Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка
Оценка 4.7

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Оценка 4.7
Игры +2
docx
Междисциплинарный 4
7 кл—11 кл +1
20.08.2019
Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка
Копилка профилактики девиантного поведения.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области  "Ирбитский гуманитарный колледж" Копилка по профилактике девиантного поведения Выполнил студент 39­п группы: Гайнетдинов Никита г. Ирбит 2019 Оглавление Анкеты, тестирования..............................................................................................2 Упражнения..............................................................................................................7 Цитаты.......................................................................................................................9 Игры.........................................................................................................................10 Тренинг, родительское собрание..........................................................................14 Притчи.....................................................................................................................18 Анкеты, тестирования Тест на наличие алкоголизма  1. Как часто вы употребляете алкогольные напитки? никогда (0); раз в месяц или реже (1); 2­4 раза в месяц (2); 2­4 раза в неделю (3); более 3 раз в неделю (4).  2. Сколько порций алкогольных напитков вы выпиваете? 1­2 (0) ; 3­4 (1); 5­6 (2); 7­9 (3); более 9 (4); 3. Часто ли вы выпиваете более 6 порций за 1 раз? никогда (0); меньше 1 раза в месяц (1); каждый месяц (2); каждую неделю (3); каждый день (4).  4. Сколько раз вы не могли остановиться, начав пить? никогда (0); менее 1 раза в месяц ( 1); ежемесячно (2); еженедельно (3); ежедневно или почти ежедневно (4). 5. Как часто вы не делали того, что от вас ожидали из­за употребления  алкоголя? никогда (0); менее 1 раза в месяц (1); каждый месяц (2) ; каждую неделю (3); каждый день (4).  6. Как часто вы выпивали наутро, чтобы преодолеть похмелье? никогда (0); менее 1 раза в месяц (1); ежемесячно (2); еженедельно (3); ежедневно (4).  7. Как часто вы испытывали чувство вины из­за выпитого алкоголя? никогда (0); меньше 1 раза в месяц (1); каждый месяц (2); каждую нелю (3); каждый день (4). 8. Как часто вы не могли вспомнить, что было во время того, как вы  выпивали? никогда (0); меньше 1 раза в месяц (1); ежемесячно (2); еженедельно (3); ежедневно (4).  9. Получали ли вы или кто­то другой травмы из­за употребления алкогольных  напитков? нет (0); да, но больше года назад (2); да, в течение прошедшего года (4). 10. Бывало ли, что кто­либо беспокоился по поводу выпиваемого вами  алкоголя и/или советовал меньше пить? нет (0); да, но больше года назад (2); да, в течение прошедшего года (4). Подсчитайте количество полученных баллов. Результат теста: 0­6 (для женщин), 0­7 (для мужчин) – низкая вероятность  алкогольной зависимости; 7­15 (для женщин), 8­15 (для мужчин) –  повышенное употребление алкоголя; 16­19 – злоупотребление спиртными  напитками; 20 и более – алкогольная зависимость или риск ее развития. Тест на интернет­зависимость Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу: «очень редко» ­ 1 балл «иногда» ­ 2 балла «часто» ­ 3 балла «очень часто» ­ 4 балла «всегда» ­ 5 баллов 1.  Как часто вы обнаруживаете, что задержались в Сети дольше, чем  планировали? 2.  Как часто вы забрасывали свои домашние обязанности, чтобы провести  больше времени в Сети? 3.  Как часто вы предпочитаете развлечения в Интернете реальному общению  со своими сверстниками? 4.  Как часто вы строите новые отношения с друзьями по Сети? 5.  Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени,  которое вы проводите в Сети? 6.  Как часто из­за времени, проведённого в Сети, страдает ваша учёба? 7.  Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем­то  другим? 8.  Как часто страдает ваша успеваемость или успешность в какой­либо  деятельности из­за использования Интернета? 9.  Как часто вы сопротивляетесь разговору, или скрываете, если вас  спрашивают о том, что вы делали в Сети? 10.  Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей  жизни, заменяя их мыслями об Интернете? 11.  Как часто вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в Сеть? 12.  Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и  безынтересной? 13.  Как часто вы раздражаетесь,  кричите, если что­то отрывает вас, когда вы  находитесь в Сети? 14.  Как часто вы теряете сон, когда поздно находитесь в Сети? 15.  Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не  находитесь в Сети, или воображаете, что вы там? 16.  Как часто вы говорите, что проведёте в Сети  «ещё пару минут….»? 17.  Как часто вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в Сети? 18.  Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в Сети? 19.  Как часто вы предпочитаете находиться в Сети вместо того, чтобы  встретиться с людьми? 20.  Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете,  когда вы не в Сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет?   Если набрано 50­79 баллов, стоит учитывать серьёзное влияние Интернета на  жизнь испытуемого. Если набрано 80 баллов и больше, можно диагностировать Интернет­ зависимость с необходимостью помощи специалиста. Анкета для родителей «Отклоняющееся поведение». Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от  нормы? Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) Побеги из дома Грубость, сквернословие Употребление алкоголя, пьянство Курение Раннее начало половой жизни Хулиганство Унижение других Воровство Неподчинение, критика взрослых Ношение «вызывающей» одежды Отрицательное отношение к учёбе Драки, нанесение телесных повреждений Употребление наркотиков Что­то ещё Какие из них Вы считаете наиболее распространёнными среди  сверстников ваших детей (назовите соответствующие номера ответов из  первого вопроса)? Сколько, примерно, времени в день Ваш ребёнок (или Ваши дети)  предоставлен самому себе? Не более 1 часа 2­3 часа 4­5 часов 6­8 часов Более 8 часов Затрудняюсь ответить Что обычно делает Ваш ребёнок в свободное от учёбы время? Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами  отклоняюшегося от нормы поведения? Стремление получить сильные впечатления Заболевания ребёнка К какому из специалистов Вы обратились бы в первую очередь за  помощью, если бы у Вашего ребёнка появились проблемы в поведении? 1.                2. 3.       4. 5.   6.          7.       Классному руководителю Школьному психологу Социальному педагогу Психотерапевту Инспектору по делам несовершеннолетних Врачам Справились бы самостоятельно К кому­то ещё Затрудняюсь ответить Возникают ли у Вас опасения, что Ваш ребёнок может попасть в  плохую компанию? Да Нет Затрудняюсь ответить Если Вы опасаетесь, что вызывает Ваши опасения? Упражнение – активатор «Кулак» ­ Сейчас будем уговаривать одного участника (выбираем все вместе) разжать  кулак. ­ Что чувствовал при таком общении? Трудно ли было сопротивляться  групповому давлению? Вывод: о том, смог противостоять группе или нет. Упражнения Упражнение – тренинг «Сумей отказаться» Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете  противостоять групповому давлению. Участникам предлагается разделиться на три группы (по 2­3 человека).  Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации  разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании)  оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам: реальная возможность избежать пробы вещества при использовании  данной формы отказа; возможность избежать данного конфликта, агрессии; целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека,  предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего  пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно  думать лишь о своей безопасности). Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной  ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль  детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным  поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика,  движения. Упражнение «Выдохни гласную» Толчковое дыхание Техника выполнения: 1. Необходимо широко раскрыть рот 2. Максимально высунуть язык 3. Трижды сказать «ХааХха» 4. Звук должен быть сильным и исходить из глубины горла 5. Вместе со звуком необходимо выталкивать злобу, ненависть, депрессии  и разочарования. Упражнение «Я – вулкан», «Я – оружие» Упражнение «Воздух, желе, камень»  «Напрягись – расслабься» Поочередно напрягаем левую и правую руки, затем шею, ноги и т.д. Напрягать до такой степени, пока не начнет трястись рука, нога и т.д. Упражнение «Скала» (15 мин.) Цель: помочь осознать участникам, какие все люди разные и как себя ведут в  той или иной ситуации. Участников выстраиваются тесной цепочкой в виде «выступов скалы», при  этом тесно держатся друг за друга. Каждый должен пройти по скале, не  сорвавшись в пропасть. Участники могут помогать или мешать друг другу. Упражнение «Мой любимый воздух» Упражнение «Снежный ком» Упражнение "Приветствие в парах" Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую  пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым  партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные  ситуации и роли, например, Вы, встретили неожиданно давнего­давнего– друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым  встречным. Упражнение «Имя и жест» Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы. Инструкция: «Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Каждый участник представляет предыдущих выступающих и себя, называя их  имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена. Цитаты Не бойтесь жизни. Поверьте, что жизнь достойна того, чтобы прожить, и вам  будет дано по вере вашей. Уильям Джеймс Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же  мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме. Альберт  Эйнштейн Мы – рабы своих привычек. Измени свои привычки, изменится твоя  жизнь. Роберт Кийосаки Если останавливаться всякий раз, когда тебя оскорбляют или в тебя плюются, то ты никогда не дойдешь до места, куда тебе надо попасть. Тибор Фишер Окружай себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше. Просто  жизнь уже полна теми, кто хочет тянуть тебя вниз. Джордж Клуни Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь. Карлос  Кастанеда Все победы начинаются с победы над самим собой. Леонид Леонов Желать и ждать – на этом далеко не уедешь. Встань и начни следовать за  своей мечтой. Джаред Лето Неудача – это просто возможность начать снова, но уже более мудро. Генри  Форд Нашу судьбу формируют именно те маленькие незаметные решения, которые  мы принимаем по 100 раз за день. Энтони Роббинс Жизнь – это большой холст и вы должны бросить на него всю краску какую  только можете. Дэнни Кэй В вашем подсознании скрыта сила, способная перевернуть мир. Уильям  Джеймс Улыбнитесь, потому что жизнь – прекрасная вещь и есть много причин для  улыбок. Мерилин Монро Жизнь измеряется не количеством наших вдохов, а количеством моментов, от которых перехватывает дахание. Майя Энджелоу Завтра – первый чистый лист книги в 365 страниц. Напиши хорошую  книгу. Брэд Пейсли Игры Игра «Ворвись в круг» (продолжительность ­ 10­12 минут). Цель: проанализировать чувство отверженности. Инструкция: Кто из вас бывал когда­нибудь в ситуации, когда другие дети не  принимали его в свою игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит,  если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру? Встаньте в  один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен  остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это  удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и  остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить  боли. Дайте возможность как можно большему количеству детей  собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в  состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы, он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пустить этого ребенка в круг, а  кто­то другой выходит из него и продолжает игру. «Театр Кабуки» (20 мин.) Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются (внутри своей  команды, не сообщая другой), кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы,  дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: «Принцесса  очаровывает самурая, самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде  ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она  его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что  он его убивает). Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он  съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и  Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Игра «Датский бокс» (продолжительность ­10 минут) Цель:   научить   отстаивать   интересы,   сохраняя   хорошие   отношения   с партнером. Инструкция: Кто   может   рассказать   мне   о   каком­нибудь   своем   хорошем споре? Как все проходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили? Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем   правилам   ведения   спора   и   радуемся   тому,   что   и   наш   партнер выполняет правила. При этом мы не хоти никого обидеть. Разбейтесь на пары и   встаньте   друг   напротив   друга   на   расстоянии   вытянутой   руки.   Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный ­ к его безымянному, ваш   средний   ­   к   его   среднему,   ваш   указательный   –   к   его   указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре «спорящие» всегда тем или иным образом зависят дуг от друга.   Итак,   восемь   пальцев   прижаты   друг   к   другу,   а   большие   пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать новый раунд. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение игры. Игра  «Спусти пар» (продолжительность ­10 минут) Цель: работа с гневом и обидами, возникающими в отношениях между  подростками. Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам  игру, которая называется «Спусти пар». Играют в нее так: Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он  сердится. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться.  Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из  вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому­то из вас будет совершенно не  на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не  накипело и мне не нужно «спускать пар». Когда круг «спускания пара»  завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому  поводу. А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете  изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите  ничего менять. Услышали ли вы о чем­то таком, что можете и хотите  изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу  сбрасывать твои вещи с парты».  Игра «Пустой стул» (15 мин.) Участники делятся на первый­второй. Участники под номером «один»  садятся в круг, под номером «два» ­ встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. .Задача участника, стоящего за свободным стулом, ­  взглядом пригласить кого­нибудь из сидящих на свой стул. Участник,  заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул.  Задача партнера, стоящего за ним ­ задержать. Игры на сплочение и знакомство Поздоровайся Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не  совсем привычными способами. По хлопку в ладоши и его команде участники  должны поздороваться со всеми, кто стоит рядом. Ведущий хлопает в ладоши  и кричит: «Руки!» Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в  ладоши и выкрикивает: «Колени!» Все касаются коленом колена и называют  свое имя. Ведущий может выкрикивать все, что удобно в данной аудитории  (локти, уши, щеки, лодыжки и т.д.) Клубок Все участники встают в круг, держась за руки. Подлезая друг другу под  сомкнутые руки или переступая через них, они запутываются так, насколько  позволяют им физические возможности. «Узел» не должен причинять никому  боль. Заранее вышедший из комнаты участник, должен вернуться и распутать  клубок, не пользуясь для этого словами. Пусть пересядут те, кто... Ведущий предлагает сидящим в круге участникам поменяться местами  (пересесть) всем тем, кто обладает каким­то общим признаком и называет  этот признак. «Пусть поменяются местами те, у кого голубые глаза». Все, у  кого голубые глаза встают со своих стульев и стараются пересесть на любое  освободившееся место. Ведущий, у которого нет места, также старается  занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится ведущим.  Это упражнение ­ хорошая возможность для участников получше узнать друг  друга. Среди признаков могут быть «все, кто любит кошек; все, кто любит  читать детективные романы; все, кто не любит смотреть телесериалы» и т.п. Хлопки Участники встают в круг. По команде, начиная с первого, каждый участник  последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом.  Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше.  Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды. Паровоз  Все участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит:  «Привет, я – паровоз! Как тебя зовут?». Участник называет свое имя, а  «паровоз» его повторяет. Кто представился, присоединяется к «паровозу».  Далее при каждом новом участнике все игроки по очереди повторяют имя  новенького Угадай, кого нет. Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до  одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. (в это время можно  пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет.  Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим. Красные, синие, зелёные Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому  на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники  должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться  в полной тишине. Имя и фрукт  Игра на знакомство, но в любом случае забавная. Все сидят в кругу. Первый  игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на  первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его  сосед повторяет ­ «Миша любит мандарины" и также представляется и  говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не  запомнят.  Ципп –Цапп  Все игроки сидят в кругу. Один игрок стоит в середине, у него нет стула. Он  подходит к одному из сидящих игроков, говорит Ципп или Цапп и при этом  быстро считает до 10. При слове Ципп игрок, к которому обратились, должен  назвать имя и фамилию игрока, сидящего слева от него. Если он не успевает,  то он становиться ведущим. Если игрок говорит Ципп ­ Цапп, то все игроки  должны поменяться местами. При этом ведущий должен занять чье­то место. Это Я!  Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени  (одно женское, второе мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «это Я»  и меняются местами. Задача ведущего : занять освободившееся место. Тот,  кто не успел занять свободное место, становится ведущим, Если из двух  названных имен есть только один человек с таким именем, он кричит «Это Я»  и остается на месте.  Тренинг, родительское собрание Начинает ведущий, который называет свое имя, сопровождая его каким­либо  жестом. Следующий участник называет имя ведущего и показывает жест,  затем свое имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому  соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех  участников взаимодействия». Здравствуйте,   уважаемые   коллеги!   В   жизни   наших   детей   наступает самый сложный период: период взросления. Подросток – уже не ребенок, но еще   не   взрослый.   В   этом   возрасте   часто   конфликтуют   между   собой   уже взрослые потребности и еще детские права. Происходит смена роли в семье и, к   сожалению,   часто   этот   процесс   сопровождается конфликтами   между родителями и детьми, а так же агрессивным поведением. Подростковый возраст ­ период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11­12 до 14­15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности». Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. В   современном   информационном   обществе   стремление   подростка   к статусу взрослого ­ мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает   не   чувство   взрослости,   а   чувство   возрастной   неполноценности. «Стремление   обрести   себя   как   личность   порождает   потребность   в отчуждении   от   всех   тех,   кто   привычно,   из   года   в   год   оказывал   на   него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. При этом тревожащие   моменты   в   поведении   части   подростков,   такие,   как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, являются следствием не какой­либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр.,   а   выступают   в   большинстве   случаев   лишь   как   ситуации   замещения социально­значимых отношений взрослых, отчуждение по отношению к семье внешне   выражается   в   негативизме   ­   в   стремлении   противостоять   любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение». Негативизм  ­  первичная  форма  механизма  отчуждения,  и она  же  является началом   активного   поиска   подростком   собственной   уникальной   сущности, собственного   «Я».   Особенно   актуальна   данная   проблема   для   подростков, которые   при   выборе   жизненной   стратегии,   осуществляющейся   на   фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения.                  Внутри   подросткового   возраста,   как   у   мальчиков,   так   и   у   девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления   агрессивного   поведения.   У   мальчиков   имеются   два   пика проявления агрессии: 12 лет и 14­15 лет. У девочек также обнаруживаются два   пика:   наибольший   уровень   проявления   агрессивного   поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.         Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется, в   основном,   как   форма   протеста   против   непонимания   взрослых,   из­за неудовлетворенности   своим   положением   в   обществе,   что   проявляется   и   в соответствующем поведении.         В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает   складываться   под   влиянием   возникающего   чувства   взрослости. Подростки   начинают   оказывать   сопротивление   по   отношению   к   ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они   болезненно   реагируют   на   реальные   или   кажущиеся   ущемления   своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе, чаще используются   внешние   формы   отстаивания   своей   независимости,   такие, например, как дерзость в общении.         В   подростковом   возрасте   в   силу   сложности   и   противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления,   создавая   объективные   предпосылки   для   возникновения проявления агрессивности.         Современный   подросток   может   реализовать   свою   агрессию   двумя способами: проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт ­ следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается,   спивается,   наркотизируется,   садится   в   тюрьму,   кончает   жизнь самоубийством; прятать   и   подавлять,   становиться   послушным   пай­мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в том случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.    «В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка   и   его   проблемы,  а   так   же   может   быть   обусловлено   несколькими обстоятельствами: психофизиологическим развитием (подростковый возраст); нервно­психическими заболеваниями; физическими недостатками, дефектами речи,   внешней   непривлекательностью,   недостатками   конституционно­ соматического   характера; (алкоголизм, табакокурение.); нарушением коммуникации в системе отношений «ребенок­ взрослый»   и   «ребенок­сверстник»,   утратой   взаимопонимания;   поведением, отклоняющимся от социальных норм и требований; переживанием ребенком состояния   эмоционального   неблагополучия,   эмоциональным   стрессом, тревожностью и депрессией; наличием экстремальных кризисных жизненных ситуаций»   вредными   привычками   Как   же   избежать,   или   ослабить   признаки   агрессивного   поведения   у подростков?         В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее   эффективным   методом   коррекции   нарушений   поведения   у   детей является   «поведенческая   терапия».   Объектом   воздействия   в   процессе поведенческой  терапии является  само  поведение человека. Многие  авторы отмечают   эффективность   поведенческой   терапии   именно   при   работе   с детьми. Причину такой эффективности они видят в трех факторах: 1. 2. возможности контроля социальной среды ребенка, возможности   воздействия   на   механизмы   дезадаптивного поведения детей, относительной краткости терапии. 3. Наиболее   распространенной   формой   психокоррекционной   работы   с детьми,   имеющими   отклонения   в   поведении   является   тренинг   социальных навыков.         Основными   условиями   коррекции   агрессивного   поведения   детей являются:   установка   на   достижение   положительной   обстановки   в окружающей социальной среде, повышение культуры общения, поддержание необходимого эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.   В   связи   с   этим   необходимо   внимательное,   приветливое отношение   к   подросткам,   доверие   к   ним,   привлечение   к   активному взаимодействию, использование деятельностного содержания игр, различных форм   драматизации,   творческих   работ,   позитивная   оценка   достижений, диалогичное   общение   и   др.   Важно   поддерживать   каждое   самостоятельное высказывание,   хорошее настроение,   познавательный   интерес.   Не   менее   важно   поддерживать подростка   в   его   стремлении   преодолеть   самого   себя:   свою   робость, застенчивость,   болтливость, недисциплинированность   и   другие   неблаговидные   проявления.   Особенно важно поддержать волю ребенка, его способность к самоpeгyляции, и помочь в   овладении   приемами   саморегуляции   агрессивного   поведения   личности; (Е.В. Бондаревская).         Повышение   культуры   общения   особенно   важно   для   подросткового  возраста   потому,   что   связано,   прежде   всего,   со   становлением   личности взрослого   человека   и   усвоением   новых   форм   и   способов   межличностного взаимодействия, которые отсутствовали в детстве.         Исходя из вышесказанного  можно выделить следующие этапы в процессе коррекционной работы:   зависть   к   успехам   других   детей,   творческую   инициативу,   добрый   поступок, повышение самооценки. снижение уровня  тревожности. снижение  страха социальных контактов. формирование осознавания собственных эмоций и чувств других формирование   внутреннего   самоконтроля и умения сдерживать приобретение умений находить выход из трудных ситуаций.       людей, развитие эмпатии. негативные импульсы.  формирование   позитивных   моральной   позиции   и   жизненных перспектив .         Задачи,   которые   необходимо   решить   в   ходе   коррекционной   работы: научить   детей   осознаванию   собственных   потребностей,   отреагированию негативных эмоций, обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния,   формирование   адекватной   самооценки,   обучение   способам целенаправленного   поведения,   внутреннего   самоконтроля   и   сдерживания негативных   импульсов,   формирование   позитивных   моральной   позиции, жизненных перспектив и планирования будущего. Техники,   используемые   в   коррекционной   программе   по   снижению агрессивности   у   детей   12­14   лет,   в   основном   направлены   на   обучение подростков   использованию   прямого   отказа   от   нежелательного   поведения вместо   привычных   для   них   способов   агрессивного   реагирования,   обучение оценке   социальных   ситуаций,   подкрепление   торможения   и   угасание агрессивных   стереотипов   поведения,   неподкрепление   отклоняющегося поведения   и   формирование   более   адаптивных   поведенческих   паттернов, усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций, минимизацию тревожности.  Притчи Притча “Человеческие ценности”. “У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все  способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и  после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места ­ весь он был  утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он  стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по  одному гвоздю. И вот, наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько  заплакал. Отец: Что ты плачешь? Ведь гвоздей больше нет. Сын: Гвоздей ­ то нет, а  дырки остались”. 2) Один старый и очень мудрый человек сказал своему другу: «Рассмотри  комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи  коричневого цвета». В комнате было много чего коричневого, и друг быстро  справился с этой задачей. Но мудрец ему задал следующий вопрос: «Закрой­ка глаза свои и перечисли  все вещи… синего цвета!» Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!» На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись — ведь в  комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой. Тогда мудрец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду  жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни —  только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их,  и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни:  если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь  ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально  готовиться к худшему — то оно обязательно произойдет с тобой, ты, никогда  не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всего будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться  к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто  рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным — жизнь невозможна без  разочарований. Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни все то хорошее, что в  ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И  наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая  стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные  стороны». Люди замечают только то, что соответствует их мышлению, пропуская через  фильтры восприятия, как через сито, информацию вокруг себя. 3) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что­то с  песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке  миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. – Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя  ближе. – Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то  погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия. – Но это же просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы  морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее  в море и сказал: – Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды. 4)  Однажды слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой возле ног и  табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек  проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил туда пару монет, без разрешения написал  новые слова на табличке, оставил ее слепому человеку и ушел. К концу дня он  вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и  спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел  узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы  неправдой. Я просто написал на ней немного по­другому». Человек улыбнулся и  ушел. Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас осень, но я не могу ее увидеть».

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка

Программа по профилактике девиантного поведения подростков и методическая копилка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019