Программа предмета по выбору "Земля во Вселенной"(9 класс, физика).
Оценка 5

Программа предмета по выбору "Земля во Вселенной"(9 класс, физика).

Оценка 5
Образовательные программы
docx
физика +1
9 кл—11 кл +1
21.01.2018
Программа предмета по выбору   "Земля во Вселенной"(9 класс, физика).
Курс «Земля во Вселенной» построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые на уроках физики, математики, географии, химии, биологии, природоведения и интегрирован с астрономией, математикой и другими естественными дисциплинами. Сейчас учащиеся получают отрывочные, краткие, не систематизированные сведения о планетах, звёздах, Солнце, других небесных телах. Курс даст возможность более глубоко удовлетворить познавательные интересы к естественнонаучной картине мира, расширить и углубить знания о родной планете, других объектах, развить интеллектуальные и творческие способности. Новизна программы системе подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счёт практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включённых в единый метод научного познания. Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретённых знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике и астрономии, через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания. Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностнозначимых характеристик. Концепция. Предусмотрена деятельность учащихся не только по теоретическому научному познанию Вселенной, решению задач, выполнению творческих заданий и исследовательских работ, но и по реализации компетентностного подхода в естественнонаучном и экологическом образовании старшеклассников.Земля во Вселенной. Программа предмета по выбору для учащихся 9 класса. Данная программа предназначена для учащихся 9 классов в рамках изучения актуальных вопросов астрономии, для расширения практических умений и углубления и закрепления знаний, учащихся по астрономии и физике. Программа предмета по выбору рекомендуется для использования учителям школ
Земля во Вселенной 9 класс Уразбаева С.У..docx

Костанайская область Карабалыкский район

средняя школа имени Абая Кунанбаева

 

 

 

 

 

Программа предмета по выбору

 

 

Земля во Вселенной.

 

9 класс

 

 

 

Составитель: учитель физики и астрономии

Уразбаева Сыркуль Урунтаевна

 

 

 

 

 

 

2017

 

      Автор: Уразбаева С.У.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Земля во Вселенной. Программа  предмета по выбору для учащихся 9 класса.

 

 

Данная программа предназначена для учащихся 9 классов в рамках изучения актуальных вопросов астрономии, для расширения практических умений и углубления и закрепления знаний, учащихся по астрономии и физике.

 

 

Программа предмета по выбору рекомендуется для использования учителям школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карабалык – 2017

Пояснительная  записка

Курс «Земля во Вселенной» построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретённые на уроках физики, математики, географии, химии, биологии, природоведения и интегрирован с астрономией, математикой и другими естественными дисциплинами. Сейчас учащиеся получают отрывочные, краткие, несистематизированные сведения о планетах, звёздах, Солнце, других небесных телах. Курс даст возможность более глубоко удовлетворить познавательные интересы к естественнонаучной картине мира, расширить и углубить знания о родной планете, других объектах, развить интеллектуальные и творческие способности.

Новизна программы системе подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счёт практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включённых в единый метод научного познания.

Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретённых знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике и астрономии, через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания.

Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых характеристик.

Концепция. Предусмотрена деятельность учащихся не только по теоретическому научному познанию Вселенной, решению задач, выполнению творческих заданий и исследовательских работ, но и по реализации компетентностного подхода в естественнонаучном и экологическом образовании старшеклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели  курса:

ü  формирование образовательной компетентности ученика по астрономии через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности;

ü  сформировать цельную единую картину научных сведений о Вселенной, удовлетворяя индивидуальные познавательные интересы учащихся в процессе их познавательной и творческой деятельности;

ü  развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению астрономии и физики;

ü  развитие способностей к коммуникативной деятельности: использование гибких межличностных взаимодействий, разнообразных форм общения (монолога, диалога) в процессе обучения;

ü  развитие способностей к саморефлексии собственной деятельности;

ü  развитие способностей к самоопределению с учетом собственных интересов и склонностей;

ü  расширение знаний, формирование умений самостоятельной работы с различными источниками информации, применение знаний на практике; формирование познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи курса:

ü  создать условия учащимся для реализации своего интереса к физике, астрономии, выбранному профилю обучения;

ü  овладеть методами исследования различных явлений природы, познакомиться с новыми прогрессивными идеями и взглядами;

ü  способствовать развитию логического мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности;

ü  способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию;

ü  развивать творческие способности учащихся;

ü  формировать навыки разработки и презентации проектов;

ü  развивать культуры исследовательской деятельности;

ü  овладение учащимися способами применений знаний, а также интеллектуальных и практических умений в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы.

Ожидаемые  результаты  данной  программы.

Курс  должен помочь  учащимся:

ü  получить новые дополнительные знания по астрономии;

ü  приобрести и развить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (освоить способы анализа и отбора информации, приемов конструирования сообщения);

ü  формировать умения участвовать в дискуссии, строить логическую цепь рассуждения, выбирать средства для решения поставленных задач.

Формы проведения занятий:  лекционно-семинарские, практические, наблюдения дневные и вечерние; защита творческих, исследовательских работ, групповая и индивидуальная форма занятий;  наглядно-деятельностные методы в форме практических работ, демонстраций, моделирования; исследовательских работ; диспутов; создание эвристических ситуаций; проектная деятельность (рефераты, сообщения, занимательные задачи).

Виды  деятельности  учащихся:

ü  работа в парах, в группах (постоянного состава, сменного состава);

ü  проблемные ситуации и их обоснованное решение;

ü  проведение практических работ;

ü  подготовка презентаций.

Учащиеся  самостоятельно  выбирают:

ü  тему исследования;

ü  вид отчетной работы;

ü  литературу, с помощью которой работают над темой собственной работы.

Способы оценивания достижений учащихся: контроль теоретических знаний; оценка полноты и правильности выполнения практических заданий; защита творческих, исследовательских заданий и проектов.

Темы  проектов  (примерные):

1.      Развитие представлений о Вселенной.

2.      Важнейшие достижения в освоении космоса.

3.      Земля – планета Солнечной системы.

4.      Природа Венеры и Марса.

5.      Характеристика планет земной группы.

6.      Характеристика планет гигантов.

7.      Кометы и их природа.

8.      Характеристика малых тел Солнечной системы.

9.      Солнце и его влияние на жизнь Земли.

10. Наша Галактика.

11. Система «Земля - Луна».

12. Физическая природа звёзд.

13. Одиноки ли мы во Вселенной?

14. Происхождение планет.

15. Солнце – ближайшая к нам звезда.

16. Двойные звёзды.

17. НЛО – миф или реальность?

18. Солнце и жизнь на Земле

19. Как и зачем человек познает Вселенную?

20. Видимое движение планет.

Ожидаемые  образовательные  результаты:

ü  успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;

ü  опыт дискуссии, проектирования, работы в коллективе, написании реферата;

ü  умение искать, отбирать и оценивать информацию, систематизировать знания;

ü  возможность обоснованного выбора дальнейшего способа образования;

ü  как применять законы физики и астрономии для объяснения явлений происходящих в природе;

ü  как использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;

ü  накапливание опыта эмоционально-оценочной деятельности и вырабатыванию собственных оценочных суждений, стимулирующих учащихся сознательно и ответственно подходить к получению знаний.

Критерии  успешности:

ученик  получает  зачет  при  условии:

ü  инициативно и качественно выполняет задания;

ü  успешно готовит проект, по предложенной теме, или выбранной самим;

ü  участвует в публичной презентации своей работы;

ü  участие в практических занятиях;

ü  умеет работать в группах.

Динамика  интереса  к  курсу  фиксируется:

ü  анкетированием на первом и последнем занятии;

ü  собеседованием в процессе работы;

ü  заключительным анкетированием.

В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны:

знать:

ü  законы Кеплера – основу небесной механики;

ü  способы определения расстояний до небесных тел Солнечной системы;

ü  способы определения размеров небесных тел Солнечной системы;

ü  физические характеристики малых планет с, входящих в Солнечную систему;

ü  внутреннее строение планет;

ü  внутреннее строение Солнца;

ü  строение атмосферы Солнца;

ü  состав нашей Галактики;

ü  происхождение и эволюцию галактик;

уметь:

ü  пользоваться подвижной картой звездного неба, узнавать по ней, какие созвездия видны в данный момент времени;

ü  находить страны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

ü  отыскивать на небе Большую и Малую Медведицу (с Полярной звездой), Кассиопею, Лиру (с Вегой), Орел (с Альтаиром), Лебедь (с Денебом);

ü  определять по «Школьному астрономическому календарю» планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время;

ü  работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;

ü  получать информацию из различных источников;

ü  по формуле вычислять расстояние до небесных тел Солнечной системы;

ü  пользоваться дополнительной литературой, справочниками;

ü  пользоваться Internet ресурсами;

ü  проводить практические работы по данной теме;

ü  умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий и идеализации при объяснении астрономических вопросов;

ü  обобщать знания об исследовании проблемы жизни и разума во Вселенной;

описывать:

ü  геоцентрическую и гелиоцентрическую систему мира;

ü  строение Солнечной системы;

ü  химический состав атмосфер планет;

ü  формы рельефа поверхностей большинства планет;

ü  физическую природу звёзд;

объяснять:

ü  смену времён года на Земле и других планетах;

ü  смену фаз Луны;

ü  почему с Земли видна одна сторона Луны;

ü  как происходят солнечные и лунные затмения;

ü  по каким характеристикам планеты делятся на две основные группы – планеты земной группы и планеты – гиганты;

ü  пространственную скорость звёзд;

ü  различия спектров звёзд;

характеризовать:

ü  планеты – гиганты;

ü  планеты земной группы;

ü  химический состав планет;

ü  спутники планет;

приводить:

ü  отличия планет гигантов от планет земной группы;

ü  современные теории об источнике энергии в недрах Солнца;

ü  аргументы о том, что жизнь Земли неразрывно связана с проявлением солнечной активности;

ü  примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего мира;

анализировать:

ü  причинно– следственные связи при объяснении влияния солнечной активности на околоземное пространство и явления в атмосфере Земли;

соблюдать:

ü  правила техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

Кол-во

Тема

Цели и задачи

ОСУМ

Введение -5

1/1

1

Астрономия

Дать понятия б астрономии  и её значении

2/2

1

Созвездия. Звездные карты. Небесные координаты

Принципы определения географических координат по астрономическим наблюдениям

3/3

1

Определение географической широты по астрономическим наблюдениям. Эклиптика.

Ознакомить с созвездиями, звездными картами

4/4

1

Видимое движение Луны. Ночное звездное небо

Ознакомить с созвездиями, звездными картами

5/5

1

Понятие о способах счёта времени и практическое применение астрономии

Дать понятия  о счете времени и применении календарей

Строение Солнечная система -5

6/1

1

Борьба за научное мировоззрение. Состав и масштабы Солнечной системы.

Атеистическое значение гелиоцентризма. Способы определения расстояний до тел Солнечной системы

7/2

1

Конфигурации и условия видимости планет. Законы Кеплера.

Показать основ. Законы Кеплера и их применимость на  практике

8/3

1

Закон всемирного тяготения и его следствия. Тест №1

Дать Закон всемирного тяготения, для решения задач ряда астрономических проблем

9/4

1

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Умение вычислять линейные размеры небес. Тел по их известным угловым размерам.

10/5

1

Обобщение материала.

Контроль знаний и умений.

Физическая природа Солнечной системы -6

11/1

1

Система Земля – Луна.

Изучить основные географические характеристики Земли и околоземного космического пространства

12/2

1

Луна – естественный спутник. Планеты земной группы

Познакомить с физической природой Луны и современными методами её исследований

13/3

1

Планеты – гиганты.

 

Разобрать основные особенности планет- гигантов и их спутников

14/4

1

Малые тела Солнечной системы

Объяснить закономерности движения астероидов и комет

15/5

1

Круглый стол «Солнечная система»

Контроль знаний и умений

16/6

1

Современные представления о происхождении С.с.

Контроль знаний и умений, творческие работы

Солнце и звёзды – 10

17/1

1

Общее строение и атмосфера Солнца

Дать общие представления о Солнце, его внутреннем строением и свойством

18/2

 

 

1

Солнечная активность и её влияние на Землю

Дать представление об активных образованиях в Солнечной атмосфере

19/3

1

Звёзды. Расстояние до них

Познакомиться с разнообразием мира звёзд и определения расстояния

20/4

1

Светимость и абсолютная Зв. величина

Ввести и закрепить понятия светимости и абсолютной Зв. величины

21/5

1

Двойные звёзды. Принципы определения масс звёзд

Рассказать о принципах и методах определения масс звёзд

22/6

1

Спектрально-двойные звёзды

Расширить и углубить представления о природе звезд.

23/7

1

Цефеиды и физические переменные звёзды других типов

Пояснить основные особенности физической природы нестационарных  звезд

24/8

1

Разнообразие звёзд характеристик и их основные закономерности.

Обобщить  полученные о звездах знания

25/9

1

Решение задач по теме «Солнце и звезды»

Выработка умений и навыков

26/10

1

Конференция «Солнце и звезды »

Контроль знаний и умений

Вселенная -8

 

27/1

1

Структура Галактики. Звездные скопления и звездные ассоциации.

Формирование общих представлений о структуре нашей галактики

28/2

1

Диффузная материя. Движение звезд в Галактике

Показать роль диффузной материи и её проявлении в Галактике.

29/3

1

Звездные системы – Галактики. Метагалактика. Космология.

Дать общие представления о природе звёздных систем, о метагалактике

30/4

1

Наблюдение Солнца (дневное)

Практическое занятие по определению расстояний и яркости Солнца

31/5

1

Происхождение и развитие звезд и Солнца

Познакомить учащихся о современных проблемах звёздной космологии

32/6

1

Конференция «Строение и эволюция Вселенной»

Контроль знаний и умений

33/7

1

Происхождение планетных систем

Познакомить уч-ся современными проблемами планетарной космологии

34/8

1

Защита проектов «Жизнь и разум во Вселенной»

Контроль знаний и умений по всему курсу

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  программы

I.Введение

Звёздное  небо.  Основные  созвездия

Введение. Астрофизика-ведущий раздел современной астрономии. Цель занятий данного курса. Основные вопросы, изучаемые в курсе. Физика и астрономия – науки о природе. Вклад в науку о природе ученых: Коперника, Галилея, Ломоносова, Кеплера, Ньютона, Эйнштейна.

Научные методы изучения природы. Методы астрономических исследований и инструменты. Роль наблюдений и астрономии.

Практическая направленность астрономии и физики. Наблюдения астрономов позволяют: ориентироваться на местности, определять географические координаты, изучать движение Земли и планет, исследовать явления, происходящие в Космосе.

Астрономия изучает движение небесных тел, природу, происхождение и развитие. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: астрон– звезда и номос– закон. Развитие представлений о солнечной системе.

Физика – наука о природе. В науку это слово ввел древнегреческий ученый Аристотель (384-322 г. до н.э.). Человек живет в мире природы, это все то, что нас окружает, и сам является частью природы.

Наблюдение картины звездного неба (безоблачная и безлунная ночь).Изменение вида звездного неба в течение суток. Ввести понятие небесная сфера» – это воображаемая сфера произвольного радиуса, ось мира, полюсы мира Р и Р1, высота светила, азимут, кульминации. Созвездия, их количество, названия, обозначения самых ярких звёзд в созвездии. Суточное вращение звёздного неба.

II.Оптические  телескопы.  Радиотелескопы

Оптические телескопы. Радиотелескопы. Блеск и цвет небесных тел. Применение фотоэлементов для изучения небесных тел. Спектры и спектральный анализ. Космические исследования. Устройство и принцип действия телескопа-рефрактора, телескопа-рефлектора, зеркально-линзового телескопа.    Космический аппарат «Вега», радиотелескоп. Ознакомить учащихся с элементами сферической и практической астрономии. Показать, что благодаря радиотелескопам и внеатмосферной (космической), астрономия из оптической прекратилась во всеволновую.

 

 

III. Основы счета времени

Дать понятие о том, как вводятся различные системы счёта времени (местное, поясное, летнее). Тропический год – 365 суток 48 минут 46 секунд (365, 2422 суток) Солнечный календарь. Юлианский и Григорианский календари.

Основы измерения времени (связь времени с географической долготой). Календарь, сутки, синодический месяц, тропический год, лунно-солнечные основы календарей.

Дать представление о календаре как системе счёта длительных промежутков времени. Тропический год – как основа солнечного календаря. Юлианский календарь (старый стиль). Григорианский календарь (новый стиль). Современные способы счисления времени. Основы измерения времени (связь времени с географической долготой).

 

 

 

 

 

IV. Солнце наша звезда.

Солнечная  активность  и  солнечно - лунные  связи

Солнце – наша Звезда, источник света и тепла, энергии и жизни на Земле.  Общие сведения о Солнце (размеры, масса, температура, плотность, светимость). Спектр и температура Солнца. Солнце – плазменный шар. Строение Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, химический состав). Представление о солнечной системе.

Астрономия в древности. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения. Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия. Яркие звезды. Занятие желательно пронеси в форме эвристической беседы, опираясь на жизненный опыт школьников, используя при том «схему взаимного расположения основных созвездий и ярких звезд».

Видимое годичное движение Солнца.

День весеннего равноденствия –  21 марта

День осеннего равноденствия   –  23 сентября

День летнего солнцестояния     –  22 июня

День зимнего солнцестояния    –  22 декабря

Солнечная активность и солнечно-лунные связи. Определение солнечной активности. Солнечные пятна, фотосферные факелы, хромосферные вспышки,протуберанцы. Солнечное излучение и его влияние на землю. Проблема «Солнце – Земля». Воздействие Солнца на Землю. Новые проекты по исследованию Солнца. Работы Чижевского.

V. Физическая  природа  малых  тел  Солнечной системы

Объяснить учащимся, что кометы, метеоры, метеориты, астероиды образуют комплекс малых тел Солнечной системы. Сходство и отличие от планет и их спутников. Рассмотреть физическую природу малых тел Солнечной системы. Размеры, масса, орбиты астероидов. Кометы. Вид, строение, форма, орбита, природа, развитие комет. Кометы Галлея, Энке.

VI. Метеоры  и  метеориты.  астероиды.кометы

Метеоры и болиды - «падающие звёзды», Болиды – массивные метеорные тела. Определение метеоров и метеоритов, их размеры, масса. Метеорные потоки. Структура метеорных потоков. Связь метеорных потоков с кометами.

VII. Планеты  земной  группы

Планеты и их спутники. Две большие группы планет. Планеты – их 9. Пять из них можно наблюдать невооруженным глазом. Остальные три с помощьютелескопа.

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) – планетная система как комплекс небесных тел, объединенных не только упорядоченностью движения, но и общностью физических свойств. Происхождение планет, атмосфера, поверхность, внутреннее строение, наличие магнитного поля. Спутники планет. Видимое движение планет. Общая характеристика планет земной группы: размеры, масса, плотность, ускорение свободного падения, происхождение, строение, поверхность, атмосфера, физические условия. Спутники планет, планеты и жизнь.

VIII. Планеты гиганты

Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Особенности строения и вращения вокруг осей. Общая характеристика: размеры, масса, плотность, ускорение свободного падения, происхождение, строение, поверхность, атмосфера, физические условия. Спутники планет – гигантов, кольца, планеты и жизнь.

IX. Наша  Галактика - Млечный  путь

Галактика – это большие звёздные системы, в которых звёзды связаны друг с другом силами гравитации. Наша Галактика. Структура нашей Галактики. Распределение звёзд в Галактике. Состав Галактики. Млечный путь и Галактика. Диффузное вещество. Магнитное поле и космические лучи. Электромагнитные излучения Галактик. Многообразие Галактик. Система галактик и крупномасштабная структура Вселенной.

X. Заключительное  занятие:

«Земля во Вселенной»

Заключительное занятие: «Вселенная». Заслушивание рефератов. Доказательство материального единства Вселенной и возможности его познания.  Защита проектов «Жизнь и разум во Вселенной».

В конце занятия дать заключение по каждому сообщению учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля

1.        Что изучает астрономия?

2.        Приведите примеры явлений, изучаемых в курсе астрономии и в курсе физики.

3.        Какие научные методы изучения природы используют в астрономии и в физике?

4.        Какие практические потребности человечества привели к появлению астрономии в древности?

5.        Для чего астрономия нужна в наши дни?

6.        Приведите примеры астрономических приборов.

7.        На каких явлениях и законах основано действие этих приборов?

8.        Увеличивает ли телескоп видимые размеры звёзд?

9.        Какие сведения о небесных телах можно получить, используя радиотелескопы?

10.   Назовите сведения астрономического характера, которые вы получили при изучении физики, химии, математики, географии, естествознания.

11.   С помощью, каких инструментов выполняются астрономические наблюдения?

12.   Смонтируйте имеющуюся в «школьном астрономическом календаре» подвижную карту звездного неба.

13.   Что такое созвездие?

14.   Назовите созвездия, которые вы знаете.

15.   Как называются звёзды ярких созвездий?

16.   Можно ли измерить высоту ярких звёзд?

17.   Как находить стороны света по Полярной звезде?

18.   Почему Полярная звезда почти никогда не меняет своего положения?

19.   Что такое небесная сфера?

20.   Какие наблюдения убеждают в суточном вращении небесной сферы?

21.   В каких зодиакальных созвездиях Солнце бывает летом, осенью, зимой, весной?

22.   Чем замечательны дни равноденствий и солнцестояний?

23.   Назовите даты, когда явления равноденствий и солнцестояний происходят.

24.   В чём сущность и значение открытия Коперника для астрономии?

25.   В чём сущность гелиоцентрической и геоцентрической системы мира? В чём их существенное различие?

26.   Каков период обращения Земли вокруг Солнца?

27.   В каком часовом поясе мы живём?

28.   По какому календарю (юлианскому или григорианскому) мы живём?

29.   Какой год считается високосным?

30.   Почему годы 1700, 1800, 1900, 2100 не считаются високосными?

31.   Какие методы изучения природы используют в астрономии?

32.   Что такое звезда?

33.   Какую роль сыграли астрономические открытия для развития физики в прошлом и в настоящее время? Приведите несколько примеров.

34.   Что такое планета? Чем планеты отличаются от звёзд по физическим характеристикам?

35.   Что представляет астрономическая картина мира?

36.   Что вы знаете о появлении жизни на Земле?

37.   Почему Млечный Путь проходит не точно по большому кругу небесной сферы?

38.   Какое состояние вещества является преобладающим во Вселенной?

39.   Какие химические элементы являются наиболее распространёнными во Вселенной, а какие на – Земле?

40.   Покажите, что законы природы, открытые на Земле, справедливы и в комическом пространстве?

41.   Чему равен период обращения кометы Галлея?

42.   Что вы знаете о радиотелескопе «РАТАН – 600»?

 

 

 

 

 

 

 

Анкеты

Анкета  для  учащихся  № 1  (вводное  анкетирование)

1.      Фамилия, имя  ученика.

2.      Почему ты выбрал элективный курс «Удивительная Вселенная»?

3.      Что ты хочешь получить от занятий?

4.      Какому способу организации учебно-познавательной деятельности ты отдаешь  предпочтение:

             – самостоятельной работе с источниками информации;

             – решению задач;

             – выполнению практической (лабораторной) работы;

             – объяснению учителя или... ?

Анкета  для  учащихся  № 2  (итоговое анкетирование)

1.          Фамилия, имя ученика.

2.          Название посещаемого курса.

3.          Получил (а) ли ты то, что ожидал (а) от курса?

4.          Интересно ли было на занятиях?

5.          Какой урок тебе запомнился больше всего? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

Литература  для  учителя

1.      Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М: Наука, 2011.

2.      Бронштэйн В.А. Гипотезы о звездах и Вселенной. – М.: Наука, 2004.

3.      Гуревич Л.Э. Чернин А.Д. Происхождение галактик и звезд. – М.: Наука, 2012.

4.      Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Просвещение, 2001.

5.      Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. – М: Просвещение, 2009.

6.      Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. – М.. Наука. 2001.

7.      Заботин В.А., Комиссаров В.П. Контроль знаний, умений и навыков, учащихся при изучении курса «Физика и астрономия». – М.: Просвещение, 2006.

8.      Зигель Ф.Ю. Лунные горизонты. – М.: Просвещение, 2011.

9.      Кононович Э.В. Солнце – Дневная звезда. – М: Просвещение, 2012.

10.     Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Наука, 2010.

11.     Левитан Е.П. Физика Вселенной. – М.: Наука, 2012.

12.     Левитан Е.П. Астрономия. – М: Просвещение, 2009.

13.     Левитан Е.П. Астрофизика-школьникам. – М.: Просвещение, 2009.

14.     Марленский А.Д.Основы космонавтики. – М: Просвещение, 2010.

15.     Навашин М.С. Телескоп астронома любителя. – М.: Наука, 2011.

16.     Физика и астрономия под ред. Пинского А.А., В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 2012.

17.     Цесевич В.П.Что и как наблюдать на небе. – М: Наука. 2011.

18.     Чаругин В.М. Астрофизика. – М.: Просвещение, 2001.

19.     Шкловский И.С. Вселенная жизнь и разум. – М.: Наука, 2008.

20.     Школьный астрономический календарь на данный учебный год.

21.     Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 2010.

 

 

 

 

Литература  для  учащихся

1.      Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. –М: Наука, 2011.

2.      Бронштэйн В.А. Гипотезы о звездах и Вселенной. – М.: Наука, 2008.

3.      Гуревич Л.Э. Чернин А.Д. Происхождение галактик и звезд. – М.: Наука, 2006.

4.      Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. – М.: Просвещение, 2011.

5.      Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. – М.. Наука. 2013.

6.      Зигель Ф.Ю. Лунные горизонты. – М.: Просвещение, 2011.

7.      Кононович Э.В. Солнце – Дневная звезда. – М: Просвещение, 2011.

8.      Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Наука, 2001.

9.      Левитан Е.П. Физика Вселенной. – М.: Наука, 2006.

10.     Левитан Е.П. Астрономия. – М: Просвещение, 2006.

11.     Левитан Астрофизика-школьникам. – М.: Просвещение, 2013.

12.     Марленский А.Д. Основы космонавтики. – М: Просвещение, 2011.

13.     Школьный астрономический календарь на данный учебный год.

14.     Энциклопедический словарь юного астронома. – М.: Педагогика, 2011.


 

Костанайская область Карабалыкский район средняя школа имени

Костанайская область Карабалыкский район средняя школа имени

Автор: Уразбаева С.У.

Автор: Уразбаева С.У.

Пояснительная записка Курс «Земля во

Пояснительная записка Курс «Земля во

Концепция. Предусмотрена деятельность учащихся не только по теоретическому научному познанию

Концепция. Предусмотрена деятельность учащихся не только по теоретическому научному познанию

Цели курса: ü формирование образовательной компетентности ученика по астрономии через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности; ü сформировать цельную единую картину научных сведений о

Цели курса: ü формирование образовательной компетентности ученика по астрономии через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности; ü сформировать цельную единую картину научных сведений о

Ожидаемые результаты данной программы

Ожидаемые результаты данной программы

Способы оценивания достижений учащихся: контроль теоретических знаний; оценка полноты и правильности выполнения практических заданий; защита творческих, исследовательских заданий и проектов

Способы оценивания достижений учащихся: контроль теоретических знаний; оценка полноты и правильности выполнения практических заданий; защита творческих, исследовательских заданий и проектов

Критерии успешности: ученик получает зачет при условии: ü инициативно и качественно выполняет задания; ü успешно готовит проект, по предложенной теме, или выбранной самим; ü участвует…

Критерии успешности: ученик получает зачет при условии: ü инициативно и качественно выполняет задания; ü успешно готовит проект, по предложенной теме, или выбранной самим; ü участвует…

Полярной звезде и полуденному Солнцу; ü отыскивать на небе

Полярной звезде и полуденному Солнцу; ü отыскивать на небе

Земли видна одна сторона Луны; ü как происходят солнечные и лунные затмения; ü по каким характеристикам планеты делятся на две основные группы – планеты земной…

Земли видна одна сторона Луны; ü как происходят солнечные и лунные затмения; ü по каким характеристикам планеты делятся на две основные группы – планеты земной…

Кол-во Тема Цели и задачи

Кол-во Тема Цели и задачи

Закон всемирного тяготения и его следствия

Закон всемирного тяготения и его следствия

Солнечная активность и её влияние на

Солнечная активность и её влияние на

Диффузная материя. Движение звезд в

Диффузная материя. Движение звезд в

Содержание программы I. Введение

Содержание программы I. Введение

Космические исследования. Устройство и принцип действия телескопа-рефрактора, телескопа-рефлектора, зеркально-линзового телескопа

Космические исследования. Устройство и принцип действия телескопа-рефрактора, телескопа-рефлектора, зеркально-линзового телескопа

IV . Солнце – наша звезда.

IV . Солнце – наша звезда.

Рассмотреть физическую природу малых тел

Рассмотреть физическую природу малых тел

Диффузное вещество. Магнитное поле и космические лучи

Диффузное вещество. Магнитное поле и космические лучи

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля 1

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля 1

Каков период обращения Земли вокруг

Каков период обращения Земли вокруг

Анкеты Анкета для учащихся № 1 (вводное анкетирование) 1

Анкеты Анкета для учащихся № 1 (вводное анкетирование) 1

Литература для учителя 1

Литература для учителя 1

Литература для учащихся 1

Литература для учащихся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018