Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации. Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.
СБО ПРОГРАММА.docx
Государственное бюджетное учреждение
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья г.Нефтекамска Республики Башкортостан
Программа
по социальнобытовой ориентировке детей
и подростков с ограниченными возможностями
здоровья "Будущее в моих руках"
Разработала:
социальный педагог
ГБУ РЦ г.Нефтекамск
Чусовитина Татьяна Петровна
г. Нефтекамск Пояснительная записка
В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья значительно возрос.
Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных
возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других
значительных навыков и умений.
Каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо
помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения
основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями,
позволяющими обслуживать себя и выполнять. Дети с множественными
нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями,
имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество
ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться,
самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт
деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать
социальное взаимодействие.
Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его
социальную адаптацию в общество.
Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий
детям с ограниченными возможностями здоровья принимать активное участие в
посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной
жизни в обществе.
Задача социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей
развития деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности
осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе
которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и
деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им
успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс
осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий,
терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными
возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку. Цель программы:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и
интеграция их в общество.
Задачи программы:
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом
уровне.
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
Формировать представления о чистоте и порядке в помещении и на улице.
Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения,
накопление соответствующего опыта.
Формирование социального поведения, умение адекватно общаться,
обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения
возможной степени независимости.
Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой
сферы.
Воспитание позитивных качеств личности.
Воспитание уважительного отношения к труду людей.
Принципы программы:
Дидактический принцип возможности и особенности познавательной
деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья .
Воспитывающая и развивающая направленность обучения.
Научность и доступность обучения.
Систематичность и последовательность обучения.
Связь обучения с жизнью.
Принцип коррекции в обучении.
Принцип наглядности.
Сознательность и активность воспитанников.
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Прочность знаний, умений и навыков.
Принцип практической направленности обучения.
Формы работы:
Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные,
групповые).
Экскурсии.
Практические работы.
Моделирование реальной ситуации.
Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения). Трудовая деятельность.
Методы работы:
Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания,
самостоятельная работа).
Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные
объекты: помещение, учреждение; муляжи, игрушки, изображения:
предметные, сюжетные).
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических
особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал
расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы
(«Типовые образовательные программы» под редакцией В.В. Воронковой, так
как программа допущена Министерством образования Российской Федерации для
школы VIII вида, Сб.1 гуманитарный изд.Центр «ВЛАДОС» и учебными
пособиями 1) В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социальнобытовая ориентировка
учащихся 59 классов», М.»ВЛАДОС» 2006г. 2) Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова,
А.Г.Петрикова, и др. «Социальнобытовая ориентировка» М.,
ООО «Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС» 2003г.
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов:
∙ «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
∙ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
∙ «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»
∙ «ЖИЛИЩЕ»
∙ «ТРАНСПОРТ»
∙ «ТОРГОВЛЯ»
∙ «СРЕДСТВА СВЯЗИ»
∙ «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»
∙ «ПИТАНИЕ»
Все разделы программы изучаются поэтапно. В каждом разделе дана тема
занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание
практических работ и упражнений. Практические работы
Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка
зубов, причесывание волос; заполнение почтового адреса на конверте; сервировка
стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт, чистка и
сушка повседневной одежды, обуви.
Основные требования к знаниям и умениям
Воспитанники должны знать:
1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес
проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета,
периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны
зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены
девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических
средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за
кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей
рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о
соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в
положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарногигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила
сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования
ножом, плитой, электрическим чайником.
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения
при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила
поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно
просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес
своего дома, учебного заведения.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный,
грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный,
междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на
велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного
движения.
7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных
магазинах и правила покупки товаров в них.
8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных
врачейспециалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.
Воспитанники должны уметь:
1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности,
причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и
ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей
рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и
чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными
инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя
при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками),
взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести
себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками,
аккуратно принимать пищу).
5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить
ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые
химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки,
покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила
дорожного движения.
7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в
магазине.
8. Писать адреса на конверте
9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться
термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки. Календарно – тематическое планирование
Раздел 1 «Личная гигиена»
Практическая деятельность Количество
часов
1
2
1
1
1
2
Номер
занятия
1
23
Тема занятий
Правила личной гигиены
в течение дня
Предметы и средства
личной гигиены
«Уход за волосами»
(мытье, прическа)
Беседа, игровые задания,
упражнения, практические
работы самостоятельная
работа.
Беседа, игровые задания на
заданную тему, упражнения,
практическая деятельность,
самостоятельная работа,
сюжетно – ролевая игра.
4
5
6
«Уход за полостью рта» Беседа, упражнения,
практическая деятельность.
«Уход за кожей рук и
лица с помощью
косметических средств»
Познавательно –
развлекательные игры, чтение
художественных произведений,
практическая деятельность.
«Правила охраны зрения
(чтение, просмотр
телевизора, гимнастика
для глаз)»
Беседа, упражнения,
практическая деятельность,
дидактическая игра, сюжетно –
ролевая игра.
78
«Личная гигиена
подростка (мальчики и
девочки)»
Беседа, игровые задания,
упражнения, практическая Практическая деятельность Количество
деятельность.
Раздел 2. «Культура поведения»
Номер
занятия
12
3
4
56
7
8
Тема занятий
Поведение в музее, кино,
театре
Формы обращения к
старшим и сверстникам
при встрече и
расставании
Формы обращения с
просьбой к сверстникам
и старшим
Правила поведения в
гостях
«Вы пришли в гости»
Поведение за столом
при приеме пищи
«Подарок на день
рождения»
Беседа, игровые задания,
упражнения, экскурсия.
Беседа, игровые задания на
заданную тему, упражнения,
сюжетноролевая игра.
Беседа, упражнения,
моделирование жизненной
ситуации, экскурсия.
Беседа, чтение художественных
произведений, просмотр
иллюстраций, сюжетноролевая
игра.
Беседа, практическая работа,
упражнения, сюжетно – ролевая
игра.
Беседа, упражнения,
практическая работа (выбор
подарка и его изготовление).
часов
2
1
1
2
1
2
Количество
часов
1
2
Раздел 3. «Одежда, обувь»
Тема занятий
Практическая деятельность
Номер
занятия
1
Виды одежды и
головных уборов, их
назначение
23
Повседневный уход за
одеждой
Беседа, дидактическая игра,
составление кроссвордов по
теме, упражнения, практическая
деятельность.
Беседа, дидактическая игра,
упражнения, практическая
деятельность. 4
5
6
7
Виды обуви, их
назначение
Беседа, дидактическая игра,
составление кроссвордов по
теме, упражнения, практическая
деятельность.
Повседневный уход за
обувью
«Выбери одежду по
сезону»
«Выбери одежду,
соответствующую
ситуации»
Беседа, дидактическая игра,
упражнения, практическая
деятельность.
Беседа, игровые задания,
упражнения, практическая
деятельность.
Беседа, игровые задания,
упражнения, практическая
деятельность.
1
1
2
1
Раздел 4. «Жилище»
Номер
занятия
12
3
4
Тема занятий
Практическая деятельность
Виды жилых
помещений в городе
и деревне
«Мой город»
Беседа, рисование, аппликация,
просмотр фильмов, экскурсия,
дидактические игры.
Беседа. Экскурсия.
Почтовый адрес
дома, школы
Беседа, игровые задания,
упражнения, практическая
деятельность.
Количество
часов
2
1
1
Раздел 5. «Транспорт»
Номер
занятия
12
3
4
Тема занятий
Практическая деятельность
Виды транспорта
Оплата проезда в
автобусе
Беседа, игровые задания,
упражнения, практическая
деятельность, экскурсия, просмотр
фильмов.
Беседа, упражнения,
моделирование ситуаций.
Количество
часов
2
1
Правила поведения в Познавательно – развлекательные
1 транспорте, на улице
5
Правила дорожного
движения
игры, загадки, кроссворды,
моделирование реальной ситуации,
экскурсия.
Беседа, игровые задания,
упражнения, практическая
деятельность, экскурсия, просмотр
фильмов.
2
Раздел 6. «Торговля»
Номер
занятия
12
Тема занятий
Практическая деятельность
Основные виды
магазинов, их
назначение
Правила поведения в
магазине
Порядок покупки
товаров в
продовольственном
магазине
Беседа, упражнения, сюжетно –
ролевые игры, экскурсии, просмотр
фильмов, иллюстраций.
Беседа, упражнения, сюжетно –
ролевые игры.
Беседа, упражнения, практическая
работа, сюжетно – ролевая игра.
Экскурсия, просмотр фильмов,
иллюстраций.
34
56
Раздел 7. «Средства связи»
Количество
часов
2
2
2
Количество
часов
1
1
1
Тема занятий
Практическая деятельность
Номер
занятия
1
Основные средства
связи
(почта, телефон)
Беседа, практическая работа,
экскурсия, сюжетноролевая игра,
тренировочные упражнения по
написанию адреса на конверте,
составлению текста открытки,
чтение произведения С.Я. Маршака
«Почта», просмотр фильмов.
Беседа, практическая работа,
экскурсия, сюжетноролевая игра,
просмотр фильмов, моделирование
жизненной ситуации.
Беседа, практическая работа.
2
3
Виды почтовых
отправлений
Виды писем.
Назначение адреса на конверте
Экскурсия на почту
Беседа
4
Раздел 8. «Медицинская помощь»
Номер
занятия
1
2
3
4
Тема занятий
Практическая деятельность
Медицинские
учреждения
Виды медицинской
помощи
Экскурсия в
медицинский кабинет
Вредные привычки
Беседа, сюжетноролевая игра,
просмотр фильмов, практическая
работа.
Беседа, сюжетноролевая игра,
просмотр фильмов, практическая
работа, моделирование ситуации.
Беседа. Просмотр фильма
Беседа, просмотр фильмов,
практическая работа, показ
картинок.
Раздел 9. «Питание»
Номер
занятия
12
Тема занятий
Значение продуктов питания
для здоровья человека
34
56
Кухонная посуда, приборы,
назначение
Столовая посуда, приборы,
назначение
7
Кто готовит пищу
8
910
Экскурсия на кухню
Чайная посуда
Практическая
деятельность
Беседа, чтение
произведения, просмотр
картинок, показ натуральных
продуктов, просмотр
видеофильма.
Беседа, практическая работа,
сюжетно – ролевая игра,
показ иллюстраций.
Беседа, практическая работа,
сюжетно – ролевая игра,
показ иллюстраций.
Беседа, практическая работа,
экскурсия, сюжетноролевая
игра.
Беседа
Беседа, практическая работа,
сюжетноролевая игра,
1
Количество
часов
1
1
1
1
Количество
часов
2
2
2
1
1
2 11
Санитарно – гигиенические
требования и правила
безопасной работы на кухне
при приготовлении пищи
моделирование жизненной
ситуации.
Беседа, практическая работа,
упражнения, игровые
задания.
1
Оценка результатов освоения программы по социальнобытовой адаптации
В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у
ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям
окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две
подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социальнобытовое ориентирование».
Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую
шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социальнобытовая
адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о
формировании новых навыков и пр.
Навыки самообслуживания
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:
личная гигиена;
одевание и раздевание
прием пищи.
1й уровень (02): делает только при помощи взрослого, не может
справляться самостоятельно; 2й уровень (35): может во многом справляться самостоятельно, но
требуется помощь или поддержка.
3й уровень (68): справляется самостоятельно.
4й уровень (910): справляется самостоятельно, помогает и учит других,
активно ухаживает за менее способными.
Социальнобытовое ориентирование
Критерии наблюдения за развитием навыков социальнобытового ориентирования:
знание и определение частей тела человека;
знание своего адреса и членов семьи;
знание частей помещения;
знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;
ориентация на улице;
знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени
(дни недели – времена года – часы);
усвоение социальных норм и правил поведения и пр.
1й уровень (02): не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не
ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.
2й уровень (35): знает части тела, может их показать на себе или кукле.
Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых
предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных
частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые
задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может
назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую
часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые
дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и
в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При
посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
3й уровень (68): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по
телефону, знает что и где находится (необходимое для его жизни и жизни
близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к
представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и
действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы
поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за
животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него и может
справиться с неожиданными ситуациями, может самостоятельно
перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать
покупки. Может каклибо обозначить свое имя на бумаге, документе.
4й уровень (910): социальнобытовое ориентирование на уровне взрослого
дееспособного человека.
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Программа по средово-бытовой ориентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.