Программа по социализации школьников
Оценка 4.7

Программа по социализации школьников

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
психологическая работа +2
Взрослым
22.10.2018
Программа по социализации школьников
Данная программа является рабочей программой социального педагога, работающего с детьми школьного возраста в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. программа является рабочим материалом по развитию социальных навыков и умений у школьников. социализация школьников - один из важнейших этапов формирования личности школьника.Рабочая программа социального педагога
Программа групповых занятий мл. шк. возраст.docx
Никушкина Н.В. Социализация детей-сирот. Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста        В брошюре Н.В.Никушкиной, практического психолога из Бийского  детского дома, предлагается система развивающих занятий для детей,  оставшихся без попечения родителей. Авторские разработки будут интересны не только психологам, работающим с детьми­сиротами, но и всем  специалистам, которые хотят помочь детям успешно социализироваться.          ВВЕДЕНИЕ          Лишения и потери, которые переживают дети, оказавшиеся в трудной  жизненной ситуации или дети, оставшиеся без попечения родителей, дети­ сироты являются причиной появления различного рода психологических  проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием  оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения.  Классик Мировой психологии А. Адлер отмечал, что, если эмоциональный  контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на  «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания  относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым. В результате у него развивается очень низкая самооценка,  чувство неполноценности. Серьезным следствием депривации потребности  ребенка в родительской любви является и отсутствие у него чувства  уверенности в себе.          Наличие обостренной потребности во внимании и доброжелательности  лежит в основе общения ребенка, проходящего реабилитацию в СРЦН   дошкольного и младшего школьного возраста как со взрослыми, так и со  сверстниками. Наблюдения показывают, что контакты детей со взрослым  сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами.         Эти дети нередко лишены возможности радоваться собственному успеху, а значит, у них будет возникать соперничество и зависть по отношению к  другому ребенку, стремление выделиться любыми способами. Поэтому  необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения  ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию  представления ребенка о самом себе и своих возможностях. Таким образом,  формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать других людей и самого себя.        Кроме того, социализация воспитанников СРЦН в обществе предполагает  знание основных прав человека, поэтому в программе особое внимание  сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно уже в дошкольном возрасте и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном  отношении к себе и другим, на заботе о них взрослых, на их защищенности,  поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит  ребенку успешно развиваться в дальнейшем.         Цель программы — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического и эмоционального  напряжения, создание возможностей для самовыражения, что способствует  становлению самооценки и образа «Я».         Основными задачами программы являются:   ­развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности  других детей; ­формирование умения воспринимать, распознавать и учитывать желания,  интересы и предпочтения — как собственные, так и других людей; ­формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий; ­ознакомление детей с некоторыми правами человека в доступной для них  форме; ­расширение и обогащение коммуникативных навыков для бесконфликтного  общения и взаимодействия;    ­формирование у детей представлений о мире и о самих себе в нем; ­воспитание социальных чувств, оценочного отношения к окружающему миру; ­формирование навыков рефлексивного мышления.           Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является  игра, предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений.  После игр проводится обсуждение: участники делятся впечатлениями о том,  как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. После каждого занятия  подводится итог — результат групповой и собственной деятельности.           Программа включает в себя 18 занятий, продолжительностью 30­40  минут. Учитывая возрастные особенности детей, занятия составлены так,  чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: игра,  беседа, рисование.        Каждое занятие содержит следующие этапы:  1. Создание эмоционального настроя в группе;  2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей; 3. Игры, направленные на коррекцию эмоционально­личностной сферы;  4. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и  закрепление положительных эмоций от работы.          При определенной нежесткой структурированности занятий каждый  ребенок имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а взрослый или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.          Условия проведения: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество участников группы: 3­5.  Опыт общения с дошкольниками показывает, что групповая работа более  эффективна, когда группа состоит не более чем из пяти человек, тогда  ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать  собственную значимость.        Программа рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст (3­7  лет). На самом первом занятии в группе принимается правило: «Когда один  говорит — остальные его слушают и понимают». Занятие № 1­2. «Давайте познакомимся»          Цель: развивать умение устанавливать контакт со взрослыми и  сверстниками, вызывая доверие, развитие коммуникативных навыков,  развитие социальных навыков и умений.             1. Упражнение  «Ласковое имя»        Цель: поддержание доброжелательной атмосферы в группе Ведущий  предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа,  который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав: «Спасибо».         2. Упражнение «Разожми кулак»         Цель: показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе  отношение.         Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен  его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети  применяют силу. Роль ведущего в этой игре состоит в том, чтобы на  собственном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые  слова, спокойное, доброжелательное обращение (разжимает кулак любому  ребенку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).         3. Упражнение  «Испуганный ежик»         Цель: развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие,  желание общаться.         Один из детей изображает испуганного ежика (ежик маленький, его  испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки). Задача  другого ребенка — установить контакт с ежиком, чтобы он ему поверил,  вызвать желание общаться.         Ведущий отмечает, что дети могут использовать различные средства:  погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.         Обсуждение: ­Что вы чувствовали, когда были ежиками? ­Как пытались установить контакт с ежиком, вызвать доверие? ­В каких ситуациях ты ведешь себя как испуганный ежик?          4. Упражнение «Ладушки»          Цель: установление длительного контакта.           Дети разбиваются на пары. Играя с партнером в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа в игре, не сбиваясь и не разговаривая. Затем  партнеры меняются друг с другом.          Обсуждение: ­С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь? ­С кем из детей было легче достичь высокого темпа в игре?          5. Подведение итогов занятия:  ­ Какие средства в установлении контакта мы сегодня использовали? (Силу,  поглаживание, спокойный тон общения и др.). ­ Какое из средств вам понравилось больше всего?  ­Что было трудно выполнить?          6. Ритуал прощания. Игра «Хоровод»         Цель: завершение работы в группе, сплочение группы. Дети становятся в  круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую  совместную работу.          Занятие № 3 «Здравствуйте, это я!»          Цель: показать детям, что все люди разные, непохожие друг на друга и  что это естественно и нормально.         Материал: игрушечный персонаж Цыпленок, тетради, карандаши,  фломастеры.           1. Упражнение  «Приветствие»           Цель: создание положительного эмоционального фона.           Ход занятия:           Ведущий. У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по  кругу, приветствуя друг друга словами: «(Имя), я рад(а) тебя видеть». Я  начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня.          Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Цыпленок, который совсем  недавно вылупился из яйца.  Он еще никогда не видел детей, тем более так  много детей вместе.           Цыпленок с любопытством разглядывает детей и вслух удивляется:           — Какие вы все одинаковые. У вас у всех есть носы, глаза, руки, ноги, туловище... Как же мне вас различать?         Ведущий:        ­ Дорогой Цыпленок, все дети очень разные, и сейчас ты в этом  убедишься. Дети, давайте познакомимся с Цыпленком поближе. Назовите ему  свои имена.        (Дети передают по кругу Цыпленка, называя свое имя.)         Цыпленок:         ­ Подождите, подождите. У некоторых из вас похожие имена. Я опять  ничего не понял. Как же вы отличаете друг друга?         Ведущий:        ­ Дети, давайте расскажем Цыпленку, чем же вы отличаетесь.  Выбираюся два ребенка, у которых похожи имена. Они садятся рядом, а  остальным детям ведущий задает вопросы:        ­Какой у Саши цвет волос? А какой у Паши?        ­Какой цвет глаз?        ­Одинакового ли они роста?        ­Во что одеты?        ­Отличаются ли они поведением?        Ведущий:        ­ Цыпленок, теперь­то ты понял, что дети совершенно разные?       Цыпленок:       ­ Да, я понял, что они разные, и мне это нравится. Я хотел бы узнать, чем  же отличаются другие дети и чем они похожи?       (Дети по очереди берут Цыпленка и рассказывают о себе: о своей  внешности, одежде, поведении, любимых занятиях.)        Да, вы действительно разные, и от этого с вами интересно.        2. Обсуждение.        3. Ритуал прощания.          Занятие № 4­5 «Чувственное восприятие себя»          Цели: обращение к собственным чувствам; развитие внимания к  окружающим людям.            1.Упражнение «Если бы я был».           Цель: развитие ассоциативного восприятия, развитие мышления.           Ход занятия:           Ведущий, предлагая различные темы, задает детям вопросы по кругу           Ведущий: ­ Если бы ты был животным, то каким? А цветком, цветом, ветром? По возможности ведущий уточняет некоторые характеристики выбираемого  образа (добрым, злым, вялым, ярким, драчуном и пр.).           2. Упражнение «Царевна Несмеяна»           Цель: оказание поддержки друг другу.           Ход занятия:           В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить  царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.  Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.            3. Упражнение «Клеевой дождик»            Цель: развитие чувства коллективизма, снятие эмоционального и  физического напряжения.            Ход занятия:            Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким  «паровозиком» («склеившимися дождевыми капельками») начинают  движение. На пути им встречаются разные препятствия: пройти по  импровизированному мосту, обойти предмет, перейти болото...           Подведение итогов занятия:           ­Что нового вы сегодня узнали?           ­Что понравилось, не понравилось?           Ритуал прощания.           Занятие № 6 ­7 «Я рисую свой портрет»           Цель: помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность;  укреплять уверенность в себе.           Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши.              1. Упражнение «Игра «Водяной»            Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление телесных образов.            Ход игры:            Дети становятся, в круг и выбирают водящего — Водяного. Водяной  садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами:           Водяной, Водяной, не сиди ты под водой,           Мы по берегу идем, хоровод большой ведем.           Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать,           Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!          Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто  стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребенка, то тот, кого  узнали, становится Водяным и игра повторяется.         Обсуждение:          ­Вам трудно было узнавать своих друзей с завязанными глазами?          ­Что помогло вам определить, кто перед вами?          ­А что общего есть у всех вас?           2.Упражнение «Мой портрет»           Цель: повысить уровень самопринятия.           Ход игры:           Детям предлагается нарисовать свой портрет. Можно предложить  контур мальчика или девочки, соответствующий полу ребенка.          Ребенок должен красиво разрисовать контур. Портреты детей  развешиваются в группе.         3. Упражнение «Я—хороший, мы—хорошие»         Цель: повышение уверенности в себе, сплочение коллектива.         Ход занятия:         Один из детей (затем все остальные) выходит в центр круга и произносит: «Я — хороший» — сначала шепотом, потом громче, потом очень громко.  После этого все участники образуют большой круг и, держась за руки,  шепотом говорят:«Мы — хорошие». Затем делают шаг вперед к центру круга  и произносят громче: «Мы –хорошие!». После этого делают еще шаг, образуя  плотный круг, и очень громко произносят: «Мы — хорошие».        Подведение итогов занятия         ­Что нового вы сегодня узнали?         ­Чем отличаются люди друг от друга?           Ритуал прощания.           Занятие № 8­9 «Наши имена»          Цель: познакомить детей с разными именами, их происхождением и  значением, дать возможность почувствовать собственную значимость.         Материал: игрушка Попугай, большой лист бумаги, фломастеры, кусочки зеленой бумаги в форме листьев, клей, кисточка, справочник имен.          1. Упражнение  «Приветствие»          Цель: создание положительного эмоционального фона.          Ход игры: Ведущий:         ­ Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только  петь, Сейчас каждый из нас пропоет свое имя, а мы все будем за ним  повторять.          2. Упражнение «Это мое имя»          Цель: развивать ассоциативное мышление, подвести ребенка к  выявлению его слабых и сильных сторон.           Ход игры:           Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он  мог бы дать свое имя. После того как дети сделали выбор, они по очереди  объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его  положительные стороны и недостатки.                     3.Беседа на тему «Наши имена и что они означают»           Цель: показать разнообразие имен, обратить внимание на отличительные особенности каждого имени.            Ведущий  просит детей по очереди назвать свои имена, после чего он  предлагает послушать, что означают их имена, каково их происхождение. В  конце беседы  подводит  к  тому, что все дети при рождении получают имя.  Это их право.           Ведущий:            ­ Сегодня к нам в госты пришел попугай Кеша. Его полное имя  Иннокентий, а ласково его можно назвать Кешенькой. Давайте назовем Кеше  свои имена так, чтобы они звучали ласково.           Дети передают по кругу игрушку, называя свои имена в уменьшительно­ ласкательной форме.          Обсуждение:          ­Приятно ли было называть себя ласковым именем?          ­Кто вас обычно называет ласково?           ­Если мы будем называть друг друга ласковыми именами, станем ли мы  дружнее?           Подведение итогов занятия:           ­Что нового вы узнали?           ­На что имеет право каждый человек при рождении?            Ритуал прощания. Занятие № 10 «Я и другие»          Цель: показать детям, что в них много общего и много различий; помочь  понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера; формировать позитивное  отношение к окружающим; воспитывать терпимость к непохожести людей.          Материал: картинки с различными видами одежды (праздничная,  профессиональная, спортивная, зимняя, повседневная).         1. Игра «Ветерок»         Цель: обратить внимание на сходство между людьми, подготовить детей  к работе на занятии.         Ход игры:         Дети садятся в круг на стулья, в центре круга стоит ведущий.         Ведущий:           Ветер дует на... (называет какую­то свою особенность: цвет одежды,  характер, цвет волос и др.) …..тех, у кого голубые глаза (или, например, кто в  шортах).           Ведущий называет свои индивидуальные особенности. После слов  ведущего дети, у которых тоже есть названная особенность, должны встать со  своего стула и занять свободное место. Ведущий тоже пытается занять пустой стул. Тот, кому не досталось стула, становится ведущим. Игра повторяется.           Обсуждение:         ­ Понравилась ли вам игра?         ­Много ли у вас оказалось похожего? Что именно?          Ведущий:         ­ Вы знаете, для чего человеку нужна одежда? (Ответы детей.)  Оказывается, одежда может изменить внешность человека. Давайте  посмотрим, какая бывает одежда?           Ведущий демонстрирует картинки с различными видами одежды.           Обсуждение:           ­ Какие виды одежды изображены? (Повседневная, праздничная, зимняя, летняя, профессиональная.).          ­ Что произойдет, если люди будут использовать одежду не по  назначению?           2. Упражнение «Узнай, кто он?»          Цель: обратить внимание детей на индивидуальные особенности  каждого, развитие внимания. Ведущий рассказывает о ком­то из детей, описывает его внешность,  одежду, качества, не называя имени ребенка. Дети должны отгадать, о ком  идет речь. Отгадавший становится ведущим и рассказывает о следующем  участнике (по выбору).           Подведение итогов занятия:            ­ Что нового вы узнали?            ­ Что понравилось, что не понравилось?            Ритуал прощания.                        Занятие № 11­12 «Я и МЫ»                        1. Игра «Кто что любит»            Цели: воспитывать интерес и доброжелательное отношение детей друг  к другу; формировать умение замечать необходимость проявления сочувствия и оказания помощи другому человеку; формировать представление о том, как  социальная роль человека в семье влияет на его статус ( родители – дети,  девочки – дочки, мальчики – сыновья, внуки и т.д.).            Оборудование: мяч.            Ход игры:            Ведущий: Мы поиграем в одну интересную игру и посмотрим, кто из  вас самый внимательный. Я буду передавать мяч по кругу ( все встают в круг) и говорить, что я люблю. Потом то же самое будете делать и вы. Нужно  постараться запомнить, кто что любит. (Берет мяч). Я люблю, когда дети  играют дружно. А ты что любишь? (Передает мяч рядом стоящему ребенку). Мяч «обходит» всех детей. Взрослый помогает детям наводящими  вопросами. Затем он предлагает дошкольникам вспомнить, кто любит,  например, лепить из пластилина, рисовать и т.д.). Это игровое упражнение формирует интерес к ровесникам, другому  человеку, понимание того, как все люди похожи (не зря дети запоминают, кто  что любит), что это – повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и  ссоры. Это важно для того, чтобы дети потом, наблюдая за поведением  ровесников, возмущаясь их реакциями или огорчаясь их словам в процессе  бытового общения, помнили, что у них много общего, и могли вовремя найти  точки соприкосновения. Данный аспект очень важен в  социально­ нравственном воспитании дошкольников. 2. Беседа о семье Ведущий: А еще каждый из вас, и я тоже, любит своих родителей. Кто  может объяснить, кто такие родители? Дети высказываются. Ведущий: Ребята, а вы знаете, как зовут ваших родителей? Есть ли  среди имен ваших пап и мам одинаковые? Может, у вас и мамы с папами  одни? После ответов детей, ведущий продолжает: За что вы любите своих родителей? Я начну, а вы продолжите. Я люблю  своих папу и маму ЗА ТО, ЧТО….. Я люблю своих родителей, НО…. Это упражнение способствует осознанию детьми вслед за собственными желаниями и предпочтениями своих эмоций и чувств к близким любям.  Помогает понять, почему они иногда сердятся на своих родителей, хотя это и  нехорошо. Дает почувствовать, что любовь все равно сильнее, ведь я «люблю  своих родителей».  Если же оставить детей с противоречивыми чевствами,  наедине с представлениями о том, что они плохие, потому что плохо думают   о родителях или сердятся на них, дети просто в это и поверят. Иначе им не  захочется быть еще лучше, не будет стремления к социальному развитию и  нравственному совершенствованию.                        Занятие № 13­14 «Внимание к партнеру»            Цель: развитие внимательного отношения к окружающим людям,  формирование умения учитывать интересы других; развитие эмпатии.  Материал: альбомные листы, цветные карандаши.          Упражнение 1. «Ласковые слова»           Цель: создание благоприятного микроклимата в группе, подготовка к  работе.           Надо повернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, он в  ответ тоже должен сказать ласковое слово. Упражнение выполняется по  кругу, начинает ведущий.                   Упражнение 2. Прогноз погоды          Цель: научить детей передавать свое настроение с помощью  изобразительных средств; учить внимательно относиться к состоянию другого человека; развитие ассоциативного мышления.         Дети на листах бумаги рисуют свое настроение с помощью линий, образов, цвета, но никому о нем не рассказывают. Затем представляют свои  рисунки (по кругу), остальные участники должны отгадать настроение по  рисунку.        Упражнение 3. «Опишите друг друга»         Цель: помочь детям понять, насколько они внимательны к внешнему  облику другого человека.         Двое стоят спиной друг к другу и по очереди описывают внешность  партнера (прическу, лицо, одежду, какие­то особенности). Выясняется, кто  оказался точнее при описании друга.         Обсуждение:  ­ Понравилась ли вам игра?  ­ Испытывали ли вы трудности при описании?  ­ О чем обычно забывали?         Упражнение 4. «Три лица»         Цель: работа с мимикой, развитие эмпатии.         Ведущий. Я покажу вам три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы  отгадали, какое именно выражение я показываю на картинке..         Первый раз ведущий показывает картинку свирепого лица, затем  предлагает детям изобразить его: «Сведем брови, оскалим зубы и сожмем  кулаки».          Следующая эмоция — показать печальное лицо, кажется, что вот­вот  заплачешь.           Третья эмоция ­ счастливое лицо: «Широко улыбнемся, прижмем руки к  сердцу».          Ведущий. А теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу.  На счет 1­2­3 вы должны повернуться и показать одно из трех выражений  лица, не договариваясь. Готовы?          Игра повторяется несколько раз.          Обсуждение:  ­ Какое выражение лица вам понравилось больше всего изображать? Почему?  ­ Сколько совпадений у вас было?  ­ Какое из трех выражений лица вы изображали чаще?          Подведение итогов занятия: ­Чему мы сегодня научились? ­Что понравилось, что не понравилось? ­В какой игре вы чувствовали себя лучше всего? Ритуал прощания.         Занятие № 15­16 «Настоящий друг»         Цели: развитие связной речи, мышления, воображения; формирование  положительных качеств характера (доброжелательность, отзывчивость),  представления детей о качествах, необходимых для настоящего друга,  идеальный образ друга, стремление соответствовать ему; активизировать  дружеские чувства; обучать детей дифференцировать эмоциональное  состояние человека, обозначать его в слове, составлять рассказ по аналогии.         Материал:  1. Организационный момент      Ведущий:         Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Что для  вас обозначает слово «дружба»? (ответы детей). Продолжите предложение: «Дружить – это значит…». (Ответы детей). 2. Рассказ взрослого с помощью детей Ведущий: Жили­были три друга: Ваня, Саша, Максим. (Демонстрирует картинку с изображением мальчиков, которые стоят обнявшись). Однажды Саша и Максим пришли к Ване в гости. Стали ребята играть вместе. Дружно играли, пока не обнаружили в коробке из­под игрушек новенького робота. Каждый хотел с ним поиграть. «Если ты мне настоящий друг, ­ сказал Саша, обращаясь   к   Ване,   ­   то   ты   должен   отдать   его   мне».   То   же   самое   сказал Максим. Ваня растерялся: Саша и Максим оба были его друзьями, ­ он не знал,   как   можно   отдать   игрушку   одному   из   них   так,   чтобы   не   обиделся другой. Как вы думаете, что сделал Ваня? Дети отвечают. Ведущий: Решили ребята не ссориться: «Ведь мы – настоящие друзья! Давайте лучше смотреть телевизор!». Но по телевизору  в это время по одной программе показывали очень смешной мультфильм (придумайте какой), а по другой – очень интересный фильм (про кого вы думаете?). Дети отвечают. Знаете, что было дальше? Дети отвечают. Точно, ребята не поделили пульт телевизора. «Если ты мне настоящий друг, ­ сказал (кто?), обращаясь к Ване, то …». То же самое сказал… (кто?). Как вы думаете, что ответит Ваня? Дети отвечают. Ведущий: Он ничего не ответил. Не успел: в комнату вошел его дедушка. Он   сказал:   «Что   это   вы   шумите   и   ругаетесь?   Настоящий   друг   думает   и заботится сначала о другом, а не о себе, поэтому он и «друг» называется. Вы же думаете сначала о себе, а потом – о Ване. Не друзья вы ему!». Что было дальше – придумайте! Дети рассказывают. 3. Обсуждение с детьми проблемной ситуации Ведущий:  Были   ли   у   вас   такие   трудные   случаи,   когда   ваша   дружба испытывалась на прочность? Расскажите о них.  4. Подведение итогов Воспитатель:   Что   вы   чувствовали   сегодня   во   время   занятия? Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Ведущий   выделяет   детей,   кто   активно   участвовал   в   обсуждениях, использовал   поддерживающие   друг   друга   высказывания,   интересовался самочувствием партнера, подбадривает его.           Занятие №17­18 «Мой дом»            Цель: помочь детям осознать необходимость иметь жилье, дом;  развивать навыки сотрудничества и совместной деятельности; развивать  самоконтроль, умение уважать и учитывать предпочтения других людей.            Материал: картинки о изображениями домов различных типов, комнат с обстановкой; цветная бумага, клей, кисточки, картон, бумага формата А4;  предметы быта (плоские), эскиз пустой комнаты.                        Упражнение 1. «Приветствие»             Цель: создание благоприятного эмоционального фона.             Дети произносят слово «привет» с разной интонацией.             Примечание. Если дети затрудняются выбрать определенную  интонацию, то ее называет ведущий. Надо следить за тем, чтобы последняя  интонация была положительной.             2.Беседа «Какие разные дома»             Цель: помочь осознать необходимость иметь дом; систематизировать  представления детей о различных домах; выявить предпочтения по  отношению к домам, предметам быта и обстановки; учить их учитывать  предпочтения других детей. Примерные вопросы: ­Почему люди строят дома, жилье? ­ Какими бывают дома? ­Как бы жилось детям без дома?  ­В каком доме хотели бы жить вы?           В беседе используются картинки с изображением разных домов,  обращается внимание на форму домов, материалы, из которых они сделаны.          Ведущий: Мы с вами поговорили о том, как важен и необходим дом для  каждого человека, особенно для маленького ребенка. Давайте теперь вместе  построим дом, в котором будем жить мы с вами.         Совместная деятельность «Строим дом»          Цель: развивать навыки совместной деятельности; воспитывать уважение к мнению и предпочтениям других детей; показать положительный результат  совместной деятельности.         Ведущий вместе с детьми обсуждает, какой бы дом они хотели  построить. Учитывая предпочтения детей, делает зарисовку дома, а затем из  элементов из картона дети делают аппликацию, предварительно распределив  обязанности (обговаривается материал, цвет, наличие украшений, количество  окон, дверей, размер дома, форма крыши и т.д.). Вырезанные детали соеди­ няются в одну аппликацию.         Ведущий обращает внимание на результат совместной деятельности,  подводит детей к мысли, что работать сообща лучше.                3. Упражнение «Заселение в дом»        Цель: определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к  предметам обстановки и быта.         Дети «занимают квартиры», и ведущий предлагает им выбрать предметы  обстановки (плоские), которые они должны расставить на рисунке,  изображающем пустую комнату. Дети называют предметы мебели. Затем на  новоселье приходят гости, хозяин их встречает словами: «Здравствуйте,  проходите».         Примечание. В начале упражнения можно показать детям картинки, где  изображены комнаты, по­разному обставленные.       Подведение итогов занятия —  Что нового вы узнали? —  Понравилась ли вам сегодня работа в группе?       Примечание. Если совместная деятельность затягивается, то «заселение в  дом» можно выделить в отдельное занятие. Ритуал прощания.        Занятие № 19­20 «Мой лучший друг»        Цель: дать детям почувствовать важность общения, дружбы и  уважительного отношения друг к другу; показать необходимость принятия  друга таким, какой я есть.         Материал: тетради, карандаши простые и цветные, непрозрачный  мешочек, камушки разной формы и цвета по количеству детей, картинки с  изображением детей.          Упражнение 1. Приветствие          Цель: создание положительного эмоционального фона. Ведущий  сообщает детям тему занятия, выкладывает на стол картинки с изображением  детей и предлагает послушать стихотворение:          Ведущий:  Посмотри на эти лица! С кем ты хочешь подружиться? Это — Лидочка­дружок, Это — Саша­огонек, Это — Танечка­подружка, Это—Аня­хохотушка, Это — Светочка­краса, Катя—длинная коса, Анечка ­ смекалочка, Сережа­выручалочка.         Ведущий уточняет, знают ли дети такие слова (смекалочка,  выручалочка).        Упражнение 2. «Рисунок друга»         Цель: повышение значимости друга и дружбы в целом; воспитание  позитивного отношения к окружающим людям.         Ход игры:          Ведущий уточняет у детей, есть ли у них друзья. Предлагает нарисовать  того, с кем они любят играть, гулять, с кем интересно и приятно быть вместе.  А если такого человека нет, то нарисовать такого друга, которого ребенок  хотел бы иметь. Закончив рисовать, дети по очереди рассказывают о своих  друзьях. Ведущий. Иметь друга—это хорошо или плохо? А можно шутить над  своими друзьями?        Ведущий подводит детей к тому, что дружба и общение с другом должны  приносить радость. Надо быть внимательным и добрым к тем, кто тебя окру­ жает, с кем ты общаешься каждый день.         Ведущий. А сейчас я хочу рассказать вам о двух друзьях.         3. Этюд «Два друга»        Цель: показать различные черты характера, но обратить внимание, что эти различия не помешали дружбе; учить общаться без слов.        Дети слушают стихотворение Т. Волгиной «Два друга», дают оценку  поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает  стихотворение, а дети слушают.         Пришли два юных друга          На речку загорать.          Один решил купаться ­         Стал плавать и нырять.         Другой стоит растерянный          У друга на виду:        «Тут место очень скользкое,          А вдруг я упаду?!»         Другой сидит на камушке,          И смотрит на волну,          И плавать опасается:          «А вдруг я утону?!»         Гроза дружков застала          Однажды на лугу.          Один пробежку сделал –          Согрелся на бегу.         Пошли зимой два друга          Кататься на коньках.          Один стрелою мчался ­          Румянец на щеках!         Другой дрожал под кустиком,          И вот дела плохи:          Лежит под одеялами­         «Кха­кха! Аппчхи!» 4. Упражнение «Камушки»          Цель: показать, что каждый человек может иметь друга, не похожего ни  на кого; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть.         Предложить каждому взять по одному камушку из мешочка и не  смотреть на него до тех пор, пока все не достанут «сокровище» для себя. Дать детям время для того, чтобы они рассмотрели, что находится у них в руках,  изучили мельчайшие особенности, представили, что это друг, не похожий ни  на кого, согрели его теплом своих рук.         Потом ведущий собирает все камушки, перемешивает их и предлагает  детям отыскать своего «друга» среди остальных. Дети должны доказать, что  это именно их «друг».        4. Подведение итогов занятия  ­ О чем мы сегодня говорили?  ­ Что нового вы узнали?  ­ Что понравилось, что не понравилось?         5.Ритуал прощания.         Занятие № 21­22 «Мое любимое дело»         Цель: определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях,  сравнить с предпочтениями других.         Материал: картинки с изображением различных видов деятельности,  бумага формата А 4 или A 3 (в зависимости от количества детей), карандаши  простые и цветные.                   1. Упражнение  «Приветствие»          Цепь: создание положительного эмоционального фона; умение  взаимодействовать в детском коллективе.         Детям предлагается выбрать свой вид приветствия и поприветствовать  каждого участника.         2.Упражнение «Найди картинки»          Цель: определить тему занятия; показать разнообразие видов профессий.         В комнате спрятаны картинки с изображением различных видов  деятельности. На обратной стороне картинок—буквы, собрав которые можно  получить ключевое слово «занятие». Задача детей: найти все картинки, составить ключевое слово и посмотреть на разнообразие видов деятельности (дети могут добавлять те занятия,  которых нет на картинках).         3. Беседа «Мое любимое занятие»         Цель: определить предпочтения детей в выборе игр и занятий, сравнить с  предпочтениями других.          Примерные вопросы:  ­ Чем ты любишь заниматься?   ­ Когда ты это делаешь?   ­ Чем тебе нравится это занятие?  ­ Приносит ли оно пользу тебе, другим людям?  ­ Какая профессия тебе нравится больше всего?  ­ Какой профессией ты хотел бы овладеть?       Если в беседе с детьми не прозвучало, что дети любят играть, то можно  спросить: «А играть вам нравится?»        4. Упражнение  «Давайте поиграем»        Цель: позволить детям самим организовать игру или придумать игру:  выбрать ведущего, распределить роли; обратить внимание на  взаимоотношения детей в игре, во время организации игр; развивать  фантазию.        Если помещение позволяет, то принимаются подвижные игры, в  противном случае ребенок (или ведущий) предлагает спокойную или  малоподвижную игру (например, собирание пазлов).        В конце упражнения ведущий подводит детей к тому, что у разных людей  могут быть свои любимые занятия и этот выбор надо уважать и принимать.        5.Упражнение «Рисуем вместе»        Цель: развивать навыки сотрудничества; воспитывать терпимость к  непохожести, уважение друг к другу.         Дети одновременно начинают рисовать на одном листе в разных местах.  Через 1­2 минуты ведущий говорит: «Стоп». Дети поворачивают лист бумаги  и дорисовывают рисунок, начатый их товарищем. Лист бумаги поворачивают  до тех пор, пока каждый рисунок не вернется к «хозяину». В результате дети  сравнивают, что они хотели нарисовать и что получилось, нравится ли им  получившийся рисунок.         Подведение итогов занятия: — О чем мы сегодня говорили? — Что нового вы узнали? — Что понравилось, что не понравилось?          5. Ритуал прощания.          Занятие № 23­24 «Вот я такой!» (итоговое занятие)           Цель: обобщение материала блока занятий; повышение самооценки  ребенка; поддержание интереса к собственной индивидуальности и к другим  детям; воспитание позитивного отношения к себе и окружающим.          Материал: плюшевое сердце, тетради, карандаши, цветок пиона (можно  использовать любой другой цветок) и игрушка «Ежик».          1. Упражнение «Приветствие»           Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на  работу.          Ведущий. Передавая друг другу это сердечко, почувствуйте тепло,  которое от него исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к  соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад(а) тебя видеть!»                  2. Упражнение «Ассоциации»         Цель: продиагностировать состояние отдельных участников и группы в  целом в начале занятия, обратить внимание на позитивный настрой каждого  участника, его значимость в работе группы.         Ведущий начинает упражнение со слов: «Если бы наша встреча была  похожа на животное (цветок, ветер, цвет и пр.), то на какое?».         Ведущий обращается к каждому участнику группы. Дети называют  ассоциативные образы. Ведущий делает вывод о настрое каждого участника и  группы в целом.         3. Упражнение «Ладошки»         Цель: повышение самооценки ребенка, обращение к его  индивидуальности.         Дети обводят на листе бумаги свои ладошки и передают соседу. Сосед  говорит имя «хозяина» ладошки и украшает ее: разукрашивает пальцы,  украшает имя и пр. Затем ведущий предлагает участнику рассказать о том  человеке, чью ладошку он разукрашивал (его любимые занятия, внешность,  друзы, хорошие качества...). 4. Обсуждение  ­ Понравилась ли вам ваша ладошка?  ­ Понравился ли рассказ о себе?   ­ Что вы можете к нему добавить?          5. Упражнение «Какие мы»          Цель: акцентировать внимание детей на индивидуальных сходствах и  различиях.         Дети садятся в круг на стулья. В центре ­ ведущий.         Ведущий. Пересядьте все, кто (например) любит мороженое.         После слов ведущего дети, у которых есть названная особенность,  должны пересесть. Ведущий тоже должен занять свободный стул. Тот, кому  не досталось стула, становится ведущим. Если кто­то из детей в роли  ведущего несколько раз подряд не сумел занять свободный стул, то он может  сказать: «Ураган» — и тогда все дети меняются местами.         Обсуждение:  ­ Понравилась ли вам игра?  ­ Много ли сходных особенностей у вас оказалось?   ­ Были ли различия? В чем?        6. Упражнение «Пион и колючий ежик»         Цель: активизировать внимание детей на положительных и  отрицательных качествах друг друга, учить выделять их; получение обратной  связи от участников группы.         Ребенку даются два предмета: пион и игрушка «Ежик». Он должен их  подарить любому другому участнику со словами: «Я дарю тебе пион за то,  что...» (выделяется положительное качество, то, за что можно любить  человека) и «Я дарю тебе колючего ежика за то, что...» (выделяется то, что в  участнике не нравится). Тот, кто получил эти предметы, дарит их  следующему.           Обсуждение:  ­ Согласны ли с тем, что у вас есть качества, за которые вы получили пион и колючего ежика?  ­ Что было приятнее получать?         7. Упражнение «Я—хороший, мы—хорошие»         Цель: формирование уверенности в себе, сплочение коллектива. Один из детей (затем все остальные) выходит в центр круга и произносит: «Я— хороший»—сначала шепотом, потом громче, потом очень громко. После этого вое участники образуют большой круг и, держась за руки, шепотом  говорят: «Мы — хорошие». Затем делают шаг вперед к центру круга и  произносят громче: «Мы хорошие». После этого делают еще шаг, образуя  плотный круг, и очень громко произносят: «Мы — хорошие!»         8. Подведение итогов          Ведущий:  ­ Понравилось ли вам заниматься со всей группой?  ­ Что нового вы узнали?  ­ Что сегодня понравилось, что не понравилось?         9.Завершение занятия. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА  1. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры,  упражнения.­ СПб.: Речь, 2001.  2. Князева ОЖ. Стеркшш РА Мы все разные: Учебное наглядное пособие. ­  М.: Дрофа; ДиК, 1998.  3. Князева ОЛ, Стерши Р.Б. Что тебе нравится? Учебное наглядное пособие.­ М: Дрофа; ДиК, 1998.  4. Колмогорова Л.С., Гуляева ЕЛ. Григоревская Н.Н. Мой мир во мне и  вокруг меня: Человековедение. 2­й класс.­Барнаул: БГПУ, 1997.  5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.­ СПб.: Речь, 2003.  6. Куражева Н.Ю., Бараева КВ. Психологические занятия с дошкольниками.­  СПб.: Речь, 2004.  7. Психическое развитие детей­сирот / Под редакцией JLM. Шяшина. —  СПб., 1996.  8. Рожнева ЖА., Давидович ЛЛ. Учимся жить вместе: Учебно­методическое  пособие по преподаванию прав ребенка детям дошкольного и младшего  школьного возраста. — Томск, 2002.  9. Фурманов ИЛ, АладьшАА., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.—Минск: Тесей, 1999.  10. Чистякова М.И. Психогимнастика.—М.: Просвещение, 1990. Социально­нравственное воспитание дошкольников /Под реакцией Н.В.  Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. СОДЕРЖАНИЕ Введение ...............................................................................3 Тематический план занятий.......................................................4 Результативность..................................................................5 Занятие № 1. Установление контакта............................................6 Занятие№2. Здравствуйте, это я!..................................................7 Занятие №3. Чувственное восприятие себя...................................8 Занятие № 4. Я рисую свой портрет........................................... 9 Занятие № 5. Наши имена.......................,.,....................,...........10 Занятие №6. В чем я похож на других.........,..,......,....................................... 11 Занятие№7.Я и другие(1)........................................................... 12 Занятие №8. Я и другие (2)..,..................................................,.................. 14 Занятие № 9. Внимание к партнеру.....................................................15 Занятие №10. Волшебные средства понимания: интонация.......................16 Занятие № 11. Волшебные средства понимания: мимика...........................18 Занятие № 12. Волшебные средства понимания: пантомимика...... 19 Занятие№ 13. Я в гриме (1)...........................................................20 Занятие№14. Я в гриме (2).............................................................22 Занятие № 15. Мой дом................................................................22 Занятие № 16. Мой лучший друг...........................................................24 Занятие №17. Мое любимое дело....................,............................................26 Занятие № 18.Вот я такой! (итоговое занятие)............................21 Использованная литература.........................................................29

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников

Программа по социализации школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2018