Лекция по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов среднего профессионального образования. Тема; "Краткая история развития делопроизводства". В лекции рассказывается о приказном делопроизводство XV – XVII вв., коллежском делопроизводстве, министерском делопроизводстве XIX – начала XX вв., делопроизводстве после 1917 года. Приведены контрольные вопросыЛекция по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов среднего профессионального образования.
Краткая история развития делопроизводства
1.1. Приказное делопроизводство XV – XVII вв.
Система государственного делопроизводства начинает складываться в период
формирования русского централизованного государства, с середины XV в. Происхождение
приказов связанно с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему
окружению – князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного
управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением –
Боярской Думой.
Московским великим князьям удалось создать сильную
централизованную
систему управления, в которой все важнейшие функции
административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому
период становления и развития государственного делопроизводства принято называть
приказным периодом – по названию первых государственных учреждений – приказов. Этот
период охватывает время с XV по XVII вв.
Этот период управления не составлял стройной системы и строился на системе
«поручений», передавался в ведении одного лица по степени доверия к нему великого
князя. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно неизвестно, в XVII в.
разные исследователи называют их число от 40 до 70. Во главе отдельного приказа стоял
приказный судья (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались
товарищами главного судьи). В его ведении состояли дьяки – от одного от трёх, а к концу
XVII века в крупных приказах – от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились
подьячие, которые в соответствии стажем делились на “старых” (старших), «середних» и
«молодшых» (младших).
Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые
должности – толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также
доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и др.
Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей;
они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и
уважаемым и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа, связанная с
подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков.
Младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в.,
обращают внимание на необходимость строго контролировать работу. За ошибки,
допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами,
лишали жалованья.
Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках –
ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и приём посетителей. В XV в.
дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из
западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. используется бумага,
отечественная. Первую бумажную «мельницу» (фабрику) построили на реке Пахре по
приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Однако только в XVIII в. после
строительства нескольких бумажных мануфактур удалось удовлетворить внутренний
спрос на бумагу в России. Первоначально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила
делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков –
наростов на дубовых листьях. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало
текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода,
хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются. Инструментами письма служили
гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Лучшим, как отмечают
историки, считались перья из левого крыла гуся, а сама очинка требовала значительного
уменья. Гусиные перья применялись вплоть до второй половины XIX в., хотяметаллические перья появились уже в начале века. Написанный гусиным пером текст
посыпался мелким кварцевым песком. Московские приказы пользовались песком,
привозимым с Воробьёвых гор, который считался особенно светлым и чистым. С
появлением, так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование
графических сокращений слов и частей слов с вынесением – их над строкой письма)
свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.
В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая
форма документов – столбец (столп, столпик), иначе говоря, свиток из подклеенных друг к
другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие
размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на
земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1949 г. насчитывает 309 метров!
Составные части столпа назывались «поставами».
делопроизводства отменена Петром I.
Столбцовая форма
В целом, в приказный период постепенно создаётся система делопроизводства
центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных
служащих, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления. Однако
государство, действуя отрывочными и частными мерами, не сознавая общих
административных правил, не могло ещё ввести систематического порядка в организацию
учреждений и их делопроизводство.
1.2. Коллежское делопроизводство
Административный хаос, вызванный отсутствием в прежних учреждениях
установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных
сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы
государственного устройства. Начало этого периода в истории отечественного
делопроизводства соотносят с реформами Петра I. Складывается новый тип государства –
абсолютная монархия, которая подразумевает сосредоточение в одних руках
законодательной и исполнительной власти. Вначале XVIII века в России проходит реформа
приказного делопроизводства. Взамен устаревшей системы приказов в 1717 – 1718 гг. было
создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определённой отраслью или сферой
управления и подчинялась Сенату.
Коллегии становятся в России центральными отраслевыми органами управления.
В 1720 году был подготовлен и подписан Петром I «Генеральный регламент», который
определял задачи, функции, структуру и порядок работы коллегий. В этом документе
давались общие правила составления документов, устанавливались требования к
написанию отдельных реквизитов. Из текста документа выделились дата, подпись,
появляется в документах заголовок. Появились новые виды документов: письма, реляции,
циркуляры, доношения. Изменилась и форма документов. Были отменены столбцы, их
сменили тетради. Появилось понятие «гербовая бумага», на которой изготовлялись
документы для высших органов управления.
Коллежское делопроизводство было более прогрессивным по сравнению с
приказным делопроизводством. Появились упорядоченные системы регистрации
документов. Таким образом, «Генеральный регламент» закрепил законодательно порядок
работы с документами с момента их создания до архивного хранения. Именно в этот
период появилось название «архив». В целом реформы государственного аппарата первой
четверти XVIII веке установили в России единообразную систему организационного
устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократическогоцентрализма.
делопроизводства наступает вначале XIX века при Александре I.
Следующий этап реформирования российского государственного
1.3. Министерское делопроизводство XIX – начала XX вв.
Начало XIX века ознаменовалось новой реформой государственного управления и
делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления –
высшие и центральные учреждения. Новая система управлений – министерская, основанная
на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Создание
министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой
и оперативной системы управления.
Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 года, были:
военноморских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного
просвещения, юстиции. Каждому министру предписывалось создать канцелярию.
Одновременно с министерствами в 1802 года учреждён Комитет министров – высшее
административное учреждение,
действовавшее на коллегиальных началах и
рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и
требующие совместного согласованного решения. Несколько позже, 1 января 1810 года
создан Государственный совет, высшее законосовещательное учреждение.
Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним.
Министерства делились на департаменты, которые возглавлялись правителем канцелярии
департамента и имели штат чиновников – журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др.,
их должностей и количественный состав зависел от объёма и содержания дел.
В этот период наблюдалось единообразие в системе делопроизводства министерств:
от создания документов и до их архивного хранения. Для создания документов впервые
начинают использовать бланки, которые создавались рукописным или типографским
способом. Само понятие делопроизводство обозначало деятельность, которой занималась
не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин
«делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в
то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном
значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела – это не
что иное, как решение дела.
Дела, направленные в министерство, могли попасть в канцелярию министра или
непосредственно в департаменты. Непосредственно в департаменты поступала переписка с
другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от
подчинённых учреждений, предписания министра и дела из его канцелярии с резолюцией
министра. Все поступающие в министерство дела делились на три категории:
текущие дела – донесения, ведомости, представления, переписка и др.;
чрезвычайные дела – для их решения требовалось принятие новых
постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям;
дела, «не терпящие времени», или срочные.
Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь. Особенностью
организации делопроизводства в этот период являлась не только её чёткая законодательная
регламентация, но и достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе
и работ теоретического характера.
Однако работа по совершенствованию
делопроизводства была прервана в 1917 году сначала Февральская буржуазно
демократическая, а затем Октябрьская социалистическая революции. Это привело кполному слому государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил
многие старые традиции, но зарождался на принципиально новых основах.
1.4. Делопроизводство после 1917 года
Делопроизводственная документация периода становления советской
государственности отразила специфику этапа выработки новых форм и методов
государственного управления, начального этапа создания советского государственного
аппарата, его сращивания с партийными структурами, огосударствления общественных
организаций. История российского делопроизводства 1920х гг. изучена недостаточно, в
частности, слабо освещены вопросы документирования деятельности местных органов
государственной власти и управления, впрочем, как и в целом, история местных
государственных учреждений.
Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления
народного хозяйства после окончания войны 1941 – 1945 гг. оттеснили на второй план
вопросы документационного обеспечения управления. Повышение интереса к разработке
проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести ко второй
половине ХХ века. Начиная с 1960х гг. в нашей стране успешно разрабатывались
проблемы стандартизации и унификации документов, рационализации делопроизводства в
советских учреждениях.
В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД – Единой государственной
системы делопроизводства. После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. «Основные
положения ЕГСД» одобрил Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике.
Автор ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную
технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила
комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и
рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных
служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру
управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать структуру и
штатную численность управленческого аппарата.
Однако элементы новых
информационных технологий, частично реализовавшиеся в практике работы ведущих
зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были изза полного отсутствия литературы по
этим вопросам и финансирование на их практическое изучение.
Заметным явлением в истории делопроизводства 1970 – 1980х гг. стало издание
Государственных стандартов – ГОСТов на управленческие документы, общесоюзных
классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) техникоэкономической и социальной
информации, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных
стандартов на эти унифицированные системы. Внедрение указанных материалов в практику
управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало
процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для
автоматизации управленческих функций.
В 1993 г. издан Общероссийский классификатор управленческой документации
(ОКУД), в который включены наименования фирм документов унифицированных систем
(УС), адаптированных к современным условиям, и основные положения по ведению систем
классификаторов УСД. К сожалению, с начала 1980х гг. ни одна унифицированная
система документации не была издана массовым тиражом, что значительно затрудняет их
внедрение. Получившие весьма широкое распространение компьютерные программы
подготовки документов имеют, как правило, в своем составе комплекты шаблоновдокументов, адаптированные на русский язык, и полностью игнорируют отечественные
нормативы и традиции в области создания и оформления документов.
Контрольные вопросы
1. Какие документы создавались в период приказного делопроизводства?
2. Как документы хранились в период приказного делопроизводства?
3. Что нового, прогрессивного появилось в период коллежского делопроизводства в
работе с документами?
4. Когда впервые появились архивы?
5. В каком периоде развития делопроизводства появились бланки для служебных
документов?
6. В каком периоде развития делопроизводства появились ГОСТЫ по делопроизводству?