карте Родины
3. Моя малая Родина
4. Природа нашего края
5. Что дает наш край стране
6. Наш край богат талантами
7. Наш край в годы Великой Отечественной войны
8. Гербы
9. Красная книга родного края.
10 . Я и моя семья
11. Дом, в котором я живу или хотел бы жить
12. Моя улица
13. Наша школа
Всего часов:
5
6
6
5
6
6
1
3
4
6
6
5
68
Основные требования к знаниям и умениям
7 При изучении программы факультатива «Краеведение » учащиеся должны знать:
Историю своей семьи;
Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к
предмету (эмоциональный уровень);
Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие
воображения;
Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие
наблюдательности;
Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события
(«экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения.
Методическое обеспечение.
1. Районный краеведческий музей (П. Пестяки).
2. Районный музей (с. Мыт).
3. Дом ремесел (п. Пестяки).
4. Районная библиотека (п. Пестяки).
5. Школьная библиотека (п. Пестяки)
8 Литература:
1. Земля умельцев: Прошлое и настоящее Пестяковского района. Иваново, 1998
2. И.Антонов. Родниковый край – Пестяки. Иваново: «Новая Ивановская газета», 2004
3. И.Антонов Родина Пожарского. Иваново: «Новая Ивановская газета», 2012
4.Д.А.Иванов Ландех. Иваново: Изд. «Миг», 2004
5.Историкогеографический атлас Ивановской области, 2007
6. Куканова В.В. Фольклор и этнография Пестяковского района. Программа и материалы к ней.
9
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Программа кружка "Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.