Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
19.02.2017
Курс кружка "В мире слов" является не только продолжением курса русского языка в 5 классе, но и углублением, расширением представления о многих языковых явлениях, знакомит с разными ракурсами и аспектами языка, служит дополнительным курсом к традиционному. Представлены разделы "Этимология", "Топонимия", "Фразеология" и др.
В мире слов Программа.docx
Макеевский городской совет
Макеевское управление образования
Учебнометодический центр
Программа
Программа
факультативного курса по русскому
«В мире слова» для учащихся 5
общеобразовательных школ
классов
языку
2015 Макеевский городской совет
Макеевское управление образования
Учебнометодический центр
ПРОГРАММА
факультативного курса по русскому языку
«В мире слова» для учащихся 5 классов
общеобразовательных школ
Утверждено
На заседании учебнометодического центра
Протокол №___ от ________________ 2015
Боева Г.Т.. Программа факультативного курса по русскому языку «В мире слова» для
учащихся 5 классов общеобразовательных школ.
Автор Боева Галина Тимофеевна, учитель русского языка и литератур Макеевской
общеобразовательной школы I – III ступеней № 11
Рецензент Дейнеко С.В, методист городского научнометодического центра;
ДЛЯ ЗАМЕТОК Литература
11
1. Подшибникова Н.А. «Роль этимологического анализа в воспитании
интереса к русскому языку»: Русский язык в школе, №2, 1984 г., с.24.
2. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»: Питер, 2000г., с. 295.
3. Щерба Л.В. «Теория русского письма»: Ленинград, «Наука»,1983 г., с.
108 – 114.
4. Русский язык, учебник для стулентов. Касаткина Л.Л.: Академия,
издательский центр, 2001г., с.235.
5. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий издательский центр «Академия», 2000г.
6. Волина В.В. «откуда пришли слова»: Москва, АСТпресс, 1996 г., с.256.
7. Ефимова Т.Ф. «Новый словарь русского языка» «Толково
образовательный»:Москва, 2000г., т.1, с. 11 – 45, 336. 10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс факультатива по русскому языку является не только
продолжением курса русского языка в 5м классе, но и углублением,
расширением представления о многих языковых явлениях. Курс знакомит с
разными ракурсами и аспектами языка, служит дополнительным курсом к
традиционному.
В разделах «Этимология», «Топонимия» в доступной форме учащиеся
познакомятся с особенностями собственных имен, их связи с нарицательными
и об условиях перехода; воспитывается интерес к этимологии, расширяется
кругозор.
Фразеология еще очень молода, но необходимо знать о происхождении
выражений. Не все тайны открыты, а на обычных уроках очень мало часов.
Это особый пласт, который помогает строить речь, причем речь образную,
емкую по смыслу и содержанию.
«Лексика»,
В разделы «Фонетика»,
«Словообразование»,
«Орфография» включены материалы, относящиеся к разным сторонам
системы русского языка, системному анализу языковых фактов; работа над
словом, обогащение словарного запаса, что особенно важно для
формирования умений правильно и точно выражать свои мысли. Соблюдение
орфографических, орфоэпических, грамматических, лексических норм –
важнейшее условие полного взаимопонимания между говорящими и
слушающими, пишущими и читающими.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
что изучает этимология, топонимия;
сведения из биографии слов, как они рождаются и уходят из активного
словаря;
как отражается лексическое богатство языка в словарях разных типов;
о возможных вариантах слов;
о происхождении своих имен, фамилий, их варианты;
3 происхождение названий городов, поселков, микрорайонов, улиц,
площадей родного края;
крылатые слова и выражения;
первые рукописные и печатные памятники;
о возникновении пиктографии, иероглифов и цифр;
как рождаются «образы».
находить исконно русские слова, давать их толкование (более сложные
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
случаи), находить взаимосвязь русских слов и заимствованных;
употреблять слова и выражения в речи (крылатые);
внимательно слушать,
запоминать и использовать в речи
соответствующие возрасту и программе термины, выражения;
4
ТЕМЫ
№
6 Пословицы
и
загадки об азбуке и
письме
колво
часов
2
7
«Пульс» в слове
1
ЛИТЕРАТУРА
Л.И.
Скворцов
«Правильно ли мы
говорим порусски».
Знание 1980 г.
З.А.
Потиха,
Розенталь
10 часов
Д.З.
ИТОГО: 34 часа №
4 Как рождаются образы
ТЕМЫ
колво
часов
1
ЛИТЕРАТУРА
9
Гвоздарев.
о
Ю.В.
Рассказы
русской
фразеологии
5 Древняя «рассыпанная
повесть»
6 Крылатые слова и
выражения
1
3
Просвещение.
1988 г.
10 часов
V СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ (внутри
слова)
1 Картинка и буква
цифры,
(иероглифы,
пиктография)
2 Повелительница букв
(чередование)
3 Суетливые приставки
4 Алфавит Гласные и
согласные звуки
5 Шипящие.
«Хитрый
звук». Редкое соседство
«Русский язык и
литература
в
школах Украины»
№ 12, 1996г. стр
34. М.В. Панов
«Занимательная
орфаграфия»
В.А.
Иванов
«Занимательное о
русском языке»
2
1
1
2
1
8
воспроизводить и пересказывать материал, создавать собственные
высказывания, строить их с учетом цели;
пользоваться соответствующей литературой, анализировать;
применять полученные данные знания в быту. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ТЕМЫ
колво
часов
ЛИТЕРАТУРА
5
ЭТИМОЛИГИЯ – БИОГРАФИЯ СЛОВ
Что
этимология
изучает
1
Стась,
Ж.
Т.В.
«Русская литература»,
1996 г. №3
1
1
1
1
1
5 часов
Л.Г. Скрипник, Н.П.
№
I
1
2
3
Как рождаются
слова
«Все
меняются
словами»
народы
4 О
составных
наименованиях
«Варианты
возможны»
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ
В
мире
5
II
1 собственных имен
людей
1
Самые
распространенные
мужские и женские
имена,
их
происхождение,
вариантность
Дзятковская
«Собственные имена
людей» Словарь –
справочник
Л.А. Введенская, Н.П.
Колесников
«От
собственных имен к
нарицательным»
ТЕМЫ
колво
часов
Славянские имена 1
ЛИТЕРАТУРА
Г.И. Плужников. Ж.
«Русская литература»,
1996 г. № 2
1
Как собственные
имена помогают
раскрыть
характер человека
2
6
№
3
4
4 часа
III ТИПОНОМИЯ СЛОВА НА КАРТЕ
1
2
Собственные
имена «на земле, в
небесах, на море»
2 Мы идем по
городу
3 Поиски
продолжаются
Е.И. Голанова. «Как
возникают названия»
1
2
«Русский язык» в
школах Украины
№1 1992 г. Стр. 6369
5 часов
IV ФОНЕТИКА И
ФРАЗЕОЛОГИЯ
1 Почему мы так
1
говорим
2
3
Верь в звук слова
Сущность
довольно сложных
явлений
2
2
Ф.К.
Гужва
«Фонетика. Графика.
Лексика»
Словообразование
русского языка
Рад. школа 1985 г.
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Программа кружка по русскому языку для 5 классов "В мире слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.