Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением английского языка»
пришкольного лагеря с дневным пребыванием
Составила: Кришкевич О.А. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Название лагеря:
Тип лагеря: Школьный оздоровительный лагерь.
Форма проведения: Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей.
Продолжительность смены: 18 дней
Сменность: 1 смена.
Срок проведения: июнь
Возраст участников: 6,5 – 15 лет
Количество детей в смене:
Название проводящей организации: МБОУ СОШ № 63
Адрес: г. Новосибирск, ул. Зорге 39
Телефоны: 342-25-19
Введение
Приближается лето – пора отдыха детей. Дети отправляются в детские загородные лагеря, санатории, отдыхают в пришкольных лагерях.
Пришкольный лагерь – одна из наиболее востребованных форм отдыха детей школьного возраста. Отдых детей в летних пришкольных лагерях уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Здесь дети могут получить дополнительные знания, поправить здоровье и просто отдохнуть. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие экологической личности и формирование навыков здорового образа жизни. Летний оздоровительный лагерь на сегодняшний день располагает наиболее доступным способом оздоровления ребенка и воспитание у него ценностного отношения к своему здоровью.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас неизведанными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших.
Один из основных
принципов нашего лагеря – уважительное отношение к природе. Сегодня среда
обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы
сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько
для выживания человека.
Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни
каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и
сохранить окружающий мир.
Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать,
как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь
остановить его.
Большое внимание в этой программе уделяется и здоровью. Среди
элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота
о теле.
Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является
комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет
различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного
лагеря.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
· Продолжение учебного процесса в условиях лета;
· Проблема летней занятости детей;
· Укрепление здоровья учащимися.
Цели программы:
- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и
природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как
источнику радости и творчества людей;
- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о
природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с
природой;
- воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым
насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в
микросреде;
- укрепление здоровья;
- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию
отдыха и оздоровления детей,
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.
Задачи смены:
- организация
интересного, полноценного отдыха ребёнка.
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
- организация совместной деятельности детей и взрослых.
-
оказание методической и практической помощи в организации и проведении
мероприятий.
- формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
- совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
- создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы;
-
создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и
физического оздоровления;
– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
Предполагаемые результаты программы.
При активном
участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого
возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную
активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно
организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и
своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении
новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей
малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на
планете Земля и над тем, как ее сохранить.
Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного
контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений
несовершеннолетними.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно
ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут
участвовать в работе лагеря.
Условия реализации программы:
Для успешной
реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
В основу реализации программы заложены разнообразные направления и виды деятельности. Направления деятельности обозначены семи цветами радуги, каждый из которых соответствует определенному виду деятельности:
Красный – Гражданско – патриотическая деятельность;
Оранжевый – Художественно- творческая деятельность;
Желтый – Познавательно – образовательная деятельность;
Зеленый – Экологическая и трудовая деятельность;
Голубой – Нравственно – эстетическая деятельность;
Синий – Спортивно – оздоровительная деятельность;
Фиолетовый – Культурно – досуговая деятельность.
Каждый день в пришкольном лагере проходит под одним или двумя из цветов радуги, следовательно вся деятельность этого дня соответствует данному направлению.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру. Мероприятия этого направления формируют у детей соответствующие знания о праве и правовых нормах.
Формы организации гражданско – патриотической деятельности:
Интеррактивные викторины;
Конкурсы рисунков (рисунки на асфальте)
День памяти и скорби «Никто не забыт, ничто не забыто»;
Возложение цветов к мемориалу воинам односельчанам;
Библиотечные часы;
Беседы игры, викторины по теме «Мой край родной»
Творческая деятельность – это одно из важнейших направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер. Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развить у них намеченные качества и способности. Для этого используют игры дидактические, познавательные, интеллектуально- развивающие, подвижные, ролевые и др.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Формы организации художественно- творческой деятельности:
изобразительная деятельность(оформление отрядного уголка, конкурс стенгазет и рисунков);
конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты»);
творческие конкурсы («Знакомьтесь –это мы!»);
игровые творческие программы;
концерты «Звездопад»;
творческие игры («День рекордов»);
праздники («Творческая волна»);
выставки, ярмарки.
В условиях летнего лагеря у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. Ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая социальная среда. Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что -то новое.
Отсюда основные задачи образовательно - познавательной деятельности:
· расширение знаний детей об окружающем мире;
· удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы образовательно – познавательной деятельности:
поездки, экскурсии;
посещение мероприятий ДК;
библиотечные часы;
познавательные игры и конкурсы;
тематические викторины;
психологические тесты.
Экологическая деятельность в лагере дневного пребывания направлена на формирование экологической культуры у учащихся, на развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств. Мероприятия данной направленности прививают у ребят гуманное отношение к природе, способствуют пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, систематизируют и расширяют представления детей о предметах и явлениях природы.
Основными видами деятельности в этом направлении может стать:
уход за цветниками;
организация лекториев об экологии человека (окружающая среда и здоровье человека, вредные привычки);
викторины («Лекарственные растения нашей местности» и др.)
игры «Счастливый случай», «В гостях у природы», «Зоологические забеги», «Сказочный цветочный город»);
развлекательно познавательное шоу «Мой вопрос – ваш ответ».
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений и навыков, развития трудолюбия и других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы работы:
бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, уборка места работы и отдыха);
общественно –значимый труд (уборка помещений, уборка мусора на прилегающей к школе территории).
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развить их – значит воспитывать творчески. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.
Задачи эстетической деятельности:
· пробуждать в детях чувство прекрасного;
· формировать навыки культурного поведения и общения в обществе;
· прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно- эстетического воспитания в пришкольном лагере можно много сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, произведениями искусства.
Основные формы деятельности:
посещение ДК, просмотр кинофильмов, экскурсии в музеи;
конкурсы: «Самый умный» и др.
просмотр презентаций по различным видам искусства.
экскурсии на природу.
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью физкультуры и спорта в пришкольном лагере решаются задачи физического воспитания: укрепления здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включают в себя все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у детей таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры- еще и воспитанию дружбы.
Задачи физкультурно – оздоровительной деятельности:
· вовлечение детей в различные виды физкультурно - оздоровительной работы;
· выработка и укрепление гигиенических навыков;
· расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации спортивно- оздоровительной работы:
утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на стадионе, спортивной площадке;
подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты, спортивные игры «Веселые старты»
тематический день «Олимпиада года»
Лето - время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются. Необходимо, что бы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы. Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания в лагере.
Виды досуговой деятельности:
· развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются:
посещение концертов, спортивных соревнований, представлений;
прогулки, путешествия.
· Отдых в какой то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
· Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся:
экскурсии;
дискуссии;
деловые игры.
· Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Творческие способности детей развиваются во время проведения мастер-классов и творческих мастерских.
· Общение является необходимым условием развития и формирования личности на основе общего интереса.
8.30-9.00
9.15-9.30
9.30-11.00
11.00-12.00
12.15-13.30
14.30-16.00
16.15- 16.30
16.30-17.00
Законы и правила лагеря
1. Закон хозяина
Школа наш дом, мы хозяева в нем.
Чистота, порядок, уюти покой, прежде всего зависят отнас.
2. Закон точности
Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя
3. Закон поднятой руки
Наверху увидел руку – в зале тишина, ни звука!
Уважай других и себя, слушай собеседника и воспитателя.
4. Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Сначала подумай, потом действуй.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Не стесняйся спросить совета или помощи.
5. Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности!
«РАДУГА»
Радуга повисла золотистым коромыслом
Опустив один конец в соленый океан
Чути пофантазировав, представь, что ветер свистнул
Будто над твоей мечтою разогнал туман
Припев:
Радуга,радуге радуйся
Если мечтаешь и ждешь
Милому другу обрадуйся
Если такого найдешь.
Опущу в карман себе я солнечный фонарик
Выкрою из неба голубые паруса
А из облаков себе я сделаю кораблик
И помчусь куда- нибудь,
Куда глядят глаза
Припев:
Радуга,радуге радуйся
Если мечтаешь и ждешь
Милой подруге обрадуйся
Если такую найдешь.
А когда глаза свои тихонько приоткрою
Никому не веря, что это только сон
Улыбнусь мечте своей, ладошкою прикроюсь
И увижу радугу из своих окон.
Припев:
Радуга,радуге радуйся
Если мечтаешь и ждешь
Милому другу обрадуйся
Если такого найдешь.
Ежедневные мероприятия.
Зарядка;
Занятия по интересам;
Минутка здоровья (минутка безопасности);
Час на свежем воздухе;
Послеобеденный отдых;
Подведение итогов дня.
Темы «минуток здоровья»
(«минуток безопасности»)
Правильное питание;
Мой рост и вес;
«Зеленая аптечка» на подоконнике;
Растения – лекари;
Первая помощь при укусах насекомых;
Книги о здоровье;
Содержание и назначение основных мед.препаратов аптечки;
Правила поведения на водоемах;
Безопасность на дорогах;
Техника безопасности при играх (футбол, пионербол, бег, и т.д.);
Если вас застигла гроза;
Солнце: друг или враг;
Вкусно! А полезно – ли?;
Витамин на грядке;
Болезни грязных рук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.