Состояние современной семьи.
Оценка 4.9

Состояние современной семьи.

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +2
Взрослым
18.10.2018
Состояние современной семьи.
В публикации описывается состояние современной семьи, какие факторы влияют на становление и воспитание личности ребёнка в семье. В семье формируется отношение к жизни, к людям, родители передают детям традиции и свой жизненный опыт. Важным аспектом статьи также является информация о том, почему в стране увеличивается процент детей и подростков правонарушителей.Статья о состоянии современной семьи предназначена для педагогов и родителей. в статье говориться о влиянии семь и семейных ценностей на воспитание подрастающего поколения.
Статья Состояние современной семьи.docx
Состояние современной семьи Процессы, происходящие сегодня в России, не могли не  отразиться  на  состоянии современной   семьи,   которое   характеризуется   как   кризисное   (переход   из   одного состояния   в   другое).   Упрощается   структура   семьи,   изменяется   система   власти   и подчинения,     снижается     значимость     традиционных     функций     семьи   –   рождение     и воспитание  детей.  Особенно  усложняется  процесс  воспитания детей  в  тех  семьях,  где существует   (главенствует,   преобладает,   превалирует) пьянство   и   полукриминальный образ  жизни  родителей.   В  таких  семьях  ослаблена  нравственно­трудовая  атмосфера, отсутствует  общая  культура  и  духовные  запросы, наблюдаются  постоянные  конфликты и  антипедагогическое  отношения  к  детям.  Как  известно,  общение  является  основным  фактором  развития  ребенка  на  всех стадиях   его   становления   как   личности.   Особую роль   в   этом   играет   общение   с родителями,  в  семье.  Почему?   В   семье   происходит   приобщение   детей   к   социальным   ценностям   и   ролям, введение  их  в  сложности  и  противоречия  современного  мира.    Внутри  и   вне семейная  деятельность,   преимущественно  бытовой   труд,   является орудием     социализации     человека     и   средством     его     приобщения     к     будущей жизнедеятельности.  Семейное     воспитание   –   это     комплекс     целенаправленных     педагогических воздействий.   Семья  является  для  ребенка  группой  соотнесения,  он  идентифицируется  с  нею, создает  и  сохраняет  принятые  в  ней  взгляды,  установки,  обычаи,  образцы  поведения и  общения.   Родители  служат  для  подростка  примером  человеческих  отношений. О значимости   родительского   примера   можно   сказать   словами   А.С. Макаренко:   "Не думайте,  что  вы  воспитываете  ребенка  только  тогда,  когда  с  ним  разговариваете,  или поучаете  его,  или  приказываете  ему.  Вы  воспитываете  его  в  каждый  момент  вашей жизни,  даже  тогда,  когда  вас  нет  дома.  Как  вы  одеваетесь,   как  вы  разговариваете  с другими   людьми   и   о   других   людях,   как   вы   радуетесь   и   печалитесь,   как   вы обращаетесь  с  друзьями  и  с  врагами,  как  вы  смеётесь,  читаете книгу – всё  это  имеет для   ребёнка   большое   значение.   Малейшие изменения   в   тоне   ребёнок   видит   или чувствует,  все  повороты  вашей  мысли  доходят  до  него  невидимыми  путями,  вы  их не  замечаете."   В   тех   семьях,   где   взрослые   служат   для   детей   примером   добросовестного отношения   к   труду   и   выполнения   своих   гражданских   обязанностей,   уважения   к людям,   примером   честности,   правдивости   и   скромности,     процесс   нравственного развития  детей  протекает  без  заметных  отклонений  и  без  особых  усилий  со  стороны родителей.     И     наоборот,   в     условиях   экономической   и   бытовой   неустроенности, психологических стрессов, растерянности в стране всё чаще возникает вопрос: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Семья   –   важнейшая     среда     формирования     личности    и     главнейший     институт воспитания,  отвечающий  не  только  за  социальное  воспроизводство  населения,  но  и  за воссоздание   определенного   образа   его   жизни. Российская семья сегодня переживает сложную   ситуацию.   Переход   от   одних   общественно­экономических   отношений   к качественно   противоположным   вызвал   естественную   в   подобном   случае   растерянность людей,   озабоченных поиском своего места в новой обстановке. Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Упала рождаемость, изменились традиционные   роли   семьи,   особенно     роли     женщин,     происходит   девальвация   смысла семейной жизни,  её ориентации  на  воспитание  детей.  Также  в  результате  социальных и  экономических  изменений  в  стране,  семья  столкнулась   с  такими  проблемами,  как увеличение   числа   малообеспеченных   слоев   населения,   увеличение     социальной     и географической   мобильности,   миграции,   в   том   числе   и   за   пределы   государства, ухудшающееся   состояние   здоровья     населения,   рост   количества   неполных   семей, повышение  коэффициента  иждивенчества,  насилие  в  семье  и  социальное  сиротство.            За  всем  этим ­  совместная  ответственность  государственных  органов,  семьи и школы.       Способность   найти   правильную   комбинацию   усилий     каждого   участника процесса  развития  и  будет  определять  уровень  социализации,  культуры,  жизни  людей, обеспечивать  содействие  осуществлению  прав  человека,  позволит  учитывать  ценность и  достоинство  человеческой  личности. Особенно   сложен   процесс   воспитания   личности   в   тех   семьях,   где   пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребёнка.   По  оценкам  специалистов,  развитие  ребенка  во  многом  предопределяют  первые 3­5  лет  его  жизни.  Наиболее благоприятные  условия  для  его  воспитания  в  эти  годы могут  создать  родители  и  семья  в  целом.  Она  формирует  отношение  человека  к жизни,  к  людям,  передает  детям  социальный,  культурный,  нравственный  опыт.  Семья обеспечивает   преемственность   духовной   культуры.   Именно   в   семье   большинство детей   узнают,   что     значит   быть   отцом,   матерью,   как   складываются   семейные отношения. Семья  подготавливает  человека  к  жизни.  Она  выступает  для  ребенка  первым  и самым  глубоким  источником  социальных  идеалов  и  основой  гражданского  поведения. Именно  здесь  он  видит  мир  и  пытается  его  осознать  и  понять.  Это  делает  семью важнейшим  инструментом  социализации  ребенка   ­   “семья  закладывает  фундамент личности”.   Семья как   первичная   клеточка   во   многом     предопределяет   моральный климат   общества     и   в   значительной   мере   формирует   его.   Семья   ­   это   живой организм,     который     систематически     претерпевает     изменения.     В     последние     годы наметилось   значительное   сокращение   темпов   роста   численности   населения.   Анализ темпов   роста семьи показывает   противоположную   тенденцию:   темп   прироста   семей значительно   выше,   чем   населения.   Но   постепенно   происходит   вырождение,   разрыв между  темпом  прироста  семей  и  населения. Во   всем   мире,   и у   нас в стране   растет   число   разводов: их   процент в России составляет   от   30%     до   50%   к   числу   заключенных     браков.   В   большинстве   случаев инициатором развода  является женщина, и этот факт говорит о том, что статус  женщины в обществе   возрос. Причиной развода часто служит пьянство одного из супругов, чаще мужа, любовь к другому человеку. Нередко   причиной развода является недостаточная помощь   в   ведении   хозяйства.   Женщина   при   одинаковой   занятости   в   общественном производстве,  вынуждена  в 2­3 раза  больше, чем   мужчина, тратить времени на домашнее хозяйство.   Статистические   данные,   с   усилением   кризисных   явлений   в   семье, свидетельствуют о её неустойчивости и нестабильности. Из­за  разводов  ежегодно  около 700  тыс.  детей  лишаются  одного  из  родителей. Согласно   обобщенным   за   последние   годы   данным,   доля   подростков   – правонарушителей  из  неполных  семей,  составляет от 32 до 47%, в их числе 30– 40 % подростков,   успевших  пристраститься   к   алкоголю и  наркотикам, 53% занимающихся проституцией.     В   неполных   семьях   наблюдается   нравственно­психологический дискомфорт, возникают проблемы с психологически – половой идентификацией ребенка, упущения в воспитании детей. Немалые проблемы   возникают   также в семьях матерей­ одиночек и семьях, где детей воспитывает мать, оказавшаяся вдовой. Во   многих   семьях,   как   свидетельствуют   обобщенные   данные   различных экспериментальных   площадок   Ставропольского   края   и   Республики   Башкортостан, сложилась   негативная   нравственно­психологическая   атмосфера   (39,8%   из   общего количества   обследованных),   конфликтная   (29,9%),   а   то   и   враждебная   (10,2%). Защищенными дети считают себя лишь в двух третях обследованных семей. Из изученных 105 семей с различным социальным статусом и нравственно­психологическим климатом почти пятую часть составили конфликтные. Вызывает тревогу тот факт, что три четверти детей из таких семей “продолжают традицию” своих родителей. Число неблагополучных в нравственно­психологическом отношении семей составило почти половину обследованных. В   современном             обществе   наблюдается   процесс   ослабления   семьи,   как социального   института,   изменения   ее   социальных   функций, не ролевых   семейных отношений.  Семья  утрачивает  свои  ведущие  позиции  в  организации  досуга и  других важных     функциях.    Традиционные    роли,    при    которых    женщина    вела     домашнее хозяйство,     рожала     и     воспитывала     детей,     а     муж     был     хозяином,     добытчиком, обеспечивал  материальную  независимость  семьи,  заменились  ролевыми,  при  которых большинство   женщин   заняты   в   производственной     и   политической   деятельности, экономически  обеспечивают  семью  и  принимают  равное,  а  иногда  и  ведущее  участие в   принятии   семейных   решений.   Процессы,   происходящие   в   современной   семье,   с одной  стороны  способствуют  росту  самосознания  женщины, равенству  в  супружеских отношениях, с   другой ­   усугубляют   конфликтную   ситуацию,   приводят   к   снижению рождаемости,  увеличивают  уровень  смертности.   В   современном   обществе   происходит   смена   исторических   типов   семьи.   На смену  патриархальному,  дето ­ центрическому  и  супружескому  типу  семьи,  приходит альтернативные   (пробные)   семейные   модели,   к   которым   относятся   единобрачные семейные  союзы,  для  которых  характерно  стилевое  своеобразие.  Это  повторные  и фактические  браки.   Под  альтернативным  браком  понимается  длительный  союз  мужчины  и  женщины, не   намеревающихся   юридически   закрепить   этот   брак.   Это   предполагает   верность партнеров,  совместную  заботу  о  потомстве,  возможность   материального   содержания одного   члена   союза    другим.  Такой  брак устраивает  не  только  людей  оказавшихся одинокими   после   развода,   но   и   все   большую   популярность   завоевывает     среди молодежи.    Современная  семья  переживает  сложный  переходный  период  от традиционной модели  семейной организации к новой: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость  традиционных   функций  семьи — рождения и     воспитания   детей,     решение     чисто     бытовых     вопросов     приобретает     особую значимость,  семья  все  больше  становится  психологическим  "убежищем" человека.  Возникает     конфликт     между     желанием     женщины     заниматься     эффективной трудовой  деятельностью  и  необходимостью  ведения  домашнего  хозяйства,  воспитания детей.  Женщины  психически  должны  быть  готовы  либо  жертвовать  работой,  карьерой ради  семьи  и  воспитания  ребенка,  либо  заранее  быть  уверенными,  что  эти  заботы будут   пропорционально   распределены   между   супругами.   В   подходе   к   “женскому вопросу”  можно  выделить  4  основных  направления. Суть  первого  ­  “патриархального”  в  том,  что  существуют  определенные  устои, разрушение     которых    опасно,    т.  к.  это    может     привести       к    разрушению     самого общества.   Естественным   основанием   стабильности   является   разделение     функции между  мужчиной  и  женщиной. Второе     направление     ­     женщина   –   специфический субъективный  фактор  производства.  Эффективность  их  труда  невысока  из­за  частых перерывов  в  работе. При  условии  освобождения  от  малоэффективной  рабочей  силы можно  достичь  высокой  экономической  эффективности   производства.  “экономическое”     ­   Третье   направление   ­   “демографическое”­   проблема   воспроизводства   нового поколения   связана   с   предоставлением   женщине   минимальных   льгот.   Необходимо предоставить  женщине  ряд  дополнительных  льгот: продлить  оплачиваемый  отпуск  по уходу  за  ребенком,  сократить  рабочий  день.  Четвертое     направление     ­     “эгалитарное”.     Его     сторонники     не     склонны рассматривать     сугубо     женский     вопрос     экономической     или     демографической проблематики.   Напротив,   нравственные,   экономические,   демографические   явления предстают   на   грани   реального   положения   женщины   в   обществе,   ее   социального статуса.     Естественное     разделение     труда     между     мужчиной     и     женщиной     имеет социальную   природу. Процесс   изменения   старого   типа   разделения   функций – это процесс  разрушения  старых  социальных  условий,  а  не  подрыв  общественных  устоев вообще.   Новый, эгалитарный   тип   отношений       между   полами,   идущий   на   смену “патриархальному   типу”,    основан   не   на   отношениях    господства    и   подчинения, заданных  традицией  и  возведенных  в  ранг  “естественного”  закона,  а  на  отношениях личностной   взаимодополнительности    в   обществе   и    семье,   которая   может    быть реализована  лишь  в объективном  и  субъективном  пространстве  свободного  выбора. А это  та  социализация,  материальная  и  духовная  среда,  в  которой  сняты  все  априорные (классовые,  стартовые,  половые,  возрастные,  политические)  представления  о  личности, т.е.   среда,   где   личность   пропорциональна   сама   себе,   своему   собственному,   а   не какому  либо  наперед  заданному  масштабу. Сторонники  “эгалитарного”  направления  считают,  что  негативные  явления  нашей жизни  ­  не результат  того,  что  общество  разрушило  свои  неприкосновенные  устои,  а лишь  свойства  переходности  нашей  эпохи  от  патриархального  типа  взаимоотношений к  эгалитарному.  Выход  в  том,  чтобы  дать  наибольший  простор  новым  отношениям,  а не  ломать  их.   Доля  эгалитарных  семей   по  одному из  исследований  составляет  около  половины из   всех   семей.   В   больших,   средних   и   малых   городах   эти   семьи   соответственно составляют  65,  53  и  50%,  доля  патриархальных  семей  ­  5, 10,  11%  и  доля  семей переходного     типа     30,     37,     41%.     В     настоящее     время     семьи       эгалитарного     и переходного   типа   преобладают   особенно   в   больших   городах.     Идет   интенсивная демократизация   семейных   отношений. [4] В   семьях   наблюдается   активный   процесс эгалитаризации  семьи  и   демократизации  внутрисемейных  отношений.  В  эгалитарной семье  отношения  между  супругами,  родителями  и  детьми  чаще  строятся  на  основе партнерства,  признания  за  каждым  членом  семьи,  в  том  числе  и  за  ребенком,  не только  обязанностей,  но  и  права  на  автономию,  инициативу  и  свободу.    Также  на  стабильность  и  устойчивость  семьи  влияют  следующие  факторы: ­ объективные:  общая  дестабилизация  всей  социально­экономической системы,  в которой  находится  семья.  Государственные  структуры,  ожидая  от  семьи  выполнения ее   основных   функций,   не   создают   даже минимальных   условий   для   ее   выживания. Уровень семейного бюджета не соответствует  уровню прожиточного  минимума.   Резко обострились проблемы улучшения жилищных условий.   Возникла реальная возможность безработицы (особенно для женщин).  ­ субъективные:  семья   как   психологическая   общность   находится  в процессе формирования   новой   модели   межличностного   взаимодействия  супругов,  родителей и  детей.  Наибольшая  трансформация  произошла  в сознании  женщины.  Потребности  и интересы,   модели   ролевого  поведения   мужчины   и  женщины  в  семье  сблизились, приобрели "усредненный" стиль.  Широкий  диапазон  ролевого  репертуара  современного человека   порождает   своеобразную   имитацию   семейного   взаимодействия.   Супруги, родители  и  дети  имитируют  семейные  отношения,  сохраняя  традиционную  внешнюю форму     и     не     вкладывая     в   них     необходимое     внутреннее     содержание;     семейные отношения   создают   психологическую     общность     взрослых   и   детей   только   тогда, когда   все  члены   семьи   испытывают   потребность  быть   "Мы". Используемая литература: 1.Макаренко А.С. Соч., т. 2, с. 12. 2.Демография  и  социология.  Вып.11. Личность  и  семья  в  эпоху  перемен. Отв. ред. Здравомыслова О.М.  Арутюнян М.Ю. –М.: 1994. 3.Римашевская Н.М. Бреева Е.Б.  Дети   России: социально­экономические  проблемы.  – М.:   1994.   Голод   С.И.   Стабильность     семьи:     социологический     и     демографический аспекты. Л., 1984. 4.Клемантович   И.   Современная   семья:   структура,   специфика,   воспитательные возможности. // Воспитание школьника. 1994. № 4. 5.Голод С.И. Стабильность  семьи:  социологический  и  демографический    аспекты. Л., 1984. 6.Ярская ­ Смирнова   Е.Р. ( Саратов)  Родительство  и  детство  в  меняющихся  обществах и   системах   образования   (сравнительный   анализ   аттитюдов   российской   и   шведской семьи).     Актуальные     проблемы     социологии,     психологии     и     социальной     работы. Ежегодник.  Вып.3.  Барнаул­ 1994.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.

Состояние современной семьи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2018