ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.11.2018
ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Программа Здоровья. Озерская СКОШИ..docx
Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Озерская общеобразовательная школа­интернат» 1 ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015­2020 гг. ДОРОГА К ДОБРОМУ ЗДОРОВЬЮ ЗДОРОВАЯ РОССИЯ Паспорт программы «Дорога к доброму здоровью» 2 Наименование  программы ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ КГБ «Озерская общеобразовательнаяшколы­ интернат»на 2015­2020 гг. «ДОРОГА К ДОБРОМУ ЗДОРОВЬЮ» Данные об  образовательном  учреждении: Полное  наименование  образовательного  учреждения Адрес  ОУ с  почтовым индексом ФИО директора Телефон/факс E­mail Разработчики Цель  Задачи:   государственное Краевое бюджетное образовательное   учреждение   для   обучающихся, воспитанников   «Озерская общеобразовательная  школа­интернат»       КГБОУ 658015 Алтайский край, Тальменский район, село  Озерки ул.Майская 100 Комиссаров Анатолий Юрьевич 8(385)913­12­88 [email protected] Педагогический коллектив: Глазкова А.В.,  ЛобановаТ.И., ГладышеваН.А. Формирование у школьников навыков организации  здорового образа жизни посредством развития  здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  среды в школе. Задачи: ­ Сохранение и укрепление здоровья  обучающихся.  ­ Формирование у обучающихся понимания  значимости сохранения, укрепления здоровья и  навыков здорового образа жизни. ­ Создание в школе организационно ­ педагогических, материально ­ технических, санитарно ­  гигиенических и других условий  здоровьесбережения.    ­ Просвещение родителей в вопросах сохранения  здоровья детей.    ­ Повышение квалификации педагогов в вопросах  развития и охраны здоровья ребёнка.   ­Формировать у школьников через цикл учебных  дисциплин и внеурочную деятельность системы  знаний о здоровьесбережении, мотивации на Источник  финансирования Ожидаемые  результаты 3 сохранение здоровья. Коррекционные: ­Использовать специальные упражнения,  направленных на нормализацию мышечного тонуса,  развитие статической выносливости. ­Формировать быстроту реакции на словесные  инструкции. Основной источник финансирования: бюджет.  знание о ценности своего здоровья и здоровья других   людей   для   самореализации   каждой личности,   и   о   том   вреде,   который   можно нанести здоровью различными действиями;  знание о взаимозависимости здоровья  физического и нравственного, здоровья  человека и среды, его окружающей;  знание о важности спорта и физкультуры для  сохранения и укрепления здоровья;  знание о положительном влиянии  незагрязнённой природы на здоровье;  знание о возможном вреде для здоровья  компьютерных игр, телевидения, рекламы и  т.п.;   отрицательная оценка неподвижного образа  жизни, нарушения гигиены;  понимание влияния слова на физическое  состояние, настроение человека.  соблюдение правил гигиены и здорового  режима дня;  подвижный образ жизни (прогулки, подвижные  игры, соревнования, занятие спортом и т.п.). 4 Пояснительная записка.       Здоровье детей и подростков является одним из важнейших  показателей, определяющих потенциал страны (экономический,  интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик  национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач,  которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье,  физическом воспитании и развитии учащихся.     Современная действительность, проблемы с экологией все острее  ставят перед государством и обществом вопросы, связанные со  здоровьем. Особую обеспокоенность вызывает здоровье детей школьного  возраста, ведь именно в этот период молодой неокрепший организм  подвержен различным заболеваниям. Особая роль принадлежит учебным  учреждениям, которые должны не только создавать комфортную  образовательную среду с учетом индивидуальных физических,  психических и интеллектуальных особенностей детей, но и приучать  школьников к здоровому образу жизни, вести профилактику заболеваний, помогать сохранять здоровье обучающихся. В соответствии с Законом  Российской Федерации «Об образовании», здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области  образования.          Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся — это комплексная программа формирования их  знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,  обеспечивающих сохранение и укрепление физического и  психологического здоровья как одного из ценностных составляющих,  способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,  достижению планируемых результатов освоения основной  образовательной программы общего образования. Факторы Программа формирования ценности здоровья и здорового образа  жизни детей с нарушением слуха сформирована с учётом факторов,  оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей,  которые можно разделить на две большие группы: I.  Внешние факторы: экология, семья и микроклимат в ней, круг общения  и вредные привычки, питание, здоровый образ жизни. II.  Внутренние факторы: организация и реализация учебного и  воспитательного процесса, двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время, создание условий психологического комфорта,  организация медицинского обслуживания и питания в  образовательном учреждении, соблюдение санитарно­гигиенических  норм и правил. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников: 5  неблагоприятные социальные, экономические и экологические  условия;  факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,  которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и  подростков от первого к последнему году обучения;  чувствительность к воздействиям при одновременной к ним  инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв  между воздействием и результатом, который может быть  значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между  начальным и существенным проявлением неблагополучных  популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего  населения страны в целом;  активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы  знаний, установок, правил поведения, привычек;  особенности отношения обучающихся к своему здоровью,  неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к  здоровью. Принципы. В основу программы «Здоровье школьников» положены принципы:  актуальности Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей,    гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями;  обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической  информацией;  доступности В соответствии с этим принципом школьникам предлагается    оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает  сочетание изложения гигиенической информации теоретического  характера с примерами и демонстрациями, что  улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью  выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска,  рисования, моделирования  драматических сцен.  положительного ориентирования В соответствии с этим принципомуделяется значительное внимание  позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному  влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ  положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных  последствий негативного в отношении здоровья и поведения;  последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их  логическую преемственность в процессе его осуществления;  системности 6 Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде  целостной системы;  сознательности и активности Направлен на повышение активности обучающихся в вопросах  здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое  здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве  основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни. Программа построена с учетом особенностей психофизического и  интеллектуального развития учащихся с нарушениями слуха, ВСП и  направлена на коррекцию и компенсацию нарушенных функций. Разработка программы формирования культуры здорового и  безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её  реализации строится на основе научной обоснованности,  последовательности, возрастной и социокультурной адекватности,  информационной безопасности и практической целесообразности. Законодательная база. 1. Нормативно­правовой и документальной основой Программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся являются: 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (№ 273­ФЗ от 29  декабря 2012 года); 3. Программа ЮНЕСКО «Десятилетие образования в интересах  устойчивого развития (2005­2014 годы)»; 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования; 5. Федеральный закон Российской Федерацииот 3 мая 2012 г. N 46­ФЗ  "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"  6. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106  Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). 7. Государственная программа Российской Федерации  8. «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная  Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 9. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­ 2017 годы» № 761 от 01.06.2012.  10.Постановление от 10 июля 2015 года№26 лб утверждении СанПина  2.4.2.3286 – 15 «Санитарно –эпидемиологические требования к  условиям и организации обучения и воспитания в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  основным общеобразовательным программам для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья" 7 11. Конституция РФ. 12.Конвенция о правах ребенка Цели: Формирование у обучающихся навыков организации здорового образа  жизни посредством развития здоровьесберегающей и  здоровьеформирующей среды в школе 8 Задачи: ­ Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  ­ Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения,  укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни. ­ Создание в школе организационно ­ педагогических, материально ­  технических, санитарное ­ гигиенических и других условий  здоровьесбережения. ­ Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. ­ Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны  здоровья ребёнка. ­Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и  внеурочнуюдеятельность системы знаний о здоровьесбережении,  мотивации на сохранениездоровья. Коррекционные: ­Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию  мышечного тонуса, развитие статической выносливости. ­Формировать быстроту реакции на словесные инструкции. Участниками программы являются:   ­ учащиеся;  ­ педагоги;  ­ медицинские работники;  ­ родители  ­ обслуживающий персонал Функции различных категорий работников школы. 1.Функции  медицинской службы школы:  проведение диспансеризации учащихся школы;   медосмотр учащихся школы,  определение уровня  физическогоздоровья;   выявление учащихся специальной медицинской  группы.  2.Функции администрации:  общее руководство реализацией программы: организация,  координация, контроль;  общее руководство и контроль за организацией горячего питания  учащихся в школе;  организация преподавания вопросов здорового образа жизни через уроки  биологии, окружающего мира, мероприятий по экологии;   организация и контроль уроков физкультуры;   обеспечение работы спортзала во внеурочное время и работы  спортивных секций;  разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению  физического здоровья учащихся и ее контроль;   организация работы классных руководителей, воспитателей  по  программе здоровьесбережения  и ее контроль; 9  организация работы психологической  службы в школе.  3.Функции классного руководителя, воспитатели:  санитарно­гигиеническая работа по организации  жизнедеятельности детей в школе;  организация и проведение в классном коллективе мероприятий по  профилактике частых заболеваний учащихся;   организация и проведение в классном коллективе мероприятий по  профилактике детского травматизма;   организация и проведение в классном коллективе мероприятий по  профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;   организация и проведение профилактических работы с  родителями;   организация встреч с представителями правоохранительных  органов, работниками ГИБДД, медработниками, наркологами;   организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы,  диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы  здоровьесбережения;   организация и проведение исследования уровня физического и  психофизического здоровья учащихся;   организация и проведение диагностик уровня и качества знаний  учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой  культуры.  . Модель личности ученика: По завершении этапа проектирования управленческих решений  10 наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо  знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности  по реализации решений, направленных на обеспечение  здоровьесбережения детей.  Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика: Модель выпускника Модель выпускника Модель выпускника третьей первой ступени обучения второй ступени обучения. ступени обучения. (6­9 лет /  1 ­ 4класс). ­ знание основ  личной гигиены,  выполнение  правил  гигиены; ­ владение  основамиличной  гигиены издорового  образа жизни. (14­18 лет  / 8­10 класс) ­ стремление к  самосовершенствованию,    саморазвитию и  профессиональнойпригодности   через физическое   совершенствование изаботу о  своем здоровье; ­ убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни  вредных привычек; ­ знание различных  оздоровительных систем; ­ умение поддерживать здоровый  образ жизни,  индивидуальный для  каждого человека; ­ способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни; ­ гигиена умственного труда. (10 ­14 лет / 5 ­ 7 класс) ­ знание основ строения и функционирования  организма человека; ­ знание изменений в  организме человека  впубертатный период; ­ умение оценивать  своефизическое и    психическое состояние; ­ знание влияния  алкоголя, курения,    наркомании на здоровье человека; ­ поддержание  физической формы; ­ телесно­мануальные  навыки, связанные  сукреплением силы, выносливости,  ловкости; ­ гигиена  умственноготруда. 11 Методы контроля над реализацией программы:  мониторинг состояния здоровья учащихся и морально­ психологического климата в школе.  контроль за организацией учебного процесса, распределением  учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной  образовательной деятельностью учащихся в свете формирования  здорового образа жизни.  посещение и взаимопосещение уроков и внеклассных занятий,  проводимых по ЗОЖ;  сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.  Основные направления деятельности программы: Медицинское направление предполагает:  создание соответствующих санитарным требованиям условий для  воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:  составление расписания на основе санитарно­гигиенических  требований;  проведение физкультминуток;  гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних  заданий с учетом школьного расписания, режима дня;  четкое отслеживание санитарно ­ гигиенического состояния  школы;  планомерная организация питания учащихся;  реабилитационную работу:  обязательное медицинское обследование; Просветительское  направление предполагает:  организацию деятельности с учащимися по профилактике  табакокурения, алкоголизма, наркомании;  организацию деятельности с родителями по профилактике  табакокурения,  алкоголизма, наркомании;  пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы,  лекции,  познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов,  стихотворений, различные акции; совместная работа с  учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по  профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; 12  пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через  уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической  культуры). Психолого­педагогическое направление предполагает:  использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;  предупреждение проблем развития ребенка;  обеспечение адаптации на разных этапах обучения;  развитие познавательной и учебной мотивации;  формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного  стиля;  совершенствование деятельности психолого  ­ медико –  педагогическойслужбы школы для своевременной профилактики  психологического и физиологического состояния учащихся и  совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;  организация психолого­медико­педагогической и коррекционной  помощиучащимся. Спортивно­оздоровительное направление предполагает:  организацию спортивных мероприятий с целью профилактики  заболеваний и приобщение к здоровому досугу;  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной  работы кформированию здорового образа жизни учащихся;  широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров  школык физической культуре и спорту, различным формам  оздоровительной работы. Диагностическое  направление предполагает:  проведение мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого  выявляются:  общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;  текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не  обращается к врачу, а 2­3 дня находится дома под наблюдением  родителей);  режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость  дополнительными занятиями. Мероприятие №   Медицинское направление 1 Медико­педагогическая  экспертиза: анализ основных   характеристик состояния здоровья  Отв. исполнитель Результат Медики  Медицинские карты,  листы здоровья в  классных журналах  детей в школе; формирование групп  здоровья по показателям.   2 Проведение диспансеризации  Медики  учащимся школы и педагогическим  коллективом 3 Проведение медицинского осмотра  Медики учащихся. 4 Медосмотр учащихся школы,  Медики определение уровня физического  здоровья 13 План  диспансеризации План  диспансеризации План   медосмотров 5 Обеспечение и организация  Медики   План прививок профилактических прививок  учащихся. 6 Оформление медицинских карт и  листков здоровья в классных  журналах. 7 Анализ случаев травматизма в  школе. 8 Анализ посещаемости и пропусков  занятий по болезни 9 Контроль за качеством питания и  питьевым режимом. 10 Организация санитарно­ гигиенического режима в классах, в школе:проветривание; освещение;отопление; вентиляция;уборка.Зарядка,  наличие сменной обуви,соблюдение  режима,использование ИКТ Рациональное расписание уроков,  не допускающее перегрузок  (соблюдение требований СанПиНа).   11   12 Взаимосвязь отв.руководителя с  учителями­предметниками,  мед.кабинетом в целях организации  щадящего режима учащихся,  имеющих отклонения в «состоянии  перегрузок» Классные  руководители  совместно с  медиками Медики, зам.  Директора по  ВР Медики,  классные  руководители. Администраци я, медики Классные  руководители, дежурные  учителя, воспитатели,  медики   Заместитель  директора по  УВР Кл.руководит ель,  воспитатели,  учителя  предметники,  врачи Классные журналы Материалы отчетов Материалы отчетов  Материалы отчетов Справка по оценке  кабинетов Справка по оценке  расписания Контроль над школьной столовой. 13   Директор  школы,  медики Просветительское направление. 1 14  Материалы отчетов График проведения  лектория График проведения  лектория План работы школы  План работы школы Протокол педсовета План работы школы План работы Планы уроков Классные  руководители, воспитатели,  психолог,  социальный  педагог,  медики Заместитель  директора по  УВР, медики Классные  руководители, воспитатели Классные  руководители, воспитатели Администраци я школы Администраци я школы,  кл.руководите ли Заместители  директора по  УВР и ВР Организация просветительской  работы с родителями о пользе  спортивных мероприятий. Разработка и внедрение  родительского лектория по  здоровому образу жизни. Разработка системы обучения  родителей и учителей по  проблемам охраны, укрепления и  сохранения здоровья детей. Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и  укреплению здоровья детей,  тематические родительские  собрания. Подготовка и проведение  педагогического совета по теме  «Формирование здорового образа  жизни».   Организация просветительской  работы с учащимися по темам: ­гигиена обучающихся; ­ режим дня обучающихся; ­вредные привычки и их  искоренение; ­культура питания; ­соблюдение санитарно­ гигиенических норм учащимися в  целях предупреждения  инфекционных заболеваний Совместная работа с  учреждениями здравоохранения и  органами внутренних дел по  профилактике токсикомании,  наркомании, табакокурения и  алкоголизма Пропаганда физической культуры  Учителя­ 2 3 4 5 6 7 8 и здорового образа жизни через  уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ и физической  культуры. 9. Семинары по вопросам валеологии 10 Профилактика вредных привычек: Беседы, встречи и консультации со  специалистами. 15 предметники План работы План работы Зам по УВР Врачи­ специалисты,  воспитатели Психолого­педагогическое направление. 1 Организация работы психолого­ педагогического сопровождения  учебно­воспитательного процесса. 2 3     Отслеживание работоспособности,  тревожности и других психических показателей учащихся: определение влияния  учебной нагрузки на психическое  здоровье детей; изучение психологических  и  речевых возможностей детей выявление  профессиональных интересов  учащихся и способностей с целью  профессионального  самоопределения; контроль над адаптацией  учащихся 5­х и 1­х классов Организация психолого­медико­ педагогической и коррекционной  помощи учащимся ­повышение мотивации обучения  школьников ­развитие креативных  способностей детей ­психологическая поддержка  участников образовательного  процесса ­педагогическое мастерство  учителя Администраци я школы,  психологи, дефектологи,  социальный  педагог.  МПК школы План работы Диагностические  исследования План работы Учителя,  воспитатели,  психологи,  дефектологи,  социальный  педагог. 16 Планы уроков Администраци я, Учителя,  воспитатели 4   Использование  здоровьесберегающих технологий,  форм и методов в организации  учебной деятельности,  использование разнообразных форм проведения уроков,  дифференцированный подход к  домашнему заданию с целью  устранения перегрузок. Спортивно­оздоровительное направление. 1   План работы постоянно постоянно План работы План работы кружков и секций План работы Организация спортивных  мероприятий ­соревнования ­спортивные праздники ­Дни здоровья (3 раза в год) Повышение уровня знаний о  физической культуре и её  значимости на каждом уроке: ориентация материала урока на  личность ребёнка. Разработка комплексов  упражнений, используемых на  физкультурных паузах (комплексы  ОРУ, комплексы на отдельные  группы мышц) Повышение интереса школьников к занятиям спортом ­работа спортивных секций ­тематические беседы Разработка системы кружковой,  внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Привлечение учащихся, родителей,  социальных партнеров школы к  физической культуре и спорту,  различным формам  оздоровительной работы. Учителя  физической  культуры Зам.  директора по  УВР, учителя  физической  культуры Зам.  директора по  УВР, учителя  физической  культуры Учителя,  воспитатели,  физической  культуры Зам.  директора по  УВР Заместитель  директора по  УВР 2.   3.   4 5 6   Диагностическое направление 1 Мониторинг состояния здоровья  детей. Классные  руководители, медики Результаты  мониторинга 2 Подготовка и проведение семинара для педагогов школы по теме  «Проблемы диагностики развития». 17 Медики  Материалы семинара 4. Диагностика внеурочной  3. Диагностика учебной деятельности Заместитель  директора по  УВР Заместитель  директора по  ВР, кл  руководители, воспитатели деятельности ­анкетирование Отчеты Результаты  анкетирования 18 Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:  культуру физиологическую (способность управлять  физиологическими процессами и наращивать резервные мощности  организма);  культуру физическую (способность управлять физическими   природосообразными движениями);  культуру психологическую (способность управлять своими  чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную    (способность   управлять   своими   мыслями   и контролировать  их); Базовыми компонентами на всех ступенях являются:  формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся  здоровья и здорового образа жизни;  формирование системы знаний по овладению методами  оздоровления организма;  формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;  формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания  доврачебной помощи себе и другому человеку.  Реализация основных направлений программы. 1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю  гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника. 2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время  учебного дня. 3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не  более одной трети выполняемой работы в классе. 4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в  течение дня, чему способствует удобное расписание уроков. 5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание  классных комнат на переменах, озеленение классных  помещений комнатными растениями. 6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных  помещений. 7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой. 8. Контроль условий теплового режима и освещенности классных  помещений, соблюдения норм и правил СанПиНа, в том числе  при использовании компьютера. 9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в  спортивных секциях, действующих в школе. 19 10. В рамках обучения детей правильному отношению к  собственному здоровью проведение бесед, воспитательных  часов с учетом возрастных особенностей детей с привлечением  родителей и социальных партнеров. 11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных  коллективах, толерантных отношений всех участников  образовательного процесса. Применение разнообразных форм работы. 1.     Учет состояния детей:  анализ медицинских карт;  определение группы здоровья;  учет посещаемости занятий;  контроль санитарно­гигиенических условий и режима работы  классов. 2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:  организация работы спортивных секций, кружков, клубов,  проведение дополнительных уроков физической культуры;  динамические паузы;  индивидуальные занятия;  организация спортивных перемен;  дни здоровья;  физкультминутка для учащихся; 3. Урочная и внеурочная работа:  открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;  открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно­ оздоровительной направленности;  спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая  атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис. План организации работы по программе здоровьесбережения Мероприятия администрации школы.      Сроки Учёт посещаемости школы  учащимися Постоянно Исполнитель Зам. директора по  УВР  и ВР, социальный педагог. № 1. 2. Сентябрь Директор школы Издание приказов:  «Об охране жизни и  здоровья школьников»  «О назначении лиц,  ответственных за  соблюдение правил 20 Сентябрь Зам. директора по АХЧ Директор, зам. директора по АХЧ Директор, зам. директора по АХЧ Постоянно К началу зимнего периода Постоянно Директор, зам. директора по АХЧ. Постоянно Зам. директора по АХЧ Постоянно Зам. директора по  Февраль­ май АХЧ Зам. директора по УВР в начальной школе. Май, июнь Зам. директора УВР техники безопасности,  противопожарной  безопасности и охраны  труда» Составление графика  технического персонала школы Соблюдение воздушного и  светового режима в школе Обеспечение готовности  школьных помещений, системы  отопления для работы в зимний период Обеспечение соблюдения  правил пожарной безопасности  в школе Содержание в исправности всех средств пожаротушения Обеспечение хранения  спортивного инвентаря Организация занятий для  будущих первоклассников с  целью адаптации их к условиям школьного образовательной  среды Обеспечение требований к  охране труда при проведении  итоговой аттестации в 10  классе Организация ремонта учебных  кабинетов, спален Подготовка актов по приемке  школы к новому учебному году Приёмка школы к новому  учебному году Регулярное проведение  учебных пожарных тревог Июль­ август Август По графику Летний период Зам. директора по  АХЧ, заведующие кабинетами, спален Зам. директора по АХЧ Директор школы Директор, начальник штаба ГО школы, зам. директора по В.Р. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 21 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Приобретение сантехнического оборудования,  люминесцентных и  электрических ламп Составление заявок на  приобретение мебели,  наглядных пособий,  оборудования для кабинетов Приобретение моющих и  чистящих средств Приобретение посуды для  столовой Обеспечение медицинскими  аптечками учебных кабинетов Обеспечение учащихся 1­10­х  классов горячим питанием Контроль физического  воспитания учеников Организация спортивно­ оздоровительных мероприятий Организация работы с  учащимися, мотивированными  на успешное обучение, с целью  профилактики учебных  перегрузок Контроль соблюдения режима  дня учащимися Проведение медосмотра  педагогов школы Проведение медосмотров  обслуживающего персонала В течение Зам. директора по года АХЧ В течение Зам. директора по года АХЧ Постоянно Зам. директора по АХЧ В течение Зам. директора по года Август В течение учебного года По отдельному плану По отдельному плану В течение года АХЧ Зам. директора по АХЧ Директор школы, социальный педагог Администрация  школы, учителя  физкультуры Зам. директора по ВР,  Зам. директора по УВР, психолог, социальный педагог Постоянно  Зам.директора по ВР Август Администрация школы Раз в три месяца Администрация школы  План реализации программы здоровьесбережени № Название мероприятия 1 Открытие спортивного сезона. Первенство школы по лёгкой  атлетике  Организация дежурства по  школе, по классам, в спальном  корпусе.      2. 3. Проведение инструктажей по  правилам техники безопасности,  пожарной безопасности и охраны  труда Занятия по основам безопасности жизнедеятельности и правилам  дорожного движения. 4. 5. Объявление об условиях  конкурса «Самый здоровый  класс» 6. Оказание социальной поддержки  детям и подросткам,  оказавшимся в трудной  жизненной ситуации 7. Проведение консультаций для  родителей по проблеме  сбережения здоровья детей 8. Организация работы кружков и  секций. Привлечение  обучающихся. 9. Включение в планы  родительского всеобуча, планы  методических объединений и  план работы школьной  библиотеки мероприятий,  способствующих повышению  эффективности работы по  здоровье сбережению детей. 10. Включение в планы по  руководству и контролю  вопросов, способствующих  улучшению работы  сроки Сентябрь Сентябрь Сентябрь ­ май В течении  года,    согласно  расписани ю  внеурочны х занятий Ежегодно  сентябрь В течении  года Раз в  четверть Сентябрь – октябрь Сентябрь – октябрь Ответственные  Учителя,  физкультуры 22 Зам. Директора  по УВР, В.Р.,  классные  руководители,  воспитатели. Классные  руководители,во спитатели Воспитатели. Совет  ученического  самоуправления  Группа  мониторинга  здоровьесбереже ния. Классные  руководители,  воспитатели,соци альный педагог Классные  руководители,во спитатели Зам. директора  по ВР, классные  руководители,  воспитатели. Зам. Директора  по УВР, ВР,  библиотекарь. Август –  сентябрь Администрация  школы. 23 Воспитательные мероприятия по здоровьесбережению. № Наименование темы Сроки В том числе Теоретические Практические занятия занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Твоё здоровье – это  что? Можно ли  самому «творить  здоровье»? Твой новый режим дня Настроение в школе.  Как настроить себя на  урок? Настроение после  школы Поведение в школе. Я  – ученик. Сменная обувь – зачем она? Как сделать сон  полезным. Сон –  лучшее лекарство. Вредные привычки Уход за руками и  ногами. «Рабочие  инструменты»  человека. Твоё здоровье и  учебная нагрузка. Как  сохранить зрение. Одевайся по погоде. Здоровье и питание. Движение – путь к  совершенству (игры  дома, в школе, на  улице) Инфекция и её  предупреждение. Сколько времени  нужно проводить у  телевизора,  1 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 2 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. компьютера в день? Дружи с водой. «Тихий вечер». Как  организовать вечер? Отдых на природе.  Куда выбрасывать  мусор? Ты – третьеклассник.  Можешь ли ты сам  уже заботиться о  своём здоровье? Как воздух влияет на  здоровье. Пыль и здоровье.  Зачем нужно  проветривать класс? Чистота в твоём доме,  на твоём рабочем  месте. Чистота и  здоровье. Домашний и школьный ботанический сад. Домашний зоопарк. Почему нельзя пить  воду сразу из под  крана? Здоровье и цветущие  растения. Сохраним природу. Следишь ли ты за  своей осанкой? Как  сидеть красиво и  ходить? Хорошее настроение и  здоровье. Улыбка –  залог успеха и  здоровья. Цвет и настроение Народные праздники,  их традиции и  март апрель май 3 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 4 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 5. 6. 7. 8. 9. здоровье. Что готовили наши  прабабушки. Аптека на  подоконнике. Витамины рядом с  нами (растения, корни  растений,  используемые в пищу). Почему нельзя ходить  без зонта в дождь? Охрана природы ­  залог здоровья январь февраль март апрель май 1 1 1 1 1 5 класс начальной школы 1 сентябрь 4. 5. 6. 1. 2. Здравствуйте! Будьте  здоровы! Чистый дом. Пыль в  доме и наше здоровье 3. Животные дома и их  влияние на настроение и воспитание. Разговор о вредных  привычках Хочешь быть  здоровым – будь. Прием наркотиков –  всегда полет, но в  конце падение Какие комнатные  растения  используются для  лечения. Дождь, загар,  озоновый слой и наше  здоровье. Как подготовить себя  к обучению в 5 классе? 7. 8. 9. октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 класс старшей школы 1. 2. 3. Что такое здоровый  образ жизни? Режим питания. Как укрепить  сентябрь октябрь ноябрь 25 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 иммунитет. Как избежать травм. Хочешь быть  здоровым – будь. Наркотик – друг или  враг? Как уберечь зрение. Как надо закаляться. Охрана природы –  залог здоровья. Режим труда и отдыха  в школе – интернате. В стране здоровья Как предупредить  переутомление. Утренняя гимнастика Одежда школьника,  учебные  принадлежности и  здоровье. Предупреждение  инфекционных  заболеваний Экологические  проблемы воды в  городе.  Обеззараживание  воды. Аллергия и цветущие  растения. Как себя  вести. Вредные привычки  вредят здоровью. Труд – залог здоровья. Что такое спорт. Наркотик яд. Твой досуг. Вода и здоровье. Здоровье подростка. Как стать ловким,  4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. декабрь январь февраль март апрель май 6 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 7 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. стройным, сильным. Искусство дыхания. Самообладание и  здоровье. В здоровом теле  здоровый дух. Развивать  выносливость сердца Гигиена жилища. Привычки ­ полезные и вредные.  Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели. Наркотики вредят  здоровью. Режим дня в условиях  повышенной нагрузки. Закаливание. Экологические  проблемы воздуха,  которым мы дышим.  Что нужно сделать? Режим труда и отдыха  в школе­интернате. Чтобы счастливым  жить, надо здоровым  быть. Защита без прививок. Грипп и его  профилактика. Питание и здоровье в  подростковом  возрасте. Основные  составляющие ЗОЖ. О вреде быстрого  питания Природа и  безопасность.  Ядовитые грибы. апрель май 8 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 9 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 3 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Чтобы счастливо жить ­  надо здоровым быть! май Наше здоровье ­ в  наших руках. Труд и гимнастика в  юношеском возрасте. Красота и здоровье. Здоровье юноши. Возраст и питание Никотин и алкоголь –  враг здоровья. Одеваться по погоде ­  значит сохранять  здоровье и молодость. Сильная воля –  эликсир здоровья. Как укрепит нервную  систему организма. 10 класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 29 Ожидаемые результаты.  знание о  ценности своего здоровья и здоровья других людей для  самореализации каждой личности, и  о том вреде, который можно  нанести здоровью различными действиями;  знание о взаимозависимости здоровья физического и  нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;  знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и  укрепления здоровья;  знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на  здоровье;  знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр,  телевидения, рекламы и т.п.;   отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения  гигиены;  понимание влияния слова на физическое состояние, настроение  человека.  соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;  подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.). В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно  действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача  сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой  личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к  предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся  условиях общества и природной среды.  При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого  потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться  хороших результатов в достижении поставленной цели. Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей  системы образования, они способствую грамотному и рациональному  использованию других приемов и средств обучения, развития и  воспитания. Основой современной педагогики является не только  стремление к максимальному развитию творческих и познавательных  способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о  воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан. 30 Главными задачами современной школы являются: воспитание  здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;  организация такого образовательного и воспитательного процесса,  который не навредит здоровью ребенку; использование доступных  каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое  качество образования может быть достигнуто лишь при создании  определенных условий, направленных на сохранение и укрепление  здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в  образовании и воспитании, основанных на принципах  здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья  являются важной составляющей профессиональной компетентности  современного учителя, который должен обладать широким спектром  здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь  возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных  определенных условиях успех конкретного обучающегося.

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на 2015-2020 гг. "Дорога к доброму здоровью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018