Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе здоровье стало одной из наименее защищенных сторон жизни россиян. И неудивительно, что статистика приносит все более тревожные данные как относительно здоровья населения, так и отдельных показателей, заболеваемости и смертности.
В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор – медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных нарушений здоровья надежды связывались с медициной.Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе здоровье стало одной из наименее защищенных сторон жизни россиян. И неудивительно, что статистика приносит все более тревожные данные как относительно здоровья населения, так и отдельных показателей, заболеваемости и смертности.
В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий исключительная роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор – медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных нарушений здоровья надежды связывались с медициной.
Программа курса « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ»
как путь реализации здоровьесберегающего подхода
Среди основных жизненных приоритетов на современном этапе здоровье стало одной из
наименее защищенных сторон жизни россиян. И неудивительно, что статистика приносит все более
тревожные данные как относительно здоровья населения, так и отдельных показателей,
заболеваемости и смертности.
В социальной системе страны на протяжении многих десятилетий исключительная роль
здорового образа жизни в жизнедеятельности человека не утверждалась, в силу чего в сознании
обывателя основным фактором обеспечения здоровья рассматривался наименее значимый фактор –
медицинское обеспечение. В связи с этим у человека не формировалось чувство ответственности за
свое здоровье, и само здоровье рассматривалось как ничего нестоящая (ни в социальном, ни в
физическом, ни в экономическом отношениях) значимость. В случае же возникновения выраженных
нарушений здоровья надежды связывались с медициной.
Однако при этом совершенно не учитывается тот факт, что медицина не в состоянии решить
весь комплекс проблем, связанных с патологией. Это обусловлено, вопервых, широкой
распространенностью последней, в связи с чем медицинская отрасль чисто физически не может
охватить не только здоровый контингент, но даже тех людей, у которых патология находится в
скрытой форме. Вот почему здоровому человеку, несмотря на широко декларируемый
профилактический принцип, медицина нашей страны практически никакого внимания не уделяет,
давая ему возможность заболеть. Вовторых, отсутствие модели здоровья ориентирует медицину
преимущественно не на лечение болезни, а на облегчение страдания человека, устранение острых
симптомов.
Результатом столь однобокого отношения человека к своему здоровью, когда он перекладывает
ответственность за здоровье на различные официальные и неформальные структуры (государство,
медицину, предприятия, профсоюз и др.) явилась девальвация самого здоровья как жизненного
приоритета.
Отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что и образовательный процесс в учебных
заведениях был и остается в минимальной степени ориентирован на воспитание осознанного
отношения обучающихся к своему здоровью. За исключением, возможно, отдельных вопросов
физической культуры в учебных планах и учебных программах вопрос здоровья не находит своего
теоретического и практического обоснования. В результате выпускник среднего специального и
даже высшего образовательного учреждения не владеет элементарными знаниями и навыками,
связанными с поддержанием своего здоровья и здоровья семьи.
В самих образовательных учреждениях вопросам здоровья не уделяется практически никакого
внимания. Более того, сама учительская категория является одной из наиболее выраженных
профессиональных групп риска. Естественно поэтому, что ни о каком целенаправленном обучении
детей основам здоровья не может быть и речи. Организация учебного процесса, методика обучения
зачастую не учитывают особенности их влияния на организм ребенка. Это касается и учебного
расписания, и проведения контрольных мероприятий, и взаимоотношения учительученик, и
обучения новому материалу, и многих других аспектов.
В образовательных учреждениях нет специалистов, а поэтому не ведется серьезная работа по
оценке физического развития и физического здоровья детей. В связи с этим начальные формы
нарушений этих показателей проходят незамеченными, и лишь явная патология – острого и
хронического характера – обращает на себя внимание специалистов. И тем не менее в настоящеевремя учитель является единственной реальной личностью, которая может реализовать в детях
идеи здорового образа жизни, т.к. ни семья, ни медики к этому не готовы. Но для этого, с одной
стороны, сами педагоги должны хорошо владеть вопросом, а с другой, только если дети будут
получать информацию от многих педагогов, последовательно и целеустремленно спланированную,
можно рассчитывать на хороший результат.
Учитывая роль образования в решении этой проблемы, нами разработан специальный курс
«Педагогические основы здоровья», вооружающий слушателей необходимыми знаниями по
формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся элементами учебного процесса.
Настоящий курс включает в себя знания по основным проблемам здоровья, действию вредных
факторов на организм, характеристике различных видов патологии и оказанию первой медицинской
помощи при различных поражениях, а также вопросам психического и социального здоровья.
Цель и задачи курса
формированию и сохранению своего здоровья.
1.2. Задачи курса:
1.1.Цель курса – вооружить слушателей необходимыми знаниями и умениями по
привить слушателям мотивацию на свое здоровье и здоровье окружающих людей;
вооружить слушателей необходимыми знаниями по оценке уровня своего здоровья, влияния
различных факторов на организм, методам оздоровления и профилактике различных
заболеваний;
освоить практические навыки по методам оценки своего здоровья, его сохранению и
оказанию первой помощи в различных ситуациях.
На занятиях учащиеся получают знания по различным аспектам здоровья (физического,
психического, социального) и факторам формирующим (закаливание, двигательная активность,
физическая культура) и влияющим ( питание, вредные привычки, окружающая среда ) на него,
характером проявления различных заболеваний, вопросами полового воспитания и психического
здоровья.
Практические занятия должны формировать умения и навыки по оценке физического развития
(определение длины и массы тела, уровня гармонического развития), функционального состояния
важнейших систем организма и приемам оказания первой помощи в различных ситуациях.
В лабораторный практикум входят следующие работы: определение физического развития;
определение состояния здоровья человека; оценка функциональных возможностей организма;
методика определения умственной работоспособности; профилактика важнейших форм школьной
патологии; определение степени стрессоустойчивости организма; традиционные и нетрадиционные
методы закаливания и т.д.
Учащиеся после прохождения курса «Педагогические основы здоровья» должны:
з н а т ь:
биологические и социальные основы жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека;
факторы, формирующие здоровье;
факторы, оказывающие неблагоприятное действие на организм детей и подростков;
основы психического и социального здоровья;
наиболее распространенные оздоровительные технологии.
у м е т ь:
реализовывать оздоровительные технологии в структуре педагогического процесса;
давать оценку уровня физического развития;
измерять основные показатели функционального состояния ведущих систем организма;
пользоваться научно обоснованными методиками закаливания;
оказывать первую (доврачебную ) помощь в различных ситуациях.
владеть:
принципами и методами оздоровительных технологий;
системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья
человека и общества;
знаниями о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;
навыками оказания первой медицинской помощи
Программный курс «Педагогические основы здоровья» включает в себя ряд разделов, каждый
из которых рассматривает ряд вопросов.
Распределение учебного времени по видам занятий приведено в табл.1
Таблица 1
Распределение часов по разделам курса
Раздел курса
Лекции
Практич.
занятия
3
2
4
1
2
12
Всего
5
4
6
3
4
22
2
2
2
2
2
10
№№
п/п
1.
2.
3.
4.
аспекты
Здоровьесберегающие
современного образования
Факторы, влияющие на здоровье детей и
подростков
Оздоровительная
направленность
обучения – важнейший принцип
педагогики здоровья
Значение иммунитета и его сохранение
5.
Психическое здоровье
В с е г о
Теоретический курс
При изучении курса «Педагогические основы здоровья» будут рассмотрены следующие темы:
Здоровьесберегающие аспекты современного образования
Понятие «здоровье». Состояние здоровья населения России. Здоровье подрастающего
поколения в процессе обучения. Демографические, социальноэкономические, медицинские
аспекты здоровья. Биологические и социальные факторы здоровья. Количественная и качественная
оценка здоровья. Генетические аспекты здоровья. Адаптация и здоровье. Группы здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков
Факторы, влияющие на формирование здоровья. Факторы здорового образа жизни
(гигиенически обоснованный режим труда и отдыха, закаливание, рациональное питание,
оптимальный уровень двигательной активности и др.). Факторы нездорового образа жизни
(нарушение режима питания; вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики; гиподинамия и др.)
и их характеристика. Воздействие факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков.
Понятие о сбалансированном питании. Биологическая ценность пищевых продуктов.
Гигиенические основы питания детей и подростков.
Оздоровительная направленность обучения – важнейшийпринцип педагогики здоровья
Гигиеническое обучение и воспитание. Школьная гигиена. Работоспособность как свойство
организма. Общая характеристика умственного и физического труда. Способы восстановления
работоспособности человека во время и после работы. Утомление и переутомление и их
профилактика. Активный отдых. Режим дня в различных возрастных и социальных группах.
Значение иммунитета и его сохранение
Иммунитет. Механизмы иммунитета. Факторы, влияющие на иммунитет. Возрастные
особенности иммунной системы.
Традиционные и нетрадиционные оздоровительные системы. Естественные факторы природы
как обязательное условие обеспечение здоровья. Особенности использования средств
восстановления в школе.
Психическое здоровье
Критические периоды в развитии психики человека. Эмоциональное состояние. Психические
функции. Память и обучение. Способы тренировки. Внимание и его свойства. Факторы, влияющие
на память и внимание. Способы тренировки внимания.
Стресс, его последствия и профилактика. Виды и причины пограничных состояний. Овладение
простейшими способами психосаморегуляции (психотренинги, психотренировка, расслабление
дыхания и др.).