Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
города Ессентуки
Утверждаю ___________
Директор МБОУ СОШ №9
М.Ю.Некрасова
«____» __________2018 г.
Программа по внеурочной деятельности
спортивно- оздоровительного направления
«Уроки доктора Нехворайки.
Правила на всю жизнь».
Возраст детей: 8– 9 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
Романова И.А. МБОУ СОШ№9,
учитель начальных классов
г. Ставрополь
2018 год
Единственная красота, которую я знаю,- это ЗДОРОВЬЕ.
Генрих Гейне
Пояснительная записка
Направленность: спортивно- оздоровительная.
Актуальность: реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цель программы: сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий в условиях введения ФГОС.
Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:
1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Особенности программы: образовательная программа «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь» не задает строгой последовательности ее реализации. Методика работы с детьми направлена на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком и акцентирована на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Деятельность педагога направлена не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии и организационные формы интегрированных уроков различны: это урок-встреча, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-практикум.
Занятия следует проводить в игровой форме с использованием сказочных сюжетов и персонажей. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Универсальные компетенции программы:
· умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
· умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты программы:
· активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
· проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
· оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.
Метапредметные результаты программы:
· характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
· планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
· анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
· управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Возраст детей: 8 -9 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю во 2-м классе – 40 минут.
Формы работы: преимущественно коллективные, групповые, индивидуальные
Формы обучения:
ü родительские собрания
ü совместные мероприятия
ü конкурсы
ü анкетирование
ü практические и учебные игры
ü викторины
ü заочные путешествия
ü экскурсии
ü презентации
ü утренники
ü занимательные беседы
ü оздоровительные минутки
ü кроссворды
ü встречи с психологом
ü педиатром
ü инспектором ГИБДД
Основные методы обучения: игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы, монологический, диалогический, показательный.
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый.
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Ожидаемые результаты:
понимать:
- понимать необходимость избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, и обладать соответствующими приемами поведения;
- обладать представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложном социокультурном феномене.
знать:
- правила оказания первой помощи, как предохраняться от болезней.
уметь:
- иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях;
- уметь получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы, темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Сроки реализации |
1-3 |
Почему мы болеем?
|
3 |
2 |
1 |
сентябрь |
4
|
Кто и как предохраняет нас от болезней? |
2 |
1 |
1 |
сентябрь |
5 |
Кто нас лечит?
|
1 |
1 |
0 |
октябрь |
6 |
Прививки от болезней |
1 |
1 |
0 |
октябрь |
7 |
Что нужно знать о лекарствах? |
1 |
1 |
0 |
октябрь
|
8-9 |
Как избежать отравлений? |
2 |
1 |
1 |
ноябрь |
10 |
Безопасность при любой погоде |
1 |
1 |
0 |
ноябрь |
11-12 |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. |
2 |
1 |
1 |
ноябрь-декабрь |
13 |
Правила безопасного поведения на воде |
1 |
1 |
0 |
декабрь |
14-15 |
Правила обращения с огнем. |
2 |
1 |
1 |
декабрь |
16-17 |
Как следует питаться. |
2 |
1 |
1 |
январь |
18 |
Не грызи ногти |
1 |
1 |
0 |
январь
|
19 |
Вредные привычки |
1 |
1 |
0 |
январь |
20 |
Как сделать сон полезным? |
1 |
1 |
0 |
февраль |
21 |
Советы доктора Нехворайки |
1 |
1 |
0 |
февраль |
22-23 |
Оазис здоровья. Гигиена зрения |
2 |
1 |
1 |
март |
24-25 |
Оазис здоровья. Дыхательные упражнения |
2 |
1 |
1 |
март |
26 |
Оазис здоровья. Как закаляться |
1 |
1 |
0 |
апрель |
27 |
Как помочь больным и беспомощным. |
1 |
1 |
0 |
апрель |
28-29 |
Зеленая аптека |
2 |
1 |
1 |
апрель |
30-31 |
Полезные свойства чая. Фиточай. |
2 |
1 |
1 |
май |
32-33 |
Экология и медицина |
2 |
1 |
1 |
май |
34-35 |
Сегодняшние заботы медицины. |
2 |
1 |
1 |
май |
36 |
Итоговое занятие. ( Открытое родительское собрание) |
1 |
1 |
0 |
май |
|
ИТОГО
|
36
|
24
|
12
|
|
Содержание программы
№ п/п |
Тема |
Содержание |
1-3 |
Почему мы болеем? |
Признаки болезней: высокая температура, озноб, больное горло, головная боль, насморк, потеря аппетита, тошнота и рвота, раздражительность. Причины болезни. |
4
|
Кто и как предохраняет нас от болезней? |
Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. Как родители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей, воспитывают у них потребность расти здоровыми. |
5 |
Кто нас лечит?
|
Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи и какие болезни они лечат. |
6 |
Прививки от болезней |
Защитные функции организма и как их укрепить. Детские болезни. Опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки. |
7 |
Что нужно знать о лекарствах? |
Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарство? Антибиотики. Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства. |
8-9 |
Как избежать отравлений? |
Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания. Почему необходимо тщательно пережевывать пищу. |
10 |
Безопасность при любой погоде |
Как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе. Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать простуды? Как вести себя на улице в гололёд? |
11-12 |
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. |
Беспорядок в доме (в комнате) – причина многих травм. Не бегай по мокрому полу. Не прикасайся мокрым руками к электрическим приборам и проводам. Правила дорожного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей. |
13 |
Правила безопасного поведения на воде |
Не купайся один ( в реке, озере, море). Не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Не купайся в грозу. Не ходи зимой по тонкому льду. |
14-15 |
Правила обращения с огнем. |
Не играй со спичками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, камина, костра. Не разжигай костер, если рядом нет взрослого. Соблюдай правила пользования газовой плитой. |
16-17 |
Как следует питаться. |
Чем питаются животные. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму. |
18 |
Не грызи ногти |
Вредные привычки у детей. Почему некоторые дети грызут ногти и имеют другие вредные привычки. Как отучить себя от вредных привычек. |
19 |
Вредные привычки |
Какие бывают вредные привычки? В чем их опасность? Как от них избавиться? |
20 |
Как сделать сон полезным? |
Зачем человеку сон. Как изменяется поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном? Что делает сон полноценным? |
21 |
Советы доктора Нехворайки |
Кто нас лечит. Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи и какие болезни они лечат. |
22-23 |
Оазис здоровья. Гигиена зрения |
Как устроен глаз человека. Что может случиться с глазами и зрением. Как беречь глаза. Как обращаться с очками. Практическая работа. |
24-25 |
Оазис здоровья. Дыхательные упражнения |
Как устроены органы дыхания. Вред курения. Что может случиться с легкими? Лечение верхних дыхательных путей. Практическая работа. |
26 |
Оазис здоровья. Как закаляться |
Солнечные и воздушные ванны. Массаж биологически активных точек. Практическая работа. |
27 |
Как помочь больным и беспомощным. |
Что чувствует больной человек. Умеем ли мы сочувствовать и сострадать человеку, попавшему в беду. Что надо знать, когда ухаживать за больными и беспомощными. Как относиться к детям – инвалидам. |
28-29 |
Зеленая аптека |
Знакомство с лечебными травами. Правила сбора трав. «Зелена» аптека в домашних условиях. |
30-31 |
Полезные свойства чая. Фиточай. |
Что такое фиточай. Знакомство с лечебными травами Ставропольского края. Правила заваривания фиточая. Практическая работа. |
32-33 |
Экология и медицина |
Здоровый и нездоровый образ жизни. Над чем работают сегодня ученые- медики. Встреча с медицинскими работниками. |
34-35 |
Сегодняшние заботы медицины |
Родиться надо здоровым. Наследственные заболевания. Что мешает человеку быть здоровым. Наследственные заболевания. |
36 |
Итоговое занятие. ( Открытое родительское собрание) |
Родительское собрание с учащимися. КВН. |
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.
Список литературы для учителя
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.
«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
«Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
Список литературы для родителей и детей
«Разговор о правильном питании» - методическое пособие. Безруких М.М. Филиппова Т.А. ОЛМА МЕДИА; 2007
«Школа докторов природы и 135 уроков здоровья» - Обухова Л.А. , Лемяскина Н.А. ВАКО; 2004
«Укрепляйте здоровье детей» - Вавилова Е.Н. М. 1986г
Результатом практической деятельности по программе «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь» можно считать следующее:
Ø Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Ø Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
Ø Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Ø Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Ø Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Ø Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
Ø 90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.