Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №3 им. Тази Гиззата г.Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Программа
по профориентации учащихся
«Мой выбор»
на 2015-2018 годы
Составитель: Алексеева Н.В. – зам.директора по ВР.
I. Введение
Целевая Программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 им. Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района РТ на 2015-2018 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
II. Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».
III. Цель и задачи Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:
IV. Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОО в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - костюмированные карнавалы профессий - сочинения на тему «Пусть меня научат» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов - кто работает в нашей школе?(экскурсия) - как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) - беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома - экскурсия в школьные мастерские - беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
|
Темы классных часов
|
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов |
Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии |
Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как прводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
V. Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы.
VI. Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
VII . Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2015 - 2018 годы
I этап: проектный – 2015 -2016 учебный год.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2016-2017 учебный год.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
«Мой выбор»
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы
|
|||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.
|
Август 2015 |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях.
|
Сентябрь 2015 |
Педагог-психолог |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь 2015 |
Заместитель директора по ВР |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течение года |
Педагог - организатор |
5. |
Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»
|
Октябрь 2015 |
Рук. МО учителей начальных классов |
6. |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся.
|
В течении года |
Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы
|
|||
1. Профпросвещение |
|||
|
Реализация программы по профориентации:
|
||
1. |
Экскурсии на предприятия города. |
Ежегодно |
Кл.рук |
2. |
Экскурсии в филиал Бугульминского аграрного колледжа |
Ежегодно по плану кл.руководителей |
Классные руководители 9 классов |
3. |
Ярмарка профессий «Шаг в будущее». |
Ежегодно в сентябре |
Классные руководители 10-11 классов |
4. |
Профориентация учащихся на уроках. |
Ежегодно |
Учителя предметники |
5. |
Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии». |
В течении года |
Заместитель директора по ВР, кл.рук |
6. |
Конкурс творческих проектов |
Первое полугодие каждого года |
Учителя технологии |
7. |
Проведение тематических классных часов: · Мастерим мы – мастерят родители (1 классы). · Профессии моего города (2 классы). · Трудовая родословная моей семьи (3 классы). · Известные люди нашего города (4 классы). Мир профессий (5 классы). Как изучить свои способности (6 класс). Я и моя будущая профессия (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы). Как вести себя в конфликтных ситуациях (10 классы). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы). |
В течение года |
Классные руководители, библиотекарь, психолог школы
|
8. |
Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: · Рубрика «Твое профессиональное будущее» · «Типы профессий» · « Куда пойти учиться» · «Структура трудовой деятельности» · Потребности труда города
|
2015 - 2016
|
Педагог-организатор |
9. |
Родительские собрания · Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. · Изучение склонностей и способностей ребенка. · Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся. · Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов. · Родительское собрание для будущих 10- классников. Знакомство с элективами. |
Ежегодно: октябрь
декабрь
апрель
май
апрель |
Классные руководители, психолог
администрация
|
10. |
Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): · Коллективные творческие дела Выпуск школьной газеты · Субботники по уборке школьного двора · КТД «Это моя школа» · Выставка «Дары осени» |
В течение всего периода
|
Классные руководители |
2.Диагностика и консультирование.
|
|||
1. |
Консультирование и Тестирование учащихся 8-9 классов: · « Карта интересов». · «Склонности и профессиональная направленность». ● «ДДО» ● Профессиональные склонности ● Профессиональный тип личности ● Мотивы выбора ● Анкета «Профессиональный интерес»
|
Ежегодно |
Педагог-психолог школы |
2. |
Консультирование родителей: по вопросам профориентации |
Ежегодно |
Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог |
3.Профадаптация |
|||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
Классные руководители, заместитель директора по УР |
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Зам. директора по ВР |
3. |
Трудоустройство через ЦЗН |
Июнь, июль, август |
Зам. директора по ВР |
4. |
Вечер встречи выпускников |
Ежегодно в феврале |
Классные руководители.
|
|
|||
1. |
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся |
2015-2018 |
Рук.МО классных руководителей |
2. |
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.
|
2015-2018 |
Педагог-организатор |
3. |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
2015 |
Педагог-психолог |
8-й КЛАСС.
Пропедевтический этап профильной ориентации
Основные задачи:
- Расширение, углубление знаний о мире профессий.
- Формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями.
- Общее знакомство с типами учреждений профессионального обучения (формами обучения).
- Характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий. Знакомство с достижениями профессионального успеха. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.
На данном этапе
предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов строится
на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных
(пропедевтических) курсов «Мир профессий» («Защита и производство»,
«Исследование и конструирование»,
«Обслуживание и оздоровление»,
«Творчество и образование», «Управление и контроль»)
Для учащихся, имеющих первичное самоопределение в мире профессии; элективных курсов: «Секреты выбора профессии», «Слагаемые выбора профессий и направления дальнейшего обучения» - для учащихся, не определившихся в данной области, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.
9-й КЛАСС.
Предпрофильная подготовка
Основные задачи:
- Определение
индивидуальной стратегии образования, перечня
профильных и базовых дисциплин,
углубленного (повышенного) уровня
изучения отдельных предметов, круга профильных исследований.
Организация практико-ориентированной помощи в приобретении
личностного опыта выбора собственного содержания образования.
Изучение образовательных запросов
учащихся, прогнозирование
образовательной траектории
дальнейшего обучения: профиля, возможных
форм и вариантов обучения,
образовательных учреждений.
Конкретизация запросов учащихся в отношении связи содержания
избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного
образования и будущей профессиональной деятельности.
- Расширение сфер познания, углубленное (повышенное) изучение отдельных дисциплин в рамках выбранного профиля в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся.
- Повторное проведение диагностики (диагностики «на выходе»). Формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля.
- Выбор профиля обучения.
Задачи, стоящие перед педагогами, при проведении занятий по предпрофильной подготовке следующие:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профилирования).
Система предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов включает проведение занятий, основанных на осознанном выборе учащимися предметов, областей, необходимых в дальнейшем обучении, в будущей профессиональной деятельности. Цель проводимых занятий- поддержка мотивации в профессиональном самоопределении, углубление знаний в определенной области, расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Основное содержание занятий - углубление тем, расширение программы базового курса.
Предлагаемые занятия традиционно строятся на принципах избыточности, вариативности, оригинальности содержания, использования активных методов обучения:
- «Человек и книга»
- «Здравоохранение и современные проблемы медицины»
- «Основы предпринимательской деятельности»
- «Делопроизводство и офисные технологии»
- «Юриспруденция и права человека»
- «Химия - наука экспериментальная»
- «Человек и техника» «Правоохранительные органы»
- «Профессиональные карьера и рост»
- «Человек и природа»
- «Деловой русский язык»
- «Художественная обработка материалов. Ремесла»
- «Современные открытия в области физики и электроники»
- «Исторический портрет»
- «Информационные технологии. Компьютерный мир» «Основные сведения об экологии как о науке, изучающей некоторые
ступени цивилизации современности»
- «Учись писать грамотно»
- «Практическая стилистика русского языка»
- «Графики вокруг нас».
Ожидаемые результаты.
- Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, профильного обучения в условиях современной массовой
школы.
- - Апробирование модели профилизации
- Формирование устойчивого интереса к обучению.
- Обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных
предметов.
- Повышение уровня правовой, экономической и общетеоретической образованности.
- Формирование правосознания, правовой и экономической культуры учащихся.
- Раннее выявление, формирование и развитие профессиональных способностей в сочетании со специальной подготовкой профессиональной деятельности.
- Апробация и совершенствование новых форм профессиональной ориентации.
Расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.