Программа разработана на основе примерной программы учебного предмета, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5), примерной программы «Физическая культура» 5 – 9 классы, Москва, «Просвещение». Автор: В.И Лях, 2014 год., составленной на основе ФГОС основного общего образования.
Программа
По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ступень обучения : основное общее образование 5 9 классы
Количество часов: 102
Учитель: Добрышев С.А
Программа разработана на основе примерной программы учебного
предмета, включенной в содержательный раздел примерной основной
образовательной программы общего образования, внесенных в реестр
образовательных программ, одобренных федеральным учебно
методическим объединением по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015г. № 1/5), примерной программы «Физическая культура» 5 –
9 классы, Москва, «Просвещение». Автор: В.И Лях, 2014 год.,
составленной на основе ФГОС основного общего образования.
1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта данная
рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты
•
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего
края как части наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционныхценностей многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественнойпрактики,
учитывающего социальное,
духовное
многообразие современного мира;
культурное,
языковое,
•
формирование осознанного,
уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессеобразовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к
саморазвитию индивидуальных свойств личности,
которые
приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая
культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности,
сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере
физической культуры, умения использовать ценности физической
культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей, достижения личностно значимых результатов в
физическом совершенстве.
Личностные результаты освоения программного материала
проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение знаниями об индивидуальных особенностях
физического развития и физической подготовленности, о соответствии
их возрастнополовым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья
и о функциональных возможностях организма, способах профилактики
заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях
физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий
физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной
направленности, составлению содержания индивидуальных занятий всоответствии с задачами улучшения физического развития и
физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой
общения и взаимодействия в процессе занятий физическими
упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и
проведении совместных физкультурнооздоровительных и спортивных
мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и
находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и
соревновательной деятельности на основе уважительного и
доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное
сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
•
умение проводить туристские пешие походы, готовить
снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,
соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к
занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• умение длительно сохранять правильную осанку во время
статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной
деятельности;
• формирование потребности иметь хорошее телосложение в
соответствии с принятыми нормами и представлениями;• формирование культуры движений, умения передвигаться
легко, красиво, непринуждённо.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по
вопросам современных оздоровительных систем (в справочных
источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать,
анализировать и применять полученные знания в самостоятельных
занятиях физическими упражнениями и спортом;
•
владение умением формулировать цель и задачи
индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий
физкультурнооздоровительной
спортивнооздоровительной
и
деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать
решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами
во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
В области физической культуры:
• владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной
скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном
темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после
быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с
9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и
мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием
четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма;
метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в
горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и
мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять
комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и наразновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину
(мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из
предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести
элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических
элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх
элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и
руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу
шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по
овладению приёмами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по
упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень
основных физических способностей;
•
владеть способами физкультурнооздоровительной
деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие
быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать
правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в
соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в
длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость;
участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими
упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила
безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и
имеющих недостаточную
учителю;
физическую
проявлять
активность,
самостоятельность, выдержку и самообладание.
поддерживать товарищей,
подготовленность;
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях
культуры.
В области познавательной культуры:• овладение сведениями о роли и значении физической культуры
в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания
и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как одного из важнейших условий развития
и самореализации человека, расширяющего возможности выбора
профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную
творческую активность;
• понимание физической культуры как средства организации и
активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям,
имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии
здоровья;
•
проявление уважительного отношения к окружающим,
товарищам по команде и соперникам, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих
целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции,
отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное
стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих
результативность выполнения заданий;
• приобретение умений планировать, контролировать и оценивать
учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность;
• закрепление умения поддержания оптимального уровняработоспособности в процессе учебной деятельности посредством
активного использования занятий физическими упражнениями,
гигиенических факторов и естественных сил природы для
профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные
привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;
• понимание культуры движений человека, постижение значения
овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками,
исходя из целесообразности и эстетической привлекательности;
• восприятие спортивного соревнования как культурномассового
зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения,
неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной
и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и
уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и
результаты совместной деятельности, находить компромиссы при
принятии общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать,
аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить
её до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных
форм занятий физическими упражнениями, их планирования и
наполнения содержанием;
• владение умениями выполнения двигательных действий и
физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительнойфизической культуры, активно их использовать в самостоятельно
организуемой
спортивнооздоровительной и физкультурно
оздоровительной деятельности;
•
владение способами наблюдения за показателями
индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих
показателей в организации и проведении самостоятельных форм
занятий.
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны
отражать:
•
понимание роли и значения физической культуры в
формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый
образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании
человека, освоение умений отбирать физические упражнения и
регулировать физические нагрузки для самостоятельных
систематических
различной функциональной
направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной,
рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и
особенностей организма, планировать содержание этих занятий,
включать их в режим учебного дня и учебной недели;
занятий
с
•
приобретение опыта организации самостоятельных
систематических занятий физической культурой с соблюдением правил
техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения
оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта
совместной деятельности в организации и проведении занятий
физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического
развития и физической подготовленности; формирование умения вестинаблюдение за динамикой развития своих основных физических
качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой
посредством
использования стандартных физических нагрузок и
функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической
нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм
во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и
режим учебной деятельности; овладение основами технических
действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов
спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за
счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических
качеств, повышение функциональных возможностей основных систем
организма.
Предметные результаты, так же как личностные и мета
предметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между
народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в
обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением
здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте
физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и самостоятельность приорганизации совместных занятий физическими упражнениями,
доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным
уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками,
оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к
товарищам по команде и соперникам во время игровой и
соревновательной деятельности,
соблюдать правила игры и
соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять
учебные задания по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими
упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования,
спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия
по базовым видам школьной программы, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
•
умение организовывать самостоятельные занятия с
использованием физических упражнений по формированию
телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
•
умение организовывать самостоятельные занятия по
формированию культуры движений при выполнении упражнений разной
направленности (на развитие координационных способностей, силовых,
скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальныхособенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей
физического развития, осанки, показателями основных физических
способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми
нормами и нормативами.
В области коммуникативной культуры:
•
способность интересно и доступно излагать знания о
физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и
термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями,
включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как
их следует организовывать и проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному
из видов спорта, проводить занятия в качестве командира отделения,
капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения, естественные
силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их
функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные
комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики,
использования закаливающих процедур, профилактики нарушений
осанки, улучшения физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием
физических упражнений разной педагогической направленности,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач
занятия и индивидуальных особенностей организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и
закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и
развитию основных физических (кондиционных и координационных)
способностей, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий, ведя дневник самонаблюдения.Планируемые результаты изучения
учебного курса
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры,
выделять исторические этапы ее развития, характеризовать
основные направления и формы ее организации в современном
обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со здоровьем,
гармоничным
физическим развитием и физической подготовленностью,
формированием качеств личности и профилактикой вредных
привычек;
• определять базовые понятия и термины физической культуры,
применять их в процессе совместных занятий физическими
упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью
особенности выполнения техники двигательных действий и
физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими
упражнениями, определять их направленность и формулировать
задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и
подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы
одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной
помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий
физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера
де Кубертена в становлении современного Олимпийского
движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских
игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного
спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу
Российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между
развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и
спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха•
•
и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня
физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной,
тренирующей и корригирующей направленности,
подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и
возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной
направленности, планировать их последовательность и дозировку в
процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и
развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным
действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять
ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных
физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами,
контролировать особенности их динамики в процессе
самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной
учебной деятельности, оказывать помощь в организации и
проведении занятий, освоении новых двигательных действия,
развитии физических качеств, тестировании физического развития и
физической подготовленности.
•
•
Выпускник получит возможность научиться:
•
упражнениями
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него
оформление планов проведения самостоятельных занятий
физическими
функциональной
направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием
оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических
походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных
процедур и сеансов оздоровительного массажа.
разной
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и
перенапряжения организма, повышению его работоспособности в
процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения,
целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных
упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из
числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в
высоту и длину);
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол
в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в
волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в
баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;•
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального
развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с
учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях
здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с
помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
•
Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической
культуре.
Критерии оценивания по физической культуре являются
качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень
овладения программным материалом: знаниями, двигательными
умениями и навыками, способами физкультурнооздоровительной
деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания
образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в
физической подготовленности, складывающиеся из показателей
развития основных физических способностей: силовых, скоростных,
координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что
отражает направленность и уровни реализуемых образовательных
программ.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5— 9 классах
производится на общих основаниях и включает в себя качественные и
количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень
владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять
физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность, выполнение
учебных нормативов. Учитывая психологические особенности
подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной
оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и
достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность
подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить
собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель
должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения
ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его
стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области
физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к
основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы
и средства обучения для развития учащихся с разным уровнемдвигательных и психических способностей. На занятиях по физической
культуре следует учитывать интересы и склонности детей.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы,
раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год.
Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за
овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями,
двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в
развитии физических способностей, умений осуществлять
физкультурнооздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым
составляющим физической подготовки учащихся:
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура»
учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность,
умение использовать их применительно к конкретным случаям и
занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы:
опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5»
За ответ, в котором:
Учащийся демонстрирует
глубокое понимание
сущности материала;
логично его излагает,
используя в деятельности.
Оценка «4»
За тот же ответ, если:
В нём содержаться небольшие
неточности и незначительные
ошибки.
Оценка «3»
За ответ, в котором:
Отсутствует логическая
последовательность, имеются
пробелы в знании материала,
нет должной аргументации и
умения использовать знания на
практике.
Техника владения двигательными
умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и
навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя
для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5»
За выполнение, в котором:
Движение или отдельные его
элементы выполнены
правильно, с соблюдением всех
требований, без ошибок, легко,
свободно.чётко, уверенно,
слитно, с отличной осанкой, в
Оценка «4»
За тоже выполнение, если:
При выполнении ученик
действует так же, как и в
предыдущем случае, но
допустил не более двух
незначительных ошибок.
Оценка «3»
За выполнение, в котором:
Двигательное действие в
основном выполнено
правильно, но допущена одна
грубая или несколько мелких
ошибок, приведших к
скованности движений,надлежащем ритме; ученик
понимает сущность движения,
его назначение, может
разобраться в движении,
объяснить, как оно
выполняется, и
продемонстрировать в
нестандартных условиях;
может определить и исправить
ошибки, допущенные другим
учеником; уверенно выполняет
учебный норматив.
неуверенности. Учащийся не
может выполнить движение в
нестандартных и сложных в
сравнении с уроком условиях.
Владение способами и умение осуществлять физкультурно
Оценка «5»
Учащийся умеет:
самостоятельно организовать
место занятий;
подбирать средства и
инвентарь и применять их в
конкретных условиях;
контролировать ход
выполнения деятельности и
оценивать итоги.
оздоровительную деятельность
Оценка «4»
Учащийся:
организует место занятий в
основном самостоятельно,
лишь с незначительной
помощью;
допускает незначительные
ошибки в подборе средств;
контролирует ход
выполнения деятельности и
оценивает итоги.
Оценка «3»
Более половины видов
самостоятельной деятельности
выполнены с помощью учителя
или не выполняется один из
пунктов.
Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка «4»
Исходный показатель
соответствует среднему
уровню подготовленности и
достаточному темпу прироста.
Оценка «3»
Исходный показатель
соответствует низкому уровню
подготовленности и
незначительному приросту.
Оценка «5»
Исходный показатель
соответствует высокому
уровню подготовленности,
предусмотренному
обязательным минимумом
подготовки и программой
физического воспитания,
которая отвечает требованиям
государственного стандарта и
обязательного минимума
содержания обучения по