Программа наставничества "Педагог - педагог"

  • Документация
  • docx
  • 17.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа для наставника учителя начальных классов. Включает план работы на 3 года.
Иконка файла материала ПРОГРАММА 2023.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа наставничества

«Педагог - педагог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель начальных классов

Крячко Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Дивное 2023 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Пояснительная записка

1.1.          Актуальность Программы наставничества «Педагог-педагог»

1.2.          Нормативно-правовая основа внедрения системы наставничества

1.3.          Цель и задачи Программы наставничества

1.4.          Ожидаемые результаты

2.     Содержание Программы наставничества

2.1.          Этапы реализации Программы

Этап 1. Адаптация молодого специалиста

Этап 2.  Профессиональное развитие молодого специалиста

Этап 3. Развитие потенциала молодого специалиста

3.     Оценка результатов Программы  и её эффективности

3.1.          Организация контроля и оценки

4.     План работы с молодым специалистом (на 3 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность программы

Создание Программы наставничества «Педагог – педагог» продиктовано велением времени. На сегодняшний день ряд национальных проектов направлены на решение кадрового вопроса в сфере образования. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Программа наставничества «Педпгог - педагог», как часть комплекса мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, обоснован реализацией национального проекта «Образование» и направлен на достижение результатов федерального проекта «Современная школа», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы».

Проект «Образование» ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно­нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций - общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции, т.е. способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Необходимостью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение. Технология наставничества эффективна для решения проблем, с которыми сталкиваются молодые педагоги.

 

1.2.          Нормативно-правовая основа внедрения системы наставничества

Данная Программа наставничества составлена для молодого специалиста, с учётом нормативно-правовой базы внедрения системы (целевой модели) наставничества:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации»;

распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста;

распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания еди­ной федеральной системы научно-методического сопровождения педагоги­ческих работников и управленческих кадров»;

методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (це­левой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года    № АЗ-1128/08);

 приказа министерства образования Ставропольского края от 03 марта 2022 года №337-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края».

 

 

1.3.          Цель и задачи Программы наставничества

Цель - разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношении наставника и наставляемого в форме «педагог-педагог», способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Указанная цель предполагает решение ряда задач:

1.             Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а так же в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;

2.             Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

3.             Дифференцированное  и целенаправленное планирование методической  работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;

4.             Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

5.             Ускорение процесса профессионального становления Наставляемого лица.

Срок реализации Программы

Программа наставничества «Педагог - педагог» для молодого специалиста разработа на 3 года. Это связано с тем, что данный срок является минимальным временем для становления молодого педагога .

 

1.4 . Ожидаемые результаты

ü адаптация  начинающего педагогв    в   учреждении  и,  как результат, закрепление молодого специалиста в школе;

ü активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

ü повышение    профессиональной  компетентности   молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

ü обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

ü совершенствование    методов     работы       по     развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

ü использование в работе начинающего педагога новых педагогических технологий.

 

2.     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа в соответствии с этапами становления молодого учителя:

ü      адаптация  (освоение   норм  профессии,   её   ценностей, приобретение автономности);

ü      стабилизация     (приобретение     профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);

ü      преобразование      (достижение       целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).

Этап 1 (первый год). Адаптация молодого специалиста.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью МКОУ СОШ №1 и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс.

Учитель-наставник совместно с молодым специалистом не позднее 1 недели со дня начала кураторства составляет индивидуальный план адаптации молодого специалиста (на 3 месяца – с августа по октябрь).

Мероприятия по адаптации проводится в первые 3 месяца работы молодого специалиста.

Работа   с  молодым   специалистом  на   этапе  адаптации строится по двум направлениям:

1.               Подготовительная часть перед встречей с молодым педагогом наставнику необходимо:

- убедиться,         что    должностная       инструкция педагога подготовлена и соответствует действительности;


-              подготовить все информационные материалы, которые должны быть выданы молодому  педагогу в первые дни работы;

-              составить   план   работы   наставника   по адаптации молодого педагога к педагогической деятельности.

2.           Общая    часть предполагает    введение    в    должность

- мероприятия, направленные          на знакомство молодого специалиста

с     условиями      и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе: Беседа может проводиться по следующим вопросам: история учреждения и его развитие;

-             администрация (должность, Ф.И.О., телефоны, №кабинета);

-             наиболее       важные      документы учреждения,        например, Устав, Программа развития и т.д.;

-             политика в области работы с родителями;

-                    содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий, ответственность, взаимодействие с коллегами и другими работниками учреждения;

-             техника безопасности на рабочем месте (вводный инструктаж).

Затем наставник представляет молодого педагога коллегам и знакомит его с учреждением. Ознакомление молодого педагога с учреждением проводится по следующему алгоритму:

-                   вместе   с   молодым   специалистом   проанализировать   его должностные обязанности;

-             ознакомить с правилами внутреннего распорядка;

-               обсудить стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы и т.п., принятые в МКОУ СОШ №1;

-             ознакомить с организационной структурой школы;

-             провести инструктаж по оказанию неотложной помощи;

-               ознакомить с правилами и действиями в чрезвычайных ситуациях, показать пожарные выходы на случай эвакуации;

-             ознакомить с требованиями к внешнему виду;

-                ознакомить с требованиями пропускной системы, порядком открывания и закрывания кабинета;

-                  предоставить  информацию  личного  плана:   местонахождение   столовой, туалетов, места для отдыха и т.д.;

-                  предоставить  информацию  о   традициях  методического объединения, в котором молодой  педагог будет работать;


-                  объяснить, как действует административно-хозяйственная, библиотечно-информационная и социально-психологическая системы учреждения. Существующие правила и процедуры;

-             ознакомить с требованиями и стандартами образования;

-             ознакомить с системой отчетности: форма, периодичность, содержание;

-             ознакомить с контактными лицами вне учреждения;

-               ознакомить с кабинетом (рабочий стол, оснащение, места хранения рабочих материалов, методической литературы), объяснить особенности использования ТСО, персонального компьютера и возможностей локальной сети учреждения (диски и хранящаяся на них информация, директории общего пользования и т.д.), проконсультировать по пользованию конкретными программными продуктами.

Оценка адаптации молодого специалиста проводится не позднее, чем за 1 неделю до окончания этапа адаптации.

Организация работ по оценке адаптации молодого специалиста осуществляется зам. директора по методической работе или методистом школы.

На процедуру оценки предоставляются следующие документы:

Анкета, заполненная молодым специалистом;

Отзыв     наставника о результатах адаптации молодого специалиста;

Индивидуальный план адаптации молодого специалиста;

Зам. директора по методической работе совместно с учителем-наставником рассматривают представленные документы и делают выводы о результатах адаптации молодого специалиста и при необходимости корректируют проект индивидуального плана профессионального развития.

Результаты оценки адаптации молодого специалиста оформляются в виде заключения об адаптации молодого специалиста.

В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки могут быть приглашены молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

сообщает молодому специалисту результаты оценки;

обсуждает и согласовывает способы улучшения работы молодого специалиста;

согласовывает и вносит изменения в индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста;

при необходимости вносит изменения в процесс кураторства;

знакомит с заключением об адаптации.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты в течение двух дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 2 ( первый-второй год). Профессиональное развитие молодого специалиста

Цель этапа – проанализировать компетенцию молодого педагога, предусмотреть и спланировать совокупность мероприятий и работ, обеспечивающих изучение молодым педагогом основ педагогики, психологии и методики обучения, а также приобретение им необходимых навыков проведения занятий с учащимися по определенному направлению, оказать помощь в разработке плана профессионального становления молодого  педагога

Важный момент – планирование посещения занятий молодого педагога. Посещение занятий должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени. Практика показывает, что необходимо посетить 10-15 занятий молодого педагога, разбирая вначале отдельное занятие, а затем систему занятий.

По результатам выполнения молодым специалистом индивидуального плана адаптации учитель-наставник совместно с молодым специалистом не позднее, чем за 2 недели до окончания 1-го этапа составляет проект индивидуального плана профессионального развития, до конца второго года работы молодого специалиста. Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся с ноября по май.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития и может включать следующие формы:

- самообучение;

- наставничество;

- участие в молодежных профессиональных конкурсах;

- участие в мероприятиях, организованных в МКОУ СОШ № 1.

Оценка профессионального развития молодого специалиста проводится не позднее, чем за одну неделю до окончания данного этапа.

Организация работ по оценке профессионального развития молодого специалиста осуществляется зам. директора по методической работе.

На процедуру оценки представляются следующие документы:

- Отзыв учителя-наставника о результатах профессионального развития молодого специалиста;

- Индивидуальный план профессионального развития молодого специалиста (с отметками о выполнении и перечнем выполненных мероприятий, не предусмотренных планом)

- Проект индивидуального плана развития потенциала молодого специалиста.

Результаты оценки оформляются в виде заключения о профессиональном развитии молодого специалиста. В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

-  сообщает молодому специалисту результаты оценки;

-  обсуждает и согласовывает способы     улучшения работы молодого специалиста.

-  знакомит с заключением о профессиональном развитии.

Все материалы, представленные на оценку, и ее результаты после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

Этап 3 (второй-третий год). Развитие потенциала молодого специалиста

Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры.

Мероприятия по развитию молодого специалиста проводятся на протяжении второго и третьего года работы в ОУ.

Учитель-наставник совместно с молодым специалистом составляет индивидуальный план развития потенциала. В процессе работы индивидуальный план молодого специалиста может быть откорректирован по инициативе учителя-наставника или самого молодого специалиста.

Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом и может включать следующие формы:

обучение;

-  самообучение;

-  участие в конкурсах молодежных разработок;

-  участие в мероприятиях, организованных ОУ.

                Оценка развития потенциала молодого специалиста проводится в последний месяц данного этапа. Организация работ по оценке развития потенциала молодого специалиста осуществляется зам. директора по методической работе.

         На процедуру оценки представляются следующие документы:

Индивидуальный план развития потенциала молодого специалиста (с отметкой о выполнении).

Результаты оценки оформляются в виде заключения о развитии потенциала молодого специалиста. В случае необходимости уточнения информации, содержащейся в представленных документах, на процедуру оценки может быть приглашен молодой специалист.

Собеседование с молодым специалистом по результатам оценки проводит зам. директора по методической работе, в ходе которого:

- сообщает молодому специалисту результаты оценки;

- обсуждает возможные перспективы развития специалиста;

- знакомит с заключением о развитии потенциала.

Все материалы, представленные на оценку и ее результаты в течение трех дней после проведения собеседования помещаются в дело молодого специалиста.

По окончании срока наставничества молодой педагог совместно с наставником в течение 10 дней сдает заместителю директора по методической работе следующие документы:

- отчет молодого специалиста о проделанной работе;

- оценка педагогической деятельности молодого специалиста наставником

- план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Деятельность наставника в       работе с      молодым   специалистом считается эффективной, если

- молодой педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

- показатели качества обученности учащихся находятся на базовом уровне.


3. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

         3.1. Организация контроля и оценки

Контролирует и оценивает работу наставляемого, наставника и всей Программы в целом заместитель директора по УВР Ельшина Н.Н.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.

Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании аналитической справки, составленной наставником, а также самоанализа деятельности молодого специалиста.

Мониторинг в наставнической деятельности – это система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: обратная связь от участников Программы наставничества (метод анкетирования); контроль за процессом наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; определение условий эффективного наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия; анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

Индикативные показатели

Умение планировать учебную деятельность на основе творческого поиска через самообразование;

овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

умение работать с классом на основе изучения личности обучающегося;

умение организовать классный коллектив, взаимодействуя со всеми участниками образовательной деятельности;

овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся;

становление и развития профессиональных компетенций у наставляемых;

повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

Показатели эффективности деятельности учителя (наставляемого)

Для оценки эффективности наставнической работы и деятельности учителя в школе определены следующие критерии, показатели и система оценивания:

 

Критерии

Показатели

Баллы

Урочная деятельность

Общая успеваемость за четверть, год

100%

10

Менее 100%

6-8

Имеется положительная динамика

5

Качество успеваемости за четверть, год

80 — 100% - оптимальное

20

50 — 74% - допустимое

15

Менее 50% - недопустимое

5

Имеется положительная динамика

5

Участие в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах по предмету (за год)

Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету

Уровень

Школьный

Муниципальный

Региональный

Федеральный

Количество участников

5 и более

2

3

4

5

2 – 4

1

2

3

4

0 – 1

0

1

2

3

Качество участия (% победителей и призеров от количества участников)

50% и более

2

3

4

5

20 — 49 %

1

2

3

4

1 — 19%

0

1

2

3

Внеурочная деятельность

Участие в проектах, научно­-практических конференциях, межпредметных интеллектуальных и творческих конкурсах, акциях, мероприятиях

Творческие работы, исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися на межпредметной основе, в результате занятий внеурочной деятельностью

 

 

 

 

Количество участников

5 и более

2

3

4

5

1 – 4

1

2

3

4

Качество участия (% победителей и призеров от количества участников)

50% и более

2

3

4

5

20 — 49 %

1

2

3

4

1 — 19%

0

1

2

3

Научно-методическая, инновационная деятельность

Участие в конференциях, семинарах, фестивалях и других педагогических форумах

1 и более мероприятий в год в очном формате Не менее 2 —х мероприятий в год в заочном (дистанционном) формате

1

2

3

4

Участие в

профессиональных и творческих педагогических конкурсах

1 и более в год (в очном или заочном (дистанционном) формате

2

3

4

5

Публикации

 

В сетевых электронных изданиях

В печатных изданиях

1 – 2

1

3

3 – 5

2

4

6 и более

3

6

 

57 – 76 баллов — высокий уровень

36 – 56 баллов — средний уровень

20 – 35 баллов — низкий уровень

0 – 19 баллов — недопустимый уровень

 

 

Показатели эффективности реализации Программы наставничества

 

Критерии

Показатели

Проявление

В полной

мере 2 балла

Частично

1 балл

Не

проявляется 0 баллов

Оценка Программы наставничества в школе

Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется

 

 

 

Оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в Программе наставничества

 

 

 

Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям

 

 

 

Наличие комфортного психологического климата в школе

 

 

 

Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия

 

 

 

Определение

эффективности

участников

наставнической

деятельности в

школе

Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности

 

 

 

Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности

 

 

 

Изменения в

деятельности

наставляемого

Активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью

 

 

 

Степень применения наставляемым полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных ситуациях, активная гражданская позиция

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

15 – 18 баллов – оптимальный уровень

9 – 14 баллов – допустимый уровень

0 – 8 баллов – недопустимый уровень

 

По результатам мониторинговых исследований можно:

-                  оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников Программы наставничества и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников;

-                  определить степень эффективности и полезности Программы наставничества как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри школы;

-                     выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар «наставник-наставляемый»;

- спрогнозировать дальнейшее развитие наставнической деятельности в школе.

 

ПЛАН РАБОТЫ С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

1 ГОД «КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕХА УЧАЩИХСЯ»

Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы; формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.

Задачи:

- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;

- выявить затруднения в педагогической практике;

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

- развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста наставником, и посещение уроков молодым специалистом у наставника.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

- успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;

- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

- использование в работе начинающего педагога инновационных педагогических технологий.

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

 

Изучение нормативно-правовой базы. Планирование педагогической деятельности

 

1

Беседа. Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Специфика преподавания в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август – сентябрь

2

Изучение новой редакции ФГОС ООН (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287) Основные изменения.

3

Изучение методических рекомендаций ГБУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2022/23 учебном году

4

Изучение рабочей программы воспитания школы, утвержденной приказом МКОУ СОШ №1 от 31.08.2022 г. № 257-од

5

Планирование и организация работы по предметам (изучение основных тем программ, составление рабочих программ; составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой,  поурочное планирование)

6

Самообразование – лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию

7

Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся. Составление графика контрольных работ

Оказание всесторонней помощи молодому специалисту

 

Совершенствование качества преподавания предметов

 

1

Занятие «Требования к современному уроку. Этапы современного урока». Консультации по планированию уроков

 

 

 

 

 

 

Октябрь

2

Сотрудничество с психологом. Беседа «Как выстроить взаимоотношения молодого учителя с классом»

3

Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. Самоанализ уроков молодым специалистом. Анализ уроков наставником

4

Посещение уроков наставника. Самоанализ уроков наставником

5

Практикум по теме «Разработка поурочных планов»

 

Организация работы с одарёнными детьми

 

1

Беседа «Виды одарённости. Способы выявления одарённых детей»

 

 

 

Ноябрь

2

Сотрудничество с психологом «Как выявить одарённость у ребёнка»

3

Занятие «Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предметам».

4

Изучение методической литературы по работе с одарёнными детьми. Знакомство с цифровыми образовательными сервисами.

5

Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания.

6

Консультация: подготовка к предметной Неделе начальных классов

7

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Организация дифференцированного подхода в обучении

 

1

Беседа: «Способы организации дифференцированного подхода»

 

 

 

 

Декабрь

2

Сотрудничество с психологом. Занятие «Слабоуспевающий ребёнок. Особенности психического развития»

2

Практикум: «Организация помощи слабоуспевающим учащимся. Адресная помощь»

3

Занятие «Составление разноуровневых заданий. Знакомство с методической литературой»

4

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

5

Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся

 

Организация внеклассной/внеурочной деятельности

 

1

Обсуждение новинок методической литературы по предметам, внеурочной деятельности

 

 

 

Январь

2

Беседа «Способы организации внеурочной деятельности»

3

Посещение классного часа молодого специалиста. Самоанализ мероприятия молодым специалистом. Анализ мероприятия наставником.

4

Посещение классного часа молодым специалистом у наставника

5

Практикум «Организация внеклассных мероприятий по предметам»

6

Беседа «Как подготовить родительское собрание; детский утренник»

7

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках

 

1

Занятие «Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках»

 

 

 

Февраль

2

Сотрудничество с психологом. Беседа «Взаимоотношения в классном коллективе»

3

Посещение уроков и анализ деятельности молодого специалиста по развитию коммуникативных умений учащихся.

4

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Способы повышения учебной мотивации учащихся 

 

1

Занятие «Деятельностный подход в обучении. Исследовательская деятельность. Проектное обучение»

 

 

 

Март

2

Посещение уроков и анализ деятельности молодого специалиста по использованию интерактивных методов обучения

3

Практикум «Использование цифровых сервисов для повышения учебной мотивации»

4

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Публикация методических разработок

 

1

Анализ работы педагогических сайтов и педагогических сообществ по предоставлению возможности публикаций методических разработок и планов уроков.

 

 

 

Апрель

2

Участие молодого специалиста в печатной деятельности.

3

Беседа: «Учусь строить отношения». Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

4

Практикум: «Учусь строить отношения». Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

5

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Рефлексия педагогической деятельности. Перспективное планирование на следующий учебный год

 

1

Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов

 

 

 

 

Май – июнь

2

Консультация заместителя директора по УВР Н.Н. Ельшиной по выявлению сильных и слабых сторон в педагогической деятельности молодого специалиста

3

Занятие: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся»

4

Обмен мнениями: проведение промежуточной аттестации

5

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

6

Перспективное планирование по самообразованию на следующий учебный год

 

2 ГОД. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК

Цель - создание организационно-методических условий для успешной деятельности молодого специалиста в условиях современной школы; формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для успешного применения на практике.

Задачи:

- помочь молодому учителю в организации педагогической деятельности, с учётом результатов прошлого учебного года;

- продолжать выявлять затруднения в педагогической практике;

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

- развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1.                 Анализ результатов деятельности молодого учителя за прошлый учебный год. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста наставником, и посещение уроков молодым специалистом у наставника.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. сотрудничество с психологом.

5.Продолжить работу по активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

- успешная педагогическая деятельность молодого учителя в учреждении;

- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

- использование в работе начинающего педагога инновационных педагогических технологий.

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

 

Изучение нормативно-правовой базы. Планирование педагогической деятельности

 

1

Изучение методических рекомендаций ГБУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2023/24 учебном году

 

 

 

 

Август-сентябрь

2

Изучение рабочей программы воспитания школы, утвержденной приказом МКОУ СОШ №1

3

Консультации по работе в «Конструкторе рабочих программ». Планирование и организация работы по предметам (изучение основных тем программ, составление рабочих программ; составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой,  поурочное планирование)

4

Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся. Составление графика контрольных работ

5

Самообразование – лучшее образование. Оказание помощи в работе по теме самообразования

Оказание всесторонней помощи молодому специалисту

 

Совершенствование качества преподавания предметов

 

1

Занятие «Использование цифровых образовательных ресурсов». Консультации по планированию уроков

 

 

Октябрь

2

Беседа «Формирование функциональной грамотности – одна из актуальных задач на современном этапе образования»

3

Практикум «Использование регионального компонента как одно из средств формирования функциональной грамотности»

4

Занятие «Организация и проведение экскурсий по окружающему миру. Фенологические наблюдения»

5

Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. Самоанализ уроков молодым специалистом. Анализ уроков наставником

6

Посещение уроков наставника. Самоанализ уроков наставником

7

Практикум по теме «Совершенствование преподавания уроков русского языка»

 

Организация работы с одарёнными детьми

 

1

Анализ работы с одарёнными детьми за прошлый учебный год.

 

 

Ноябрь

2

Сотрудничество с психологом «Выявление одарённости детей»

3

Занятие «Совершенствование работы по подготовке учащихся к конкурсам, олимпиадам по предметам».

4

Изучение методической литературы по работе с одарёнными детьми. Привлечение учащихся к активному использованию цифровых образовательных сервисов, в том числе УЧИ.РУ.

5

Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: совершенствовать навыки молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания.

6

Консультация: подготовка к предметной Неделе начальных классов

7

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Организация дифференцированного подхода в обучении

 

1

Беседа: «Использование дифференцированных заданий при изучении нового материала по сложным темам»

 

 

 

Декабрь

2

Сотрудничество с психологом «Причины низкой успеваемости учащихся»

3

Обмен опытом по использованию дифференцированного подхода на заседании ШМО

4

Практикум: «Организация помощи слабоуспевающим учащимся. Адресная помощь»

5

Занятие «Составление разноуровневых заданий. Знакомство с методической литературой»

6

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

7

Анализ результатов проведённых контрольных работ по русскому языку и математике. Составление плана работы по устранению пробелов в знаниях

 

Организация внеклассной/внеурочной деятельности

 

1

Обсуждение новинок методической литературы по предметам, внеурочной деятельности

 

 

 

 

Январь

2

Беседа «Использование тематики «Разговоров о важном во внеурочной деятельности»

3

Анализ работы за прошлый учебный год по теме: «Способы организации внеурочной деятельности»

4

Посещение классного часа молодого специалиста. Самоанализ мероприятия молодым специалистом. Анализ мероприятия наставником.

5

Посещение классного часа молодым специалистом у наставника

6

Беседа «Организация экскурсий в музей «Русская горница ЦДТ»

7

Практикум «Как подготовить родительское собрание; детский утренник»

8

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках

 

1

Проведение мониторинга сформированности коммуникативных умений. Анализ результатов. Планирование деятельности

 

 

 

Февраль

2

Сотрудничество с психологом «Причины замкнутости детей»

3

Занятие «Формирование коммуникативных умений учащихся при использовании групповой работы на уроках»

4

Практикум «Использование работы в парах и группах на уроках русского языка»

5

Посещение уроков и анализ деятельности молодого специалиста по развитию коммуникативных умений учащихся.

6

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Способы повышения учебной мотивации учащихся 

 

1

Занятие «Деятельностный подход в обучении. Исследовательская деятельность. Использование проектного обучения на уроках окружающего мира»

 

 

 

Март

2

Сотрудничество с психологом «Причины низкой учебной мотивации детей»

3

Практикум «Использование занимательного материала на уроках, с целью повышения учебной мотивации»

4

Посещение уроков и анализ деятельности молодого специалиста по использованию интерактивных методов обучения

5

Практикум «Использование цифровых сервисов для повышения учебной мотивации»

6

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Публикация методических разработок. Психолого-педагогическая помощь

 

1

Анализ работы педагогических сайтов и педагогических сообществ по предоставлению возможности публикаций методических разработок и планов уроков.  Участие в дистанционных педагогических конкурсах

 

 

 

Апрель

2

Анализ личного участия молодого специалиста в печатной деятельности за прошлый учебный год. Участие молодого специалиста в печатной деятельности.

3

Беседа: «Взаимоотношения в классном коллективе». Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

4

Практикум: «Взаимоотношения в классном коллективе». Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

5

Сотрудничество с психологом по налаживанию взаимоотношений в классном коллективе

6

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Рефлексия педагогической деятельности. Перспективное планирование на следующий учебный год

 

1

Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов

 

 

 

 

 

Май

2

Консультация заместителя директора по УВР Н.Н. Ельшиной по выявлению сильных и слабых сторон в педагогической деятельности молодого специалиста

3

Занятие: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся»

4

Обмен мнениями: проведение промежуточной аттестации

5

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

6

Перспективное планирование по самообразованию на следующий учебный год

 

3 ГОД. ВЫБОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНИИ

Цель - создание организационно-методических условий для успешной реализации молодого специалиста в условиях современной школы; формирование профессиональных умений и навыков у молодого педагога для самостоятельного выбора направления педагогической деятельности.

Задачи:

- помочь молодому учителю в организации педагогической деятельности, с учётом результатов прошлого учебного года;

- продолжать выявлять затруднения в педагогической практике;

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;

- создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

- помочь в подготовке к проведению ВПР по математике, русскому языку, окружающему миру;

- развивать потребности и мотивации у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1.Анализ результатов деятельности молодого учителя за прошлый учебный год. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого специалиста наставником, и посещение уроков молодым специалистом у наставника.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. сотрудничество с психологом.

5.Продолжить работу по активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

- успешная педагогическая деятельность молодого учителя в учреждении;

- определение молодым специалистом индивидуальной педпгогической линии;

- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;

- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

- использование в работе начинающего педагога инновационных педагогических технологий.

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

 

Изучение нормативно-правовой базы. Планирование педагогической деятельности

 

11  1

Изучение методических рекомендаций ГБУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2024/25 учебном году

 

 

 

 

Август-сентябрь

2

Изучение новых документов в области образования

3

Изучение рабочей программы воспитания школы, утвержденной приказом МКОУ СОШ №1

4

Консультации по работе в «Конструкторе рабочих программ». Планирование и организация работы по предметам (изучение основных тем программ, составление рабочих программ; составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой,  поурочное планирование)

5

Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся. Составление графика контрольных работ

6

Самообразование – лучшее образование. Оказание помощи в работе по теме самообразования

Оказание всесторонней помощи молодому специалисту

 

Совершенствование качества преподавания предметов

 

1

Занятие «Подготовка к ВПР по предметам: русскому языку, математике, окружающему миру». Консультации по планированию уроков

 

 

Октябрь

2

Практикум «Использование практических методов в обучении. Проведение практических работ, опытов на уроках окружающего мира»

3

Занятие «Как работать с картой на уроках окружающего мира»

4

Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. Самоанализ уроков молодым специалистом. Анализ уроков наставником

5

Посещение уроков наставника. Самоанализ уроков наставником

6

Практикум по теме «Совершенствование преподавания уроков математики и окружающего мира»

 

Организация работы с одарёнными детьми

 

1

Анализ работы с одарёнными детьми за прошлый учебный год. Итоги участия детей в школьных олимпиадах, онлайн-олимпиадах.

 

 

Ноябрь

2

Сотрудниество с психологом «Развития способностей учащихся»

3

Пополнение методической копилки заданиями для проведения олимпиад по предметам

4

Обмен опытом работы с одарёнными детьми на заседании ШМО

5

Изучение методической литературы по работе с одарёнными детьми. Привлечение учащихся к активному использованию цифровых образовательных сервисов, в том числе УЧИ.РУ.

6

Практикум: «Разработка олимпиадных заданий». Цель: совершенствовать навыки молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания.

7

Консультация: подготовка к предметной Неделе начальных классов

8

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Организация дифференцированного подхода в обучении

 

1

Анализ работы в использовании дифференцированного подхода в обучении.

 

 

 

Декабрь

2

Обмен опытом    по использованию дифференцированного подхода на заседании ШМО

3

Практикум «Составление разноуровневых заданий. Знакомство с методической литературой»

4

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

5

Анализ результатов текущего контроля. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

 

Организация внеклассной/внеурочной деятельности

 

1

Обсуждение новинок методической литературы по предметам, внеурочной деятельности

 

 

 

 

Январь

2

Анализ воспитательной деятельности. Планирование коллективных мероприятий: посещение выставок, проведение экскурсий.

3

Посещение классного часа молодого специалиста. Самоанализ мероприятия молодым специалистом. Анализ мероприятия наставником.

4

Посещение классного часа молодым специалистом у наставника

5

Беседа «Трудности при подготовке родительского собрания»

6

Беседа «Вовлечение учащихся в объединения учреждений дополнительного образования»

7

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроках, во внеурочной деятельности

 

1

Проведение мониторинга сформированности коммуникативных умений. Анализ результатов. Планирование деятельности

 

 

 

Февраль

2

Занятие «Формирование коммуникативных умений учащихся на внеурочных занятиях»

3

Практикум «Подготовка к ВПР  по предметам

4

Посещение уроков и анализ деятельности молодого специалиста по развитию коммуникативных умений учащихся.

5

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Способы повышения учебной мотивации учащихся 

 

1

Занятие «Использование элементов игротехники как одно из средств повышения учебной мотивации»

 

 

 

Март

2

Обмен опытом по повышению учебной мотивации на заседании ШМО

3

Посещение уроков и анализ деятельности молодого специалиста по повышению учебной мотивации

4

Сотрудничество с психологом «Причины низкой успеваемости»

5

Практикум «Использование цифровых сервисов для повышения учебной мотивации»

6

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Публикация методических разработок. Психолого-педагогическая помощь

 

1

Анализ личного участия молодого специалиста в печатной деятельности за прошлый учебный год. Участие молодого специалиста в печатной деятельности.

 

 

 

 

Апрель

2

Участие молодого специалиста в педагогических конкурсах

3

Беседа: «Учусь строить отношения». Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

4

Практикум: «Учусь строить отношения». Анализ педагогических ситуаций. Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций

5

Сотрудничество с психологом. Мониторинг психологического микроклимата в классе

6

Совершенствование качества преподавания предметов: взаимопосещение уроков. Анализ посещённых уроков. Самоанализ уроков

 

Рефлексия педагогической деятельности. Перспективное планирование на следующий учебный год

 

1

Подведение итогов наставничества «педагог-педагог»: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов

 

 

Май

2

Консультация заместителя директора по УВР Н.Н. Ельшиной по выявлению сильных и слабых сторон в педагогической деятельности молодого специалиста

3

Занятие: «Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся»

4

Анализ проведения промежуточной аттестации

5

Перспективное планирование деятельности молодого учителя на следующий учебный год

 

 

 

 

 

Используемые источники:

Типовое положение о наставничестве в общеобразовательной организации

edu-eao.ru


 

Скачано с www.znanio.ru