Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет
Оценка 4.7

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Оценка 4.7
Игры
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
06.03.2019
Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Программа Наши пальчики.docx
ГКУ  СО  КК  «Белореченский СРЦН»  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:  Программа  «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет   Составитель: Кузнецова С.С.,  педагог­психолог Пояснительная записка Программа   «Наши   пальчики»   по   развитию   пальчиковой   моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей   старшего возраста   (3­7   лет),   оказания   своевременной   помощи   в   формировании последовательной координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений   пальцев   рук)   находится   в   тесной   связи   с   развитием   речи   и мышления ребенка. Уровень   развития   мелкой   моторики   –   один   из   показателей интеллектуальной   готовности   к   обучению.   Обычный   ребенок,   имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него   достаточно   развиты   память   и   внимание,   связная   речь   и   он   может приступать к приобретению навыков письма. Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания   и   мелкой   моторики,   необходимых   для   выполнения   предметно­ практических   действий   Методика   программы   позволяет   детям   интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения   внимания.   Занятия   направлены   на   развитие   познавательных процессов,   коммуникативных   навыков,   эмоционально­волевой   сферы   и мелкой моторики.  Методика   программы   позволяет   детям   интенсивно   заниматься   и   не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.  Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно,   не   возникает   психического   напряжения.   Все   игры   и   задания безопасны для жизни и здоровья детей.  Педагогическая  целесообразность  заключается   в том,  что  дети  работают  с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.  Программа   описывает   курс   по   развитию   мелкой   моторики   для   детей дошкольного   возраста.   В       реабилитационном   центре   ведется   кружковая работа по данной теме. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятия.   Актуальность программы Мелкая моторика ­ это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых   и   мыслительных   центров   головного   мозга.   Навыки   моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют   ему   лучше   понять   мир,   в   котором   он   живет.   Очень   важно   в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком   двигательного   и   практического   опыта,   развивать   навыки   ручной умелости,   формировать   механизмы,   необходимые   для   будущего   овладения письмом.  Неподготовленность   к   письму,   недостаточное   развитие   речи,   мелкой моторики,   зрительного   восприятия,   внимания,   может   привести   к возникновению   негативного   отношения   к   учёбе,   тревожного   состояния ребёнка   в   школе.   Поэтому   в   дошкольном   возрасте   важно   развивать механизмы,   необходимые   для   овладения   письмом,   создавать   условия   для накопления   ребёнком   двигательного   и   практического   опыта,   развития навыков   ручной   умелости.   Истоки   способностей   и   дарования   детей   –   на кончиках их пальцев.  Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность   головного   мозга,   давая   мощный   толчок   ребенку   к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.  Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и   реализовать   индивидуальный   творческий   потенциал   личности,   наладить коммуникации   с   взрослыми   и   со   сверстниками   на   основе   совместной деятельности.   Развитие   мелкой   моторики,   воображения,   познавательных процессов ­ служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во   всех   видах   деятельности,   и   технические   навыки,   приобретенные   на занятиях   по   ручной   умелости,   позволят   детям   почувствовать   свою успешность  Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до  поступления в школу.  Новизна программы  обучение детей проводится с трёхлетнего  возраста;  подобран   и   систематизирован   материал   дидактических   игр   и упражнений по развитию мелкой моторики;  занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам: 1 блок. Специально организованная деятельность центра. Включаются цели, реализация   которых   требует   систематической   постановки   перед   детьми   в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики). 2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по   развитию   социальных   навыков,   освоение   разных   видов   деятельности (конструирование,   рисование,   игры).   Создается   микроклимат,   основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.  3   блок.   Свободная,   самостоятельная   деятельность   детей.   Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.  Отличительные особенности данной программы Данная   программа   направлена   на всестороннее   развитие   ребёнка. Методика   программы   позволяет   детям   интенсивно   заниматься и не утомляться   за счет   постоянной   смены   видов   деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех   необходимых   психологических   компонентов   готовности   ребёнка   к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально­ волевой сферы и мелкой моторики.  Отличительная   особенность   программы   состоит   в   использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков,   обрывание   бумаги,   работа   с   пластилином,   бумагой,   шаблонами, трафаретами  и другими материалами.  Одним   из   важных   направлений   программы   является   работа   с родителями. Основной задачей на начальном этапе является ­ формирование у родителей мотивации к работе с детьми.  После   проведения   диагностики   для   того,   чтобы   определить   уровень развития   мелкой   моторики   и   координации   движений   рук,   проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных. В   качестве   эффективного   средства   знакомства   родителей   с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников. Цель   программы:  создание   условий,   способствующих   развитию   мелкой моторики   и   движений   пальцев   рук,     для   подготовки   детей   дошкольного возраста   к   овладению   письмом.  Развитие   двигательных   и   познавательных способностей   детей;   развитие   мелкой   моторики,   ручной   умелости   через выполнение предметно­практических действий.  Задачи программы:  Воспитательные: 1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. 2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. 3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.  Развивающие: 1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. 2. Развивать   способности   координированной   работы   рук   со   зрительным восприятием. 3. Развивать   творческую   активность,   пространственное   мышление, фантазию. Образовательные 1. Научить детей владеть графическими навыками письма 2. Формировать навыки исполнительского мастерства. 3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ. Формы и режим занятий: Программа     рассчитана   на   2   занятия   в   неделю.   Занятия   проводятся   в подгруппах   (3­5   человек)   по   25­30   минут,   и   предполагают   использование следующих форм:   дидактическая игра  ролевая игра  театрализованная деятельность  физические упражнения  коллективное творчество В   работе   используются   разные   подходы, диагностирование   детей,   самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.    приемы:   организация   обучения   детей   в   свободной   методы, Направленность программы: Программа включает в себя следующие разделы:   пальчиковая гимнастика  оригами   конструирование   графические упражнения  игры и действия с предметами  лепка  аппликация  сухой бассейн В   разделе  «Пальчиковая   гимнастика»  дети   знакомятся   с   комплексами упражнений,   которые   дают   пальцам   полноценный   отдых,   развивают   их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На   пальцах   и   на   ладонях   есть   “активные   точки”,   массаж   которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. В   разделах  «Оригами»  и  «Аппликация»  дети   знакомятся   со   свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии. В   разделе  «Конструирование»  в   процессе   деятельности   изображают предметы   их   действительности,   создают   элементарную   скульптуру,   что способствует   развитию   детского   творчества,   обогащению   детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.   «Графические   упражнения»  игра   поможет   улучшить В   разделе координацию   движения   пальцев   и   кистей   рук,   развить   мускульную   и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. В разделе  «Игры и действия с предметами»  для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций   и   оптико­пространственных   представлений   используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.  Раздел  «Лепка».  Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих   рук.   И   лепка   подводит   детей   к   умению   ориентироваться   в пространстве,   к   освоению   некоторых   математических   и   геометрических представлений. В разделе «Сухой бассейн». Занятия в сухом бассейне способствуют  развитию   мелкой   моторики,   через   массаж   рук,   пальцев   рук,   повышение чувствительности пальцев. Развитию классификации по различным признакам. Сенсомоторному   развитию,   формированию   основных   сенсорных   эталонов. Развитию фонематических процессов, звукобуквенного анализа. Результатом работы по данной программе должно стать:   Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.  Овладение разными видами трудовой деятельности.  Умение создавать художественный образ своего изделия.  Овладение приемами работы с разными инструментами.  Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.  Овладение нормами этики поведения. Ожидаемые результаты и способы определения из результативности: должны знать:    виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);  виды штриховки (простая и комбинированная);  виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);  понятия «диагональ», «сторона», «центр», «раскрывающийся угол»,  «нераскрывающийся угол», «симметрия», «трафарет»;  понятия «шар», «цилиндр», «куб», «диск»; должны уметь:   изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу;  пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;  плести косички из ниток;  выполнять шнуровку;  вырезать симметричные детали Формы подведения итогов реализации программы: В   течение   всего   периода   обучения   поэтапно   проводится   мониторинг уровня   усвоения   знаний   и   формирования   навыков   у   детей   на   начальном, промежуточном,   Для   проведения   мониторинга образовательного процесса используются разные формы:   итоговом   этапах.  самостоятельные работы,  беседа,   выставки работ,  участие в конкурсах.  Учебно­тематический план  (3 – 5 лет) № 1 2 3 4 5 Содержание Диагностика Пальчиковая гимнастика  Сухой бассейн Оригами Конструирование Графические упражнения                      Кол­во часов всего теория практика 1 ч 3 ч 7ч 13 ч 24 ч ­ ­ 1 ч 3 ч 3 ч 1 ч 4 ч 9 ч 10 ч 21 ч 6 7 8 Игры и действия с предметами Лепка Аппликация Итого: 20 ч 2ч 2ч 72 ч 3 ч ­ ­ 10 ч 17 ч 2ч 2ч 62 ч № Содержание  Учебно­тематический план (5 – 7 лет)                  Кол­во часов всего теория практика 1 2 3 4 5 6 7 8 Диагностика Пальчиковая гимнастика  Сухой бассейн Оригами Конструирование Графические упражнения Игры и действия с предметами Лепка Аппликация Итого:  1 ч 4 ч 6 ч 8 ч 24 ч 19 ч 5ч 5ч 72 ч ­ ­ 1 ч 2 ч 4 ч 2 ­ ­ 1 ч 4 ч 7 ч 11 ч 23 ч 17 ч 5ч 5ч 9 ч        63 ч Содержание   Диагностика  1ч.  (3 – 5 лет) Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень  умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами,  способность контролировать координацию движений пальцев рук.  Пальчиковая гимнастика  3    ч. Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание   пальцев,   кулачков;   напряжение­расслабление   пальцев;   массаж кистей рук.  Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»  Оригами  7 ч. Простейшее   понятие   «оригами».   Приемы   складывания   бумаги   (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие «геометрическая   фигура»   (квадрат,   треугольник,   прямоугольник).   Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.  Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Будка для собаки».  Конструирование ­ 13   ч. Знакомство   с   различными   видами   конструкторов   (лего,   кубики).     Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.  Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».  Графические упражнения  24 ч. Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.  Практика: «Дорисуй деталь», «Человек», «В гостях у кота Матроскина».  Игры и действия с предметами   20 ч. Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков,   узелков;   переборка   круп;   работа   с   мозаикой   и   строительными материалами. Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»  Лепка 2 ч. Научить выполнять  простые объемные формы: шар, конус, цилиндр и жгут из пластилина   и   глины.   Основная   задача   –   научить   видеть   правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе. Практика: «Яблоко», «Груша», «Лиса», «Улитка».  Аппликация 2 ч. Научить   детей   вырезать   круги   из   квадратов,   овалы   из   прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Практика: «Цветной домик», «Наша ферма», «Наши друзья».  Сухой бассейн  Развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение  чувствительности пальцев.  Развитие классификации по различным признакам.  Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.  Развитие фонематических процессов, звукобуквенного анализа. Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы  (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по различным  лексическим темам). Описание работы с «сухим бассейном»: ребенок на ощупь ищет какой­либо  предмет и описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы. Сюда насыпали горох, и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб руки не грустили. Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей. Варианты игр. «Найди на ощупь»: педагог дает задание ребенку найти только насекомых. «Найди и разложи»: ребенок находит в бассейне все игрушки и  раскладывает их по группам (классифицирует). «Найди букву на ощупь»: ребенок ищет букву и старается на ощупь  определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который  обозначает данная буква.  Самомассаж рук.  Диагностика  1 ч  (5 ­7 лет)   диагностических   исследований, Проведение самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики. Практика: «Картинки на песке».  Пальчиковая гимнастика  4  ч.   появление   новых Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание   пальцев,   кулачков;   упражнения   для   ладоней;   упражнения   для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение­расслабление пальцев; массаж кистей рук.  Практика: «Рыбки», «В лес идем мы погулять», «Буратино», «Как мы поили телят», «Встреча птиц».  Оригами  6  ч. История   искусства   оригами,   понятия   «диагональ»,   «сторона»,   «центр». Знакомство   с   различными   видами   углов   (раскрывающиеся, нераскрывающиеся).   Техника   безопасности   при   работе   с   бумагой   и ножницами.  Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»  Конструирование  8  ч. Работа   с   конструкторами,   самостоятельное   изготовление   различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм   работы   с   конструктором.   Техника   безопасности   при   работе   с колющими и режущими предметами. Практика:   «Город   будущего»,   «Я   соблюдаю   ПДД»,   «Бумажные   фрукты   и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».  Графические упражнения   24   ч. Выполнение   различных   видов   штриховки   (простая,   комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);  Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную   данной);   работа   с   трафаретами;   графические   диктанты. «Деревья», «Ракета», «Рыбка», «Олень», «Чашка».  Игры и действия с предметами   19 ч. Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов;   различные   виды   шнуровки;   сортировка   круп;   работа   с  мозаикой   и строительными   материалами;   игры   с   массажными   мячами   и   предметами разной фактуры;  Практика: игры на развитие тактильной памяти «Кот в мешке», «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»  Лепка 5 ч. Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, и использовать стеку. Практика: Филимоновская игрушка «Петушок», «Чайный сервиз», «Топают по Африке слоны, носороги, бегемоты».  Аппликация 5 ч. Научить   детей   вырезать   круги   из   квадратов,   овалы   из   прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур   изображения   разных   предметов   или   декоративные   композиции. Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов. Практика: «Флаг   России», «Золотые  березы», «Звезды  и кометы» (цветная бумага, ткань, фольга).  Сухой бассейн Развитие   мелкой   моторики,   массаж   рук,   пальцев   рук,   повышение чувствительности пальцев.  Развитие классификации по различным признакам. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.  Развитие фонематических процессов, звукобуквенного анализа. Материал:  емкость,   на   дне   которой   спрятаны   различные   предметы (пуговицы,   геометрические   фигуры,   мелкие   игрушки   по   различным лексическим темам). Описание работы с «сухим бассейном»: ребенок на ощупь ищет какой­либо предмет и описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы. Сюда насыпали горох, и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб руки не грустили. Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей. Варианты игр. «Найди на ощупь»: педагог дает задание ребенку найти только насекомых. «Найди   и   разложи»:  ребенок   находит   в   бассейне   все   игрушки   и раскладывает их по группам (классифицирует). «Найди   букву   на   ощупь»:  ребенок   ищет   букву   и   старается   на   ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква.  Самомассаж рук. Список литературы 1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010.  207 с. 2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009. 3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. ­ М.: «Астрель», 2008. 4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация  21 век», 2013. 48 с. 5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб ­ учиться и писать, и красиво  рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с. 6. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010. 7. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН –  ПРЕСС», 2008. 8. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. ­ М.: «Карапуз», 2008. 9. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011. 10.Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль:  «Академия развития», 2008. 190 с. 11.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008. 12.Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных  классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 319 с. 13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт –  Петербург: 2010.40 с. 14.Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет

Программа по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему: «Наши пальчики» для детей 3 – 7 лет

Программа  по развитию мелкой (тонкой) моторики на тему:   «Наши пальчики»  для детей  3 – 7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019