Программа по ритмике
Оценка 4.6

Программа по ритмике

Оценка 4.6
Документация
doc
физическая культура
4 кл
12.01.2017
Программа по ритмике
В силу своей работы в школе коррекции 8 вида, часто приходится составлять или помогать в составлении программ по другим предметам. Предлагаю вам ознакомиться с программой по ритмике для классов коррекции по программе под редакцией Воронковой. Программа прошла апробацию. Учитель работал 2 года.
ритмика 4 кл.doc

Муниципальное бюджетное ( специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Сосновки

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

                    А.Н.Лоншакова

Протокол № ___

от « » _________2015г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

                      А.Ф.Тухватуллина

« » _________2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №__ « »_______2015г.

Директор          Ф.И.Тухватуллин

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ритмика

на 2015 – 2016 уч. год

4 класс

 

 

Составила программу

учитель физической культуры

А.А.Ожегова

 

 

 

Сосновка

2015


Пояснительная записка

Рабочая программа по ритмике в 1-4  специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Тематика программы 4 класса (1ч в неделю, всего 34ч)

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ(7ч)

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ(10ч)

        Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

        Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

         Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

        Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.

        Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ(7ч)

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ(10ч)

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.

Танцы и пляски

        Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.

         Кадриль. Русская народная мелодия.

        Бульба. Белорусская народная мелодия.

         Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.

         Грузинский танец «Лезгинка».

 


Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

         правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

         различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

         отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

         различать основные характерные движения некоторых народных танцев

 

 

 

Список используемой литературы

1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2009г.

2. Правдов М.А. Уроки физической культуры. 1-4.Издательство: М. Илекса, 2009г


Тематическое планирование физической культуры 4 класс.

Тема

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Упражнения на ориентировку в пространстве -5 часов

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звёздочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах

Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне.

При помощи учителя  готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне.

2

Ритмико-гимнастические упражнения – 15 часов

Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперёд, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч,  замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперёд, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
      ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
      ритмично выполнять несложные движения руками и ногами

Ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
      ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
      ритмично выполнять несложные движения руками и ногами.

3.

Игры под музыку - 5 часов

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка. Акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением. Речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных  сказок, песен.

Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
      соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.

При помощи учителя ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
      соотносить темп движений с темпом музыкального произведения.

4.

Танцевальные упражнения – 9 часов

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.

Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
      выполнять игровые и плясовые движения;
      выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
      начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
      выполнять игровые и плясовые движения;
      выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
      начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.


Календарно тематическое планирование 4 класс.

Тема урока

Элементы содержания урока

Кол-во час

Тип урока

Форма урока

Средства обучения, информационное содержание

Домашнее задание

Дата проведения

По плану

По факту

Упражнения на ориентировку в пространстве -5 часов

1

Перестроение из колонны в колонну.

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «найди пару».

1

 Урок изучение нового материала.

 Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки

 

2.09

 

2.

Круговые движения головы, наклоны вперёд, назад, в стороны

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «Земля, вода, воздух».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

7.09

 

3

Разнообразные сочетания движений рук, ног, туловища, кистей

Коррекция моторики через  игру «Раки и лягушки».  

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

9.09

 

4

Прыжки на двух ногах

Коррекция  пространственной ориентировки, внимания  на основе игры «Кузнечики».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки, ксилофон

 

14.09

 

5

Упражнения на координацию

Коррекция речи, памяти на основе игры «У медведя во бору».

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки

 

16.09

 

Ритмико-гимнастические упражнения – 15 часов

6

Исполнение элементов плясок и танцев

Коррекция мелкой моторики через  игру «Не ошибись».  

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки, ксилофон

 

21.09

 

7

Построение, перестроение из колонны в круг и наоборот

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «Гуси».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

23.09

 

8

Круговые движения туловища

Коррекция  пространственной ориентировки, внимания  на основе игры «Где стоит».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки

 

28.09

 

9

Выполнение движений под музыку

Коррекция памяти,  внимания  на основе игры «Придумайте сами».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

30.09

 

10

Перестроение из колонны в 2 шеренги

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «У медведя во бору».

 

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

5.10

 

11

Разучивание танца с «листочками»

Коррекция памяти, внимания на основе игры «Земля, вода».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

7.10

 

12

Упражнения на различение элементов народных танцев

Коррекция эмоциональной сферы через упражнение «Улыбка».

 

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки

 

12.10

 

13

Упражнения для рук

Коррекция внимания на основе игры «Ручеёк».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки

 

14.10

 

14

Хлопки под музыку

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

2

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки

 

19.10

 

15

Шаг кадрили. Разучивание

Коррекция пространственной ориентировки, внимания на основе игры «Прыгуны и ползуны».

2

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

21.10

 

16

Упражнения с мячом

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры  «Придумайте сами».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

2.11

 

17

Ходьба по залу «Марш»

Коррекция поведения через положительные эмоции.

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

4.11

 

18

Повороты туловища

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «найди пару».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки, ксилофон

 

9.11

 

19

Упражнения на имитацию распустившегося цветка

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «Земля, вода, воздух».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки, ксилофон

 

11.11

 

20

Игры с пением «Буги-вуги», «Санки»

Коррекция моторики через  игру «Раки и лягушки».  

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, бубен, погремушки, ксилофон

 

16.11

 

Игры под музыку - 5 часов

21

Танцевальные упражнения «Пружинящий бег», «Галоп», «Подскоки»

Коррекция  пространственной ориентировки, внимания  на основе игры «Кузнечики».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

18.11

 

22

Разучивание народного танца «Кадриль»

Коррекция речи, памяти на основе игры «У медведя во бору».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

30.11

 

23

Сохранение правильной осанки

Коррекция мелкой моторики через  игру «Не ошибись».  

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

02.12

 

24

Круговые движения туловища с вытянутыми руками

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «Гуси».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

25.11

 

25

Танцевальные упражнения

Коррекция поведения через положительные эмоции.

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

30.11

 

Танцевальные упражнения – 9 часов

26

Упражнения с предметами

Коррекция  пространственной ориентировки, внимания  на основе игры «Переправа».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

2.12

 

27

Упражнения на выработку осанки

Коррекция речи, памяти на основе игры «У медведя во бору».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

7.12

 

28

Хлопки и притопы в несложных ритмических рисунках

Коррекция мелкой моторики через  игру «Не ошибись».  

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

9.12

 

29

Инсценирование детской песни

Коррекция речи, мышления, памяти на основе игры «Гуси».

1

Комбинированный

Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, платочки

 

14.12

 

30

Новые варианты разученных игр, элементов танцевальных движений

Коррекция поведения через положительные эмоции.

1

Комбинированный

Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

15.12

 

31

Сочетания движений рук и ног

Коррекция  пространственной ориентировки, внимания  на основе игры «Переправа».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

23.12

 

32

Игры с речевым сопровождением

Коррекция поведения через положительные эмоции.

1

Комбинированный

 Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

24.12

 

33

Исполнения разученных танцевальных композиций

Коррекция речи, памяти на основе игры «У медведя во бору».

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

11.01

 

34

Урок концерт

Коррекция поведения через положительные эмоции.

1

Комбинированный

  Практикум.

Муз. центр, детские муз. инструменты, флажки, скакалки, платочки

 

13.01

 

 


Муниципальное бюджетное ( специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное ( специальное) коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Пояснительная записка Рабочая программа по ритмике в 1 -4 специальных (коррекционных) классах

Пояснительная записка Рабочая программа по ритмике в 1 -4 специальных (коррекционных) классах

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом…

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом…

Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном)

Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном)

Основные требования к умениям учащихся

Основные требования к умениям учащихся

Тематическое планирование физической культуры 4 класс

Тематическое планирование физической культуры 4 класс

Ритмико-гимнастические упражнения – 15 часов

Ритмико-гимнастические упражнения – 15 часов

Календарно тематическое планирование 4 класс

Календарно тематическое планирование 4 класс

Коррекция реч и , памяти на основе игры «

Коррекция реч и , памяти на основе игры «

Упражнения на различение элементов народных танцев

Упражнения на различение элементов народных танцев

Упражнения на имитацию распустившегося цветка

Упражнения на имитацию распустившегося цветка

Коррекция поведения через положительные эмоции

Коррекция поведения через положительные эмоции

Сочетания движений рук и ног

Сочетания движений рук и ног
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017