Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме
Оценка 4.6

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
классное руководство
Взрослым
04.01.2019
Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме
Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме Перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, в которой максимально будет реализовываться потенциал и обучающихся, и преподавателей, и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами участников образовательного процесса, включая частно-государственных партнеров. Стандарты третьего поколения предъявляют требования не к конкретным знаниям (квалификациям), как предыдущие, а к профессиональным компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, т.к. ФГОСы: • Построены на основе (с учетом) профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей, • Вариативная часть основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) – 30%, в 2 раза больше, чем было. • Общие и профессиональные компетенции формируются не только набором дисциплин (циклы дисциплин в стандартах 2 поколения), но и набором профессиональных модулей, в которые включаются междисциплинарные курсы. Педагогическим коллективам придется преодолеть ряд трудностей, вызванных этими и другими отличиями: • необходимость значительного совершенствования материально-технической базы, информационного обеспечения в условиях сокращения бюджетного финансирования, • создание принципиально иных УМК с учетом перехода с цикличной организации учебного плана на учебные модули (другие учебники, пособия, рекомендации, полное обновление УМК), • дидактические материалы для выстраивания индивидуальных образовательных программ (рабочие тетради, портфолио и т.д), • массовое освоение инновационных, личностно- ориентированных педагогических технологий, • создание контрольно-оценочных материалов нового качества как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций (как ОК вообще можно объективно оценить?) и т.д, • создание междисциплинарных курсов (МДК) - важно, чтобы это было не механическое создание тематических групп (30% «свободного» времени новый стандарт требует отдать на освоение тех компетенций, (ОК, ПК), которые нужны заказчику, востребованы на рынке труда, интересны студенту (у него есть право выбора дополнительного вариативного модуля). Как правильно определить, на какие дисциплины, модули направить вариативную часть? Как грамотно определить содержание МДК, профессиональных модулей, дисциплин? Каков должен быть сам алгоритм, технологию освоения новых профессиональных образовательных программ? Как обеспечить независимую объективную экспертизу качества освоения модулей? Вопросов очень много - их количество и сложность зависит от многих факторов, конкретных условий ОУ, но всех нас объединяет одно – главным фактором успеха, условием достижения качества является новый педагог, готовый к работе в условиях системного инновационного развития [3, с. 64]. Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний каждого конкретного студента зависит от качества профессиональной подготовленности педагога, мастера производственного обучения. Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он должен принять, что: • постоянно будут изменяться ОПОП, учебные планы, • он должен не только учить, но, в первую очередь, создавать условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов, • он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться, • он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает свой личный выбор и готов нести за него ответственность Помочь принять и быть готовым соответствовать этим качествам в условиях реализации ФГОС нового поколения призвана методическая служба образовательного учреждения. Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью: • Научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации, • Помочь в плане решения профессиональной проблемы, • Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение» в условиях реализации ФГОС СПО. Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно- методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно- прогностических, организационно - деятельностных и коррекционно - регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально - педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3, с. 15]. Сегодня степень свободы при выборе решений должна быть увеличена, а личная ответственность возрасти. Основные этапы методического сопровождения в условиях реализации ФГОС СПО и ФГОС ТОП-50 в ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»: • Аналитико-диагностический этап (диагностика и самодиагностика) - анкеты, опросы, изучение УПД с целью выделения проблем, • Проектировочный этап (определение конкретного содержания, форм. Привлечение специалистов, организация условий для повышения квалификации) • Этап реализации маршрута профессиональной деятельности (оказание помощи на начальном этапе, корректировка процесса исходя из профессиональных и личных особенностей) Основные направления работы методической службы ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»: 1. Обеспечение эффективности инновационного развития ОУ, модернизации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС 2. Обеспечение качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС 3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, стимулирование инновационной деятельности руководящих и педагогических работников 4. Научное и учебно-методическое сопровождение реализации ФГОС (Организация работы проектных (проблемных) групп по обновлению УМК по дисциплинам и ПМ. Выявление, анализ и тиражирование наиболее ценного опыта работы педагогов в условиях внедрения ФГОС (в т.ч. выпуск периодических изданий информационно методического характера). 5. Организация деятельности педколлектива по овладению новыми технологиями, формами и методами обучения. Обучение педагогов методике диагностики, мониторинга и анализа результатов учебно-воспитательного процесса; Оказание помощи педагогам в создании и рецензировании методических материалов, в разработке электронных средств учебного назначения. Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости от ее форм, которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал. Система методической работы ОУ подразумевает различные формы работы, которые можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные. Традиционными формами работы в нашем ОУ стали: Организационные: 1. тематические педагогические советы; 2. тематические заседания ПЦК, творческих и рабочих групп; 3. диагностика, педагогический мониторинг; 4. индивидуальная работа; 5. аттестация; 6. самообразование педагогов. Дидактические: 1. методические семинары - практикумы; Например, за 2014-2018 учебный год поведены семинары: • Алгоритм разработки целеполагания компетентностного урока • Алгоритм разработки ОПОП. • Особенности составления ОПОП по ступеням СПО. • ФОСы профессиональных модулей. • Особенности промежуточной аттестации на 1 курсе. • Документация по ГИА, проведение ГИА. 2. открытые уроки (за 2014-2018 учебный год проведено 44 открытых урока); 3. взаимопосещение уроков; 4. круглые столы; 5. предметные недели и недели специальностей; 6. групповые и индивидуальные консультации; 7. практикумы по конструированию уроков; Итогом данной работы стал конструктор уроков, где были собраны «изюминки» различных этапов уроков. 8. информирование и обсуждение методических новинок; 9. презентация методических наработок. Формы организации методической работы в колледже динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутреннего педагогического опыта, инновационная открытость и активность преподавателей, уровень профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2, с. 22]. В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов (75 человек), имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального образования. Внутри ОУ успешно действует система повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последний год повысили квалификацию 87% педагогического коллектива по различным направлениям. Учитывая существующие проблемы «синдрома эмоционального выгорания педагога», особенно старшего возраста, (долговременные стрессовые реакции, возникающие в следствие продолжительных профессиональных стрессов, когда происходит процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии) работаем над мотивацией педагога, расширением сферы его самосознания, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии. Важным показателем развития профессиональной компетентности педагогов колледжа является повышение уровня заинтересованности педагогических работников в творчестве, инновациях. Как результат, ежегодно преподаватели становятся лауреатами, дипломантами и финалистами областных и всероссийских конкурсов. В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы, но нам ближе всего в этом вопросе подход того же Поташника, который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды». Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1, с.34]. Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба. А методическая работа образовательного учреждения будет более эффективна и станет конкретным преимуществом если: • цели и задачи МС будут ясными и привлекательными; • деятельность МС построена на диагностической основе; • основные решения принимаются коллегиально; • МС гибко и быстро реагирует на внешние изменения, постоянно развивается; • поддерживается мотивация кадров; • обеспечивается их непрерывное и массовое обучение по собственной оптимальной модели обучения; • постоянно повышается уровень готовности коллектива к методической деятельности [4, с. 9]. Методист ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» Ковалева Татьяна Сергеевна
Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме.docx
Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме Перед методической службой стоит задача создания адаптивной образовательной среды, в которой максимально будет реализовываться потенциал и обучающихся, и преподавателей, и   педагогического   коллектива   в   полном   соответствии   с   социальными   и   личностными запросами   участников   образовательного   процесса,   включая   частно­государственных партнеров.   Стандарты   третьего   поколения   предъявляют   требования   не   к   конкретным знаниям   (квалификациям),   как   предыдущие,   а   к   профессиональным   компетенциям будущих рабочих и специалистов, их личным качествам. Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих задач, т.к. ФГОСы:  Построены на основе (с учетом) профессиональных стандартов различных областей экономики и максимально учитывают требования работодателей, Вариативная   часть   основных   профессиональных   образовательных   программ (ОПОП) – 30%, в 2 раза больше, чем было. Общие   и   профессиональные   компетенции   формируются   не   только   набором дисциплин   (циклы   дисциплин   в   стандартах   2   поколения),   но   и   набором профессиональных модулей, в которые включаются междисциплинарные курсы. Педагогическим коллективам придется преодолеть ряд трудностей, вызванных этими и другими отличиями:  необходимость   значительного   совершенствования   материально­технической   базы,        информационного обеспечения в условиях сокращения бюджетного финансирования, создание принципиально иных УМК с учетом перехода с цикличной организации учебного плана на учебные модули (другие учебники, пособия, рекомендации, полное обновление УМК), дидактические   материалы   для   выстраивания   индивидуальных   образовательных программ  (рабочие тетради, портфолио и т.д), массовое   освоение   инновационных,   личностно­   ориентированных   педагогических технологий, создание контрольно­оценочных материалов нового качества как для оценивания профессиональных компетенций, так и общих компетенций (как ОК вообще можно объективно оценить?) и т.д, создание   междисциплинарных   курсов   (МДК)   ­   важно,   чтобы   это   было   не механическое   создание   тематических   групп   (30%   «свободного»   времени   новый стандарт  требует  отдать  на  освоение   тех  компетенций,  (ОК,  ПК),  которые   нужны заказчику,   востребованы   на   рынке   труда,   интересны   студенту   (у   него   есть   право выбора дополнительного вариативного модуля). Как правильно определить, на какие дисциплины, модули направить вариативную часть? Как грамотно определить содержание МДК, профессиональных модулей, дисциплин? Каков   должен   быть   сам   алгоритм,   технологию   освоения   новых   профессиональных образовательных программ? Как обеспечить независимую объективную экспертизу качества освоения модулей? Вопросов   очень   много   ­   их   количество   и   сложность   зависит   от   многих   факторов, конкретных   условий   ОУ,   но   всех   нас   объединяет   одно   –   главным   фактором   успеха, условием   достижения   качества   является   новый   педагог,   готовый   к   работе   в   условиях системного инновационного развития [3, с. 64]. Преподаватель – основная ключевая фигура образовательного процесса, так как качество знаний   каждого   конкретного   студента   зависит   от   качества   профессиональной подготовленности педагога, мастера производственного обучения. Сегодня преподаватель должен быть инноватором, он  должен принять, что:   постоянно будут изменяться ОПОП, учебные планы, он   должен   не   только   учить,   но,   в   первую   очередь,   создавать   условия   для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания своих студентов, он должен владеть навыками педагогической самодиагностики и уметь направленно профессионально развиваться, он готов не только принять необходимую методическую помощь, но и совершает   свой личный выбор и готов нести за него ответственность Помочь принять и быть готовым соответствовать этим качествам в условиях реализации ФГОС нового поколения призвана методическая служба образовательного учреждения. Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», т.е. работать исключительно на диагностической основе с целью:  Научить   педагога   выбирать   профессионально   грамотные   решения   в   проблемной ситуации,   Помочь в плане решения профессиональной проблемы, Оказать своевременную поддержку в реализации данного плана, т.е. организовать «методическое сопровождение» в условиях реализации ФГОС СПО. Методическое   обеспечение   образовательного   процесса,   существующее   в   традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно­ методической документации, средств   обучения   и   средств   контроля   не   помогает   устранить   профессиональные затруднения   педагогов.   Следствием   этого   является   возрастание   роли   методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная   деятельность   методической   службы   и   коллектива   образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико­ рефлексивных,   конструктивно­   прогностических,   организационно   ­   деятельностных   и коррекционно ­ регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально ­ педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой   форме   помощи   (на   всем   цикле   инновационной   деятельности),   в   основе   которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3, с. 15]. Сегодня   степень   свободы   при   выборе   решений   должна   быть   увеличена,   а   личная ответственность возрасти. Основные   этапы   методического   сопровождения   в   условиях   реализации   ФГОС   СПО   и ФГОС ТОП­50 в ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»:  Аналитико­диагностический   этап   (диагностика   и   самодиагностика)   ­   анкеты, опросы, изучение УПД с целью выделения проблем,   Проектировочный этап (определение конкретного содержания, форм. Привлечение специалистов, организация условий для повышения квалификации) Этап реализации маршрута профессиональной деятельности (оказание помощи на начальном   этапе,   корректировка   процесса   исходя   из   профессиональных   и   личных особенностей) Основные   направления   работы   методической   службы   ГАПОУ   СО   «Энгельсский политехникум»: 1. Обеспечение   эффективности   инновационного   развития   ОУ,   модернизации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС 2. 3. 4. 5. Обеспечение   качества   подготовки   обучающихся   в   соответствии   с   требованиями ФГОС Повышение   уровня   профессиональной   компетентности   педагогических   кадров, стимулирование   инновационной   деятельности   руководящих   и   педагогических работников Научное и учебно­методическое сопровождение реализации ФГОС   (Организация  работы проектных (проблемных) групп   по обновлению УМК по дисциплинам и ПМ. Выявление,   анализ   и   тиражирование   наиболее   ценного   опыта   работы   педагогов   в условиях   внедрения   ФГОС   (в   т.ч.   выпуск   периодических   изданий   информационно методического характера). Организация   деятельности   педколлектива   по   овладению   новыми   технологиями,  формами   и   методами   обучения.   Обучение   педагогов   методике   диагностики, мониторинга и анализа результатов учебно­воспитательного процесса; Оказание помощи педагогам   в   создании   и   рецензировании   методических   материалов,   в   разработке электронных  средств учебного назначения. Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости   от   ее   форм,   которые   определяются   структурой   методической   службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал. Система   методической   работы   ОУ   подразумевает   различные   формы   работы,   которые можно условно разделить на организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные.  Традиционными формами работы в нашем ОУ стали:  Организационные: 1. 1 1 диагностика, педагогический мониторинг; 1 индивидуальная работа; 1 1 аттестация; самообразование педагогов. тематические заседания ПЦК, творческих и рабочих групп; тематические педагогические советы; Дидактические: 1. методические   семинары   ­   практикумы;   Например,   за   2014­2018   учебный   год поведены семинары:       Алгоритм разработки целеполагания компетентностного урока Алгоритм разработки ОПОП. Особенности составления ОПОП по ступеням СПО. ФОСы профессиональных модулей. Особенности промежуточной  аттестации на 1 курсе. Документация по ГИА, проведение ГИА. 1 1 открытые уроки (за 2014­2018 учебный год проведено 44 открытых урока); взаимопосещение уроков; 1 круглые столы; 1 предметные недели и недели специальностей; 1 групповые и индивидуальные консультации; 1 практикумы   по   конструированию   уроков;   Итогом   данной   работы   стал   конструктор уроков, где были собраны «изюминки»  различных этапов уроков. 1 информирование и обсуждение методических новинок; 1 презентация методических наработок. Формы   организации   методической   работы   в   колледже   динамичны.   Они   изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика   в   сфере   образования,   законодательные   акты   и   документы;   уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально ­ деятельностных показателей; морально­психологический климат в коллективе, материально­технические возможности организации   методической   работы;   изучение   внутреннего   педагогического   опыта, инновационная   открытость   и   активность   преподавателей,   уровень   профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2, с. 22]. В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов (75 человек), имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального   образования.   Внутри   ОУ   успешно   действует   система   повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последний год повысили квалификацию 87% педагогического коллектива по различным направлениям. Учитывая   существующие   проблемы   «синдрома   эмоционального   выгорания   педагога», особенно   старшего   возраста,   (долговременные   стрессовые   реакции,   возникающие   в следствие   продолжительных   профессиональных   стрессов,   когда   происходит   процесс постепенной   утраты   эмоциональной,   когнитивной   и   физической   энергии)   работаем   над мотивацией педагога, расширением сферы его самосознания, изучением профессиональных возможностей и самореализации в профессии. Важным   показателем   развития   профессиональной   компетентности   педагогов   колледжа  является повышение уровня заинтересованности педагогических работников в творчестве, инновациях.   ежегодно   преподаватели   становятся   лауреатами, дипломантами и финалистами областных и всероссийских конкурсов. В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы,   но   нам   ближе   всего   в   этом   вопросе   подход   того   же   Поташника,   который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды». Если  представить  методическую  деятельность  через  универсальную схему  любого  вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат, то о качестве результата  можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные   цели,   содержание   и   формы   не   дадут   эффекта,   если   не   замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1, с.34]. Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа,   материально­техническая   база).   В   первую   очередь,   особенный   педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для   развития   которых   успешно   создает   методическая   служба.   А   методическая   работа образовательного   учреждения   будет   более   эффективна   и   станет   конкретным преимуществом если:   Как   результат, цели и задачи МС будут ясными и привлекательными; деятельность МС построена на диагностической основе; основные решения принимаются коллегиально; МС гибко и быстро реагирует на внешние изменения, постоянно развивается;  поддерживается мотивация кадров; обеспечивается их непрерывное и массовое обучение по собственной оптимальной модели обучения; постоянно   повышается   уровень   готовности   коллектива   к   методической деятельности [4, с. 9].          Методист ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» Ковалева Татьяна Сергеевна

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме

Программа методического сопровождения образовательного процесса в техникуме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019