В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.
Психологи утверждают, что современные дети либо совсем не общаются со сверстниками, либо ограничиваются общением только с взрослыми и одноклассниками в школе, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети, не умеющие общаться со сверстниками, замыкаются в себе и не умеют выстраивать взаимоотношения с окружающими.
Наблюдая за младшими школьниками на переменах, на улице, мы заметили, что дети чаще всего в одиночку или парами играют в компьютерные игры, в яркие развивающие игрушки, слушают музыку на телефоне, общаются через Интернет и совсем не играют в подвижные (или малоподвижные) групповые игры, имеют затруднения в общении со сверстниками.
Подвижные игры носят в большинстве своем коллективный характер и тем самым воспитывают культуру общения, чувство товарищества, солидарности и ответственности. В игре дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться.
Программа по внеурочной деятельности
«Подвижные народные игры»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в
год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в
играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю,
стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического
воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию
все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх
отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень
культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный
оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на
рост, развитие и укрепление костносвязочного аппарата, мышечной системы. На
формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают
подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу
различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в
них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,
1волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А.
Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и
воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы
донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или
иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и
физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением
детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к
культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития
патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми
1. Знакомство с содержанием игры.
2. Объяснение содержания игры.
3. Объяснение правил игры.
4. Разучивание игр.
5. Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование
личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную
деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь,
коммуникативные умения,
внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же
эмоциональночувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм
как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
воображение,
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся
I класса должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением
физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
2
о соблюдении правил игры
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной
осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
Развитие умений работать в коллективе.
3Тематическое планирование
№ п/п Разделы
Колво часов
Всего
Теоритические Практи
ческие
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение. Основы знаний о
народной подвижной игре.
Игры на свежем воздухе.
Что нужно знать и уметь, чтобы
никогда не болеть!
Игрыэстафеты.
Подвижные игры разных народов.
Общеразвивающие
физические
упражнения на развитие основных
физических качеств.
Подвижные игры, основанные на
элементах гимнастики с основами
акробатики,
легкой атлетики,
лыжной подготовки, спортивной
игры.
Зимние забавы
Итоговое занятие
2
3
1
4
9
4
4
5
1
Итого:
33
1
1
1
3
1
4
9
4
4
5
1
32
4Основное содержание обучения
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
Пятнашки.
Фанты.
Горелки.
Лапта.
Штандр.
2 раздел (3 часа)
Игры на свежем воздухе.
Русские народные игры. «Ловушка».
Групповые игры. «Охотник и сторож».
Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация
совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
Игрыэстафеты.
Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
Эстафеты с бегом и прыжками.
Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (9 часов)
Подвижные игры разных народов.
Игры русского народа. «Гусилебеди», «Обыкновенные жмурки».
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
Игры белорусского народа. « Михасик», «Прелагорела».
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скокперескок»
Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»
« Отдай платочек».
Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
6 раздел (4часа)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
5 Упражнения со скакалками.
Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных
положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым
ускорением.
Упражнения со скалками.
7 раздел (4часа)
Подвижные игры, основанные на элементах:
гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади
в ворота»;
спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
8 раздел (5 часов)
Зимние забавы
Зимой на воздухе. «Городки».
Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
Эстафета на санках.
Лыжные гонки.
9 раздел (1 час)
Итоговое занятие
Праздник здоровья и подвижной народной игры.
6Литература
Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм
в вузе и в школе: Учебнометодическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
7