Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.психология
ПРОГРАММА
Летнего оздоровительного пришкольного лагеря
дневного пребывания
«Навигаторы добрых дел»
2018 год
ПРОГРАММА
Летнего оздоровительного пришкольного лагеря
дневного пребывания
«Навигаторы добрых дел»
Июнь 2018 г.
Срок выполнения программы: 01.06.2018г. по 25.06.2018г.
«На свете, кроме тебя, есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи.»
Информационная карта
Полное название программы
Школьный лагерь с дневным пребыванием «Навигаторы добрых дел »
Авторы программы:2
– Заместитель по воспитательной работе МОБУ «СОШ №»
– Начальник лагеря дневного пребывания МОБУ «СОШ №»
Адрес организации
Школьный лагерь дневного пребывания МОБУ «СОШ №»
Цель программы создание оптимальных условий для укрепления здоровья, полноценного отдыха
детей и непрерывного воспитательного процесса в области волонтерского воспитания (развитие
творческой познавательной активности и практических навыков волонтерства).
Специализация программы: волонтерское
Сроки проведения
1 лагерная смена (21 день)
Место проведения:
«МОБУ «СОШ №»
Общее количество участников
40 детей.
География участников
Учащиеся 111 классов
Условия участия в программе
Заявление родителей, наличие документов: свидетельство о рождении, копия медицинская справка.
Условия размещения участников
Помещения: МОБУ «СОШ №»
Краткое содержание программы
Ребята занимаются проектной, творческой, познавательной и волонтерской деятельностью.3
Пояснительная записка
В период летнего оздоровительного отдыха в школах организуются летние пришкольные лагеря
дневного пребывания. Летом 2018г. в МОБУ СОШ № одним из направлений станет волонтерская
деятельность. Из числа учащихся 111 классов будут созданы волонтерские отряды, на базе которого
и будет реализована программа «Навигаторы добрых дел». Программа названа «Навигаторы добрых
дел» не случайно. Как известно, волонтеры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела.
Волонтеры (от англ.Volunteer доброволец) – это люди, делающие чтолибо по своей воле, по
согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации это свободные
союзы людей, объединенных какимлибо общим специальным интересом. Их деятельность связана,
как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных
волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское
движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и
свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для
личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в
единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном
виде деятельности. Программа предусматривает различные оздоровительные, досуговые, обучающие
мероприятия, которые позволят детям полноценно отдохнуть и больше узнать о волонтерском
движении. Во время летней смены ребята получают возможность окунуться в волонтерскую
деятельность более глубоко, апробировать новые формы профилактической работы. Работа отряда
выходит за пределы школы. Волонтеры будут оказывать посильную помощь ветеранам ВОВ,
ветеранам труда и одиноким пожилым людям. Будет запущена акция «Ветеран живет рядом !», где
любой желающий может оказать помощь ветеранам, одиноким пожилым людям с помощью
привлечения кружковой работы. Поделки, сделанные детьми с любовью, будут подарены ветеранам
как символ связи пожилых людей и подрастающего поколения.
Данная программа составлена для работы разновозрастной группы подростков 715 лет.
Программа рассчитана на 21 дневное пребывание в условиях пришкольного лагеря.
Цели программы:
1.Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, посредством
формирования у подростков социальной активности.
2. Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
3.Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими
позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.
Задачи:
1. Развитие волонтерского движения среди детей и подростков, формирование позитивных
установок учащихся на добровольческую деятельность.
2. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.3. Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской
деятельности, повышение социального статуса волонтера.
4. Возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
5. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий,
тематических выступлений, конкурсов и др.)
4
Принципы программы:
1. Толерантность
2. Безвозмездность
3. Патриотизм
4. Инициатива и оптимизм
5. Взаимопомощь и поддержка
6. Развитие и самореализация
Содержание деятельности и механизм реализации.
Работа отряда строится с учётом логики развития лагерной смены и делится на три основных периода.
До начала работы лагеря проходит период подготовительный. Именно в этот период закладывает
основы успешного функционирования отряда на протяжении всей лагерной смены. Главная цель этого
периода – создать необходимые условия для успешной работы летнего пришкольного лагеря и отряда
волонтёров на протяжении всей смены.
Название этапа,
длительность
Подготовительный (январь
май)
Содержание деятельности
Средства и форма
деятельности
разработка программы лагеря;
подготовка методических
материалов для участников лагеря;
проведение заседаний
оганизационной группы
лидеров;
разработка анкет;
оповещение УО о проведении
лагерной волонтерской смены;
набор участников.Организационный период
смены 1 день
5
лидерского и творческого
открытие смены;
знакомство с правилами
жизнедеятельности лагеря, игровое
знакомство участников смены;
формирование органов
самоуправления.
презентация программы смены;
проведение игр на знакомство
в отряде;
общелагерный день знакомств;
Основной период смены (19
дней)
реализация основных принципов и
идей игровой модели;
Итоговый период
(1 день)
включение детей и подростков в
различные виды деятельности;
реализация обучающей программы.
выработка перспектив
деятельности волонтерского
движения, внесение предложение
по развитию программы лагеря;
анализ качественных изменений,
произошедших с участниками смены.
проведение огоньков
«Расскажи о себе».
тренинги;
работа самоуправления;
проведение общелагерных дел;
проведение тематических дней,
деловых игр.
закрытие смены;
итоговое дело;
обобщающепроектировочная
игра;
проведение аналитической
работы в отрядах;
итоговая диагностика.
Направления реализации программы летнего пришкольного лагеря МОБУ «СОШ № »
исследовательское – осмысление и анализ существующих программ деятельности волонтерского
движения. Поиск эффективных методов и приемов для успешной деятельности волонтерского
движения. Проведение открытых дискуссий по актуальным проблемам волонтерского движения;
обучающее развитие организаторских, коммуникативных способностей; формирование лидерских
качеств.
практическое – реализация полученных умений и навыков на практике: проведение акций,
тематических мероприятий;
содержательнообобщающее итоговая обобщающепроектировочная игра: разработка способов и
форм реализации волонтерских проектов.
Главная идея
1. Каждая минута жизни – твой ШАНС сделать доброе дело!
2. Каждый человек, встретившийся на твоем пути – твой ШАНС помочь ближнему.
Наглядное оформление лагеря
1. Название лагеря, эмблема.6
2. Стенд, отражающий жизнь лагеря:
Рубрики:
Режим дня
Уголок здоровья
«Календарь настроения»
План на день
«Поздравляем!» (итоги конкурсов, спортивных соревнований)
Стенгазета «Ой, что у нас было!».
Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского формирования – педагоги, психолог и актив волонтеров. Важным
условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает
координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности,
организует работу волонтеров.
Стать волонтером может любой подросток от 715 лет.
Функции волонтеров в профилактической работе:
проведение профилактических занятий или тренингов;
проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
распространение информации (расклейку плакатов и творческую деятельность (поделки).
Для привлечения учащихся к профилактической работе, желательно сделать так, чтобы участие в
волонтерской команде было привлекательным для ребят. Этому может способствовать наличие
красивой формы для участников, положительные отзывы педагогов школы.
Привлечь волонтеров можно с помощью актива волонтеров и листовок, распространённых среди
учащихся школы.
Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются позже, когда учащиеся уже
включаются в деятельность.
1.
2. Отряд будет функционировать на базе МОБУ «СОШ №».
Используемое оборудование и материалы:
1. Бумага для печатания, ручки карандаши, фломастеры.
2. Цветная бумага.
3. Тетради для записи воспоминаний, тетрадь фотофиксаций.
4. Ватманские листы.
5. Папки для хранения собранных материалов, письменных документов, фотографий, писем.
6. Цифровой фотоаппарат.7
7. Компьютер.
8. Принтер.
Важной составляющей деятельности волонтерского отряда является планирование, которое
позволяет четко определить цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно
использовать все имеющиеся ресурсы, обеспечивает стабильное развитие волонтерского
формирования.
Начинать планирование надо с определения концепции формирования отряда, и к какой цели он
стремится.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы формирование в ходе деятельности более ответственной,
адаптированной, толерантной личности.
увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и
проведение альтернативных мероприятий;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых районом,
городом.
Укрепление здоровья детей.
Воспитательный эффект волонтерского отряда будет заключаться в том, что во время пребывания в
пришкольном лагере дети и подростки, пропустив идею волонтёрства через себя, узнают, что эта
деятельность не просто развлечение, а выражение их жизненной позиции, ответственности, желание
изменить этот мир к лучшему.
РАСПОРЯДОК ДНЯ
Пришкольного лагеря дневного пребывания «Навигаторы добрых дел»
в МОБУ «СОШ №»
9.00 Прием детей.
9.009.15 Зарядка.
9.159.30 Линейка.
9.3010.00 Завтрак.
10.0012.30 Тренинг, отрядные дела, спортивные мероприятия, оздоровительные – волонтерские
мероприятия (по плану).8
12.3013.00 Личное время.
13.0013.40 Обед.
13.4014.40 Конкурсные программы, отрядные и спортивные мероприятия.
14.4014.55 Полдник.
15.00 Уход домой.
Календарно – тематическое планирование мероприятий
в летнем пришкольном лагере
дневного пребывания в 2018 году
1.06.2018
Пт.
День Знакомства
Линейкаоткрытие летнего лагеря
Вводное занятие в школе «Юный волонтер» на тему «Откройте сердце доброте»
Игра –квест «Вместе весело шагать» (посвященная дню защиты детей)
2.06.2018
Сб.
День Тренинга
Фитнес зарядка.
Занятие в «Навигаторы добрых дел» «Тренинг для волонтеров новичков»
Конкурсно – развлекательная программа «Ура! Каникулы!»
4.06.2018
Пн.
День Акции
Фитнес – зарядка.9
Занятие в «Навигаторы добрых дел» «Волонтерское движение в лагере» (создание группы в школе и
проведение благотворительной акции )
Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание помощи ветеранам ВОВ и труда)
5.06.2018
Вт.
День интеллектуальных игр
Фитнес зарядка.
Занятие в «Навигаторы добрых дел» «Люди существуют друг для друга»
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
6.06.2018
Ср.
День Мастеркласса
Фитнес зарядка.
Спортивные соревнования «Ловкие, сильные, смелые».
Мастер – класс «Поделки – не безделки!»
7.06.2018
Чт.
День Профилактики ПАВ
Фитнес – зарядка.
Тренинг в «Навигаторы добрых дел» “Умей сказать: “Нет!”
Игровая программа "Что мы знаем о здоровье»
Выпуск и распространение буклетов о вреде употребления ПАВ “Мифы и реальность”
8.06.2018
Пт.
День волонтерства
Фитнес зарядка
Акция « Нашему селу, порядок и чистоту!»Занятие в «Навигаторы добрых дел» «Волонтерство мода или добро»
10
9.06.2018
Сб.
День Спорта
Фитнес зарядка.
Комический футбол
Конкурс газет «Мы и спорт»
11.06.2018
Пн.
День видео конференции
Фитнес зарядка.
Профилактическая акция «Сделай выбор в пользу жизни! »
Видео конференция с МОБУ СОШ №60 ( по вопросам волонтерства)
Фитнес – зарядка.
Игра квест «Ищем клад»
12.06.2018
Вт.
День Квеста
13.06.2018
Ср.
День здоровья.
Тренинговые занятия для волонтеров ( по графику).
Конкурс рисунков «Здоровье глазами детей».
Спортивные соревнования.
Круглый стол «Береги здоровье смолоду!»
Концертноигровая программа.
14.06.2018Чт.
11
День леса.
Тренинговые занятия для волонтеров (по графику).
Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».
Операция «Помощь другу».
Отрядные викторины «Загадки леса».
Концертноигровая программа.
15.06.2018
Пт.
День эрудита.
Тренинговые занятия для волонтеров (по графику).
Эрудитмарафон (большая командная игра).
Концертноигровая программа.
16.06.2018
Сб.
День смеха.
Тренинговые занятия для волонтеров (по графику).
«Смешная эстафета» (спортивные мероприятия).
Вечер веселых историй.
18.06.2018
Пн.
День волонтера.
Тренинговые занятия для волонтеров (по графику).
Ролевая игра «Секреты общения».
Постановка «Сказака про сухомятку».
Мастеркласс «Навыки конструктивного общения».
Концертноигровая программа.12
День Нептуна.
Концерт для родителей «Наши таланты».
Концертноигровая программа.
19.06.2018
Вт.
20.06.2018
Ср.
День волонтерского проекта.
Тренинговые занятия для волонтеров (по графику).
Деловая игра «Волонтерский проект».
Концертноигровая программа.
21.06.2018
Чт.
День безопасности.
Тренинг для волонтеров по программе «Ключи жизни».
Отрядные беседы «Азбука поведения на воде».
Выступление агитбригады по правилам дорожного движения.
Концертноигровая программа.
22.06.2018
Пт.
День вопросов и ответов (социологический опрос «Мы за
здоровый образ жизни, а ты?»).
Тренинг для волонтеров по программе «Ключи жизни».
Ролевая игра «Мир без наркотиков».
Концертноигровая программа.
23.06.2018
Сб.
Итоговая деловая игра «Мозговой штурм».
Тренинг для волонтеров по программе «Ключи жизни».
Концертноигровая программа.
25.06.2018
Пн.Закрытие лагерной смены.
Торжественная линейка
Тренинг для волонтеров по программе «Ключи жизни».
Концернтноигровая программа.
Подведение итогов, награждение дипломами, закрытие смены.
Литература
13
1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы http://www.isovet.ru/
2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011
3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой,
А.А.Гериш. М., 2002.14
Приложения
Занятие №1
Тема: «Откройте сердце доброте»
В вводном занятии выделяются 3 основных этапа: вводный, который включает знакомство с детьми, с
темой и целями занятия и программы в целом; основной, который включает знакомство с понятием
«добровольческая деятельность», «доброволец». Итоговый этап включает подведение итогов работы,
рефлексию, отражающую отношение обучающихся к проведенному занятию.
Занятие дает первоначальное представление о добровольчестве. В итоге занятия участники смогут
определиться с выбранным видом деятельности, понять свое отношение к нему.
При проведении занятия используются следующие методы: игра, практическое задание, творческая
работа, психологическое упражнение.
Алгоритм проведения занятия «Откройте сердце доброте»: выделение проблемы, сплочение группы
для решения проблемы, практическая работа, представление результатов работы – обсуждение и
корректировка результатов.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задания, важно, чтобы были задействованы все
участники. Это позволяет использовать уникальные способности каждого подростка, даёт им
возможность самореализоваться.
Рефлексия реализуется посредством проведения психологического упражнения «Ассоциация со
встречей», где подросток проецирует эмоции, полученные на занятии на определенный предмет.
Тема: «Откройте сердце доброте».
Тип учебного занятия: Вводное занятие.
Цель учебного занятия заинтересовать детей перспективой участия в программе летнего
профильного объединения «Навигаторы добрых дел».
Задачи:
1. Прививать интерес, уважительное отношение к добровольческой деятельности.
2. Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия ребят в
объединении.
3. Раскрыть понятие «добровольчество».
Прогнозируемый результат: появление интереса у подростков к занятиям в школе «Юный волонтер»,
эмоциональноположительный настрой, знакомство с понятием «добровольчество».
Ход учебного занятия
1. Организационный момент (приветствие, подготовка к учебному занятию).
Добрый день! Я рада приветствовать всех, находящихся в этом зале!
Здравствуйте, ребята! Я прошу вас присесть на стулья.
2. Основная часть (знакомство с группой, создание положительного эмоционального настроя,
постановка проблемы, работа по её решению).
Я очень хочу познакомиться с вами. Прошу вас выставить свою правую ладонь вперед. ( Иду по кругу,
рассказывая стихотворение и прикасаюсь к ладоням детей).
Живу, как умею.
Живу, как могу,
Путем, мне начертанным,
Прямо иду.
Не прячусь от трудностей,
Верю в добро
И очень хочу,
Чтоб всем людям везло.
Люблю добродушных,
А подлых боюсь,
Людей «толстокожих»
Всегда сторонюсь.
Неравнодушных людей я люблю
И сердцем тянусь к их теплу и огню.15
Открыта душой я земной красоте,
Все добрые люди,
Братья вы мне!
Ребята, напишите, пожалуйста, свои имена на бейджах и оденьте их на шею. Это нам понадобиться
для создания нового музыкального хита, который будет называться «Приятно познакомиться!». Все
вместе начинают отбивать равномерный ритм два хлопка, 2 щелчка пальцами рук и т. д. При первом
щелчке пальцами ведущий произносит 2 раза свое имя, затем два хлопка, после этого при первом
щелчке пальцами произносит свое имя, а при втором щелчке пальцами – имя участника, сидящего
справа от него. Тот игрок, чье имя назвали, повторяет то же самое. Например: «Оля, Оля» два
хлопка, «Оля, Игорь» два хлопка, «Игорь, Игорь», два хлопка, «Игорь, Света» и т. д. (провожу игру
«Кепка»)
Спасибо, надеюсь, теперь мы будем добрыми друзьями.
Ребята, а как называют доброго человека? Какими словами? (дети отвечают: ласковый, нежный…).
Молодцы! А еще такого человека называют «сердечный». Почему, как вы думаете? (дети отвечают)
Да, верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим людям исходят из сердца. Положите руку
на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви…
В каждом из нас есть чтото, что мы умеем лучше других и можем поделиться этим с другими. Ктото
хорошо поет, рисует, ктото знает русский язык, ктото умеет слушать и сопереживать, ктото очень
сильный… Сейчас подумайте, что особенного есть в каждом из вас, и чем вы можете поделиться с
другими. Прикоснитесь к сердцу на экране и скажите, чем бы вы могли поделиться с другими, кому бы
вы хотели помочь (Ответы ребят на экране сердце растет).
Посмотрите на экран. Наше сердце стало таким большим! Что вы чувствуете? Приятно ли вам на душе,
стали ли вы чутьчуть счастливее?
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают
основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.
Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Такие люди
были всегда. А как их называют? (добровольцы).
Добровольческая деятельность общественно полезная деятельность, осуществляемая людьми
безвозмездно индивидуально или коллективно на основе их свободного или осознанного выбора.
Часто приходится слышать: «Добровольчество это гдето не у нас», «Ещё несколько лет назад
добровольчества в России не было», «Это вообще в нашей стране невозможно». Это совсем не так.
Для того, чтобы помочь в уходе за больным ребёнком, купить продукты старикам, убрать мусор в
своём дворе не нужно специфических знаний и навыков, не нужно организаторов, призов и бонусов.
Нужно лишь внимание к тем, кто рядом, сопереживания и желание помочь. Согласитесь, ведь это то,
что мы все и так делаем, не требуя вознаграждения или признания, не прося ничего взамен.
Благотворительных фондов очень много, но общероссийская общественная организация Российский
Красный Крест является старейшей благотворительной организацией России. Российский Красный
Крест оказывает помощь людям, находящимся в тяжёлой нужде, жертвам опасных заболеваний,
стихийных бедствий, аварий и катастроф, вооружённых конфликтов. Организация работает также и
для того, чтобы способствовать уважению к человеческой личности, чтобы внушать людям надежду.
Многие известные личности занимаются благотворительностью
Так, символом целой эпохи стала жена первого президента СССР Раиса Максимовна Горбачева
(1932–1999). Она была председателем международной ассоциации "Гематологи мира детям", лично
патронировала Центральную детскую клиническую больницу в Москве, помогала детям с
заболеваниями крови.
Очень известен был своей благотворительной деятельностью выдающийся российский музыкант
Мстислав Ростропович президент Благотворительного фонда, который оказывал помощь детским
лечебным учреждениям Российской Федерации.
Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в
трудной жизненной ситуации и детям, имеющим инвалидность.
Но обязательно ли быть богатым и знаменитым, чтобы помогать людям?
(ответы детей).
А волонтеры в Сочи? Выступить волонтёром на Играх в Сочи2014 имели право все, кому на момент
начала Игр было от 18 до 80 лет. И они отлично справились со своей задачей!
Но! Есть очень серьезные проблемы в обществе, которые мы с вами не можем решить. Посмотрите,
пожалуйста, на экран…(демонстрация роликов).
Очень много людей, которые окружают нас каждый день, нуждаются в любви, добре, помощи. Вы
согласны? Как вы думаете, что мы можем сделать для этих людей? (ответы).
Если мы с вами будем вместе, то мы: (на фоне слайдов из опыта работы предыдущих групп
объединения).
• Не сможем предотвратить все ДТП, но мы можем научить детей правилам дорожного движения!
• Не сможем прекратить войну на Украине, но мы можем организовать сбор гуманитарной помощи!16
• Не сможем построить приют для бездомных животных, но мы можем донести до людей, что они в
ответе за тех, кого приручили!
• Не сможем искоренить наркоманию, но в наших силах объяснить вашим сверстникам, что жизнь
прекрасна и без употребления ПАВ!
• Не сможем продлить жизнь ветерану, но мы можем скрасить его досуг, помочь ему по хозяйству,
чтобы ему легче жилось!
• Не сможем сделать так, чтобы не стало брошенных детей, но мы можем подарить им кусочек своего
сердца, принести праздник в их жизнь!
На наших занятиях мы будем учиться вместе разрабатывать и реализовывать социальные акции и
проекты, готовить праздничные программы для детей и взрослых, организовывать трудовые десанты в
помощь пожилым людям, ветеранам ВОВ и многое другое (фото с акций на слайдах).
Давайте попробуем прямо сейчас решить несколько проблем. Это будет не трудно. Я предлагая вам
детскую игру «Пазлы». На элементах даны проблемы и варианты их решения. Вы должны выбрать все
проблемы и подобрать к ним возможные пути решения (ребята собирают пазлы на полу).
Вы молодцы! Нашли решения всех проблем из предложенных вариантов. А какие решения вы бы еще
могли предложить? (ответы детей).
Спасибо! Давайте закрепим то, что у нас получилось (скрепляем скотчем элементы пазлов).
Посмотрите что у нас получилось! (Переворачиваем пазлы и видим надпись «Я – доброволец!»). И это
правда! Вы готовы стать настоящими добровольцами! Вы со мной согласны? (Ответы детей).
Отлично! Уже сегодня вы сделали первый шаг навстречу ДОБРУ. Вы готовы помогать всем тем, кто в
этом нуждается!
3. Заключительная часть (осмысление содержания занятия, подведение итогов, рефлексия).
Сегодня на занятии мы узнали друг друга, познакомились с понятием «добровольчество»,
попробовали найти решения некоторых проблем, которые нас окружают.
Я хочу поблагодарить вас за продуктивную работу. Мне было очень интересно с вами на занятии, и я
хочу подарить вам частичку своего сердца! (дарю сердечки).
Но мне бы тоже хотелось узнать, как вы себя чувствовали на занятии, понравилось ли оно вам, хотите
ли прийти ко мне снова? (проводится психологическое упражнение «Ассоциация со встречей»).
Если представить, что наше занятие – это какой либо предмет, который нас окружает, то что это, по
вашему? Почему?
Например, для меня сегодняшнее занятие – это солнце, потому что вы все такие яркие, позитивные,
поделились своим теплом друг с другом и со мной. А для вас? (дети отвечают).
Спасибо за вашу позитивную оценку нашего занятия. Всего вам доброго!
Приложение 1
Игра «Пазлы»
Проблема Решение 1 Решение 2
Одинокие пожилые люди Трудовой десант «Благодарность поколений» Акция по реставрации старых
фотографий «Бессмертный полк»
Загрязненная детская площадка Экологический проект Трудовой десант «Пусть играют дети в
чистоте!»
Дети, оставшиеся без попечения родителей Акция по сбору игрушек, новогодних подарков
Организация праздничного концерта к Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце»
Рост употребления психоактивных веществ в молодежной среде Профилактическая акция «Сделай
выбор в пользу жизни!» Конкурс социальной рекламы «100 причин против»
Изолированность
детейинвалидов Организация онлайн – чатов, форумов «Ты не один» для общения, игр. Неделя
толерантности
«Другой, другие, о других»
Большое количество бездомных животных Агитбригада
«Дай лапу, друг!» Распространение листовок на улицах города «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
Рост количества ДТП с участием детей на дорогах города Конкурсная игровая программа для младших
школьников «Безопасное колесо» Акция
«Не спешите водители, вы ведь тоже родители»17
Занятие №2
Игровой тренинг для волонтеров
Тема: Жизнь прекрасна!
Цель: Формирование коммуникативных навыков, актуализация личных жизненных целей и
определениенеобходимых качеств для их достижения.
Задачи:
развивать навыки общения и правильного поведения
развивать умение думать о себе в положительном русле, дифференцируя позитивные и
негативные черты своего характера
формировать умение определять личностные особенности каждого участника
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие: (сидя в круге) Каждый участник приветствует всех присутствующих, называет свое
тренинговое имя (имя написано на бэйджике), представляется в двух предложениях «что люблю, что
не люблю». В ответ группа приветствует участника словами: «Это здорово, ты молодец!»
Релаксация: Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться. Под музыку на экране сменяются
картинки (слайдшоу), участники «путешествуют» в течение 23 минут.
Упражнение «Муха»
Эмоциональный разогрев
Участники закрывают глаза и представляют себя на берегу моря, отдыхать им «мешает» внезапно
прилетевшая муха, «отдыхающие» должны не открывая глаз, только при помощи мышц лица сгонять
надоедливую муху. Второй этап упражнения проводится с открытыми глазами.
«Рука к руке»
Для участия в игре, должно быть нечетное количество участников, а если их четное число, ведущий
играет наравне с остальными и подает команды.
(Меняются команды, меняются пары) Водящий старается себе выбрать пару, кто остался без пары –
водящий.
Для участников важно не остаться одному!!!
По команде играющие выбирают пару и становятся, так как сказал водящий:
Команды:
Нос к носу
Спина к спине
Колени к коленям
Хвост к хвосту
Ухо к уху и т.д.
Упражнение «Прямой эфир»
Основная часть
Участники делятся на две группы, каждая из которых получает задание: « Представьте, что вас
пригласили на телевидение для участия в конкурсе рекламных роликов, каждой из команд необходимо
придумать ролик на тему: «Жизнь прекрасна!». (На выполнение задания дается 10 минут, эскиз
видеоролика выполняется на листе ватмана). После выполнения задания, команды представляют свои
работы.18
Игра «Мое будущее»
Участники сидят в кругу на полу в темном помещении при свечах. Ведущий дает инструкцию. «Давайте
сегодня заглянем в ваше будущее. Наверняка вам хочется, чтобы в будущем вы многое смогли.
Подумайте, чего вам хочется для себя в будущем. Пусть каждый из вас по очереди расскажет группе,
только обязательно громким голосом, о своем будущем, как уже о чемто сбывшемся. Каким вы видите
себя через 1015 лет? (участники сами определяют период), где вы живете, кем работаете, какие у вас
увлечения, какая у вас семья, и т.д. участники рассказывают о своей жизни то, что считают нужным.
Упражнение «Недотроги»
Ведущий рассказывает, что для того, чтобы будущее сложилось именно таким благополучным, как
описали его присутствующие, необходимо уже сейчас закладывать для него фундамент в виде
положительных качеств личности, правильного поведения, и правильно поставленных жизненных
целей.
Каждому участнику раздаются стикеры по количеству присутствующих, на каждом отдельном листике
необходимо написать положительное качество каждого из участников занятия. По сигналу ведущего
необходимо закрепить на спинах товарищей все карточки.
Упражнение «Гром аплодисментов»
Ведущий сообщает о том, что в психологии есть понятие «самореализующееся пророчество», и если
самое сокровенное желание искренне громко прокричать, то
оно обязательно сбудется. Предлагается каждому присутствующему по очереди выйти в середину
круга, взобраться на стул и громко прокричать свое желание. В ответ вся группа одаривает
«кричащего» громкими аплодисментами, и, повторяет его желание в утвердительной форме!
(Например, я хочу окончить школу на «отлично» – ты окончишь школу на «отлично»!)
Подводя итог, каждый высказывает свое мнение о занятии, о присутствующих.
Прощаясь, необходимо смотреть в глаза партнеру, называя его имя, четыре пальца правой руки
сцеплены, а «большие» пальцы «прощаются» друг с другом.
Прощание19
Занятие №3
Занятие по теме: «Люди существуют друг для друга»
Цели: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и
индивидуальности каждого.
Задачи:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое
мнение.
3. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям и к людям в общем.
Планируемый результат: приобретение представлений учащихся о толерантности, как важнейшей
составляющей воспитания, предусматривающего приобщение к духовным ценностям и
общечеловеческим знаниям
Эффект: формирование:
толерантного, уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.
Оборудование:
1. Компьютерная презентация.
2. Воздушные шары.
3. Музыкальное оформление.
4. Веревки для узлов.
5. Конструктор
Волонтер1: Здравствуйте, уважаемые гости!
Ход занятия.
Волонтер 2: сегодня мы хотим представить вам анонс о деятельности нашего отряда (идет анонс 2
мин. Презентация)
Волонтер1: Само слово «Волонтер» в переводе означает «лицо, поступившее на службу»,
первоначально волонтерами были люди, добровольно поступившие на военную службу. Волонтерская
деятельность включает широкий круг деятельности.20
Волонтер2: Волонтерство развивающееся направление, любой, кто трудится на благо других, может
называться волонтером.
Волонтер1: и сегодня мы бы хотели провести занятие для вас.
Волонтер 2:Тема нашего занятия звучит так «Люди существуют друг для друга», это высказывание
одного древнеримского философа Марка Аврелия.
Волонтер 1: Как выдумаете, о чем будет разговор на нашем занятии?
как вы понимаете высказывание Марка Аврелия?
почему данное высказывание актуально и сегодня?
какое слово может объединить все вышесказанные?
Волонтер 2: Вашему вниманию мы предлагает просмотр видеофрагмента мультфильма «Стойкий
оловянный солдатик».
Волонтер1: Скажите, что вы чувствуете, просмотрев отрывок мультфильма «Стойкий оловянный
солдатик» (рассуждения детей волонтеров)
Волонтер 2: сострадание, доброта, взаимопомощь, терпение все это проявление толерантности,
именно об этом и пойдет речь на занятии. Но мы с вами знаем, что толерантность многоаспектное
понятие.
Волонтер 1: Давайте выясним, что такое толерантность? Вы разделены на группы.
Волонтер 2: ваша задача ответить на вопрос, что вы понимаете под толерантностью.
основываясь на следующие принципы:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на любую критику.
Приветствуются даже необычные идеи.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи
Ответить на вопрос: « Что вы понимаете под толерантностью?», запишите на листе все ассоциации,
идеи, возникающие с этим словом.
Волонтер1 : После окончания обсуждения в группах представитель знакомит всех со своими
выводами.
Волонтер 2: существует несколько определений толерантности, обратите внимание на слайд.
Определения толерантности:
1. Сотрудничество, дух партнерства.
2. Готовность мириться с чужим мнением.
3. Уважение человеческого достоинства.
4. Уважение прав других.
5. Принятие другого таким, какой он есть.
6. Способность поставить себя на место другого.
7. Уважение права быть иным.
8. Признание многообразия.
9. Признание равенства других.
10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.21
Волонтер 1: Толерантность заимствованное слово, в нашем языке есть другой синоним данного
словатерпимость. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России
понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века.
Волонтер 2: Толерантность от лат. «терпение» терпимость к чужому образу жизнеповедению, чужим
обычаям, верованиям, мнениям, идеям (Энциклопедия социологии, 2003г.)
Волонтер 1: Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности.
Проявление толерантности это готовность прийти на помощь, быть по отношению к другим
великодушным, это мягкость, милосердие, сострадание.
Волонтер 2:Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит поразному:
внимание на слайд
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или
мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать
иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть чтото или когото (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь
мириться с существованием чеголибо, коголибо).
Волонтер 1: мы обсудили с вами понятие «толерантность», познакомились с научными определениями,
а следующее упражнение позволит подойти к этому определению с другой стороны. В определении
толерантности заложено уважение, принятие и правильное понимание форм самовыражения и
способов проявления человеческой индивидуальности.
Волонтер 2: И мы вместе с вам попытаемся выполнить следующие упражнения «Я умею, я смогу
научить и тебя».
(дети обучают друг друга тому, что умеют)
Спилинг (из шариков).
Дыхательная гимнастика.
Вязка узлов.
Волонтер 1.
Главная наша миссия помощь людям находит свое отражение в словах Марка Аврелия «Люди
существуют друг для друга». На этом наше занятие подходит к завершению.
мы хотели бы пожелать вам следующее.
Волонтер 2:
Тропинок много разных в жизни нашей
У каждой есть своя земная суть
Дорога добрых дел всех чище и всех краше
И дай вам Бог оттуда не свернуть!
Дорога добрых дел всегда прямая
Каким тернистым не был бы ваш путь
Его найдете, устали не зная,
И дай вам Бог оттуда не свернуть!(Музыка иди всегда дорогою добра)
22
Занятие №4
Цель: развитие умения отказывать в случаях опасного соблазна (курения, алкоголя, наркотиков,
преступления)
Тренинг «Умей сказать нет»
Время занятия: 2030 минут
Оборудование: Стулья поставлены по кругу, изображение примерного подростка и распущенного
подростка прикреплено к доске, полоски бумаги шириной 10 см и маркер23
Участникам объясняется ход занятия и его цель.
Ход:
Слад №1: Важное действие в жизни человека это умение отказать в разных жизненных ситуациях. К
сожалению, опасность соблазна попробовать спиртное, наркотики, пойти на преступление грозит не
только взрослым людям, но и подросткам, поэтому важно уметь адекватно реагировать на
создавшуюся ситуацию. Сегодня мы попробуем потренироваться и составим универсальную формулу
отказа.
Упражнение «Что для вас?»: Участникам по кругу предлагаются ситуации, события, люди, явления, а
они пытаются ответить, что они под этим понимают.
(юноша, девушка, семья, друзья, конфликт, учеба, нежность, горе, деньги, одиночество, счастье)
Упражнение «Отказ»: Участникам предлагается разбиться на группы 34 человека и разыграть
ситуацию, а которой исходным итогом нужно сказать «Нет» своему оппоненту. Ситуации группы
выбирают по заранее подготовленным карточкам. Приложение №1
Упражнениетренинг «Мой ум говорит»: Участникам предлагают вспомнить ситуацию, в которой их
заставляли делать, чтото плохое, опасное, запретное. Проговорить, что подсказывал им их ум и
разделить «Грязные мысли» от «Чистых мыслей»
Если я откажу, то подумают, что я трус
Если я откажу, то со мной не будут дружить
Если я откажу, то будут надо мной смеяться
Грязные мысли:
●
●
●
Чистые мысли:
●
●
●
Беседаразмышление «Формула отказа»: Участникам предлагается поразмышлять над тем, как нужно
вести себя, что нужно говорить и делать, чтобы отказать.
Это мой выбор
Я могу преодолеть свой страх
Нужно сказать: «Нет» и я это сделаю
Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и
поможет тебе снять напряжение.
Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, приняв дозу, ты избавишься от всех
проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.
Знакомые предлагают пойти побить, когонибудь или украсть, ведь это докажет, что ты смелый и
отважный.
Приятель предлагает попробовать спиртные напитки за компанию, утверждая, что это безвредно, и
поможет тебе снять напряжение.
Знакомые предлагают тебе закурить, утверждая, что, когда куришь ты, выглядишь взрослее.
Приятели предлагают попробовать наркотик, утверждая, что, приняв дозу, ты избавишься от всех
проблем, что наркотики помогают преодолеть жизненные трудности, найти решение проблемы.
Знакомые предлагают пойти побить, когонибудь или украсть, ведь это докажет, что ты смелый и
отважный.24
Занятие № 5
Тема: «Волонтерство это мода или добро»
Цели:
Становление нравственно –зрелой личности, воспитание желание совершать добрые дела.
Задачи:
1.Продолжить формирование нравственноэтических понятий как доброта, отзывчивость,
сострадание, добровольчество, волонтерство.
2.Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в
добровольческой деятельности.
3.Воспитывать нравственные чувства.
4.Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения, потребность совершать
добрые дела.
Вступительное слово
Доброе утро, ребята!
1Сегодня я проведу занятие по теме «Волонтермода или добро».
Если люди не научатся помогать друг другу,
То род человеческий исчезнет с лица земли.
Так сказал Всемирный известный британский писатель Вальтер Скотт.
Если заглянуть в словари, то волонтер (доброволец) это человек, участвующий (абсолютно
бесплатно) в различных социальнозначимых кампаниях: распространении необходимой информации,
подготовке и проведении общественных акций.
Волонтер это человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию
социально значимых проектов.25
Волонтерство для человека это возможность набрать социальный опыт, получить рекомендации для
дальнейшего продвижения и карьерного роста.
Ребята, а волонтеры нужны? Как вы думаете?
Волонтер – человек нужный. Специалисты утверждают: за волонтерским движением – будущее.
Волонтерство позволяет человеку, "не ломая" свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью
реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.
5Почему люди становятся волонтерами?
(Учся называют причины.) Да, ребята, причины могут быть разными, и вот основные:
Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно
идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость,
самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет
реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и
комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной
причиной работы в качестве волонтера.
Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми
возможностями.
Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки,
значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
Финансовые соображения. Возможность чтото заработать тоже может быть стимулом.
Безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно чтото получает, будь то моральное
удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно — волонтер в настоящем его понимании
работает не ради денег. Но он может получать какиелибо материальные выгоды в той или иной
форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное
положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается
именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться
новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском
движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от
возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент,
выступления, написание сценариев, дизайн.
Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами — то это
выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой — иди в волонтеры, там можно изменить
ситуацию. Есть проблемы с общением — иди в волонтеры, найдешь новых друзей и
единомышленников.
Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это
волонтерское движение.
Способ поделиться своим опытом. То , что пережили, помогают предотвратить.
Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц,
организаций или просто инициативных людей.
Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над
серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и...
оригинальность.
Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ
— поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернетресурсов, компьютеров и.т.п.
Вывод: Вот поэтому люди становятся волонтерами.26
6Ребята! Что вы можете сказать о волонтерах нашего района? Нашей школы? Какими делами они
занимаются? Кого вы можете назвать активными волонтерами? Может быть в вашем классе есть
волонтеры? Послушаем маленький репортаж.
Алина участница открытого регионального конкурса «Учись побеждать»( «Learn to win!»)
в рамках подготовки к XXVII Всемирной летней
Универсиаде 2013 года в г.Казань (выступление Алины)
7 Ребята! А как вы думаете вот сейчас мы все готовимся к универсиаде , активно начали действовать
волонтерские группы. А не останется ли она лишь модой? Не прекратят ли работу волонтеры после
универсиады?
(выступления учащихся)
Звучит песня «Тимуровцы»5 секунд –громко, затем медленно…
Конечно нет. Я сама в мои школьные годы была правой рукой своего классного руководителя,
примерным учеником, активной пионеркой, преданным секретарем комсомольской организации,
организовывала все мероприятия не только класса , но и школы. В то время наша жизнь точно также
кипела!!! Если бы вы знали как нас принимали в пионеры? Как мы вступали в комсомол?? А как
работали тимуровцы? И у нас была одна цель –делать добро людям, не обижать младших, помогать
пожилым, беспомощным людям. И у меня это и сейчас в крови. Увижу как ктото попадает в беду, так
иду на помощь, идет старушка с тяжелой сумкой –помогаю нести, иногда даже они удивляются
этому ?! Нас так воспитала пионерская организация, комсомольская организация. Не могу забыть как
летом мы вставали на звон горна в 6 часов и делали зарядку в сводном отряде, выпускали газету,
ставили концерты родителям. Нас никто не просил, а мы сами ходили убирать территорию ,где
должны были проводить Сабантуй. Чтобы людям было приятно!!!
А ваши мамы или бабушки что рассказывают?
Это же то же самое ,что волонтер, что пионер, что комсомольская организация, Они все делают одно
дело ДОБРО!
Говорить о волонтерском движении как о явлении можно только учитывая, что все волонтеры
руководствуются в своей деятельности одним общим принципом помогать людям! Ведь в основе
волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком
помоги другому!
Ребята, а кому вы помогаете?
8Итак, основываясь на семи базовых принципах волонтерского движения,
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ: Мы работаем круглые сутки, но никогда не берем денег;
НЕЗАВИСИМОСТЬ: Нами руководят нужды, а не короли;
ЕДИНСТВО: У нас много идей, но один идеал;
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ: Мы уважаем нации, но пересекаем границы, чтобы оказать помощь;
ГУМАННОСТЬ: Мы служим людям, а не системам;
БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ: Мы заботимся о жертвах виновных и невиновных;
НЕЙТРАЛЬНОСТЬ: Мы берем инициативы, но никогда не берем стороны.
давайте создадим 3 группы : социальная группа, экологическая группа, творческая группа.
Какие виды деятельности вы будете выполнять работая в этих группах?
Выступления учащихся.
У. Как мы видим, каждая группа, выполняя свою работу старалась делать доброе дело. А ведь как я
уже говорила,
Если люди не научатся помогать друг другу,
То род человеческий исчезнет с лица земли.Ребята, уважайте своих близких, помогайте другим, не забудьте, что заботливое отношение к
взрослым, к родителям признак высокой культуры человека.
И прежде чем проститься, мне хотелось бы выявить ваше отношение к теме классного часа. Если вам
понравился классный час ,возьмитесь за руки и дружно присоединяйтесь к песне, к гимну.
9Звучит гимн, поют песню стоя все.
27