Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом в коллективе некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Программа предназначена для учащихся 8-9-х классов ОУ с низкой потребностью в самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной траектории.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Реченская основная общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Программа личностного
развития
«Я познаю себя»
Разработала: Кондратьева М.В.Пояснительная записка
Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома
педагогики. Что должно быть предметом изучения личности учащихся? Как осуществить
индивидуальноличностную диагностику, выявить природные задатки, способности,
возможности каждого и на основе строить воспитательный процесс, максимально
стимулируя самовыражение и самореализацию личности?
Изучение личности ученика педагогом, родителями, воспитателем строится
индивидуально. Своеобразие личности, её генетические данные, способности, интересы и
склонности, опыт обучения общения, самопознания могут быть понятны только в
контексте реальной жизнедеятельности.
Я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать себя счастливым и быть им, а задача
взрослых учителей, воспитателей, родителей, помочь ему в этом. Прежде всего, это должен
быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя,
знание своих возможностей, желаний, смелость действовать в нужном направлении.
Изменить полностью личность учащегося в процессе обучения, конечно нельзя, но
можно дать возможность формировать и развивать умения: выслушать другого, оказать
эмоциональную поддержку, взаимопонимать и преодолевать эмоциональную боль,
восторгаться, испытывать гордость за свои успехи и успехи другого, соответственно
переживать неудачи. Ребёнок учится различать плохие и хорошие поступки, поступать в
соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой
самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом в коллективе
некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она
проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Программа предназначена для учащихся 89х классов ОУ с низкой потребностью в
самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной
траектории.
Познание себя, формирование на этой основе определенного отношения к себе, изменение
самооценки – эти и многие другие явления, которые в психологии обобщаются понятиями
«самопознания», «образаЯ», Яконцепции» рассматриваются практически всеми
исследователями как наиболее существенные качественные преобразования подросткового
возраста. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно проводить работу, способствующую
развитию самопознания.Реализация программы: «Я познаю себя» способствует полноценному развитию личности
подростка, помогает ему понять других людей, определить отношение к самому себе и
наметить некоторые жизненные перспективы.
Цель: Содействие процессу личностного развития, формированию предпосылок для
развития позитивной «Яконцепции».
Задачи:
– способствовать развитию интереса к самому себе, формировать собственную культуру
самопознания,
– содействовать расширению самосознания подростков,
– формировать у участников установку на саморазвитие в рамках занятий,
– познакомить с основными состояниями человека (Ребенок, Взрослый, Родитель) и их
поведенческими проявлениями,
– стимулировать развитие рефлексивных способностей,
– способствовать осознанию учащимися жизненных целей и трудностей на пути к их
достижению.
Принципы построения программы:
Ориентация на возрастные особенности – актуальность психологической информации,
доступность изложения.
Принцип личностноориентированного подхода в реализации программы, т.е. учет
потребностей и возможностей детей данной группы, создание зон ближайшего развития.
Принцип последовательности в построении и реализации занятий. Каждое занятие
базируется на предыдущем и является основой следующего за ним.
Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и
формулированию ими собственных личностно значимых проблем.
Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного
общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их
доверии друг к другу.
Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других
членов группы, анализирующих результаты его действий.
Методы реализации программы:
•
•
Клубные часы по тематическому планированию.
Индивидуальные развивающие занятия.•
•
•
•
Беседы.
Наблюдение.
Диагностирование, тестирование.
Праздники.
Данная программа состоит из 3 блоков, каждый из которых выполняет определенные
функции.
Первый блок: «Яконцепция и её ключевые компоненты» направлен на развитие у
учащихся интереса к изучению себя, определение своих потенциальных возможностей,
способностей, создание условий для формирования у учащихся положительных качеств
личности.
Второй блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» ориентирован на
ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими
проявлениями, рефлексию собственного поведения.
Третий блок: «Саморазвитие личности» включает в себя игры и упражнения,
способствующие осознанию у учащихся необходимости определения жизненных целей,
ориентиров и наметить пути их достижения.
Программа состоит из 10 занятий общей продолжительностью – 10 часов. Время
проведения одного занятия – 1 час (астрономический). Каждый блок программы состоит из
определённого количества занятий: первый блок – 4 занятия (4 часа); второй блок – 3
занятия (3 часа); третий блок – 3 занятия (3 часа). Частота проведения занятий составляет
12 раза в неделю.
Количество занятий не является неизменным и может быть увеличено в зависимости от
конкретных результатов работы группы и достижения поставленных целей.
Занятия проходят в групповом режиме. Для более эффективного проведения занятий
количество участников группы не должно превышать 15 человек.
Тематическое планирование
№
Тема
Форма проведения
I Блок: «Яконцепция и её ключевые компоненты»
Что такое самопознание?
Нужно ли человеку учиться
познавать себя?
Кто я? Какой я? Моя
жизненная лестница.
1
2
3
Беседа, разминочные игры, психологические
упражнения, анкетирование, тестирование,
тематический рисунок, наблюдение, самоанализ.
Колво
часов
1 час
2 часа4 Я в глазах других людей.
II Блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель»
5
Три состояния личности.
Внутренний Ребёнок: какой
он?
6 Внутренний Родитель: какой
он?
7 Внутренний Взрослый:
какой он?
Наблюдение, беседа, психологические упражнения,
разминочные игры, тематический рисунок,
групповая дискуссия, моделирование ситуаций,
тестирование.
III Блок: «Саморазвитие личности»
Разминочные игры, дискуссии, психологические
упражнения, моделирование ситуаций, беседа,
тематический рисунок, анкетирование.
8 Каким я хочу быть?
9
Жизненные трудности и их
роль в саморазвитии
личности.
10
Саморазвитие личности и
достижение жизненных
целей.
Всего:
Прогнозируемый результат:
Развитие рефлексии учащихся;
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
10 ч.
Составление личностного психологического портрета;
Формирование умения построения жизненной перспективы и преодоления жизненных
трудностей;
Осознание потребности в личностном саморазвитии и самоопределении;
Формирование предпосылок для развития позитивной «Яконцепции».Список литературы, используемый при создании программы:
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: 2006.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.М.:
2006.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в
тренинге. СПб.: 2006.
МалкинаПых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: 2004.
Селевко Г.К. Найди себя. М.: 2006.
Селевко Г.К. Найди свой путь. М.: 2006.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М.:
2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (78 классы). М.:
2005.