Программа для 9 класса предпрофильного уровня .Составлена с учетом требований ФГОС. Программа составлена на основе рабочей программы по физике для общеобразовательных учреждений 7-11 класс, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2014). Обучение ведется по учебнику А.В.Перышкин "Физика 9".
Рабочая программа по физике. 9 класс. 3 часа в неделю.
Пояснительная записка.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Рабочая программа по составлена на основании следующих нормативных документов:
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с
изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.
2005 г. № 031263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями).7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека,
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(с изменениями и дополнениями) 9. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и
основного общего образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебно
методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике,
ФГОС основного общего образования по физике и программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных
учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего
образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2014).
Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 9, М.: Дрофа, 2014 г. Программа рассчитана на 3 часа
в неделю.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать
и объяснять физические явления; овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки;
о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли
практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов
учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума
содержания физического образования. Программа расчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Технология обучения
В курс физики 9 класса входят следующие разделы:
1. Законы взаимодействия и движения тел
2. Механические колебания и волны. Звук.
3. Электромагнитные явления.
4. Строение атома и атомного ядра.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не
загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного
движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла,
К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации
учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено
изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными
знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых
внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
∙ Классноурочная система
∙ Лабораторные и практические занятия.
∙ Применение мультимедийного материала.
∙ Решение экспериментальных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение,
масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный
поток, свет, атом, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука,
закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты,
КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.
Учащиеся должны уметь:
∙ Пользоваться секундомером.
∙ Измерять и вычислять физические величины.
∙ Читать и строить графики.
∙ Решать простейшие задачи.
∙ Изображать и работать с векторами.
∙ Определять направление тока.
Проверка знаний учащихся
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых
явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и
способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических
заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования
собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранееизученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или
не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и
закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие
дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых
задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых
формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не
более 23 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 45 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями
программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой
ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой
ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму дляоценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое
оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и
выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи,
таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два три недочета, не более одной
негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет
получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
1. Законы взаимодействия и движения тел 49 часов.
Содержание.Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное
равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических
величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного
тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
2. Механические колебания и волны. Звук. 19 часов
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник.
Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение
колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и
периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
3. Электромагнитные явления 19 часов.
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило
буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные
волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
4. Строение атома и атомного ядра 14 часов.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа, бета и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протоннонейтронная модель ядра. Зарядовое имассовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реак
циях.
Лабораторные работы:
1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
3. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс. (3 часа)
Раздел курса
№
урока
Тема
урока
Основы кинематики (17 часов).
Цель: а) научить определять
положение тела в любой момент
времени по начальным условиям и
1
2
3
Материальная точка. Система отсчета.
Первичный инструктаж по ТБ.
Путь и перемещение.
Векторы. Действия над векторами. Проекция
вектора.
Колич
ество
часов
Дата
провед
ения
ДЗ
§1
§2
Упр.1другие кинематические величины,
б) Решать комбинированные
задачи, и задачи повышенного
уровня сложности. в)Проводить
простые опыты и
экспериментальные исследования
по выявлению зависимостей: пути
от времени при равномерном и
равноускоренном движениях;
г)измерять физические величины:
скорость, время, путь, ускорение.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Решение задач: «Проекции вектора
перемещения на координатные оси».
Определение координаты движущегося тела.
Перемещение при равномерном
прямолинейном движении.
Решение задач: «Путь и перемещение при
равномерном прямолинейном движении».
Графическое представление прямолинейного
движения.
Прямолинейное равнопеременное движение.
Ускорение.
Скорость при прямолинейном
равнопеременном движении. График
скорости.
Решение задач: «Скорость и ускорение при
равнопеременном движении».
Перемещение при равнопеременном
прямолинейном движении.
Решение задач: «Перемещение при
равнопеременном движении».
ЛР: «Исследование равноускоренного
движения без начальной скорости». (ДОТ
http://www.virtulab.net/)
Решение задач: «Прямолинейное
равнопеременное движение. Графическое
представление движений».
Решение задач: «Прямолинейное
Упр.2
§3
§4
Упр.3
Упр.4
§5
§6
Упр.5,6
§7
Упр.7
§8
Упр.8
№120Динамика материальной точки
(32 часа).
Цель: а) решать задачу динамики
с учетом действующих на тело
сил, используя уравнения
динамики и законы сохранения, б)
усвоение алгоритмов решения
задач по динамике и применение
для решения задач повышенного
уровня сложности, в) описывать и
объяснять явления на основе
законов сохранения и законов
Ньютона.
равнопеременное движение. Графическое
представление движений».
КР: «Кинематика материальной точки».
Относительность движения.
Инерциальные системы отсчета. Первый
закон Ньютона.
Решение задач на первый закон Ньютона.
Решение задач на первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона.
Решение задач на второй закон Ньютона.
Решение задач на второй закон Ньютона.
СР: «Первый и второй законы Ньютона».
Третий закон Ньютона.
Решение задач на третий закон Ньютона.
КР: «Законы Ньютона».
Свободное падение тел. Ускорение
свободного падения.
Движение тела брошенного вертикально.
ЛР: «Исследование свободного падения
тел». (ДОТ http://www.virtulab.net/)
Решение задач: «Движение тела брошенного
вертикально».
Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и на
других планетах.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
§9
§10
Упр.9
Упр.10
§11
Упр.11
Упр.11
№2122
§12
Упр.12
§13
§14
Упр.13
Упр.14
§15
§1635
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Решение задач: «Закон всемирного
тяготения».
СР: «Движение тел по вертикали. Закон
всемирного тяготения».
Криволинейное движение.
Движение тел по окружности с постоянной
по модулю скоростью.
Решение задач: «Движение с постоянной по
модулю скоростью по окружности».
Баллистическое движение.
Решение задач: «Баллистическое движение».
КР: «Закон всемирного тяготения.
Криволинейное движение».
Искусственные спутники Земли.
Импульс тела. Закон сохранения импульса и
энергии.
Решение задач: «Законы сохранения в
механике».
Решение задач: «Законы сохранения в
механике».
Реактивное движение. Ракеты.
Повторительнообобщающий урок.
Зачёт по теме: «Механика».
Колебательное движение.
Свободные колебания. Маятник.
Величины, характеризующие колебательное
Упр.15
Упр.16
§18
§19
Упр.17
Упр.18
№2324
§20
§21,22
Упр.19,2
0
Упр.21
§23
Упр.22
§24
§25
§26,27
Механические колебания и
волны. Звук (19 часов).
Цель: а) научить определятьхарактеристики колебательного
движения и механических волн
графическим и аналитическим
способами; рассчитывать
расстояния до объектов при
отражении звука, б) проводить
опыты и экспериментальные
исследования по выявлению
зависимостей: периода колебаний
маятника от длины нити, периода
колебаний груза на пружине от
массы груза, определение
ускорения свободного падения с
помощью математического
маятника.
движение. Гармонические колебания.
Решение задач: «Характеристики
колебательного движения».
ЛР: «Исследование зависимости периода и
частоты свободных колебаний
математического маятника от его длины».
(ДОТ http://www.virtulab.net/)
Превращение энергии при колебательном
движении. Затухающие колебания.
Решение задач: «Превращение энергии при
колебательном движении».
Вынужденные колебания. Резонанс.
Решение задач: «Вынужденные колебания.
Резонанс».
КР: «Механические колебания».
Распространение колебаний в среде.
Продольные и поперечные волны.
Длина волны. Скорость распространения
волны.
Решение задач: «Характеристики
механической волны».
Источники звука. Звуковые колебания.
Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука. Звуковые волны.
Скорость звука.
Отражение звука. Эхо.
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Упр.23
Упр.24
§28
Упр.25
§29,30
Упр.26,2
7
§31,32
§33
Упр.28
§34
§35,36
§37,38
§39Электромагнитное поле (19
часов):
Цель: а) научить графически
изображать магнитное поле
постоянных магнитов и токов
различной конфигурации и его
характеристики; пользоваться
правилом левой руки для
определения сил Ампера и
Лоренца, использовать закон
Ленца для определения
направления индукционного тока,
рассчитывать оп закону Фарадея
величину ЭДС индукции, отличать
свойства электромагнитных волн
от механических, б) заложить
представления волновой природы
света и электродинамической
картины мира; в) проводить
простые физические опытыв и
экспериментальные исследования
по изучению: действия магнитного
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
Решение задач: «Звуковые колебания и
волны».
КР: «Механические колебания и волны».
Магнитное поле и его графическое
изображение.
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Решение задач: «Графическое изображение
магнитного поля».
Магнитные силовые линии электрического
тока. Вектор магнитной индукции.
Сила Ампера. Правило левой руки. Сила
Лоренца.
Решение задач: «Сила Ампера. Сила
Лоренца».
СР: «Индукция магнитного поля. Сила
Ампера. Сила Лоренца».
Магнитный поток.
Решение задач: «Магнитный поток».
Явление электромагнитной индукции.
Правило Ленца.
ЛР: «Изучение явления электромагнитной
индукции». (ДОТ http://www.virtulab.net/)
Решение задач: «Явление электромагнитной
индукции».
Упр.30,3
1,
32
§43
§44,45
Упр.33,3
4,
35
§45,,47
§46,47
Упр.36
Упр.37
§48
Упр.38
§49
Упр.39
№3840поля на проводник стоком, г)
Наблюдать, объяснять и
описывать взаимодействие
магнитов, действие магнитного
поля на проводник с током,
электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного
ядра. Использование энергии
атомных ядер (14 часов):
Цель: а) дать представления о
современной модели строения
атома и радиоактивности, б)
находить массовое и зарядовое
числа используя закон сохранения
последних, вычислять период
полураспада атомных ядер и
энергию связи ядра, в)
практически применять
физические знания для защиты от
опасного воздействия на организм
человека радиоактивных
излучений; для измерения
радиоактивного фона и оценки его
безопасности.
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
КР: «Магнитное поле».
Получение переменного электрического
тока.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны.
Электромагнитная природа света.
Интерференция света.
Повторительнообобщающий урок.
Зачет по теме: «Электромагнитное поле».
Радиоактивность как свидетельство
сложного строения атома.
Модели атомов. Опыт Резерфорда.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Решение задач: «Радиоактивные
превращения».
Экспериментальные методы исследования
частиц.
Открытие протона. Открытие нейтрона.
§50
§51
§52
§53,54
Упр.40,4
1,
42
§55
§56
§57
Упр.43
§58
§59,6094
95
96
97
98
99
100
101
102
Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое
числа. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс.
Решение задач: «Энергия связи. Дефект
масс».
Деление ядер урана. Цепная ядерная
реакция.
КР: «Строение атома и атомного ядра».
Ядерный реактор.
Атомная энергетика.
Биологическое действие радиации. Изотопы.
Термоядерный синтез.
Итоговое повторение
§6164
§65
Упр.44,4
5,
46,47,48
§66,67
КР:
«Строен
ие
атома и
атомног
о ядра».
§68
§69
§7072