Программа по внеурочной деятельности «Подвижные народные игры»

  • Документация
  • Разработки курсов
  • doc
  • 07.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последнее время педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Психологи утверждают, что современные дети либо совсем не общаются со сверстниками, либо ограничиваются общением только с взрослыми и одноклассниками в школе, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Дети, не умеющие общаться со сверстниками, замыкаются в себе и не умеют выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наблюдая за младшими школьниками на переменах, на улице, мы заметили, что дети чаще всего в одиночку или парами играют в компьютерные игры, в яркие развивающие игрушки, слушают музыку на телефоне, общаются через Интернет и совсем не играют в подвижные (или малоподвижные) групповые игры, имеют затруднения в общении со сверстниками. Подвижные игры носят в большинстве своем коллективный характер и тем самым воспитывают культуру общения, чувство товарищества, солидарности и ответственности. В игре дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться.
Иконка файла материала Программа по внеурочной деятельности подвижные игры.doc
Программа по внеурочной деятельности «Подвижные народные игры» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю),  предусмотренной учебным планом.  Народная   игра   –   естественный   спутник   жизни,   ребенка,   источник   радостных   эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве,   желание   обладать   силой,   ловкостью,   выносливостью,   быстротой   и   красотой движений,   проявлять   смекалку,   выдержку,   творческую   выдумку   находчивость,   волю, стремление к победе.    Народные   игры   являются   частью   патриотического,   эстетического   и   физического воспитания   детей.   У   них   формируются   устойчивое,   заинтересованное,   уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Игра как средство воспитания Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры   и   достижения   науки.   Кроме   того,   некоторые   игры   приобретают   определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Оздоровительное значение подвижных игр Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост,   развитие   и   укрепление   костно­связочного   аппарата,   мышечной   системы.   На формирование   правильной   осанки   детей   и   подростков.   Большое   значение   приобретают подвижные   игры,   вовлекающие   в   разнообразную,   преимущественно   динамическую,   работу различные крупные и мелкие мышцы тела.  Роль и место данного курса Подвижная   игра   —   естественный   спутник   жизни   ребенка,   источник   радостных   эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой   движений,   проявлять   смекалку,   выдержку,   творческую   выдумку,   находчивость, 1волю   и   стремление   к   победе.   Передовые   представители   культуры:   К.Д.   Ушинский,   Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании   детей,   призывали   повсеместно   собирать   и   описывать   народные   игры,   чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.    Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.   У   них   формируется   устойчивое,   заинтересованное,   уважительное   отношение   к культуре родной страны,   создается   эмоционально   положительная   основа   для развития патриотических чувств.  Алгоритм работы с играми 1. Знакомство с содержанием игры. 2. Объяснение содержания игры. 3. Объяснение  правил игры. 4. Разучивание игр. 5. Проведение игр. Цель   программы:  создание   условий   для   физического   развития   детей,   формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность. Задачи, решаемые в рамках данной программы:    активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время; познакомить   детей   с   разнообразием   народных   подвижных   игр   и   возможностью использовать их при организации досуга;  формировать   умение   самостоятельно   выбирать,   организовывать   и   проводить    подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; создавать условия для проявления чувства коллективизма; развивать:   сообразительность,   речь,   коммуникативные   умения, внимание,   ловкость,   сообразительность,   инициативу,   быстроту   реакции, и   так   же эмоционально­чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.   воображение, В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны:             иметь представление:       о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; о режиме дня и личной гигиене;  о способах изменения направления и скорости движения;  о народной игре как средстве подвижной игры; об играх разных народов; 2 о соблюдении правил игры               уметь:        выполнять   комплексы   упражнений,   направленные   на   формирование   правильной осанки;   выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;  играть в подвижные игры;  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;   выполнять строевые упражнения; соблюдать правила игры             Ожидаемый результат  Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.  Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.   Формирование у детей  уверенности в своих силах.  Умение применять игры  самостоятельно. Развитие умений работать в коллективе. 3Тематическое планирование № п/п  Разделы Кол­во часов Всего Теоритические  Практи­ ческие 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Введение.  Основы   знаний   о народной  подвижной игре. Игры на свежем воздухе. Что   нужно   знать   и   уметь,   чтобы никогда не болеть! Игры­эстафеты. Подвижные игры разных народов. Общеразвивающие   физические упражнения  на развитие основных физических качеств. Подвижные игры,   основанные на элементах  гимнастики с основами акробатики,     легкой   атлетики, лыжной   подготовки,   спортивной игры. Зимние забавы Итоговое занятие 2 3 1 4 9 4 4 5 1 Итого: 33 1 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 3 1 4 9 4 4 5 1 32 4Основное содержание обучения   1 раздел (2часа)  Основы знаний о народной  подвижной игре. ­ Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.  ­  Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.   Выработка правил. ­ Пятнашки. ­ Фанты.  ­ Горелки. ­ Лапта. ­ Штандр. 2 раздел (3 часа) Игры на свежем воздухе. ­ Русские народные игры. «Ловушка». ­ Групповые игры. «Охотник и сторож». ­ Групповые игры.  «Карусель», «Совушка». 3 раздел (1 час) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! ­ Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли. 4 раздел (4часа) Игры­эстафеты.  ­   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». ­    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». ­   Эстафеты с бегом и прыжками. ­   Эстафеты с преодолением препятствий. 5 раздел (9 часов) Подвижные игры разных народов. ­Игры русского народа.  «Гуси­лебеди»,   «Обыкновенные жмурки». ­Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки». ­Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела­горела».  ­Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок­перескок»                 ­Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».       ­Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».   ­Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»                                                                                                                            « Отдай   платочек».      ­Игры чувашского народа.  «Хищник в море»,  «Рыбки».       ­Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»     6 раздел (4часа)  Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. ­  Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». 5­ Упражнения со скакалками. ­   Бег   с   высоким   подниманием   бедра,   прыжками   и   ускорением,   с   изменяющимся направлением   движения   (“змейкой”,   “по   кругу”,   “спиной   вперед”),   из   разных   исходных положений   и   с   разным   положением   рук;   высокий   старт   с   последующим   стартовым ускорением. ­ Упражнения со скалками.  7 раздел (4часа) Подвижные игры,  основанные на элементах:  ­ гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»; ­  легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»; ­  лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»; ­ спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки». 8 раздел (5 часов) Зимние забавы ­Зимой на воздухе. «Городки». ­ Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов». ­ Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров». ­ Эстафета на санках. ­ Лыжные гонки. 9 раздел (1 час) Итоговое занятие ­Праздник  здоровья и подвижной народной игры. 6Литература Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по  подвижным играм в вузе и в школе: Учебно­методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.  Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.  Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198  Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005 Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000 Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001 Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989 Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991 Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984. Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.       7