Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся общеобразовательных учреждений.
Оценка 5

Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Оценка 5
Работа в классе
doc
классное руководство
1 кл—11 кл
07.04.2017
Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся общеобразовательных учреждений.
Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся. Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
програама по профориентации.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №3 им. Тази Гиззата г.Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

Программа

по профориентации учащихся

«Мой выбор»

на 2015-2018 годы

 

 

                                                                                            Составитель:                                   Алексеева Н.В. – зам.директора по ВР.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.       Введение

 

            Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 им. Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района РТ  на 2015-2018 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

 

II. Обоснование программы

           Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

           Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

           Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

           Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

           Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

           Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

           Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

           Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

 

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.

Задачи:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

 

IV. Основные направления системы программных мероприятий

Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОО в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:

  1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
  2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
  3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОО.
  4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

 

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

 

Этап

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Пропедевтический

1-4 классы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера,

мышление носит наглядно-действенный характер

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

  1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
  2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
  3. Методика «Кем быть»

Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Профпросвещение

- встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- игра «Чей это инструмент?»

- трудовые поручения

- какие профессии живут в нашем доме (экскурсии)

Темы классных часов

- кто работает в нашей школе?(экскурсия)

- как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

- беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома

- экскурсия в школьные мастерские

- беседа: мое любимое занятие в свободное время

Поисково-зондирующий

5-7 классы

Формируется чувство взрослости.

Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН

 

  1. Встречи с интересными людьми (профессионалами)
  2. Экскурсии
  3. Ролевые игры
  4. Конкурсы
  5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа

 

Темы классных часов

  1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)
  2. Всякий труд надо уважать

Период развития профессионального самоопределения

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

- информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

- знакомство с правилами выбора профессии

- формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией

Учащиеся

10-11 классов

Период уточнения социально-профессионального статуса.

Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах

Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения

Для юношей актуальна служба в армии

Дискуссии

«День допризывника», «Мой выбор»и.т.д.

Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как прводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

 

 

V. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы.

 

VI. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей

  профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и

   навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных 

  условиях.

 

VII . Этапы реализации программы:

Сроки реализации Программы: 2015 - 2018 годы

 

I этап: проектный – 2015 -2016 учебный год.

       Цель: подготовка условий профориентационной работы      

       Задачи:

1.     Изучить нормативную базу.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  

        программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

 

II этап: практический – 2016-2017 учебный год.

       Цель: реализация программы по профориентации.

       Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

        воспитательного воздействия.

2.     Обогащать содержание профпросвещения.

3.     Развивать ученическое самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.

6.     Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов   

        образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

 

     III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год.

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

 

Мероприятия

по реализации Программы по профориентации

«Мой выбор»

 

пп

Содержание

Срок проведения

Ответственные

Создание нормативно – правовой базы

 

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.

 

Август 2015

Заместитель директора по ВР

2.

Создание  банка  данных об учебных заведениях.   

 

Сентябрь 2015

Педагог-психолог

3.

Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.           

Сентябрь 2015

Заместитель директора по ВР

4.

Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Педагог - организатор

5.

Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»            

 

Октябрь 2015

Рук. МО учителей начальных классов

6.

Организация тематических выставок по профориентации учащихся.           

 

В течении года

Библиотекарь

Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

 

1.     Профпросвещение

 

Реализация программы по профориентации:

 

1.

Экскурсии на  предприятия города.

Ежегодно

Кл.рук

2.

Экскурсии в филиал Бугульминского аграрного колледжа

Ежегодно по плану кл.руководителей

Классные руководители 9 классов

3.

Ярмарка профессий «Шаг в будущее».

Ежегодно в сентябре

Классные руководители 10-11 классов

4.

Профориентация учащихся на уроках.

Ежегодно

Учителя предметники

5.

Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии».

В течении года

Заместитель директора по ВР, кл.рук

6.

Конкурс творческих проектов

Первое полугодие каждого года

Учителя технологии

7.

Проведение тематических классных часов:

·         Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).

·         Профессии моего города (2 классы).

·         Трудовая родословная моей семьи (3 классы).

·         Известные люди нашего города (4 классы).

Мир профессий (5 классы).

Как изучить свои способности (6 класс).

Я и моя будущая профессия (7 классы)

Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы).

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы).

Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы).

Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).

 

В течение года

 

Классные руководители, библиотекарь, психолог школы

 

8.

Информационно – просветительская работа:

Оформление стенда по профориентации:

·        Рубрика «Твое профессиональное будущее»

·         «Типы профессий»

·        « Куда пойти учиться»

·        «Структура трудовой деятельности»

·        Потребности труда города

 

2015 - 2016

 

 

Педагог-организатор

9.

Родительские собрания

·        Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

·        Изучение склонностей и способностей ребенка.

·        Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.

·        Шпаргалка для родителей.  Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

·        Родительское собрание для будущих 10- классников. Знакомство с элективами.

 

 

Ежегодно:

октябрь

 

декабрь

 

апрель

 

май

 

 

апрель

 

 

Классные руководители, психолог

 

 

 

 

 

 

администрация

 

 

10.

Профессиональная адаптация учащихся.

Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах):

·       Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты

·       Субботники по уборке школьного двора

·       КТД «Это моя школа»

·       Выставка «Дары осени»

 

В течение всего периода

 

 

 

 

 

 

Классные руководители

2.Диагностика и консультирование.

 

1.

Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов:

·        « Карта интересов».

·        «Склонности и профессиональная направленность».

      ● «ДДО»

      ● Профессиональные склонности

      ● Профессиональный тип личности

      ● Мотивы выбора

      ● Анкета «Профессиональный интерес»

 

Ежегодно

Педагог-психолог школы

2.

Консультирование родителей:

по вопросам профориентации

Ежегодно

Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог

3.Профадаптация

1.

Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.

Ежегодно в

августе

Классные руководители, заместитель директора  по УР

2.

Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска».

Ежегодно в мае, июне

Зам. директора по ВР

3.

Трудоустройство через ЦЗН

Июнь, июль, август

Зам. директора по ВР

4.

Вечер встречи выпускников

Ежегодно в

феврале

Классные руководители.

 

  1. Мониторинг качества профориентационной работы

 

1.

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся

2015-2018

Рук.МО классных руководителей

2.

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.         

 

2015-2018

Педагог-организатор

3.

Разработка  методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей:

- психология выбора профессии

- использование игровых упражнений в  

  профориентационной работе

- трудовое воспитание как условие

  эффективности профориентации

  старшеклассников

- конфликты профессионального

  самоопределения

2015

Педагог-психолог

 

 

8-й КЛАСС.

Пропедевтический этап профильной ориентации

Основные задачи:

-    Расширение, углубление знаний о мире профессий.

-    Формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями.

-    Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения).

-    Характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий. Знакомство с достижениями профессионального успеха. Предварительная     диагностика     интересов,     склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.

На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов строится
на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных
(пропедевтических) курсов «Мир профессий» («Защита и производство»,
«Исследование и конструирование», «Обслуживание и оздоровление»,
«Творчество и образование», «Управление и контроль»)

Для учащихся, имеющих первичное самоопределение в мире профессии; элективных курсов: «Секреты выбора профессии», «Слагаемые выбора профессий и направления дальнейшего обучения» - для учащихся, не определившихся в данной области, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.

9-й КЛАСС. 

Предпрофильная подготовка

Основные задачи:

-  Определение индивидуальной стратегии образования, перечня
профильных и базовых дисциплин, углубленного (повышенного) уровня
изучения отдельных предметов, круга профильных исследований.
Организация практико-ориентированной помощи в приобретении
личностного опыта выбора собственного содержания образования.
Изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование
образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля, возможных
форм и вариантов обучения, образовательных учреждений.
Конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания
избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного
образования и будущей профессиональной деятельности.

-    Расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.

-    Повторное проведение диагностики (диагностики «на выходе»). Формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля.

-    Выбор профиля обучения.

Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении занятий по предпрофильной подготовке следующие:

-    дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

-    уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

-    создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).

Система предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает проведение занятий, основанных на осознанном выборе учащимися предметов, областей, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности. Цель проводимых занятий- поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углубление знаний в определенной области, расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Основное содержание занятий  - углубление тем, расширение программы базового курса.

Предлагаемые занятия традиционно строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения:

-    «Человек и книга»

-    «Здравоохранение и современные проблемы медицины»

«Основы предпринимательской деятельности»

    - «Делопроизводство и офисные технологии»

- «Юриспруденция и права человека»
- «Химия - наука экспериментальная»

-          «Человек и техника» «Правоохранительные органы»

-          «Профессиональные карьера и рост»

-           «Человек и природа»

-          «Деловой русский язык»

-          «Художественная обработка материалов. Ремесла»

-          «Современные открытия в области физики и электроники»

-          «Исторический портрет»

-          «Информационные технологии. Компьютерный мир» «Основные сведения об экологии как о науке, изучающей некоторые

ступени цивилизации современности»

-            «Учись писать грамотно»                      

-            «Практическая стилистика русского языка»

-            «Графики вокруг нас».

 

 

Ожидаемые результаты.

- Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях современной массовой

школы.                                                                          

-     - Апробирование модели профилизации

-     Формирование устойчивого интереса к обучению.

-     Обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных

предметов.

- Повышение уровня правовой, экономической и общетеоретической образованности.

- Формирование правосознания, правовой и экономической культуры учащихся.

-     Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой профессиональной деятельности.

-     Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации.

Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к про­фессиональному самоопределению.

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №3 им

Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №3 им

I. Введение

I. Введение

Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и

Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и

Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе…

Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе…

Учащиеся 10-11 классов

Учащиеся 10-11 классов

III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год

III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год

Ярмарка профессий «Шаг в будущее»

Ярмарка профессий «Шаг в будущее»

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения

Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения

Трудоустройство через ЦЗН

Трудоустройство через ЦЗН

КЛАСС. Предпрофильная подготовка

КЛАСС. Предпрофильная подготовка

Человек и природа» - «Деловой русский язык» - «Художественная обработка материалов

Человек и природа» - «Деловой русский язык» - «Художественная обработка материалов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017