Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
9 кл
18.12.2018
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"= это разработанный курс в контексте компетентностного подхода, который создает деятельностную основу для изучения краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Образовательный проект предназначен для обучающихся 8-10-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля.
проект Малая родина - большая география.docx
Программа образовательного проекта
«Малая Родина – большая География»
Автор: учитель географии МОУ Тверской лицей г.Тверь
Дмитриев Сергей Вячеславович
______________________________________________________
Пояснительная записка
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость;
если не будет корней в родной местности,
в родной стороне, будет много людей,
похожих на иссушенное растение перекати – поле».
Д. С. Лихачев
Одна из насущных проблем современного общества — возрождение
духовности,
этого
подтверждается и содержанием современной концепции духовно —
национального самосознания.
Актуальность
нравственного развития и воспитания школьников на основе базовых
национальных ценностей, «…хранимых в социально — исторических,
культурных, семейных традициях многонационального народа России…».
Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Решение многих
проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у
учащихся, уважения к историческому наследию своего народа, края.
Познание своего жизненного пространства помогает каждому человеку
активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, понимать
его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем. Познание
окружающего нас микромира как части Отечества соответствуют
дидактическому принципу «от частного к общему», а местный материал
позволяет на конкретных примерах раскрыть преемственность в комплексе
социальноэкономических, научных, культурных традиций и определить
место своего региона в отечественной мировой истории.
1 Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь
обучающимся лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми,
которые вложили большой вклад в его развитие и процветание. В процессе
обучения у обучающихся складывается представление о выдающиеся
деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте
человечества и историческом пути российского народа важны и для
понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично
развивающемся информационном пространстве.
Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает
краеведения и развития
деятельностную основу для изучения
исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная
познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде
является также обязательным условием выполнения практической части
федерального компонента стандарта.
Образовательный проект «Малая Родина
большая География»
предназначен для обучающихся 810х классов в качестве предметно
ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля.
Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может
быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае
его содержание может максимально способствовать реализации углубленного
содержания в соответствии с профилем предметов, а в другом нести
общезначимую гуманитарную направленность. Общими принципами
отбора содержания материала программы являются: системность,
целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность, с точки
зрения возможности усвоения основного содержания программы.
Цели проекта:
1. Формирование гражданской позиции у подрастающего поколения
на основе изучения истории, географии, культуры (архитектуры)
2 родного края, через развитие, распространение интерактивных
информационнокоммуникативных технологий обучения;
2. восстановить страницы отечественной истории, имена и судьбы
людей, представлявших гордость Тверской земли.
3. развитие исследовательских умений обучающихся в процессе
знакомства с историей родного края.
Задачи:
Привлечение внимания подрастающего поколения к истории, географии
России, родного края, духовным ценностям и подвижникам,
формирование у обучающихся целостного представления об
историческом пути Тверского края и судьбах населяющих его народов,
об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях.
Формирование навыков поисковой и исследовательской работы и
совершенствование методик исследовательской работы в области
краеведения.
Совершенствование владением компьютерными и информационными
технологиями, овладение методами географического познания, умение
работать с различными источниками информации,
Формирование речевой культуры и культуры общения школьников,
развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения
с разным кругом собеседников; стимулирование творческой
мыслительной деятельности обучающихся;
Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний
Создание банка информационноаналитических материалов по истории,
географии Тверской области.
В соответствии с данными целями и задачами в содержании
образовательного проекта «Малая Родина – большая География» выделяются
два раздела. Раздел «Наш край», направлен на формирование целостной
картины места проживания, на расширение знаний по географии/ истории
3 Тверской земли, за счёт изучения фактов и сведений о персоналиях,
составляющих гордость Тверской земли.
направлен на формирование
Раздел «Краеведческое исследование»,
исследовательских умений и навыков, на организацию практических занятий
по изучению краеведческих материалов, подготовку сообщений, докладов и
выступлений, написание творческих и исследовательских работ, рефератов
предполагает проведение экскурсий.
Изучение курса способствует проявлению и реализации исследовательской
активности воспитанников, удовлетворению повышенной познавательной
потребности школьников, определению детьми своей области интересов.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций,
которые формируют чувство “малой родины”
систематизированному знанию о родном крае.
к
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к
родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит
формирование личности патриота и гражданина своей страны. Вместе с тем
необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь
к тем или иным событиям снова и снова, шли бы во внеурочной работе
по восходящей. Углубляя свои историкокраеведческие и общеисторические
познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более
сложные приемы и методы исследования.
Принципы образовательного проекта:
1. Принцип диалектической Принцип всеобщей взаимосвязи явлений,
сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во
всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности взаимосвязи с курсами
отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические
4 и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно,
для всего мира.
2. Принцип интегративности для уроков берутся сведения и географии,
и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.
3. Принцип поликультурной толерантности сведения из местной истории
ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных
наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при
этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь
жить в мире с окружающими.
4.
Антропологический принцип человек является центром изучения
краеведения, история его духовнопрактического опыта, а политическая
и экономическая история и география рассматриваются лишь как условия
развития человека.
5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует
разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую
реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы
и возможности обучения в целом."
Отличительной особенностью образовательного проекта «Малая Родина –
большая География» является:
1.
его метапредметная направленность и интегративный характер: курс
включает интеграцию знаний учащихся по следующим учебным
дисциплинам: географии, истории, обществознанию, праву, основам
православной культуры,
литературе.
мировой художественной культуре,
2. широкая возможность развития познавательной активности через
самообразование на основе проектной деятельности.
Программа проекта рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю: 34
теоретических часа, 34 практических часа.
Курс дает возможность формирования универсальных учебных действий:
5 Личностных:
воспитание уважения к Отечеству, прошлому и настоящему Тверской
земли;
формирование
способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования;
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики.
Регулятивных:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательных:
умение работать с информацией;
умение выделять существенные признаки объектов.
Коммуникативных:
формирование умений работать в группе;
развитие речевой деятельности.
Предполагаемый результат изучения курса образовательного проекта:
1.в области предметной компетенции:
расширение обществоведческих, правовых, социальногеографических
понятий, знаний и умений;
оценивание роли социальных проблем человечества;
развитие умений аргументировать свою точку зрения.
способность использовать систематизированные теоретические и
практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных
дисциплин.
2.в области компетенции саморазвития:
курс стимулирует потребность и способность к самообразованию;
6 формирование умений обучающихся воспринимать и характеризовать
различные подходы к современным социальным проблемам общества.
3.в области коммуникативной компетенции:
умение выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
публично представлять проект, реферат;
публично защищать свою позицию.
Методика преподавания курса
предполагаемыми результатами обучения на основе:
определяется его задачами и
теоретических
занятий
изучение научноисторических,
географических материалов; в ходе лекционного изложения материала
происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление;
практических занятий, они служат закреплению теоретических
сведений, обеспечивающих условия для более активной познавательной
работы учащихся (источниками таких знаний являются научно
популярная литература, публикации в местной периодической печати);
постановка/обсуждение проблемных вопросов, на основе которых
происходит обучение ведению тематической беседы и дискуссии;
творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы
исследовательской работы;
проектноисследовательская деятельность учащихся.
Методическое обеспечение. Ведущие методы организации деятельности
учащихся: беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и
систематизации краеведческого материала; творческая индивидуальная
работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата; отчет
о результатах научной работы (минидоклад, презентация), творческие
Приоритет отдается методам,
конкурсы и интеллектуальные игры.
стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую
деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары,
защиты проектов.
7 Обучающиеся осваивают следующие этапы организации исследования:
актуализация проблемы,
определение сферы исследования,
выбор темы,
выдвижение гипотез,
выявление и систематизация подходов к решению,
определение последовательности проведения исследования,
сбор и обработка информации,
анализ и обобщение полученного материала, подготовка отчета,
презентация результатов исследования,
обсуждение итогов завершенной работы.
Предполагаемые результаты: факт осознанного продолжения изучения
истории края и истории вообще; участие команды обучающихся данного
элективного курса в исторических интеллектуальных играх, научно
практических
конференциях; высокий
уровень
познавательной
гражданского и
активности; толерантность как приобретенный навык культуры общения и как
гарантия патриотического,
интернационального
самосознания.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и
деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно
разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях;
«портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений
обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).
Ресурснотехническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор,
принтер, доступ к Интернету, авторские мультимедийные презентации
Исследователи Твери, Кругосветные
Тверские землепроходцы,
плавания, Тверские полярники, Религиозная Тверь, Старинные усадьбы,
Афанасий Никитин, Кулинарные особенности Твери, Древние города,
8 Тверские губернаторы,
Тверское земство, История местного
самоуправления Твери, Топонимические названия Тверской земли.
Содержание программы
Введение. (1 чаc)
Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и
содержание образовательного проекта.
Раздел 1. Наш край. (33 часа)
Тема 1. Географические особенности Тверского края (5 часов).
ГП Тверской области, Рельеф, геологические особенности и полезные
ископаемые. Климат и внутренние воды. Растительность, животный мир и
природные комплексы. Тверские топонимические названия.
Физикогеографическая азбука Тверского края.
Тема 2. Исследователи и землепроходцы(10 часов)
Исследователи Твери. Тверские землепроходцы. Афанасий Никитин Тверские
полярники. Тверичане, совершившие кругосветные плавания. Выдающиеся
ученые
Тема 3. Судьбы, связанные с родным краем. (10 часов)
Исторические личности, политические деятели. Тверские губернаторы:
Бакунин Александр Павлович, Сомов Афанасий Николаевич. Тверские
губернаторы современности: Платов В.И., Зеленин Д.В., Шевелев А.В., Руденя
И.М. История Тверской Городской Думы: Первая городская Дума Твери.
Дума и хозяйственная развитие Твери XVIIIXIX веков. Городской Голова:
Головинский Алексей Федорович. Тверская городская Дума сегодня. Устав
Твери. Тверское земство: история формирования. Земские реформы:
народное образование. Земские реформы: здравоохранение. Предводители
дворянства Тверской губернии. Унковский Александр Михайлович.
9 Тема 4. Социальноэкономические и этнографические особенности
Тверского края. (8 часов)
Малые народы Тверской земли. Кулинарные особенности Твери и Тверского
края. Особенности чаепития. Православная Тверь.
Социальноэтнографическая азбука Тверского края.
Раздел 2. «Краеведческое исследование» (34 часа)
Создание, защита индивидуальных краеведческих сообщений. Рефератов,
Участие в муниципальных,
исследований,
коллективных проектов.
региональных и всероссийских конкурсах. Викторины. Интеллектуальные
игры краеведческой тематики. Экскурсии
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
№
темы
название темы
1.
Введение
Раздел 1. Наш край
ПРОЕКТА
общее
количество
часов
количество часов
теория
практика
1.
2.
3.
4.
и
Географические особенности
Тверского края
Исследователи
землепроходцы
Судьбы, связанные с родным
краем
Социальноэкономические
и
этнографические особенности
Тверского края. (8 часов)
Раздел
2.
исследование»
«Краеведческое
Всего:
1
33
5
10
10
8
34
68
1
33
4
10
10
7
34
34
34
Результативность программы
Критерии
Сформированность
Показатели
Обучающийся владеет: понятиями, Викторины
Способ отслеживания
10 системы краеведческих
знаний.
навыками
Владение
исследовательской
деятельности.
Развитие
коммуникативной
культуры.
Сформированность
логических операций
фактами,
развития
датами,
закономерностями
человечества.
Обучающийся умеет работать с
документами, научнопопулярной и
справочной литературой.
Обучающийся умеет применять
знания в нестандартных ситуациях.
Обучающийся
этапы
исследовательской деятельности,
планирует деятельность,
формировать
мотивацию к деятельности
умеет
положительную
знает
Обучающийся
самостоятельно,
свободно проявляет способность к
совместной работе, умеет вести
диалог, дискуссию, понимать точку
зрения другого человека.
Сформированность
операций:
систематизации, классификации,
абстрагирования.
логических
синтеза,
анализа,
Творческие
исследовательские
проекты.
и
Оценка коллективных
проектов
и
индивидуальных
исследований.
Результативность
выступления на разных
уровнях
Наблюдение, работа в
группах
.
Способность
самоуправления
деятельностью.
своей
Список использованной литературы:
1. Леонтович А.В. Учебноисследовательская деятельность как модель
педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
2. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения //Народное образование. 1999. № 10.
3. Российская педагогическая энциклопедия/под. ред. В.В. Давыдова. М.,
1993.
4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению. Учебное пособие. М., 2006.
5. Савенков А. Игры, дающие старт исследовательской практике//Директор
школы. 2004. № 1.
6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Ярославль,
11 Элективный курс по краеведению (9 класс) на тему: Элективный ...
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/.../elektivnyykurszanimatelnoe
kraevedenie
Программа элективного курса по историческому краеведению ...
https://moluch.ru/th/2/archive/37/1099/
Фомина С. А. Программа элективного курса по историческому краеведению
«История родного села» (для учащихся 10–11 классов) // Школьная
— URL
педагогика.
— 2016.
5459.
— №3.
— С.
https://moluch.ru/th/2/archive/37/1099/
12
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.