ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта нового поколения основного общего образования. Приказ Министерства
образования РФ №1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного стандартов
основного общего образования». На основе авторской программы: Баринова И.И.; В.П.Дронов, В.Я.Ром
Программы для общеобразовательных учреждений; География. 611 классы/ сост. Е.В. Овсянникова
М., «Дрофа», 2011 .,г учебного плана школы на 20172018 учебный год.
Нормативные правовые документы
Закон 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
•
• Приказ Министерства образования РФ №1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального
государственного стандартов основного общего и образования».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)
• Образовательная программа школы № 97
• Учебный план школы № 97
• Локальный акт о рабочей программе педагога школы 97 в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Рабочая программа составлена: на основе программы Баринова И.И., Дронов В.П, В.Я Ром,
традиционная линия, рассчитанной на 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа
в неделю.
Сведения о программе:
Программа составлена в соответствии с учебником, включенным в федеральный перечень и
рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: В.П.Дронов
В.Я.Ром «География России: население и хозяйство» 9 класс М.Дрофа 2013
Обоснование выбора:
Программа выбрана в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом, примерной
программы основного общего образования по географии. Программа рекомендована Департаментом
образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, в полном объеме
соответствует образовательным целям школы №97 и является начальным звеном изучения курса географии.
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации
практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Место и роль учебного курса:
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии.
Особая его роль определяется тем, что помимо научноознакомительных функций он сильнейшим
образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География
России: население и хозяйство» изучается после курса «География России: природа» и завершает
блок основного общего образования в средней школе.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит в
9классе 68 часов, 2 часа в неделю. В том числе 11 практических работ в 9 классе.
Количество учебных часов:
Разделы соответствуют программе.
Информация о внесенных изменениях:
1 Цели и задачи курса
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях
природы, нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и
патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов,
выработка умений и навыков адаптации и социальноответственного поведения в российском
пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса
Сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе
комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения,
хозяйства;
Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и
одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором
динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и
явления;
Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей
природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических
явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных
социальноэкономических проблем России и ее регионов;
Вооружить школьников необходимыми
навыками
самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими
(картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также
умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
практическими
умениями
и
Развивать представление об Удмуртии, в котором локализуются и развиваются как
общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с
различными регионами мира.
Общеклассные формы: урок, практическая работа, самостоятельная работа.
Формы организации образовательного процесса:
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации,
письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими компьютерными
программами, дистанционные формы обучения.
Методы обучения:
Словесные рассказ, беседа; наглядные иллюстрации, демонстрации; практические —
выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (печатной
и электронной), выполнение самостоятельных заданий, самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
Достижение поставленных целей и задач обеспечивается рядом условий. Одно из наиболее
важных условий – обязательное включение в содержание оценочных и методологических знаний.
Оценочные знаний необходимы для воспитания эмоциональной мотивационной сферы учащихся в
процессе обучения, а это одно из условий прочного усвоения знаний, формирование качеств личности.
Методологические знания помогают раскрыть механизм изучаемых процессов, обеспечить усвоение
учащимися знаний о способах работы с различными источниками географической информации.
Только при условии вооружения школьников знаниями о способах действий можно обеспечить
познавательную деятельность школьников. Исходя из этого, в основу построения данной рабочей
2 программы и определения ее содержания положены следующие принципы и подходы:
Технологический подход;
Непрерывность школьного географического образования;
Согласованность содержания отдельных курсов, преемственность курсов географии,
необходимость межпредметных связей.
Дифференцированное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классноурочная,
групповая технология обучения, дистанционные технологии обучения, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Учебнопознавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок
работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;
устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях;
осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь
другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а
именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в
сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных
ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению
успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной
исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание
и владение коммуникационными средствами связи и др.); сформируют целостное представление о
явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;
смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного
образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий.
Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные
ситуации в школе и дома.
Виды и формы контроля:
Для наилучшего усвоение материала предполагается использование следующих видов
контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Контроль учителя осуществляется
постоянно. Для этого используются разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование,
фронтальный и индивидуальный опрос, зачет, тестовые и самостоятельные работы, практические и
творческие работы.
Планируемые результаты освоения учебного материала.
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные
позиции:
нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
и стран;
в современном мире;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов
3 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
результатами изучения курса «География» является формирование
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоциональноценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
рационального использования;
народов, толерантность;
собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты (9 класс):
учебной деятельности;
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
ситуации неуспеха;.
уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о
здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального
взаимодействия;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из
4 умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий (9 класс):
материала;
объёмом к понятию с большим объёмом;
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в
зависимости от адресата;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные
виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
информационную гигиену и правила информационной безопасности;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно
аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
Коммуникативные УУД:
механизмом эквивалентных замен);
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
использование карт как информационных образнознаковых моделей действительности.
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
5 осознание роли географии в познании окружающего мира:
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование
на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами программы по географии являются:
объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
объяснять сущность происходящих в России социальноэкономических преобразований;
аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;
объяснять типичные черты и специфику природнохозяйственных систем и географических районов.
определять причины и следствия геоэкологических проблем;
приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;
оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.
прогнозировать особенности развития географических систем;
прогнозировать изменения в географии деятельности;
составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных
компонентов географических систем.
пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
определять по картам местоположение географических объектов.
формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию,
качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и
государственной региональной политике.
понимание смысла собственной действительности:
использование географических умений:
использование карт как моделей:
Тематический план:
Тема
Час
ы
Контрольные
практические работы
и
Основные виды УУД
Введение
Общая часть курса
Место России в мире
1
4
Практическая работа №1
«Субъекты РФ»
к
ответственным
готовностью и
самообразованию и
Метапредметные: уметь ставить учебные задачи,
владеть навыками анализа и синтеза,
использовать информационнокоммуникационные
технологии.
Личностные:
обладать
отношением к учению,
способностью
саморазвитию на основе мотивации к познанию.
Предметные:
Умение анализировать карты и
статистические материалы (таблицы, диаграммы,
схемы
графики,
Интернетресурсы),
административнотерриториального
деления
страны. Знать столицы субъектов федерации и
находить их на карте. Определять состав и
границы федеральных округов по карте
федеральных округов
6 Население
Российской
Федерации
6
Практическая работа №2
Определение по картам и
статистическим
материалам
народов РФ
размещения.
крупнейших
и их
Практическая работа №3
«Определение по картам
закономерностей
в
размещении населения и их
объяснение»
обладать
объекты по
Метапредметные: уметь классифицировать в
соответствии с выбранными признаками,
сравнивать
главным и
второстепенным признакам, систематизировать и
структурировать информацию.
Личностные:
коммуникативной
компетентностью в общении со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной,
общественнополезной,
учебно
исследовательской, творческой и других видов
деятельности
Предметные: Умение сравнивать ГП России и
других стран, выявлять зависимость между ГП и
особенностями заселения и хозяйственного
освоения территории, определять границы РФ и
приграничных государств по физической и
политической картам,
обозначать их на
контурной карте, составлять описание границ РФ,
выявлять недостатки и преимущества больших
размеров территории страны
Географические особенности экономики России
23
Важнейшие
межотраслевые
комплексы России
и их география
Практическая работа №4.
Определение
главных
факторов
размещения
отраслей трудоемкого и
металлоемкого
искать
Метапредметные:
и отбирать
необходимые источники информации, работать с
текстом и вне текстовыми компонентами:
составлять тезисный план, выводы, конспект,
7 обладать
целостным
переводить информацию из одного вида в другой
(тест в таблицу, карту в текст и т.д.)
Личностные:
мировоззрением, соответствующим предмету.
Предметные: Научиться анализировать карты,
выявлять и оценивать благоприятные и
неблагоприятные особенности разных видов ГП
РФ на макро мезо и микроуровнях, выявлять
изменения в различных видах ГП РФ на разных
исторических этапах на протяжении 20 века
работа
машиностроения
Контрольная
"Межотраслевые
комплексы России и их
география"
Практическая работа №
5
Составление
характеристики угольных
бассейнов
Практическая работа № 6
Составление
характеристики
металлургической базы
Практическая работа №7
Определение по картам
размещения
факторов
предприятий
цветной
металлургии
Практическая работа №
8.
Составление
характеристики одной из
баз
химической
промышленности
Практическая работа №9.
Определение
по картам
основных
районов
выращивания зерновых и
технических культур и
главных
районов
животноводства
Практическая
№10.
транспортной магистрали
работа
Характеристика
Региональная часть курса
Региональная часть
курса
26
работа
Практическая
Сравнительная
№11
характеристика хозяйства
Западной и Восточной
Сибири
Личностные:
Метапредметные: уметь ставить учебные задачи,
владеть навыками анализа и синтеза,
использовать информационнокоммуникационные
технологии.
обладать
ответственным отношением к учению,
готовностью и способностью к самообразованию
и саморазвитию на основе мотивации к познанию.
Предметные: Состав, особенности ГП. Оценка
природных ресурсов и их использования. Этапы
заселения,
формирования культуры народов, современного
хозяйства. Характеристика внутренних различий
районов и городов. Достопримечательности.
Топонимика
Составлять краткую географическую характери
стику разных территорий на основе разнообраз
ных источников географической информации и
форм ее представления; использовать приобре
тенные знания и умения в практической деятель
ности и повседневной жизни.
Метапредметные: уметь ставить учебные задачи,
8 География
Удмуртии
7
к
ответственным
готовностью и
самообразованию и
владеть навыками анализа и синтеза,
использовать информационнокоммуникационные
технологии.
Личностные:
обладать
отношением к учению,
способностью
саморазвитию на основе мотивации к познанию.
Предметные: ЭГП. Население. Национальный
состав. Коренное население. Естественное и
механическое движение населения. Уровень
урбанизации, его причины. Развитие отдельных
отраслей производства.
лесная
Отрасли
проблемы,
промышленность,
перспективы развития. Внешние связи округа.
Экологические проблемы.
Объяснять основные понятия и термины,
особенности основных отраслей хозяйства.
Выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
находить в различных источниках и
анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений
специализации:
ТЭК,
рыбная;
Поурочный план:
№ Тема
Часы
Базовые понятия
Введение 1 час
Предмет
1.
экономической географии России
социальной
и
Социальная и экономическая
география
Выявить значимость географии в
современное время, особенности
и задачи СЭГ, роль ученых в
развитии науки
Общая часть курса (36 часов)
Место России в мире 4 часа
2.
Место России в мире. Политико
государственное устройство РФ
3.
4.
5.
Географическое положение и
границы России.
Практическая
работа №1 «Субъекты РФ»
Экономико и транспортно
географическое, геополитическое
и
экологогеографическое
положение России
Государственная
территория
Федеративное устройство и
административно
территориальное деление
Размеры территории, морские и
сухопутные
границы,
пограничные государства
Особенности ЭГП России,
изменение ее геополитического
положения
Основные
деятельности
виды
учебной
Начать формирование умения
работать с новыми типами геогр.
карт
Называть и показывать субъекты
РФ.
Сравнение ГП России
положением других государств
с
Определять особенности
России
ГП
Особенности
государственной Анализировать карты
разного
9 России
территории России
содержания.
Исторические
заселения России.
особенности
Работать с картами и текстом
учебника
Население Российской Федерации 6 часов
6.
Исторические
особенности
заселения и освоения территории
России
Численность и естественный
прирост
7.
8.
9.
10.
11.
Национальный состав населения
Практическая работа №2
Определение по картам и
статистическим материалам
крупнейших народов РФ и их
размещения
Миграции населения
Городское и сельское население.
Особенности
расселения
Практическая работа
населения.
№2
Определение по картам
закономерностей в размещении
населения и их объяснение
Структура и занятость населения
16.
17.
18.
19.
значение и проблемы
размещения
Роль,
машиностроения
Факторы
машиностроения
География
машиностроения.
Практическая работа №4.
Определение главных факторов
размещения отраслей трудоемкого
и металлоемкого машиностроения
Военнопромышленный комплекс
Численность, причины, влияющие
изменение
на
численности,
демография, ЕП
Языковые
группы,
особенности национального и
религиозного состава, титульный
народ
семьи,
численности
механического
Зависимость
населения от
движения; виды миграций
Плотность населения, основная
зона расселения, урбанизация
Трудовые ресурсы, экономически
активное население, рынок труда,
причины безработицы
Особенности и место экономики
России в Мировом хозяйстве.
Экономические системы в
историческом развитии РФ
Природноресурсный потенциал
Экономические,
транспортные,
финансовые, культурные связи
России. Роль и место России в
международном географическом
разделении труда
состав,
Научный комплекс – вершина
экономики России. Технополис
Значение,
проблемы
машиностроительного комплекса
Факторы
размещения
наукоемкого,
трудоемкого и
металлоемкого машиностроения,
"специализация,кооперирование"
География
машиностроения,
основные районы, центры
Определение по статистическим
материалам
показателей
естественного движения населения
статистический
Анализировать
материал,
с
дополнительными источнимками
информации
работать
Объяснять направления и причины
миграции населения
Определять
закономерности
населения, объяснять их
по
картам
размещения
Анализировать
статистические
данные и делать выводы о
занятости населения в различных
отраслях и сферах.
Анализировать
источники
информации
различные
географической
природно
Характеризовать
ресурсный потенциал России
Составлять
картосхему:
экономические и культурные связи
России со странами СНГ и дальнего
зарубежья
с
картосхемами,
Работать
экономическими картами
Работать по типовому плану
(алгоритму)
Объяснять влияние факторов
размещения производства на
географию
отраслевых
и
межотраслевых комплексов
Определять по картам главных
районов размещения отраслей
трудоемкого и металлоемкого
машиностроения
Структура ВПК, роль ВПК в Анализ карт для выявления
10
Географические особенности экономики России 3 часа
12.
География основных типов
экономики на территории России
13.
14.
Проблемы природноресурсной
основы экономики России
Россия в современной мировой
экономике. Перспективы развития
России
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география 23 часа
15.
Научный комплекс 24. Металлургический
20.
21.
22.
23.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
(ВПК)
Роль, значение и проблемы ТЭК
промышленность.
Топливная
Практическая работа № 5
Составление
угольных бассейнов
Электроэнергетика
характеристики
Состав и значение комплекса
конструкционных материалов
характеристики
комплекс.
Факторы размещения предприятий
металлургического комплекса.
Черная металлургия.
Практическая работа № 6
Составление
металлургической базы
Цветная металлургия
Практическая работа №7
Определение по картам факторов
размещения предприятий цветной
металлургии
Химиколесной
Химическая промышленность
комплекс.
Факторы размещения химических
Практическая
предприятий.
работа № 8.
Составление
характеристики одной из баз
химической промышленности.
Лесная промышленность
Состав и значение АПК
Земледелие и животноводство.
Практическая работа №9.
Определение по картам основных
районов выращивания зерновых и
технических культур и главных
районов животноводства
экономике России, конверсия
Значение ТЭК,
размещение
месторождений нефти и газа.
Топливноэнергтический баланс
Экономикогеографическая
характеристика
энергетических баз
топливно
и
особенности
Электроэнергетика
энергосистема,
электростанций, расположение
Состав и значение комплексов
конструкционных материалов,
проблемы и перспективы
Структура
металлургии,
размещения.
Особенности черной металлургии
и
комбинат,
металлургические базы
значение
факторы
проблемы,
и
Структура и значение цветной
металлургии,
особенности
цветной металлургии и проблемы,
легкие и тяжелые цветные
металлы
Особенности
химической
промышленности, ее значение,
особенности размещения
Основные факторы размещения
отраслей
химической
промышленности.
Специфика, состав отрасли и
закономерности
размещения
отраслей, ЛПК
Особенности АПК
Растениеводство, его зональная
специализация, животноводство
географии ВПК
Работать
картами и
материалом
с экономическими
статистическим
и
с экономическими
статистическим
Составление
характеристики
одного из угольных бассейнов по
картам
статистическим
материалам
Работать
картами и
материалом
Работать
картами и
материалом
Работать
картами и
материалом
Давать
металлургической базе
с экономическими
статистическим
с экономическими
статистическим
характеристику
Работать
картами и
материалом
с экономическими
статистическим
Составление характеристики базы
по картам и статистическим
материалам.
Работать
картами и
материалом
с экономическими
статистическим
Работать со статистическими
материалами
Составление типовой схемы АПК
Определение по картам основных
районов выращивания зерновых и
технических культур,
главных
районов животноводства
Анализ статистических данных,
составление схемы
Составление схемы,
главное, делать выводы
выделять
32.
Пищевая
промышленности
и
легкая
33.
Состав
комплекса. Роль транспорта
инфраструктурного
34. Железнодорожный
и
и
размещения
Особенности
пищевой
легкой
промышленности и факторы,
определяющие
размещение
предприятий этих отраслей
Понятие инфраструктура, состав
инфраструктурного комплекса,
его роль. Значение транспорта
Состав,
грузооборот, Характеристика
транспортной
11 транспортный узел, транспортная
магистраль
магистрали
значение,
единая
Структура,
глубоководная
система,
авиационный и трубопроводный
транспорт
Виды связи, ЖКХ, рекреационное
хозяйство
Состав и значение МОК, факторы
и принципы размещения
Региональная часть курса (26 часов)
Районирование России. Общественная география крупных регионов 1 час
38.
ошибками.
Работа
Районирование России
над
Экономическое районирование
России,
причины условия
районирования
Западный макрорегион – европейская Россия 18 часов
39.
Общая характеристика Западного
макрорегиона
автомобильный
транспорт.
Практическая работа №10.
Характеристика
транспортной
магистрали
Водный и другие виды транспорта
Связь, сфера обслуживания
Итоговое
Контрольная
"Межотраслевые
России и их география"
обобщение.
работа
комплексы
35.
36.
37.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
Состав, историческое изменение
географического
положения.
Общие проблемы Центральной
России
Население и главные черты
хозяйства Центральной России
Районы Центральной России.
Москва и Московский столичный
регион
Географические
областей Центрального района
ВолгоВятский и Центрально
Черноземный районы
особенности
СевероЗападный район
Географическое
положение,
природные условия и ресурсы
Европейского Севера
Население Европейского Севера
Хозяйство Европейского Севера
Европейский Юг Северный
Кавказ.
Географическое
положение, природные условия и
ресурсы
Население Европейского Юга
основные
Выделять
черты,
положительные и отрицательные
стороны
Составлять классификацию услуг,
работать с картосхемой
Работать с разными видами
экономических карт
Работать с контурными картами,
определять отрасли специализации
Анализировать карты атласа и
статистические
материалы
учебника с целью составления
характеристики хозяйства
Характеризовать состав и ЭГП
района
трудовые ресурсы,
отрасли
ведущие
Оценивать
выявлять
хозяйства
с экономическими
Работать
картами разного масштаба и охвата
территории
Выявлять перспективы района,
опираясь на факторы
Составление
производственных связей
схемы
Анализ статистических данных,
составление схемы
Самостоятельно работать
картами и делать выводы
с
ГП,
Влияние
природных,
исторических и экономических
условий
особенности
на
хозяйственной
специализации
регионов
Состав,
особенности ЭГП,
проблемы и перспективы
развития
Население и трудовые ресурсы.
Природные условия и ресурсы,
экономика
Территориальная
хозяйства.
структура
внешние
Центры областей Центрального
района, особенности
Хозяйство,
территориально
производственные связи
Особенности ЭГП и роль СПб в
хозяйстве района
Особенности ЭГП, природные
условия
Особенности населения, состав,
размещение, миграции
Отраслевой и территориальный
состав хозяйства
Особенности ЭГП, природные
условия
Самостоятельно работать со
статистическими материалами
Прогнозировать
развития района
Анализ статистических данных,
составление схемы
перспективы
Особенности населения, состав, Работать на контурной карте с
12 Хозяйство Европейского Юга
51.
Крым. Географическое положение.
Природные ресурсы. Особенности
населения.
52.
Хозяйство Крыма.
53.
Географическое
положение,
природные условия и ресурсы
Поволжья Население Поволжья
54.
Хозяйство Поволжья
55.
56.
57.
Географическое
положение,
природные условия и ресурсы
Урала
Население Урала
Хозяйство Урала
Восточный макрорегион – Азиатская Россия 6 часов
58.
Общая характеристика Восточного
макрорегиона
59.
60.
61.
62.
63.
Этапы, проблемы и перспективы
развития экономики Восточного
макрорегиона
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Практическая работа №11
Сравнительная характеристика
хозяйства Западной и Восточной
Сибири
Дальний Восток
Обобщающее повторение по курсу
«География России: население и
хозяйство»
География Удмуртии 5 часов
64.
ЭГП и ПГП Удмуртии. Повторение
«Место России в мире»
65.
Население Удмуртии. Повторение
размещение,
миграции.
Отраслевой и территориальный
состав хозяйства,
основные
центры
Особенности ЭГП, природные
условия и ресурсы
Крыма.
Особенности населения, состав,
размещение, миграции
Отраслевой и территориальный
состав хозяйства,
основные
центры, отрасли специализации
Особенности ЭГП, природные
условия и ресурсы Поволжья.
Особенности населения, состав,
размещение, миграции
Отраслевой и территориальный
состав хозяйства,
основные
центры
Особенности ЭГП, природные
условия и ресурсы Урала
Особенности населения, состав,
размещение, миграции
Отраслевой и территориальный
состав хозяйства,
основные
центры
ГП,
Влияние
природных,
исторических и экономических
условий
особенности
на
хозяйственной
специализации
Восточного макрорегиона
Проблемы и перспективы
развития
Восточного
макрорегиона
Особенности ЭГП, населения и
хозяйства, отрасли специализации
Западной Сибири
Особенности ЭГП, населения и
хозяйства, отрасли специализации
Восточной Сибири
разными источниками информации
Составлять
экономико
географическую характеристику
района
Характеризовать состав и ЭГП
района
Анализ статистических данных,
составление картосхемы
Составлять
экономико
географическую характеристику
района
Характеризовать состав и ЭГП
района, работать с разными видами
карт
Самостоятельно анализировать по
экономическим картам
Самостоятельно работать
картами и делать выводы
с
Анализировать карты атласа и
статистические
материалы
учебника с целью составления
характеристики хозяйства
Работать с текстом,
основные этапы
выделяя
Составлять
экономико
географическую характеристику
района
Давать характеристику ТПК
Особенности ЭГП, населения и
хозяйства, отрасли специализации
Дальнего Востока
Основные знания по курсу
определять
проблемы,
Самостоятельно
особенности ЭГП,
специализацию Дальнего Востока
Самостоятельно работать
с
разными источниками информации
Благоприятные
и
неблагоприятные черты ЭГП
Удмуртии
Особенности
Характеризовать ЭГП Удмуртии по
типовому плану
населения, Анализировать тематические карты
13 «Население
Федерации»
Российской
Общая характеристика хозяйства.
География важнейших МОК
Удмуртии. Повторение «Хозяйство
России»
Территориальная
организация
хозяйства и районирование.
Повторение «Регионы России»
Обобщение по теме «География
Удмуртии»
66.
67.
68.
и
ресурсов,
состава,
сельского
трудовых
национального
городского
расселения
Машиностроительный комплекс.
энергетический
Топливно
комплекс.
Комплекс
конструкционных материалов.
Агропромышленный комплекс,
земледелие и животноводство.
Инфраструктурный комплекс
Особенности
структурнотерриториальных
сдвигов
комплексе республики
Особенности формирования и
закономерности
размещения
населения и хозяйства Удмуртии
формирования
хозяйственном
в
населения Удмуртии
Выбирать главное, существенное из
прослушанной
информации,
сравнивать, анализировать, делать
выводы
Самостоятельно
статистические
картографические данные
анализировать
и
Самостоятельно работать
с
экономическими картами и
статистическими данными
Тематический план для дистанционного обучения.
№ п/п
Тема
Население Европейского Юга
1.
2. Хозяйство Крыма.
Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала
3.
4. Хозяйство Урала
5.
6.
Западная Сибирь
Дальний Восток
Дата
7.04
14.04
21.04
28.04
5.05
12.05
7. Население Удмуртии. Повторение «Население Российской Федерации»
8.
19.05
Территориальная организация хозяйства и районирование. Повторение «Регионы России» 26.05
Учебно методический комплект для 9 класса:
Учебник: В.П.Дронов, В.Я.Ром «География России: население и хозяйство»Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений. Рекомендовано МО РФ
Рабочие тетради: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт для 9 класса п/р В.И.Сиротина
Атласы: Для 9 класса
Методические рекомендации для учителя: География 9 класс по учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома
Литература для учителя
1. Летягин А.А. Тесты: 89 кл. М.: Аквариум, 1997.
2. Элькин Г.Н. – Тесты, 89 кл. – СПб.: Паритет, 2005
3. БариноваИ.И. и др. Дидактич. материалы по геогр. России. 89кл. М.:
Просвещение, 1996.
4. Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: ИнтеллектЦентр, 2009.
5. Баринова И.И, Дронов В.П. Методическое пособие, 89 кл. М.: Дрофа, 2003.
6. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 69кл. – М.: Глобус, 2008.
1. Воробцова Т.П. Поурочные планы 9 кл. (по уч. В.Л. Дронова) Волгоград: УчительАСТ, 1999.
2. Монакова Г.Г., Яковлева Н.В. – Олимпиадные задания по географии. 911 кл. – Волгоград:
Учитель, 2009.
3. Моргунова А.Б. – Олимпиадные задания по географии, 9 кл. – Волгоград: Учитель, 2006.
4. Элькин Г.Н. Поурочное планирование, 9кл. СПб.: Паритет, 2001, 2002.
14 Литература для учащихся
1. Элькин Г.Н. Красная книга России: Чудеса природы / Словариксправочник школьника. – Спб.:
Литера, 2009.
2. Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ ЭНАС, 2005
Электронные издания
1. География: 9 класс, «1С»
2. Дидактический и раздаточный материал: География 9 кл.
1. Урок
и
(«Учитель»)
географии (Кирилла и Мефодия) – 9 класс
Оценочные материалы
Контрольная работа № 1
(Россия на карте мира, Население России)
1. Не имеет государственной границы с Россией:
А.Норвегия; Б.Литва; В.Молдавия; Г.Грузия.
9 класс
2. Самая большая по протяженности сухопутная граница у России:
А.с Украиной; Б.с Казахстаном; В.с Китаем; Г.с Финляндией
3. Самая западная точка России расположена на границе:
А. с Эстонией; Б.с Белоруссией;
В.с Молдавией; Г.с Польшей.
4. Примерная протяженность сухопутных границ России составляет (тыс.км.)
А.60; Б.30; В.40; Г.20.
5. Какие виды природных ресурсов в России подвергаются наибольшему воздействию со стороны
человека:
А. Ресурсы океана; Б. Земельные, минеральные, лесные; В. Природный ландшафт;
Г. Геотермальные.
15 6.Какое утверждение верно:
А. Россия самая большая по населению страна мира;
Б. Россия самая большая по территории страна мира;
В население России больше населения США.
7.С каким государством Россия имеет сухопутную границу:
А. Болгария; Б. Румыния; В. Литва.
8.Что характерно для основной зоны расселения России:
А. старое хозяйственное освоение; Б. высокая плотность населения;
В. большое число крупных городов; Г. все названное выше.
9.Какие из двух утверждений верны:
а) основная зона расселения занимает больше половины территории России.
б) основная зона расселения и хозяйственного освоения сложилась исторически под влиянием природных и
экономических факторов.
А. оба верны; Б оба неверны; В а) верно, б)неверно; Г. а)неверно, б)верно.
10.Какое из утверждений верно:
А. Россия имеет самую высокую плотность населения в мире;
Б.. Россия имеет высокий прирост населения;
В. В России преобладает городское население;
Г. все верны.
11.В каком районе самая высокая доля сельского населения:
А.на Европейском Юге; Б.в Центральной России; В.в СевероЗападной России;
Г.в Поволжье.
12.Численность населения РФ в настоящее время составляет (млн.чел):
А.120125; Б.140145; В.100110; Г. 200220.
13.Демографическая ситуация в России в последние годы характеризуется:
А. повышением рождаемости и снижением смертности;
Б.снижением рождаемости и смертности;
В. снижением рождаемости и повышением смертности.
14. Продолжите определения:
А. МИГРАЦИЯ…
Б. УРБАНИЗАЦИЯ…
В. МЕГАЛОПОЛИС…
Г. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ…
I вариант
Контрольная работа № 2
1. С какими странами Россия имеет только морские границы:
а) США, Япония; б) Швеция, Турция; в) Грузия, Казахстан; г) КНДР, Белоруссия.
2. С какой страной Россия имеет территориальные споры:
а) Армения; б) Узбекистан; в) Япония; г) Белоруссия.
16 3. Выберите верный вариант о географическом положении России:
а) территория омывается водами морей трех океанов;
б) общая площадь территории составляет около 22 млн. км2;
в) протяженность территории с запада на восток около 3 тыс. км;
г) самая северная точка находится на островах Новая Земля.
4. Кавказские горы расположены вдоль границы России с:
а) Турцией; б) Арменией; в) Ираном; г) Грузией.
5. В каком городе самые не благоприятные природные условия для жизни населения:
а) Волгоград; б) Воркута; в) Казань; г) Владивосток.
6. Назовите минеральные ресурсы, сосредоточенные в основном в европейской части России:
а) нефть и газ; в) оловянные руды и поваренная соль;
б) каменный уголь и золото; г) железные руды и калийные соли.
7. Максимальные запасы гидроэнергетических ресурсов сосредоточены в бассейне:
а) Волги; б) Енисея; в) Оби; г) Амура.
8. Определите основные районы размещения природных ресурсов и основные районы их потребления:
а) совпадают: и ресурсы, и потребление в европейской части;
б) совпадают: и ресурсы, и потребление в азиатской части;
в) не совпадают: ресурсы в европейской части, потребление – в азиатской;
г) не совпадают: ресурсы в азиатской части, потребление – в европейской.
9. Наибольшая доля городского населения характерна для:
а) Мурманской области; в) Республики Дагестан;
б) Краснодарского края; г) Ставропольский край.
10. Выберите неверный вариант:
а) миграция – механическое движение населения;
б) село – населенный пункт с численностью населения < 12 тыс. человек;
в) депопуляция – рост городов;
г) естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью.
11. Выберите верные утверждения.
а) русские значительно преобладают над другими народами;
б) средняя продолжительность жизни в России выше, чем в Западной Европы и Японии;
в) численность населения России в 2 раза больше населения США;
г) татары относятся к индоевропейской языковой семье.
12. Соотношение полов в России:
а) примерно равное; б) незначительно преобладают мужчины;
в) незначительно преобладают женщины; г) значительно преобладают женщины старшего возраста.
13. Выберите диаграмму, которая правильно показывает соотношение между ТЭС, ГЭС и АЭС в
выработке электроэнергии в России:
14. Городамиллионеры:
а) Пермь, Челябинск, Воронеж; в) Волгоград, Екатеринбург, Красноярск;
б) Иркутск, Хабаровск, Владивосток; г) Омск, Казань, Челябинск.
15. Найдите ошибку:
а) татары – буддисты. в) чукчи – традиционные верования;
б) адыгейцы – мусульмане; г) удмурты – православные;
16. Укажите каменноугольный бассейн:
а) КанскоАчинский; б) Подмосковный; в) Печорский; г) Ленский.
17. В каком из бассейнов добывается бурый уголь низкого качества, но себестоимость добычи самая
низкая?
а) КанскоАчинский; б) Подмосковный; в) Ленский; г) ЮжноЯкутский.
18. Выберите ГЭС:
а) Смоленская; б) Рефтинская; в) Курская; г) Братская.
17 19. Геотермальная электростанция построена на полуострове:
а) Таймыр; б) Камчатка; в) Кольский; г) Ямал.
20. Укажите месторождение медной руды:
а) Качканарское; б) Ачинское; в) Верхний Уфалей; г) Красноуральск .
21. Укажите верное сочетание «город – металл – фактор размещения»:
а) Красноярск – никель – энергетический; в) Норильск – алюминий – сырьевой;
б) Череповец – сталь – транспортный; г) Мончегорск – никель – потребительский.
22. Выберите ошибочную схему взаимосвязей:
а) бокситы > глинозем > выплавка алюминия;
б) добыча фосфоритов > производство удобрений;
в) лесозаготовка > сплав леса > лесопильные предприятия;
г) нефть > нефтепереработка > производство калийных удобрений.
23. Выделите район, благоприятный для размещения завода по производству автомобилей:
а) Ростовская область; б) Камчатская область; в) Мурманская область; г) Якутия.
24. Укажите верное сочетание «город – отрасль машиностроения»:
а) Волгоград – автомобилестроение; в) Павлово – производство автобусов;
б) Петрозаводск – энергетическое машиностроение; г) Мурманск – авиастроение.
25. Укажите район оленеводства:
а) Чукотский автономный округ; в) Республика Алтай;
б) Республика Калмыкия; г) Вологодская область.
26. Укажите верное сочетание «район – сельскохозяйственные культуры»:
а) Поволжье – цитрусовые, бахчевые, рис;
б) Северный Кавказ – рож, подсолнечник, виноград;
в) ЦЧР – сахарная свекла, пшеница, подсолнечник;
г) Дальний Восток – рис, соя, виноград.
27. Установите верное сочетание «порт – важнейшие грузы»:
а) Туапсе – нефть; б) Мурманск – лес; в) Дудинка – зерно; г) Владивосток – руда.
II вариант
1. С какими странами Россия имеет только морские границы:
а) Украина, Казахстан; в) Азербайджан, Эстония.
б) Япония, Великобритания; г) Турция, Япония;
2. Какое из утверждений о границах России является верным:
а) самую протяженную границу Россия имеет с Китаем;
б) самая южная точка находится на границе с Азербайджаном;
в) на югозападе Россия граничит с Молдавией и Румынией;
г) Россия граничит со всеми странами СНГ.
3. С какой страной Россия имеет территориальные споры:
а) Грузия; б) Казахстан; в) Индия; г) Япония.
4. Горы Саяны расположены вдоль границы России с:
а) Монголией; б) Казахстаном; в) Китаем; г) КНДР.
5. В каком городе самые не благоприятные природные условия для жизни населения:
а) РостовнаДону; б) Ярославль; в) Норильск; г) Новосибирск.
6. Россия занимает первое место в мире по запасам:
а) природного газа и калийных солей; в) нефти и железных руд;
б) гидроэнергоресурсов и золота; г) леса и алюминиевых руд.
7. Для развития приливной энергетики благоприятно побережье:
а) Балтийского моря около Калининграда; в) Охотского моря в его северной части;
б) Азовского моря в Краснодарском крае; г) Черного моря в районе города Сочи.
18 8. Максимальное количество водных ресурсов в России потребляет:
а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) научная сфера; г) коммунальное хозяйство.
9. Выберите неверный вариант:
а) реэмиграция – возвращение населения на Родину.
б) агломерация – скопление городов;
в) город – населенный пункт, где большая часть населения занята не в сельском хозяйстве;
г) урбанизация – сокращение численности населения.
10. Выберите верные утверждения:
а) по численности населения Россия превосходит Пакистан и Бразилию вместе взятые;
б) большая часть населения России говорит на языках индоевропейской языковой семьи;
в) в населении Сибири и Дальнего Востока высока доля женщин;
г) к крупным городам относят городские поселения с численностью населения свыше 50 тыс. человек.
11. Найдите ошибку:
а) буряты – буддисты; в) чукчи – традиционные верования;
б) татары – мусульмане; г) калмыки – православные.
12. Численность экономически активного населения составляет:
а) 65 – 75 млн. чел; в) 25 – 30 млн. чел;
б) 15 – 25 млн. чел; г) 140 – 145 млн. чел.
13. Доля городского населения в России составляет:
а) 50 – 60%; в) 70 – 80%;
б) 60 – 70%; г) 80 – 90%.
14. В Восточном макрорегионе России расположена атомная электростанция:
а) Билибинская; б) Смоленская; в) Балаковская; г) Курская.
15. Укажите правильные утверждения:
а) перевод ТЭС на нефть позволит снизить себестоимость электроэнергии;
б) Россия лидирует в мире по добыче нефти;
в) открытый способ добычи угля наносит меньше вреда природе, чем шахтный;
г) себестоимость добычи угля в КанскоАчинском бассейне самая низкая в стране.
16. Выберите диаграмму, которая правильно показывает соотношение между нефтью, газом и углем в
производстве электроэнергии на ТЭС в России:
17. Выберите из списка ГЭС:
а) Сургутская; в) Курская; б) Кислогубская; г) Братская.
18. Укажите месторождение железной руды:
а) Качканарское; в) Волхов; б) Гай; г) Медногорск.
19. Центром черной металлургии ЦЧР является:
а) Череповец б) Новокузнецк; в) Старый Оскол; г) Нижний Тагил.
20. Укажите неверное сочетание «город – металл – фактор размещения»:
а) Череповец – медь – сырьевой;
б) Красноярск – алюминий – энергетический;
в) Норильск – никель – сырьевой;
г) Магнитогорск – сталь – сырьевой.
21. Выберите ошибочную схему взаимосвязей:
а) лесозаготовка > лесопиление > целлюлознобумажный комбинат;
б) бокситы > глинозем > выплавка алюминия;
в) железная руда > концентрат > прокат > чугун;
г) нефть > нефтепереработка > производство пластмасс.
22.Определите центр автомобилестроения:
а) Нижний Новгород; б) Курск; в) Мурманск; г) Иркутск.
19 23. Выделите район, благоприятный для размещения завода по производству сельскохозяйственной
техники:
а) Якутия; в) Хабаровский край;
б) Магаданская область; г) Ростовская область.
24. Укажите верное сочетание «город – отрасль машиностроения»:
а) Челябинск – автомобилестроение;
б) Энгельс – производство троллейбусов;
в) Мурманск – авиастроение;
г) Ижевск – производство тракторов.
25. Укажите район овцеводства:
а) Якутия; в) Ивановская область;
б) Московская область; г) Республика Алтай.
26. Укажите верные сочетания «район – сельскохозяйственные культуры»:
а) Северный Кавказ – рис, цитрусовые, виноград;
б) Поволжье – зерновые, бахчевые, овощные;
в) ЦентральноЧерноземный район – рис, соя, табак;
г) Дальний Восток – подсолнечник, рожь, сахарная свекла.
27. Установите верное сочетание «порт – важнейшие грузы»:
а) Архангельск – нефть; в) Махачкала – руда.
б) Новороссийск – зерно; г) Игарка – лес.
Контрольная работа № 3
Итоговый тест 9 класс
1. Какое утверждение верно:
А. Россия самая большая по населению страна мира;
Б. Россия самая большая по территории страна мира;
В население России больше населения США.
2. С каким государством Россия имеет сухопутную границу:
А. Болгария; Б. Румыния; В. Литва.
3. Что характерно для основной зоны расселения России:
А. старое хозяйственное освоение; Б. высокая плотность населения;
В. большое число крупных городов; Г. все названное выше.
4. Какие из двух утверждений верны:
а) основная зона расселения занимает больше половины территории России.
б) основная зона расселения и хозяйственного освоения сложилась исторически под влиянием природных и
экономических факторов.
А. оба верны; Б оба неверны; В а) верно, б)неверно; Г. а)неверно, б)верно.
5. Какое из утверждений верно:
А. Россия имеет самую высокую плотность населения в мире;
Б.. Россия имеет высокий прирост населения;
В. В России преобладает городское население;
Г. все верны.
6. В каком районе самая высокая доля сельского населения:
А. на Европейском Юге; Б. в Центральной России; В. в СевероЗападной России;
Г. в Поволжье.
7. Какие из двух утверждений верны:
а) животноводство относится к отраслям производственной сферы.
20 б) банковская система относится к отраслям производственной сферы.
А. а)верно, б)неверно; Б. а)неверно, б)верно; В.оба верны; Г. оба неверны.
8. Какие из двух утверждений верны:
а) транспорт относится к отраслям производственной сферы.
б) растениеводство относится к отраслям непроизводственной сферы.
. А. а)верно, б)неверно; Б. а)неверно, б)верно; В.оба верны; Г. оба неверны
9. Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет научный фактор:
А. точное машиностроение; Б. пищевая промышленность; В. теплоэнергетика;
Г. целлюлознобумажная промышленность.
10. Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет трудовой фактор:
А. точное машиностроение; Б. горная химия; В. . теплоэнергетика; Г. целлюлознобумажная
промышленность.
11. Какой из факторов имеет решающее значение для размещения одновременно нефтедобывающей
промышленности и цветной металлургии тяжелых металлов:
А. топливный; Б. сырьевой; В. водный; Г. трудовой.
12. Для размещения предприятий какой отрасли большое значение имеет военностратегический
фактор:
А. атомная энергетика; Б. пищевая промышленность; В. горнохимическая промышленность;
Г. целлюлознобумажная промышленность.
13. Какие из следующих утверждений верны:
а) на размещение предприятий тяжелого машиностроения большое влияние оказывает топливный фактор.
б) на размещение предприятий цветной металлургии легких металлов большое влияние оказывает сырьевой
фактор.
. А. а)верно, б)неверно; Б. а)неверно, б)верно; В. оба верны; Г. оба неверны
14. Какой из факторов имеет решающее значение для размещения текстильной и кондитерской
промышленности:
А. электроэнергетический; Б. сырьевой; В потребительский; Г. трудовой.
15. Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет электроэнергетический
фактор:
А. точное машиностроение; Б. цветная металлургия легких металлов;
В теплоэнергетика; Г. целлюлознобумажная промышленность.
16 Для размещения предприятий какой отрасли решающее значение имеет потребительский фактор:
А. точное машиностроение; Б. цветная металлургия легких металлов;
В. легкая промышленность; Г. целлюлознобумажная промышленность.
17. Что влияет на размещение АПК:
А. природные условия территории; Б. размещение населения и его трудовые навыки;
В. производственные связи с другими отраслями; Г. все вышеуказанное.
18. Какое из утверждений верно:
А. основные запасы железорудных ресурсов сосредоточены в Западной экономической зоне;
Б. основные запасы водных ресурсов сосредоточены в Восточной экономической зоне;
.В. основная часть производственного потенциала страны сосредоточена в Западной экономической зоне; Г
.все утверждения верны.
19 Большинство АЭС строились в Европейской части России, так как на этой территории:
А. высока потребность в электроэнергии; Б. большие залежи урановых руд;
В. развита транспортная сеть; Г. высокая плотность населения.
.20 Какое из утверждений верно:
А. основные запасы топливных ресурсов сосредоточены в Западной экономической зоне;
Б. основные запасы железорудных ресурсов сосредоточены в Западной экономической зоне;
21 В. основные запасы водных ресурсов сосредоточены в Западной экономической зоне;
Г. основные запасы лесных ресурсов сосредоточены в Западной экономической зоне.
21. Какие регионы имеют выгодное ЭГП по отношению к зарубежным партнерам страны:
А. Восточная Сибирь и Дальний Восток; Б. СевероЗападная Россия и Европейский Север;
В. Северный Кавказ; Г. все названные регионы.
22. Какие регионы имеют выгодное ЭГП на пересечении транспортных путей, связывающих восточную
и западную части страны:
А. Восточная Сибирь и Дальний Восток; Б. СевероЗападная Россия и Европейский Север;
В. Урал и Поволжье; Г. Северный Кавказ.
23. Какой регион беден природными ресурсами:
А. Центральная Россия; Б. Восточная Сибирь; В. Северный Кавказ; Г. Урал.
24. Какой регион имеет хорошие агроклиматические ресурсы:
А. ЦентральноЧерноземный; Б. Поволжье; В. Северный Кавказ; Г. Урал.
25. Что общего у ЦентральноЧерноземного района, Поволжья Северного Кавказа:
А. хорошие агроклиматические ресурсы; Б. специализация на черной металлургии;
В. специализация на автомобилестроении; Г. преобладание сельского хозяйства.
26. В каких регионах топливная промышленность является отраслью специализации:
А. Центральная Россия; Б. Восточная Сибирь; В. Поволжье; Г. во всех названных.
27. . В каких регионах топливная промышленность является отраслью специализации:
А. Северный Кавказ; Б. Западная Сибирь; В. Поволжье; Г. во всех названных.
28. Что общего у Западной Сибири, Поволжья и Северного Кавказа:
А. положение на пересечении транспортных путей; Б. специализация на черной металлургии;
В. обеспеченность топливноэнергетическими ресурсами; Г. обеспеченность лесными ресурсами.
29. В каких регионах лесная промышленность является отраслью специализации:
А. Северный Кавказ; Б. Европейский Север; В. Поволжье; Г. во всех названных.
30. В каких регионах химическая промышленность является отраслью специализации:
А. Центральная Россия; Б. Урал; В. Поволжье; Г. во всех названных.
22
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.