Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Программа подготовки учащихся к олимпиадам содержит пояснительную записку: актуальность программы и траекторию подготовки учащихся к олимпиадам. а также план мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам, направленных на развитие интеллектуальных способностей обучающихся.Программа рассчитана на работу с одаренными детьми
Программа подготовки учащихся к олимпиадам.docx
Приложение 1 к приказу по МКОУ ООШ № 15
№ 80од от 01.09.2017
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 15»
с.Подгорное Андроповского района
Программа
подготовки
учащихся к
олимпиадам
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и
от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить
почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны
закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда
открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на
школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они
читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех,
кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее
полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное
развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися,
отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых,
Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель
олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение
сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным
предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с
задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в
изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского
и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и
для родителей и для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через
несколько лет,
они станут «ветеранами»
интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое
соревнование;
будучи старшеклассниками,
некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же
тестовом формате, что и ОГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько
лет освоить данную форму тестирования;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут
ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по
классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его
с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника,
сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним
«козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам
Система подготовки участников олимпиад:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки,
спецкурсы, внеклассная работа в школе);
самоподготовка
самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
(чтение научной и научнопопулярной литературы,
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по
тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под
руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не
воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро
затухает.
подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала
учебного года;
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории,
а для развития творческих способностей детей;
индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося,
отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию,
от практики до творчества;
использование диагностического
соревнования по каждому разделу программы по предмету);
инструмента
(например, интеллектуальные
уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных
навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно
моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный
эксперимент, уроки практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников
через:
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской,
внеклассных мероприятий по предметам;
кружковой работы и проведение других
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным
дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам,
которая позволяет:
реализовать взаимопомощь,
психологическую подготовку новых участников;
передачу опыта участия в олимпиадах,
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут
взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу.
при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней
заорганизованности;
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого
участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения,
используемых пособий);
предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
основной формой работы на занятиях различные формы индивидуальной и
парной работы.
4.Расширяем кругозор:
читаем книги, журналы
работаем в Интернете
общаемся дистанционно
участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами,
реактивами, приборами и т. д.
6. И не останавливаемся.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные
способности
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность испытывают радость от умственного труда
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и
творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Приложение 2 к приказу по МКОУ ООШ № 15
№ 80од от 01.09.2017
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам, направленных на
развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
№
Планируемое мероприятие
Срок
Ответственный
Планируемый
результат
Первичное анкетирование учащихся на
выявление их общей и предметной
одаренности
Разработка программы по работе с
одаренными детьми при подготовке к
олимпиадам и других мероприятий,
нацеленных на развитие
интеллектуальных способностей
обучающихся.
Формирование нормативноправовой базы
учреждения по работе с одаренными
детьми
май
начало
сентября
июнь
классный
руководитель
Карта одаренности на
каждого ребенка
Проект программы
учителя
предметники,
зам.директора по
УВР
июнь
сентябрь
заместитель
директора по УВР,
директор школы
Приказ об
утверждении
программы
Положение о
проведении
школьных олимпиад
План занятий и
мероприятий
Индивидуальные
образовательные
программы (ИОП) на
каждого одаренного
ребенка (у педагогов
предметников)
Вовлечение
максимального
количества
обучающихся.
1
2
3
4
5
6
7
Планирование занятий и мероприятий,
нацеленных на развитие
интеллектуальных способностей
учащихся на учебный год
Формирование индивидуальных
образовательных программ (ИОП)
учащихся по предметам
сентябрь
сентябрь
в течение
года
согласно
плану
работы
ОУ
Проведение школьных интеллектуальных
мероприятий в рамках предметных
недель, тематических мероприятий,
приуроченных к знаменательным датам,
внеклассная предметная работа учителей
предметников (занятиязаседания,
оформления летописей, круглые столы,
организация выставок, поисково
исследовательская деятельность,
проектная деятельность и др.)
Участие в интеллектуальных конкурсах
Заместитель
директора по УВР,
директор школы
Руководитель ШМО
учителей
предметников,
заместитель
директора по УВР,
учителя
предметники
Руководитель ШМО
учителей
предметников,
заместитель
директора по УВР,
учителя
предметники
в течение Учителя
Вовлечение года
предметники
согласно
плану
работы
ОУ
в течение
года
Заместитель
директора по УВР,
учителя
предметники
Школьный
библиотекарь,
учитель
информатики
максимального
количества
обучающихся.
Вовлечение
максимального
количества
обучающихся.
Вовлечение
максимального
количества
обучающихся.
7
10
районного и краевого уровня («Дети и
книга», «Берендей», эколого
краеведческие конференции и другие.)
Организация участия одаренных детей в
школьном и районном этапах
Всероссийской олимпиады школьников
Развитие логического и
интеллектуального мышления учащихся
через чтение интернетжурналов научной
и учебной направленности (Интернет
журнал «Эйдос»
http://www.eidos.ru/olymp/index.ht
m , интернетжурнал для младших
школьников «Опять»
http://irc43.ru/internet-zhurnal-
dlya-mladshikh-shkolnikov-
qopyatq.html)
11 Подписка на периодический журнал
«Юный эрудит»
в течение
года
Школьный
библиотекарь
12
13
Работа с педагогическими кадрами.
Семинары по теме: «Особенности
обучения одаренных детей»
Работа с родителями. Проведение
лекториев для родителей по темам:
«Сложности психического развития
одаренных детей», «Развитие и
формирование одаренности в процессе
обучения, воспитания и общения»
В
течение
года
По плану
ОУ
Заместитель
директора по УВР,
руководители ШМО
учителей
предметников
Заместитель
директора по УВР,
кл. руководители
14 Отслеживание результативности участия
школьников в олимпиадах различного
уровня
В конце
года
Заместитель
директора по УВР
Повышение интереса к
чтению научного
журнала
Повышение уровня
педагогического
мастерства с
одаренными детьми
помощь родителей в
работе с одаренными
детьми
Определение уровня
овладения знаниями
и умениями
мотивированных
детей
Результативное
представление о
потенциале школы
Проектирование
перспективной
траектории
развития школы
(отбор и дальнейшее
развитие одаренных
детей)
Условия успешной работы с одаренными учащимися: Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с
этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных
подсистем работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация
системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных
направлений работы школы.
Постоянная работа по совершенствованию учебновоспитательного процесса с
целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Программа подготовки учащихся к олимпиадам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.