Программа личностного развития "Я познаю себя"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом в коллективе некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей. Срок реализации программы – 1 учебный год. Программа предназначена для учащихся 8-9-х классов ОУ с низкой потребностью в самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной траектории.
Иконка файла материала программа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан Программа личностного развития  «Я познаю себя» Разработала: Кондратьева М.В.Пояснительная записка Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома  педагогики. Что должно быть предметом изучения личности учащихся? Как осуществить  индивидуально­личностную диагностику, выявить природные задатки, способности,  возможности каждого и на основе строить воспитательный процесс, максимально  стимулируя самовыражение и самореализацию личности?       Изучение личности ученика педагогом, родителями, воспитателем строится  индивидуально. Своеобразие личности, её генетические данные, способности, интересы и  склонности, опыт обучения общения, самопознания могут быть понятны только в  контексте реальной жизнедеятельности.       Я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать себя счастливым и быть им, а задача взрослых учителей, воспитателей, родителей, помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя,  знание своих возможностей, желаний, смелость действовать в нужном направлении.      Изменить полностью личность учащегося в процессе обучения, конечно нельзя, но  можно дать возможность формировать и развивать умения: выслушать другого, оказать  эмоциональную поддержку, взаимопонимать и преодолевать эмоциональную боль,  восторгаться, испытывать гордость за свои успехи и успехи другого, соответственно  переживать неудачи. Ребёнок учится различать плохие и хорошие поступки, поступать в  соответствии с общепринятыми нормами поведения.      Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой  самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом  в коллективе  некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она  проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей. Срок реализации программы – 1 учебный год. Программа предназначена  для учащихся 8­9­х классов ОУ с низкой потребностью в  самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной  траектории. Познание себя, формирование на этой основе определенного отношения к себе, изменение  самооценки – эти и многие другие явления, которые в психологии обобщаются понятиями  «самопознания», «образа­Я», Я­концепции» рассматриваются практически всеми  исследователями как наиболее существенные качественные преобразования подросткового возраста. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно проводить работу, способствующую    развитию самопознания.Реализация программы: «Я познаю себя» способствует полноценному развитию личности  подростка,  помогает ему  понять других людей, определить отношение к  самому себе и  наметить некоторые жизненные перспективы. Цель: Содействие процессу личностного развития, формированию предпосылок для  развития  позитивной «Я­концепции». Задачи:  – способствовать развитию интереса к самому себе, формировать собственную культуру  самопознания, – содействовать расширению самосознания подростков, – формировать у участников установку на саморазвитие в рамках занятий, – познакомить с основными состояниями человека (Ребенок, Взрослый, Родитель) и их  поведенческими проявлениями, – стимулировать развитие рефлексивных способностей, – способствовать осознанию учащимися  жизненных целей и трудностей на пути  к их  достижению. Принципы построения программы:   Ориентация на возрастные особенности – актуальность психологической информации,  доступность изложения. Принцип личностно­ориентированного подхода в реализации программы, т.е. учет  потребностей и возможностей детей данной группы, создание зон ближайшего развития. Принцип последовательности в построении и реализации занятий. Каждое занятие  базируется на предыдущем и является основой следующего за ним. Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и  формулированию ими собственных личностно значимых проблем. Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного  общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их  доверии друг к другу. Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других  членов группы, анализирующих результаты его действий. Методы реализации программы: • • Клубные часы по тематическому планированию. Индивидуальные развивающие занятия.• • • • Беседы. Наблюдение. Диагностирование, тестирование. Праздники. Данная программа состоит из 3 блоков, каждый из которых выполняет определенные  функции. Первый блок: «Я­концепция и её ключевые компоненты» направлен на развитие у  учащихся интереса к изучению себя, определение  своих потенциальных возможностей,  способностей, создание условий для формирования у учащихся положительных качеств  личности. Второй блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» ориентирован на  ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими  проявлениями, рефлексию собственного поведения. Третий блок: «Саморазвитие личности» включает в себя игры и упражнения,  способствующие осознанию у учащихся  необходимости определения жизненных целей,  ориентиров и наметить пути их достижения. Программа состоит из 10 занятий общей продолжительностью – 10 часов. Время  проведения одного занятия – 1 час (астрономический). Каждый блок программы состоит из определённого количества занятий: первый блок – 4 занятия (4 часа); второй блок – 3  занятия (3 часа); третий блок – 3 занятия (3 часа). Частота проведения занятий составляет  1­2  раза в неделю.       Количество занятий не является неизменным и может быть увеличено в зависимости от  конкретных результатов работы группы и достижения поставленных целей. Занятия проходят в групповом режиме. Для более эффективного проведения занятий  количество участников группы не должно превышать 15 человек. Тематическое планирование № Тема Форма проведения I Блок: «Я­концепция и её ключевые компоненты» Что такое самопознание?  Нужно ли человеку учиться  познавать себя? Кто я? Какой я? Моя  жизненная лестница. 1 2­ 3 Беседа, разминочные игры, психологические  упражнения, анкетирование, тестирование,  тематический рисунок, наблюдение, самоанализ. Кол­во часов 1 час 2 часа4 Я в глазах других людей. II Блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» 5 Три состояния личности.  Внутренний Ребёнок: какой  он? 6 Внутренний Родитель: какой он? 7 Внутренний Взрослый:  какой он? Наблюдение, беседа, психологические упражнения,  разминочные игры, тематический рисунок,  групповая дискуссия, моделирование ситуаций,  тестирование. III Блок: «Саморазвитие личности» Разминочные игры, дискуссии, психологические  упражнения, моделирование ситуаций, беседа,  тематический рисунок, анкетирование. 8 Каким я хочу быть? 9 Жизненные трудности и их  роль в саморазвитии  личности. 10 Саморазвитие личности и  достижение жизненных  целей. Всего: Прогнозируемый результат: Развитие рефлексии учащихся; 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 10 ч. Составление личностного психологического портрета; Формирование умения построения жизненной перспективы и преодоления жизненных  трудностей; Осознание потребности в личностном саморазвитии и самоопределении; Формирование предпосылок для развития позитивной «Я­концепции».Список литературы, используемый при создании программы: Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: 2006. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.М.:  2006. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в  тренинге. СПб.: 2006. Малкина­Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: 2004. Селевко Г.К. Найди себя. М.: 2006. Селевко Г.К. Найди свой путь. М.: 2006. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля.  М.:  2000. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7­8 классы). М.:  2005.