Лекция по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов среднего профессионального образования. Тема; "Краткая история развития делопроизводства". В лекции рассказывается о приказном делопроизводство XV – XVII вв., коллежском делопроизводстве, министерском делопроизводстве XIX – начала XX вв., делопроизводстве после 1917 года. Приведены контрольные вопросыЛекция по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для студентов среднего профессионального образования.
Краткая история развития делопроизводства.docx
Краткая история развития делопроизводства
1.1. Приказное делопроизводство XV – XVII вв.
Система государственного делопроизводства начинает складываться в период
формирования русского централизованного государства, с середины XV в. Происхождение
приказов связанно с практикой личных поручений (приказов) великого князя ближайшему
окружению – князьям и боярам по разрешению отдельных вопросов государственного
управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением –
Боярской Думой.
Московским великим князьям удалось создать сильную
централизованную
систему управления, в которой все важнейшие функции
административного управления выполняли Боярская Дума и приказы. Именно поэтому
период становления и развития государственного делопроизводства принято называть
приказным периодом – по названию первых государственных учреждений – приказов. Этот
период охватывает время с XV по XVII вв.
Этот период управления не составлял стройной системы и строился на системе
«поручений», передавался в ведении одного лица по степени доверия к нему великого
князя. Общее количество приказов, существовавших на Руси, точно неизвестно, в XVII в.
разные исследователи называют их число от 40 до 70. Во главе отдельного приказа стоял
приказный судья (в некоторых приказах судей было по два и более; они назывались
товарищами главного судьи). В его ведении состояли дьяки – от одного от трёх, а к концу
XVII века в крупных приказах – от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились
подьячие, которые в соответствии стажем делились на “старых” (старших), «середних» и
«молодшых» (младших).
Для приведения в исполнение разных распоряжений существовали особые
должности – толмачи, трубники, недельщики и др. В их обязанности входило также
доставлять переписку приказов по принадлежности, вызывать тяжущихся на суд и др.
Через их руки в приказ поступали челобитные, доклады, доношения местных правителей;
они хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим, наиболее опытным и
уважаемым и подьячим «средней руки» доверялась сложная работа, связанная с
подготовкой решений по делам, хранением дел, опечатыванием архивных сундуков.
Младшие подьячие не пользовались особым доверием. Многие царские указы XVII в.,
обращают внимание на необходимость строго контролировать работу. За ошибки,
допускаемые в официальных документах, подьячих строго наказывали: били батогами,
лишали жалованья.
Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках –
ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и приём посетителей. В XV в.
дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально также привозили из
западноевропейских стран, а со второй половины XVII в. используется бумага,
отечественная. Первую бумажную «мельницу» (фабрику) построили на реке Пахре по
приказу патриарха Никона, затем в Москве на реке Яузе. Однако только в XVIII в. после
строительства нескольких бумажных мануфактур удалось удовлетворить внутренний
спрос на бумагу в России. Первоначально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила
делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков –
наростов на дубовых листьях. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало
текст особенно стойким, он почти не выцветал. Поэтому документы этого периода,
хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются. Инструментами письма служили
гусиные перья, затачиваемые особым образом перочинным ножом. Лучшим, как отмечают
историки, считались перья из левого крыла гуся, а сама очинка требовала значительного
уменья. Гусиные перья применялись вплоть до второй половины XIX в., хотя металлические перья появились уже в начале века. Написанный гусиным пером текст
посыпался мелким кварцевым песком. Московские приказы пользовались песком,
привозимым с Воробьёвых гор, который считался особенно светлым и чистым. С
появлением, так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование
графических сокращений слов и частей слов с вынесением – их над строкой письма)
свободно читать такие тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.
В делопроизводстве приказов продолжала использоваться весьма специфическая
форма документов – столбец (столп, столпик), иначе говоря, свиток из подклеенных друг к
другу узких листов бумаги. Важные государственные акты могли иметь особенно большие
размеры. Например, грамота царя Алексея Михайловича Пыскорскому монастырю на
земли имеет длину более метра, а Соборное уложение 1949 г. насчитывает 309 метров!
Составные части столпа назывались «поставами».
делопроизводства отменена Петром I.
Столбцовая форма
В целом, в приказный период постепенно создаётся система делопроизводства
центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных
служащих, создаются устойчивые формы документов и приёмы их составления. Однако
государство, действуя отрывочными и частными мерами, не сознавая общих
административных правил, не могло ещё ввести систематического порядка в организацию
учреждений и их делопроизводство.
1.2. Коллежское делопроизводство
Административный хаос, вызванный отсутствием в прежних учреждениях
установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных
сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы
государственного устройства. Начало этого периода в истории отечественного
делопроизводства соотносят с реформами Петра I. Складывается новый тип государства –
абсолютная монархия, которая подразумевает сосредоточение в одних руках
законодательной и исполнительной власти. Вначале XVIII века в России проходит реформа
приказного делопроизводства. Взамен устаревшей системы приказов в 1717 – 1718 гг. было
создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определённой отраслью или сферой
управления и подчинялась Сенату.
Коллегии становятся в России центральными отраслевыми органами управления.
В 1720 году был подготовлен и подписан Петром I «Генеральный регламент», который
определял задачи, функции, структуру и порядок работы коллегий. В этом документе
давались общие правила составления документов, устанавливались требования к
написанию отдельных реквизитов. Из текста документа выделились дата, подпись,
появляется в документах заголовок. Появились новые виды документов: письма, реляции,
циркуляры, доношения. Изменилась и форма документов. Были отменены столбцы, их
сменили тетради. Появилось понятие «гербовая бумага», на которой изготовлялись
документы для высших органов управления.
Коллежское делопроизводство было более прогрессивным по сравнению с
приказным делопроизводством. Появились упорядоченные системы регистрации
документов. Таким образом, «Генеральный регламент» закрепил законодательно порядок
работы с документами с момента их создания до архивного хранения. Именно в этот
период появилось название «архив». В целом реформы государственного аппарата первой
четверти XVIII веке установили в России единообразную систему организационного
устройства и делопроизводства государственных учреждений на основе бюрократического централизма.
делопроизводства наступает вначале XIX века при Александре I.
Следующий этап реформирования российского государственного
1.3. Министерское делопроизводство XIX – начала XX вв.
Начало XIX века ознаменовалось новой реформой государственного управления и
делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления –
высшие и центральные учреждения. Новая система управлений – министерская, основанная
на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Создание
министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой
и оперативной системы управления.
Первыми министерствами, созданными манифестом от 8 сентября 1802 года, были:
военноморских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного
просвещения, юстиции. Каждому министру предписывалось создать канцелярию.
Одновременно с министерствами в 1802 года учреждён Комитет министров – высшее
административное учреждение,
действовавшее на коллегиальных началах и
рассматривавшее дела, выходящие за рамки компетенции отдельного министра и
требующие совместного согласованного решения. Несколько позже, 1 января 1810 года
создан Государственный совет, высшее законосовещательное учреждение.
Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним.
Министерства делились на департаменты, которые возглавлялись правителем канцелярии
департамента и имели штат чиновников – журналиста, экзекутора, казначея, писцов и др.,
их должностей и количественный состав зависел от объёма и содержания дел.
В этот период наблюдалось единообразие в системе делопроизводства министерств:
от создания документов и до их архивного хранения. Для создания документов впервые
начинают использовать бланки, которые создавались рукописным или типографским
способом. Само понятие делопроизводство обозначало деятельность, которой занималась
не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом. Термин
«делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в
то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводственном
значении этого слова, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела – это не
что иное, как решение дела.
Дела, направленные в министерство, могли попасть в канцелярию министра или
непосредственно в департаменты. Непосредственно в департаменты поступала переписка с
другими учреждениями и лицами, равного положения и подчиненными, представления от
подчинённых учреждений, предписания министра и дела из его канцелярии с резолюцией
министра. Все поступающие в министерство дела делились на три категории:
текущие дела – донесения, ведомости, представления, переписка и др.;
чрезвычайные дела – для их решения требовалось принятие новых
постановлений, или дела по обнаруженным злоупотреблениям;
дела, «не терпящие времени», или срочные.
Дела чрезвычайные и срочные рассматривались в первую очередь. Особенностью
организации делопроизводства в этот период являлась не только её чёткая законодательная
регламентация, но и достаточно обширной делопроизводственной литературы, в том числе
и работ теоретического характера.
Однако работа по совершенствованию
делопроизводства была прервана в 1917 году сначала Февральская буржуазно
демократическая, а затем Октябрьская социалистическая революции. Это привело к полному слому государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил
многие старые традиции, но зарождался на принципиально новых основах.
1.4. Делопроизводство после 1917 года
Делопроизводственная документация периода становления советской
государственности отразила специфику этапа выработки новых форм и методов
государственного управления, начального этапа создания советского государственного
аппарата, его сращивания с партийными структурами, огосударствления общественных
организаций. История российского делопроизводства 1920х гг. изучена недостаточно, в
частности, слабо освещены вопросы документирования деятельности местных органов
государственной власти и управления, впрочем, как и в целом, история местных
государственных учреждений.
Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления
народного хозяйства после окончания войны 1941 – 1945 гг. оттеснили на второй план
вопросы документационного обеспечения управления. Повышение интереса к разработке
проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести ко второй
половине ХХ века. Начиная с 1960х гг. в нашей стране успешно разрабатывались
проблемы стандартизации и унификации документов, рационализации делопроизводства в
советских учреждениях.
В 1970 г. создан проект основных положений ЕГСД – Единой государственной
системы делопроизводства. После обсуждения и доработки в сентябре 1973 г. «Основные
положения ЕГСД» одобрил Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике.
Автор ЕГСД обобщили передовой опыт своего времени и предложили оптимальную
технологию выполнения управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила
комплексный характер, т.е. включала не только вопросы делопроизводства, но и
рекомендации по научной организации труда служащих, структуре делопроизводственных
служб и их техническому оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру
управления и качество принимаемых решений, позволила оптимизировать структуру и
штатную численность управленческого аппарата.
Однако элементы новых
информационных технологий, частично реализовавшиеся в практике работы ведущих
зарубежных фирм, в ЕГСД представлены не были изза полного отсутствия литературы по
этим вопросам и финансирование на их практическое изучение.
Заметным явлением в истории делопроизводства 1970 – 1980х гг. стало издание
Государственных стандартов – ГОСТов на управленческие документы, общесоюзных
классификаторов (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.) техникоэкономической и социальной
информации, унифицированных систем документации (УСД) и серии государственных
стандартов на эти унифицированные системы. Внедрение указанных материалов в практику
управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало
процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для
автоматизации управленческих функций.
В 1993 г. издан Общероссийский классификатор управленческой документации
(ОКУД), в который включены наименования фирм документов унифицированных систем
(УС), адаптированных к современным условиям, и основные положения по ведению систем
классификаторов УСД. К сожалению, с начала 1980х гг. ни одна унифицированная
система документации не была издана массовым тиражом, что значительно затрудняет их
внедрение. Получившие весьма широкое распространение компьютерные программы
подготовки документов имеют, как правило, в своем составе комплекты шаблонов документов, адаптированные на русский язык, и полностью игнорируют отечественные
нормативы и традиции в области создания и оформления документов.
Контрольные вопросы
1. Какие документы создавались в период приказного делопроизводства?
2. Как документы хранились в период приказного делопроизводства?
3. Что нового, прогрессивного появилось в период коллежского делопроизводства в
работе с документами?
4. Когда впервые появились архивы?
5. В каком периоде развития делопроизводства появились бланки для служебных
документов?
6. В каком периоде развития делопроизводства появились ГОСТЫ по делопроизводству?
Краткая история развития делопроизводства
Краткая история развития делопроизводства
Краткая история развития делопроизводства
Краткая история развития делопроизводства
Краткая история развития делопроизводства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.