Программа по  физической культуре  для 5 класса

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий,  по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации. Здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках: чередование видов деятельности, благоприятная дружеская обстановка на уроке, дозировка заданий, индивидуальный подход к каждому ребенку, занятия на свежем воздухе, воспитательная направленность занятия.
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska.docx
1 *Пояснительная записка. Программа по  физической культуре  для 5 класса разработана в соответствии: ­ с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт. ­ М.: Просвещение, 2011); ­   с   рекомендациями   Примерной   программы   по   физической   культуре(Примерная   программа   по физической культуре. 5­9классы. ­ М.: Просвещение, 2011 год); ­  учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. ­ М.: Просвещение, 2011); ­   с   авторской   программой    «Комплексная   программа   физического   воспитания   учащихся   1­11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич.­ М.: Просвещение, 2011):   Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и   длительного   сохранения   собственного   здоровья,   оптимизации   трудовой   деятельности   и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к   своему   здоровью,   целостном   развитии   физических   и   психических   качеств,   творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. При реализации программы будут  использоваться следующие инновационные образовательные  технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, физкультурно­ оздоровительный комплекс  «ГТО», «Президентские состязания».Важное место в данной программе отводится  здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения  здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   являются   самыми   значимыми   из   всех технологий,   по   степени   влияния   на   здоровье   учащихся,   так   как   основаны   на   возрастных особенностях   познавательной   деятельности   детей,   оптимальном   сочетании   двигательных   и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм   предоставления   информации.   Здоровьесберегающие   технологии,   используемые   на     уроках: чередование видов деятельности, благоприятная дружеская обстановка на уроке, дозировка заданий, индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку,  занятия   на   свежем   воздухе,  воспитательная направленность занятия. На уроках физической культуры будет отводиться особое внимание формированию у обучающихся проектного мышления как ключевой компетенции и основной технологии по формированию всех типов   универсальных   учебных   действий.   Ввиду   этого   в   тематическом   планировании   программы отражена организация проектной деятельности на уроке.( 3 проекта  за учебный год).         Данная программа изучается в 5­м классе из расчёта 3 ч в неделю (всего 105ч). 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.  Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые  результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной  школе.  В соответствии с  приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015  г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», пояснительная записка  как раздел не обозначена. владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой  владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической  владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных  Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной  стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой  стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке  должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной  школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное —  конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными  результатами. Личностные результаты освоения предмета физической культуры. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые  приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные  свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям  двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении  использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и  потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.  Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами  физической культуры; • оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии  с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической  подготовленности.  В области нравственной культуры: • процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; • мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и  доброжелательного отношения к окружающим.  В области трудовой культуры: • • благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; • осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • движения и пере движений; • посредством занятий физической культурой; • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и  хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений  способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в  способность активно включаться в совместные физкультурно­оздоровительные и спортивные  владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий  умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду,  красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах  культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры:владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить  владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных  оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в  самостоятельных занятиях физической культурой; • другими детьми занятий физкультурно­оздоровительной и спортивно­оздоровительной  деятельностью, излагать их содержание; • адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой  деятельности.  В области физической культуры: • лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; • функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения  их в игровой и соревновательной деятельности; • упражнений по физической культуре. • Метапредметные  результаты освоения физической культуры. владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной  владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки,  умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых  понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию  понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,  Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в  познавательной и предметно­практической деятельности. Приобретенные на базе освоения  содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала  других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках  образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.  Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: • целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных  качеств; • расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую  сохранность творческой активности; • профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.  В области нравственной культуры: • доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в  состоянии здоровья; • толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.  В области трудовой культуры: • знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • обеспечивать их безопасность; • активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и  физического утомления.  В области эстетической культуры: рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и  поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,  добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых  бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление  понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни,  уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированностивосприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными  восприятие спортивного соревнования как культурно­массового зрелищного мероприятия,  способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий  владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической  владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых  владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического  владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,  владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной  владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать  понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений  • образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и  сохранения здоровья; • в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; • проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.  В области коммуникативной культуры: • проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.  В области физической культуры: • культурой, их планирования и содержательного наполнения; • видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно  организуемой спортивно­оздоровительной и физкультурно­оздоровительной деятельности; • развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и  проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные  результаты освоения физической культуры. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности,  который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая  культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности,  умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и  проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.  В области познавательной культуры: • на укрепление мира и дружбы между народами; • форм организации; • привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо  от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • физической подготовке в полном объеме; • направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования,  спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально­ прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от  индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных  знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и  способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной  умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,  способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в  знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач испособность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки,  способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно  способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,  способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть  способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по  способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и  В области эстетической культуры: • формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и  режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений,  подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы  физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.  В области коммуникативной культуры: • пользоваться понятийным аппаратом; • аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • информационными жестами судьи.  В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности,  составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической  подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической  направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и  индивидуальных особенностей организма; • развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих  занятий. Раздел « Плавание» не проводится по причине отсутствия плавательного бассейна. Раздел Лыжная  подготовка отсутствует по причине отсутствия инвентаря. Поэтому в рабочей программе  использованы дополнительные часы нагрузки по таким разделам как:  Легкая атлетика, кроссовая подготовка: упражнения на развитие выносливости через длительный  бег. Подвижные и спортивные игры: более углубленное изучение баскетбола (передачи мяча на месте, в  движении, фрагменты игры). Гимнастика с основами акробатики: Кувырки, перекаты, строевые упражнения.    Выпускник научится:  • развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе; характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь • со   здоровьем,   гармоничным   физическим   развитием   и   физической   подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • раскрывать   базовые   понятия   и   термины   физической   культуры,   применять   их   в   процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности   техники   двигательных   действий   и   физических   упражнений,   развития   физических качеств; разрабатывать   содержание   самостоятельных   занятий   с   физическими   упражнениями, • определять   их   направленность   и   формулировать   задачи,   рационально   планировать   режим   дня   и учебной недели; • правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться   правилами   оказания   первой   помощи   при   травмах   и   ушибах   во   время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; руководствоваться   правилами   профилактики   травматизма   и   подготовки   мест   занятий, рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы еесамостоятельно   проводить   занятия   по   обучению   двигательным   действиям,   анализировать выполнять   передвижения   на   лыжах   различными   способами,   демонстрировать   технику выполнять  тестовые  упражнения  для  оценки  уровня  индивидуального     развития  основных характеризовать   исторические   вехи   развития   отечественного   спортивного   движения, выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, выполнять   общеразвивающие   упражнения,   целенаправленно   воздействующие   на   развитие выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту); выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона; выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в • составлять   комплексы   физических   упражнений   оздоровительной,   тренирующей   и корригирующей   направленности,   подбирать   индивидуальную   нагрузку   с   учетом   функциональных особенностей и возможностей собственного организма; • классифицировать   физические   упражнения   по   их   функциональной   направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; • особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; • повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; • основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); • • упражнений; • • • условиях учебной и игровой деятельности; • последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; • физических качеств. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать   цель   возрождения   Олимпийских   игр   и   роль   Пьера   де   Кубертена   в становлении   современного   олимпийского   движения,   объяснять   смысл   символики   и   ритуалов Олимпийских игр; • великих спортсменов, принесших славу российскому спорту; • определять   признаки   положительного   влияния   занятий   физической   подготовкой   на укрепление здоровья,  устанавливать связь  между развитием  физических качеств  и основных систем организма; • вести   дневник   по   физкультурной   деятельности,   включать   в   него   оформление   планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности,   данные   контроля   динамики   индивидуального   физического   развития   и физической подготовленности; • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега,   лыжных   прогулок   и   туристических   походов,   обеспечивать   их   оздоровительную направленность; • оздоровительного массажа; • индивидуальных отклонений в показателях здоровья; • способов лазания, прыжков и бега; • • «Готов к труду и обороне»; • • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся преодолевать   естественные   и   искусственные   препятствия   с   помощью   разнообразных осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;  выполнять   тестовые   нормативы   Всероссийского   физкультурно­спортивного   комплекса выполнять технико­тактические действия национальных видов спорта; проплывать учебную дистанцию вольным стилем.2. Содержание учебного курса. История физической культуры. (4 часа) Олимпийские   игры   древности.   Возрождение   Олимпийских   игр   и   олимпийского   движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся   достижения   отечественных   спортсменов   на   Олимпийских   играх.   Краткая характеристика   видов   спорта,   входящих   в  программу   Олимпийских   игр.   Физическая   культура   в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования). Физическая культура (основные понятия).  Физическое   развитие   человека.   Физическая   подготовка   и   ее   связь   с   укреплением   здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических   качеств.   Техническая   подготовка.   Техника   движений   и   ее   основные   показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка.   Здоровье   и   здоровый   образ   жизни.   Профессионально­прикладная   физическая подготовка. Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние   занятий   физической   культурой   на   формирование   положительных   качеств   личности. Проведение   самостоятельных   занятий   по   коррекции   осанки   и   телосложения.   Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.  Подготовка   к   занятиям   физической   культурой.Выбор   упражнений   и   составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт ­ пауз (подвижных перемен).   Планирование   занятий   физической   культурой.   Проведение   самостоятельных   занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Гимнастика с основами акробатики.(21 час)      Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Легкая атлетика. (38 часов) Беговые упражнения. Прыжковые упражнения.Метание малого мяча.Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.Спортивные игры. (42 часа) Баскетбол, волейбол, футбол. Игра по правилам.Развитие быстроты, силы, выносливости.