Программа курса "Историко-культурное наследие Тофаларии"
Оценка 4.7

Программа курса "Историко-культурное наследие Тофаларии"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
география
10 кл
06.01.2017
Программа курса "Историко-культурное наследие Тофаларии"
Программа курса "Историко-культурное наследие Тофаларии" для 10 класса. В этой программе рассматриваются вопросы, связанные с изучением обычаев и культуры нашего самобытного края. Программа будет интересна учителям географии при изучении курса "География Иркутской области и педагогам дополнительного образования для разработки краеведческого материалаВ данной программе рассматриваются вопросы, связанные с изучением маленькой горной страны Тофаларии, что расположена в Саянах на юге Иркутской области
Программа курса.doc

Муниципальное казенное учреждение

«Алыгджерская школа-интернат  среднего (полного) общего образования» Нижнеудинского района, Иркутской области

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТОФАЛАРИИ

 

Программа спецкурса для 10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Разработала: Буракова Ирина Прокопьевна

                                                                            учитель химии и географии

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алыгджер – 2010 год

Пояснительная записка.

 

Программа курса «Историко-культурное наследие Тофаларии» основана на изучении курсов «География России» и «География Иркутской области» и по своему характеру служит для углубленного изучения природы родного края. Программа рассчитана на 34 часа, для учащихся 10 – го класса и может быть рекомендована для изучения школьниками Тофаларии. Программа состоит как из теоретической, так и практической частей и включает следующие разделы:

1.      Географическое положение.

2.      Природа Тофаларии.

3.      Население и народные промыслы.

4.      Место Тофаларии в экономике Нижнеудинского района.

 

 

 

Основные цели и задачи изучаемого курса.

 

- способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

- передать обучающимся сумму систематических знаний  о природе и географии Тофаларии, обладание которыми поможет ориентироваться в современном мире;

- формировать у обучающихся представление о природных особенностях Тофаларии, быте и культуре коренного народа, о сложных проблемах, встающих перед коренным населением, и путях их решения;

- служить одной из основ формирования духовности, воспитание патриотизма, интернационализма;

- развивать у школьников словесно - логическое и  образное мышление;

- проследить межпредметные связи при изучении «Географии Тофалария»

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения.

 

1. Знания географического положения, величины границ и территории, почвенных и природных ресурсов, климатических особенностей Тофаларии.

2.      Умение определять виды животных и растений, обитающих в Тофаларии, знать особенности их биологии, проблемы сохранности численности видов, знания лекарственных растений и использование рецептов народной медицины.

3.      Знание правил охоты  на территории Иркутской области.

4.      Знать особенности распределения населения Тофаларии, уметь анализировать динамику численности населения, знать особенности быта, культуры и религии коренного населения, народные промыслы.

5.      Иметь представление о месте Тофаларии в экономике Нижнеудинского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы курса «Историко-культурное наследие Тофаларии».

 

 

1.      Введение. Географическое положение, границы, величина территории. История исследования Тофаларии.  (2 часа)

2.      Природа Тофаларии. Геологическое строение. Рельеф. Горный комплекс. Почвенные ресурсы. Полезные ископаемые. Реки и озера Тофаларии. Климатические особенности и динамика погоды. Флора и фауна Тофаларии. Виды животных и растений. Лекарственные растения и рецепты народной медицины. Виды животных и растений, занесенных в «Красную книгу», проблемы сохранности видов и пути их решения. Правила охоты на территории Иркутской области. Охрана природы. (13 часов)

3.      Население и народные промыслы. Динамика численности. Быт. Особенности культуры коренного населения. Тофалария в годы Великой Отечественной войны. Шаманизм и религия в жизни местного населения. Охотничий промысел и его особенности. Народные промыслы. (18 часов)

4.      Место Тофаларии в экономике Нижнеудинского района. (1 час)

 

 

 

 

Практическая часть.

 

1.      Ориентирование по топографическим  картам своей местности. (1 час)

2.      Изучение и определение минералов и горных пород Тофаларии. (1 час)

3.      Определения видов растений. (1 час)

4.      Определение видов животных. (1 час)

5.      Анализ динамики численности населения. (1 час)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование курса

 «Историко-культурное наследие Тофаларии»(34 часа)

 

Содержание

Количество

 часов

Оборудование

                   

                I. Введение (2 часа)

 

1. Географическое положение. Границы, величина территории Тофаларии.

1

Карта Тофаларии. Топографические карты.

2. История исследования Тофаларии.

1

Карта, слайды.

                    

                             II. Природа Тофаларии (13 часов)

 

1. Геологическое строение. Рельеф. Горный комплекс.

1

Карта, слайды.

2. Почвенные ресурсы. Полезные ископаемые.

1

Коллекция типов почв и полезных ископаемых.

3. практическая работа «Изучение и определение минералов и горных пород Тофаларии».

1

Коллекция минералов и горных пород.

4. Реки и озера Тофаларии.

1

Карта, слайды, видеофильм.

5. Климат. Динамика погоды.

1

Карта, данные метеостанции.

6. Флора и фауна Тофаларии. Общая характеристика.

1

Слайды. Видеофильм.

7. Растительность. Лекарственные растения и рецепты народной медицины.

1

Гербарий.

8. Практическая работа «Определение растений Тофаларии».

1

Гербарий.

9. Животный мир Тофаларии.

1

Иллюстрации, слайды, видеофильм.

10. Практическая работа «Определение видов животных Тофаларии».

1

Чучела животных, влажные препараты. Коллекция насекомых.

11. Виды животных и растений, занесенные в «Красную книгу».

1

Слайды.

12. Проблемы сохранности видов и пути их решения, охрана природы.

1

Статистические данные по Тофаларии.

13. Правила охоты на территории Иркутской области.

1

Сборники законодательных документов.

 

                                                 III. Население и народные промыслы (18 часов)

 

1. Особенности распределения населения Тофаларии. Национальный состав.

1

Карты, слайды, статистические данные.

2. Практическая работа «Анализ динамики численности коренного населения».

1

Статистические данные по Тофаларии.

3. Особенности быта коренного населения.

2

Слайды, видеофильм, предметы быта.

 

4. Особенности культуры коренного населения. Этнографический центр Тофаларии. Народные поэты и сказители Тофаларии.

 

3

 

Фотографии, слайды, сборники стихов, сказок и легенд.

5. Тофалария в годы Великой Отечественной войны.

2

Фотографии, документы школьного музея.

6. Шаманизм и религия в жизни местного населения.

2

Документы, иллюстрации, предметы религиозных обрядов.

7. Охотничий промысел и его особенности. Оленеводство.

3

Статистические данные, слайды, видеофильм.

8. Народные промыслы: вышивка бисером, работа с мехом, изготовление унтов и головных уборов, сувениров из бересты.

4

Сувениры, обереги.

                       

                            IV. Заключение (1 час)

 

1. Место Тофаларии в экономике Нижнеудинского района.

1

Статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Агапитов Н.Н. Прибайкальские древности. – Изв. ВСОРГО, Иркутск,

1885 т №12, № 4,5 с 1-15.

2. Ангарский И. Записки о карагасах / Восточное обозрение/ СПб, 1891, №6.

3. Бебнева Ю.В. 500 рецептов от всех болезней. – М.: ООТД «Издательство «Мир книги»», 2007.

4. Берков Б., Беркова Г. Целебные народные средства. – М., 1999.

5. Бояркин В.М. География Иркутской области. – Иркутск: Восточно – Сибирская издательская компания, 2000.

6. Василевич Г.М. Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям тунгусов. – Этнография, М., 1930 №3, кн. 2.

7. Васильев В.Н. Краткий очерк быта карагазов. – Этнографическое обозрение. М., 1910

8. Вестник Нижнеудинского района. – Нижнеудинск, 2007-20008.

9.Евсенин И.А. Карагасы: Краткий очерк, - Красноярск, 1919.

10. Карагасы – Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1931 т № 2.

11. Карелов А.М., Никольский А.А. Системы интенсивного освоения промысловых пушных животных. – М.: Росагропромиздат, 1989

12. Красник В. В краю оленьих троп. – Иркутск, 1985.

13. Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР (в трех частях) М. «Просвещение», 1974.

14. Мельникова Л.В. Тофы. – Иркутск, 1994.

15. Мухачев А.Д. Основы оленеводства. – М.: «Просвещение», 1986.

16. Охотничьи просторы. Альманах № 46 М.: Ф и С, 1989.     

17. Петри Б.Э. Карагасский суглан. – Иркутск, 1926.

18. Петри Б.Э. Охотничьи угодья и расселения карагасс. – Иркутск, 1927.

19. Правила производства охоты и ведения охотничьего хозяйства на территории Иркутской области. – Иркутск, 2007.

20. Рассадин В.И. Этапы истории тофаларов по языковым данным. – мат.конференции «Этногенез народов северной Азии», Новосибирск, 1969.

21. Рассадин В.И. О культе медведя у тофаларов. – Новосибирск, 1973.

22. Рассадин В.И. Тофалары – энциклопедия мировых культур. Бостон (США), 1994.

23. Рассадин В.И. Легенды, сказки и песни седого Саяна. – Иркутск, 1996.

24. Рассадин И.В. Хозяйство, быт и культура тофаларов. – Улан-Удэ, 2005.

25. Сайт http/www.tofalaria.ru

26. Симсон И.И. Техника безопасности охоты. – М.: Россельхозиздат, 1987.

27. Телятьев В.В. Целебные клады. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное

 издательство, 1985.

28. Чернышев И. В краю оленьих троп. – Иркутск: Восточно – Сибирское книжное издательство, 1962.


Муниципальное казенное учреждение «Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Муниципальное казенное учреждение «Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Пояснительная записка . Программа курса «Историко-культурное наследие

Пояснительная записка . Программа курса «Историко-культурное наследие

Содержание программы курса «Историко-культурное наследие

Содержание программы курса «Историко-культурное наследие

Тематическое планирование курса «Историко-культурное наследие

Тематическое планирование курса «Историко-культурное наследие

Особенности быта коренного населения

Особенности быта коренного населения

Литература 1. Агапитов Н

Литература 1. Агапитов Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017