Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Сосновки Вятскополянского района»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
А.Н.Лоншакова
Протокол № ___ от « » _________2016г СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Приказ №__ « »_______2016г.
А.Ф.ТСираева Директор Ф.И.Тухватуллин « » _________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету математика
на 2016 – 2017 уч. год
10 класс
Составила программу учитель математики Г.З. Сибгатуллина
Сосновка
2016
I. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и предполагает обучение учащихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.
Программа составлена:
- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - на основе:
• Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
• Программы и планирования по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией Е.Е. Колосовой, 2006г.
• Новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (новые учебные программы), под редакцией А.М. Щербаковой, 2001г.
Данная программа «Математика» предназначена для учащихся 10-11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. Она рассчитана на 2 года обучения: 10 класс - 68 часов, 2 часа в неделю; 11 класс - 68 часов, 2 часа в неделю.
Объем программного материала по математике не предполагает наращивания математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируются на них.
Содержание программного материала построено в соответствии с принципом концентричности. Таким образом, повторность в обучении детей позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения, обеспечивает их применение на практике.
Главная цель программы - формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.
Задачи:
- формирование элементарных представлений об экономике;
- выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
- обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
- формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
- освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры. Программа определяет деятельность в 2 направлениях: - теоретическая часть; - практическая часть.
Теоретическая часть включает в себя:
- первичные экономические понятия;
- раскрывает причинно – следственные связи хозяйственной деятельности человека, семьи; - экономические правила грамотного потребительского поведения; Практическая часть включает в себя:
- решение задач на закрепление вводимых экономических понятий;
- использование графиков, диаграмм, таблиц, схем;
- анализ полученных данных;
- формирование умений планировать и контролировать свою деятельность; - грамотно выполнять экономические расчеты в жизни.
Программа построена на применении проблемно - поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с элементами экономики. Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Осуществляется теснейшая связь между математикой, экономикой, историей, социально бытовой ориентировкой, профессионально - трудовым обучением. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию учащимися новой информации, сколько пониманию причинно - следственных связей, рассуждениям учащихся.
Изучаемый в 10 классе курс математики представляет собой закрепление и дополнение предмета математики в 9 классе. А также формируется более полное представление об «экономике». Происходит знакомство с простейшими понятиями экономической науки, формирование первичных навыков экономического мышления.
В 11 классе закрепляются и обобщаются навыки, приобретенные за весь период обучения. II. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10- 11 классов
Должны знать:
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;
- названия и обозначение единиц стоимости, длины, массы, времени, объема;
- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, процента;
- понятия «экономика», «производительность труда», «заработная плата» и ее виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счет чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды,
«профсоюзы» и зачем они нужны.
Должны уметь:
- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение, и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
- свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;
- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
- решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество- стоимость; площадью прямоугольника и длинами его сторон;
-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
- заполнять бланки и производить расчеты по оплате коммунальных платежей;
- производить действие на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
Научно - методическая литература 1. Девяткова Т.А. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5- 9 классы: Учебно - методическое издание / Ф.Р. Залялетдинова. - М.: ВАКО, 2007.- 128с.
3. Колосова Е.Е. Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12 классов (I- III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Коррекционная педагогика - 2006.- № 3. - С. 44 – 59.
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов/ М.Н. Перова. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 408с.
5. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
6. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 2 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2008. – 95с.
7. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 3 класс: Пособие для учителя/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – М.: ВИТА, 2009. – 108с.
8. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики 1-4 кл.: Учебная модификационная программа / Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 74с.
9. Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно - развивающие задания и упражнения: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.
10. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. – М.: Творч. центр СФЕРА, 2009. – 94с.
11. А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
12. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
1. Антропов А.П. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / А. П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот - М.: Просвещение, 2009.- 399с.
2. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс. Учебник для обшеобразовательных учреждений: Учебное издание / Н.Я. Виленкин, В.И.
Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М.: Мнемозина, 2011.- 280с.
3. Жетомерский В. Математическая азбука / В. Жетомерский, Л. Шеврин - М.: Педагогика, 1988. – 197с.
4. Депман И.Я. За страницами учебника математики/ И.Я. Депман, В.Я. Виленкин - М.: Просвещение, 1989.- 287с.
5. Перова М.Н. Математика. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : Учебное издание / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 2007.- 222с.
6. Перова М.Н. Математика. Рабочая тетрадь для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Учебное издание / М.Н. Перова, И. М. Яковлева - М.: Просвещение, 2005.- 119с.
7. Савин А.П. Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. - М.: АСТ, 2008. – 480с.
8. Узорова О.В. Большой справочник по математике / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова – М.:Аквариум ЛТД, 2000.- 1362с.
№ Тема Основные виды деятельности Планируемые результаты
Ученик научится Ученик получит возможность
научиться
1. Введение в Понятие об экономике. Экономика и математика. уметь: выполнять устные Действия сложения и вычитания с экономику. Математика вокруг нас. Выполнять письменные арифметические действия с целыми числами и десятичными Целые числа и арифметические действия с натуральными числами и числами в пределах 100, дробями. Действия умножения и десятичные десятичными дробями; складывать, вычитать, умножать, легкие случаи в пределах деления с целыми числами и дроби. 12 часов. и делить на однозначное и двузначное число, числа, 1000000; выполнять десятичными дробями. полученные при измерении одной, двумя единицами письменные арифметические Умножение и деление целых измерения стоимости, длины, массы, выраженными в действия с натуральными чисел и десятичных дробей на десятичных дробях; находить дробь (обыкновенную, числами и десятичными 10,100,1000.
десятичную), проценты от числа; число по его доле или дробями. Запись мер массы, длины, проценту; решать все простые задачи в соответствии с стоимости десятичными дробями. данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 Умножение и деление целых арифметических действия. Оплата труда. Совместная чисел и десятичных дробей на производительность труда. Решение составных задач на двузначное и трехзначное число. производительность труда.
2. Проценты. Нахождение одной и нескольких частей от числа. знать: понятие процента; знать: понятие процента;
Бюджет. Проценты в нашей жизни. уметь: находить дробь уметь: находить дробь
12 часов. Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. (обыкновенную, десятичную), (обыкновенную, десятичную),
Нахождение числа по одному или нескольким его проценты от числа. проценты от числа; находить 10%, процентам. Решение составных задач на проценты. 20%, 25%, 50%, 75% от числа.
Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Оплата жилищно - коммунальных услуг.
3. Единицы Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение Выполнение простейших Решение задачи на: измерения. 24 мер длины. Измерительные инструменты. измерений линейкой, - определение площади пола, часа. Преобразование мер длины. Решение составных задач с рулеткой, метром. Решение стены, потолка. мерами длины. Меры площади, единицы измерения задач на: - определение необходимого
Тематическое планирование математика 10
класс.
|
|
величины площади, соотношение и преобразование мер площади. Вычисление площади фигур и помещений. Решение сложных задач на вычисление площадей. Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками. Меры массы - единицы измерения величины массы. Соотношение мер массы. Измерительные приборы. Преобразования мер массы. Решение задач с мерами массы. Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. Решение задач на вычисление объема. Меры времени. Соотношение, преобразование мер времени. Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после… . Расчет времени. Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. Действия с мерами измерения стоимости. Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. Решение задач с мерами стоимости.
|
- определение необходимых предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели; - вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д. Взвешивания на пружинных, электронных весах. Решение задач на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта; - определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов. Решение задач на: - расчет стоимости подписки (месяц, полгода, год, льгота); - расчет оплаты телефона (стационарный, сотовый, переговоры, тарифы); - стоимость оплаты проезда (дороже - дешевле); - расчет стоимости блюда (по рецепту). |
количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.). Работа с расчетными книжками. Измерение объема в быту. Решение задач практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов. Составление режима дня. Решение задач на вычисление: - возраста по дате рождения и текущему году; - затрат времени, необходимого на дорогу в школу,… - продолжительность рабочей недели (в часах, днях); - расчѐт времени на выполнение какой-либо трудовой операции; - расписание отправления поездов, самолетов, автобусов; - вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения; - соотношение местного и московского времени.
|
4. |
Обыкновенные дроби. 10 часов. |
Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей. Все действия с обыкновенными дробями. Решение задач с обыкновенными дробями. |
знать: табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; уметь: выполнять |
знать: таблицу сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; уметь: выполнять письменные |
|
|
|
|
письменные действия умножения и деления с натуральными числами и десятичными дробями; умножать и делить на однозначное и двузначное число, числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях |
действия сложения и вычитания с натуральными числами и десятичными дробями. |
5. |
Повторение обобщение. 10 часов |
и |
Все действия с именованными числами. Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. Решение составных практических задач.
|
Решение задач на: - определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне. - % к вкладам, % к кредитам и т. д. - % отчислений от заработной платы подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз. |
Выполнение расчетов: - семейного бюджета; - коммунальных услуг; - ремонтных работ; - времени.
|
Календарно тематическое планирование математики 10 класс.
№ |
Тема урока |
Элементы содержания урока |
Колво час |
Тип урока |
Форма урока |
Средства обучения, информац ионное содержани е |
Домашне е задание |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
||||||||
|
Введение в экономику. 12 часов. |
|
|||||||
1. |
Введение. Экономика семьи. Значение математических знаний и умение их применять на практике для экономики семьи |
Дать учащимся общие представления об экономике как науке. Знать простейшие экономические понятия: экономика, товар, потребность, ресурсы, цена, рынок, бизнес. Формирование элементарных представлений об экономике.
|
1 |
Комбинированный. |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
01.09 |
|
2. |
Цена, стоимость, денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет |
Вычисление цены, стоимости, количества, их понятия. |
1 |
Комбинированный. |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
02.09 |
|
3. |
Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Уметь решать составные арифметические задачи |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
05.09 |
|
|
|
практического характера. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
06.09 |
|
5. |
Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
07.09 |
|
6. |
Действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм сложения и вычитания с целыми числами и десятичными дробями. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
08.09 |
|
7. |
Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. |
Закрепить действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм умножения и деления |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
12.09 |
|
|
|
целых чисел и десятичных дробей. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
13.09 |
|
9. |
Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
14.09 |
|
10. |
Действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями.
|
Закрепить действия умножения и деления с целыми числами и десятичными дробями. Знать алгоритм умножения и деления целых чисел и десятичных дробей. Уметь решать составные арифметические задачи практического характера. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
15.09 |
|
11. |
Контрольная работа №1
|
Выявить уровень овладения знаниями, умениями по темам: «Введение в экономику», «Целые числа и десятичные дроби». Знать |
1 |
|
|
|
|
16.09 |
|
|
|
простейшие экономические понятия. Уметь решать задачи практического характера с целыми числами и десятичными дробями. |
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Работа над ошибками. |
Уметь выполнять работу над ошибками. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
19.09 |
|
Проценты. Бюджет. 12 часов. |
|||||||||
13. |
Оплата труда. Совместная производительность труда. |
Познакомить учащихся с понятиями: «оплата труда», «производительность труда». Выявить взаимосвязь этого понятия с величинами «время» и «работа». |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
20.09 |
|
14. |
Решение составных задач на производительность труда. |
Закрепить решение задач на производительность труда. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
21.09 |
|
15. |
Решение составных задач на производительность труда. |
Знать понятия: «оплата труда», «производительность труда»; Уметь
решать зада |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
22.09 |
|
16. |
Решение составных задач на производительность труда. |
Уметь решать задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и неполном рабочем дне.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
26.09 |
|
17. |
Нахождение одной и нескольких частей от |
Закрепить нахождения одной и нескольких частей от числа, |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику |
Тетрадь, доска, |
|
27.09 |
|
|
числа. Проценты в нашей жизни. |
показать практическую значимость процентов в различных сферах деятельности человека. |
|
|
м |
схема |
|
|
|
18. |
Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. |
Закрепить умение находить 1% и несколько процентов от числа. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
28.09 |
|
19. |
Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. |
Закрепить умение находить число по 1% и нескольким процентам от числа. |
1 |
Комбинированный. |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
29.09 |
|
20. |
Решение составных задач на проценты. |
Совершенствовать знания, умения при решении задач на проценты разного типа. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
03.10 |
|
21. |
Решение составных задач на проценты. |
Совершенствовать знания, умения при решении задач на проценты разного типа. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
04.10 |
|
22. |
Контрольная работа №2
|
Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам.
|
1 |
|
|
|
|
05.10 |
|
23. |
Работа над ошибками. |
Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
06.10 |
|
24. |
Обобщающий урок.
|
Проверить степень усвоения знаний, умений по ранее изученному материалу. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
17.10 |
|
Единицы измерения. 29 часов. |
|||||||||
25. |
Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. |
Познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет». |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
18.10 |
|
26. |
Семейный бюджет. Расчет семейного |
Познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет». |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику |
Тетрадь, доска, |
|
19.10 |
|
|
бюджета. |
|
|
|
м |
схема |
|
|
|
27. |
Оплата жилищно - коммунальных услуг. |
Учить учащихся выполнять расчет коммунальных услуг. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
20.10 |
|
28. |
Оплата жилищно - коммунальных услуг. |
Учить учащихся выполнять расчет коммунальных услуг. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
24.10 |
|
29. |
Меры длины. Единицы измерения длины. Соотношение мер длины. |
Закрепить единицы измерения и соотношение мер длины. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
26.10 |
|
30. |
Измерительные инструменты. Преобразование мер длины. |
Закрепить преобразование мер длины. Совершенствовать знания, умения при решении задач с мерами длины. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
27.10 |
|
31. |
Решение составных задач с мерами длины. |
Уметь: - решать задачи на определение необходимых размеров предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели; - решать задачи на вычисление количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д. - решать задачи и примеры на преобразование мер длины, на сравнение мер длины. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
31.10 |
|
32. |
Решение составных задач с мерами длины. |
Уметь: - решать задачи на определение необходимых размеров предметов мебели в соответствии с длиной стены и длиной предметов мебели; - решать задачи на вычисление |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
02.11 |
|
|
|
количества ткани необходимой на пошив штор, постельного белья и т.д. - решать задачи и примеры на преобразование мер длины, на сравнение мер длины. |
|
|
|
|
|
|
|
33. |
Контрольная работа №3 |
Выявить уровень овладения знаниями, умениями по изученным темам: «Бюджет», «Меры длины» |
1 |
|
|
|
|
03.11 |
|
34. |
Работа над ошибками. |
Проанализировать контрольную работу, выполнить работу над ошибками. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
07.11 |
|
35. |
Меры площади, единицы измерения величины площади, соотношение и преобразование мер площади. |
Повторить понятие «площадь», «квадратный метр», ввести понятие «погонный метр», повторить единицы измерения и соотношение мер площади.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
09.11 |
|
36. |
Вычисление площади фигур и помещений. |
Закрепить вычисление площади фигур (квадрат, прямоугольник) и помещений. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
11.11 |
|
37. |
Решение сложных задач на вычисление площадей. |
Совершенствовать знания, умения при решении сложных задач на вычисление площади. Учить учащихся выполнять расчет оплаты за площадь занимаемой квартиры. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
14.11 |
|
38. |
Площади занимаемых квартир. Работа с расчетными книжками. |
Знать соотношение мер площади, формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника. Уметь решать задачи на: - определение площади пола, стены, потолка. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
16.11 |
|
|
|
- определение необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, известь и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
|
39. |
Контрольная работа №4 |
Знать единицы измерения и соотношение мер длины, площади. Уметь: - выполнять расчеты платежей за коммунальные услуги; - решать задачи определение площади необходимого количества того или иного строительного материала для ремонта (обои, краска, побелка и т.д.)
|
1 |
|
|
|
|
18.11 |
|
40. |
Работа над ошибками. |
Уметь выполнять работу над ошибками. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
28.11 |
|
41. |
Обобщающий урок. |
Уметь: - составлять и решать задачи на определение дохода семьи, состоящей из определенного количества членов семьи определенного типа; - планировать семейный бюджет; выполнять расчеты платежей за коммунальные услуги;
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
30.11 |
|
42. |
Меры массы - единицы измерения величины массы. |
Знать единицы измерения и соотношение мер массы.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
02.12 |
|
|
Соотношение мер массы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43. |
Измерительные приборы. Преобразования мер массы.
|
Знать: - виды весов и уметь их отличать; - соотношение мер массы. Уметь: - выполнять простейшие взвешивания на пружинных, электронных весах. - выполнять преобразование с мерами массы.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
05.12 |
|
44. |
Решение задач с мерами массы. |
Уметь решать задачи на: - сравнение веса купленного необработанного продукта с весом обработанного продукта; - на определение выгодности приобретения обработанных или необработанных продуктов.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
07.12 |
|
45. |
Объем, вычисление объема. Способы измерения объема в быту. |
Знать: - единицы измерения объема; - что объѐм не зависит от формы предмета (0,5 л может быть банка, бутылка, пакет, кастрюля, т.е. любой сосуд). Уметь: - отличать кубические меры от линейных и квадратных мер; |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
09.12 |
|
|
|
- измерять объем в быту. |
|
|
|
|
|
|
|
46. |
Решение задач на вычисление объема. |
Уметь: - выполнять преобразование мер объема - решать задачи практического характера на определение большего и меньшего объема сосудов. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
12.12 |
|
47. |
Меры времени. Соотношение, преобразование мер времени. |
Знать соотношение мер времени. Уметь: - выполнять преобразование мер времени; -выполнять сравнение величин времени |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
14.12 |
|
48. |
Понимание и обозначение дробных частей времени: четверть часа= 15 мин., без четверти часа= до… осталось 15 мин, полчаса до…, спустя, после…
|
Знать: - соотношение мер времени; - алгоритм обозначения дробных частей времени. Уметь вычислять дробные части времени.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
16.12 |
|
49. |
Расчет времени. |
Уметь: - выполнять преобразование мер времени; - выполнять сравнение величин времени; - решать задачи на вычисление: • возраста по дате рождения и текущему году; • затрат времени, необходимого на дорогу в школу,… |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
19.12 |
|
|
|
• составление режима дня; • продолжительность рабочей недели (в часах, днях); • расчѐт времени на выполнение какой-либо трудовой операции; • расписание отправления поездов, самолетов, автобусов; • вычисление срока годности лекарств (продуктов) по дате изготовления и сроку хранения; • соотношение местного и московского времени.
|
|
|
|
|
|
|
|
50. |
Меры стоимости. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. |
Знать соотношение мер стоимости. Уметь выполнять размен и обмен денежных купюр
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
21.12 |
|
51. |
Действия с мерами измерения стоимости. |
Знать соотношение мер стоимости. Уметь выполнять действия с мерами стоимости.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
23.12 |
|
52. |
Заработная плата - цена. Прожиточный минимум и минимальная зарплата. |
Уметь: - определять потребности, запросы, нужды членов семьи в современном обществе; -отличать потребности физические, материальные, духовные; -составлять задачи на составление статей расходов на семью (определѐнного типа) на месяц, на день. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
26.12 |
|
53. |
Контрольная работа №5 |
Знать: - единицы измерения мер массы, объема, времени, стоимости; - соотношение мер массы, объема, времени, стоимости. Уметь: - выполнять действия с мерами массы, объема, времени, стоимости. - решать практические задачи с мерами массы, объема, времени, стоимости.
|
1 |
|
|
|
|
28.12 |
|
|
54. |
Работа над ошибками. |
Проанализировать контрольную работу, выполнить работу ошибками. |
над |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
29.12 |
|
Обыкновенные дроби. 8 часов. |
|
|||||||||
55. |
Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей. |
Знать: - виды дробей; - алгоритм преобразования обыкновенных дробей Уметь: - отличать правильные и неправильные дроби; - выполнять сравнение и преобразование обыкновенных дробей;
|
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
09.01 |
|
56. |
Обыкновенные дроби. Виды дробей. Сравнение и преобразование дробей. |
Знать: - виды дробей; - алгоритм преобразования обыкновенных дробей Уметь: |
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
11.01 |
|
|
|
- отличать правильные и неправильные дроби; - выполнять сравнение и преобразование обыкновенных дробей;
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57. |
Все действия обыкновенными дробями. |
с |
Знать алгоритм сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей. Уметь выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления с обыкновенными дробями.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
13.01 |
|
58. |
Все действия обыкновенными дробями. |
с |
Знать алгоритм сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей. Уметь выполнять действия сложения, вычитания, умножения и деления с обыкновенными дробями.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
16.01 |
|
59. |
Решение задач обыкновенными дробями |
с |
Уметь применять на практике знания о обыкновенных дробях.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
18.01 |
|
60. |
Решение задач обыкновенными дробями |
с |
Уметь применять на практике знания о обыкновенных дробях.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
20.01 |
|
61. |
Контрольная работа №6 |
Знать соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости. Уметь: - выполнять действия на: умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на |
1 |
|
|
|
|
23.01 |
|
|
|
10,100,1000; умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число; - выполнять действия с обыкновенными дробями.
|
|
|
|
|
|
|
|
62. |
Работа над ошибками. |
Уметь выполнять работу над ошибками. |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
25.01 |
|
Повторение и обобщение. 6 часов. |
|||||||||
63. |
Все действия с именованными числами. |
Знать соотношение мер измерения. Уметь применять на практике знания о мерах измерения.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
27.01 |
|
64. |
Нахождение 1% и нескольких процентов от числа. Нахождение числа по одному или нескольким его процентам. |
Уметь решать задачи на: - % к вкладам, % к кредитам и т. д. - % отчислений от з. п. подоходного налога, % в пенсионный фонд и профсоюз.
|
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
30.01 |
|
65. |
Решение составных задач практического характера. |
Уметь - выполнять расчеты: • семейного бюджета; • коммунальных услуг; ремонтных работ; времени. - решать задачи на определение заработной платы при повременной и сдельной оплате труда, при полном и |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
01.02 |
|
|
|
неполном рабочем дне.
|
|
|
|
|
|
|
|
66. |
Контрольная работа за год. (№7) |
Знать: - алгоритм нахождения процентов от числа; - алгоритм сложения и вычитания целых чисел, обыкновенных и десятичных дробей; - алгоритм умножения и деления целых чисел, десятичных дробей на целое число; - соотношение единиц измерения массы, длины, стоимости. Уметь: - решать примеры на сложение и вычитание целых чисел, обыкновенных дробей и десятичных дробей; - выполнять арифметические действия умножения и деления целых чисел и десятичных дробей на целое число - уметь выполнять преобразование мер времени, длины, массы, площади, объема - решать задачи практического характера. |
1 |
|
|
|
|
03.02 |
|
67. |
Работа над ошибками. |
Уметь выполнять работу над ошибками |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику м |
Тетрадь, доска, схема |
|
13.02 |
|
68. |
Обобщающий урок. |
Уметь: - решать задачи практического |
1 |
Комбинированный . |
Урок- практику |
Тетрадь, доска, |
|
14.02 |
|
Контрольная работа №1. 1) Переведите меры времени:
100 мин = …ч…мин. 48 ч = …сут 2 сут. 10ч.= …ч 120 мин. = …ч 1 мин. 60 сек. = … сек. 1 сут. 5 ч. 60 мин = …ч 2) Заполните пропуски и расставьте эти названия временных понятий в порядке убывания: сутки, декада, секунда, век, квартал, неделя, месяц, тысячелетие, минута, год ,час.
3) Запишите римскими цифрами: 4 февраля, 27 ноября, 1 января, 11 сентября, 8 марта, 9 мая, 31 декабря.
4) Выполните вычисления
17 ч 56 мин + 5 ч 7 мин = 36 мин 7 с – 18 мин 48 с = 14 мин 6 с + 7 мин 24 с = 15 ч 8 мин – 12 ч 16 мин = 5сут.- 2сут.12ч= 5лет- 1год 6мес.7дней =
5) Решите задачу: Наташа и Маша решили пойти в театр. Спектакль начинается в 13ч30мин. Дорога до метро занимает15ч, ехать на метро надо 35 мин, от метро до театра пешком 5 минут. В театр надо прийти за 20 мин до начала спектакля. Во сколько Наташа и Маша должны выйти из дома? Почему в театр надо приходить заранее?
|
|
характера. |
|
|
м |
схема |
|
|
|
Контрольная работа №2.
1) Выразите в более крупных мерах: 110мин = …ч…мин. 50ц = …т 27000кг = …ц 6326кг = …ц…кг
4023см = … м…см 350000м = …км
2) Вычислите величину подоходного налога (13%) с суммы 2000 рублей;
Найдите 16 % от 3800; Найдите число, если 1% от него составляет 358?
3) Записать предложение с помощью знаков «>», « >», «=».
-пакет с сахаром тяжелее пакета с мукой;
-масса курицы меньше массы гуся;
-заяц тяжелее белки;
-Щука весит больше чем карась, а карась –больше, чем вьюн. Кто самый легкий?
4) Выполните вычисления
20,009кг -18,67кг 9т – 7т250кг 12кг + 65кг142г 7км843м + 4км089м 43м16см х 5 17ц05кг : 5
5) Решите задачу. На фабрике работает 372 человека, 25% из них - женщины. Сколько мужчин работает на фабрике?
Контрольная работа №3.
1.Выпишите только единицы измерения площади.
110мин ; 7000кг ; 6023см; 350000м2 ; 126 см2, 24786км ;
2) Определить в квадратных метрах площадь прямоугольника со сторонами 6м и 0,2 м?
3) Решите задачу: В классе решили покрасить потолок водоэмульсионной краской. Сколько нужно купить краски. Если длина класса 6м, ширина 5м, а на 1м потолка требуется 100г краски?
4.Решите задачу:
Длина комнаты 50см, ширина 40дм. Мебелью занято 2/5 площади всей комнаты. Чему равна площадь, оставшаяся свободной? 5) замените мелкие меры площади более крупными. 6кв.дм 24кв.см 3кв.дм 5кв.дм 3кв.см
6) замените крупные меры площади более мелкими.
608 кв.см 6745кв.см 415 кв.см 7) вычисли: 80кв.дм 13кв.см – 26 кв.дм 7кв.см 36кв.см + 19кв.дм 27кв.см
Контрольная работа №4.
1) Переведите меры времени: 75 мин = …ч…мин. 72 ч = …сут 2 сут. 10ч.= …ч 180 мин. = …ч
2 мин. 30 сек. = … сек. 1 сут. 2ч. 60 мин = …ч
2) Заполните пропуски и расставьте эти названия временных понятий в порядке убывания: сутки, декада, секунда, век, квартал, неделя, месяц, тысячелетие, минута, год ,час.
4) Выполните вычисления. 23 ч 56 мин + 5 ч 7 мин = 42 мин 5с – 18 мин 48 с = 24 мин 8 с + 7 мин 24 с =
25 ч 8 мин – 12 ч 16 мин = 7сут.- 2сут.12ч= 5лет - 1год 6мес.7дней =
5) Решите задачу. Вася Шустриков с папой возвращались домой со станции Лисичкино. В пути они были 1ч43 мин и приехали в город в 17ч 18 мин. В какое время они выехали со станции Лисичкино?
Контрольная работа №5. 1) Вычислите на калькуляторе. Ответ округлите до десятых:
8,49 : 1,25 + 2,387 х 5,492 2)Экономическая задача:
Что получает дедушка (ему 70 лет), папа (инженер), мама (не работает, растит маленького сына), сын (студент). Подсказки: стипендия, зарплата, пенсия, пособие.
3) Записать числа в виде десятичных дробей: 12кг 250г 6км 80м 1кг 5г 1м 5см 1см 5мм 2км 45м
4) Решите задачу. №1. Ширина школьного коридора равна 3,5 м, а его длина в 12 раз больше. Чему равна площадь коридора?
№2. Антон получил зарплату …. Р. (впишите соответствующее число, оканчивающееся двумя нулями). Четвертую часть этой суммы он положил в банк, 0,15 от зарплаты он потратил на оплату коммунальных услуг. Сколько денег осталось у Антона?
5) Выполнить действия: Ответы округлите до сотых:0, 435 + (2, 468 - 0, 949) : 28 0, 435 х 468 - 0, 949 : 28
Контрольная работа №6.
I вариант
1) Задача. В городе проживает 32800 человек. Пенсионеры составляют 12% от всего населения, а дети- 1/5 от всего населения. На сколько больше в этом городе детей, чем пенсионеров?
2)Экономическое задание: подбери правильный ответ
1. Антоним слова «расход» - …
2. Денежная помощь пострадавшим – …
3. Таблица доходов и расходов – …
4. Это то, что используется при оплате товаров и услуг – …
5. Государственная денежная помощь пожилым людям – …
6. Учреждение, где хранят, дают в долг и обменивают деньги – … 7. Государственная денежная помощь на ребѐнка – …
Подсказка: (бюджет, доход, банк, пенсия, деньги, пособие, страховка) 3) Расставьте порядок действий и выполните вычисления: 2,35 х 58 – 13,63. 1,357 + 25,262 : 34
4) Выразите числа в виде десятичных дробей, расставьте порядок действий и выполните вычисления. 17м 4см – 3м 48 см х 5 2кг 25 г – 7 кг 500 г : 6
Контрольная работа за год.
II вариант
1) Задача. В поселке проживает 2360 человек. Пенсионеры составляют 10 % от всего населения, а дети - ¼ всего населения. На сколько больше в этом поселке детей, чем пенсионеров?
2)Экономическая задача: Что получает дедушка (ему 70 лет), папа (инженер), мама (не работает, растит маленького сына), сын (студент). Подсказки: стипендия, зарплата, пенсия, пособие. 3) Расставьте порядок действий и выполните вычисления: 3,85 х 6 – 1,45. 0,517 + 3,381 : 7
4) Выразите числа в виде десятичных дробей, расставьте порядок действий и выполните вычисления.
3 м 80 см + 2 м 65 см х 4 2 кг 700г – 19 кг 600 г : 8
Контрольная работа за год. 1) Задача. Вычислите объем ящика кубической формы, ребро которого равно 7дм 2)Замените данные меры более мелкими кубическими мерами:
7дм, 19 дм.
240 дм
27дм 703 см
3) Выразите данные меры более крупными кубическими мерами:
3000мм
7580мм
4502мм
845079дм
4) Овощехранилище длиной 18,5м, шириной 14 м, и высотой 3м на 2/3 своего объема заполнено картофелем. Сколько тонн картофеля в овощехранилище, если масса 1м картофеля 0,65 т?
5) Длина класса 8м, ширина 6м и высота 3м. В классе занимаются 16 человек. Сколько кубических метров воздуха приходится на одного ученика?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.