Программа курса « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ»

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе здоровье стало одной из наименее защищенных сторон жизни россиян. И неудивительно, что статистика приносит все более тревожные данные как относительно здоровья населения, так и отдельных показателей, заболеваемости и смертности. В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор – медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных нарушений здоровья надежды связывались с медициной.Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе здоровье стало одной из наименее защищенных сторон жизни россиян. И неудивительно, что статистика приносит все более тревожные данные как относительно здоровья населения, так и отдельных показателей, заболеваемости и смертности. В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор – медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных нарушений здоровья надежды связывались с медициной.
Иконка файла материала pedagogicheskie_osnovy_zdorovya.docx
Программа курса  « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ЗДОРОВЬЯ»   как путь реализации здоровьесберегающего подхода            Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе   здоровье стало одной из наименее защищенных сторон жизни россиян. И  неудивительно, что статистика приносит все более тревожные   данные   как   относительно   здоровья   населения,   так   и   отдельных   показателей, заболеваемости и смертности.             В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий     исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор – медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных нарушений здоровья надежды связывались с медициной.       Однако при этом  совершенно не учитывается тот факт, что медицина не в состоянии решить весь   комплекс   проблем,   связанных   с   патологией.   Это   обусловлено,   во­первых,   широкой распространенностью последней, в связи с чем медицинская отрасль чисто физически не может охватить не только здоровый контингент, но   даже тех людей, у которых патология находится в скрытой   форме.   Вот   почему   здоровому   человеку,   несмотря   на   широко   декларируемый профилактический принцип, медицина нашей страны практически никакого внимания не уделяет, давая ему возможность заболеть. Во­вторых, отсутствие модели здоровья ориентирует медицину преимущественно не на лечение болезни, а на облегчение страдания человека, устранение острых симптомов.       Результатом  столь однобокого отношения человека к своему здоровью, когда он перекладывает ответственность за здоровье на различные официальные и неформальные структуры (государство, медицину, предприятия, профсоюз и др.) явилась девальвация самого здоровья как жизненного приоритета.          Отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что и образовательный процесс в учебных заведениях   был   и   остается   в   минимальной   степени   ориентирован   на   воспитание   осознанного отношения   обучающихся   к   своему   здоровью.   За   исключением,   возможно,   отдельных   вопросов физической культуры в учебных планах и учебных программах вопрос здоровья не находит своего теоретического и практического обоснования. В результате выпускник среднего специального и даже   высшего   образовательного   учреждения   не   владеет   элементарными   знаниями   и   навыками, связанными с поддержанием своего здоровья и здоровья семьи.       В самих образовательных учреждениях вопросам здоровья не уделяется практически никакого внимания.   Более   того,   сама   учительская   категория   является   одной   из   наиболее   выраженных профессиональных групп риска. Естественно поэтому, что ни о каком целенаправленном обучении детей основам здоровья не может быть и речи. Организация учебного процесса, методика обучения зачастую не учитывают особенности их влияния на организм ребенка. Это касается и учебного расписания,   и   проведения   контрольных   мероприятий,   и   взаимоотношения   учитель­ученик,   и обучения новому материалу, и многих других аспектов.        В образовательных учреждениях нет специалистов, а поэтому не ведется серьезная работа по оценке физического развития и физического здоровья детей. В связи с этим начальные формы нарушений   этих   показателей   проходят   незамеченными,   и   лишь   явная   патология   –   острого   и хронического характера – обращает на себя внимание специалистов. И тем не менее в настоящеевремя учитель является   единственной реальной личностью, которая может реализовать в детях идеи здорового образа жизни, т.к. ни семья, ни медики к этому не готовы. Но для этого, с одной стороны, сами педагоги должны хорошо владеть вопросом, а с другой,­ только если дети будут получать информацию от многих педагогов, последовательно и целеустремленно спланированную, можно рассчитывать на хороший результат.          Учитывая роль   образования в решении этой проблемы, нами   разработан специальный курс «Педагогические   основы     здоровья»,   вооружающий   слушателей   необходимыми   знаниями   по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся элементами учебного процесса.      Настоящий курс включает в себя знания по основным проблемам здоровья, действию вредных факторов на организм, характеристике различных видов патологии и оказанию первой медицинской помощи при различных поражениях, а также вопросам психического и социального здоровья. Цель и задачи курса   формированию и сохранению своего здоровья.       1.2. Задачи курса:           1.1.Цель   курса   –   вооружить   слушателей   необходимыми   знаниями     и   умениями   по ­ ­ ­ привить слушателям мотивацию  на свое здоровье и здоровье окружающих людей; вооружить слушателей необходимыми знаниями по оценке уровня своего здоровья, влияния различных   факторов   на   организм,   методам   оздоровления   и   профилактике   различных заболеваний; освоить   практические   навыки   по   методам   оценки   своего   здоровья,   его   сохранению   и оказанию первой помощи в различных ситуациях.             На  занятиях учащиеся  получают знания по различным аспектам здоровья (физического, психического, социального) и факторам   формирующим (закаливание, двигательная активность, физическая культура) и влияющим ( питание, вредные привычки, окружающая среда ) на него, характером проявления различных заболеваний, вопросами полового воспитания и психического здоровья.       Практические занятия должны формировать умения и навыки по оценке физического развития (определение длины и массы тела, уровня гармонического развития), функционального состояния важнейших систем организма и приемам оказания первой помощи в различных ситуациях.            В лабораторный практикум входят следующие работы: определение физического развития; определение   состояния   здоровья   человека;   оценка   функциональных   возможностей   организма; методика определения умственной работоспособности; профилактика важнейших форм школьной патологии; определение степени стрессоустойчивости организма; традиционные и нетрадиционные методы закаливания и т.д.  Учащиеся после прохождения курса «Педагогические основы  здоровья» должны: з н а т ь:         ­ биологические и социальные основы жизнедеятельности и      жизнеобеспечения человека;     ­  факторы, формирующие здоровье; ­ факторы, оказывающие неблагоприятное действие на организм детей и подростков; ­ ­ основы психического и социального здоровья; наиболее распространенные оздоровительные технологии. у м е т ь:       ­ реализовывать оздоровительные технологии в структуре педагогического процесса; ­ ­ ­ давать оценку уровня физического развития; измерять основные показатели функционального состояния ведущих систем организма; пользоваться научно обоснованными методиками закаливания;­ оказывать первую (доврачебную ) помощь в различных ситуациях. владеть: ­ ­ ­ ­ принципами и методами оздоровительных технологий; системой   знаний   о   взаимосвязях   физического,   психического   и   социального   здоровья человека и общества; знаниями о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека; навыками оказания первой медицинской помощи       Программный курс «Педагогические основы  здоровья»  включает в себя ряд разделов, каждый из которых рассматривает ряд вопросов.       Распределение учебного времени по видам занятий приведено в табл.1                                                                                                                  Таблица 1 Распределение часов по разделам  курса               Раздел  курса  Лекции Практич. занятия 3 2 4 1 2 12   Всего 5 4 6 3 4 22 2 2 2 2 2 10 №№  п/п   1.    2.    3.    4.   аспекты Здоровьесберегающие современного образования  Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков Оздоровительная направленность обучения   –   важнейший   принцип педагогики здоровья Значение иммунитета и его  сохранение        5. Психическое  здоровье                   В с е г о  Теоретический  курс       При изучении курса «Педагогические основы здоровья»  будут рассмотрены следующие темы:                  Здоровьесберегающие аспекты современного образования                Понятие   «здоровье».   Состояние   здоровья   населения   России.   Здоровье   подрастающего поколения   в   процессе   обучения.   Демографические,   социально­экономические,   медицинские аспекты здоровья. Биологические и социальные факторы здоровья. Количественная и качественная оценка здоровья. Генетические аспекты здоровья. Адаптация и здоровье. Группы здоровья.             Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков                Факторы,   влияющие   на   формирование   здоровья.     Факторы   здорового   образа   жизни (гигиенически   обоснованный   режим   труда   и   отдыха,   закаливание,   рациональное   питание, оптимальный   уровень   двигательной   активности   и   др.).   Факторы   нездорового   образа   жизни (нарушение режима питания; вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики; гиподинамия и др.) и их характеристика. Воздействие факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков.             Понятие   о   сбалансированном   питании.   Биологическая   ценность   пищевых   продуктов. Гигиенические основы питания детей и подростков.                    Оздоровительная направленность обучения – важнейшийпринцип педагогики здоровья            Гигиеническое обучение и воспитание. Школьная гигиена. Работоспособность как свойство организма. Общая характеристика умственного и физического труда.   Способы восстановления работоспособности   человека   во   время   и   после   работы.   Утомление   и   переутомление   и   их профилактика. Активный отдых. Режим дня в различных возрастных и социальных группах.  Значение иммунитета и его  сохранение                        Иммунитет. Механизмы иммунитета. Факторы, влияющие на иммунитет. Возрастные особенности иммунной системы.          Традиционные и нетрадиционные оздоровительные системы. Естественные факторы природы как   обязательное   условие   обеспечение   здоровья.   Особенности   использования   средств восстановления в школе. Психическое здоровье        Критические периоды в развитии психики человека. Эмоциональное состояние.  Психические функции. Память и обучение. Способы тренировки. Внимание и его свойства. Факторы, влияющие на память и внимание. Способы тренировки внимания.       Стресс,  его последствия и профилактика. Виды и причины пограничных состояний. Овладение простейшими   способами   психосаморегуляции   (психотренинги,   психотренировка,   расслабление дыхания и др.).