Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка
Оценка 4.7

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Оценка 4.7
Игры +2
docx
Междисциплинарный 4
7 кл—11 кл +1
20.08.2019
Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка
Программа к девиантному поведению.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Ирбитский гуманитарный колледж" Программа по профилактике девиантного поведения подростков Автор­составитель: Гайнетдинов Никита Сергеевич студент специальности педагог дополнительного образования в области физкультурно­оздоровительной деятельности. г. Ирбит 2019 Пояснительная записка Цель программы: Профилактическая работа, направленная на  предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди подростков. Задачи: 1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального  поведения. 2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство,  личностное развитие. 3. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни. 4. Оказать своевременную психолого­педагогическую поддержку ребенку,  оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Актуальность Существующие в стране социальные проблемы ­ наркомания, агрессивность,  бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь  подростков от подобного будущего. Актуальность данной темы продиктована тем, что комплекс проблем,  существующих сегодня способствует стойкому проявлению у детей­ подростков социальной неустойчивости и девиаций в поведении. Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при  нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому  задача педагогов помочь подростку, научить его правильно оценивать  ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить  профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что­то изменить. Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие педагога и  подростков. Работа с подростками по программе будет проводиться в  следующих направлениях: ­ развитие эмоциональной сферы; ­ общение; ­ самооценка; ­ семейные ценности; ­развитие творческих способностей; ­ здоровый образ жизни; ­профилактика вредных привычек; ­мотивация на трудоустройство и учебу. По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед,  психологических тренингов. Программа рассчитана на 9 занятий, 3 занятия в неделю, по 40 ­ 60 минут. Форма проведения: групповая. Возраст участников: 10­14, 15­18 лет. Общие рекомендации по организации занятий. Аудитория для занятий с психологом должна быть просторной,  оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в  ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр,  упражнений, разминок. Желательно иметь диваны или коврики для релаксации, возможность  затемнения комнаты.  Структура занятий: ­ каждое занятие состоит из нескольких этюдов и игр, они разнообразны и  коротки. 1 этап. Разминка. Задача: Настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом. 2 этап. Игры, беседы, лекции, имеющие коррекционно­профилактическую  направленность. Задача: Коррекция поведения и отдельных черт характера. 3 этап. Окончание занятия. Задача: Обсуждение занятия и закрепление положительного эффекта. Содержание программы № заняти я 1 Содержание занятия Организационный момент: Знакомство с группой. Разминка. Основная часть: Занятие носит характер беседы консультативного характера. Целью, которой является сбор информации об участниках, особенностях их  взаимодействия с окружающими. Происходит оценка, соответствия  представления подростка о себе и мнением окружающих. Принятие  правил работы в группе. Упражнение «Снежный ком» Упражнение "Приветствие в парах" Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем  по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре  переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и  приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы, встретили неожиданно давнего­давнего–друга, Вы приходите к  начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного  возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым  встречным. Притча Притча “Человеческие ценности”. “У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести.  Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в  этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места ­  весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок  отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот, наступил день,  когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело  совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей ­ то  нет, а дырки остались”. Рефлексия: Что понравилось на занятии? Что ожидали от занятия? Что запомнили? 2 Организационный момент: Приветствие. Разминка. Вопросы, настраивающие группу на работу,  о настроении и самочувствии. Основная часть: Лекция. Обучение навыкам управления психическим напряжением.  Умение донести свое мнение до окружающих и выслушать  оппонента. Формирование умения предупреждать конфликты.  Приятные и неприятные события в жизни подростка, умение жить в  негативных переживаниях. Умение слушать и слышать собеседника. Упражнение «Мой любимый воздух» Игра  «Спусти пар» (продолжительность ­10 минут) Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях  между подростками. Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу  предложить вам игру, которая называется «Спусти пар». Играют в  нее так: Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что  он сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут  жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят  сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если  кому­то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно  просто сказать: «У меня пока ничего не накипело и мне не нужно  «спускать пар». Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на  которых жаловались, могут высказаться по этому поводу. А теперь  подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в  себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите  ничего менять. Услышали ли вы о чем­то таком, что можете и  хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например:  «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты». Притча Один старый и очень мудрый человек сказал своему другу:  «Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и  постарайся запомнить вещи коричневого цвета». В комнате было  много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрец ему задал следующий вопрос: «Закрой­ка глаза свои и  перечисли все вещи… синего цвета!» Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке  только вещи коричневого цвета!» На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись —  ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой  правдой. Тогда мудрец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать  правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого 3 цвета, а в жизни — только плохое, то ты и будешь видеть только их,  замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и  участвовать в твоей жизни. Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты  обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.  Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к  худшему — то оно обязательно произойдет с тобой, ты, никогда не  будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всего будешь  находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь  надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать  плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть  разочарованным — жизнь невозможна без разочарований. Ожидая  худшее, ты упускаешь из жизни все то хорошее, что в ней на самом  деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И  наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой  любая стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и  положительные стороны». Люди замечают только то, что соответствует их мышлению,  пропуская через фильтры восприятия, как через сито, информацию  вокруг себя. Рефлексия Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Разминка. Вопросы о  самочувствии и настроении. Основная часть: Лекция. Эмоциональная поддержка и одобрение. Развитие умения высказывать свое мнение. Мимика и пантомимика – как способ передачи информации. Любовь к себе, формирование самоценности, принятие себя. Игра «Ворвись в круг» (продолжительность ­ 10­12 минут). Цель: проанализировать чувство отверженности. Инструкция: Кто из вас бывал когда­нибудь в ситуации, когда  другие дети не принимали его в свою игру? Что вы делали в таких  случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно  не принимают в игру? Встаньте в один большой круг и крепко  сцепитесь руками. Один ребенок должен остаться за кругом и  попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся,  следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и  остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не  причинить боли. Дайте возможность как можно большему  количеству детей собственными силами проникнуть в круг. Если  ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите,  пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а кто­то другой выходит из него и продолжает игру. «Театр Кабуки» (20 мин.) Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются (внутри  своей команды, не сообщая другой), кого будут изображать:  принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для  принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает:  «Принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона. Дракон  съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль,  которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее  выгодной. Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса,  потому, что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко  получает самурай, потому, что он его убивает). Дракон и Принцесса  (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу).  Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай  (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Рефлексия 4 Организационный момент: Приветствие участников. Повторение материала, изученного на  прошлом занятии. Вопросы, настраивающие на активную работу.  Разминка. Основная часть: Лекция. Обсуждение роли общения в жизни человека. Умение  понимать других людей, заниматься совместной деятельностью.  «Пустой стул» (15 мин.) Участники делятся на первый­второй. Участники под номером  «один» садятся в круг, под номером «два» ­ встают за их стульями.  Один стул должен оставаться свободным. .Задача участника,  стоящего за свободным стулом, ­ взглядом пригласить кого­нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его  приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача  партнера, стоящего за ним ­ задержать. «Скала» (15 мин.) Цель: помочь осознать участникам, какие все люди разные и как  себя ведут в той или иной ситуации. Участников выстраиваются тесной цепочкой в виде «выступов  скалы», при этом тесно держатся друг за друга. Каждый должен  пройти по скале, не сорвавшись в пропасть. Участники могут  помогать или мешать друг другу. Обсуждение: какие чувства испытывали? Сравнить происходившее в игре с отношением в обществе к  зависимому человеку. 5 Рефлексия Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Разминка.  Основная часть: Лекция. Право на индивидуальность, уникальность и личное мнение.  Ценности и чувства других людей. Терпимость к поступкам и  личному мнению оппонента. Укрепление самооценки.  Игра «Датский бокс» (продолжительность ­10 минут) Цель: научить отстаивать интересы, сохраняя хорошие отношения с партнером. Инструкция: Кто   может   рассказать   мне   о   каком­нибудь   своем хорошем споре? Как все проходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не   хоти   никого   обидеть.   Разбейтесь   на   пары   и   встаньте   друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец   был   прижат   к   его   мизинцу,   ваш   безымянный   ­   к   его безымянному, ваш средний ­ к его среднему, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят дуг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до 6 7 трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры. Рефлексия Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Разминка. Настрой на  работу в группе.  Основная часть: Лекция. Умение преодолевать мышечное напряжение и стресс  методом релаксации. Обучение методикам избавления от  мышечного напряжения. Дыхательные упражнения.  Упражнение «Я – вулкан», «Я – оружие» Упражнение «Воздух, желе, камень»  «Напрягись – расслабься» Поочередно напрягаем левую и правую руки, затем шею, ноги и т.д.  Напрягать до такой степени, пока не начнет трястись рука, нога и  т.д. Рефлексия Организационный момент: Приветствие. Повторение материала. Вопросы, настраивающие на  активную работу.  Основная часть: Лекция. Развитие умения самовыражения. Развитие умения  чувствовать свое тело, управлять движениями. Формирование  правильного дыхания, озвученное дыхание. Дыхание грудью,  животом, поверхностное дыхание.  Упражнение «Выдохни гласную» Толчковое дыхание Техника выполнения: 1. Необходимо широко раскрыть рот 2. Максимально высунуть язык 3. Трижды сказать «ХааХха» 4. Звук должен быть сильным и исходить из глубины горла 5. Вместе со звуком необходимо выталкивать злобу, ненависть,  депрессии и разочарования. 8 Рефлексия Организационный момент: Приветствие. Разминка.  Основная часть: Лекция. Умение отказывать. Способы сказать «нет». Развитие  умения понимать последствия своего поведения и уходить от  воздействия манипулятора. Развитие уверенности в себе, в своей  компетентности. Упражнение – активатор «Кулак» ­ Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать кулак. ­ Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было  сопротивляться групповому давлению? Вывод: о том, смог противостоять группе или нет. Упражнение – тренинг «Сумей отказаться» Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете  противостоять групповому давлению. Участникам предлагается разделиться на три группы (по 2­3  человека). Каждая команда получает карточку с описанием  ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники  игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность  выбранной формы отказа по параметрам: реальная возможность избежать пробы вещества при  использовании данной формы отказа; возможность избежать данного конфликта, агрессии; целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки  человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить  предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими  веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности). Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно     направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос,  интонация, жесты, мимика, движения. 9 Рефлексия Организационный момент: Приветствие участников. Повторение материала. Знакомство с  родителями участников. Разминка. Вопросы, настраивающие на  активную работу. Основная часть:  Беседа с участниками и родителями о профилактике девиантного  поведения в домашних условиях. Что такое семья. Семейные  ценности. Семья как малая группа.  Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение». Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися  от нормы? Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков,  прогулы, отказ от выполнения заданий) 1.                2. 3.   Побеги из дома Грубость, сквернословие Употребление алкоголя, пьянство Курение Раннее начало половой жизни Хулиганство Унижение других Воровство Неподчинение, критика взрослых Ношение «вызывающей» одежды Отрицательное отношение к учёбе Драки, нанесение телесных повреждений Употребление наркотиков Что­то ещё Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными  среди сверстников ваших детей (назовите соответствующие  номера ответов из первого вопроса)? Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или  Ваши дети) предоставлен самому себе? Не более 1 часа 2­3 часа     4. 5.   6.          7.    8. 4­5 часов 6­8 часов Более 8 часов Затрудняюсь ответить Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы  время? Что, с Вашей точки зрения, является основными  причинами отклоняюшегося от нормы поведения? Стремление получить сильные впечатления Заболевания ребёнка К какому из специалистов Вы обратились бы в первую  очередь за помощью, если бы у Вашего ребёнка появились  проблемы в поведении? Классному руководителю Школьному психологу Социальному педагогу Психотерапевту Инспектору по делам несовершеннолетних Врачам Справились бы самостоятельно К кому­то ещё Затрудняюсь ответить Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может  попасть в плохую компанию? Да Нет Затрудняюсь ответить Если Вы опасаетесь, что вызывает Ваши опасения? Список литературы. 1. Аллан Фромм. Азбука для родителей, Ленинград, Лениздат, 1991 г. 2. Аникеева Н .П.Воспитание игрой. ­ М. : Просвещение, 1987.—144 с. 3. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности  младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с. 4. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического  развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019