ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Доклад на тему:
«Продуктивное взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса»
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Речь – это главное условие для успешного обучения ребёнка в школе. А чтение и письмо является важнейшим общеучебным навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.
Повышение качества образования детей с нарушениями в развитии является одним из важных направлений модернизации образования. Распространённость речевых дефектов у школьников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.
Основными задачами логопедического пункта являются:
ü Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
ü Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
ü Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.
На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи. Организуется логопедическое обследование обучающихся, своевременно выявляются причины дезадаптации отдельных школьников, происходит выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений. Дополнительное обследование с учётом индивидуальных особенностей ребёнка осуществляется на ПМПК. Занятия с детьми, зачисленными на логопунк, проводятся как индивидуально, так и в подгруппах, а так же группах.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все участники коррекционного процесса - имея общую цель, будут действовать согласованно.
Кто же является участником коррекционного процесса?
Взаимодействие участников коррекционного процесса:
1. Учитель – логопед (максимальная коррекция речевых нарушений):
ü Определение структуры и степени тяжести и структуры нарушения. Чем раньше мы выявим причину, тем эффективнее будет работа над исправлением недостатков развития. Как можно раньше обращать внимание родителей на недостатки речевого развития своих детей.
ü Постановка и автоматизация звуков. Не только в школе, но и в дошкольном учреждении вести пропаганду раннего речевого развития ребенка. Если воспитатели уже в младшей группе детского сада выполняют комплекс артикуляционной гимнастики, то это позволяет быстрее устранить недостатки произношения звуков. У детей, выполняющих такие упражнения, этап постановки и автоматизации звуков проходит быстрее.
ü Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Уже на занятиях в подготовительной к школе группе начинается профилактика нарушений чтения и письма. Дети, которые занимались до школы с логопедом, редко попадают в «группу риска». В первом классе работа тоже строится на предупреждение нарушений чтения и письма. Коррекция нарушений чтения и письма требует кропотливой, долгой работы.
ü Оказание консультативной помощи родителям. Вместе с родителями находим пути решения проблемы. Зачастую требуется помощь медицинского персонала: педиатра, невропатолога, отоларинголога, стоматолога. Иногда приходится в первую очередь решать проблемы со здоровьем. Иначе работа логопеда будет менее эффективной. Родители часто замечают, что проблема стала разрешимой, когда ребенок прошел лечение.
ü Методическая помощь учителям и воспитателям. Вместе ищем пути решения проблем.
2. Педагог – психолог:
ü Коррекция основных психических процессов.
ü Снятие тревожности при негативном настрое на занятия.
ü Оказание консультативной помощи родителям.
ü Методическая помощь учителям и воспитателям.
Работа логопеда должна быть в тесной взаимосвязи с психологом школы. Без коррекции основных психических процессов не будет достигнут результат в работе по устранению недостатков развития. Письменная речь зависит от того, как развиты у ребенка внимание, память, мышление, воображение.
3. Музыкальный руководитель:
ü Работа над темпоритмической стороной речи.
ü Автоматизация звуков в распевках, в спонтанной речи.
Музыкальный руководитель тоже принимает активное участие в речевом развитии ребенка. Речь – это темп, ритм.
4. Воспитатель, учитель:
ü Дети, у которых уже поставлены звуки, контролируются учителем на уроках, воспитателем во время режимных моментов, с целью предотвращения «кабинетной речи».
ü Развитие мелкой моторики. Выполнение на занятиях и уроках пальчиковой гимнастики, работа с пластилином, работа с бумагой и т.д.
ü Индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня.
5. Руководитель кружка:
ü Мотивационная установка на чистую речь.
ü Автоматизация звуков в спонтанной речи.
ü Работа над интонационной и мимической выразительностью.
Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения. При этом решаются речевые задачи: пополняется словарный запас ребенка, развивается грамматический строй речи, связная речь, автоматизируются поставленные звуки.
6. Учитель физкультуры:
ü Коррекция и развитие общей моторики и координации движений, пространственных представлений.
ü Упражнения на мышечную релаксацию.
Урок физкультуры так же важен, как и любой другой урок. Ведь речь – это движение.
7. Медицинский персонал:
ü Оказание помощи педиатра, невропатолога, отоларинголога, стоматолога.
Без помощи этих специалистов не обойтись. И если родители понимают это, то нам легче работать над недостатками в развитии.
8. Родители:
ü Контроль за посещением занятий.
ü Систематические занятия с ребенком дома.
ü Контроль за речью детей.
ü Мотивационная установка на чистую речь.
Важным направление является работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Вместе с педагогами и родителями мы стараемся дать понять каждому ребенку, что те или иные особенности формируют его индивидуальность, делают его уникальной личностью. Помогаю осознать его самоценность, полезность для общества, социальную востребованность.
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…»
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и взрослые люди – педагоги, в том числе и логопеды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.