Программа кружка по русскому языку Знатоки русского языка..doc
1
Система работы с одарёнными детьми через работу в кружке по
русскому языку «К тайнам нашего языка».
Программа кружка «Знатоки русского языка».
1. Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в
интеллектуальных играх.
Актуальность программы: необходимость развития способностей детей с учётом их
индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Формирование функционально грамотных людей,
владеющих навыками
самостоятельной исследовательской деятельности – одна из важнейших задач современной
школы. Основы функциональной грамотности и исследовательских умений закладываются
в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности, и в
первую очередь – речевой.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний,
средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и
личностного самосознания и, наконец, элементом художественной литературы как
словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий
статус среди других школьных предметов. Однако познание языка в период младшего
школьного детства нераздельно связан с развитием речи детей.
Цель данной программы определяется как создание условий для развития речи
младших школьников средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с целью были определены и конкретные задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и
уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в
постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;
формирование у детей чувства языка; 2
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и
познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её
грамотной, точной, богатой;
сообщение углублённых знаний и формирование учебноязыковых, речевых и
правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и
выразительно говорить, читать, писать и слушать.
учить мыслить логично, научно, творчески;
учить самостоятельному творческому поиску знаний;
учить преодолевать имеющиеся затруднения;
формировать и развивать познавательные интересы;
способствовать развитию творческой личности.
Реализация программы осуществляется при соблюдении следующих условий:
организация процесса усвоения в форме теоретического анализа изучаемой речевой
ситуации посредством преобразующей деятельности и оперирования
противоречиями;
использование исследовательских методов обучения и методик активизации
творческого мышления: метод генерации идей и дидактических игр, вариативных
упражнений и коллективных обсуждений, методика неоконченного рассказа и защиты
собственных проектов;
формирование самостоятельного творческого мышления, развитие способности
учащихся к саморегуляции своих учебнопознавательных действий по выделению
гипотез, планирования учебнопознавательных задач, выбора способов решения;
формирование грамматических навыков при работе с текстами различной родо
жанровой специфики;
обеспечение четкости усвоения основных понятий, идей, оптимальности объема
знаний, навыков, умений; устранение учебных перегрузок.
Основные характеристики и критерии подбора методического материала
программы:
Знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный
план.
Осуществление познавательного процесса в соответствии с познавательными
потребностями детей, а не по заранее установленной жесткой последовательности. 3
Усвоение учебного материала на более основательном и прочном уровне, что
способствует превращению знаний в убеждения и вызывает положительное
эмоциональное отношение к учению.
Акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных
понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня.
Предоставление широких возможностей для развития и демонстрации
индивидуальных творческих способностей.
Активное использование ИКТ.
Данная программа уделяет особое внимание развитию личности ученика, его
интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит
деятельностный подход, обуславливающий формирование таких умений как:
анализировать;
классифицировать;
сравнивать;
оценивать факты, события, явления и процессы;
рассматривать проблему с разных точек зрения;
доказывать;
устанавливать последовательность;
делать умозаключения;
вести исследование.
В процессе решения различных заданий дети приобретают мыслительные умения,
учатся представлять результаты своих работ в самых разнообразных формах:
рисунок;
изложение;
сочинение;
стихотворение;
сказка;
письмо;
статья;
выступление;
проект;
эссе.
выпуск буклетов с текстами различной родожанровой специфики;
презентация;
Программа предназначена для работы с мотивированными учащимися 24 классов.
Для привития интереса к родному языку, а также развития логического мышления,
остроты ума, сообразительности, догадливости на занятиях детского объединения 4
предлагается использовать загадки, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы,
омографы и т.п.
Курс ориентирован на развитие творческого потенциала личности ученика, на
развитие его мышления, и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и
положений.
Программа рассчитана на 102 часа ( по 34 часа на каждый год). Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности:
решение логических задач;
выполнение игровых заданий и упражнений;
работа с текстами различных жанров и стилей;
освоение алгоритмов написания изложений и сочинений различного рода, а также
письма и эссе.
составление собственных логических задач, ребусов, головоломок;
составление собственных презентаций.
Предполагаемые результаты:
повышение уровня развитие речи и коммуникативной компетентности детей;
формирование умений работать с текстами различной родожанровой специфики;
повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся по предмету «Русский язык»;
формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками
информации;
развитие грамматических навыков.
Формы проверки результативности занятий:
творческие письменные работы (сочинения, эссе, сказки, стихи)
выпуск книгсамоделок собственных логических заданий;
подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» на уроках в своём классе;
защита проектов;
участие в интеллектуальных играх, олимпиадах школьного и городского уровня.
Форма подведения итогов реализации программы: открытый интеллектуальный
марафон среди учащихся, участие во Всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок» и в
городской олимпиаде «Учись, твори и развивайся!».
2. Календарно – тематическое планирование занятий кружка «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА».
5
Формы совместной
деятельности
Формы самостоятельной
деятельности учащихся
2 КЛАСС
ТЕМА
1. «Неспроста слово
молвится» или в
мире слов
анализ текста
работа с пословицами
работа
стихотворением
со
2.
3.
4.
5.
6.
7.
«Струны
–
голосовые связки»
или какие звуки
изучает фонетика
«Звук под маской»
или каждому звуку
свое место
работа с фонетической
оболочкой слова
логическое
моделирование
работа со сказочным
«Русский
текстом
алфавит в сказках»
«Слово
яблочко»
лексическое
значение слова
как
или
«И то, да не то, и
так, да не так» или о
словах в переносном
значении
«Принцессы,
которых водой не
или
разольешь»
лексика
плюс
грамматика
«Слово – глубокий
колодецисточник»
или что речь делает
образной
работа с фонетической
грамматической
и
оболочкой слова
работа с текстом
былины
анализ текста
работа с толковым
словарем
анализ текста
работа с толковым
словарем
знакомство и работа со
словарной статьей
просмотр презентации
работа с текстом
анализ
текста
повествования
работа со словарями
и
антонимов
синонимов
работа с текстом
описанием
анализ текста
работа
со
стихотворным текстом
работа со схемой
значения
8.
«Куда
исчезла
каша» или тайна
анализ текста
работа
с
Кол
во
часов
2
3
3
4
3
3
краткий пересказ
индивидуальное
озаглавливание
составление
ошибок
словарика
анализ слов
составление памятки
анализ текста сказки про
букву
сочинениеминиатюра
«Сказка про любимую
букву»
конструирование
предложений
составление сказкибыли
сочинениеминиатюра
составление сказки с
готовым началом
работа по списыванию
специального текста
конструирование слов
составление ребусов
игра «Домино» (синонимы
и антонимы)
описание предмета с
натуры (соревновательная
форма)
4
редактирование текста
сочинениеописание
расшифровка ребусов в
рисунках
4 6
фразеологического
значения
фразеологическим
словарем
9.
стране
«В
невыученных
уроков» или когда
язык заплетается
просмотр презентации
работа с рисунками
работа с толковым
словарем
сравнительный анализ
речи
работа с текстом
4
4
определение
фразеологизмов в тексте
составление
фразеологизмов
словаря
работа со словариком
ошибок
редактирование текста
сочинение исследование
«История одного слова»
составление альбома или
сборника словзагадок для
конкурса
собственных
загадок
изготовление
малышек для
выставки
книжек
классной
10. «Словазагадки и их
или
разгадки»
способы
образования слов
Итого: 34 часа.
3 КЛАСС
ТЕМА
1. «Морфема
невидимка» или
как разобрать
слово по составу
2.
«Командир частей
речи» или имя
существительное
3.
«Волшебные
превращения слов»
или
имя
статьи
анализ
текста по
словообразованию
названий и фамилий
исследовательские
задания
Формы совместной
деятельности
анализ текста статьи
анализ слов
составление новых
слов
составление
алгоритма перехода
одного слова в
другое
Колво
часов
4
Формы самостоятельной
деятельности учащихся
словообразовательный
разбор
составление «водопада
слов»
игра «Собери слово прямо
и наоборот»
работа с текстом
работа
морфологией слова
с
составление
алгоритма
работа с толковым и
морфологическим
словарем
работа с текстом
работа
морфологией слова
с
определение рода
загадочных
существительных»
(например:
кенгуру).
Чебурашка,
составление
алгоритма
определения собственных
имен существительных
сочинениерассуждение
«Как
считать научилось»
существительное
изложениеисследование
«Как
появилось
прилагательное» или «Эти
4
4 прилагательное
7
составление
алгоритма
работа с текстом
повествованием
растягивающиеся
прилагательные»
сочинениеописание
«Какой,
какие…»
какое,
какая,
коварные
или
«Эти
падежи»
существительное
плюс
прилагательное
«Говорю и всегда
делаю» или просто
глагол
«Словомагнит» от
слова
к
собственному
тексту
анализ текста
работа по алгоритму
работа по рисункам и
схемам
составление словаря слов
с переносным значением
составление алгоритма
определения падежа
сочинениесказка «Жил
был падеж»
разработка
схемы
подбора глагола в тексте
сочинениерассуждение
«Глаголбогатей»
работа с текстом
работа
морфологией слова
с
составление
алгоритма
определения «точки
отсчета
времени
глагола»
работа со схемами.
работа
конструированию
предложений
работа по структуре
собственного
письменного текста
речевое созидание
текста
по
индивидуальное
озаглавливание
составление рассказа по
схеме,
рисунку,
алгоритму, плану, идеи.
«По
одежке
встречают – по уму
провожают» или
смысловое
значение пословиц
работа с текстом
работа со словарной
статьей
работа со словарем
пословиц
составление
алгоритма анализа
пословицы
анализ пословиц
составление
индивидуального
тематического
пословиц
блока
сочинениезаметка
составление диалога
4.
5.
6.
7.
4
3
4
3
8.
«Я вам пишу…»
или письмо – это
тоже искусство
анализ текста статьи
анализ
писем
различной
тематической
направленности
уроки логики и
творчества
работа
презентации
по
составление алгоритма
написания письма
4
сочинениеписьмо «Моей
(сочинение
«Из
стран»
маме»
повествование),
далеких
(сочинениеописание),
«Письмо в редакцию»
(сочинениерассуждение) 9.
«Красивые слова»
или учимся строить
поэтическое
высказывание
8
«История писем»
анализ
текста
справочной статьи
составление схемы
выражения тонких
оттенков слов
по
преобразованию слов
и выражений
работа
4
составление
индивидуальных
словариков поэтических
слов
сочинениефантазия
«Путешествие в страну
Вообразилию»
Итого: 34 часа.
4 КЛАСС
ТЕМА
1. «Слово о словах»
копилка
или
изречений о слове и
культуре речи
«Водопад новых слов»
или неологизмы
«Древний корень» или
этимология слов
2.
3.
4.
рассказа
«Из
диалог» или
в
5.
«Я – издатель и
редактор газеты» или
6.
«Я начну,
а ты
продолжи» или проба
поэтического пера
Формы совместной
деятельности
работа с текстом
статьи
анализ цитат
Формы самостоятельной
деятельности учащихся
индивидуальная
подборка цитат
сочинениерисунок
Колво
часов
2
работа со словарем,
анализ неологизмов
анализ текста статьи
работа
этимологическим
словарем
изложениеисследование
с
изложение
исследование
«Энциклопедия
одного слова»
3
3
презентация «Откуда
пришли слова»
знакомство с текстом
пьесы
анализ
диалогового
повествования
составление алгоритма
перевода рассказа в
диалог
работа с текстами
журнальной и газетной
статьи
анализ
статей
различного типа
составление алгоритма
написания статьи
работа
со
стихотворением
анализ стихотворных
текстов
комплексный анализ
авторского
составление диалога
по готовому тексту
4
прочтение диалога по
ролям
сочинениерассказ
пьеса.
4
индивидуальная
подборка статей по
выбранной теме
сочинениестатья
презентация своей
газеты
сочинение
стихотворных строк с
готовым началом
3
составление памятки
поэта
сочинение 9
стихотворного текста
стихотворение
7.
«Мой дневник» или
разговор с самим
собой
знакомство
дневниковыми
текстами
с
анализ
дневниковых
записей различного
типа
8.
«Я чувствую, что я»
или фантазии на
бумаге
9.
«Цветы.
Сказки и
легенды» или опыт
перевоплощения.
работа по схеме
и
описания
рассуждения
анализ текста
работа по описанию с
натуры (внешний план)
работа по описанию от
образа
имени
(внутренний план)
работа с текстом
легенды
анализ легенд, загадок
и описаний о цветах
исследовательская
работа со справочной
литературой
10. «Энциклопедия слова
«ДОМ»
или
путешествие слова в
литературных жанрах
работа с лексическим
значением слова
работа с морфологией
слова
работа со словами в
цельном тексте
анализ
различной
жанровой
характеристики
текстов
родо
4
3
4
4
составление памятки
для
владельцев
дневника наблюдений,
дневникаанкеты,
дневника
мыслей
личных
выставка дневников и
их презентация
составление
алгоритма описания
своих чувств и
ощущений, желаний и
действий в образе
составление рассказа
фантазии
алгоритм
исследовательского
анализа текста
сочинение
перевоплощение «Я –
цветок»
сочинениелегенда о
своем цветке
сочинениесказка или
сочинение
стихотворение
Сочинение
рассуждение «Когда я
стану взрослым».
Итого: 34 часа.
В практике моей работы эта тема логично продолжала мою прошлую тему
индивидуального исследования «Организация продуктивного общения младших
школьников».
Опытноэкспериментальное исследование проводилось в течение 3 лет (20072010)
в процессе урочной деятельности (уроки русского языка и литературного чтения) и
внеурочной деятельности (кружок «Знатоки русского языка») учащихся.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Программа по организации внеурочной деятельности по русскому языку. Кружок "Знатоки русского языка" 2-4 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.