Программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь».
Оценка 4.8

Программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь».

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
физическая культура +1
2 кл
08.06.2019
Программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Уроки доктора Нехворайки.  Правила на всю жизнь».
Программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь».Возраст детей: 8– 9 лет. Цель программы: сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий в условиях введения ФГОС.
Программа.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

 города  Ессентуки

 

 

 

 

Утверждаю ___________

Директор МБОУ СОШ №9

М.Ю.Некрасова

«____» __________2018 г.

 

 

 

Программа по внеурочной деятельности

спортивно- оздоровительного направления

«Уроки доктора Нехворайки.

Правила на всю жизнь».

 

 

 

 

Возраст детей: 8– 9 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

Составила:

                                                                    

Романова И.А. МБОУ СОШ№9, 

 учитель начальных классов

 

 

 

                     

                                                      

                                                           

 

 

 

 

 

                                                  г. Ставрополь

                                                      2018 год                                                            

 

 Единственная красота, которую я знаю,- это ЗДОРОВЬЕ.

Генрих Гейне

Пояснительная записка

 

Направленность: спортивно- оздоровительная.

Актуальность: реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

          Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

       Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

  Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

 Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

 Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цель программы: сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику на начальной ступени образования инновационных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих педагогических технологий в условиях введения ФГОС.

Достижение  данной цели возможно через реализацию следующих задач:

1.        Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

2.        Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

3.        Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Особенности программы: образовательная программа «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь» не задает строгой последовательности ее реализации. Методика работы с детьми направлена на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком и акцентирована на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Деятельность педагога направлена не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а также экскурсии и организационные формы интегрированных уроков различны: это урок-встреча,  урок-исследование, урок-экскурсия, урок-практикум.

          Занятия следует проводить в игровой форме с использованием  сказочных сюжетов и персонажей. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Универсальные компетенции программы:

·            умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

·           умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты программы:

·           активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

·           проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;

·           оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты программы:

·           характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

·           обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

·           планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях; 

·           анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;

·           управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.      

Возраст детей:  8 -9 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю во  2-м классе – 40 минут.

Формы работы: преимущественно коллективные, групповые, индивидуальные

Формы обучения:

ü  родительские собрания

ü  совместные мероприятия

ü  конкурсы

ü  анкетирование

ü  практические и учебные игры

ü  викторины

ü  заочные путешествия

ü  экскурсии

ü  презентации

ü  утренники

ü  занимательные беседы

ü  оздоровительные минутки

ü  кроссворды

ü  встречи с психологом

ü  педиатром

ü  инспектором ГИБДД

Основные методы обучения: игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы,  монологический,  диалогический,  показательный.

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный.

Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый.

Основные методы  воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Ожидаемые результаты:

понимать:

-        понимать необходимость избегания форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни, и обладать соответствующими приемами поведения;

-        обладать представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложном социокультурном феномене.

знать:

-        правила оказания первой помощи, как предохраняться от болезней.

уметь:

-        иметь навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях;

-        уметь получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

Сроки реализации

1-3

Почему мы болеем?

 

3

2

1

сентябрь

4

 

Кто и как предохраняет нас от болезней?

2

1

1

сентябрь

5

Кто нас лечит?

 

1

1

0

октябрь

6

Прививки от болезней

1

1

0

октябрь

7

Что нужно знать  о лекарствах?

1

1

0

октябрь

 

8-9

Как избежать отравлений?

2

1

1

ноябрь

10

Безопасность при любой погоде

1

1

0

ноябрь

11-12

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

2

1

1

ноябрь-декабрь

13

Правила безопасного поведения на воде

1

1

0

декабрь

14-15

Правила обращения с огнем.

2

1

1

декабрь

16-17

Как следует питаться.

2

1

1

январь

18

Не грызи ногти

1

1

0

январь

 

19

Вредные привычки

1

1

0

январь

20

Как сделать сон полезным?

1

1

0

февраль

21

Советы доктора Нехворайки

1

1

0

февраль

22-23

Оазис здоровья. Гигиена зрения

2

1

1

март

24-25

Оазис здоровья. Дыхательные упражнения

2

1

1

март

26

Оазис здоровья. Как закаляться

1

1

0

апрель

27

Как помочь больным и беспомощным.

1

1

0

апрель

28-29

Зеленая аптека

2

1

1

апрель

30-31

Полезные свойства чая. Фиточай.

2

1

1

май

32-33

Экология и медицина

2

1

1

май

34-35

Сегодняшние заботы медицины.

2

1

1

май

36

Итоговое занятие.

 ( Открытое родительское собрание)

1

1

0

май

 

 

ИТОГО

 

36

 

24

 

12

 

 

 

 

Содержание программы

 

п/п

Тема

Содержание

1-3

Почему мы болеем?

Признаки болезней: высокая температура, озноб, больное горло, головная боль, насморк, потеря аппетита, тошнота и рвота, раздражительность. Причины болезни.

4

 

Кто и как предохраняет нас от болезней?

Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. Как родители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей, воспитывают у них потребность расти здоровыми.

5

Кто нас лечит?

 

Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи и какие болезни они лечат.

6

Прививки от болезней

Защитные функции организма и как их укрепить. Детские болезни. Опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки.

7

Что нужно знать  о лекарствах?

Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарство? Антибиотики. Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства.

8-9

Как избежать отравлений?

Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания. Почему необходимо тщательно пережевывать пищу.

10

Безопасность при любой погоде

Как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе.  Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать простуды? Как вести себя на улице в гололёд?

11-12

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Беспорядок в доме  (в комнате) – причина многих травм. Не бегай по мокрому полу. Не прикасайся мокрым руками к электрическим приборам и проводам. Правила дорожного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей.

13

Правила безопасного поведения на воде

Не купайся один ( в реке, озере, море). Не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Не купайся в грозу. Не ходи зимой по тонкому льду.

14-15

Правила обращения с огнем.

Не играй со спичками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, камина, костра. Не разжигай костер, если рядом нет взрослого. Соблюдай правила пользования газовой плитой.

16-17

Как следует питаться.

Чем питаются животные. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму.

18

Не грызи ногти

Вредные привычки у детей. Почему некоторые дети грызут ногти и имеют другие вредные привычки. Как отучить себя от вредных привычек.

19

Вредные привычки

Какие бывают вредные привычки? В чем их опасность? Как от них избавиться?

20

Как сделать сон полезным?

Зачем человеку сон. Как изменяется поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном? Что делает сон полноценным?

21

Советы доктора Нехворайки

Кто нас лечит. Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи и какие болезни они лечат.

22-23

Оазис здоровья. Гигиена зрения

Как устроен глаз человека. Что может случиться с глазами и зрением. Как беречь глаза. Как обращаться с очками. Практическая работа.

24-25

Оазис здоровья. Дыхательные упражнения

Как устроены органы дыхания. Вред курения. Что может случиться с легкими? Лечение верхних дыхательных путей. Практическая работа.

26

Оазис здоровья. Как закаляться

Солнечные и воздушные ванны. Массаж биологически активных точек. Практическая работа.

27

Как помочь больным и беспомощным.

Что чувствует больной человек. Умеем ли мы сочувствовать и сострадать человеку, попавшему в беду. Что надо знать, когда ухаживать за больными и беспомощными. Как относиться к детям – инвалидам.

28-29

Зеленая аптека

Знакомство с лечебными травами. Правила сбора трав. «Зелена» аптека в домашних условиях.

30-31

Полезные свойства чая. Фиточай.

Что такое фиточай. Знакомство с лечебными травами Ставропольского края. Правила заваривания фиточая. Практическая работа.

32-33

Экология и медицина

Здоровый и нездоровый образ жизни. Над чем работают сегодня ученые- медики. Встреча с медицинскими работниками.

34-35

Сегодняшние заботы медицины

Родиться надо здоровым. Наследственные заболевания. Что мешает человеку быть здоровым. Наследственные заболевания. 

36

Итоговое занятие.

 ( Открытое родительское собрание)

Родительское собрание с учащимися. КВН.

 

 

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.

 

 

                                     Список литературы для учителя

*      DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

*      DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

*      «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В.  Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.                                

*      «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс2, Санкт-Петербург 2004.

*      «365 уроков безопасности» Л.Логинова айрис Пресс. Москва. 2000.

*      «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.

*      «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.

                                      Список литературы  для родителей  и детей

*      «Разговор о правильном питании»  -  методическое пособие. Безруких М.М. Филиппова Т.А. ОЛМА МЕДИА; 2007

*      «Школа докторов природы и 135 уроков здоровья»  -  Обухова Л.А. , Лемяскина Н.А. ВАКО;  2004

*      «Укрепляйте здоровье детей» - Вавилова Е.Н. М. 1986г

 

 

Результатом практической деятельности по программе  «Уроки доктора Нехворайки. Правила на всю жизнь» можно считать следующее:

Ø  Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

Ø  Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.

Ø  Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

Ø  Классный руководитель  координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на  классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

Ø  Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

Ø  Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

Ø  90% учащихся класса заняты во внеурочной деятельности дополнительного образования.

 

Предполагаемый результат:

             Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 города

Генрих Гейне Пояснительная записка

Генрих Гейне Пояснительная записка

ФГОС. Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач: 1

ФГОС. Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач: 1

Метапредметные результаты программы: · характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; · обеспечение защиты…

Метапредметные результаты программы: · характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; · обеспечение защиты…

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный

Оазис здоровья. Гигиена зрения211март 24-25Оазис здоровья

Оазис здоровья. Гигиена зрения211март 24-25Оазис здоровья

Правила безопасного поведения на воде

Правила безопасного поведения на воде

Воспитательная работа в начальной школе» -

Воспитательная работа в начальной школе» -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2019