Театрализованная игра - одно из эффективных средств реабилитации и социализации воспитанников в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.
Стараемся привлекать плохо говорящих воспитанников. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
Театрализованная игра в жизни ребенка
В Краснодарском крае, Белореченском районе, селе Великовечном
находится реабилитационный центр, в котором проходят реабилитацию
воспитанники от 3 до 18 лет. В год театра воспитанникам (от 3 до 7 лет)
показывают театрализованные постановки, читают сказки, демонстрируют
мультипликационные фильмы по мотивам этих сказок. Для детей это очень
важно, потому что театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций,
сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем
весь его путь.
Поэтому в нашем реабилитационном центре театрализованной деятельности
уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет
сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить
культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой,
изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Театрализованная игра одно из эффективных средств реабилитации и
социализации воспитанников в процессе осмысления им нравственного
подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей
благоприятные условия для развития чувства партнёрства.
Стараемся привлекать плохо говорящих воспитанников.
В ходе
совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи
наиболее эффективно происходит речевое развитие.
Театрализованная игра это действия в заданной художественным
произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может
носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка к сюжетной
игре. Сюжетноролевая и театрализованные игры имеют общую структуру:
замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие,
правила.
Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи театрализованных игр:
Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с
партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и
расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
воспитывать нравственноэтические качества.
В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение,
фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для
хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя
забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.Игра в жизни ребенка наиболее доступный и интересный для него способ
переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире
ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры
можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в
которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель,
одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра,
режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым
самовыразиться. С воспитанниками (от 3 до 7 лет) нашего центра проводятся
театрализованные игры:
Театрализованные игры
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими
шагами.)
— Как ходит СтаричокЛесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
Зеркало
Цель: развивать монологическую речь.
Петрушка загадывает загадку:
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все как есть ему покажет!
Что же это? (Зеркало.)
В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к
зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй
рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое
проделывают члены другой команды.
Играпантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыкиА вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят
медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды
просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из
берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца
слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства.
Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий
воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше
возможна импровизация.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Используется театр картинок. Картинкиперсонажи дети рисуют дома с
родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две
подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту
инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а
можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь!
Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я — до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я — до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука —
Считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп,
Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит, сложит,
Все в мире сосчитать он может!Играпантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Игры на мышечное напряжение и расслабление
Деревянные и тряпичные куклы
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса,
опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и
влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и
неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в
плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо,
то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова
поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте.
Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой
форме.
Мельница
Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и
вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи
освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают.
Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно
быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в
плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное
круговое движение и появляется угловатость.
Паровозики
Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в
кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверхназад
— внизвперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех
направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назаднапряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад.
Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы
движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не
сужая грудную клетку.
Великаны и гномы
Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны.
Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После
короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.
Кузнечик
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала
она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его
ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд,
туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
Муравьи
Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по
площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах.
Тренировка внимания.
Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу,
не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное
пространство.
Мокрые котята
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса;
двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим
шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки
и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко»
медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из
четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с
мышц рук, ног, шеи и корпуса.
Насос и надувная кукла
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с
партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и
«ш»; действовать с воображаемым предметом.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок — надувная кукла, из
которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены,
руки и голова опущены; второй — «накачивает» воздух в куклу с помощью
насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает
воздух со звуком «сссс» (второй вид выдыхания), при вдохе —выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и
выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу
сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «шшшш» (первый
вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все
мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу
быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»