Программа курса "Основы предпринимательства"
Оценка 5

Программа курса "Основы предпринимательства"

Оценка 5
Разработки курсов
docx
правоведение +1
Взрослым
15.05.2019
Программа курса "Основы предпринимательства"
Изучение данной дисциплины рекомендуется в старших классах общеобразовательной школы, гимназии, лицея, независимо от выбранного профиля обучения, так как экономическая и правовая подготовка необходима каждому гражданину России для успешной деятельности в условиях рыночной экономики. В процессе преподавания этой дисциплины используются различные формы и методы обучения: деловые игры, тесты, практикумы, закрепляющие полученные теоретические знания посредством решения экономических задач, анализа ситуаций и математических расчетов, разнообразные кроссворды по экономическим терминам.
Программа курса Основы предпринимательства.docx
Министерство образования РС(Я) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Алдан» МО «Алданский район»  «УТВЕРЖДАЮ» _____________________ _ _____________________ _  «___» _________2017г. РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  элективного курса «Основы предпринимательства»  для 9 класса на 2017­2018 учебный год   Разработчик: Л.А. Рачковская  План рассмотрен _________________________________________________________ Протокол № ________ от « ___ » _______________ 2017 г. Руководитель МО ________________________________________________________ г. Алдан, 2017 г. Пояснительная записка Рабочая программа по элективному курсу «Основы предпринимательства»  составлена на основе следующих документов: Федерального Закона от 29.12.2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»; Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего  образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  05.03.2004 № 1089 (для VI­XI классов); на основе элективного курса «Основы предпринимательства» для учащихся  9 классов. Составители: Широкова Л.П, М.В.Мартынов, Ремонтова Т.И.– 3­е изд. – М.:  ВИТА­ПРЕСС, 2008; образовательной программы  МБОУ СОШ № 9.  Цели и задачи курса:  формирование научного мировоззрения, способствующее осознанию  возможностей человека и его места в новых социально­ экономических условиях; формирование у старшеклассников знания о предпринимательской   деятельности как важнейшей сфере человеческой деятельности;   развивать экономическую, технологическую и правовую культуру; воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую  такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость,  ответственность, расчет риска при принятии решений, эффективные действия в условиях  конкуренции; развивать предпринимательскую инициативу старшеклассников, их  потенциальные возможности и способности к самообразованию и саморазвитию; решать задачи профессиональной ориентации школьников и  самоопределения личности с учетом профессиональных предпочтений. Задачи изучения курса:  усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания  процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности, для  интерпретации экономических данных и информации; формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей  анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и  предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения  оценивать возможные последствия принимаемых решений; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных         решений;  освоение технологии создания своего собственного дела, определение  наиболее выгодных сфер бизнеса, планирование предпринимательской деятельности и  составления бизнес­ планов;  выработка навыков проведения исследований экономических явлений в  сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации,  прогнозирования развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм,  сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;  формирование информационной культуры школьников, умение отбирать  информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в  деятельности предпринимателя. Формы и методы проведения занятий: словесно­логические: рассказ, объяснение, беседа, диспут; иллюстративные; активные: проблемное изложение, метод проектов, деловые игры, «мозговой  штурм»; творческие задания; практикумы; коллективный анализ и защита проектов;  самостоятельная работа; работа в малых группах; индивидуальная работа; решение задач;  тестирование. Место учебного предмета, курса в учебном плане школы. Курс рассчитан на 34 часов учебного времени. Занятия рекомендуется проводить  по 1 часу в неделю.  Общая характеристика учебного предмета, курса Становление и развитие в России предпринимательства являются закономерным и  объективным процессом реализации экономических реформ и формирования в  перспективе цивилизованной рыночной экономики. Переход к экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и  возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса  требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их  деятельности, а самое главное – новых знаний. В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования  потребностям общества в формировании нового типа работников – предприимчивых,  экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро  адаптироваться в различных ситуациях. В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования  является обучение учащихся основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в  рыночных условиях, формирование экономического мышления, развития экономической  культуры населения. Курс «основы предпринимательства» направлен на решение образовательных задач  расширения кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нем.  Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны,  обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его  последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового  поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса. Изучение данной дисциплины рекомендуется в старших классах  общеобразовательной школы, гимназии, лицея, независимо от выбранного профиля  обучения, так как экономическая и правовая подготовка необходима каждому гражданину России для успешной деятельности в условиях рыночной экономики. В процессе преподавания этой дисциплины используются различные формы и  методы обучения: деловые игры, тесты, практикумы, закрепляющие полученные  теоретические знания посредством решения экономических задач, анализа ситуаций и  математических расчетов, разнообразные кроссворды по экономическим терминам. Актуальность программы.  Современная Россия – это принципиально новая по своей     юридической   и   экономической   сущности   общность   граждан.   Это   страна,   в экономической жизни   которой  произошли  в конце XX ­ начале XXI века существенные изменения.   В   первую   очередь,     это   возможности   для   формирования     конкурентной рыночной среды. В  России  получило  юридическое признание  право собственности, что вызвало   к   жизни   активную   предпринимательскую   деятельность.     Признаком   и существенной отличительной чертой российской  современности являются  благоприятные условия для экономического развития отдельных предприятий и общества в целом.      Деятельность   субъекта   рыночных   отношений     –     предприятия,   протекает   в условиях   жесткой   конкуренции   между   товаропроизводителями.   Конкуренцию   сегодня можно рассматривать как движущую силу социального и экономического прогресса   в России.    В   новых   экономических   условиях   инновационные   процессы   России   требуют изменения       мировоззрения   и   менталитета   россиян   и,   в   частности,   формирования     у каждого   понимания  предпринимательства  как  основной  характеристики  личности, и как вида деятельности.             Работа в условиях рыночной экономики выдвигает перед гражданами Российской Федерации, стремящимися к предпринимательской деятельности, требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса.   Новый   тип   мышления     особенно   важно     сформировать     у   молодежи,   которой предстоит  жить и трудиться в обновленной России.  Именно  в этом важность изучения   курса «Основы предпринимательства». Элективный курс «Основы предпринимательства» дает возможность обучающимся проанализировать     оценить   свои профессиональные   возможности   и   потребности   на   основе   изучения   юридических источников, анализа деятельности     предприятий различных видов в условиях рыночных отношений и конкуренции.   основы   предпринимательской   деятельности,    Значимость элективного  курса «Основы предпринимательства»  ­ это помощь учащимся    III  ступени     образования   как     социально­экономического   профиля,   так   и обучающимся   в   условиях     универсального   учебного   плана,     в   получении       знаний, позволяющих  ориентироваться в вопросах практической экономики, в  формировании у них     ценностно­смысловой,     общекультурной,   коммуникативной,     социально­трудовой компетентности   и  компетентности личностного самосовершенствования.     Программа   элективного   курса   «Основы   предпринимательства»   направлена   на получение   учащимися   социально­экономического   профиля   знаний   в   сфере предпринимательской деятельности. Программа   позволяет     поставить   учащихся   в   такие   условия,   когда   каждый   механизм обучающийся   сможет   разобраться   функционирования   предприятий,   осмыслить   принципы   взаимоотношений   с хозяйствующими   партнерами,   научиться   характеризовать   юридические   аспекты предпринимательской деятельности.   в   том,   что   такое   конкуренция,   Новизна  данной программы заключается в том, что каждый обучающийся сможет на   основе   полученных     экономических   знаний             характеризовать     любой   вид предпринимательской   деятельности   в   соответствии   с     нормативно­правовой     основой, анализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные   возможности для  возможной в будущем предпринимательской деятельности.       Особенностью   данной   программы   является     возможность   ее   реализации     с использованием   ИКТ:     разработанное     автором     электронное   учебное   пособие   ­   курс лекций,   дает     возможность     каждому     учащемуся   в   рамках   полученного   задания организовать самостоятельную работу. Дополнением к курсу лекций  являются задания  и вопросы     для     углубления   знаний   и   самоконтроля.   Программа   ориентирована   на удовлетворение    личного  уровня    потребностей  учащихся    в   знаниях    курса   «Основы предпринимательства»: элементарный  и повышенный  уровень,  предполагает  активную познавательную деятельность в  соответствии с  уровнем знаний и общеучебных умений и навыков обучающихся социально­экономического профиля.   Цель   курса  –   формирование   у   обучающихся   метапредметных   компетенций, умений  применять  полученные  знания  для  анализа  экономических  процессов  в стране, оценивать     свои     предпринимательские   способности   на   основе   комплекса   знаний   о принципах,   организационно­правовых основах, характеристиках предпринимательства в Российской  Федерации.           Задачи:  изучить нормативные акты РФ, которые регламентируют предпринимательскую деятельность;  изучить этапы создания организационно­правовых форм предприятий и фирм;  изучить основной механизм функционирования предприятий и фирм;  ознакомить   обучающихся   с   основами   построения   взаимоотношений   с хозяйствующими партнерами;    научить учащихся анализировать  экономические процессы, тенденции развития предпринимательства  в России и за рубежом;  научить   учащихся   использовать   алгоритм   анализа     способности   к предпринимательству;  сформировать     у     учащихся     представления   о   способностях   к предпринимательской деятельности;  создать   условия   для   развития   интереса   к  предпринимательской   деятельности (воспитательная задача). Элективный курс   основан на   Гражданском кодексе Российской Федерации, комментариях  части первой и  второй  Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей (редакторы В.Кузнецов, Т.Брагинская, Л. Синюхина – М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 1996), основах правового регулирования  производственно­ хозяйственной   деятельности  и   хозяйственных   отношений   по   всем   функциям предприятий   различных   форм   собственности,     хозяйственного   права, систематизированных       Н.Ю.Кругловой   (Круглова   Н.Ю.,   Хозяйственное   право,     2­е издание.   М.:   Издательство   РДЛ,   2003),     (Предпринимательское (хозяйственное) право. М.: Нолидж, Брандес, 1998.) , «Экономической истории России» Т.М.Тимошиной   под ред. профессора М.Н.Чепурина (М.: Информационно­издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999).   Дойникова   И.В.     нормах   Цель   определяет   систему   психолого­педагогических   принципов   реализации программы: ­   принцип адаптивности; ­   принцип развития; ­   принцип   управляемого   перехода   от   деятельности   в   учебной   ситуации   к деятельности в жизненной ситуации; ­   принцип целостности содержания; ­   принцип системности; ­   принцип ориентировочной функции знаний; ­   принцип   перехода   от   совместной   учебно­познавательной   деятельности   к самостоятельной деятельности обучающегося; ­   принцип креативности; ­   принцип минимакса. Элективный   курс   рационально   вписывается     в     структуру     профильных   знаний учащихся     профильный   предмет «Экономика»       позволяет   сформировать   систему   экономических   знаний   обучающихся, «Основы   предпринимательства»     глубоко     раскрывают       сущность,   место   и   роль предпринимательства в  рыночных отношениях  современной России.   в   области   социально­экономических   дисциплин:   Изучение данного элективного курса рассчитано на 25 часов, по  окончании которого обучающиеся  защищают проект  в рамках предусмотренного зачета.                  В основе   механизма реализации  программы лежит идея   личностно­ ориентированного   обучения   при   активной   индивидуальной   самостоятельной   учебной деятельности соразмерно возможности и потребности ученика.  Для   реализации   задач   курса   используются   следующие     технологии: личностно­ориентированного   обучения,   критического     мышления,     деятельностного     и компетентностного информационно­ коммуникационные технологии, самостоятельная работа.   деятельности, проектной   подхода,             Принципы отбора и  определения последовательности изложения  содержания   правового   регулирования   производственно­хозяйственной строятся   на   логике   деятельности и хозяйственных отношений, т.е.  структуре хозяйственного права России. УЧЕБНО ­  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН о г е с В и р о е Т Количество часов я Практи ческие занятия  м у к и т к а р П р а н и м е С 3 3 4 1 5 6 ы м р о Ф ы д и в   , я и н е д е в о р п       ы м р о ф и и т с о н ь л е т я е д 7 Фронтальная работа. Школьная лекция Тема   № п/ п 1 1. Основные   понятия 2 и собственности: экономические   правовые аспекты. Содержание и современные   формы предпринимательства   2. Виды 2 1 предпринимательской деятельности 5 1 0 3. Предприятие   в рыночных   условиях. Организация и развитие собственного дела   1 1 1 0 Индивидуальная работа.Практикум работа   с   юриди­ ческими   источни­ ками (дом. работа) Семинар   «Совре­ менные   формы предприниматель­ ства»  Парная работа. Лабораторная работа с  описате­ льными   характерис тиками   предприя тий разных видов    Задача:построить алгоритм   характе­ ристики видов предприниматель ской деятельности 4 Индивидуальная самостоятельная работа. Опережающее задание   в   рамках материалов электронного пособия.  Деловая «Бизнес­клуб» игра     я л о р т н о к и к ч о т   и ы д 8 и В   Устный контроль –  эвристическая  беседа   и   анализ Оценка   образовательного продукта     ­   схемы «Формы   предпри­ нимательства» (защита   проекта   на семинаре) Текущий контроль. Задание: собери   «Предприним­лото» Задача: соотнести  виды  и  черты  предприниматель  ства на представ  ленных карточках  лото. Оценка и анализ.     игре участия Текущий контроль. Анализ обучающихся  в  деловой   «Бизнес – клуб»: заключение   сделки по организации собственного   дела, переговоры     и действия партнеров Анализ   личностных качеств   предприни мателей 4. Механизм 5 1 функционирования предприятий различных организационно­ правовых форм 5. Предпринимательская деятельность   малого бизнеса (малого предприятия)   4 0 Фронтальная работа.   Школьная лекция. 2 Парная работа. (заполнение таблицы) Семинар: Анализ   механизма функционирова­ ния   предприятий по   раздаточным материалам    3 Индивидуальная самостоятельное работа (домашняя) по   изучению   темы «Технология и основные принципы создания малого предприятия» Анализ (экспертиза) деятельности малого предприятия   по предложенному алгоритму. 2 1 7. Инновационное предпринимательство 2 1 0 1 6. Конкуренция предпринимателей   и коммерческая тайна 3 0 0 3 Индивидуальная работа – практикум. Создание   социаль ного проекта  «Конкуренция   и   ее виды»  Защита   социальных проектов Групповая работа. Урок идей ­ поиск направлений инноваций   и   оценка инновационного предпринимательств а. Системный анализ  инновационного  предприниматель­ ства   по критериям,  Текущий контроль. Анализ и оценка  таблицы «Особенно  сти функционирова  ния предприятий  различных  организационно­ правовых форм» Проверка индивидуальной домашней   работы   – поиск   сведений   о практической деятельности   малых предприятий. Оценка   собранного материала,   анализ сведений  о предпри ятиях,   условий   их деятельности. Оценка   заключений в экспертизы соответствии с заявленными критериями. Текущий контроль. Оценка образовательного продукта ­социального   проекта «Конкуренция: особенности видов» Текущий контроль. Анализ  результатов  практической работы 8. Итоговое занятие 2 1 1     оценка его значения  в современной  экономике. Схема:   «Особеннос ти принятия предприниматель­ ских решений» Индивидуальная работа   –   защита проектов  Круглый стол «Предпринимательс тво  ­ как основа рыночной экономики» Представление проектов   и   защита на основе презентации Подведение   итогов элективного курса Вручение свидетельства.   Анализ   и   оценка участия   обучающих ся в диалоге в рамках круглого стола «Предпринимательст во   –   как   основа рыночной   экономи ки»   Итоговый   анализ результатов   учебно­ познавательной деятельности обучающихся      ИТОГО: 25 5 5 15 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Содержание и современные формы предпринимательства (2 часа) Понятие собственности: сущность и   многоаспектность.   Место собственности в системе общественных отношений. Основные трактовки собственности в экономической теории. Отличия экономической собственности и права на нее.        Понятие   права   собственности.     Основные   компоненты   права   собственности. Правовые основы видов собственности.      Предпринимательство   –   как   вид   деятельности   человека.   Понятие предпринимательства. История возникновения  и сущность предпринимательства; объекты и субъекты предпринимательства. Цели предпринимательства. Права предпринимателя. Черты   предпринимательства.   Виды предпринимательства.   Процесс   предпринимательства.   Социальные   и   правовые   условия предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.             Понятие собственности в России.  Собственность граждан РФ: сущность, формы. Производственное,  коммерческое,   финансовое   и   консультативное   предпринимательство России.   Государственные   и   муниципальные   предприятия:   современное   состояние   и тенденции развития.   Основные   формы   предпринимательства. Учащийся должен знать: ­ место собственности в системе общественных отношений; ­ понятия собственности в экономической теории; ­ сущность  понятия собственность; ­ юридические стороны права собственности; ­ основные правовые режимы; ­ сущность и основные черты предпринимательства; ­ формы и виды предпринимательства; ­ компоненты предпринимательской деятельности. Уметь:  ­соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами; ­ толковать юридические аспекты предпринимательской деятельности.    Тема 2. Виды предпринимательской деятельности (3 часа)   Виды предпринимательской деятельности       Товарные биржи: понятие и функции. Финансовое предпринимательство и его компоненты. Сфера  и поле деятельности финансового предпринимательства. Особенности финансовой деятельности.   Консультативное предпринимательство, его сущность и методы.   Консалтинговые   проекты,   их   структура.   Этапы   выполнения   консалтингового проекта. Способы привлечения клиентов.  Учащийся должен  знать: ­ виды предпринимательства, их отличительные особенности и сущность; ­ понятие товарная биржа и ее функции; ­ методы консультирования; ­ консалтинговые проекты, их структура и этапы выполнения.             Уметь: ­ определять вид  предпринимательства; ­соотносить теоретические понятия с  конкретными примерами. Тема 3.          Предприятие в рыночных условиях.                  Организация и развитие  собственного дела   Предприятие:   основное   понятие.   Формы   предприятий.   Структура   капитала предприятия: понятие собственного и заемного капитала   (5   часа) Собственный капитал и его особенности. Структура собственного капитала. Уставной капитал, его сущность и пути формирования. Резервный капитал, его функции. Добавочный капитал и пути его получения. Нераспределенная прибыль.  Заемный капитал. Структура заемного капитала. Облигация.   Выпуск облигации. Эффективность использования капитала предприятия. Доходный капитал. Организация и развитие собственного дела. Порядок создания нового предприятия. Основные документы для регистрации предприятия.  Процедура   регистрации   предприятия.   Процедура   регистрации   индивидуального   Порядок   регистрации   Регистрация   акционерного   общества. предпринимателя. Производственного   кооператива,     финансо­промышленной   группы.   Документы   для регистрации.     Причины   отказа  в   регистрации.   Основные   вопросы,   рассматриваемые   на учредительной конференции.  Франчайзинг   –   как   льготная   форма   предпринимательства.   Обязанности франчайзинга. Области франчайзинга и его преимущества. Недостатки франчайзинга.    Риск   предприятий   и   его   виды:   производственный,   коммерческий,   финансовый, инвестиционный,   риска   между   участниками предпринимательской   деятельности.   Потери   от   риска:   материальные,   трудовые, финансовые,   потери   времени,   специальные   виды   потерь.   Риски   при   финансировании проекта. Алгоритм анализа риска. Страхование рисков.   Распределение     рыночный.   Пути и методы снижения риска. Несостоятельность предприятия. Издержки: бухгалтерские и коммерческие. Меры,  принимаемые к предприятию должнику. Учащийся должен знать: ­ понятие предприятия и его формы; ­ понятие о капитале предприятия: собственном и заемном; ­ структуру собственного капитала предприятия; ­  особенности уставного капитала,  его сущность; ­  сущность резервного капитала; ­ понятие добавочного капитала и его сущность; ­ характеристику нераспределенной прибыли и ее использование; ­ структуру заемного капитала предприятия; ­ порядок  и этапы создания нового предприятия; ­ процедуру регистрации предприятия, индивидуального предпринимателя,  акционерного общества; ­ понятие облигации; ­ основные подходы к организации  собственного дела; ­  понятие франчайзинга: его преимущества и недостатки; ­ риск предприятия, его виды, издержки предприятия; ­  пути  и методы снижения рисков; ­ меры,  принимаемые к предприятию должнику.   Уметь: ­  характеризовать капитал предприятия; ­  регистрировать предприятия; ­ проводить пошаговые мероприятия для организации собственного дела; ­ рассчитывать риски и определять механизм снижения риска.   Тема 4.          Механизм функционирования предприятий различных организационно­правовых форм      (5   часа)  Виды   классификаций   предприятий:     по   характеру   потребляемого   сырья,   по назначению   готовой   продукции,   по   технологической   общности,   по   времени   работы   в течение   года,   по   размеру   предприятия,   по   степени   специализации   и   масштабу производства   однотипной   продукции,   по   методам   организации   производственного процесса, по основной деятельности, по экономической цели. Правовые основы хозяйствования субъектов рыночной экономики.  Юридическое лицо: понятие и основные характерные признаки. Классификация юридических лиц в ГК на основе трех правовых форм: на праве учредителей, на праве экономической деятельности юридических лиц, на организационно­ правовой форме.   Государственные и муниципальные унитарные предприятия: основные требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного   предприятия.   Имущественный   статус   унитарного   предприятия.   Назначение руководителя требования к уставу унитарного предприятия. Обязательства унитарного предприятия. Особенности унитарного предприятия. Имущественный статус унитарного предприятия. Назначение руководителя унитарного предприятия.   Особенности прав унитарного предприятия, предоставляемых учредителей. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления – отличительные особенности. Ответственность государства по обязательствам предприятий, основанных на оперативном управлении.  Производственные кооперативы  (артели). Характеристика   артели.   Отличия   кооператива   от   товарищества   и   общества. Преимущества и недостатки артели. Хозяйственные товарищества и общества: общие черты и различия товарищества и общества.   Виды   товарищества:   полное   товарищество,   товарищество   на   вере. Отличительные характеристики. Общество с ограниченной ответственностью, его характеристики. Акционерные   общества,   его   характеристики.   Открытое   и   закрытое   акционерное общества. Преимущества акционерного общества. Объединения   юридических   лиц:   консорциумы, межотраслевые  и   региональные   союзы,  финансово­промышленные   группы,  холдинговые компании. Основные принципы деятельности объединений.  Ассоциации: основные цели и задачи. Холдинг: основное понятие. Положительные стороны деятельности холдинга. Цели   ассоциации,   концерны, холдинга.  Финансово­промышленные   группы:   возможности,   отличительные   признаки.   Типы ФПГ:   торговые   организации,   промышленные   организации,   кредитно­финансовые организации. Цели участников ФПГ. Преимущества  и недостатки ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ. Предпринимательские союзы: особенности деятельности. Учащийся должен знать: ­  виды классификации предприятий и их структура; ­ требования  к юридическому лицу Гражданского кодекса РФ; ­  признаки юридического лица; ­ особенности государственных и муниципальных предприятий; ­ характерные особенности кооператива, товарищества и общества; ­ виды товарищества; ­ характерные особенности общества с ограниченной ответственностью (ООО); ­   характерные   особенности     акционерных   обществ,   открытых   акционерных   обществ, закрытых акционерных обществ; ­ характерные особенности юридического лица, типы юридического лица.          Уметь: ­   в конкретной предпринимательской деятельности; ­  определять юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом  РФ на основе  3­ х юридических форм;  ­   уметь   характеризовать   государственные   и   муниципальные   предприятия,   определять организационно­правовую форму предприятия; ­ уметь характеризовать кооперативы,  ­отличать кооператив, товарищества и общества; ­ уметь отличать ООО, ОАО, ЗАО; ­   уметь   отличать   ассоциации,   концерны,   консорциумы,   межотраслевые   и   региональные союзы, финансово­промышленные группы, холдинговые компании.   Тема 5.          Предпринимательская деятельность малого предприятия    (4   часа)              Малое   предпринимательство:   понятие   и   его   сущность.   Субъекты   малого предпринимательства. Средняя численность малого предприятия в различных отраслях хозяйства.    Виды   деятельность   малого   предприятия.   Преимущества     и   недостатки   малого предприятия.   Особенности   малого   предпринимательства   в   России.   Государственная поддержка малого предпринимательства в России.  Учащийся должен знать: ­ понятие малого предпринимательства; ­ понятие субъекта малого предпринимательства; ­ преимущества и недостатки малого предпринимательства; ­ государственная политика РФ в области малого предпринимательства. Уметь: ­   определять   преимущества     и   недостатки   малого   предпринимательства   в   конкретных условиях.  Тема 6          Конкуренция предпринимателей и коммерческая тайна     (3   часа)            Конкуренция   –   как   ведущая   характеристика     рыночной   среды.   Основные определения понятия конкуренция.  Многофакторный характер конкуренции.  Модели и формы рынка.   Формы конкуренции и их признаки. Отраслевая   и   межотраслевая.   Классификация   видов   конкуренции:   свободная (совершенная) и несовершенная.  Основные признаки свободной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции: чистая монополия и монополистическая конкуренция; олигополия. Ценовая и неценовая конкуренция. Антимонопольное   регулирование.   Назначение   закона   «О   конкуренции   и ограничении монополистической деятельности». Запрещенные действия органов власти и хозяйствующих   субъектов.   Функции антимонопольного комитета.    Задачи   антимонопольного   комитета. Коммерческая тайна: понятие и сущность. Виды коммерческой тайны: научно­техническая, производственная, финансовая. Научно­техническая информация: характер исследовательских работ, содержание патентов   и   лицензий,   содержание   рационализаторских   предложений,   планы   внедрения новых технологий и новых видов продукции, анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции. Производственная     информация:   способы   производства     и   технология,   система организации   труда,   объем   выпуска   и   планы   реализации   продукции,   планы   рекламной деятельности   и   инвестиций   в   новое   строительство   и   производство,   сведения   о поставщиках,   потребителях,   посредниках,   конкурентах,   об   условиях   заключения контрактов, их характер, уровень складских запасов, предполагаемое   время выхода на рынок, методы и организация управления. Финансовая   информация:   структура   капитала,   уровень   платежеспособности, банковские   и торговые операции, состояние расчетов с торговыми клиентами механизм формирования   цен   на   продукцию,   сведения   об   эффективности   экспорта   и   импорта, сведения   о   финансовом   положении   поставщиков,   потребителей,   посредников, конкурентов,   размер   прибыли   и   уровень   себестоимости   продукции,   фактическое состояние рынков сбыта, организация и размер оборота средств. Требования к АО в вопросах  публичности сведений: основные и дополнительные публикации.              Перечень сведений о предприятии, которые не являются коммерческой тайной.              Средства и методы защиты коммерческой тайны предпринимателя  Учащийся должен знать: ­ формы конкуренции и их признаки; ­ перечень запрещенных действий органов власти и хозяйствующих субъектов; ­ задачи и деятельность антимонопольного комитета; ­ понятие коммерческой тайны и ее виды; ­ предмет деятельности предпринимателя, не являющийся коммерческой тайной; ­приемы защиты коммерческой тайны.  Уметь: ­анализировать положение предприятия на рынке; ­ определять принципы взаимоотношений с органами власти и хозяйствующими  субъектами; ­     реализовать право на защиту коммерческой тайны. Тема 7          Инновационное предпринимательство   (2   часа)                        Понятие инновационного предпринимательства. Роль предпринимателя   как новатора предпринимательства. Основные требования к предпринимателю новатору. Определения   инноваций.   Направления   инноваций   в   предпринимательстве.   Типы изменений  в предпринимательской деятельности. Основные организационно­правовые формы предпринимательства для инновации: венчурные фирмы, фирма­эксклерент, фирма­патиент, фирма­коммутант. Научно­технические   парки,   как   самостоятельная   организационная   структура поддержки малого предпринимательства. Основные задачи технопарков. Классификации инноваций: критерии и виды. Основные этапы разработки новшества. Направления деятельности технопарков. Виды парка и направления деятельности. Инкубатор бизнеса,  как специализированная структура для возникновения  Учащийся должен знать: понятие, определение и  направления инновационного предпринимательства; ­  виды и особенности инновационной предпринимательской деятельности; ­ инновационной предпринимательской деятельности; ­ виды инновационных форм предпринимательства; ­ понятие, задачи и направления деятельности технопарков; ­ понятие инкубатора бизнеса, его функции. Уметь: ­ изменения предпринимательской деятельности в результате внедрения инновации; ­характеризовать инновационные формы и виды  предпринимательства; ­ проектировать разработку новшеств  в предпринимательстве; ­ сравнивать  инновационные проекты по основным показателям деятельности; ­ анализировать социальные результаты проекта в соответствии с установленными  и  общепринятыми показателями. Подведение итогов круглый стол  «Предпринимательство – как основа рыночной экономики» (защита проектов будущих предпринимателей) (2 часа) Учащийся должен уметь: ­ аргументировано представлять  социальный проект; ­ использовать полученные знания,  как инструмент взаимоотношений с окружающим  обществом и общественной средой; ­ делать выводы. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ  (модель выпускника)  Обучащиеся должны знать:          ­ основные виды и формы предпринимательства;          ­ особенности функционирования фирм и предприятий различных организационно­ правовых форм;          ­ особенности регистрации предприятий и фирм различных форм хозяйствования. Обучающиеся должны уметь: ­ характеризовать типы и виды предприятий;            ­ создать свое дело. ­ давать оценку   перспектив   рисков; ­  анализировать черты предпринимателей; ­ анализировать   законопроекты хозяйственного права. Уровни освоения программы: Репродуктивный уровень Обучающий   дает   определения   понятий,   перечисляет   характеристики   видов, называет основные компоненты механизмов; черты предпринимательства. Продуктивный уровень Обучающийся   характеризует     понятия,   виды,   умеет   отличать   по   заявленным   предпринимательской   деятельности;   с   различной   нормативно­ признакам   явления,   процессы,   виды,   формы   характеризует   практическую   деятельность   предприятий   правовой основой. Творческий уровень Обучающийся   анализирует   предпринимательскую     деятельность,     конкуренцию, деятельность предприятий, оценивает   и прогнозирует  варианты ее  эффективности.   МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   Элективный   курс   «Основы   предпринимательства»           реализуется   в   рамках вариативной  части   учебного  плана   социально­экономического  профиля  в  9  классе.   Он является дополнительным курсом, который обеспечивает дальнейшее развитие знаний и умений обучающихся,   полученных   при реализации программы профильного предмета «Экономика»   в   10   классе,       углубляет   знания   обучающихся,     создает   условия   для овладения       способами   учебно­познавательной,   информационной,     коммуникативной, рефлексивной деятельности. Элективный курс   способствует формированию  общепредметных компетенций: 1. Ценностно­смысловая   компетенция   в   рамках   умения   выбирать   целевые   и смысловые   установки   для   своих   действий,   принимать   оценочные   суждения,   решения, сферы   правовых   отношений   в   условиях   хозяйственной   деятельности.   Ценностно­ смысловая   компетенция     данной   окраски       обеспечивает   механизм   самоопределения ученика в ситуациях   учебной деятельности. От нее зависит   развитие индивидуальной образовательной   траектории   обучающегося   и,   программа   его жизнедеятельности  в целом.   возможно,   о   2.   основ   предпринимательской   деятельности,   Общекультурная   компетенция     отражает   круг   вопросов   хозяйственного   психологических   основ права,   условиях   рыночных   отношений. предпринимательства,   Общекультурное   содержание   курса   «Основы   предпринимательства»   включает   в   себя основы   предпринимательства   в   форме   понятий,   законов,   принципов,   методов, выдвигаемых   учащимися   гипотез,     ценностных   установок,   лежащих   в   основе   решения человечеством   в   целом   и   россиянами   в   частности   проблем   экономики,   выхода   из кризисного состояния.   роли   конкуренции   в   3.   общеучебной   деятельности, Учебно­познавательная компетенция включает в себя элементы логической,   соотнесенной   с   реальными методологической, познавательными объектами.   Сюда мы отнесем   умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно­познавательной деятельности. По отношению   к изучаемым   объектам   обучающийся   овладевает   креативными   навыками   продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из  реальных сведений о хозяйственной жизни   современности,   владение   приемами   действий   в   нестандартных   ситуациях, эвристическими методами. В   рамках   данной   компетенции   формируются   умения   и   навыки:   сравнения, сопоставления,   классификации,   ранжирования   объектов   по   одному   или   нескольким предложенным основаниям, критериям, умение различать факт, мнение, доказательство, комбинирование   известных   алгоритмов   деятельности   в   ситуациях,   предполагающих стандартное применение  одного из   них, выдвижение  предположений  и  проверка  их  на практике,   формулирование   понятий   на   основе   выделенных   существенных   признаков, творческое решение   практических задач, самостоятельное выполнение   задач, участие в проектной деятельности, поиск функциональных связей. 4. Информационная компетенция – при помощи реальных объектов (телевизор, телефон,   компьютер)   и   информационных   технологий   (аудио,   видеозапись,   электронная почта,   СМИ,   Интернет,   электронное     умения самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать   необходимую   информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.   учебное   пособие)     формируются   5.   Коммуникативная   компетенция   включает   развитие     знаний   о   способах взаимодействия   с   людьми,   навыки   работы   в   группе,   паре,   владение     различными социальными ролями в коллективе, умение вести дискуссию, владение монологической и диалогической речью 6. Социально­трудовая   компетенция   позволяет   обучающимся   овладеть минимально   необходимыми   в   жизни   современного   общества   навыками   социальной активности   и   функциональной   грамотностью,   профессионального самоопределения.   опытом   7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов   интеллектуального   саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и самоподдержки. Реальным объектом в  сфере данной компетенции выступает сам ученик, который действует в своих интересах и возможностях, что выражается в формировании психологической грамотности и культуры мышления и поведения. Формы организации познавательной деятельности  Фронтальная;  Групповая;  Парная;  Индивидуальная. Методы и приемы обучения o Объяснительно­иллюстративный метод обучения; o Самостоятельная работа с электронным учебным пособием; o Поисковый метод; o Метод проблемного обучения; o Метод эвристической беседы; o Анализ; o Дискуссия; o Диалогический метод; o Практическая деятельность; o Проектирование. типов; АППАРАТ КОНТРОЛЯ Содержание контроля: ­   понятия, термины; ­   законы и  нормы хозяйственного  (предпринимательского) права; ­ юридические основы деятельности предприятий разных организационно­правовых ­   умение характеризовать виды предпринимательства; ­   умение характеризовать виды конкуренции; ­   умение  характеризовать инновационное предпринимательство; ­   деятельность малого предприятия; ­   умение   самостоятельно   отбирать       материал,     анализировать   деятельность предприятий, высказывать свои суждения, строить умозаключения. Формы контроля уровня достижений и образовательный продукт: ­  тестирование; ­  самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии); ­   результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы,  анализ; ­   участие  в круглом столе; ­   защита проектов; ­   устный контроль; ­   презентации результатов анализа и исследования. Требования к  знаниям, умениям, навыкам  обучающихся № пп Темы Учащийся знать:   должен Учащийся должен уметь 1. Основные понятия   собственности: экономические правовые   Содержание современные предпринимательства.  и аспекты.   и   формы   2 Виды предпринимательской деятельности 3 Предприятие в рыночных условиях.   Организация   и развитие   собственного дела ­   объяснять   основные теоретические понятия;   ­соотносить теоретические   понятия   с конкретными примерами; ­   толковать   юридические аспекты   предприниматель ской деятельности.   ­ определять вид   предпринимательства    ; ­соотносить теоретические понятия   с     конкретными примерами. ­  характеризовать капитал предприятия; ­  регистрировать  предприятия; ­ проводить пошаговые  мероприятия для  организации собственного  дела; ­ рассчитывать риски и  определять механизм  снижения риска.   понятия   формы   и   виды   основные   правовые ­   место   собственности   в системе общественных   отношений; ­   понятия   собственности   в экономической теории; ­   сущность   собственность; ­   юридические   стороны права собственности; ­ режимы; ­   сущность   и   основные черты   предприниматель ства; ­ предпринимательства; ­компоненты предпринимательской деятельности. ­виды   предприниматель ства,   их   отличительные особенности и сущность; ­ понятие товарная биржа и ее функции; ­методы консультирования; ­   консалтинговые   проекты, их   структура   и   этапы выполнения. ­   понятие   предприятия   и его формы; ­   понятие   о   капитале предприятия:   собственном и заемном; ­   структуру   собственного капитала предприятия; ­     особенности   уставного капитала,  его сущность; ­   капитала; ­   понятие   добавочного капитала и его сущность; ­характеристику   нераспре деленной прибыли и е   сущность   резервного 4 Механизм функционирования предприятий   различных организационно­правовых форм   и   этапы     структуру   заемного е использование; ­ капитала предприятия; ­   порядок   создания новог о предприятия; ­   процедуру   регистрации предприятия,   индивиду ального   предпринимателя, акционерного общества; ­ понятие облигации; ­   основные   подходы   к организации   собственного дела; ­     понятие   франчайзинга: его   преимущества   и недостатки; ­   риск   предприятия,   его виды, издержки предприятия; ­  пути  и методы снижения рисков; ­   меры,     принимаемые   к предприятию должнику    ­  виды классификации  предприятий и их  структура; ­ требования  к юридичес  кому лицу Гражданского  кодекса РФ; ­  признаки юридичес кого  лица; ­ особенности государствен  ных и муниципальных  предприятий; ­ характерные особенности  кооператива, товарищества  и общества; ­ виды товарищества; ­ характерные особенности  общества с ограниченной  ответственностью (ООО); ­ характерные особенности   акционерных обществ,  открытых акционерных  обществ, закрытых  акционерных обществ; ­ характерные особенности  юридического лица, типы  юридического лица.          ­  определять вид  предпри нимательства  в  конкретной  предпринимательской  деятельности; ­  определять юридические лица в соответствии с  Гражданским кодексом   РФ на основе 3­х  юридических форм;  ­ уметь характеризовать  государственные и  муниципальные  предприятия, определять   организационно­правовую  форму предприятия; ­ уметь характеризовать  кооперативы,  ­отличать кооператив,  товарищества и общества; ­ уметь отличать ООО,  ОАО, ЗАО; ­ уметь отличать  ассоциации, концерны,  консорциумы,  межотраслевые и 5 Предпринимательская деятельность предприятия   малого 6 Конкуренция предпринимателей   коммерческая тайна   и 7 Инновационное предпринимательство       понятие   малого   и малого ­ предпринимательства; ­   понятие   субъекта   малого предпринимательства; ­ преимущества недостатки предпринимательства; ­ государственная политика РФ   в   области   малого предпринимательства.     ­ ­понятие конкуренции; ­ формы конкуренции и их признаки; ­   перечень   запрещенных действий   органов   власти   и хозяйствующих субъектов; ­   задачи   и   деятельность антимонопольного комитета; ­   понятие   коммерческой тайны и ее виды; ­   предмет   деятельности предпринимателя, не являющийся   коммерческой тайной; ­приемы коммерческой тайны. ­   понятие,   определение   и направления инновационного предпринимательства; ­   инновационной предпринимательской деятельности; ­   виды   инновационных форм   предприниматель ства;   задачи   и ­ направления   деятельности технопарков; ­ бизнеса, его функции.                понятие   инкубатора   виды   и   особенности   понятие,   защиты   региональные союзы,  финансово­промышленные  группы, холдинговые  компании. ­ определять  преимущества  и  недостатки малого  предпринимательства в  конкретных условиях. ­анализировать положение  предприятия на рынке; ­ определять принципы  взаимоотношений с  органами власти и  хозяйствующими  субъектами; ­     реализовать право на  защиту коммерческой  тайны. ­  определять возможные  изменения предпринима  тельской деятельности в  результате внедрения  инновации; ­характеризовать  инновационные формы и  виды  предприниматель­  ства; ­ проектировать  разработку новшеств  в  предпринимательстве; ­ сравнивать   инновационные проекты по основным показателям  деятельности; ­ анализировать  социальные результаты  проекта в соответствии с Итоговое занятие установленными  и  общепринятыми  показателями. ­ аргументировано  представлять  социальный  проект,   ­ использовать полученные знания,  как инструмент  взаимоотношений с  окружающим обществом и  общественной средой ­ умение делать выводы. Тематическое планирование: «Основы предпринимательства» №  урока Раздел. Тема занятия Дата  1. Предприниматель в рыночной экономике. 2. Прак. работа: «Первоначальная оценка идей с помощью сетки принятия  решений». 3. Презентация идеи 4. Презентация идей 5. Проектирование изделия 6. 7. Разработка технологического процесса. Практическая работа:  «Разработка технологической карты». Разработка технологического процесса. Практическая работа:  «Разработка технологической карты». 8. Правовые основы предпринимательства 9. Правовые основы предпринимательства 10. Правовые основы предпринимательства 11. Предпринимательство в Алданском районе 12. Понятие «маркетинг». 13. План маркетингового исследования. 14. План маркетингового исследования. 15. Проведение маркетингового исследования. 16. Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. 17. Цена и себестоимость 18. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен. 19. Финансовая деятельность предприятия 20. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». 21. Прибыль как источник расширения производства. 22. Понятие о менеджменте, его целях и задачах 23. Организационная структура предприятия. 24. Этика деловой активности 25. Понятие о бизнес­плане и его структуре. 26. Составление бизнес­плана 27. Составление бизнес­плана 28. Составление бизнес­плана 29. Составление бизнес­плана 30. Составление бизнес­плана 31. Оформление бизнес­плана 32. Защита бизнес­плана 33. Итоговый урок 34. Резерв Описание материально – технического обеспечения  образовательной деятельности. Печатные пособия: 1. Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для  общеобразовательных учреждений/ сост. Л.Н. Поташева. –  3­е изд. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2008. Технические средства обучения: 1) Компьютер SAMSUNG 2) Интерактивная доска CONSUL 3) Мультимедийный проектор OPTOMA Цифровые и электронные образовательные ресурсы: 1. http://www.bestreferat.ru/referat­192932.html 2. http://4du.ru/books/knigi_po_menedzhmentu/kurs_lekciy 3. http://www.studmed.ru/docs/document29488/cc1 Список литературы 1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. –  М.: Дрофа, 2001. 2.Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры и упражнения.  – М.: Владос, 1994. 3.Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. – Брянск, 1997. 4.Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов­на­Дону: Феникс,  1995. 5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл. общеобразоват.  учрежд. – М.: Вита­Пресс, 1999.

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"

Программа курса "Основы предпринимательства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019