Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Оценка 4.9

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
география
9 кл
18.12.2018
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"= это разработанный курс в контексте компетентностного подхода, который создает деятельностную основу для изучения краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Образовательный проект предназначен для обучающихся 8-10-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля.
проект Малая родина - большая география.docx
Программа образовательного проекта  «Малая Родина – большая География»  Автор: учитель географии МОУ Тверской лицей г.Тверь Дмитриев Сергей Вячеславович ______________________________________________________ Пояснительная записка    Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость; если не будет корней в родной местности, в родной стороне, будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле». Д. С. Лихачев Одна   из   насущных   проблем   современного   общества   —   возрождение духовности,   этого подтверждается   и   содержанием   современной   концепции   духовно   —   национального   самосознания.   Актуальность нравственного   развития   и   воспитания   школьников   на   основе   базовых национальных   ценностей,   «…хранимых   в   социально   —   исторических, культурных,   семейных   традициях   многонационального   народа   России…». Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Решение многих проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историческому наследию своего народа, края. Познание своего жизненного пространства помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, понимать его   проблемы   и   видеть   возможные   пути   решения   этих   проблем.   Познание окружающего   нас   микромира   как   части   Отечества   соответствуют дидактическому   принципу   «от   частного   к   общему»,   а   местный   материал позволяет на конкретных примерах раскрыть преемственность в комплексе социально­экономических,   научных,   культурных   традиций   и   определить место своего региона в отечественной мировой истории.  1 Поэтому   составление   данной   программы   вызвано   стремлением   помочь обучающимся лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание.  В процессе обучения   у   обучающихся   складывается   представление   о   выдающиеся деятелях   и   ключевых   событиях   прошлого.   Знания   об   историческом   опыте человечества   и   историческом   пути   российского   народа   важны   и   для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.      Разработанный   курс   в   контексте   компетентностного   подхода   создает   краеведения   и   развития деятельностную   основу   для   изучения исследовательской   деятельности   у   школьников.   Активная,   осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является   также   обязательным   условием   выполнения   практической   части федерального компонента стандарта.       Образовательный   проект   «Малая   Родина        ­   большая   География» предназначен   для   обучающихся   8­10­х   классов   в   качестве   предметно­ ориентированного   курса,   направленного   на   выбор   гуманитарного   профиля. Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания   в   соответствии   с   профилем   предметов,   а   в   другом   нести общезначимую   гуманитарную   направленность.              Общими   принципами отбора   содержания   материала   программы   являются:   системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.         Цели проекта: 1. Формирование   гражданской  позиции  у  подрастающего  поколения на основе     изучения   истории, географии, культуры (архитектуры) 2 родного   края,   через   развитие,   распространение   интерактивных информационно­коммуникативных технологий обучения; 2. восстановить   страницы   отечественной   истории,   имена   и   судьбы людей, представлявших гордость Тверской земли. 3. развитие   исследовательских   умений   обучающихся   в   процессе знакомства с историей родного края. Задачи:  Привлечение внимания подрастающего поколения к истории, географии России,   родного   края,   духовным   ценностям   и   подвижникам, формирование   у   обучающихся   целостного   представления   об историческом пути Тверского края и судьбах населяющих его народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях.  Формирование   навыков   поисковой   и   исследовательской   работы   и совершенствование   методик   исследовательской   работы   в   области краеведения.  Совершенствование   владением   компьютерными   и   информационными технологиями, овладение методами географического познания, умение работать с различными источниками информации,   Формирование   речевой   культуры   и   культуры   общения   школьников, развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения с   разным   кругом   собеседников;   стимулирование   творческой мыслительной деятельности обучающихся;  Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний  Создание банка информационно­аналитических материалов по истории, географии Тверской области.    В   соответствии   с   данными   целями   и   задачами   в   содержании    образовательного проекта  «Малая Родина – большая География» выделяются два   раздела.   Раздел   «Наш   край»,   направлен   на     формирование   целостной картины места проживания,   на расширение знаний по географии/ истории 3 Тверской   земли,   за   счёт   изучения     фактов   и   сведений   о   персоналиях, составляющих  гордость Тверской земли.    направлен   на   формирование Раздел   «Краеведческое   исследование», исследовательских умений и навыков, на организацию практических занятий по изучению краеведческих материалов, подготовку сообщений, докладов и выступлений,  написание  творческих  и  исследовательских  работ, рефератов предполагает проведение экскурсий.     Изучение курса способствует проявлению и реализации исследовательской активности   воспитанников,   удовлетворению   повышенной   познавательной потребности  школьников, определению детьми своей области интересов.    Принцип   программы: От   непосредственных   впечатлений   и   эмоций, которые   формируют   чувство   “малой   родины”   систематизированному знанию о родном крае. ­   к     Прогноз: ожидается   развитие   и   укрепление   у   детей   чувства   любви   к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем   или   иным   событиям   снова   и снова,   шли бы   во   внеурочной   работе по восходящей. Углубляя свои историко­краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Принципы образовательного проекта:   1.  Принцип   диалектической ­   Принцип   всеобщей   взаимосвязи   явлений, сущность   которого   в   том,   что   все   вещи,   явления   в   мире   находятся   во всеобщей   взаимосвязи   и   взаимообусловленности­   взаимосвязи   с курсами отечественной   и всеобщей   истории.   Материал   отражает   исторические 4 и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира. 2.  Принцип интегративности  ­   для уроков берутся сведения и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории. 3. Принцип поликультурной толерантности ­ сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими. 4.  Антропологический   принцип   ­  человек   является   центром   изучения краеведения,   история   его   духовно­практического   опыта,   а политическая и экономическая история и география   рассматриваются лишь как условия развития человека. 5.  Принцип   практической   направленности   курса.   "Этот   принцип   требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность,   учитывать   имеющиеся   методы,   закономерности,   принципы и возможности обучения в целом." Отличительной особенностью образовательного проекта  «Малая Родина – большая География» является: 1.   его метапредметная направленность и интегративный характер: курс включает   интеграцию   знаний   учащихся   по   следующим   учебным дисциплинам:   географии,   истории,   обществознанию,   праву,   основам православной   культуры, литературе.   мировой   художественной   культуре, 2. широкая   возможность     развития   познавательной   активности   через самообразование на основе проектной деятельности.  Программа проекта  рассчитана на 68 часов, из расчета  2 часа в неделю:   34 теоретических часа, 34 практических часа. Курс дает возможность формирования универсальных учебных действий:  5 Личностных:   воспитание  уважения к Отечеству, прошлому и настоящему Тверской земли;     формирование     способности   обучающихся   к   саморазвитию   и самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и   познанию, осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной траектории образования;   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.  Регулятивных:    умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;    умение контролировать свою деятельность по результату;    умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.  Познавательных:    умение работать с информацией;   умение выделять существенные признаки объектов.  Коммуникативных:    формирование умений работать в группе;    развитие речевой деятельности.  Предполагаемый результат изучения курса образовательного проекта: 1.в области предметной компетенции:  расширение   обществоведческих, правовых, социально­географических понятий, знаний и умений;  оценивание роли социальных проблем человечества;  развитие умений аргументировать свою точку зрения.  способность   использовать   систематизированные   теоретические   и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин. 2.в области компетенции саморазвития:  курс стимулирует потребность и способность к самообразованию; 6    формирование умений обучающихся воспринимать и характеризовать различные подходы к современным социальным  проблемам общества. 3.в области коммуникативной компетенции:  умение выступать перед аудиторией с небольшим докладом;   публично представлять проект, реферат;   публично защищать свою позицию.  Методика   преподавания   курса  предполагаемыми результатами обучения на основе: определяется   его   задачами   и  теоретических   занятий   ­   изучение   научно­исторических, географических  материалов; в ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление;  практических   занятий,   они  служат   закреплению   теоретических сведений, обеспечивающих условия для более активной познавательной работы   учащихся   (источниками   таких   знаний   являются   научно­ популярная литература, публикации в местной периодической печати);    постановка/обсуждение   проблемных   вопросов,   на   основе   которых происходит обучение ведению тематической беседы и дискуссии;  творческая   индивидуальная   работа   в   рамках   выбранной   темы исследовательской работы;  проектно­исследовательская деятельность учащихся.  Методическое  обеспечение.     Ведущие   методы   организации   деятельности учащихся: беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации   краеведческого   материала;   творческая   индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата; отчет о   результатах   научной   работы   (мини­доклад,   презентация),   творческие  Приоритет   отдается   методам, конкурсы   и   интеллектуальные   игры. стимулирующим   активную   самостоятельную   познавательную   и   творческую деятельность   обучающихся:   проблемные   лекции,   дискуссии,   семинары, защиты проектов.  7 Обучающиеся  осваивают следующие этапы организации исследования: ­ актуализация проблемы, ­ определение сферы исследования, ­ выбор темы, ­ выдвижение гипотез, ­ выявление и систематизация подходов к решению, ­ определение последовательности проведения исследования, ­ сбор и обработка информации, ­ анализ и обобщение полученного материала, подготовка отчета, ­ презентация результатов исследования, ­ обсуждение итогов завершенной работы.      Предполагаемые   результаты: факт   осознанного   продолжения   изучения  истории   края   и   истории   вообще; участие   команды   обучающихся   данного элективного   курса   в   исторических   интеллектуальных   играх,   научно­ практических   конференциях; высокий   уровень   познавательной   гражданского   и активности; толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия   патриотического,   интернационального самосознания.     Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью   детей;   результативность   деятельности   ребенка   согласно разработанным   показателям;   участие   в   интеллектуальных   мероприятиях; «портфолио»   и   другие   средства   оценивания   и   учета   достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).      Ресурсно­техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, принтер,   доступ   к   Интернету,    авторские  мультимедийные   презентации   Исследователи   Твери,   Кругосветные Тверские   землепроходцы,   плавания, Тверские полярники, Религиозная Тверь, Старинные усадьбы, Афанасий Никитин, Кулинарные особенности Твери, Древние города, 8 Тверские   губернаторы,     Тверское   земство,   История   местного самоуправления Твери, Топонимические названия Тверской земли. Содержание программы Введение.  (1 чаc) Место   краеведения   в   системе   гуманитарного   образования.   Цели,   задачи   и содержание образовательного проекта.   Раздел 1. Наш край. (33 часа) Тема 1.   Географические особенности Тверского края (5 часов). ГП   Тверской   области,   Рельеф,   геологические   особенности   и   полезные ископаемые.   Климат   и   внутренние   воды.  Растительность,  животный   мир   и природные комплексы. Тверские топонимические названия. Физико­географическая азбука Тверского края. Тема 2. Исследователи и землепроходцы(10 часов) Исследователи Твери. Тверские землепроходцы. Афанасий Никитин Тверские полярники.   Тверичане,   совершившие   кругосветные   плавания.   Выдающиеся ученые Тема 3.  Судьбы, связанные с родным краем.  (10 часов) Исторические   личности,   политические   деятели.   Тверские   губернаторы: Бакунин   Александр   Павлович,   Сомов   Афанасий   Николаевич.   Тверские губернаторы современности: Платов В.И., Зеленин Д.В., Шевелев А.В., Руденя И.М.   История  Тверской Городской Думы:  Первая городская Дума Твери. Дума и хозяйственная развитие Твери XVIII­XIX веков. Городской Голова: Головинский Алексей Федорович. Тверская городская Дума сегодня. Устав Твери.   Тверское   земство:   история   формирования.   Земские   реформы: народное   образование.  Земские   реформы:   здравоохранение.    Предводители дворянства Тверской губернии. Унковский Александр Михайлович.               9 Тема   4.    Социально­экономические     и   этнографические   особенности Тверского края. (8 часов) Малые народы Тверской земли. Кулинарные особенности Твери и  Тверского края. Особенности чаепития. Православная Тверь. Социально­этнографическая азбука Тверского края. Раздел 2. «Краеведческое исследование» (34 часа) Создание,   защита   индивидуальных   краеведческих   сообщений.   Рефератов,   Участие   в   муниципальных, исследований,   коллективных   проектов. региональных   и   всероссийских   конкурсах.     Викторины.   Интеллектуальные игры краеведческой тематики. Экскурсии УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО № темы название темы 1. Введение Раздел 1.  Наш край ПРОЕКТА общее количество часов количество часов теория практика 1. 2. 3. 4.   и Географические   особенности Тверского края  Исследователи землепроходцы Судьбы,   связанные   с   родным краем Социально­экономические     и этнографические особенности Тверского края. (8 часов) Раздел 2. исследование»      «Краеведческое Всего: 1 33 5 10 10 8 34 68 1 33 4 10 10 7 ­ 34 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 34 34                           Результативность программы Критерии Сформированность Показатели Обучающийся   владеет:   понятиями, Викторины Способ отслеживания 10 системы краеведческих знаний.   навыками Владение исследовательской деятельности. Развитие коммуникативной культуры. Сформированность логических операций   фактами, развития  датами,   закономерностями человечества. Обучающийся   умеет   работать   с документами, научно­популярной и справочной литературой. Обучающийся   умеет   применять знания в нестандартных ситуациях. Обучающийся этапы исследовательской деятельности, планирует   деятельность, формировать мотивацию к деятельности   умеет положительную знает         Обучающийся самостоятельно, свободно   проявляет   способность   к совместной   работе,   умеет   вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека. Сформированность операций: систематизации, классификации, абстрагирования. логических   синтеза,   анализа,   Творческие   исследовательские проекты. и Оценка   коллективных проектов и   индивидуальных исследований. Результативность выступления   на   разных уровнях Наблюдение,   работа   в группах . Способность самоуправления   деятельностью.   своей Список  использованной литературы: 1. Леонтович   А.В.   Учебно­исследовательская   деятельность   как   модель педагогической технологии //Народное образование. ­ 1999. ­ № 10. 2. Обухов   А.   Исследовательская   деятельность   как   способ   формирования мировоззрения //Народное образование. ­ 1999. ­ № 10. 3. Российская   педагогическая   энциклопедия/под.  ред.  В.В.  Давыдова.  ­  М., 1993. 4. Савенков   А.И.   Психологические   основы   исследовательского   подхода   к обучению. Учебное пособие. ­ М., 2006. 5. Савенков А. Игры, дающие старт исследовательской практике//Директор школы. ­ 2004. ­  № 1. 6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. ­ Ярославль, 11 Элективный курс по краеведению (9 класс) на тему: Элективный ... https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/.../elektivnyy­kurs­zanimatelnoe­ kraevedenie Программа элективного курса по историческому краеведению ... https://moluch.ru/th/2/archive/37/1099/ Фомина С. А. Программа элективного курса по историческому краеведению «История   родного   села»   (для   учащихся   10–11   классов)   //   Школьная   —   URL педагогика.   —   2016.   54­59.   —   №3.   —   С. https://moluch.ru/th/2/archive/37/1099/ 12

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"

Программа образовательного проекта "Малая Родина- большая География"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018