Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Оценка 4.8

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Оценка 4.8
Документация +1
docx
администрации +1
Взрослым
16.04.2018
Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
На современном этапе социально-экономического развития страны ярко выявились проблемы создания условий позитивной личностной самореализации на фоне поступательного развития общества. Переход к строительству правовогогосударства требует активного участия отдельных граждан, обладающих правовой грамотностью, опытом общения с государством, желанием активно участвовать в общественной жизни. Переход к рыночной экономике делает необходимым повышения экономической грамотности граждан, нового экономического мышления и компетенции. Высокая квалификация специалистов во всех сферах деятельности становится условием повышения уровня жизни всего общества. В связи с этим стране нужны граждане творчески само реализующиеся в тех областях производства, где они чувствуют свое призвание и достигают успеха.Цель программы: Создание оптимальной модели образовательного пространства, которое способствует самореализации одаренных и высоко мотивированных учащихся через учебную и воспитательную работу.
Программа Одаренные дети 2016-2020 (новая).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» поселка Комсомолец Кировского муниципального района Ставропольского края               Утверждаю                                         Директор МБОУ СОШ №6                          пос. Комсомолец                                     _________И. А. Леушина                                              Приказ № _____от _________. Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы п. Комсомолец  2016 г. 1. Актуальность проблемы На современном этапе социально­экономического развития страны ярко выявились   проблемы   создания   условий   позитивной   личностной самореализации   на   фоне   поступательного   развития   общества.   Переход   к строительству   правовогогосударства   требует   активного   участия   отдельных граждан,   обладающих   правовой   грамотностью,   опытом   общения   с государством, желанием активно участвовать в общественной жизни. Переход к   рыночной   экономике   делает   необходимым   повышения   экономической грамотности   граждан,   нового   экономического   мышления   и   компетенции. Высокая   квалификация   специалистов   во   всех   сферах   деятельности становится условием повышения уровня жизни всего общества. В связи с этим стране   нужны   граждане   творчески   само   реализующиеся   в   тех   областях производства, где они чувствуют свое призвание и достигают успеха. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного   российского   общества.   К   школе   предъявляются   сегодня высокие   требования.   А   что   значит   для   родителей   и   общества   “хорошая школа”?  Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в ССУЗы и ВУЗы.  В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.  В школе должны быть свои традиции.  Школа должна давать современное образование.    В  хорошей  школе   уважают   личность  ребенка,  с  ним   занимаются  не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Прежде,   чем   говорить   о   работе   с   одаренными   детьми,   необходимо определиться   о   чем,   собственно,   мы   будем   вести   речь.   Терминология, используемая   при   характеристике   познавательных   возможностей   учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность. В научно­методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга   прежде   всего   способностями   к   учению,   т.   е.   одаренность,   а   также обучаемостью. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких   (необычных,   незаурядных)   результатов   в   одном   или   нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный   ребенок   –  это   ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,   иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний   день   большинство   психологов   признает,   что   уровень, качественное   своеобразие   и   характер   развития   одаренности   –   это   всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка   (игровой,   учебной,   трудовой).   При   этом   особое   значение   имеют собственная   активность   ребенка,   а   также   психологические   механизмы саморазвития   личности,   лежащие   в   основе   формирования   и   реализации индивидуального дарования. Одаренные   дети   обычно   обладают   отличной   памятью,   которая базируется   на   ранней   речи   и   абстрактном   мышлении.   Их   отличает способность   классифицировать   информацию   и   опыт,   умение   широко пользоваться   накопленными   знаниями.   Большой   словарный   запас, сопровождающийся   сложными   синтаксическими   конструкциями,   умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.   Маленькие   «вундеркинды»   с   удовольствием   читают   словари   и энциклопедии,   придумывают   слова,   должные,   по   их   мнению,   выражать   их собственные   понятия   и   воображаемые   события,   предпочитают   игры, требующие активизации умственных способностей. Способностями помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в   какой­либо   деятельности.   Чаще   всего   талант   проявляется   в   какой­то определенной сфере. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно   новых,   уникальных   творений,   открытием   ранее   неизведанных путейтворчества.  называют   индивидуальные   особенности   личности, Ученые   сегодня   единодушны   в   том,   что   каждый   человек   владеет огромным   множеством   возможностей,   хранящихся   в   нем   в   виде   задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным   он   ни   был,   в   течение   жизни   использует   не   более   одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской   государственной   библиотеки.   Утверждают,   что   Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают   наглядный   пример   того,   какие   возможности   открываются   перед человеком   в   случае   максимального   использования   заложенных   в   нем природных данных. Таланты   рождаются   не   часто,   а   гениев   вообще   за   всю   историю человечества   насчитывается   не   более   400.   Массовая   школа   обычно сталкивается   с   проблемой   раннего   выявления   и   развития   способностей ученика.   Поэтому,   рассуждая   о   системе   работы   с   одаренными   детьми, хотелось   бы   подчеркнуть   мысль   о   работе   со   всеми   детьми,   то   есть   о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к   меняющимся   условиям,   коммуникабельного   и   конкурентоспособного. Именно   это   имел   в   виду   психолог   и   писатель   Г.Томпсон,   говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. Каждый человек одарен по­своему, помочь ему найти свое поприще, где он сможет применить свои природные склонности – одна из основных задач образования.   В   системе   российского   образования   немало   сделано   для обеспечения   развития   способностей   школьников,   в   том   числе   и   на   основе профильного   обучения,   которое   является   системой   «специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учѐтом   реальных   потребностей   рынка   труда,   отработки   гибкой   системы профилей старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего   профессионального   образования».   Таким   образом,   профильное обучение   должно   не   просто   вводиться   в   старшей   школе,   а   требуется обеспечить условия его дальнейшей успешной реализации уже в начальной школе. Очевидно,   что   раннее   выявление   способностей   и   склонностей   детей позволит решить проблему выбора их дальнейшей специализации. Вместе с тем,   в   условиях   растущей   профессиональной   специализации, преимущественного развития отдельных сфер деятельности, расширяющейся компьютеризации общества воспитание гармонически развитой личности, реализующей свои способности в полной мере, выходит на первый план. В государстве не выработана четкая молодежная политика, что приводит к формированию у молодого поколения нравственных ценностей, вступающих в противоречие с традициями и культурой нашего общества. Реформирование системы   образования   не   всегда   имеет   разработанную   правовую   основу. Выполнение   постановлений   Правительства   наталкивается   на   отсутствие материальных и правовых механизмов их осуществления. Таким образом, в современных условиях развития образования школа ставит   своей   задачей   готовить   своих   выпускников   к   жизни   в   обществе   в качестве   активных   участников   в   интеллектуальной,   политической, экономической   и   духовной   сферах,   в   своей   деятельности   педагогический коллектив   нацелен   на   усовершенствование   образовательного   пространства, обеспечивающего самореализацию личности школьников, каждый из которых одарен по­своему. Цель подпрограммы: Создание   оптимальной   модели   образовательного   пространства,   которое способствует самореализации одаренных и высоко мотивированных учащихся через учебную и воспитательную работу. Задачи: 1. Гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель». 2. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся, развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей. 3. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности. 4. Организация системы исследовательской работы учащихся. 5.   Научное,   методическое   и   информационное   сопровождение   процесса развития одаренных. 6. Создание механизма межведомственного взаимодействия в работе с одаренными детьми. 2. Ожидаемые результаты  Создание оптимальной модели работы с одаренными и высоко мотивированными учащимися.  Обеспечение преемственности в работе с одаренными школьниками в начальной и основной школы.  Подготовка выпускников с инновационным типом мышления.  Повышение   квалификации   педагогов   в   связи   с   личностно­ ориентированным подходом в педагогической деятельности. 3. Этапы 2016 ­ 2017 учебный год – проектировочный Цель:  Подготовить   условия   для   совершенствования   системы   работы   с одаренными и высоко мотивированными учащимися в школе. Задачи:  Изучение нормативной базы, подзаконных актов.  Разработка развернутой программы работы с одаренными учащимися.  Разработка   структуры   управления   программой,   должностных инструкций, распределение обязанностей.   Анализ материально­технических, педагогических условий реализации программы. 2017 ­ 2018 учебный год – экспериментальный Цель: апробация системы работы с одаренными и высоко мотивированными учащимися. Задачи:  Диагностика   склонностей   учащихся   учителями­предметниками   и классными  руководителями. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.  Формирование   отдела   методической   библиотеки   школы   по   работе   с талантливыми учащимися.  Адаптация учебных программ элективных курсов.  Повышение квалификации педагогов. 2018 ­ 2020 учебные годы – режим функционирования Цель:  Переход   системы   работы   с   одаренными   учащимися   в   режим функционирования. Задачи:  Совершенствование предпрофильного обучения (8­9 классы).  Анализ итогов реализации программы через публикацию результатов и обсуждение в профессиональном сообществе (семинары, конференции и т.д.).  Коррекция программы.  Достижение преемственности в воспитании и развитии одаренных детей на всех этапах обучения в школе.  Консультативная помощь педагогам в реализации программы развития одаренности.  Мониторинг результатов работы школы по работе с одаренными детьми и их обсуждение на собраниях педагогического коллектива. 4. Кадровое обеспечение подпрограммы Группа Административно­ координационная Консультативная, Научно­ методическая Функции Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и  внесение корректив. Координация реализации подпрограммы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. Состав Администрация ОУ Зам директора по УВР Ермакова Т. И. Педагоги школы  Специалисты, сотрудничающие со школой Осуществление подпрограммы в системе урочной и внеклассной работы Использование новых  педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика. Участие в мероприятиях школы и района. Классные руководители, учителя, педагоги  дополнительного  образования Специалисты и методисты отдела образования, педагоги учебных заведений  дополнительного образования 5. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися Направление деятельности Информационное обеспечение Содержание 1. Нормативно­правовое обеспечение: Положение о проведении школьного тура  предметных олимпиад О проведении предметной недели (декады) О научно­практической конференции школы Об индивидуальном обучении О конкурсах, викторинах и т.п. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы) 3. Наличие комплекта информационно­ методических материалов (рекомендации,  публикации, списки литературы по  направлениям). 4. Издание материалов на сайте школы,  иллюстрированных отчетов. Организационно­ методическое обеспечение 1. Создание целевого методического  объединения школы по проблеме работы с  одаренными и высоко мотивированными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через  систему тематических семинаров. 3. Изучение, обобщение опыта работы педагогов. 4. Консультативная помощь в организации  персональных страничек педагогов с учебными  материалами для учеников в информационной  системе. 5. Мониторинг работы системы. 6. Основные формы внеурочной образовательной деятельности Учащихся Форма Элективные курсы  Ученическая научно­ практическая конференция Предметная неделя (декада) Кружки и секции  Задачи Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей  учащихся. Формирование навыков исследовательской,  творческой и проектной деятельности. Развитие умений и навыков самостоятельного  приобретения знаний на основе работы с научно­ популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным  предметам. Формирование информационной культуры  учащихся. Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению  образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. 7. Организация исследовательской работы учащихся Классы 1 – 4 классы Этапы  Подготовительный этап: Формирование навыков Формы работы Урок. Внеурочная работа по  направлениям 5­7 классы 8­9 классы Этап 2016­2017 учебный год научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся Творческий этап: Совершенствование навыков  научной организации труда. Формирование познавательного  интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование  исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. ФГОС. Проектная  деятельность. Школьные олимпиады. Внутршкольная научно­ практическая конференция.  Конкурсы, проекты разных  уровней, в т.ч. дистанционные Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Конкурсы, проекты разных  уровней. Внутришкольная  научно­практическая  конференция. Кружки. Секции. Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Олимпиады, конкурсы, проекты разных уровней, в т.ч.  дистанционные. Элективные курсы. Научно­практические  конференции различного  уровня. Кружки. Секции. 8. План реализации программы Мероприятия программы Изучение нормативно­правовой базы, подзаконных актов и создание внутришкольных Положений, регламентирующих работу с одаренными и высоко мотивированными детьми. Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально­технических условий по работе с одаренными учащимися. Участие в муниципальном, региональном и заключительном  этапах предметных олимпиад. Деятельность НОУ «Эрудит» Описание системы работы с одаренными учащимися. Подготовка учащихся 8 класса к предпрофильному  обучению в 9 классе. Участие в районных научно­практических конференциях. Участие в областных научно­практических конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных 2017­2020 учебный год 2020 год мероприятиях. Психолого­педагогическая диагностика предметных и творческих склонностей учащихся. Научно­методический семинар для педагогов Исследовательская деятельность учащихся (по плану семинара). Деятельность НОУ «Эрудит» Участие в районных научно­практических конференциях. Участие в краевых научно­практических конференциях. Издание сборника исследовательских работ учащихся. Участие в муниципальном, региональном и заключительном  этапах предметных олимпиад. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися. Подготовка учащихся 8 класса к предпрофильному  обучению в 9 классе. Разработка и утверждение новых программ элективных курсов. Разработка методических рекомендаций по основам  научного исследования школьников. Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работы по развитию одаренности учащихся. 9. Критерии оценки эффективности деятельности в заданном направлении. Планируемый результат Критерии оценки Создание оптимальной модели работы с одаренными учащимися. Рост числа победителей и  призеров олимпиад школьников. Обеспечение  преемственности в работе с  одаренными школьниками в  начальной и основной школе. Рост числа лауреатов научно­практических  конференций учащихся, а также других конкурсов и интеллектуальных игр. Рост победителей и призеров спортивных  соревнований. Стабильность качественной успеваемости при  переходе учащихся с одного звена на другой. Положительные результаты диагностики психологической комфортности и уровня мотивации  к обучению у учащихся на каждом звене. Подготовка выпускников с инновационным типом мышления и действия. Повышение квалификации  педагогов в связи с  личностно­ ориентированным подходом в педагогической деятельности. Высокие показатели поступления выпускников в ССУЗы. Рост числа выпускников, успешно реализующихся в инновационном производстве, других сферах жизнедеятельности. Высокие результаты внешней экспертизы образовательной деятельности в школе (результаты ГИА). Увеличение числа педагогов с высшей квалификационной категорией. Наличие авторских программ, элективных курсов у педагогов по реализации предметной образовательной деятельности. Рост числа опубликованных авторских  педагогических материалов. Рост числа педагогов, награжденных грамотами городского и областного уровня, за подготовку победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д. Рост числа педагогов, награжденных федеральными наградами

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.

Программа «Одаренные дети» на 2016 – 2020 годы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018