Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом в коллективе некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Программа предназначена для учащихся 8-9-х классов ОУ с низкой потребностью в самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной траектории.
программа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Реченская основная общеобразовательная школа
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Программа личностного
развития
«Я познаю себя»
Разработала: Кондратьева М.В. Пояснительная записка
Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома
педагогики. Что должно быть предметом изучения личности учащихся? Как осуществить
индивидуальноличностную диагностику, выявить природные задатки, способности,
возможности каждого и на основе строить воспитательный процесс, максимально
стимулируя самовыражение и самореализацию личности?
Изучение личности ученика педагогом, родителями, воспитателем строится
индивидуально. Своеобразие личности, её генетические данные, способности, интересы и
склонности, опыт обучения общения, самопознания могут быть понятны только в
контексте реальной жизнедеятельности.
Я считаю, что каждый ребёнок должен чувствовать себя счастливым и быть им, а задача
взрослых учителей, воспитателей, родителей, помочь ему в этом. Прежде всего, это должен
быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя,
знание своих возможностей, желаний, смелость действовать в нужном направлении.
Изменить полностью личность учащегося в процессе обучения, конечно нельзя, но
можно дать возможность формировать и развивать умения: выслушать другого, оказать
эмоциональную поддержку, взаимопонимать и преодолевать эмоциональную боль,
восторгаться, испытывать гордость за свои успехи и успехи другого, соответственно
переживать неудачи. Ребёнок учится различать плохие и хорошие поступки, поступать в
соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Программа личностного развития учащихся разработана в связи с очень низкой
самооценкой, застенчивостью, неуверенностью в себе слабым авторитетом в коллективе
некоторых учащихся. Застенчивость у них проявляется в смущении, робости, она
проявляется у них в присутствии незнакомых им людей – как взрослых, так и детей.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Программа предназначена для учащихся 89х классов ОУ с низкой потребностью в
самоопределении и испытывающих трудности в выборе индивидуальной образовательной
траектории.
Познание себя, формирование на этой основе определенного отношения к себе, изменение
самооценки – эти и многие другие явления, которые в психологии обобщаются понятиями
«самопознания», «образаЯ», Яконцепции» рассматриваются практически всеми
исследователями как наиболее существенные качественные преобразования подросткового
возраста. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно проводить работу, способствующую
развитию самопознания. Реализация программы: «Я познаю себя» способствует полноценному развитию личности
подростка, помогает ему понять других людей, определить отношение к самому себе и
наметить некоторые жизненные перспективы.
Цель: Содействие процессу личностного развития, формированию предпосылок для
развития позитивной «Яконцепции».
Задачи:
– способствовать развитию интереса к самому себе, формировать собственную культуру
самопознания,
– содействовать расширению самосознания подростков,
– формировать у участников установку на саморазвитие в рамках занятий,
– познакомить с основными состояниями человека (Ребенок, Взрослый, Родитель) и их
поведенческими проявлениями,
– стимулировать развитие рефлексивных способностей,
– способствовать осознанию учащимися жизненных целей и трудностей на пути к их
достижению.
Принципы построения программы:
Ориентация на возрастные особенности – актуальность психологической информации,
доступность изложения.
Принцип личностноориентированного подхода в реализации программы, т.е. учет
потребностей и возможностей детей данной группы, создание зон ближайшего развития.
Принцип последовательности в построении и реализации занятий. Каждое занятие
базируется на предыдущем и является основой следующего за ним.
Принцип самодиагностики, помогающий самораскрытию участников, осознанию и
формулированию ими собственных личностно значимых проблем.
Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного
общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их
доверии друг к другу.
Принцип обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других
членов группы, анализирующих результаты его действий.
Методы реализации программы:
•
•
Клубные часы по тематическому планированию.
Индивидуальные развивающие занятия. •
•
•
•
Беседы.
Наблюдение.
Диагностирование, тестирование.
Праздники.
Данная программа состоит из 3 блоков, каждый из которых выполняет определенные
функции.
Первый блок: «Яконцепция и её ключевые компоненты» направлен на развитие у
учащихся интереса к изучению себя, определение своих потенциальных возможностей,
способностей, создание условий для формирования у учащихся положительных качеств
личности.
Второй блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель» ориентирован на
ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими
проявлениями, рефлексию собственного поведения.
Третий блок: «Саморазвитие личности» включает в себя игры и упражнения,
способствующие осознанию у учащихся необходимости определения жизненных целей,
ориентиров и наметить пути их достижения.
Программа состоит из 10 занятий общей продолжительностью – 10 часов. Время
проведения одного занятия – 1 час (астрономический). Каждый блок программы состоит из
определённого количества занятий: первый блок – 4 занятия (4 часа); второй блок – 3
занятия (3 часа); третий блок – 3 занятия (3 часа). Частота проведения занятий составляет
12 раза в неделю.
Количество занятий не является неизменным и может быть увеличено в зависимости от
конкретных результатов работы группы и достижения поставленных целей.
Занятия проходят в групповом режиме. Для более эффективного проведения занятий
количество участников группы не должно превышать 15 человек.
Тематическое планирование
№
Тема
Форма проведения
I Блок: «Яконцепция и её ключевые компоненты»
Что такое самопознание?
Нужно ли человеку учиться
познавать себя?
Кто я? Какой я? Моя
жизненная лестница.
1
2
3
Беседа, разминочные игры, психологические
упражнения, анкетирование, тестирование,
тематический рисунок, наблюдение, самоанализ.
Колво
часов
1 час
2 часа 4 Я в глазах других людей.
II Блок: «Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель»
5
Три состояния личности.
Внутренний Ребёнок: какой
он?
6 Внутренний Родитель: какой
он?
7 Внутренний Взрослый:
какой он?
Наблюдение, беседа, психологические упражнения,
разминочные игры, тематический рисунок,
групповая дискуссия, моделирование ситуаций,
тестирование.
III Блок: «Саморазвитие личности»
Разминочные игры, дискуссии, психологические
упражнения, моделирование ситуаций, беседа,
тематический рисунок, анкетирование.
8 Каким я хочу быть?
9
Жизненные трудности и их
роль в саморазвитии
личности.
10
Саморазвитие личности и
достижение жизненных
целей.
Всего:
Прогнозируемый результат:
Развитие рефлексии учащихся;
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
10 ч.
Составление личностного психологического портрета;
Формирование умения построения жизненной перспективы и преодоления жизненных
трудностей;
Осознание потребности в личностном саморазвитии и самоопределении;
Формирование предпосылок для развития позитивной «Яконцепции». Список литературы, используемый при создании программы:
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: 2006.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся.М.:
2006.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в
тренинге. СПб.: 2006.
МалкинаПых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: 2004.
Селевко Г.К. Найди себя. М.: 2006.
Селевко Г.К. Найди свой путь. М.: 2006.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М.:
2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (78 классы). М.:
2005.
Программа личностного развития "Я познаю себя"
Программа личностного развития "Я познаю себя"
Программа личностного развития "Я познаю себя"
Программа личностного развития "Я познаю себя"
Программа личностного развития "Я познаю себя"
Программа личностного развития "Я познаю себя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.