Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"
Оценка 5

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Оценка 5
Документация
docx
психологическая работа +2
Взрослым
10.04.2018
Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к «группе риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов: - социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие); - медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями); - социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми); - социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями); - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры). Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Поэтому, важно создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющееся поведение.Программа содержит 4 блока: организационная и методическая работа с педагогическим коллективом, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями. Организационная и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по своевременному выявлению, предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании среди учащихся, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся и семей «группы риска» и находящихся в социальноопасном положении. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об учащихся и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, сверстниками, родителями. Профилактическая работа с обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности. Задача индивидуальной работы с подростками состоит в содействии сознательному выбору учащимся своего жизненного пути. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, коррекции детско – родительских отношений, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.
цени свою жизнь1.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алябьевская средняя общеобразовательная  школа » Утверждаю И.о.директора МБОУ  «Алябьевская  СОШ» ___________Н.Д.Зверева Приказ №  от  г.                                Комплексная программа по        профилактике  безнадзорности,  правонарушений  и употребления ПАВ  несовершеннолетними «Цени свою жизнь!» 1 Содержание с.п.Алябьевский 2018 г. 1 Паспорт программы…………………………………………………………..3 2 Пояснительная записка……………………………………………………….4 3 Этапы реализации программы……………………………………………….5 4 Содержание программы………………………………………………….......7 5 Формы работы……………………………………………………………......8 6 План – график мероприятий….……………………………………………..10 6.1.Механизм реализации программы…………………………………………18 6.2.Схема управления программой…………………………………………….19 6.3 Кадровое обеспечение……………………………………............................20 7 Ожидаемые результаты…………………………………………………….21 8 Смета расходов………………………………………………………………22 9 Литература……………………………………………………………….......23 10 Приложение   2 Наименование программы Разработчики программы Цель программы Основание для разработки программы Цель реализации программы  Паспорт  программы «Комплексная программа по профилактике  безнадзорности,  правонарушений и употребления ПАВ несовершеннолетними «Цени свою жизнь!» Щербинина   Людмила   Леонидовна,   заместитель   директора   по воспитательной работе; Чалых Светлана Михайловна, социальный педагог Создание комплекса профилактических мероприятий,  направленных на предупреждение формирования негативных  ценностей и мотивов употребления ПАВ обучающимися  посредством   обучения навыкам ответственного поведения в  пользу своего здоровья. Постановление Правительства Российской Федерации,  Федеральная программа «Комплексные меры противодействия  злоупотреблению наркотиками  и их незаконному обороту » Создание в МБОУ «Алябьевская СОШ » системы работы по  профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений  среди несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в  благоприятной среде. Задачи программы ­ предоставить  подросткам объективную научную информацию о   психоактивных веществах и ВИЧ, способствовать формированию   отрицательного отношения к употреблению табака,  алкоголя,  наркотиков. ­ способствовать формированию положительного «образа — Я». ­ развивать навыки эффективного общения. ­ способствовать осознанию обучающимися своих ценностей. ­ способствовать формированию навыков принятия обоснованных  решений, сопротивления социальному давлению. ­ развивать волонтерского движения. ­ повышать общую культуру поведения и формировать образ  социально успешного молодого человека.  2018­2021 уч. г.  Сроки реализации программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность   Осуществление   программных мероприятий должно обеспечить создание  целостной системы профилактической работы в школе, совершенствование   существующей   системы   профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ   несовершеннолетними,   снижение   тенденции   роста противоправных   деяний,   сокращение   фактов   безнадзорности, суицидальных   несовершеннолетних, правонарушений,   совершенных   учащимися образовательного учреждения,  создание условий для обеспечения защиты   прав  детей,  их  социальной   реабилитации   и  адаптации  в обществе     преступлений, рисков   среди   Участники реализации программы Управление, контроль Обучающиеся   1­11   классов,   классные   руководители,   школьный фельдшер,   педагоги   дополнительного   образования;   инспектор ПДН; родители. Мониторинг школы 3 Формы и методы  реализации  программы Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия. 4 Пояснительная записка Современная   школа   оказывает   систематизированное   и   последовательное   влияние   на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных   ценностей,   накопленных   человечеством   за   вековую   историю,   происходит социализация   человека.   Решая   как   воспитывать   подрастающее   поколение,   общество одновременно решает, каким оно будет завтра.  В   современных   условиях   серьезно   обострились   проблемы   социальной   дезадаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность   родителей  (законных  представителей)  за  содержание  и  воспитание  детей. Растет   количество   безнадзорных   подростков.   Основными   причинами   непосещения   школы являются:   бродяжничество,   нежелание   учиться.   Безусловно,   таким   детям   необходима педагогическая реабилитация.  Перед каждым образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы   мер   по   профилактике   отклонений   в   развитии   личности   и   поведении   детей   и подростков – профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.  В   последнее   десятилетие   для   России   злоупотребление   несовершеннолетними психоактивных  веществ, а также  безнадзорность и правонарушения  в подростковой  среде превратились в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.  Детская   безнадзорность   и   беспризорность     следствие   современной социальноэкономической   и   духовно­нравственной   ситуации   в   России,   которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:   рост   числа   граждан,   лишённых   родительских   прав,   что   предопределяет   широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;  ­ ­ ­ массовые нарушение прав детей;  ­ рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;  омоложение преступности;  ­                    Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового   созревания   и   формирования   личности.   Подросток   начинает   осознавать   себя личностью,   сравнивает   себя   с   окружающими,   сверстниками,   что   стимулирует   его   к самовоспитанию.   В   это   время   формируется   и   даже   может   резко   измениться   характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать будущее, стремятся   к   независимости.   Но   есть   определенная   категория   подростков,   у   которых перечисленные   качества   проявляются   резче,   что   приводит   их   к   противостоянию   с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.   Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным   нормам,   проявляется   в   конфликтности,   агрессивности,   склонности   к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании.   Обучающиеся   с   проблемами   в   развитии   из   неблагополучных   семей,   имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле   зрения   правоохранительных   органов   и   требуют   особого   внимания   со   стороны образовательных учреждений.   Для более успешной социально – профилактической работы с данными подростками ­ необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие, как:  социально­педагогическая   запущенность,   когда   подросток   ведет   себя   неправильно   в   силу своей   невоспитанности,   отсутствия   у   него   необходимых   позитивных   знаний,   умений   и 5 ­ ­ ­ навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;  глубокий   психический   дискомфорт   подростка,   вызванный   неблагополучием   семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом, систематическими учебными неуспехами,   не   сложившимися   взаимоотношениями   со   сверстниками,   не   правильным (несправедливым,   грубым,   жестким)   отношением   к   нему   со   стороны   родителей,   друзей, учителей;  отклонения психического и физического состояния здоровья, возрастные кризисы;  отсутствие   условий   для   самовыражения,   разумного   проявления   внешней   и   внутренней активности; занятости полезными видами деятельности, позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов.  Своевременная   психолого­педагогическая   помощь,   участие,   оказанное   подросткам   в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.  Основой   разработки   новой   программы   по   профилактике   безнадзорности, правонарушений и  употребления ПАВ несовершеннолетними является анализ преступлений, общественно­опасных деяний и правонарушений, совершаемых в селе подростками, состояние безнадзорности   и   беспризорности   детей   и   подростков,   неблагополучие   в   семьях несовершеннолетних,  совершающих преступления и правонарушения,. Это является одними из основных причин беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.   Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к «группе риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:   ­ социально­экономические   факторы   (низкий   материальный   уровень   жизни   семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);   ­ медико­социальные   факторы   (экономически   неблагоприятные   условия,   либо   хронические ­ заболевания родителей, пренебрежение санитарно­гигиеническими требованиями);   социально   –   демографические   факторы   (неполная   семья,   многодетная,   семьи   с несовершеннолетними   родителями,   семьи   с   повторным   браком   и   сводными   детьми);     ­ социально­психологические   факторы   (семьи   с   деструктивными   эмоциально­конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);   ­ криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).  Все   это   обуславливает   необходимость   создания   комплексной   программы   по профилактике   безнадзорности,   правонарушений   и   употребления   психоактивных   веществ несовершеннолетними.   Поэтому,   важно   создать   среду,   свободную   от   условий,   деформирующих   сознание   Следовательно   в   своей   порождающих   отклоняющееся   поведение. подростка, профилактической программе ставим  следующие цели и задачи:  Цель:  создание       условий       для       эффективного       функционирования       системы профилактики      безнадзорности,  правонарушений  и  употребления  психоактивных  веществ несовершеннолетними, обеспечение единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных    проблемами  безнадзорности,  правонарушений  с  и употребления  ПАВ несовершеннолетними.   Задачи:   ­выявлять   семьи   и   несовершеннолетних,   предположительно   находящихся   в   социально­ опасном положении на ранних стадиях семейного неблагополучия, принимать своевременные меры   по   привлечению   к   работе   с   данными   учащимися   и   семьями   специалистов   других учреждений   системы   профилактики;  защищать   права   и   законные   интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;  ­  осуществлять   консультативно­профилактическую   работу   образовательного процесса    со   всеми   участникам   6 ­  оказывать социально­педагогическую, психологическую и правовую помощь и поддержку несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии и (или) поведении, либо проблемы в обучении, а также родителям учащихся;   ­ осуществлять меры, направленные на формирование законопослушного поведения  несовершеннолетних,   создавать   условия   для   доверительного   общения   всех   участников образовательного процесса;   ­  обеспечивать внеурочную и летнюю занятость учащихся и привлекать несовершеннолетних к общественно­полезной деятельности, коллективным творческим видам деятельности;   ­   воспитывать   нравственные   качества   личности,   влияющие   на   формирование   активной гражданской позиции;    ­  принимать меры по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся,    ­ осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, воспитанию толерантности у подростков;  ­    разрабатывать   эффективные   механизмы   совместной   деятельности   участников   ученического   родительской   общественности, воспитательной   системы   школы: самоуправления и педагогического коллектива;    ­  осуществлять тесное взаимодействие с  органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности   и   правонарушений   несовершеннолетних   для   проведения   комплексной профилактической работы с учащимися и семьями в целях снижения уровня подростковой преступности,   предупреждения   безнадзорности   и   беспризорности   несовершеннолетних, выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;   ­ вести диагностическую работу с учащимися и родителями, проводить ежегодный анализ  реализации и результативности данной программы.    Название этапа  I этап.  Подготовительный   2018 год   (март­июль)  Этапы  реализации программы.   Содержание работы  ­   анализ   реализации   предыдущей   программы   по профилактике правонарушений несовершеннолетних;  ­   постановка   целей   и   задач   профилактической   работы     и разработка новой программы;  ­ определение стратегии и тактики деятельности;  ­ совершенствование нормативно – правовой базы;  ­ обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;  ­   поиск   современных   форм   и   методов   профилактической работы с участниками образовательного процесса  – – – – 7 II этап.   Внедрение и реализация мероприятий программы  2018­2021 годы          и употребления ­   разработка   методик   и   проведение   в   школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной   на   профилактику   правонарушений, безнадзорности   ПАВ несовершеннолетними;  ­ укрепление межведомственного сотрудничества;  ­   оказание   социальной   и   психолого­педагогической поддержки   детям,   попавшим   в   трудную   жизненную ситуацию;  ­ использование в учебно­воспитательном процессе школы личностно­ориентированных приемов и методов для  ­   формирования   личностных   ресурсов,   обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.  III этап.   – Отслеживание и анализ – результатов   2021 год   (сентябрь­декабрь)  –    ­ обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;  ­   соотношение   результатов   реализации   программы   с поставленными целями и задачами  ­   определение   перспектив   развития   школы   в   этом направлении.  Содержание программы. Программа   содержит   4   блока:   организационная   и   методическая   работа   с   педагогическим коллективом,   диагностическая   работа,   профилактическая   работа   с   обучающимися, профилактическая работа с родителями.  Организационная   и   методическая   работа   с   педагогическим   коллективом направлена   на   разработку   и   осуществление   комплекса   мероприятий   по   своевременному выявлению,   предупреждению   и     профилактике   безнадзорности,   правонарушений,   курения, алкоголизма,   наркомании,   токсикомании   среди   учащихся,   осуществление   систематической работы   с   картотекой   обучающихся   и   семей   «группы   риска»   и   находящихся   в социальноопасном положении.  Диагностическая   работа  предполагает   создание   банка   данных   об   учащихся   и семьях, об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений,   выявление   негативных   привычек   подростков,   взаимоотношений   подростков   с педагогами школы, сверстниками, родителями.   Профилактическая   работа   с   обучающимися  включает   предупредительно­ профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками.  Предупредительно­профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,   общешкольных   мероприятий,   с   помощью   индивидуальных   бесед.   Она   способствует формированию   у   обучающихся   представлений   об   адекватном   поведении,   о   здоровой,   не склонной   к   правонарушениям   личности.   Задача   индивидуальной   работы   с   подростками состоит в содействии сознательному выбору учащимся своего жизненного пути.   Профилактическая   работа   с   родителями  предусматривает   установление неиспользованного   резерва   семейного   воспитания,   нахождение   путей   оптимального педагогического   взаимодействия   школы   и   семьи,   коррекции   детско   –   родительских отношений,   включение   семьи   в   воспитательный   процесс   через   систему   родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.    8 Формы работы по каждому блоку программы.    Формы работы  Блок программы  Организационная и   методическая работа с  педагогическим коллективом      статистического Составление   социального   паспорта   классов, школы.  Ведение учёта неблагополучных   семей,   учащихся   «группы риска»,   ведение   личных   дел   семей,   учащихся, поставленных на профилактический учёт.  Посещение семей, составление актов жилищно­ бытовых условий  Выявление и постановка на учёт детей  «группы риска»   Проведение   тематических   педагогических советов,  • Планирование и реализация профилактических мероприятий  совместно с ПДН ОВД.  Организация   взаимодействия   с   учреждениями системы (подготовка информации,   материалов   для   рассмотрения ситуаций,   оказание   помощи   в   работе   с учащимися   и   семьями,   состоящими   на профилактических   учётах)   административная комиссия  КДН  и  ЗП    методических   семинаров.   профилактики   Предполагаемый результат  разработка комплекса  мероприятий,  необходимых для  профилактики  безнадзорности,  правонарушений и  употребления ПАВ  несовершеннолетними;    создание банка данных  по учащимся и семьям  «группы риска»   9 Диагностическая работа    Проведение диагностических методик изучения личности   ученика,   его   взаимоотношений   со сверстниками,   ситуация   внутрисемейных отношений.  Анкетирование   учащихся   5­11­х   классов   на предмет   выявления   фактов   употребления алкоголя,   табачных   изделий,   наркотических веществ.   Профилактическа я работа с детьми и подростками    Предупредительно­профилактическая  деятельность:  реализация системы  воспитательной работы  школы согласно программам духовно ­  нравственного развития и социализации;  •   проведение мероприятий совместно с ПДН  ОВД;   проведение тематических классных часов;   организация правового всеобуча;   профориентационная работа;   проведение бесед по профилактике  употребления психоактивных веществ.   Организация досуговой деятельности  учащихся:  •  вовлечение учащихся в кружки и спортивные  секции;   вовлечение учащихся в планирование и  проведение КТД, акций в школе;   охват организованным отдыхом подростков в  каникулярное время и интересным  содержательным досугом в течение всего  года;   оказание помощи в трудоустройстве в летний  период;     Индивидуальная работа с подростками   выявление причин отклонений в поведении;   профилактические беседы социального  педагога,  психолога, классного руководителя,  администрации школы с подростком;   приглашение на  Совет профилактики;   беседы инспектора ПДН;  •  вовлечение в  творческую жизнь класса, школы, в кружки,  секции;   ­ получение  характеристики  микроклимата семьи,  что облегчит поиск  взаимодействия школы  и семьи;  ­ получение  информации о  «вредных» привычках  учащихся, необходимой для быстрого оказания  квалифицированной  помощи; ­­ получение  информации о  суицидальном  поведении учащихся  группы  риска ­ формирование у  учащихся  положительного образа  жизни;    ­формирование  активной жизненной  позиции подростков;     10 направление ходатайств в КДН и ЗП;   проведение тренинговых занятий с категорией  учащихся «группы риска».  Профилактическа я работа с  родителями         Привлечение родителей к работе в  управляющем совете, родительском комитете и  службе примирения.   Привлечение родителей к проведению  внеклассных мероприятий.   • Привлечение родителей к осуществлению  правопорядка во время проведения культурно­  массовых мероприятий в школе,  профилактических  акций.  •  Организация всеобуча для  родителей,  проведение индивидуальных консультаций,  профилактических бесед, тематических  родительских собраний с привлечением  специалистов учреждений системы  профилактики.    ­создание  приоритетного  родительского  воспитания,      ­организация  педагогического  просвещения  родителей,     ­построение  демократической  системы отношений  детей и взрослых  11 План  мероприятий, направленных на  реализацию программы Направление профилактической Наименование  мероприятия  Сроки  Ответствен ны й  Категория  работы  I.  Организационная и методическая работа   Изучение федеральных,  региональных и локальных  нормативно­правовых  документов, необходимых  для проведения  профилактической работы с участниками  образовательного процесса.  Пополнение папки  нормативно­правовых  документов.   Создание методических  папок с тематическими  беседами для проведения  классных часов,  конспектами и планами  проведения  профилактических  мероприятий с родителями,  учащимися, с памятками по  организации  профилактической работы с учащимися и их семьями  «группы риска» для  классных руководителей  Организация заполнения в  классах социальных  паспортов  Составление банка данных и социального паспорта  школы  Подготовка информации по  данному направлению на  сайт учреждения  Участие в районных акциях, профилактических  мероприятиях  I полугодие  2014 года, при Социальный педагог  Администр. школы.  создании  новых  нормативных документов  В течение года  Социальный Педколлектив, педагог  родители, учащиеся  Сентябрь  Классные 1­11 классы  До 15 октября  руководител и  Социальный педагог  1­11 классы  В течение года  Зам.директо ра по ВР  В течение года    Социальный педагог, педагог­ психолог, классные  руководител и,  зам. директора по ВР    ­  12 Сверка документации  школы и ПДН ОВД, КДН и  ЗП по учащимся, состоящим на различных видах учетах   Направление материалов в  ПДН на учащихся,  родителей   Сверка банка данных по   семьям, находящимся в  социально­опасном  положении с КДН и ЗП  Подготовка отчётов о  выполнении планов  индивидуальной  профилактической работы с семьями, находящимися в  социально­опасном  положении  Разработка и реализация  программ индивидуальной  профилактической работы с несовершеннолетним в  категории СОП ,  профилактический учет  Проведение  индивидуальных  консультаций с классными  руководителями по  организации  профилактической   деятельности с учащимися и семьями  Изучение социальной  структуры  и статуса семей  учащихся школы,  определение их социальных  категорий.     Выявление безнадзорных  детей, детей оставшихся без попечения родителей, или  отдельно проживающих от  своих родителей, детей,  систематически не  посещающих или  пропускающих учебные  занятия без уважительных  II. Профилактика безнадзорности  ежемесячно  Социальный педагог  Учащиеся школы  По запросу  Социальный ПДН и по мере  необходимост педагог,  классные Учащиеся школы, родители  и  руководител и  Январь, сентябрь Социальный педагог  Семьи учащихся 1­11 классов  1 раз в полугодие  Социальный Семьи, педагог,  классные находящиес я в  руководител и  социальноопас ном положении  В течение года  Социальный Учащиеся   педагог,  педагог­ психолог,  классный руководител ь  В течение года  Социальный педагог  Классные руководит., учителя­ предметник и  Сентябрь ­ октябрь    В течение учебного года  1­11 классы    Социальный педагог,  педагог­ психолог,  классные руководител и  1­11 классы    Социальный педагог,  педагог­ психолог,  классные руководител и  13 причин, семей, где родители не исполняют своих  обязанностей по  воспитанию и обучению  детей, отрицательно влияют на их поведение, либо  жестоко обращаются с  ними. Своевременная  постановка на  профилактический учёт   Принятие комплексных мер, способствующих  возвращению  несовершеннолетних в  школу для получения  основного общего  образования  В течение учебного  года, по мере выявления  Анкетирование учащихся с  целью изучения ситуации  внутрисемейных отношений     Октябрь, апрель    Выявление и анализ причин  (социальных,  педагогических,  психологических, бытовых), приводящих к самовольным  уходам детей и подростков  из дома     Обучение родителей  приемам педагогического  контроля за детьми,  налаживание контактов с  детьми, самовольно  уходящими из дома, методы общения и  взаимоотношения в семье    По мере выявления  по мере  необходимости,  индивидуальн о    Зам. 1­11 классы  директора по УВР, ВР, социальный педагог,  педагог­ психолог,  классные руководител 5­11 классы      и  Социальный педагог,  педагогпсих олог  Зам.директо ра по УВР, зам.  директора по  ВР, социальный педагог,  педагог­ психолог,  классные руководител и  Зам. директора по ВР,  социальный педагог,  педагог­ психолог,  классный руководител ь  1­11 классы  родители  14 Проведение  индивидуальных бесед,  тренинговых занятий,  вовлечение  несовершеннолетних в  коллективную досуговую  деятельность, организация  летнего отдыха, помощь в  трудоустройстве  Проведение рейдов по  проверке неблагополучных  семей, имеющих  несовершеннолетних детей,  подопечных семей, семей, в  которых дети проживают  отдельно от родителей; по  местам концентрации  подростков с целью  выявления безнадзорных  подростков, своевременно  принимать к ним и их  родителям меры  воздействия.  Проведение методических  семинаров по вопросам  профилактики  безнадзорности учащихся  Анализ состояния  преступности и  безнадзорности учащихся  школы за I, II полугодия  календарного года (по  информации ПДН ОВД)  Планирование и  корректировка  профилактической работы  совместно с ПДН ОВД  Анкетирование с целью  изучения личности  учащихся и межличностных  отношений  Оказание помощи вновь  прибывшим учащимся  в  адаптации в новом классном коллективе   Оказание помощи учащимся в прохождении  адаптационного периода   III. Профилактика правонарушений  Учащиеся, самовольно  уходящие из дома  Социальный педагог,  классные  руководител и, педагог психолог  Постоянно  Май­ июль                Родители  Педагогич. коллектив  Администр.  школы,  педагогич.  коллектив    ­  1­11 классы        Социальный педагог,  классные  руководител В течение года  1 раз в год  Июль, январь  и, члены  родительско го  патруля,  представите ли учреждений профилакти ки  Социальный педагог, зам. директора по ВР  Социальный педагог    Сентябрь, январь Социальный педагог, зам. дир по ВР    ноябрь    По мере необходимос­ ти    Социальный педагог,  классные руководител и  Педагог психолог  1­11 классы    По мере необходимости  Педагог психолог  1 ,5, 10 классы 15 Зам. директора по УВР, зам. директора по  ВР, социальный 111 классы  педагог,  педагог­ психолог, классные руководител и  Администр.  школы,  Учащиеся и родители  1­11 классов  Учащиеся и родители  1­11 классов  1­11 классы    социальный педагог,  классные  руководител и    Социальный педагог,  классные  руководител и    педагог,  классные руководител и  По мере выявления  По мере необхо­ димости,  при выявлении  По мере необхо­ димости,  при выявлении  (правила поведения  учащихся в начале и  середине года,  правовые  часы 1 раз в четверть)  2 раза в год    Выявление и анализ причин  (социальных,  педагогических,  психологических, бытовых), приводящих к пропускам   уроков без уважительных  причин, к совершению  правонарушений учащимися    Своевременное принятие  мер по поступившим  сигналам в школу из  учреждений системы  профилактики, от  общественности города о  правонарушениях и  безнадзорности учащихся  (индивидуальные беседы,  посещение семьи,  приглашение на Совет  профилактики).   Своевременное направление информации и  предоставление материалов  в учреждения системы  профилактики о  выявленных нарушениях и  сложившихся социально  неблагополучных ситуациях в семьях учащихся.  Проведение бесед, классных часов по разъяснению  правил поведения и  правовой  информированности  учащихся.     Проведение тематических  бесед и лекций с  разъяснением учащимся  ответственности за  совершение  правонарушений  с  привлечением специалистов  правовых профессий и  учреждений системы  В течение года Социальный Социальный 6­11 классы  педагог  16 профилактики     Оказание учащимся  информационно­правовой  помощи, помощи в трудной  жизненной ситуации, защита прав и интересов учащихся   Обучение учащихся  способам разрешения  конфликтов, снятия стресса через тренинговые занятия,   "круглые столы"     Проведение анализа  занятости  несовершеннолетних,  состоящих на учете ПДН,  КДН и ЗП, детей из  неблагополучных семей во  внеурочное время   Изучение интересов,  возможностей,  способностей, потребностей учащихся «группы риска»,  детей из социально­ незащищённых семей  Организация внеурочной  деятельности учащихся   (привлечение в кружки, в  коллективную творческую  деятельность)     Организация занятости и  трудоустройства учащихся  «группы риска», детей из  социально незащищённых  семей в каникулярный  период     В течение года  Социальный педагог, зам. директора 1­11 классы  В течение года    Сентябрь, январь, апрель  В течение I четверти  В течение  года  В течение года    по ВР  Социальный педагог,  Педагог психолог  7­11 классы    Классные 1­11 классы  руководител и, социальный  педагог, зам. директора по  ВР  Зам. директора по ВР,  социальный педагог,  классный руководител ь  Классные  руководител и, социальный  педагог, зам. директора по ВР  Социальный педагог,  Педагог психолог  111 классы  1­11 классы    1­11 классы    17 Контроль за посещаемостью уроков, поведением   учащихся "группы риска".   постоянно  Организация работы Совета  профилактики школы (по  отдельному плану)     Службы примирения    Организация тематических  встреч родителей с  представителями  правоохранительных  органов, прокуратуры и  прочих учреждений системы профилактики     Консультирование  родителей  по вопросам  прав и обязанностей,  ответственности родителей   и несовершеннолетних,  выступления на классных  родительских собраниях   Привлечение родителей к  воспитательной работе с  учащимися.    1 раз в четверть        По заявлениям  Согласно плану  В течение года  В течение года  Проведение  рейдов по  месту проживания учащихся "группы риска", учащихся,  состоящих на учёте в ПДН       1­2 раза в четверть и   по мере  необходимост и    Проведение тематических  педсоветов, методических  семинаров по правовым  вопросам   2 раза в год  1­11 классы    Администр.  школы,  социальный педагог,  классные руководител и  Социальный педагог  Учащиеся и родители  1­11 классов  Классные руководител и, социальный  педагог, зам. директора по  ВР  Классные руководител и, социальный  педагог, зам. директора по  ВР  Классные руководител и, социальный  педагог, зам. директора по  ВР  Социальный педагог,  классные  руководител и,  представите ли  учреждений системы профилакти ки  Социальный педагог, зам. директора по ВР  Родители  5­11 классов  Родители  1­11 классов      1­11 классы    1­11 классы  Педагогич. коллектив  18 IV. Профилактика употребления ПАВ Проведение анализа  результативности работы по профилактике  правонарушений  несовершеннолетних  классными руководителями  Диагностика и (или)  анкетирование учащихся на  предмет выявления фактов  употребления ими алкоголя, табачных изделий,  наркотических веществ,   отношения к вредным  привычкам.  Оформление  информационных стендов  по профилактике курения,  алкоголизма, наркомании и  токсикомании  Проведение  тематических  мероприятий и акций: День  здоровья, "Мы выбираем  жизнь!" "Спорт­  альтернатива пагубным  привычкам «День борьбы с  вредными привычками»,   Освящение вопросов  профилактики курения,  алкоголизма и наркомании   с  детьми на классных часах     Выступления на  родительских собраниях,  выпуск памяток для  родителей о профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними.   II и IV четверть учебного года  Апрель/ октябрь    Классные руков­ли  5­11 классы  Зам. директора по ВР,  социальный педагог  Социальный педагог,  педагогпсих олог  по каждому  направлению    Социальный педагог  1­11 классы  ежегодно  1 раз в 2 четверти        Учащиеся  1­ 11 классов,  родители,  педагогич. коллектив  4­11 классы  Зам. директора по ВР,  социальный педагог,  классные  руководител и, педиатр  Социальный педагог,  педиатр с  привлечение м  специалисто в  ПНД В течение года  Социальный педагог, с  привлечение Родители 1­11 классов  м специалисто в  ПДН   (для общешкольн     Механизм реализации программы осуществляется через : МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ . родительски х собраний)  19       мониторинговые исследования и определение перспектив. взаимодействие   педагогов,   классных   руководителей,   родителей,   детей; сотрудничество с КДН, ПДН. психолого­педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании. внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ. привлечение   родителей   для   успешного   функционирования   программы   по профилактике наркомании. повышение   роли   дополнительного   образования   детей;   организацию   совместной деятельности   детей   и   взрослых:   военно­патриотическое,   интеллектуальное,   научно­ техническое,   художественное,   эстетическое,   экологическое,   физическое   воспитание, туристско­краеведческую работу. Участники программы Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в   организации   и   проведении   мероприятий,   направленных   на   здоровый   образ   жизни, профилактику   наркомании   и   токсикомании.   Участником   программы   является   любой воспитанник в возрасте от 8 до 17 лет. Управление, контроль, мониторинг Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно­воспитательной работе совместно с инспектором по охране детства в мониторинге программы.   Координаторами   программы   являются   классные   руководители,   учителя­ предметники, педагог­организатор, социальный педагог школы, библиотекарь. 20 Схема управления программой АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВР ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ШКОЛЬНЫЙ ФЕЛЬДШЕР РОДИТЕЛИ УЧАЩИЕСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Схема взаимодействия (сотрудничество) в системе профилактики употребления ПАВ    Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется  привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, инспектора ПДН и  др.). МБОУ «Алябьевская ОСШ» К Д Н и З П П Д Н Врачебная амбулатория  поселка Врач­нарколог ПРБ пос. Алябьевский РДК "Авангард", с\к "Звёздный", поселковая  библиотека 21 МОНИТОРИНГ 1 Социологический опрос «Ваш образ жизни» (отношение к табакокурению) – 2 раза в год 2 Анкетирование «Отношение подростка к наркомании»­ 2 раза в год 3 Анкетирование «Склонность к зависимости от употребления ПАВ»­ 2 раза в год 4 Тестирование «Выявление наркотических средств и психотропных веществ в биологических  средах организма (слюна)»­ 1 раза в год 5 Анкетирование «Оценка сформированности  к ЗОЖ»­ в конце уч. года 6 Анкетирование «Уровень воспитанности учащихся» ­ в конце учебного года 7 Анкетирование «Методика незаконченных предложений» ( изучение нравственных критериев  школьника)          Кадровое обеспечение: 1 Заместитель директора по воспитательной работе 2 Педагог­организатор  3 Социальный педагог 4 Педагог­психолог  5 Медицинский работник 6 Классные  руководители Критерии отслеживания эффективности программы.            Отслеживание эффективности   всей программы     Отслеживание эффективности каждого проводимого  мероприятия программы  появление у подростков устойчивых интересов, занятость во  внеурочное и каникулярное время;  положительная динамика изменения количества подростков,  состоящих  на различных видах учета и семей, находящихся в  социально­опасном положении;   ­уменьшение количества детей с девиантным поведением и  неблагополучных семей;  сокращение числа учащихся, имеющих вредные привычки; ­  комплексное и системное взаимодействие всех участников  образовательного процесса, взаимодействие школы с  учреждениями системы профилактики  ­проведение анкетирования, опросов участников  образовательного процесса (учащихся, родителей) с целью  отслеживания эффективности проводимых мероприятий,  динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и  степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в  мероприятия;  ­ системность ведения личных дел, планов индивидуальной  профилактической работы с  детьми и семьями, состоящими на  профилактических учётах, подведение итогов работы в течение  четверти, полугодия, года  22 Конечный   результат реализации программы            повышение психолого­педагогической грамотности родителей  учащихся школы;  сокращение числа семей и детей, состоящих на различных  формах учета в образовательном учреждении и учреждениях  системы профилактики правонарушений;  наличие положительной динамики в процессе реабилитации  неблагополучных семей;  снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных  учащимися образовательного учреждения;  уменьшение количества детей, не посещающих или  систематически пропускающих учебные занятия;  создание  условий для обеспечения защиты прав, социальной  реабилитации и адаптации несовершеннолетних в обществе;  снижение факторов риска потребления ПАВ в детско­ подростковой среде;  активное и результативное участие учащихся школы в различных досуговых. внеурочных мероприятиях: конкурсах, олимпиадах,  соревнованиях (состоящие на различных видах учета­100%);  ­вовлечение учащихся в дополнительное образование(состоящие  на различных видах учета­100%)  формирование здорового жизненного стиля и эффективных  линий поведения у детей и подростков.    Ожидаемые результаты   В   ходе   реализации   программы,   направленной   на   совершенствование   и   дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:   Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.  Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса,   направленное   на   предотвращение   распространения   наркомании,   алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.  Формирование банка  данных  о семьях и  детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Повышение   уровня   информированности   школьников   о   формах   рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.  Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.   Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.  Обучение родителей навыкам социально­поддерживающего и развивающего поведения в  семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком). 23 по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения  СМЕТА РАСХОДОВ "Остановись! Подумай!» Финансовые  затраты результаты Мероприятия № п/п 1. 2. 3. 4. Приобретение призов, грамот для  проведения конкурсов Дней и  Праздников здоровья  Приобретение методической  литературы, СD­ диски, наглядной  агитации по ЗОЖ  Приобретение инвентаря для лагеря  дневного пребывания детей на базе  школы –спортивно­игровое  оборудование  др. Приобретение канцелярских товаров  для проведения мероприятий,  оформления сборников, буклетов,  наглядности и пр.: ­ бумага для ксерокса ­цветная бумага ­ ватман ­краски ­ ламинат ­ пружины для брошюратора ­ фломастеры ­фотобумага ­ альбомы ­ цветной картридж и др.  Всего 2000.00 3000.00 5000.00 Привлечение учащихся к участию  во внеурочной деятельности Создание банка по формированию ЗОЖ, профилактике вредных  привычек Занятость учащихся в  каникулярное время 5000.00 Повышение информированности. 15000.000 24 Список использованной литературы: 1. . Социально­педагогические технологии работы с "трудными" детьми/авт.­сост. М.А.  Павлова.­Волгоград:Учитель, 2014.­232с.   2. Пайвина   Е.Ю.   Профилактика   аддиктивного   поведения   подростков:   теория   и   практика.   – Ижевск, 2010.  3. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.  4. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.: Просвещение, 2003.  5. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.  6. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4  7. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.  8. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).  9. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов   по   формированию   социальных   навыков   и   навыков   здорового   образа   жизни   // Школьный психолог, 2001, №27.  10. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., 2005.  11. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.  12. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19. 13. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П., 2006.  – 176 с.  14. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М.:  Просвещене, 2006. 15. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними //  Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.  16. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.  17. Титов В.А. Социальная педагогика. – М., 2010.              25 Цикл классных часов, бесед с учащимися по профилактике употребления ПАВ, тематика бесед с родителями, педагогическим коллективом.  Приложение 1.  Почему люди Безвредны ли пиво и Я умею говорить Наркомания­знак Класс  4 класс  Профилактика курения  Вредные привычки и здоровье  5 класс  Курение и здоровье  6 класс  Курение. Влияние на организм.    Профилактика алкоголизма    ­  ­  ­  7 класс  8 класс  9 класс  10 класс  11 класс  курят?  энергетики?  Курение: за или Правда об алкоголе  против  Что содержится в табачном дыме?  Болезни, возникающие от курения.  Курение – социальная проблема в обществе.  Как бросить курить?  Алкоголь и алкогольная зависимость.  Преимущества трезвого здорового образа жизни.  Наше здоровье в наших руках.  Пьянство и молодёжь  Курение – угроза Как справиться со Искусственный здоровью.  Несколько поводов бросить курить  стрессом.  Алкоголь и потомство  рай  Родители  1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.  2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.      Профилактика токсикомании  Профилактика наркомании  ­  ­  Вещества, вызывающие зависимость  ­  ­  ­  «Нет!»  Есть повод подумать.  беды  Яд, который действует не сразу  Дорога в «никуда» Модные убийцы  Роковой шаг  По ком звонят колокола?  Берегись белой тучи   Что такое ВИЧ?  Вверх по лестнице, ведущей вниз.  26 Педагоги  3) Устойчивость подростка в обществе.  4) Семейные конфликты ­ причина употребления подростком ПАВ 5) Как  контролировать эмоциональное состояние ребёнка.  6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ  7) Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.  8) Профилактика раннего алкоголизма.      Приложение 2.    Примерная тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди  несовершеннолетних.  Учащиеся  Родители    Профилактика правонарушений  1) Права и обязанности ребёнка в семье,  в школе, в социуме  2) Свободное время и развлечения  учащихся.  1) Права и обязанности семьи.  2) Права, обязанности и  ответственность родителей.  3) Нравственные уроки семьи ­  нравственные законы жизни.   4) Свободное время и  развлечения учащихся.  5) Семья и школа ­ партнёры в  воспитании  6) Органы системы  профилактики, их функции  7) Ответственность родителей за  ненадлежащее выполнение  родительских обязанностей;  8) Друзья моего ребёнка  9.Режим дня ученика   10. Образ жизни и здоровье моего ребёнка    3) Понятие о правонарушениях, формы  правовой ответственности.  4) Цивилизованно решаем конфликты  5) Что такое закон  6) Совесть как гражданская  ответственность  7) Я и закон  8) Культура общения  9) Достоинства и недостатки человека  10) Как не стать жертвой преступления  11) Законы школьной жизни 12)  Ответственность несовершеннолетних  перед законом  13) Проблемы агрессивных детей  14) Помоги себе сам  15) Поступок, проступок, преступление  16) Обязанности и режим дня школьника  17) Мой образ жизни  18) Хорошая учёба­выбор хорошей  профессии  19) Положительный авторитет подростка  20) Знай и соблюдай закон  21) Мои права – моя свобода 22)  Культура поведения и общения  несовершеннолетних  22) Труд: права и обязанность  27 23) Уважай старших, защищай младших  24) Учёба­главный труд ученика 25)  Можно ли быть свободным без  ответственности  Профилактика безнадзорности  1) Чтобы не случилось беды  2) Как жить в мире с родителями  3) Моя семья – моя опора 4) Нет ближе  друга, чем мои родители  5) Наша пристань – родительский дом  1) Причина детских суицидов. 2)  Формы наказаний детей без  применения жестоких методов  воспитания;  3) Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи    4) Образ жизни родителей – пример для подражания детям  5. Законы родительской истины  28 Приложение 3.  Анкетирование уч­ся 5­11 классов «Курение­вредная привычка»    (Модульный курс профилактики курения «Брось!» 5 – 11 классы, Сизанов А.Н., Хриптович В.А., М. «ВАКО», 2004)  1.Пробовал(а) ли ты курить?   ДА  НЕТ    2.Во сколько лет ты впервые попробовал курить?     3. Куришь ли ты?               4. Твои родители знают, что ты куришь?     ДА  ИНОГДА  НЕТ       ДА             НЕТ  5. Куришь ли ты на территории школы?       29 ДА  ИНОГДА  НЕТ  6. Ты хочешь бросить курить?        ДА            НЕТ   Анкетирование уч­ся 5­11 классов (употребление спиртных напитков)  ( «Трудные подростки» ­ практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения,                 Орлова Е.А., Чемоданова Д.И., М. «Аркти», 2007)    1.Пробовал(а) ли ты спиртные напитки?                                     ДА  НЕТ            2.Во сколько лет ты впервые попробовал с/н?  3.Употребляешь ли ты сейчас  с/н?          ДА  ИНОГДА  НЕТ  4.Кто впервые тебе дал попробовать с/н?  5.Твои родители знают, что ты употребляешь с/н?      ДА              Догадываются                 НЕТ                  Анкетирование уч­ся 8­11 классов: Скажи наркотикам «НЕТ!»  ( «Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике», Сирота Н.А., ялтонский  В.М. и др., М. «Генезис», 2001)  1.Как ты считаешь, вредит ли употребление наркотиков здоровью?     ДА  НЕТ           2.Как ты думаешь, легко ли в нашем городе достать наркотик?    ЛЕГКО  ТРУДНО  НЕ ЗНАЮ           3.Употребление наркотиков это:  А)признак слабости   Б)признак самостоятельности  В)недостаточно информации о их вреде                4.Есть ли у тебя знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотики?   ДА   30 НЕТ            5.Пробовал ли ты наркотики?                  ДА                             НЕТ                    Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)  Цель:экспресс­диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности  суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.  Предназначена для учащихся 8­11 класса. Возможно индивидуальное и групповое  тестирование  Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае  согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.  5. Вам определенно не везет в жизни.  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.  31 11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.  12. Вы считаете себя обреченным человеком.  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.  15. Человек,   который   вводит   других   в   соблазн,   оставляя   без   присмотра   ценное   имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил 21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.  22. Вам   часто   кажется,   что   обстоятельства,   в   которых   Вы   оказались,   отличаются   особой несправедливо.  несправедливостью.  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что­то скверное или даже хуже.  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.  Обработка результатов  По  субшкальному  подсчитывается  каждому  сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом  диагностическому  концепту  индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных  намерений и конкретных факторах суицидального риска.  Таблица №1 (ключ)  Субшкальный  диагностическийкоэффициент  Демонстративность  Аффективность  Уникальность  Несостоятельность  Социальный пессимизм  Слом культурных барьеров  Максимализм  Временная перспектива  Антисуицидальный фактор  Номера суждений  Индекс  12, 14, 20, 22, 27  1, 10, 20, 23, 28, 29  1, 12, 14, 22, 27  2, 3, 6, 7, 17  5, 11, 13, 15, 17, 22, 25  8, 9, 18  4, 16  2, 3, 12, 24, 26, 27  19, 21  1, 2  1, 1  1, 2  1, 5  1  2, 3  3, 2  1, 1  3, 2  Cодержание субшкальных диагностических концептов 1. Демонстративность.   Желание   привлечь   внимание   окружающих   к   своим   несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное   выпячивание   трудностей»,   демонстративное   суицидальное   поведение 32 переживается   изнутри   как   «крик   о   помощи».   Наиболее   суицидоопасно   сочетание   с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.  2. Аффективность.   Доминирование   эмоций   над   интеллектуальным   контролем   в   оценке ситуации.   Готовность   реагировать   на   психотравмирующую   ситуацию   непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.  3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления   исключительного,   не   похожего   на   другие,   и,   следовательно,   подразумевающего исключительные   варианты   выхода,   в   частности,   суицид.   Тесно   связана   с   феноменом «непроницаемости»  для опыта,  т.е. с недостаточным  умением  использовать  свой  и чужой жизненный опыт.  4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности,   некомпетентности,   ненужности,   «выключенности»   из   мира.   Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и   прочей   несостоятельностью.   Несостоятельность   выражает   интрапунитивный   радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».  5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как   враждебного,   не   соответствующего   представлениям   о   нормальных   или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан   с   экстрапунитивным   стилем   каузальной   атрибуции.   В   отсутствие   Я   наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».  6. Слом   культурных   барьеров.   Культ   самоубийства.   Поиск   культурных   ценностей   и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какойто мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте ­ инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка   на   самодеятельность:   «Вершитель   собственной   судьбы   сам   определяет   конец своего существования».  7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы   жизни   содержания   локального   конфликта   в   какой­то   одной   жизненной   сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.  8. Временная   перспектива.   Невозможность   конструктивного   планирования   будущего.   Это может   быть   следствием   сильной   погруженности   в   настоящую   ситуацию,   трансформацией чувства   неразрешимости   текущей   проблемы   в   глобальный   страх   неудач   и   поражений   в будущем.  Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть  фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства  ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства,  антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это  показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.    Отношение подростков к проблеме суицида (9­11 классы).    ( «Трудные подростки» ­ практические материалы по психодиагностике и оценке  отклоняющегося поведения,                              Орлова Е.А., Чемоданова Д.И., М. «Аркти»,  2007)    1.Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?     "ДА"   "НЕТ"  "НЕ СОВСЕМ"   33 2.Если не секрет, с каким чувством вы смотрите в будущее?     "С чувством надежды и оптимизма"   "Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду"   "С тревогой и неуверенностью"   "Скорее со страхом и отчаянием"     3.Уверены ли вы в осуществлении своих жизненных планов?     "Скорее, ДА"   "Скорее, НЕТ"   "Затрудняюсь ответить"      4.Что в окружающей жизни вас больше беспокоит?     "Материальные проблемы"    "Безработица"   "Равнодушие/жестокость"    "СПИД"    "Личностные проблемы"     5.Знакомы ли вы с такой проблемой как суицид?     "ДА"    "НЕТ"     6.Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?     "ДА"    "НЕТ"     7.Что способно толкнуть человека на самоубийство?     "Личностные проблемы"   "Равнодушие со стороны окружающих"   "Другое"     Анкетирование классных руководителей по проблеме суицида (1­11 классы).    Количество:  а)обучающихся, находящихся в группе риска по суицидальному поведению в возрасте: 7­10  лет – ___ чел.,  11­16 лет – ___ чел.,  17­18 лет – ___ чел.;  б)случаев суицидов и суицидальных попыток среди обучающихся:  7­10 лет – ____ сл.,  11­16 лет – ____ сл.,  17­18 лет – ____ сл.;  в)предотвращенных случаев суицидальных попыток среди обучающихся:  34 7­10 лет – ____ сл., 11­16 лет – ____ сл.,  17­18 лет – _____ сл.    35

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"

Программа по профилактике наркомании "Цени свою жизнь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018