Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.2004 № 1089, с учётом примерной программы основного образования по предмету «Биология», программы по биологии для 9 классов.Программапредназначенадляучащихся 9класса с использованием учебника, вошедшего в федеральный перечень учебников.
Название учебника: «Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. Для общеобразоват. учеб.заведений» - М.: Дрофа, 2012. - 303 с.
Авторы: Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В.
9 класс готовая.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса составлена в соответствии с
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от
05.04.2004 № 1089, с учётом примерной программы основного образования по предмету
«Биология», программы по биологии для 9 классов.Программапредназначенадляучащихся
9класса с использованием учебника, вошедшего в федеральный перечень учебников.
Название учебника: «Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. Для
общеобразоват. учеб.заведений» М.: Дрофа, 2012. 303 с.
Авторы: Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В.
Реализация Программы обеспечивает выполнение требований ФКГОС ООО и достижение
следующих основных целей ООО:
1) для всех учебных предметов:
обеспечение достижения учащимися уровня функциональной грамотности, необходимой в
современном обществе;
подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути;
обеспечение сформированности у учащихся способностей самостоятельно ставить цели и
определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в
реальной жизни, за рамками учебного процесса;
обеспечение овладения учащимися общими умениями, навыками, способами познавательной,
информационнокоммуникативной,
рефлексивной деятельности как существенными
элементами культуры, необходимым условием развития и социализации школьников;
2) с учётом специфики учебного предмета «Биология»:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими
приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими
объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных
ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся
системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический
курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают
мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и
углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические
знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции,
биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи
1
между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание
способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных
знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их
использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными
ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарногигиенического,
полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием
и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся
должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью
человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и
поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены
лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это
дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память,
развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Биология» в 9 классе
отведено 68 часов(2 ч. в неделю).
Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция
жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
роль растений в жизни человека;
изучать
биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,
сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на
живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее
распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые
грибы, опасные для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
Содержание учебного предмета «Биология»
Введение.Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь».Современные
научные представления о сущности жизни.Значение биологической науки в деятельности
человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы
Тема 1.1.Молекулярный уровень
Качественный скачок от неживой к живой природе.Многомолекулярные комплексные
системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды).Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.Клеточный уровень
Основные положения клеточной теории.Клетка — структурная и функциональная
единица жизни.Прокариоты, эукариоты.Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство.Строение клетки.Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.Энергетические
возможности клетки.Аэробное и анаэробное дыхание.Рост, развитие и жизненный цикл
клеток.Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).Нарушения в строении и
функционировании клеток одна из причин заболеваний организмов.
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
хромосом; моделейаппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида
водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
• Лабораторные работы
1.Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
2.Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.Организменный уровень
непрерывность
жизни.Закономерности
Бесполое и половое размножение организмов.Половые клетки.Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организмов.Основные закономерности передачи наследственной
информации.Генетическая
из
менчивости.Наследственность и изменчивость основа искусственного отбора.Искусственный
отбор.Селекция. Порода, сорт.Применение знаний о наследственности и изменчивости,
искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.Приемы выращивания и
разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
• Лабораторная работа
3. Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.Популяционновидовой уровень
Вид, его критерии.Структура вида.Популяция — форма существования вида.Экология как
наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на
организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
• Лабораторная работа
4. Изучение морфологического критерия вида.
5. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
Тема 1.5.Экосистемный уровень Биоценоз и экосистема.Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.Типы
взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.Роль
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и
круговороте веществ в природе.
Искусственные биоценозы (агроэкосистемы).Особенности агроэкосистем.
Экологическая сукцессия.
иллюстрирующих экологические взаимосвязи в
Демонстрация коллекций,
биогеоценозах; моделей экосистем.
• Экскурсия в биогеоценоз.
• Лабораторная работа
6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
8. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 1.6.Биосферный уровень
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.Круговорот веществ и энергии в
биосфере.Эволюция биосферы.Влияние деятельности человека на биосферу.Экологические
кризисы.Рациональное природопользование.
Демонстрация моделейаппликаций «Биосфера и человек ».
РАЗДЕЛ 2
Эволюция
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность,
Результаты эволюции:
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Приспособленность и ее относительность.
Образование видов и мик
роэволюция.Макроэволюция.Демонстрация живых растений и животных, гербариев и
коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, ре
зультаты искусственного отбора.
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития
органического мира.Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
• Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок.
В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются
следующие формы проведения урока:
уроки с групповыми формами работы
урок изучения нового материала
урок закрепления знаний, умений и навыков
комбинированный урок
урокбеседа
повторительнообобщающий урок
урок лабораторная работа экскурсия в краеведческий музей
Основные виды деятельности учащихся.
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Систематизация учебного материала.
II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Изучение устройства приборов.
Анализ проблемных ситуаций.
III – виды деятельности с практической (опытной) основой:
Выполнение фронтальных лабораторных работ.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных
Учебно тематический план
№п/п Содержаниепрограммы
Количествочасов Контрольные
Практические и
лабораторные.
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение. Биология в системе
наук.
1
Глава1.Уровни организации
живой природы.
Молекулярный уровень
Глава 2. Клеточный уровень.
Глава3.Организменный
уровень.
Глава4.Популяционно
видовой уровень.
Глава 5. Биосферный уровень.
Глава 6. Эволюция.
Глава7.Возникновение
развитие жизни на Земле.
и
13
15
14
7
6
8
4
68
№1
№2
№3
№4
№5
№6
6
Л.р.№1
Л.р.№2
Л.р.№3
Л.р.№4
4
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательной деятельности.
Методических пособий для учащихся:
1. Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию:
учеб.для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2009. 303 с. Методических пособий для учителя:
1. Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и
поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника
«Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006. 126 с;2.
О.А. Попеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки. МоскваВако. 2011.
3. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2006;
Календарнотематическое планирование. 9 класс.
№
Тема
Биология – наука изучающая организм человека. Методы исследования
в биологии.
1
2
3 Историческое прошлое людей. Входной контроль.
Сущность жизни и свойства живого. Становление наук о человеке.
Дата
4
Расы человека.
Обобщающий урок по теме « Становление наук о человеке».
5 Уровни организации живой природы. Состав и строение белков.
6 Функции белков
7 Нуклеиновые кислоты.
8 АТФ и другие органические соединения.
9
Биологические катализаторы.
Вирусы.
Обобщение и контроль по теме « Уровень организации живого»
Клеточная теория.
Лабораторная работа№1 « Рассмотрение клеток растений и животных
под микроскопом»
Клеточный центр.Органы движения.Клеточные включения.
Строение прокариот и эукариот. Их различия.
Эндоплазматическая сеть.Рибосомы. Комплекс Гольджи.
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6 1
7
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
3
2
3
3
3
4
Клеточная мембрана.
Ядро.
Ассимиляция.Диссимиляция. Метаболизм.
Энергетический обмен.
Питание клетки.
Гетеротрофы.
Фотосинтез
Хемосинтез.
Синтез белков в клетке.
Делениеклетки. Митоз
Контрольнообобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации
живого».
Размножение организмов.
Оплодотворение.
Развитие половых клеток.
Мейоз.
Индивидуальное развитие организмов.
Постэмбриональный период.
Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет.
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Промежуточный контроль.
Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана
Взаимодействиегенов.
.
7 3
5
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Модификационная изменчивость.
3
6
3
7 Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов»
Мутационная изменчивость.
Основы селекции. Работы Н.В.Вавилова.
Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов..
Контрольнообобщающий урок по теме «Организменный уровень
организации живого».
Вид. Критериивида.
Популяция – Экология популяции. Биологическая классификация.
Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида»
Сообщество, экосистема, биогеоценоз.
Состав и структура сообществ.
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Продуктивностьсообщества.
Искусственные биогеоценозы.
Экскурсия в биогеоценоз.
Контрольнообощающий урок по теме «Популяционно видовой и
экосистемный уровни организации живого»
Биосфера. Эволюция биосферы.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в
биосфере.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
использования природы.
Контрольнообощающий урок по теме «Биосферный популяционно
видовой и экосистемный уровни организации живого»
Развитие эволюционного учения.
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5
5
6 Изменчивость организмов.
Борьба за существование. Естественный отбор.
Видообразование..
Макроэволюция.
Основные закономерности эволюции.
Лабораторная работа№4 «Причины многообразия видов в природе»
Гипотезы возникновения жизни.
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Итоговая контрольная работа.
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Программа по биологии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.