На современном этапе социально-экономического развития страны ярко выявились проблемы создания условий позитивной личностной самореализации на фоне поступательного развития общества. Переход к строительству правовогогосударства требует активного участия отдельных граждан, обладающих правовой грамотностью, опытом общения с государством, желанием активно участвовать в общественной жизни. Переход к рыночной экономике делает необходимым повышения экономической грамотности граждан, нового экономического мышления и компетенции. Высокая квалификация специалистов во всех сферах деятельности становится условием повышения уровня жизни всего общества. В связи с этим стране нужны граждане творчески само реализующиеся в тех областях производства, где они чувствуют свое призвание и достигают успеха.Цель программы: Создание оптимальной модели образовательного пространства, которое способствует самореализации одаренных и высоко мотивированных учащихся через учебную и воспитательную работу.
Программа Одаренные дети 2016-2020 (новая).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» поселка Комсомолец
Кировского муниципального района Ставропольского края
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №6
пос. Комсомолец
_________И. А. Леушина
Приказ № _____от _________.
Программа
«Одаренные дети»
на 2016 – 2020 годы п. Комсомолец
2016 г.
1. Актуальность проблемы
На современном этапе социальноэкономического развития страны ярко
выявились проблемы создания условий позитивной личностной
самореализации на фоне поступательного развития общества. Переход к
строительству правовогогосударства требует активного участия отдельных
граждан, обладающих правовой грамотностью, опытом общения с
государством, желанием активно участвовать в общественной жизни. Переход
к рыночной экономике делает необходимым повышения экономической
грамотности граждан, нового экономического мышления и компетенции.
Высокая квалификация специалистов во всех сферах деятельности
становится условием повышения уровня жизни всего общества. В связи с этим
стране нужны граждане творчески само реализующиеся в тех областях
производства, где они чувствуют свое призвание и достигают успеха.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. К школе предъявляются сегодня
высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая
школа”?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети
легко поступают в ССУЗы и ВУЗы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и
интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не
только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо
определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология,
используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся,
включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
В научнометодической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б.
Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от
друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также
обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На
сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют
собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая
базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает
способность классифицировать информацию и опыт, умение широко
пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение
ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному
ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и
энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их
собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,
требующие активизации умственных способностей.
Способностями
помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности
в какойлибо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какойто
определенной сфере. Талантливые дети легко справляются с познавательной
неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с
удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не
могут, когда им навязывают готовый ответ.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием
качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных
путейтворчества.
называют индивидуальные особенности личности,
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет
огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы
гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной
миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так,
память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть
примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов
Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр
Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40
досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они
дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед
человеком в случае максимального использования заложенных в нем
природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю
человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно
сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей
ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми,
хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о
максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться
к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря:
“Способности – объяснение вашего успеха”.
Каждый человек одарен посвоему, помочь ему найти свое поприще, где
он сможет применить свои природные склонности – одна из основных задач
образования. В системе российского образования немало сделано для
обеспечения развития способностей школьников, в том числе и на основе
профильного обучения, которое является системой «специализированной
подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной
на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с
учѐтом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы
профилей старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования». Таким образом, профильное
обучение должно не просто вводиться в старшей школе, а требуется
обеспечить условия его дальнейшей успешной реализации уже в начальной
школе.
Очевидно, что раннее выявление способностей и склонностей детей
позволит решить проблему выбора их дальнейшей специализации. Вместе с
тем,
в условиях растущей профессиональной специализации,
преимущественного развития отдельных сфер деятельности, расширяющейся
компьютеризации общества воспитание гармонически развитой личности,
реализующей свои способности в полной мере, выходит на первый план. В
государстве не выработана четкая молодежная политика, что приводит к
формированию у молодого поколения нравственных ценностей, вступающих в
противоречие с традициями и культурой нашего общества. Реформирование
системы образования не всегда имеет разработанную правовую основу.
Выполнение постановлений Правительства наталкивается на отсутствие
материальных и правовых механизмов их осуществления.
Таким образом, в современных условиях развития образования школа
ставит своей задачей готовить своих выпускников к жизни в обществе в
качестве активных участников в интеллектуальной,
политической, экономической и духовной сферах, в своей деятельности педагогический
коллектив нацелен на усовершенствование образовательного пространства,
обеспечивающего самореализацию личности школьников, каждый из которых
одарен посвоему.
Цель подпрограммы:
Создание оптимальной модели образовательного пространства, которое
способствует самореализации одаренных и высоко мотивированных учащихся
через учебную и воспитательную работу.
Задачи:
1. Гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик»,
«одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
2. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
учащихся, развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих
потребности, интересы детей.
3. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной
деятельности.
4. Организация системы исследовательской работы учащихся.
5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса
развития одаренных.
6. Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с
одаренными детьми.
2. Ожидаемые результаты
Создание оптимальной модели работы с одаренными и высоко
мотивированными учащимися.
Обеспечение преемственности в работе с одаренными школьниками в
начальной и основной школы.
Подготовка выпускников с инновационным типом мышления.
Повышение квалификации педагогов в связи с личностно
ориентированным подходом в педагогической деятельности.
3. Этапы
2016 2017 учебный год – проектировочный
Цель: Подготовить условия для совершенствования системы работы с
одаренными и высоко мотивированными учащимися в школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка развернутой программы работы с одаренными учащимися.
Разработка структуры управления программой,
должностных
инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материальнотехнических, педагогических условий реализации
программы.
2017 2018 учебный год – экспериментальный Цель: апробация системы работы с одаренными и высоко мотивированными
учащимися.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся учителямипредметниками и
классными
руководителями. Разработка методических рекомендаций по работе с
одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для
проведения классных часов, викторин, праздников.
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с
талантливыми учащимися.
Адаптация учебных программ элективных курсов.
Повышение квалификации педагогов.
2018 2020 учебные годы – режим функционирования
Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим
функционирования.
Задачи:
Совершенствование предпрофильного обучения (89 классы).
Анализ итогов реализации программы через публикацию результатов и
обсуждение в профессиональном сообществе (семинары, конференции и
т.д.).
Коррекция программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии одаренных детей
на всех этапах обучения в школе.
Консультативная помощь педагогам в реализации программы развития
одаренности.
Мониторинг результатов работы школы по работе с одаренными детьми
и их обсуждение на собраниях педагогического коллектива.
4. Кадровое обеспечение подпрограммы
Группа
Административно
координационная
Консультативная,
Научно
методическая
Функции
Осуществление общего
контроля и руководства.
Руководство деятельностью
коллектива. Анализ ситуации и
внесение корректив.
Координация реализации
подпрограммы.
Проведение семинаров,
консультаций.
Подготовка и издание
методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.
Состав
Администрация ОУ
Зам директора по УВР
Ермакова Т. И. Педагоги школы
Специалисты,
сотрудничающие со
школой
Осуществление подпрограммы
в системе урочной и
внеклассной работы
Использование новых
педагогических технологий
Организация
исследовательской работы
учащихся
Организация
профессиональной помощи
педагогам.
Проведение тренингов,
круглых столов, встреч
Диагностика.
Участие в мероприятиях
школы и района.
Классные руководители,
учителя, педагоги
дополнительного
образования
Специалисты и методисты
отдела образования,
педагоги учебных
заведений
дополнительного
образования
5. Методическое обеспечение системы работы
с одаренными учащимися
Направление
деятельности
Информационное
обеспечение
Содержание
1. Нормативноправовое обеспечение:
Положение о проведении школьного тура
предметных олимпиад
О проведении предметной недели (декады)
О научнопрактической конференции школы
Об индивидуальном обучении
О конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские
программы)
3. Наличие комплекта информационно
методических материалов (рекомендации,
публикации, списки литературы по
направлениям).
4. Издание материалов на сайте школы,
иллюстрированных отчетов. Организационно
методическое
обеспечение
1. Создание целевого методического
объединения школы по проблеме работы с
одаренными и высоко мотивированными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через
систему тематических семинаров.
3. Изучение, обобщение опыта работы педагогов.
4. Консультативная помощь в организации
персональных страничек педагогов с учебными
материалами для учеников в информационной
системе.
5. Мониторинг работы системы.
6. Основные формы внеурочной образовательной деятельности
Учащихся
Форма
Элективные курсы
Ученическая
научно
практическая
конференция
Предметная неделя
(декада)
Кружки и секции
Задачи
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей
учащихся.
Формирование навыков исследовательской,
творческой и проектной деятельности.
Развитие умений и навыков самостоятельного
приобретения знаний на основе работы с научно
популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным
предметам.
Формирование информационной культуры
учащихся.
Представление широкого спектра форм внеурочной
деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению
образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
7. Организация исследовательской работы учащихся
Классы
1 – 4
классы
Этапы
Подготовительный этап:
Формирование навыков
Формы работы
Урок. Внеурочная работа по
направлениям 57
классы
89
классы
Этап
20162017
учебный год
научной организации труда.
Вовлечение в активные
формы познавательной
деятельности.
Формирование
познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Творческий этап:
Совершенствование навыков
научной организации труда.
Формирование познавательного
интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со
способными школьниками.
Развивающий этап:
Совершенствование
навыков научной организации
труда.
Развитие и расширение
познавательных интересов
учащихся.
Формирование
исследовательских навыков.
Развитие информационной
культуры учащихся.
ФГОС. Проектная
деятельность.
Школьные олимпиады.
Внутршкольная научно
практическая конференция.
Конкурсы, проекты разных
уровней, в т.ч. дистанционные
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Конкурсы, проекты разных
уровней. Внутришкольная
научнопрактическая
конференция. Кружки. Секции.
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Олимпиады, конкурсы, проекты
разных уровней, в т.ч.
дистанционные.
Элективные курсы.
Научнопрактические
конференции различного
уровня. Кружки. Секции.
8. План реализации программы
Мероприятия программы
Изучение нормативноправовой базы, подзаконных актов и
создание внутришкольных Положений, регламентирующих
работу с одаренными и высоко мотивированными детьми.
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива,
материальнотехнических условий по работе с одаренными
учащимися.
Участие в муниципальном, региональном и заключительном
этапах предметных олимпиад.
Деятельность НОУ «Эрудит»
Описание системы работы с одаренными учащимися.
Подготовка учащихся 8 класса к предпрофильному
обучению в 9 классе.
Участие в районных научнопрактических конференциях.
Участие в областных научнопрактических конференциях.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных 20172020
учебный год
2020 год
мероприятиях.
Психологопедагогическая диагностика предметных и
творческих склонностей учащихся.
Научнометодический семинар для педагогов
Исследовательская деятельность учащихся (по плану
семинара). Деятельность НОУ «Эрудит»
Участие в районных научнопрактических конференциях.
Участие в краевых научнопрактических конференциях.
Издание сборника исследовательских работ учащихся.
Участие в муниципальном, региональном и заключительном
этапах предметных олимпиад.
Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных
мероприятиях.
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе
с одаренными и высоко мотивированными учащимися.
Подготовка учащихся 8 класса к предпрофильному
обучению в 9 классе.
Разработка и утверждение новых программ элективных
курсов.
Разработка методических рекомендаций по основам
научного исследования школьников.
Анализ итогов реализации программы.
Обобщение результатов работы по развитию одаренности
учащихся.
9. Критерии оценки эффективности деятельности в заданном
направлении.
Планируемый результат
Критерии оценки
Создание оптимальной
модели работы с
одаренными учащимися.
Рост числа победителей и
призеров олимпиад
школьников.
Обеспечение
преемственности в работе с
одаренными школьниками в
начальной и основной
школе.
Рост числа лауреатов научнопрактических
конференций учащихся, а также других конкурсов и
интеллектуальных игр.
Рост победителей и призеров спортивных
соревнований.
Стабильность качественной успеваемости при
переходе учащихся с одного звена на другой.
Положительные результаты диагностики
психологической комфортности и уровня мотивации
к обучению у учащихся на каждом звене. Подготовка выпускников
с инновационным типом
мышления и действия.
Повышение квалификации
педагогов в связи с
личностно
ориентированным
подходом в педагогической
деятельности.
Высокие показатели поступления выпускников в
ССУЗы.
Рост числа выпускников, успешно реализующихся в
инновационном производстве, других сферах
жизнедеятельности.
Высокие результаты внешней экспертизы
образовательной деятельности в школе (результаты
ГИА).
Увеличение числа педагогов с высшей
квалификационной категорией.
Наличие авторских программ, элективных курсов у
педагогов по реализации предметной образовательной
деятельности.
Рост числа опубликованных авторских
педагогических материалов.
Рост числа педагогов, награжденных грамотами
городского и областного уровня, за подготовку
победителей и призеров олимпиад, конкурсов,
соревнований и т.д.
Рост числа педагогов, награжденных федеральными
наградами
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.