Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Оценка 4.7
Документация +1
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
13.02.2017
Содержание программы предусматривает длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
Программа для одаренных детей предусматривает развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые, дает им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививает стремление к приобретению знаний.
Программа- организация работы с одаренными детьми (1-4 классы).docx
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании МО учителей начальных классов директор МБОУСОШ № 11
руководитель МО_____________ _____________
1
Индивидуальная программа
развития одаренного ребенка в школе
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11
Зиновьева Ирина Владимировна ст. Запорожская
I.
Пояснительная записка
2
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального
дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной
сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда
помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не
позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.
Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту
тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность
явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных
направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
II.
Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование,
традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может
обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для
дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих
способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным
в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы,
используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и
организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской
деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой
общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды,
которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как
одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми
формами одаренности.
III.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. 3
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук
и конкретными академическими способностями;
дети с высокими творческими (художественными) способностями.
дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии
учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества.
Формы работы с ОД:
групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления
одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует
предварительного ответа на следующие вопросы:
с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной,
художественной или иной);
в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных
способностей; психологопедагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза
образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и
результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной
является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии
осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Для ОД индивидуализация в образовательном процессе – это построение
индивидуальных образовательных программ. Переход ученика на индивидуальную 4
образовательную программу должно происходить
предусматривать:
по правилам, которые должны
оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на
индивидуальную программу;
желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им
ответственности принимаемого решения;
согласие, помощь и контроль родителей.
IV.
Цель:
создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальности одаренного
ребенка, его самореализацию, самоопределенность в соответствии со способностями.
V.
Задачи:
выявление и отбор как одаренных и талантливых детей, так и способных;
создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
поддержка высокой учебной мотивации школьников;
поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и
самообучения;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
содействие индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладка дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Данная программа предназначена для индивидуального развития одаренных детей.
Программа обеспечивает индивидуальный подход к одаренным детям, позволяет выстроить
индивидуальную траекторию личностного роста в соответствии с её особенностями,
отследить динамику изменений.
Основные формы взаимодействия педагога и учащихся: индивидуальные и групповые.
VI. Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
№ Использованная
направления
методика/
основные
Сроки
Ответственный
1. Диагностическая работа
1
2
3
4
Методика «Карта одаренности» (на основе
методики А.И. Савенкова).
Цель диагностирования: оценить степень
выраженности у ребенка различных видов
одаренности.
Методика «Лесенка побуждений» (на основе
методики Н.В. Елфимовой).
Цель: определить характер и наличие учебной
мотивации.
Методика Савенкова А.И. «Карта интересов»
Тест на интеллект Р. Кеттела
Цель: измерение уровня интеллектуального
12 неделя
сентября
школьный педагог
психолог
12 неделя
сентября
классный
руководитель
34 неделя
сентября
34 неделя
сентября
школьный педагог
психолог
школьный педагог
психолог 5
5
6
1
2
3
4
5
6
развития независимо от влияния факторов
окружающей социальной среды.
Тест на определение уровня школьной
тревожности. Автор Филлипс.
Социометрия. Автор Дж.Морено.
34 неделя
ноября
34 неделя
декабря
школьный педагог
психолог
школьный педагог
психолог
2. Разработка индивидуальной программы
Разработка индивидуального маршрута
одаренного ребенка.
Составление индивидуального учебного плана
по предметам: русскому языку, литературному
чтению,
окружающему миру,
английскому языку
математике,
Выбор темы исследовательской работы по
одному из предметных направлений.
Составление плана учеником для учета
желаний ребенка.
Беседа с родителями.
Цель: учет социального заказа родителей.
Реализация индивидуальной программы
работы с ОД.
1 неделя
октября
1 неделя
октября
2 неделя
октября
2 неделя
октября
2 неделя
октября
В течение
года
учительпредметник
учителя – предметники
руководитель
психолог
классный
руководитель
ведущий учитель
3. Прогнозирование индивидуальный учебный план –
«Я выбираю предметы для изучения»
Предмет
Русский язык
Литературное чтение
Английский язык
Математика
Форма работы
Индивидуальные и
дистанционные
консультации.
Индивидуальные и
дистанционные
консультации.
Индивидуальные и
дистанционные
консультации.
Индивидуальные и
дистанционные
консультации.
Ожидаемые результаты
Результативное участие на
муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады.
Результативное участие на
муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады.
Высокий балл на конец года.
Результативное участие на
муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады.
Высокий балл на конец года.
Результативное участие на
муниципальном этапе
Всероссийской олимпиады.
Высокий балл на конец года.
4. Интеллектуальное развитие одаренного ребенка
Основные направления
Подготовка материалов
для
проведения
школьного тура олимпиад.
Участие в школьном туре
олимпиад.
Участие в районном туре
олимпиад.
Сроки
октябрь
Ответственный
учителяпредметники
ноябрь декабрь
учителяпредметники
мартапрель
учителяпредметники "Я
школьной
Участие в конкурсах,
выставках, конференциях.
Работа по выбранным
темам
проектно
исследовательской
деятельности
обучающихся
Участие обучающихся в
Интернет олимпиадах,
конкурсах
Проведение
научнопрактической
конференции для 14
классов
Подготовка и участие в
работе районной научно
практической
конференции
исследователь"
Участие в
«Ученик
начальных классов
Ярмаркавыставка
творческих работ детей и
родителей
конкурсе
года» для
6
в течение года согласно
плану ОУ
в течение года согласно
плану ОУ
учителяпредметники
учителяпредметники
в течение года согласно
учителяпредметники
плану ОУ
в течение года согласно
плану ОУ
учителяпредметники
в течение года согласно
плану ОУ
учителяпредметники
в течение года согласно
плану ОУ
учителяпредметники
в течение года согласно
учителяпредметники
плану ОУ
5. Мониторинг результативности работы с ОД.
Пополнение данной электронной базы.
Сроки
Выход
в течение года согласно
плану ОУ
карта познавательной деятельности
ребенка.
октябрь
индивидуальный образовательный
маршрут
в течение года согласно
плану ОУ
ежемесячно
расписание посещений занятий
карта наблюдений, рекомендации
учителями – предметниками.
ежемесячно
карта наблюдений за состоянием
здоровья ребенка.
Основные направления
Организация творческих
отчетов, выставок,
смотров.
Разработка
индивидуального
образовательного
маршрута учителями –
предметниками.
Прохождение тестов,
предметных олимпиад
Диагностирование,
рефлексия школьным
педагогом психологом,
руководителем НОУ,
учителями –
предметниками.
Беседа классного
руководителя с
родителями о здоровье
ребенка, об
эмоциональном состоянии.
6. Методическое сопровождение
7
и
формирование
анализ результатов
Основные направления
Сбор и подготовка
аналитической
информации:
своевременное
пополнение базы данных
ОД;
отчет по реализации
индивидуальных планов
работы с ОД;
олимпиад;
мониторинг
результативности работы
с ОД.
Сбор и систематизация
методических материалов
по работе с одаренными
детьми.
Итоги работы с ОД в
2016/2017 учебном году.
Планирование работы на
следующий год.
Ответственный
Заместители директора, учителя –
предметники, руководители
исследовательских работ
Сроки
в течение года
апрель
декабрь
в течение года
в течение года
учителяпредметники
май
учителяпредметники
7. Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника
Самооценка: «Что я
хотел?»
«Что я сделал для
достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что
сделать ещё?»
необходимо
Сбор материалов по результатам работы.
В течении года
учитель, ученик
8. Портфолио за 20162017 учебный год
VII. Возможные риски
(Таблица 1)
неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к
тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности,
может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать
возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная
самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между
«одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к
тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не
удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число
одаренных. 8
VIII. Предполагаемые результаты
увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или
иные способности;
повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
конференций различного уровня;
повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
IX. Источники информации
1. Одаренные дети. Система работы в школе (компактдиск) — «Учитель», 2007.
2. Методическая работа в школе (компактдиск) — «Учитель», 2010.
X. Приложения
1. Приложение 1. Виды одаренности:
2. Приложение 2. База данных ОД:
3. Приложение 3. Результативность работы с ОД:
4. Приложение 4. Методы психологических воздействий: 9
Умственная одаренность.
Ее психологические проявления
приложение 1
Понятие и определение одаренности детей
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в
умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей
(музыкальных, художественных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и
воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями
детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное
умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в
становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том,
что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от
возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность
к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления
одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно
предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие
выдающиеся способности в какойто одной области, иногда ничем не отличаются от своих
сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуальнопсихологических особенностей. Большинству одаренных
детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
10
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская
активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена
биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно
следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются
построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача
нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим
числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая
основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность
классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться
накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить
вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии,
придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и
воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных
способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства
индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность
ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений
незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующие:
Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках,
студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и
исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна
из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и
уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям,
достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной
учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в
понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают
легко запоминают и сохраняют информацию.
основополагающими понятиями,
Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих
областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в
успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и
избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте
продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь
неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои
проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не 11
учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не
пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида
одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что
творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности,
которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M.
Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет
творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают
правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного
вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью
продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять,
использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко
обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время
вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
• Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
• Яркий темперамент.
Социальная одаренность
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие
структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное
поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких
областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими,
что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким
образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений,
связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти
особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую
можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует
множество определений лидерской одаренности, в которых можно тем не менее выделить
общее черты:
• Интеллект выше среднего;
• Умение принимать решение;
• Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с
временными ограничениями;
• Ощущение цели, направления движения;
• Гибкость; приспосабливаемость;
• Чувство ответственности;
• Уверенность в себе и знание себя;
• Настойчивость;
• Энтузиазм; 12
• Умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются поразному и встречают специфические
барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и
своеобразия окружения ребенка.
Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно
подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психологопедагогического изучения
феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон
психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с
неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на
протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд
психологических проблем.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и
отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не
понимается окружающими и нормальный для такого
развития
рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей
возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в
играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят
казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и
отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется
тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в
которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
процесс
ребенка
приложение 2
База данных
одаренных детей МБОУСОШ № 11
на 2016/2017 учебный год.
Ф.И. ученика
Дата
рождения
Год занесения в
базу данных
Область деятельности
(конкретно)
№
1 2
3
4
13
(Таблица 2) 14
приложение 3
Результативность работы с одаренными детьми
МБОУ СОШ № 11
за 2016/2017 учебный год
№ Ф.И. учащегося
Результативность участия (указывать уровень)
олимпиады
конкурсы
Название
предмета
Место
Уровень
проведения
Название Место
Уровень
проведения
Тема
работы
НОУ
Место
Уровень
проведения
1
2
3
4
(Таблица 3) 15 16
приложение 4
Методы психологических воздействий,
отличающиеся при работе с одаренными детьми
(по Ю.Б. Гатанову)
1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет
множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и
идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются
идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от
критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые
минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают
поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее
оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным
вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели
возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии
оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат
взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям
пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе
распределялись самими детьми.
4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того
момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той
проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Программа-организация работы с одаренными детьми (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.