Программа лагеря с дневным пребыванием детей комплексного направления. представляет собой сюжетно-ролевую игру "Чудо-дерево". Участники игры учащиеся образовательной школы, вожатые, педагоги. На протяжении 21 дня дети "выращивают" дерево, которое отражает деятельность лагеря. все дети становятся жителями дачного посёлка, отряды называются домами, возглавляют всю игру два профессора (начальник лагеря и его заместитель).
Программа лагеря.docx
Муниципальное образование
ХантыМансийского автономного округа – Югры
Городской округ город ХантыМансийск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
( МБОУ «СОШ № 5»)
ПРОГРАММА
«Чудодерево»
лагеря с дневным пребыванием детей Содержание
1. Информационная карта
2. Пояснительная записка
3. Цели и задачи программы
4. Принципы, на основе которых разработана программа летнего отдыха в
лагере
5. Содержание деятельности
6. Механизм реализации программы
7. Нормативноправовое обеспечение
8. Межведомственное взаимодействие с учреждениями города Пояснительная записка
Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей.
Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого
потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к
ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения
собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно
значимых сферах деятельности. Значимость каникулярного периода для
оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и рас
ширения кругозора невозможно переоценить.
Лагерь с дневным пребыванием, организованный в период каникул– это
новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем и тоном. Это
жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная
деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия
накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил,
восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на
развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих
отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь,
учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную
целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через
погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности
дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем
ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить
значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей
положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти
на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в
оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм
жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального
тонуса.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации
смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетноролевой игры со своими
законами и правилами.
Основная идея программы «Чудодерево»
представление
возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание
условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате
общественно полезной деятельности.
Программа ориентирована на работу
в разновозрастном детском коллективе.Участниками программы являются
учащиеся школы и дошкольники в возрасте 6,6 17лет.
По продолжительности программа
является долгосрочной, т.е.
реализуется в каникулярный период в течение всего учебного год
Актуальностью программы лагеря с дневным пребыванием детей
является ориентирование на создание социально значимой психологической
среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с
детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и
состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет
различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях
лагеря.
Цель программы:
создание благоприятных оздоровительнообразовательных условий для
развития гармоничной, социально активной, конкурентоспособной
личности ребенка, способного успешно адаптироваться к постоянно
меняющимся социальным условиям.
Задачи программы:
способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков,
формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни создать
путем включения в различные физкультурнооздоровительные и
профилактические мероприятия каникулярных смен;
атмосферу
и
доброжелательности,
развитию и
реализации интеллектуального, физического, творческого потенциала
участников краткосрочных каникулярных смен;
способствующую раскрытию,
раскрепощенности
активности,
учитывать индивидуальные особенности детей и подростков, их
интересы, склонности, особенности здоровья и строить на этой основе
развивающую работу через раскрытие творческого потенциала личности
в разных видах деятельности;
способствовать адаптации участников программ к социальным условиям
через формирование конкурентоспособности личности и ее качеств:
активной жизненной позиции, адекватной самооценки;
способствовать
формированию социальноактивной личности
гражданина путем формирования устойчивой мотивации к ведению
активной творческой,
познавательной и социальнополезной
деятельности, стимулированию интереса к ним.
Принципы, на основе которых разработана программа
летнего отдыха в лагере
принцип гуманизма отношение к каждому ребенку как
самоценности;
принцип духовности формирование у детей и подростков
гуманистических
духовных ориентации, потребностей к присвоению
общечеловеческих
ценностей;
принцип толерантности терпимости к мнению других людей, к
инакомыслию и
другим культурам, другому образу жизни;
принцип вариативности многообразие форм работы, отдыха и
развлечений,различные варианты технологии и содержания
воспитания.
Содержание деятельности.
Направления программы Программа «Чудодерево» объединяет различные направления:
физкультурнооздоровительное направление (охрана и укрепление
здоровья, совершенствование физического развития учащихся, улучшение
физической и умственной работоспособности, воспитание привычки к
здоровому образу жизни);
художественно эстетическое направление (развитие творческой
активности личности ребенка,
создание ситуации успешности,
формирование интереса к искусству и художественноэстетическому
творчеству);
экологическое направление (формирование целостного взгляда на
природу и место человека в ней);
духовнонравственное направление (воспитание активной гражданской
позицию, формирование любви и уважения к национальной культуре
истории и традициям).
Легенда смены «Чудо дерево»
Программа представляет собой сюжетноролевую игру. Идея
программы заключается в том, что все дети становятся жителями дачного
посёлка «Чудо дерево». Во главе – Два профессора (начальник лагеря и
педагогорганизатор),
которым помогают Садовники (воспитатели,
руководители кружков).
Участники смены (дачники) объединяются в отряды (дома), сами
решают, как будут жить в них. Названия домов, традиции, внешний облик
жителей придумывают сами дети.
«Чудо дерево» имеет свои законы,
традиции.
В самом начале смены на общем сборе.Два профессора «высаживают»
(на оформленный стенд) семена, из которых к концу смены вырастает Чудо
дерево. Это дерево необычное, на нем распускаются листья, на которых
отображена вся жизнь лагеря.
Каждый домик за период смены выращивает в своем саду молодое
дерево, на листочках которого отображаются отрядные дела. Ежедневно в
домиках проходит занятие «У камина», где «садовники» и «дачники»
обсуждают прошедший день и заполняют результативнооценочный лист
«дачника»( Приложение 4).
В конце каждой недели дачники один побег со своего саженца
«приращивает» к стволу Чудадерева. Так дерево каждую неделю растет и
становится больше. Для того чтобы Чудодерево хорошо росло, его необходимо поливать. В
лагере работает бонусная система, каждый домик может зарабатывать
капелькиводы (бонусы). Заработанные капельки дачники используют на
аукционах, и различных конкурсах.
Поощрения и штрафы
Ежедневно каждому «домику» выдаются бонусы «Капельки»
(Приложение 3)
Бонусы выдаются за:
Чистый «Домик»
Чистый стол
Участие в мероприятиях
Нет пропусков за неделю
Проведение игр, конкурсов в другом отряде
Также существует система штрафов:
Опоздание на зарядку
Нет сменной обуви
Грязный домик
Пропуск без уважительной причины
На утренней линейке проводится аукцион, где разыгрываются лоты:
Поход в аквапарк
Настольные игры
Карта для поиска клада
Дискотека
Поход в кинотеатр
Заканчивается смена «Ярмаркой у Чудодерева», где проходят
завершающие смену мероприятия: выставки работ, творческие выступления.
Каждый ребенок получает подарок на окончание смены.
Оформление программы:
Дачные домики (кабинеты),стендыв виде саженцев деревьев.
Листья деревьев (для каждого домика своё дерево).
Информационный стенд (уголок безопасности, плансетка лагерной
смены,
режим дня, списки детей «домикам» и т.п.)
Пакет диагностических методик для педагогов
Методический инструментарий для проведения игр. Механизм реализации
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап включает:
проведение совещаний при директоре по подготовке работы школьного
лагеря;
подбор кадров;
комплектование отрядов, разработка программы;
выявление детей, нуждающихся в педагогической и социальной
поддержке;
подбор методической литературы для подготовки и проведения
мероприятий в рамках работы лагеря;
подготовка материальнотехнической базы.
Организационный этап включает:
обустройство домиков:воспитанники лагеря распределяются по отрядам
(домикам)оформляют кабинеты. Воспитатели Садовники)проводят
анкетирование, где собираются основные сведения о ребенке.
(Приложение №1)
Разработка правил жизнедеятельности в лагере (дачном поселке
«Чудо–дерево»),знакомство с режимом дня. (Приложение №2)
Распределение обязанностей среди детей (дачников):составление
графика дежурства, выявление талантов, желаний и способностей.
Знакомство с планом:
основные дела «дачников».
(Плансетка
Приложение 6)
Основной этап включает:
Выращивание «саженцев» каждый день в поселке является
тематическим. «Дачники»проводят свои отрядные дела в соответствии с
темой дня и участвуют в общих лагерных делах. Все это отражается на
стенде в виде саженца дерева. Каждую неделю на веточках (по
количеству игровых дней) вырастают листочки, на которых
отображаются события недели, фотографии, пожелания и т.д.
Итоги каждого дня подводятся совместно в домике у «волшебного
огонька» и заносятся на «листик саженца», который в конце дня
крепитсяна ветку.
В конце каждой недели каждый «домик» прикрепляет один черенок от своего саженца к общему стволу Чудодерева.
Заключительный этап смены
«Ярмарка у Чудодерева»: подведение итогов работы домиков (открытие
выставок художественного
анализ рабочих тетрадей,
тестирование детей, проведение экспресс анкеты, результаты педагогических
наблюдений. Составляются списки ребят для награждения дипломами.
творчества),
В последний день (закрытие смены)–вырастает Чудо дерево, на котором
отображены все события смены.
Условия реализации:
Материальнотехнические условия
Финансирование за счет средств департамента образования
администрации города, родительская плата, спонсорская помощь.
Игровые комнаты с набором настольных игр. Спортивного инвентаря,
столовая, помещения, приспособленные для актового зала, спортивного
зала, библиотека, игровая площадка.
Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы
участвуют:
Начальники лагеря – обеспечивает функционирование лагеря
Педагог–организатор организовывает работу лагеря
Воспитатели – организовывают работу отрядов
Физкультурный работник – организует спортивнооздоровительную
работу
Музыкальный работник – организует музыкальнодосуговые
мероприятия
Педагог дополнительного образования – ведёт кружковую работу
Психолог
Педагогические условия
Соответствие направления и формирования работы целям и задачам
лагерной смены.
Создание условий для индивидуального развития личности ребёнка
через участие в общелагерных мероприятиях, в дополнительном образовании по интересам.
Отбор педагогических приёмов и методов с учётом возрастных
особенностей детей.
Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления
Единство педагогических требований во взаимоотношении с детьми.
Методические условия
Наличие необходимой документации, программы, плана.
Проведение инструктивнометодических сборов с педагогами
до
начала лагерной смены.
Методическое обеспечение программы
В основе реализации программы лежит деятельностный подход.
Основным методом организации деятельности являются:
наличие необходимой документации программы лагеря, плана работы
отрядов, планасетки;
должностные инструкции всех участников процесса;
отслеживание результатов и подведение итогов;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Формы и методы работы.
Для успешной реализациипрограммы используются традиционные
методы:
метод воздействия
метод наблюдения
метод интерактивного обучения
Основными формами организации деятельности являются:
игра (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной
целью);
театрализация (реализуется через костюмирование, инсценирование);
состязание (распространяется на все сферы творческой деятельности);
коллективные творческая деятельность (КТД).
спортивнооздоровительные процедуры.
Психологические услугипредоставляются в следующих формах:
проведение воспитательнопрофилактической работы с детьми в целях
предотвращения или устранения негативных психологических
факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных
взаимоотношений. Ожидаемые результаты.
Сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, выработка у
них потребности в ведении здорового образа жизни;
улучшение психологического микроклимата во временном детском
коллективе, создание доброжелательной атмосферы;
реализация участниками своих индивидуальных способностей в разных
спортивной,
познавательной,
творческой,
видах деятельности:
социальной, коммуникативной;
повышение социальной активности у детей и подростков, понимание и
принятие ими ответственности за собственные поступки и действия,
развитие ценностного отношения к людям, природе, творчеству,
культуре, правилам поведения, труду, желание принимать участие в
социальнополезной деятельности;
повышение уровня социальной адаптированности детей и подростков,
которое проявляется в принятии ими норм и правил поведения, в
легком установлении контактов с людьми, в умении эффективно
взаимодействовать с ними, в знании своих сильных сторон личности и
использование их в целях самореализации.
Нормативно правовое обеспечение программы
В основе концепции программы лежат нормативноправовые документы:
Конвенция о правах ребёнка, ООН
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей
Программа «Дети России»
Положение о лагере с дневным пребыванием детей
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению
несчастных случаев с детьми в лагере с дневным пребыванием детей
Инструкции по организации и проведению туристических походов и
экскурсий
Приказы Департамента образования Администрации города Ханты Мансийска
Должностные инструкции работников лагеря с дневным пребыванием
детей
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра
Заявления от родителей
Договор о сотрудничестве
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии
Акт приёмки лагеря с дневным пребыванием детей
Плансетка работы лагеря с дневным пребыванием детей
Межведомственное взаимодействие с учреждениями города
Образовательны
-Пожарная часть
е
Самаровский чугас
учреждения
Музей Геологии нефти и газа
Музей природы и человека
Лагерь с
дневным
ГИБДД города
пребыванием
детей
МБОУ «СОШ
№5»
Культурно-
досуговые
центры
-Югра Классик
-Киновидеоцентр
«Югорский кинопрокат»
-КДЦ «Октябрь»
- библиотеки города
-Театр кукол - Школы города
- Станция юных
техников
- Станция юных
натуралистов
- Югра-Мегаспорт
- Центр «Патриот»
- «ЛылынСоюм»
Другие
учреждения
города
Список литературы
1. Игровое конструирование Н.Г. Кудашов. Нижний Новгород: Растр, 2016
2. Сценарии праздников, конкурсов, игр. Для воспитателей и педагогов
организаторов. / Руденко В.И. РостовнаДону: Феникс, 2004
3. Летние праздники, игры и забавы для детей. / Петров В.М., Гришина
Г.Н., Короткова Л.Д. М.: ТЦ "Сфера", 1998
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г 5. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
Интернет ресурсы
1. http://vlager.edu.ru/top-100/
2. https://summercamp.ru/
3. http://vozhatiki.ru/
4. http://dpish.ucoz.com/metodicheskoe_posobie_po_organizacii_raboty.d
oc
Анкета садовника
Приложение 1
Фамилия, имя, отчество
жителя города
Возраст жителя
города
Домашний адрес,
телефон
Твои увлечения Приложение 2
Режим дня
8.309.00 Сбор детей
9.009.15 Зарядка
9.15 9.30 Завтрак
9.3010.00 Линейка
10.0010.30 Игры на свежем воздухе
10.3012.00 Работа по плану отрядов
12.0013.00 Работа кружков и секций
13.0013.30 Обед
13.3014.15 Игры на свежем воздухе
14.1514.30 Линейка. Уход детей домой
Поощрительный бонус
Приложение 3 Результативнооценочный лист «дачника»
Приложение 4
Имя дачника
Чистота помыслов
Оценка Аня
Женя
Уборка домика
Уборка домика
Приложение 5
Словарь сюжетноролевой игры
Дачный поселок «Чудодерево» лагерь
Профессоры – начальник лагеря, педагогорганизатор
Садовники воспитатели, педагоги дополнительного образования
Дачники – дети лагеря
Домики – отрядные комнаты
Приложение 6
Плансетка лагерной смены 1 день
«День
знакомств»
1.Организацион
ное
мероприятие
«Расскажи мне
о себе»
2.Операция
уют(обустройс
тво отрядов).
3.Игры на
воздухе.
4.«Мастерская
» (Занятия в
кружках).
5. «У камина»
2 день
«День
строительства
домиков»
1. «Начнем
день с танца».
2.«Мастерская
» (Занятия в
кружках).
3. КТД
(открытие
смены)
«Посадим
Чудодерево»
4. Весёлые
старты.
«У камина»
3 день
«День
безопасности
»
1. «Начнем
день с танца».
2.Беседа
«Перекресток
»3.Игры на
воздухе
4. КТД
«Огонь
опасная игра»
«У камина»
7день
«День
Олимпийцев»
8 день
«День
безопасности»
9 день
«День театра»
1. «Начнем
день с танца».
2. Викторина
«Олимпия»
3.Спортивные
состязания
«Спортсмен
дня».
4. Игры на
свежем воздухе
«У камина»
1. «Начнем
день с танца».
2.Игра «В
гостях у
Светофора»
3. Викторина
«Зеленая
аптека»
4.«Мастерская
» (Занятия в
кружках).
«У камина»
1. «Начнем
день с танца».
2.Театральная
мастерская
3.
«Мастерская
Мир чудес»
(Занятия в
кружках).
4. КТД «На
балу у
Золушки»
«У камина»
13 день
«День фантазий
и юмора»
14 день
«День кино»
15 день
«День
талантов»
4 день
«День
книголюбов»
5 день
«День
Экологии»
1. «Начнем
день с танца».
2.«Приглашен
ие в страну
Читалию»
игра
викторина по
сказкам.
3.«Мастерска
я» (Занятия в
кружках).
4 КТД «Наши
гости герои
книг»
«У камина»
10 день
«День
дружбы»
1. «Начнем
день с танца».
2.«Нам без
дружбы не
прожить,
дружбой надо
дорожить»
беседа о
товариществе
и дружбе с
элементами
игры
3. КТД
«Дружат дети
на планете»
4.«Мастерска
я» (Занятия в
кружках).
«У камина»
16 день
«День
индейца»
1. «Начнем день
с танца».
1. Конкурс
рисунков «Наш
домЗемля»
3. Игры на
свежем воздухе.
4. Игра по
станциям
«Экомарафон»
«У камина»
11 день
«День вредных
советов»
1. «Начнем день
с танца».
2. Весёлые
старты
3 Конкурс
рисунков «Если
вы гуляли в
шапке…»
4. КТД
«Садовые
вредители»
«У камина»
17 день
«День здоровья
и спорта»
1. «Начнем
день с танца».
2. Викторина
«Путаница»
3.Конкурсная
1. «Начнем
день с танца».
2.
«Мастерская»
(Занятия в
1. «Начнем
день с танца».
2. КТД
«Самый,
самый!»
1. «Начнем
день с танца».
2.
«Мастерская»
Строим
1. «Начнем день
с танца».
2. Волейбол
среди отрядов
лагеря.
6 день
«День
следопытов
»
1. «Начнем
день с
танца».
2.Спортивн
ая игра
«Идем в
поход»
3..Игра «В
поисках
золота»
4 Игры на
свежем
воздухе.
«У камина»
12 день
«День
водных
забав»
1.«Игра «
Идем в
поход».
2.Беседа
«Как вести
себя на
воде»
3. КТД
«Шоу
мыльных
пузырей».
4.«Мастерс
кая у Буль
буля»
(Занятия в
кружках).
«У камина»
18 день
«День
Лесное
путешестви
е»
1. «Начнем
день с
танца».
2. Беседа
«Берегите вигвам.
3. КТД
«Карта
вождя»
4. Игры на
свежем
воздухе
«У камина»
3.
Соревнования
по прыганью на
скакалке.
4. Беседа
«Будем
здоровы!»
«У камина»
природу»
3.
Викторина
«Жители
леса»
4.КТД
«Лесная
прогулка»
«У камина»
программа « В
горстях у
Карлсона».
4. Игры на
свежем воздухе
«У камина»
19 день
«Назад в
прошлое»
1. «Утренняя
зарядка».
2. «Отряд,
стройся!
3.Спортивное
мероприятия
«Команда
«Стрела»
4. Игры наших
мам.
«У камина»
кружках).
3. Викторина
«Главный
герой»
4. КТД
«Фильм!
Фильм!
Фильм!»
«У камина»
20 день
«День танца»
1. «Начнем
день с танца».
2. Игры на
свежем воздухе
3. КТД
«Карнавал»
4. Дискотека»
Танцуют все!»
«У камина»
3. Конкурс
рисунков
«Клякса»
4. Весёлые
старты.
«У камина»
21 день
«Ярмарка у
Чудодерева»
1. «Начнем
день с танца».
2.Выставка
творческих
работ.
3. Концерт
«Расстаются
друзья»
4.Операция
«Нас тут не
было»
«У камина»
Приложение 7 Примерная смета
расходов денежных средств по внебюджетной деятельности (родительская
плата) летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
№
п/п
Наименование
Сумма на
одного
ребенка
Количество
Сумма
детей
1. Посещение
культмассовых
1000,00
мероприятий
2. Медикаменты
3. Хозяйственные товары
4. Канцтовары
5. Спортинвентарь
6. Игры, подарки
200,00
200,00
300,00
300 00
700,00
7. Дополнительное питание
900,00
Итого:
3 600,00
150
150
150
150
150
150
150
150
150 000,00
30 000,00
30 000,00
45 000,00
45 000,00
105 000,00
135 000,00
540 000,00
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.