Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
география
5 кл
11.09.2018
программа предполагает обучить пятиклассников основам проектной и исследовательской деятельности по географии. В программе предложены темы проектов и исследований разных направлений. Приобретенные знания и умения в будущем станут основой для организации научно- исследовательской деятельности. А во время обучения в школе помогут обучающимся стать участникам конкурсов, конференцийфайл содержит программу факультатива по географии для обучающихся 5-х классов
Программа Школа увлекательных проектов по географии.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
__________ _____________
подпись ФИО
Протокол № ___
от «___»__________2018г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________ _____________
УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________ ___________
Протокол № ___
от «___»__________2018 г.
Приказ № ___
от «___»__________2018г.
Программа курса «Основы проектноисследовательской деятельности
по географии
«Школа увлекательных проектов»
Срок реализации программы: 5 лет
Учителя географии,
зам.директора по ВР
Понизовой Н.П.
Теплоозёрск 2018г
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения;
• примерной программы основного общего образования по географии, разработанной
Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской
Федерации и Федерального агентства по образованию;
Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание,
цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями —
на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех
компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач
(выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи
(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы
(контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик
становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его
участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектноисследовательская деятельность является средством освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для
работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из
условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и
умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностноориентированный, деятельностный подходы.
Цель и задачи курса «Основы проектноисследовательской деятельности по географии
«Школа увлекательных проектов»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ
проектноисследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать
осознанный выбор.
В процессе освоения курса формируются умения и навыки самостоятельной
исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать
гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки
овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять
доклад, исследовательскую работу.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые
знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
образования в целом;
системе внеурочной деятельности;
системность организации учебновоспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Виды проектов: экологические; физикогеографические; социальноэкономические;
комплексные; краеведческие; монопредметные (на материале географии).
разработка проекта,
практическая реализация проекта,
защита проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов:
Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап –
усвоение знаний, формирование навыков, необходимых для работы над проектом. Второй этап
работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых
корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного
результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в
начале работы. На этом этапе важно следить за соблюдением доброжелательности, тактичности,
проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их
направленность на обучениеучащихся приёмам совместной деятельности в ходе разработки
проектов.
Группы умений, которые формирует курс:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное
русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой
информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы;
использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать
решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских
работ.
Критерии оценивания научноисследовательской деятельности:
значимость и актуальность
глубина проникновения в проблему;
корректность методов, соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность
соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура
работы;
наличие литературного обзора, его качество;
методик исследования;
умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
логичность и полнота доказательств;
доказательность выводов, соответствие выводов полученным результатам;
оформление результатов;
активность участников.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие
вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента,
степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется
рецензия на ученическую работу.
Формы организации учебного процесса.
На проектную деятельность в 5, 6, 7, 8 и 9х классах отводится по 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 170 часов внеурочной деятельности. Группы
формируются из мотивированных учащихся 5, 6, 7,8,9х классов.
Занятия проводятся в форме
бесед,
лекций,
экспериментов,
наблюдений,
коллективных и индивидуальных исследований,
самостоятельной работы,
защиты исследовательских работ,
миниконференций, консультаций.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
выставках рисунков при защите проектов;
работ, участие в
с уроками математики: анализ статистических данных, построение диаграмм, графиков,
произведение необходимых расчётов и вычислений;
с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;
с уроками технологии: изготовление макетов из различных материалов.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (энциклопедия, словари, книга, старшие товарищи и родственники,
видео курсы, ресурсы Интернета),
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебноисследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать
выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах,
преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей
деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и
каталогами,
грамотно выстраивать своё выступление, вести дискуссию, отвечать на вопросы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты развития:
− воспитание российской гражданской идентичности: прошлое и настоящее многонационального
народа России;
− осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
− формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
− формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
− развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в познавательной деятельности;
− умение, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
− смысловое чтение;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
Предметные результаты:
− формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны;
− овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из языков международного общения;
− формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
− овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов
для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической
среды;
− овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
личностно или общественно значимый продукт:
макет географического объекта,
реферат,
путеводитель,
презентация,
наглядное пособие,
газета,
журнал,
видеофильм,
фотоальбом,
выставка,
коллекция,
викторина,
комплексная работа
карта,
план,
гербарий
родословная
герб
кластер
сувенир
эссе
портрет
Продукт проекта, должен быть значимым не только для создателей и разработчиков
проекта, но и для других лиц, чей интерес будет какимто образом соприкасаться с темой проекта. Содержание учебного курса (для каждого года обучения)
название раздела
Вводное занятие
I. Теоретический блок
Типы проектов
колво
часов
1
19
2
Структурные элементы
проектов разных типов
4
Методы сбора информации
7
содержание
Цели и задачи курса, что такое проект
Понятие о проектах и исследовательской
деятельности учащихся. Важность исследовательских
умений в жизни современного человека.
Понятия: проект, проблема, информация.
Многообразие проектов. Понятие о проблеме.
Тема (название проекта) отражает его основную идею.
Сначала должна возникнуть проблема, потом
определяется тема проекта. Классификация тем.
Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования. Упражнения в определении
актуальности для различных тем.
Понятие объект и предмет исследования.
Понятие о гипотезе. Её значение в
исследовательской работе. Гипотеза как
предположение, касающееся установления
закономерностей связи исследуемых явлений. Вопрос
и ответ.
Цель как представление о результате. Отличие
цели от задач. Постановка цели исследования по
выбранной теме. Соответствие цели и задач теме
исследования. Правила постановки целей и задач
исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии,
этапы исследования.
Понятия: исследовательские, творческие,
игровые, информационные, прикладные;
монопроекты, межпредметные и др., проблема, объект
исследования; практическая и научная актуальность;
объект и предмет исследования; гипотеза, ведущая
идея (или идеи), замысел исследования, вопрос, ответ;
цель, задачи.
Методы исследования. Наблюдение и
эксперимент – способы познания окружающего мира.
Опыты. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях,
сделанных на основе наблюдений. Упражнения на
внимание.
Анкетирование, социальный опрос,
интервьюирование. Беседа. Составление анкет,
опросов. Проведение интервью в группах. Правила
общения.
Виды информационных ресурсов. Информация.
Источники информации. Печатные ресурсы.
Библиотека. Библиотечные каталоги. Правила
составления библиографии. Работа с энциклопедиями и словарями. Техника работы с печатными ресурсами.
Интернет – ресурсы.
Работа с книгой. Работа с электронным
пособием. Правила оформления списка
использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Что такое исследовательский поиск. Способы
фиксации получаемых сведений (обычное письмо,
пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки,
символы и др.).
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт;
вопрос, ответ, анкета, социальный опрос, интервью,
беседа, опрос; источник информации; способ
фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Виды информационных ресурсов и способы
работы с ними.
Тезисный план — это план для написания текста
Способы обработки
информации
6
с записыванием некоторых тезисов. Виды плана:
вопросный, назывной. Тезисный, план – опорная
схема, комбинированный.
Мыслительные операции, необходимые для
учебноисследовательской деятельности: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, суждения,
умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие
умений анализировать свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения.
Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Презентация. Правила оформления т отбора
информации: цвет, шрифт, соотношение текстового
материала к иллюстрациям, смена слайдов, анимация,
количество слайдов.
Понятия: тезис; анализ, синтез, обобщение,
главное, второстепенное, оформление слайдов.
Работа над проектом: формирование рабочих
групп, выбор типа и темы проекта, выдвижение
гипотез, постановка цели и задач, определение
методов сбора и обработки информации, оформление
проекта
Индивидуальные консультации, подготовка к
защите проекта, защита проекта, рефлексия.
II. Практический блок
III. Мониторинг
исследовательской
деятельности учащихся
Всего
9
5
34 1 год – Основы проектной деятельности
№
п/п
Тема (раздел)
Количест
во часов
Примерные
сроки изучения
темы (раздела)
Факт
План
1 Что такое проект
1
I. Теоретический блок (19 ч.)
Введение (1 ч.)
Типы проектов
Гипотеза исследования
,
Тема исследования и ее практическая и научная актуальность.
2
3 Что такое проблема научного исследования
4
56 Объект и предмет научного исследования.
7
8 Цели и задачи исследования.
9 Методы исследования
10 Анкетирование, интервьюирование
11 Беседа, социальный опрос.
12 Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.
13 Печатные ресурсы. Техника работы с печатными ресурсами.
14 Библиотечные каталоги.
15 Интернет ресурсы
16 Тезисный план
17 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы
18 Презентация. Требования к оформлению
19 Обобщение полученных данных.
20 Сбор материала для исследования.
II. Практический блок (9 ч.) Работа над проектами «Народы Росси», «По следам научных
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
экспедиций», «Виды карт», «Исчезнувшие цивилизации».
21 Формирование рабочих групп.
22 Выбор вида и темы проекта.
23 Планирование работы
2425 Сбор информации
2627 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования.
28 Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных
данных.
29 Оформление презентации.
1
1
1
2
2
1
1
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (5 часов)
3031 Подготовка к защите.
3233 Защита проектов.
34 Обсуждение результатов
2
2
1 2 год – практикоориентированный и творческий проект
№
п/п
Тема (раздел)
1
Введение. План работы.
Введение (1 ч.)
Количест
во часов
Примерные
сроки
изучения темы
(раздела)
План Факт
1
1
1
1
1
1
1
1
Выбор темы проекта.
I. Теоретический блок (7 ч.)
Виды практикоориентированных и творческих проектов.
2
3 Структура практикоориентированного и творческого проекта
4
5 Цели, задачи и методы.
6 Определение источников необходимой информации
7 Мастер – класс как вариант работы над проектом
8
Варианты оформления практикоориентированных и
творческих проектов
II. Практический блок (18 ч.) Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над
проектами
9 Формирование рабочих групп.
10 Выбор вида и темы проекта.
11 Планирование работы
1215 Сбор информации
16 Отбор и составление списка литературы по теме проекта.
17 Определение способа представления результатов
(формы проекта)
1823 Работа над проектом
2425 Оформление результата проекта
26 Установление процедур и критериев оценки результатов
проекта
1
1
1
4
1
1
6
2
1
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (7 часов)
2728 Подготовка к защите.
2930 Предзащита проекта в группе
3132 Защита проектов.
33 Обсуждение результатов
34 Рефлексия
2
2
2
1
1 3 год социальный проект
№
п/п
Тема (раздел)
1
Введение. Что такое социальный проект
Введение (1 ч.)
I. Теоретический блок (10 ч.)
2
Виды социальных проектов
3 Что такое социальный заказ
4
Темы социального проекта
5 Актуальность идеи проекта
6 Алгоритм работы над проектом
7 Финансирование проекта
8 План реализации проекта
9 Источники информации и их обработка
10 Определение сроков реализации проекта
11 Основы успешного публичного выступления
II. Практический блок (16 ч.)
12 Формирование рабочих групп (пар). Распределение задач
между членами группы.
13 Выбор темы проекта.
14 Планирование работы
1517 Сбор информации
18 Исследование проблемы
19 Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив,
возникших в ходе выполнения проекта
20 Выбор вариантов решения проблемы
2122 Обобщение полученных данных.
23 Оформление работ. Работа над введением
24 Оформление основной части
25 Оформление заключения
26 Отбор и составление списка литературы по теме проекта.
27 Оформление презентации.
Количест
во часов
Примерные
сроки
изучения темы
(раздела)
План Факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
1
1
1
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (6 часов)
2829 Подготовка к защите.
30 Предзащита в группах
2
1 3132 Защита проектов.
33 Обсуждение результатов
34 Рефлексия
2
1
1
45 год научно – исследовательский проект, работа над рефератом
Примерные сроки
изучения темы (раздела)
Факт
План
№
п/п
Тема (раздел)
Введение (1 ч.)
Количество
часов
1 Образование как ценность. Роль науки в развитии общества.
Научная деятельность.
I. Теоретический блок (10 ч.)
Реферат, его виды
2
3 Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии
оценки
Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.
4
5 Проблема, предмет и объект.
6 Каталог и поисковые программы как виды источников
информации.
7 Библиография и аннотация, виды аннотаций
8 Составление тезисного плана
9 Правила использования и оформления цитат, сносок, ссылок
10 Рецензия, отзыв
11 Публичное выступление: схема построения выступления,
особенности общения с аудиторией. Речь как инструмент
оратора
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
II. Практический блок (14 ч). Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами
12 Планирование работы Введение научного исследования: выбор
1
темы, обоснование ее актуальности
13 Гипотеза, цель и задачи исследования
14 Методы исследования
1518 Сбор информации
1920 Исследование проблемы: анализ информации, проведение
опытов, экспериментов, измерений, наблюдений и т.д.
2122 Камеральная обработка результатов опытно
экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы,
анализ и т.д.
23 Выводы, заключение. Составление списка литературы по теме
исследования.
24 Оформление презентации.
25 Отзыв. Рецензия.
1
1
4
2
2
1
1
1
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (8 часов)
26 Подготовка к публичному выступлению
27 Подготовка к защите.
1
1 2829 Предзащита в группах
3032 Защита проектов.
33 Рефлексия
34 Резерв
2
3
1
1
1. Гирба Е.Ю. Материалы и консультации по теме «Технология учебного исследования».
Список используемой литературы
http://rudocs.exdat.com/docs/index132210.html
2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в
современной школе. – 2000 № 4 с. 2125.
3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации
образования.// Народное образование . 2005 № 2 с.113 121..
4. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //
Народное образование, № 10, 1999.
5. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. http://schools.keldysh.ru/labmro
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
7. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные
8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.:
технологии. – 2002. №2
«Сентябрь», 2003. – 204 с
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.
11. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. М.: 2010
12. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося всовременной
школе. — М.: Сентябрь, 1998.
13. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического
образовательного пространства». http://bgprestige.narod.ru/proekt/
14. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52
15. https://infourok.ru
16. https://multiurok.ru
17. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html Темы проектов:5 класс
1. Создание модели «Карта мира»
2. Составление справочника «Европейские путешественники Средних веков»
3. Составление ленты времени «Великие географические открытия».
4. Составление коллажа «Памятники природы Еврейской автономной области»
5. Разработка журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра»
6. Почувствуйте себя топографами. Определение площади пришкольной территории
Почувствуйте себя ландшафтным дизайнером. Создание плана реконструкции территории
своей школы
7. Определение географических объектов на космическом снимке
8. Проведение глазомерной съемки
9. Осваиваем метод моделирования. Строим свою модель холма
10. Оформление плаката «Полезные ископаемые Облученского района»
11. Оформление карточекназваний минералов
12. Виртуальное путешествие по Бирпаканским пещерам
13. Составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»
14. Создаём конструктор литосферных плит
15. Анализ «12 балльной шкалы интенсивности землетрясений»
16. Разработка справочника «Виды осадков по временам года»
17. Предсказываем признаки погоды по облакам их на практике;
18. Создание модели речной долины равниной реки
19. Разрабатываем маршрутный лист воображаемого путешествия по рекам Облученского
района
20. Создание словаря топонимических терминов
21. Составление буклета «Окаменелости и их описание»
22. Создание карточек для комнатных растений школы
23. Составление справочника «Описание коренных жителей материков».
24. Создание плакаталенты «Глубины океана»
25. Разработка маршрута путешествия.
26. Составление буклета «Выживание в условиях тайги, если вы заблудились»
27. Картографический проект «Создание плана местности по сказке»
28.Проект «Географические названия в древности» (Сравнение старинных и современных
названий географических объектов. Создание карты со старинными названиями)
29. Ландшафт и жилище человека.
30. Загадки жизни и личности Христофора Колумба.
31. Современные исследования Антарктиды.
32. Из истории географических «закрытий». или
33. Действующие вулканы Солнечной системы. Картографические погрешности на современных
34. Древнейшие картографические изображения.
35. Средневековые картыпортоланы (компасные карты) и их влияние на развитие навигации и
картах.
картографии. 36. Использование цветочнодекоративных растений в озеленении школьного двора
37. Поэтический образ природы.
38. Алмаз — легенды и действительность
39. Алмазы. Искусственный и естественный рост
40. Антропогенные формы рельефа на территории моего района
41. Благоустройство территории бывшего карьера
42. Богатства Бабушки Глины
43. В гостях у Деда Мороза
44. В мире редких географических профессий Геоботаническое описание участка леса
45. Географическая грамотность учащихся нашей школы
46. Географический атлас вотчины Деда Мороза
47. География "сладкой" промышленности моей страны
48. География Олимпийских игр
49. География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел
50. География и живопись
51. География и музыка
52. Географические образы в литературных произведениях
53. География на денежных знаках
54. География футбола
55. Горные породы окрестностей нашего поселка
56. Землетрясение и сейсмоустойчивость зданий
57. Землетрясение — могучая сила
58. Землетрясения и люди
59. География — основа многих профессий
60. Геологические памятники природы
61. Герб родного края
62. Глина и ее применение
63. Деды Морозы разных стран
64. Из истории глобуса
65. Великие путешественники и их географические открытия
66. Великолепные страны
67. Веселая география
68. Вулкан — чудо природы
69. Вулкан, и отчего он "огнем дышит"
70. Вулканизм на Земле
71. Вулканические загадки
72. Вулканы, мифы и реальность
73. Вулканы и вулканизм
74. Гейзеры
75. География в Китае и Индии в Средние века.
76. Китайская картография и её отличие от европейской.
77. Причины начала Великих Географических открытий. Отражение в источниках.
78. Влияние природных условий на черты народа.
79. Анализ описания школьной геологической коллекции
80. Создание школьной метеорологической площадки. Групповая прикладная работа.
81. Был ли Великий флот главной экспедицией Китая
82. Изучение состояния антропогенной растительности в окрестностях школ Изучение
карстовых форм рельефа на территории района
83. Изучение оврагов в окрестностях нашего села
84. История картографии
История компаса
85. Земля "в гневе" 86. География чисел
87. География — наука будущего
88. Геральдика городов и районных центров нашей области
89. Записки путешественников
90. Земля: форма, размеры, изображение на картах
91. Драгоценные камни
92. Загадки минералов
93. Загадки природы
94. Заметки юного путешественника
95. Занимательная география
96. Золотодобыча
97. История открытия Северного морского пути
98. История развития моей малой родины – моего поселка
99. Исчезнувшая земля
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
137.
Календарь: этимология названий месяцев
Каменное литьё – шаг в будущее
Оболочки Земли
Образование гор
Образование тектонических разломов
Овраг: бедствие для города или его украшение?
Огнедышащие горы
Огненное ожерелье "Вулканы"
Окаменелости, обнаруженные на территории
Каменные факелы Земли
Каменный уголь
Камень рожденных под знаком Водолея (других знаков)
Камни и минералы
Камни и минералы моей коллекции
Карст
Карстовые процессы в нашем районе
Карта мира на нашем обеденном столе
Картография
Клад в земле
Клад под ногами
Кругосветное путешествие за 80 дней: реально ли?
Кругосветное путешествие по памятникам животным
"Кто мы? Какие мы?" Перепись учащихся школы
Лабиринты — история, загадки и тайны
Лавина — грозное явление природы
Метеориты и астроблемы
Миграционные процессы на планете: их причины и следствия
Мир камня и живое прошлое Земли (на примере горных пород и окаменелостей)
Мир топонимов: прошлое в настоящем
Мир, в котором мы живем
Мое кругосветное путешествие
Мой край заповедный
Моя малая родина. Привет тебе, любимый поселок!
Моё увлечение — камни
Навигация: прошлое и будущее
Население нашей школьной страны
Национальные блюда стран бывших союзных республик
Национальные костюмы мира 138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.
147.
148.
149.
150.
151.
152.
153.
154.
155.
156.
157.
158.
159.
160.
161.
162.
163.
164.
165.
166.
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.
177.
178.
179.
180.
181.
182.
183.
184.
185.
186.
187.
188.
189.
Необычные животные мира
Необычные памятники нашего города
Ориентирование на местности
Пещеры. Красивейшие пещеры мира
Пещеры. Красивейшие пещеры моей страны
Пизанская и Невьянская башни
Пирамиды мира
Пирамиды – загадки из прошлого
Пириты и их свойства
По поселку с фотоаппаратом
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые Земли и космоса
Праздники, традиции и обычаи народов стран мира
Праздники, традиции, обычаи народов России
Путешествие в мир вулканов, цунами и землетрясений
Приглашение в геологический музей
Природные минеральные краски
Природный газ
Причины образования оврагов
Профессия геолог
Путеводитель по нашему району
Путешествие в страну янтаря
Путешествие в царствие минералов за аметистом
Путешествие в царство минералов за пиритом
Путешествие по городам и странам
Путешествие по малой родине
Путешествие по родной стране
Путешествие по родному краю
Путешествие по трем морям
Развитие туризма в моем крае
Разноцветные моря
Рельеф нашей области
Рождение планеты Земля
Рожденные из соленой воды
Русские имена на карте мира
Семейка самоцветов
Семь чудес света
Семь чудес России
Сколько нас? Какие мы?
Современные способы ориентирования
Сокровища Земли под охраной человечества
Сокровища под ногами
Солнечные часы
Тайны песка
Топонимика нашего края
Удивительные минералы
Флаг планеты Земля
Форма Земли
Фруктовые острова
Цветные камни Урала
Чай — от древности до наших дней
Чароит — камень очарования 190.
191.
192.
193.
194.
Чем знаменито то место, где я живу
Что заменит стрелку компаса?
Что такое нефть и как она появилась на Земле?
Что таят в себе вулканы?
Этногеографическая мозаика моей семьи Куда девать мусор?
Вода – источник жизни
Достопримечательности родного поселка.
Неизвестная Вселенная
Путешествие на край Вселенной
Уникальный животный мир Австралии
Сибирь – царство вечного холода
Загадки и тайны космоса
Занимательная география растений
География причесок стран мира
Тайна Байкала
Почему Россию считают богатой страной?
Самые большие реки планеты
География в домашнем холодильнике.
Сказочная карта Европы
Что у Земли внутри?
Стихийные природные бедствия
Особо охраняемые территории России
География в стихах и литературных произведениях
Соседи Солнца. Меркурий.
Для чего нужна география
Австралия Луиса Торреса
География в нумизматике
Неизвестный бог Ктулху
Самые большие реки планеты
Загадка снега и льда
Виртуальная экскурсия по Плешаново
Самые полноводные реки планеты
Нумизматика в моей жизни
Почему Россию считают богатой страной
Рельеф Евразии
Янтарь – слезы деревьев
Достопримечательности Санкт Петербурга
195.
196.
197.
198.
199.
200.
201.
202.
203.
204.
205.
206.
207.
208.
209.
210.
211.
212.
213.
214.
215.
216.
217.
218.
219.
220.
221.
222.
223.
224.
225.
226.
227.
228.
Приложение 2 Критерии для оценки сформированности
коммуникативной компетентности
Уровень I (начальная школа)
1 балл
2 балла
Письменная
коммуникация
Ученик изложил вопрос с соблюдением
норм оформления текста, заданных
образцом.
Устная
презентация
Ученик выстроил свою речь в соответствии
с нормами русского языка, обращаясь к
тексту, составленному с помощью учителя
или самостоятельно.
Продуктивная
коммуникация
(работа в
группе)
Ученик повторил нужный фрагмент своего
выступления в ответ на уточняющий
вопрос.
Ученики высказывались, следуя теме и
процедуре обсуждения, если учитель
выступал в роли координатора дискуссии.
Ученики высказывали идеи, возникшие
непосредственно в ходе обсуждения, или
своё отношение к идеям других членов
группы, если к этому стимулировал
учитель.
Ученик изложил вопрос с
соблюдением норм оформления
текста и вспомогательной
графики, заданных образцом.
Ученик выстроил свою речь в
соответствии с нормами русского
языка, обращаясь к плану,
составленному с помощью
учителя или самостоятельно.
Ученик привёл дополнительную
информацию в ответ на
уточняющий вопрос.
Ученики в основном
самостоятельно следовали
процедуре обсуждения,
установленной учителем.
Ученик высказывал идеи,
подготовленные заранее.
Критерии для оценки сформированности
информационной компетентности
Уровень I (начальная школа)
1 балл
2 балла
Поиск
информации
Ученик задал вопросы, указывающие на
отсутствие информации, во время
выполнения того действия, для
которого необходима эта информация.
Ученик продемонстрировал владение
информацией из указанного учителем
источника.
Ученик изложил полученную
информацию.
Обработка
информации
Ученик воспроизвёл аргументацию и
вывод, содержащийся в изученном
источнике информации.
Ученик задал вопросы, указывающие
на отсутствие конкретной
информации, во время обсуждения с
руководителем общего плана
деятельности в рамках проекта.
Ученик зафиксировал
исчерпывающую информацию из
указанного учителем источника.
Ученик изложил те фрагменты
полученной информации, которые
оказались новыми для него, или задал
вопросы на понимание.
Ученик привёл пример,
подтверждающий вывод,
заимствованный из источника
информации.
Критерии для оценки сформированности
компетентности решения проблем Постановка
проблемы
Целеполагание и
планирование
Оценка результата
Уровень I (начальная школа)
1 балл
Ученик подтвердил
понимание проблемы,
сформулированной учителем.
Ученик подтвердил
понимание цели и задач
проекта, сформулированных
учителем.
После завершения проекта
ученик рассказал, что было
сделано в ходе работы над
проектом.
После завершения проекта
ученик описал полученный
продукт.
Ученик высказал оценочное
отношение к полученному
продукту.
Ученик высказал своё
впечатление от работы над
проектом.
2 балла
Ученик объяснил причины, по которым он
приступил к решению проблемы,
сформулированной учителем.
Ученик с помощью учителя
сформулировал задачи, соответствующие
цели проекта.
После завершения проекта ученик описал
последовательность и взаимосвязь
предпринятых действий.
На этапе планирования ученик описал
продукт, который предполагал получить.
Ученик привёл аргумент,
подтверждающий справедливость
высказанного оценочного отношения.
Ученик назвал трудности, с которыми он
столкнулся при работе над проектом.
Приложение 2
Отчёт о работе над проектом
1. Название проекта:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом?
__________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом?
__________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить?
__________________________________________________________________
5. Как я работал над проектом:
Дата
Что делал
Затрачено
времени
Вопрос,
затруднение
Консультант
Помощь
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
__________________________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
__________________________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
__________________________________________________________________________________ Бланк помощи, оказанной ученику при работе над проектом
Ученик:______________________________________________
Руководитель:_________________________________________
Название проекта_______________________________________
Приложение 3
Решение проблем
Содержание
Дат
а
Помощь, оказанная ученику:
Работа с информацией
Содержание
Дата
Дата
Коммуникация
Содержание
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
Приложение 4
Решение проблем Количество баллов: ______________
1 Понимает проблему
1 Понимает цель
1 Рассказал о работе над
проектом
1 Описал готовый продукт
2
2
2
2
Объясняет выбор проблемы
Ставит задачи
Описал взаимосвязь своих действий
Описал ожидаемый продукт
а
м
е
л
б
о
р
П
е
и
н
а
в
о
р
и
н
а
л
п
и
е
и
н
а
г
а
л
о
п
е
л
е
Ц
2
Аргументировал отношение к продукту
продукту
1 Отнёсся к полученному
1 Высказал впечатление от работы 2
а
т
а
т
ь
л
у
з
е
р
а
к
н
е
ц
О
Работа с информацией Количество баллов: ______________
Назвал трудности в работе
и 1
к
с
и
о
П
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
1
1
Задаёт вопросы по ходу работы
Получил информацию из
источника
Изложил информацию
2
2
2
Задаёт вопросы при планировании
Зафиксировал полный объём информации
(1 источник) и
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
а
к
т
о
б
а
р
б
О
Коммуникация Количество баллов: ______________
Воспроизвел аргументы и вывод
1
2
Изложил новую информацию или задал
вопросы на понимание
Привёл пример, подтверждающий вывод
1
Соблюдает нормы, заданные
образцом (тема включает 1 вопрос)
2
Использует вспомогательную графику (тема
включает 1 вопрос)
я
м
о
к
.
м
ь
с
и
П
2
2
2
2
Речь соответствует норме, обращается к
плану
Привёл дополнительную информацию
Самостоятельно следуют теме обсуждения и
процедуре
Высказывают мысли, подготовленные по
заданию заранее
Речь соответствует норме,
обращается к тексту
Уточняющий вопрос
Повторил фрагмент выступления
Следуют теме и процедуре
1
Высказываются, относятся к
высказываниям
я 1
1
я
а
н
т
с
У
я 1
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
к
и
ц
а
к
и
н
у
м
м
о
к
я
а
н
в
и
т
к
у
д
о
р
П
Всего баллов: ______________
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности по географии «Школа увлекательных проектов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.